300 детей погибших в канаде что случилось
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
На территории бывшей школы-интерната были обнаружены останки 215 детей
На территории бывшей школы-интерната были обнаружены останки 215 детей
Эта ужасная находка ждала своего часа несколько десятилетий, и для тех, кто жил в школе-интернате Камлупса в Британской Колумбии и остался жив, факт того, что на территории школы умирали и были похоронены дети в возрасте от 3 лет, дает понять ту скорбь, которую они несли всю свою жизнь.
«Меня захлестнуло уныние, доставило много боли и страдания, когда наконец все, все узнали о том, что, как мы предполагали, там происходило», — сказал Харви Маклауд, который посещал школу в течение двух лет в конце 1960-х годов, в телефонном интервью CNN в пятницу.
«Настолько нереально, что ещё в недавнем прошлом для многих из нас, живущих здесь, все это было реальностью», — сказал он.
Община Tk’emlúps te Secwépemc в южной части Британской Колумбии, где находилась школа, в четверг вечером опубликовала заявление о том, что «немыслимая трагедия, о которой многие говорили, но не было никаких фактов», подтвердилась.
«В минувшие выходные с помощью гео-радиолокации подтвердились во всей своей ужасающей неопровержимости предварительные предположения: были обнаружены останки 215 детей, которые были учениками индейской школы-интерната Камлупса», — сказала глава общины Tk’emlúps te Secwépemc Розанна Казимир.
«Насколько нам известно, этих детей считали без вести пропавшими и не документировали их гибель», — говорится в заявлении.
В течение десятилетий, по словам Маклауда, он и другие воспитанники этой школы задавались вопросом, что случилось с их друзьями и одноклассниками.
«Иногда они не возвращались, мы радовались за них, думая, что они убежали, хотя не знали наверняка, так ли это или с ними что-то случилось», — сказал Маклауд, который сейчас является вождем правительства Верхней Николы Британской Колумбии.
«Были предположения, что такое, возможно, могло произойти, что они, возможно, скончались, — говорит он, добавляя, — Вчера я понял, насколько сильным был, когда был маленьким мальчиком, насколько сильным я был, что дожил до сегодняшнего дня, потому что знаю, что многие не вернулись домой».
Школа-интернат для индейцев в Камлупсе была одной из крупнейших в Канаде и действовала с конца 19 века до конца 1970-х годов. Первоначально она находилась в ведении католической церкви, но в конце 1960-х годов получила статус федеральной.
Примерно десять лет спустя её окончательно закрыли, и теперь в ней расположен музей, также здание используется в качестве общественного центра, где проходят культурные и мемориальные мероприятия.
Лидеры общины сообщили, что расследование будет продолжено совместно с Управлением коронера Британской Колумбии с целью идентификации останков. Главный коронер Лиза Лапуэнт опубликовала заявление, в котором говорится, что её офис находится на начальной стадии процесса сбора информации.
«Мы признаем трагическое, душераздирающее опустошение, которое канадская система школ-интернатов нанесла столь многим, и наши мысли со всеми теми, кто сегодня скорбит», — сказала она.
В 2015 году Канадская комиссия по установлению истины и примирению опубликовала доклад, в котором подробно описывались разрушительные последствия национальной системы школ-интернатов. Тысячи детей, в основном из числа коренных народов, были разлучены со своими семьями и были вынуждены посещать школы-интернаты.
В докладе подробно описываются десятилетия физического, сексуального и эмоционального насилия, которому подвергались дети в государственных и церковных школах.
«Известие о найденных останках на территории бывшей школы-интерната Камлупса разбивает мне сердце – это болезненное напоминание о той темной и позорной главе в истории нашей страны. Я думаю обо всех, кого затронула эта печальная новость. Мы сопереживаем вместе с вами», — написал в пятницу премьер-министр Канады Джастин Трюдо в своем Твиттере.
В интервью CNN Кэролин Беннетт, министр Канады по делам Короны и Коренных народов, заявила, что эта находка напомнила всем канадцам об «очень горькой правде» и «ужасной главе в канадской истории».
«По этой причине в пяти призывах к действиям (в докладе) Комиссии по установлению истины и примирению говорилось о необходимости того, чтобы мы занялись пропавшими детьми и безымянными могилами, потому что они знали, что есть гораздо больше, чем они смогли выяснить в ходе заседаний», — сказала Беннетт.
В рекомендациях комиссии указывается 94 призыва к действию в качестве средства правовой защиты и налаживания отношений. Группы по правам коренных народов говорят, что очень немногие из них были приняты во внимание, включая необходимость обеспечения равенства в области здравоохранения и образования между детьми из числа коренных и некоренных народов.
В 2019 году Трюдо заявил, что он и его правительство согласились с тем, что вред, причиненный коренным народам в Канаде, равносилен геноциду, и заявили, что правительство будет предпринимать шаги, чтобы «положить конец этой продолжающейся трагедии».
Маклауд говорит, что система школ-интернатов оставила шрамы в душах не одного поколения в его семье, и жестокое обращение, которому он подвергся в школе Камлупса, живет в страшных воспоминаниях его самого, его семьи и его бывших одноклассников.
«Насилие, которое я пережил, было физическим, да, было сексуальным, да, и в 1966 году я был человеком, который больше не хотел жить, это изменило меня», — сказал Маклеод, сравнивая травму, которую ему нанесли, с травмой военнопленного.
Он говорит, что попал в школу в 1966 году вместе с большинством своих братьев и сестер.
«Семеро из нас учились там одновременно, в той же школе, куда ходили мама и папа, выбора не было, это было требование, это был закон. И я могу только представить, что чувствовали мои мама и папа, когда они отправили некоторых из нас туда, зная, через что сами прошли в этой школе», — сказал он.
Как было задокументировано Комиссией по установлению истины и примирению, многие дети в школах-интернатах не получали адекватной медицинской помощи, а некоторые преждевременно умирали от таких заболеваний, как туберкулез.
По оценкам комиссии, за несколько десятилетий в школах-интернатах скончалось более 4000 детей, но в окончательном докладе комиссии авторы признают тот факт, что определить точное число невозможно.
Маклауд говорит, что открывшийся на этой неделе факт в отношении его бывшей школы уже помог его знакомым представителям общины обсудить жестокое обращение, которому они подверглись, и ту травму, которую причинили нескольким поколениям.
Он говорит, что хотел бы внести свою лепту в налаживание отношений и не собирается тыкать в кого-то пальцами, обвиняя.
«Я простил, я простил своих родителей, я простил своих обидчиков, я разорвал цепь, которая связывает меня с этой школой, я больше не хочу там жить, но в то же время хочу, чтобы люди, которые не вернулись домой, не были забыты, получили свою долю уважения, и в определенном смысле все-таки были возвращены домой», — сказал он.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Канада отказывается расследовать убийства тысяч детей
Канадское правительство старается не допустить объективного расследования преступлений против коренного населения Америки. Речь о захоронениях, которые были обнаружены в мае-июне 2021 года в провинциях Британская Колумбия и Саскачеван. На территориях, некогда принадлежавших «школам-интернатам» в Камлупсе и Мэривел, были найдены 966 безымянных детских могил.
В то же время канадское правительство отказалось от проведения расследования вновь выявленных преступлений. Оттава заявила, что погибшие дети стали «жертвами заболеваний и несчастных случаев». Исходя из этого, Россия, Китай, Белоруссия, Иран, Северная Корея, Сирия и Венесуэла на 47-й сессии Совета ООН по правам человека выступили с призывом провести международное расследование.
Для нашей страны эта инициатива имеет особенное значение. Ведь в интернате-тюрьме Камлупса «учились» и дети тех, кто некогда являлся подданными Российской империи. Конкретно, это выходцы с тех территорий Британской Колумбии, которые граничили с Аляской. До 1867 года эти земли находились под протекторатом российского императора. В соответствии с Конвенцией об уступке Аляски они перешли Соединённым Штатам. По условиям соглашения США обязались гарантировать всему местному населению правовую защиту. Однако вскоре Вашингтон почему-то признал территории, граничившие с Британской Колумбией, «спорными». В 1903 году состоялся международный арбитраж. По его итогам часть пограничных территорий отошла Канаде. При их передаче американцы никак не оговорили права местных индейцев, которые не по своей воле стали канадскими подданными. Тем самым грубо нарушили Конвенцию об уступке Аляски. Тот факт, что в дальнейшем дети бывших подданных Российской империи оказались в заведении Камлупса и могли стать жертвой царившего в нём режима, является поводом для проведения ревизии выполнения Конвенции 1867 года.
Однако для эффективности международного расследования необходимо правильно сформулировать его будущие задачи.
Против автохтонного населения Америки применили все известные на тот момент человечеству технологии истребления. Индейцев, эскимосов, алеутов не только заключали в тюрьмы-интернаты. Их убивали, жгли, мучили, а также целенаправленно калечили. В последнем случае было распространено массовое отсечение конечностей, вследствие чего несчастные становились «живыми трупами».
Колонизаторы искусственно провоцировали голод. С этой целью применялась такая технология, как «экоцид». Под это понятие подпадает полное уничтожение бизонов, служивших для многих индейцев основным источником пищи, одежды и жилья.
Наконец, европейские колонизаторы завезли в Америку такие инфекционные болезни, как оспа, тиф, корь, грипп, бубонная чума и другие. Прекрасно зная, что у индейцев, не знакомых с новыми видами заболеваний, отсутствовал иммунитет, европейцы всячески способствовали распространению новых вирусов. Документально подтверждена массовая раздача вещей, заражённых оспой. Этот способ изощрённого массового истребления называется «биологическая война».
В итоге было уничтожено 100 миллионов представителей коренного населения Америки. Самое же прискорбное заключается в том, что столь масштабное преступление до сих пор не получило никакой международно-правой оценки. Ни в одном официальном документе ООН нет и слова о его осуждении.
Канада шокирована обнаружением массового захоронения убитых детей индейцев и эскимосов
Позорная часть истории, которую необходимо признать. Так Канады прокомментировал обнаружение детских останков на территории бывшего интерната для индейцев. Учебное заведение работало около века. За это время там похоронили более двух сотен человек.
По всей Канаде сейчас приносят детскую обувь к госучреждениям, школам и церквям после того, как страна узнала о себе страшную правду. В специализированной канадской школе для детей коренных народов в городке Камлупс десятилетиями истязали, насиловали и убивали учеников.
Останки 215 детских тел нашли с помощью радара. Местные индейцы давно подозревали, что пропавшие без вести дети, про которых официально утверждалось, что они сбежали из школы, на самом деле умерли и их тайно похоронили. Поисковая команда обнаружила останки меньше чем в 100 метрах от здания школы, рядом с футбольным полем. Среди погибших есть те, кому не исполнилось и трех лет.
Розанна Казимир, глава Индейской группы Камлупса: «Это история детей, которых забрали из наших домов. История зверств, через которые проходили наши семьи из поколения в поколение. И эти зверства включают все: от недоедания до сексуального насилия, физического и психологического насилия. И у них еще отняли язык и культуру».
Это была государственная программа ассимиляции детей из индейских племен и эскимосов. С конца XIX века до годов XX века свыше 150 000 детей были насильно забраны из семей и отданы в специализированные католические школы. Их заставляли принимать христианство, им запрещали говорить на родном языке, их били и унижали.
Последнюю подобную школу в Канаде закрыли только в 1996 году. И лишь в 2008 году правительство страны признало, что случаи насилия в подобных учебных заведениях были обычным явлением. Однако настоящее расследование того, что происходило в стенах этих школ, так и не было проведено.
Мэтт Робертс, житель города Камлупс: «Римская католическая церковь скрывала эти факты, и они не хотят этого признавать. Правительство Канады говорит об этом как можно меньше, но эти слухи распространяются уже не менее десяти лет».
По данным некоторых исследователей, в этих христианских школах могли быть убиты или умерли от болезней, недоедания и издевательств от 4000 до 6000 детей. То есть массовое захоронение в городке Камлупс, скорее всего, не единственное.
Джастин Трюдо, Канады: «Я потрясен позорной политикой, воровавшей детей коренных народностей у их семей. К сожалению, это не исключение и не изолированный инцидент. Такие школы были реальностью, трагедией прямо здесь, в нашей стране, и мы должны это признать».
Но многие в Канаде считают, что одного признания явно недостаточно. В стране настаивают, чтобы официальные извинения от лица католической церкви принес папа римский Франциск. Кроме того, в Канаде требуют начать целенаправленный поиск массовых могил у всех бывших католических школ.
Просто зарыли во дворе: в Канаде нашли массовое захоронение воспитанников интерната
Жутковатую историю о том, как европейцы завоевывали Америку, обсуждают сейчас американские и европейские СМИ. Не секрет, что описанные ниже вещи происходили не только в Канаде и в США, а практически по всему миру, куда нес белый человек «свет европейской цивилизации». Однако, не стоит забывать и о том, что сегодня потомки завоевателей признают свои ошибки и преступления, какими бы жестокими они ни были. Это очень важный аспект, и особенно для российских властей, которые ведут себя совершенно иначе, наотрез отказываясь признать ошибки прошлого.
О канадской истории, со ссылкой на американские СМИ, пишет в своем блоге журналист Дмитрий Клейн:
Канадские школы-интернаты находились в специальном ведении правительства и религиозных властей в 19-м и 20-м веках для того, чтобы насильственно ассимилировать молодежь коренных народов.
Школа-интернат в Камлупсе, на территории который нашли сейчас это массовое захоронение детей, была крупнейшим подобным учреждением в стране. Она открылась в 1890 году под управлением католической церкви и работала в таком качестве до 1969!
Комиссия, созданная в 2008 году для документирования воздействия этой системы, обнаружила, что большое количество детей из числа коренных народов так и не вернулись в свои родные общины!
Только в 2015 году власти Канады признали политику принудительной ассимиляции коренных народов «культурным геноцидом», а в 2017-м президент страны Джастин Трюдо принес официальные извинения за нее.
Предполагалось, что за время существования этих интернатов погибли не менее трех тысяч воспитанников, но теперь вообще не понятно ничего, потому что…
Волосы на голове дыбом встают, но дальше будет еще хуже.
То есть, дети умирали, и их как зверей закапывали в общие могилы на территории интерната, просто потому, что это были дети индейцев!
Но и это не самый кошмар.
P.S. Думал, что не надо объяснять, но вижу, что надо. Да, в прошлом отношение к таким вопросам было другое, и понимание этих проблем было отличное от нашего, современного. Но дело не в этом, а в том, что мы сейчас обязаны все это раскрывать, расследовать, открыто публиковать и обсуждать. Обязаны выяснить все подробности и раскрыть все эти мрачные секреты. Ради того, чтобы это никогда не повторялось ни под каким предлогом в будущем!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В конце мая 2021 года рядом с бывшей школой-интернатом в Камлупсе в Канаде обнаружили ранее неизвестную братскую могилу с останками 215 бывших учеников этого заведения. Находка взбудоражила Канаду и обострила давние споры об этих школах.
В таких условиях ученики нередко погибали, и общее количество жертв неизвестно по сей день. Подобные заведения существовали до 1990-х, а после их закрытия начал
«Убить индейца, чтобы спасти человека»
Колонизаторы Канады считали европейскую культуру вершиной человеческой мысли, а местных индейцев — невежественными дикарями, которыми надо руководить, как детьми, и внедрять среди них западные ценности, чтобы те смогли войти в европейское общество.
Изначально этим занялись христианские церкви с помощью специальных школ для детей индейцев. Первое подобное заведение — Институт могавков, открытый в 1831 году в провинции Онтарио. Изначально он был дневной школой для мальчиков Шести наций (могавки, каюга, онондага, онейда, сенека, тускарора), но позже туда стали брать всех детей индейских народов.
Постепенно в Онтарио и других провинциях страны стали открываться католические, методистские и англиканские школы для индейцев. Там поначалу училось мало детей — индейцы не видели преимуществ в образовательной системе «бледнолицых», а церковь не имела мощных рычагов влияния на аборигенов.
Всё изменилось, когда правительство увидело в церковных школах потенциал для ассимиляции. Идею о создании специализированных государственных интернатов для индейских детей Канада позаимствовала у США, где подобные заведения стали открывать после Гражданской войны.
Суть их работы выражена в известной фразе лейтенанта и основателя первой индейской школы в США Ричарда Пратта о том, что нужно «убить индейца, чтобы спасти человека» — то есть лишить индейца его культуры, обычаев, языка. В Канаде главным сторонником этого метода стал первый премьер-министр Джон Макдональд.
Власти стремились не только ассимилировать аборигенов, но и сделать их экономически самодостаточными, дабы те не зависели от бюджета, а для этого им требовалось хотя бы начальное образование. И в некоторых школах-интернатах действительно давали неплохое образование!
Поэтому в конце 19 века вожаки коренных народов тоже изменили мнение об этих школах, решив, что евро-канадское образование позволит индейским детям лучше адаптироваться к жизни вне общины.
В 1880-е правительство и церкви выстроили целую систему школ-интернатов для индейцев в разных концах страны. Больше всего таких заведений работало в четырёх западных провинциях, в Квебеке и Онтарио. В Нью-Брансуике и на острове принца Эдуарда таких школ не было — правительство полагало, что местные жители и так достаточно интегрированы в евро-канадскую культуру.
На пике развития этой образовательной системы, в 1930 году, в Канаде одновременно работало 80 школ для аборигенов. 60% школ были католическими, 25% — англиканскими, все остальные — методистскими.
В 1925 году появилась Объединённая протестантская церковь, и её частью стали все методистские и большая часть англиканских интернатов. В этих школах за все годы существования учились 154 тысячи детей.
Пытки и рабский труд вместо учёбы
Родители обычно охотно отдавали детей в индейские школы-интернаты, надеясь, что западное образование поможет им лучше устроиться в жизни. Но некоторые семьи все жё не желали посылать детей на воспитание к чужакам — тогда чиновники насильно отнимали мальчиков и девочек, и отправляли их в заведения, часто находившиеся далеко от индейских поселений.
В школах всё подчиняли одной цели — полностью лишить детей малейшей связи с традиционной культурой. Для лучшей «усвояемости» детей на месяцы разлучали с родителями, братьями и сёстрами.
Администрация стремилась лишить учеников их культурной идентичности. Потому в первый день обучения всех мальчиков и девочек, коротко стригли. Преподаватели делали это, зная, какое значение для аборигенов имеют длинные волосы, отражающие в индейском обществе силу, красоту и ум.
Насильственная стрижка была актом подчинения и унижения. У детей отнимали традиционную одежду, выдавая вместо неё унифицированную школьную форму. Часто ученикам давали христианские имена взамен традиционных.
Учебные программы различались в зависимости от школы. Единственное сходство — обязательное глубокое погружение в канадскую культуру. Любые попытки учеников восстановить связь с родными обычаями жёстко пресекали.
И школьная администрация, и власти страны считали важным, чтобы индейские дети учились и разговаривали исключительно на английском (иногда и на французском, а для участия в католических обрядах — на латыни).
Использовать коренные языки запрещали. Из-за этого случались сложности на первых порах обучения, когда новоприбывшие ученики не знали никаких языков, кроме родного.
За разговоры на коренных языках детей обычно принудительно изолировали от сверстников, лишали еды, промывали рот с мылом. В некоторых школах учеников наказывали электротоком или кололи язык иглами.
Преподаватели нередко считали, что дети-индейцы, как и их предки, не соблюдают строгую дисциплину, ленивы и нерасторопны. Они полагали, что помогут подопечным добиться успеха в жизни, привлекая их к тяжёлому труду. Поэтому ученики много времени проводили в работах в ущерб учёбе. Школы финансировались скромно, и обеспечение их работы ложилось на плечи детей.
Учебный день в индийских школах начинался с молитв и продолжался до обеда. Во второй половине дня мальчики занимались сельским хозяйством и мужскими ремёслами, а девочек учили домашним навыкам. Ученикам поручали доить коров, собирать куриные яйца, плотничать, рубить дрова, собирать урожай под надзором воспитателей.
Такое воспитание оказалось в диковинку для детей из коренных общин, поскольку в общинах домашние дела индейцев привязывались к временам года и чётким общественным потребностям. В школах же соблюдали непривычный для детей строгий методический график.
Благодаря труду учеников и поддержке церквей государство экономило деньги на финансировании школ для аборигенов. Но уже в 1940-е стало ясно, что дети, работая по полдня, не могут нормально учиться. Систему неполного рабочего дня отменили лишь в конце 1950-х, когда экономическое положение в Канаде улучшилось.
Само образование в школах было некачественным. Правительство так и не установило чёткую цель и стандарты образования для индейцев. Учебная программа исходила из того, что аборигены интеллектуально неполноценны, и не соответствовала их настоящим потребностям.
Педагоги получали низкие зарплаты и не имели мотивации хорошо работать, а многие из них и вовсе не имели профильного образования. В итоге большинство аборигенов выходило из школ малоподготовленными.
Ученики в столовой в индейской школы-интерната в Эдмонтоне, конец 1920-начало 1930-х годов
По воскресеньям дети не учились, его обычно посвящали религиозным обрядам. До 1950-х каникулы у детей-аборигенов включали в себя не только отдых, но и работу для школы. Из-за этого ученики могли годами не видеть свою семью. Только в 1960-е на время каникул детям позволили ездить к родителям.
В традиционном воспитании коренных народов рукоприкладство считалось исключением. В канадских школах-интернатах физические и моральные наказания стали нормой — например, избиения, заковывания в цепи, изоляция стали обычными методами воспитания в индейских школах.
Сильнее всего наказывали беглецов — их могли оставить в тёмных кладовках и морить голодом несколько дней (в Институте могавков для этого даже выстроили специальную «тюремную» камеру), выпороть плетью-девятихвосткой.
Студентки и монахиня в классе в школе Кросс-лейк, Манитоба, 1940 год Фото Reuters
Детей, нарушивших школьное расписание и внутренние правила, тоже пороли, часто на глазах у сверстников. Учеников наказывали даже за энурез. Школа Альберни на острове Ванкувер, существовавшая в 1891-1973 годы под эгидой Объединённой церкви, особенно славилась жестокостью.
В 1962 году оттуда уволили сотрудницу Мэриан Макфарлейн, которая остановила воспитательницу, избивавшую индейскую девочку ножкой от пианино.
Ученики индийской школы-интерната Фото TRC
Из-за слабого финансирования в индейских школах подавали очень скудную пищу. Основа рациона — водянистая каша. Мясо и горячий чай редко бывало в меню, обычно все довольствовались холодной водой.
В 1940-1950-е в некоторых школах проводили «пищевые» эксперименты над детьми без согласия учеников и их родителей. Опыты согласовывало федеральное правительство, а проводили ведущие эксперты по питанию тех лет.
Опыты начались в середине 1940-х, когда в индейской школе Norway House, где учились дети народа кри, произошла вспышка туберкулёза. Прибывшая в школу комиссия врачей увязала болезнь с недоеданием, но вместо улучшения рациона детей решили дать пищевые добавки 125 детям из 300.
Медсестра берет образец крови у мальчика в индийской школе в Порт-Алберни, Британская Колумбия, 1948 год Фото Library and Archives Canada
Всего же в подобных опытах против своей воли участвовали 1300 учеников, и их одобрила Палата общин. Для чистоты эксперимента детей лишали определённой пищи и не разрешали посещать стоматолога. Опыты не привели к сколь-либо значащим результатам, но подорвали здоровье его участникам.
Школьный концлагерь: ученики-индейцы гибнут сотнями
Плохое питание — одна из причин регулярных вспышек болезней. Сотни учеников умерли от туберкулёза, гриппа, тифа, кори, дифтерии, пневмонии.
Ситуацию усугубляло отсутствие элементарной медицинской помощи. Джеймс Гладстон, первый индеец в Сенате Канады, вспоминал, как его одноклассник умер за два дня, наступив на ржавый гвоздь и так не дождавшись помощи. Зимой 1926-1927 годов в школе Литтона сразу 13 учеников скончались от коклюша и кори.
Другой бедой индейских школ были несчастные случаи. При их строительстве и эксплуатации игнорировали простейшие правила безопасности, что оборачивалось регулярными пожарами. В 1927 году пожар в индийской школе Боваль в Саскачеване унёс жизни 19 детей. Три года спустя история повторилась в школе Кросс-Лейк в Манитобе — на сей раз с 12 жертвами.
Немало детей замёрзли или утонули во время побегов. Школы редко искали их, а найдя, не сообщали никому о случившемся. 1 января 1937 года четверо мальчиков семи-девяти лет сбежали из школы-интерната Фрейзер-Лейк к своим семьям. Школа начала поиски лишь спустя сутки и нашла всех беглецов замёрзшими насмерть.
Тела детей возвращали родителям очень редко, и часто они узнавали о смерти ребёнка спустя несколько месяцев. В 1938 году мать ученика индейской школы в Онтарио узнала о смерти сына и попросила отдать ей его тело, но Департамент по делам индейцев ответил ей, что транспортировка трупов индейских детей влечёт неоправданные расходы, и это возможно лишь в особых случаях.
Ученики индийской школы-интерната на уроке
Самыми смертоносными для учеников оказались 1870-1920-е годы. За первые шесть лет после открытия школы Qu’Appelle в 1884 году в ней умерли 40% обучающихся. Официальные лица знали о происходящем. В 1922 году школьный инспектор писал в письме о школе на острове Купер (Британская Колумбия), где умерла треть учеников, что индейцы не идут туда из-за высокой смертности.
Ситуация начала выправляться лишь в 1940-е, когда власти Канады всё же начали уделять внимание индейским школам. Но даже тогда смертность в этих школах в пять раз превышала кривую среди обычных канадских детей, а в 1960-е — в два раза.
Канадские медицинские эксперты рекомендовали властям улучшить быт детей-аборигенов в школах. Они заявляли, что хорошее питание, тёплая одежда, отдых, чистота и хорошая вентиляция защитят детей от болезней и смертей. Но ни правительство, ни церковь не обращали на эти призывы внимания.
«Они смыли всё из нашего разума»: бывшие ученики индейских школ борются за свои права
Неудачные попытки ассимиляции детей привели к их дезориентации. Выпускники не становились полноценными европейцами, но при этом отдалялись и от индейского общества. Многие из них получили психологические травмы и искали утешения в алкоголе.
Выпускники школ рассказывали другим индейцам, какие нравы царят в подобных заведениях. А еще учащиеся дети писали домой письма, в которых умудрялись сообщать о плохих условиях содержания — несмотря на жёсткую цензуру и запрет использования родного языка.
В ответ в 1920 году канадские власти издали закон об обязательном школьном образовании для детей-индейцев. Учеников продолжили часто забирать из родных семей под угрозами.
Родители часто жаловались миссионерам или в Департамент по делам индейцев. Иногда власти начинали расследование и принимали меры — например, пополняли запасы пищи или увольняли излишне суровых сотрудников.
Ученики индейской школы-интерната, 1950 год Фото Getty Images
Другие семьи пошли ещё дальше и перевели своих детей в индейские школы в резервациях или в учебные заведения других вероисповеданий. Некоторые родители прятали детей, когда к ним приходили агенты канадских школ.
Ученики интернатов тоже выражали недовольство — не слушались учителей, пропускали экзамены и нарушали правила. Часто они давали нелюбимым учителям обидные прозвища на родных языках. Так дети не только выражали отношение к образовательной системе, но и старались сохранить свой язык хотя бы в такой форме.
Ещё одним вариантом протеста служило воровство. Ученики, имевшие доступ к кухням, тайком выносили оттуда еду и делились со сверстниками. Чаще всего причиной был голод, но из чувства солидарности и ненависти к школьному руководству дети не выдавали воришек.
К поджогу прибегали от отчаяния. Институт могавков пытались сжечь дважды. Некоторые школы сгорели дотла. Ученики считали, что если школа будет разрушена, то их распустят по домам, а если её потушат или отстроят заново, то возможно, там уже не будет кого-нибудь из наиболее суровых сотрудников. За все годы зафиксировано около 25 поджогов.
И родители, и дети, и политические лидеры индейцев многие годы выступали за улучшение жизни в школах-интернатах. Долгое время власти игнорировали эти призывы, но уже к 1940-м стало ясно, что индейские школы в их тогдашнем виде неэффективны.
Протесты коренных народов усиливались, и игнорировать их становилось труднее. В 1969 году индейские интернаты перешли от церкви под руководство Департамента по делам индейцев.
В 1970-е годы школы для индейцев стали массово закрывать, несмотря на противодействие церкви. Некоторые из заведений передали в управление коренным народам. Первой из них в 1971 году стала школа-интернат Blue Quills. При этом проблемы недофинансирования школ, некомпетентности и жестокости учителей всё ещё сохранялись.
В октябре 1990 года тогдашний лидер Ассоциации вождей Манитобы Фил Фонтейн в прямом телеэфире призвал церковь признать вину в физическом, моральном и психологическом насилии в индейских школах. Год спустя правительство созвало Королевскую комиссию по делам коренных народов, опрашивавшую бывших учеников-индейцев.
В 1996 году комиссия подготовила отчёт с призывом провести полноценное отдельное расследование — которое так и не начали.
В том же году в Пунничи, провинция Саскачеван, закрыли последнюю в стране индейскую школу. Детей-аборигенов стали учить в обычных государственных школах, не разделённых по национальному признаку.
Несмотря на отсутствие расследования, аборигены продолжали требовать от властей и церкви признаний в систематических издевательствах над детьми и выплаты компенсации.
Судебные иски против церкви и правительства множились с каждым годом, и в 1998 году власти Канады признали вину в жестоком обращении с детьми в индейских школах. В 1990-х извинения перед индейцами принесли и местные христианские церкви.
Последними это в апреле 2009 года сделали католики в лице тогдашнего папы Римского Бенедикта XVI, выразившего сожаление из-за того, что происходило в школах-интернатах. Фил Фортейн не счёл это заявление «официальным извинением». В 2018 году Папа Франциск отклонил прямой призыв к извинениям от премьер-министра Канады Джастина Трюдо.
В 2005 году правительство выделило почти два миллиарда долларов в качестве компенсации для бывших учеников. 11 июня 2008 года тогдашний премьер-министр Канады Стивен Харпер от лица правительства страны впервые извинился перед бывшими воспитанниками индейских интернатов, заявив, что политика ассимиляции была неправильной, вредоносной, и в Канаде ей больше нет места.
Ни извинения, ни компенсации не касались аборигенов Ньюфаундленда и Лабрадора. Эта провинция не входила в состав страны на момент начала работы школ, и потому правительство не считало себя виноватым перед местными жителями.
В мае 2016 года после долгих протестов власти этих провинций наконец пошли на попятную и выделили 50 миллионов долларов в качестве компенсации бывшим школьникам.
История школ-интернатов ещё не закончена
Летом 2015 года Канадская комиссия по установлению истины и примирению опубликовала окончательный отчёт о «культурном геноциде» в индийских школах, обвинив в нём правительство.
Учащиеся школ-интернатов на кладбище Форт-Джордж, ноябрь 1946 года Фото Truth and Reconciliation Commission
В мае 2021 года на развалинах бывшей школы-интерната Камлупс в Британской Колумбии обнаружили останки 215 учеников. Поиск останков детей в этих местах вёлся с начала 2000-х, но дело сдвинулось с мёртвой точки только после получения федерального гранта по программе «Путь к исцелению», который помог закупить новейшее геолокационное оборудование.
Эту школу 19 мая 1890 года открыла католическая церковь, и ежегодно сюда поступало около 500 новых учеников. В 1969 году управление школой на себя взяло государство, а 31 июля 1978 года она закрылась.
Долгое время считалось, что здесь за все годы умерло 50 учеников, потому что администрации школ редко вели статистику по умершим или сильно её занижали.
30 мая в Канаде объявили днём государственного траура, а в некоторых городах он продлится 215 часов — по числу найденных тел. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что потрясён наследием наследием канадских школ-интернатов, и пообещал в дальнейшем принимать меры в его отношении, не уточнив, впрочем, подробностей.
Папа Римский Франциск в воскресном обращении сказал, что огорчён обнаружением останков, и призвал канадских политических и религиозных лидеров сотрудничать, чтобы пролить свет на находку ради примирения и исцеления.
Это не первая подобная находка в Канаде. В 1974 году группа студентов-археологов нашла 72 заброшенных детских могилы в промышленной школе Батлфорда в Саскачеване. В 2001 году проливные дожди размыли 34 могилы учеников школы-интерната Данбоу. В 2019 году археологи при помощи георадара нашли ещё 15 могил близ школы Масковекван в Саскачеване.
В мемориальном реестре Национального центра истины и примирения числится более 2800 имён умерших детей. Их обнародовали после многолетних исследований в сентябре 2019 года во время официальной церемонии, транслировавшейся по телевидению. Все имена занесены на особый красный свиток длиной в 50 метров.
Добровольцы разворачивают свиток с именами погибших в индейских школах Фото National Centre for Truth And Reconcilliation
Точное количество жертв школ-интернатов вряд ли когда-нибудь будет известно из-за отсутствия их учёта. Записи об умерших, если они и велись, обычно не содержали никакой ценной информации. Чаще всего там сообщалось лишь общее количество умерших, даже без указания имён и даже пола.
После 1920 года, когда статистика стала слишком пугающей, её вовсе перестали вести. Члены комиссии по установлению истины и примирения полагают, что на деле погибших может быть около шести тысяч.