3 класс что такое легенда

История происхождения легенд

3 класс что такое легенда Кристина Ванатова
История происхождения легенд

Задолго до появления письменности у древних народов возникали истории, в которых рассказывалось о происхождении мира, о богах и о героях, совершавших необычные подвиги во имя справедливости и добра. В этих легендах нашли отражение первые и достаточно примитивные представления людей о мире, казавшемся непонятным, загадочным и полным чудес. Легенды представляют собой один из видов сказочной прозы. Вероятнее всего, первые такие народные сказания появились задолго до письменной речи и сначала передавались от поколения к поколению в виде устных преданий. Впоследствии рассказы о волшебных превращениях и подвигах героев стали заноситься на бумагу, обрастая при этом новыми невероятными подробностями. Исследователи фольклора полагают, что события и личности, нашедшие отражение в легендах, во многих случаях не были полностью вымышленными. Создание легенды начиналось с обычного повествования о том, что было в действительности.

В центре традиционной легенды обычно находится предание о какой-либо исторической личности или событии, имевшем место в действительности. Материалом для создания легенд выбирались, конечно, не рядовые события и жизнеописания обычных людей. Легенды чаще всего описывают овеянные славой дела и поступки тех, кто в действительности обессмертил свое имя в истории. Со временем легенды часто получали дополнительный социальный, религиозный или нравоучительный смысл.

Сам термин «легенда» пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает «то, что должно быть прочитано» (legenda). Изучая терминологию по теме, я выделила следующие определения понятия «легенда»:

ЛЕГЕНДА (иноск.) – выдумка.

Обычно легенды представляют собой короткие, несложные по построению повествования с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста объясняется импровизацией рассказчика при исполнении. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Легенды – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны или одноэпизодны.

Легенда- очень динамичный жанр. Следует отметить, что сегодня этот жанр переживает второе рождение. Общество, сталкиваясь с неизвестным, непознанным, начинает создавать новые легенды. Например, об инопланетянах, похищающих людей, о чудовище озера Лох-Несс, о системе пирамид и других объектов, препятствующих разрушению цивилизации, о людях-героях – наших современниках. Кроме этого, легенды рождаются и из литературных произведений, если их, конечно, написал настоящий мастер. Например, роман Толкина «Властелин колец» воспринят англичанами как эпос. Истории, изложенные в этой трилогии, стали легендами.

Христианская легенда традиционно включает в себя оценку событий соответственно христианским нормам жизни. Она более обобщена, чем предание. Общим же как для повествования, так и для легенды является их единая основа – определенные исторические события. Последние, как правило, драматичны. Попробуем подробнее ответить на вопрос о том, что такое легенда. Религиозная легенда, как уже отмечалось, может иметь форму драматического миракля (средневекового рассказа о чудесах, вершимых святыми). Впрочем, легендыимеются и в других религиях: буддизме, иудаизме, мусульманстве. Жанр приобрел более широкое, внеритуальное значение. Его предметом становилось повествование о герое, историческом деятеле или событии. Некоторые легенды, несомненно, связаны с Библией. В них выступают лица и Ветхого, и Нового Заветов. Адам, Ева, Ной, Соломон, Илья-пророк, Христос, его апостолы, святые – постоянные действующие лица легенд. Некоторые близки к житиям святых, основой для других послужили апокрифы (произведения на религиозные темы, которые в ряде вопросов расходятся с официальным учением церкви). Среди легенд апокрифического происхождения есть сюжеты о борьбе Бога против дьявола при сотворении человека. Большинство легенд, при их близости к религиозной литературе, являются продуктом народной фантазии. В своей книге А. Н. Афанасьев справедливо полагает, что обильным материалом для легенд служила также «языческая старина».

В легендах о сотворении человека мы найдем много расхождений с Библией. Например, в легенде о Ное праведном из сборника А. Н. Афанасьева первым человеком оказывается не Адам, а Ной, из ребра которого сотворена Ева. Оба они изгоняются из райского сада. Но центр тяжести не в рассказах о сотворении человека, а в том, как дьявол соблазняет жену Ноя, как она выдает ему тайну ковчега, т. е. в сюжете, отличном от Священного писания. Особую группу составляют этногонические легенды о появлении разных народов и племен.

3 класс что такое легендаФотоотчет «Рождественская история» «… учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В. А. Сухомлинский Одна из сложнейших и актуальных.

История Воронежа для детей 5–6 лет История Воронежа Воронежская крепость переживала непростые времена: после своего возведения она в апреле 1590 года была сожжена. Прошло.

История детской игрушки История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию,.

История нашего храма Первые данные о деревянной церкви находим за 1628 г. В документах говорится: «…а в селе церковь Введения Пречистой Богородицы древянна клетцки.

3 класс что такое легендаЛэпбук «История флота» Лэпбук «История флота» Цель: Познакомить детей с историей русского флота. Задачи: углублять, расширять и закреплять знания детей о важных.

Презентация «История книжки» Презентация выполнена в соответствии с ФГОС и общеобразовательной программой «От рождения до школы» (см. раздел по ознакомлению детей подготовительной.

Проект «Мучная история» Название проекта «Хлебная история» Методические рекомендации: • Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и затрагивает.

3 класс что такое легендаСценарий детско-родительской конференции «История костюма — история и культура страны» Предлагаю Вам сценарий детско-родительской конференции «История костюма – история и культура страны». В подготовке и проведении конференции.

Стихотворение «История ПДД» Историческая сказка Сегодня начинается. Прошлое про ПДД Узнать нам полагается. Лет этак 2000 назад В Греции, при Цезаре, На колесницах.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 62. Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, донести до читателя, ради чего текст написан.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

В основе юмористических рассказов может лежать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои.

Произведения о добре и зле, юмористические произведения, легенды, мифы, юмор, рассказы для детей, повесть, герои, характеры, литературное произведение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем:

Основное содержание урока

Рассказ «Как получаются легенды?» открывает повесть Григория Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка».

Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы. В каждой стране, в каждом городе, даже в каждом дворе рассказывают свои мифы и легенды. А перед тобой, уважаемый читатель, лежат легенды, которые рассказывают друг другу в Лавровом переулке.

Наверняка и в твоей семье есть свои мифы и легенды. Очень часто родители выдумывают их, чтобы объяснить маленьким детям, как правильно себя вести. Но теперь вы уже учитесь в 3 классе и не верите во всякие выдумки!

Но почитать и послушать как родители и писатели их рассказывают – любите, а иногда и придумываете сами.

Просто есть такое, что бывает часто, и про это знают все, а есть случаи, про которые трудно сказать, были они или нет. Может, и были, только очень давно или очень редко. Про то, что случается часто, пишут учебники, а про то, что то ли было, то ли нет, рассказывают легенды и мифы.

Вот, например, легенда из Лаврового переулка про мальчика, который никогда не умывался.

Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты похож?»

А он отвечал: «На дедушку и немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе».

В конце концов он стал такой грязный, что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти в лес, и всю дальнейшую жизнь он прожил там, сидя на дереве.

Эта легенда показалась тебе смешной?

Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. Эта девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не принёс. Говорят, она до сих пор где-то летит вверх ногами.

Ты ведь каждый день хорошо завтракаешь? Ты же не хочешь, чтобы ветер унёс и тебя?

А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам одеваться. Не умел и не хотел учиться. Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал лейтенант. А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.

Но однажды генерал забыл его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в простыню. Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от смеха.

Эта легенда рассказывает о том, как важно быть самостоятельным и всегда учиться новому, чтобы не отставать от сверстников.

Вот такие удивительные мифы и легенды рассказывают родители своим детям в Лавровом переулке. Конечно, эти легенды являются выдумкой, и тебя никогда не унесет ветер, и мама тебя всегда узнает. Но они, в юмористической форме, учат тебя, как нужно правильно поступать.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Прочитайте текст и заполните пропуски.

А ещё рассказывают про мальчика, который не умел сам _________. Не умел и не хотел __________. Этот мальчик потом вырос и пошёл служить в армию солдатом. Но одеваться он так и не научился, и в армии каждое утро его одевал __________. А потом он сам стал лейтенантом и его каждое утро одевал майор. А когда он стал майором, его приходил одевать генерал.

Но однажды генерал ________ его одеть, и майору пришлось идти на военный парад, завернувшись в _____. Завёрнутый в простыню майор шёл впереди солдат, а солдаты не могли идти, потому что падали от _____.

Разбор типового контрольного задания

Вычеркните одно лишнее слово из каждого ряда.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Г.Б.Остер «Как получаются легенды».Что такое легенда. Легенды своего села.»»

Тема урока : Г.Б.Остер «Как получаются легенды».Что такое легенда. Легенды своего села.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»

Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.

Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся ; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные : знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды .

Метапредметные . Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала ; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные : оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Информационный материал : учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды села Рековичи

Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.

Интерактивный материал: презентация к уроку ( вложение – 9слайдов).

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!

«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).

Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.

Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.

Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.

Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов

А) Проверка домашнего задания.

Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса.

— Книги какого автора представлены на выставке?


2) Защита проекта учащимися

— Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? ( Г.Остер «Вредные советы»)

— Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы

— Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме ?(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)

— Как выполняли и какой продукт получился? ( Дети показывают проект и читают 3 стихотворения Г.Остера и 3 стихотворения собственного сочинения)

Так чему же учит это произведение Г.Остера? ( Быть воспитанными )

3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопросов

Он часто прохаживался по старинным переулкам,

слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.

— Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат

— Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?

— Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (. )

— А вы хотели бы это узнать? (Слайд 4)

Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»

— Так что же писал Г. Остер после прогулок? ( Мифы и легенды )

— А вы знаете, как получаются легенды? (. )

III. Построение проекта выхода из затруднения ( Постановка темы и задач урока):

-Предположите, какая будет тема урока?

-Тема Г.Остер «Как получаются легенды» (Слайд 5)

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.

Узнать что такое легенды и мифы

Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»

Определить главную мысль произведения

Сочинить свою легенду (Слайд 6)

IY. Совместное открытие знаний

Словарная работа. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова

-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?

— Посмотрите в толковом словаре Ожегова ( Дети читают вслух, потом возникает слайд )(Слайд 8)

легенды – 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,

2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы – 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;

2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

(На доске вывешиваются плакаты: легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)

Антиципация чтения ( прогнозирование содержания чтенения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста )

Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? ( Высказывание своего мнения и его обоснование.)

Первичное знакомство с произведениемГ.Б.Остер «Как получаются легенды».

— Первый абзац читает учитель

— Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?

— Прочитайте до слов «Есть другая история. ».

— Как вы думаете, что произойдет далее?

— Прочитайте последний абзац.

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.

— Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения.

Вы ответили….Угадали ли вы содержание данных легенд?

YI. Первичное закрепление во внешней речи.

1.Повторное чтение рассказа. Беседа по содержанию

(Дети читают сначала про себя, а потом вслух)

-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.

— Прочитайте произведение вслух.

— Какие вопросы вы приготовили? Задайте.

2.Постановка концептуальных (смысловых) вопросов по тексту.

-Ребята,объясните как же получаются легенды?

( Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические. )

Для чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»

( Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших )

YII. Самостоятельная работа

1.Работа с текстом легенд о родном крае.

– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Рековичах.

( Учитель дает карточки с текстом :

Легенда о первой Рековичской церкви.

Давным-давно, когда река Десна еще была судоходной, а леса были настоящими дебрями, в них водилось много птицы и зверья. В ту пору жили в лесу люди, промышляющие разбоями и грабежом. Они грабили лодки, идущие по реке, купеческие обозы с товарами, проходящие по Рековичской земле.

Одному из разбойников понравилась молодая девушка – дочь князя Мещерского. Эти люди выкрали молодую барышню и увезли в поповские леса (так назывались леса на берегу Десны). Молодая княгиня была смелой и находчивой. Когда разбойники уснули в своем лагере, она бросилась бежать. Грабители обнаружили пропажу только под утро и кинулись вдогонку. Выбравшись из леса, девушка заметила погоню и спряталась на поле под снопом со льном. Не найдя никого, преследователи вернулись в свое логово.

В честь возвращения дочери князь велел построить церковь. Так в 17 веке появилась первая деревянная церковь в честь Казанской иконы божьей матери (домовая церковь князей Мещерских).

Легенда о происхождении села Рековичи

Во время Отечественной воны 1812 года по нашей земле проходили войска Наполеона. Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, французы предпринимали неоднократные попытки захватить их. Захватчики встречали решительное сопротивление партизанских отрядов.

Покидая наши места, Наполеон, якобы, потерял здесь рукавицу – оттого и произошло название села Рековичи.

-Подготовьтесь прочитать их вслух.

– Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (П редание о каком-нибудь историческом событии)

– Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

2. Сочинение легенды (Совместная работа с учителем)

-Давайте попробуем сочинить легенду. Я начну, а вы продолжайте.

В одной деревне жила умная девочка. Она хорошо училась и за это родители подарили ей смартфон. Девочка постоянно ходила с этим телефоном, даже на переменах не выпускала его из рук. И вот однажды…

-Продолжите пожалуйста, что случилось.( Ответы детей )

— Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?

-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу (Слайд 9)

Сегодня на уроке я узнал(а)…

На этом уроке я похвалил(а) себя за …

После урока мне захотелось …

Как вы оцените свою деятельность на уроке (Смайлики)

IХ. Домашнее задание.

1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.

2) Узнать у родителей легенды семьи или доме

Источник

Открытый урок по литературному чтению на тему «Как получаются легенды»(3 класс)

Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды родного края.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды.

Планируемые результаты (УУД) :
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды Самарской области
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку.

Ход урока (1, 5 мин)
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
• Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
• Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.(два)
• Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов. (30 сек)
А) Проверка домашнего задания.
1) Рассматривание выставки книг Остера Г.Б.

— Книги, какого автора представлены на выставке?
— В Каком городе жил Г. Остер? (Одесса)


2) Дети читают или рассказывают свои советы учащимися. (20 сек)
— Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)(1слайд)

Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы ? (1мин 10сек)

( Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет :

Вам было задание на выбор выучить или сочинить свои полезные или вредные советы.( 5-6 мин)

Дети читают 3 стихотворения Г. Остера и 3 стихотворения собственного сочинения.

— Так чему же учит это произведение Г.Остера? ( Быть воспитанными )
3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопросов.( 1 мин)
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе,
Он часто прохаживался по старинным переулкам, слушал, как шелестят листья лаврового дерева, и вдыхал их аромат.
(Слайд 2)
— Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
— Ребята, а у нас растут такие деревья?

— Сейчас я вам расскажу легенду о происхождении лаврового дерева. Слушайте и думайте, что же означает слово «легенда»? (16 сек)

(Слайд 7)
легенды – 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.
мифы – 1. Древнее народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;
(На доске вывешиваются плакаты : легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)

-Как вы думаете, для чего нам нужны легенды и мифы?

Y.Физкультминутка. (1мин) (слайд 8)

3) Первичное знакомство с произведением Г.Б. Остера «Как получаются легенды».
-Сейчас предлагаю вам внимательно посмотреть и послушать чтение произведения Г.Остера «Как получаются легенды». Слушаем внимательно, будет задан вопрос. (30 с)

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение. (1мин)

— А можно ли сказать, что это произведение чему- то нас учит?

YI. Работа в парах. Самостоятельная работа (7 мин)

1. Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.

— Какие вопросы вы приготовили? Задайте.


YII. 1. Легенды о родном крае.
– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Самарской области.
Послушайте. (Слайд 9, 10)
Легенда о Хозяйке Жигулёвских гор(1,20) ( слайд 11 )

Еще в XIX веке народ обратил внимание на то обстоятельство, что большинство былин и сказаний Самарского края сходятся на одном и том же легендарном персонаже – Хозяйке (или Волшебнице) Жигулевских гор. Согласно преданиям, она живет, в таинственных пещерах лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям.

Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземелье, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша, где находится единственный водный источник Жигулевских гор.

Легенда о Молодецком кургане.(1мин) (слайд 12)

С названиями этих мест связана трагическая легенда, повествующая о любви и предательстве. Жил когда-то в Жигулевских горах охотник, и была у него суженая. Сильно любил он свою Дарьицу, но избрали друзья его атаманом, стал он бывать в разных странах, да и изменил ей с заморской красавицей.

2. Работа в парах. Собрать легенду.
Детям раздать текст легенды, разрезанный по частям. Их задача: правильно по смыслу собрать текст и прочитать его.( Легенда о Синей Птицы или Птице Счастья. )

Слайд 13 Легенда о Синей Птицы или Птице Счастья.

Жила когда-то женщина и у неё было три сына: старший, средний, младший. Однажды женщина заболела. Ей не помогали ни старшие сыновья, ни лекарства. А вот младший её сын ухаживал за ней.

И если кто-нибудь, когда-нибудь увидит её, то обязательно вам повезёт.

YIII. Рефлексия. 1,15
— Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами?

— С каким произведением Г.Остера мы познакомились сегодня?

— Как вы поняли значение слов «Легенда» и «миф»?

— А зачем они нужны современному человеку?

(Да потому что древние мифы легли в основу современной культуры. Без хорошего знания мифов остаются непонятными многие известнейшие произведения литературы, живописи, скульптуры.)

— Кому понравился урок, кто понял, о чём сегодня рассказывалось, поднимите зелёную карточку « Я всё понял (а)»

— Кому не понравился урок, кто испытал сложности, поднимите синюю карточку с надписью «Дополнительно подойду к учителю».

ОЦЕНКИ

IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор) (слайд 14)
1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей легенды семьи или доме
3) По желанию сочинить легенду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *