302 бис что значит бис
Дом 302-бис подлинный адрес
Дом 302-бис: подлинный адрес. Из цикла «Мастер и Маргарита»*
«Нехорошая квартира» булгаковского романа имела не один адрес, но основной локализован отнюдь не на Садовой, а за кремлевскими стенами, внекремлевский его адрес сугубо факультативен. Квартира, в которой проживали Берлиоз, Лиходеев-Лиходев, а до них Анна Францевна де Фужере и другие лица, и где на несколько дней остановился Воланд, располагалась на третьем этаже здания Совета народных комиссаров, более известном как здание Сената, в музее-квартире В.И. Ленина, к которому на время весеннего бала полнолуния были присоединены залы Большого Кремлевского дворца.
Основная маркировка этого адреса проведена через отождествление Анны Францевны де Фужере с Лениным, а домработницы этого семейства Анфисы с Н.К. Крупской в скрытом тексте**.
Однако дворец М.Ф. Казакова не имеет ничего общего с домом 302-бис. Несколько деталей скрытого текста объясняют, каким образом можно распознать в расположенном покоем шестиэтажном доме одно из репрезентабельных кремлевских зданий, насчитывающее лишь три этажа. Аппрезентация трех этажей проведена автором, в первую очередь, через сумму и конечное значение всех числовых характеристик, относящихся к «нехорошей квартире»: 302 (номер дома), 50 (номер квартиры), 5 (этаж) и 6 (подъезд), сумма 21, конечное значение 3. Вероятная аппрезентация числа 3 заключена и в самой лексеме «шестиэтажном», в энигматическом поле которой сопрягаются числа 6 и 2: как умножение, так и деление 6 на 2 будет иметь конечным результатом 3. И, наконец, с числа 3 начинается обозначение номера дома; важно при этом, что число 3 здесь несет в себе шестерку, поскольку слово «бис» в одном из своих смыслов означает 2. Лексема «доме» рассматриваемого фразеосочетания с числовым значением 2 отсылает читателя к букве «бета» финикийского алфавита с вербальным значением «дом»; треугольная форма этой буквы вместе с числом 2 подразумевает два треугольных внутренних двора здания Сената. В лексеме «покоем» скрывается указание на купольный зал Сената: буква П – «покой» подразумевает формулу Пи (3,14), подразумевающую окружность, формант «окоем» (окружность) подтверждает заданную Пи семантику.
Примечательно, что ни при первом, ни при втором, ни при третьем упоминании дома на Садовой не указывается его номер, автор счел нужным его припомнить лишь в 9-й главе – намек на условность локализации дома на Садовом кольце.
Мотивы «грандиозной лестницы» и колонн «из какого-то желтоватого искрящегося камня» перенесены Булгаковым в БКД из здания Музея изобразительных искусств с его действительно грандиозной лестницей и желтовато-розовыми колоннами над ней.
Незванные гости. Настоящая «нехорошая» квартира
Кстати: что ж это за «бис» такой. Что это слово обозначает? В тексте романа объяснений нет.
Второй вариант, что Михаил Афанасьевич зашифровал реальный адрес дома: 3+0+2 и на бис еще раз то же самое. Получается дом 10.
Есть еще два адреса, претендующие на прототип «Нехорошей квартиры»
Это доходный дом Рекка, находящийся на Пречистенке, дом 13. По мнению исследователей, он также подходил под описание, данное в романе.
Третий вариант находится в одном здании с реальной квартирой Булгакова. И там и там находятся музей писателя.
Но, мало кто знает, что существует еще и четвертый вариант. И это не прототип
Настоящая нехорошая квартира, без всякий кавычек. Большая Ордынка, дом 36
Настоящая нехорошая квартира, без всякий кавычек. Большая Ордынка, дом 36
Итак. Нехорошая квартира на Большой Ордынке в доме 36. В самом центре города.
Этот дом некогда занимал почтенный присяжный поверенный С.С. Арзамасов.
За квартиру платил он аккуратно. Казался тихим и скромным человеком. Жил замкнуто, никому о себе ничего не рассказывал, никогда не ходил в гости и никого не приглашал к себе.
Была у него одна, необычная по тем временам странность – он не посещал местный приход. Не ходил в церковь. А когда его впрямую спрашивали почему – отговаривался, что ходит к своему духовнику.
Вторая же странность: несмотря на худощавое телосложение, еды, присяжный поверенный покупал на целую компанию.
Дальше – больше: соседи стали жаловаться на таинственный холод, идущий из «нехорошей» квартиры. Холод жуткий – пробирающий до костей. Даже вода, в случайно оставленном стакане, покрывалась корочкой льда. А еще жителей мучила бессонница.
Пробовали обращаться к самому хозяину квартиры, рассказывали о своих проблемах и недугах.
— При чем тут я? – Идите к врачу! – отвечал нелюдимый сосед, поспешно скрываясь в квартире и захлопывая дверь перед носом жалобщика. Многие соседи были вынуждены переехать от подобных проблем.
Теперь угрюмца никто не доставал. Ведь новые соседи не знали его. И потому не сразу заметили, что нелюдимый сосед уже несколько дней не выходит из квартиры.
Всю эту групп – встречал сам хозяин. Его выпученные, поблекшие, пожелтевшие глаза, пристально смотрели на вошедших, когда они приблизились к самой дальней комнате. Казалось чиновник висел в воздухе, на самом же деле покачивался в петле. Вид его был воистину страшен, ибо провисел он почти неделю.
Квартира не была разграблена. Все было на своих местах. Но, когда полиция стала обыскивать квартиру – сотрудники наткнулись на прощальную записку.
Привожу ее здесь полностью:
Лишь бы они не тронули меня. Но каждый день они подходят все ближе. Вчера один коснулся меня рукой… Рукой ли? Я сознаю свой грех, но надеюсь, все же, на прощение»
И последняя странность: Когда приехали новые жильцы и стали выносить мебель из квартиры, они очень удивились – в некоторых комнатах мебель была настолько большой, что не сразу сообразили, как ее вынести. Эта мебель, словно покупалась для залов, а никак не для комнат. Что же стены раздвигались что ли?
Ничего не напоминает. Черный кот, опять же. Гости непонятно откуда появляющиеся. Уж не сам ли мессир Воланд здесь похозяйничал?
А на этом у меня все. До новых встреч и новых статей.
Дом 302 бис или нехорошая квартира
Холодной осенью двадцать первого года Михаил Афанасьевич прибывает в Москву, чтобы остаться здесь навсегда. Но в Москве надо где-то жить. Пресловутый квартирный вопрос с этого момента станет головной болью писателя до конца жизни, но сейчас ему повезло: Булгакова смог поселить у себя муж его сестры – Андрей Земский, счастливый обладатель комнаты в коммуналке. Сам же Земский вскоре уехал в Киев, так что комната осталась в полном распоряжении Булгакова и его тогдашней жены, Татьяны Лаппа. Впрочем, это я так просто пишу – осталась в их распоряжении. На самом же деле Булгаков угробил пару-тройку кило нервных клеток, добиваясь в домоуправлении права жить в этой комнате – ну вот не хотели его прописывать, хоть ты тресни. Местные швондеры отстали от Михаила Афанасьевича лишь после того, как за писателя заступилась сама Крупская, которой Булгаков смог пожаловаться на свое бедственное положение.
Таким образом, Булгаков на целых четыре года обосновался в пятидесятой квартире дома номер десять (или, если вам больше по душе реалии «Мастера и Маргариты», номер 302-бис) по Большой Садовой улице. Через несколько лет в этой же квартире поселится шайка Воланда, заблаговременно устранив прочих жильцов, да и спалит дом ко всем чертям. А, может, и не в этой квартире устроится дьявол, а в тридцать четвертой – в нее Булгаков переберется из пятидесятой за полгода до того, как навсегда оставить этот дом. Кто знает? Скорее всего, просто проделал Михаил Афанасьевич свой любимый фокус: смешал в романе две квартиры в одну. Вот и Фагот, встречая Маргариту в этой квартире, что-то толковал ей про квартирные комбинации и пятое измерение.
Но это потом, а сейчас новоиспеченный москвич Булгаков описывает свое положение так:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат –
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.
Жаль, некоторых удобств нет,
Например, испорчен ватер-клозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того, ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос выводит «бедная чайка. »,
А за правой играют на балалайке.
Так что нет ничего удивительного в том, что своих соседей писатель неоднократно выводил в своих книгах (во-первых, не пропадать же таким богатым характерам, а, во-вторых, хоть так на них можно было отыграться!). Сам же осточертевший дом Булгаков раз за разом на тех же страницах сжигал (да, представьте себе, этот дом горел не только в «Мастере и Маргарите»).
Ну а все-таки, чтобы не быть голословными: что же за соседи достались Михаилу Афанасьевичу?
Досуг у этих граждан был тоже вполне себе пролетарский: самогоноварение, пьянки, драки, поножовщина… Булгаков бежит к телефону и вызывает милицию, при первом стуке которой в дверь все буйствующие горошком рассыпаются по комнатам, запираются и сидят как мышки. Торчащий как дурак в гордом одиночестве посреди коридора Булгаков оштрафован за ложный вызов. Ей-богу, тут и взаправду дом подожжешь. Заблаговременно подперев входную дверь снаружи.
Наверняка Михаил Афанасьевич чрезвычайно удивился бы, узнав, что собственными руками сделал этот дом одним из любимейших мест для своих поклонников. Сегодня, пройдя через подворотню в закрытый со всех четырех сторон двор, вы найдете в этом доме аж два булгаковских музея. Правда, дружбы между ними нет; более того, музеи находятся в состоянии холодной войны. Видать, дают о себе знать не выветрившиеся флюиды коммуналки – ведь именно в квартире номер пятьдесят и расположился один из музеев. Второму тоже не слишком повезло в плане флюидов: он занял те комнаты, где в двадцатые годы размещалось жилтоварищество, или домком, или как там назывались эти товарищи, сначала пытавшиеся выгнать Булгакова из дома, а затем, после заступничества Крупской, отыгрывающиеся на нем, промывая мозги на предмет… ну, скажем, того, что он по ночам жжет электрический свет. А как же ему не жечь света, если по ночам он пишет «Белую гвардию»? Днем работает в «Гудке» фельетонистом, а ночью пишет (когда Булгаков спит в 1922-1924 годах, науке неизвестно).
Давайте поговорим немного об этих музеях. Итак, один из них, как было сказано, помещается в нехорошей квартире, описанной в «Мастере и Маргарите». Располагается эта квартира на пятом этаже, поэтому музей называется верхним (трудятся там маститые булгаковеды). Второй (там работает в основном молодежь) поселился в соседнем подъезде, на первом этаже, называется «Булгаковским домом» или просто нижним музеем.
«Верхние» весьма прохладно относятся к «нижним» за излишне романтическое отношение к писателю в ущерб научному подходу к изучению его творчества. У «нижних» душа не лежит к «верхним», наоборот, за излишне научный подход к творчеству писателя, убивающий всю булгаковскую романтику.
Если хотите ощутить эту разницу, загляните в нижний музей, поговорите с его обитателями (язык не поворачивается назвать их канцелярским словом «сотрудники»), посидите в крошечном уютном кафе в глубине музея. И вы поймете, в чем главное преимущество «нижних», с которым «верхние» не могут тягаться: здесь все больны Булгаковым – отчаянно, без надежды на выздоровление, как болен я сам, как заболевает каждый романтик, прочитавший «Мастера и Маргариту». И «нижний» музей – это, пожалуй, даже не столько музей, сколько клуб по интересам. Вернее, по одному, самому главному интересу.
Кстати, еще одна причина холодного отношения «верхних» к «нижним». Она чисто финансовая: удачно расположенный нижний музей просто-напросто отбивает у нехорошей квартиры клиентов. Входит человек во двор – а вот пожалуйте в гостеприимно распахнутые двери под вывеской «Булгаковский дом». Многие вообще не подозревают о наличии в соседнем подъезде еще одного музея.
Пятидесятой квартире конкурировать с молодежью трудно. Собственно, верхний музей может противопоставить нижнему лишь больший научный авторитет. Для большинства клиентов этого маловато, их сердца завоевываются иначе. Вот, к примеру, работать до часу ночи «верхнему» слабо? Да еще без выходных? А собственного Бегемота завести? А денег с посетителей не брать? Да хотя бы гостей встречать с улыбкой и блеском в глазах, а не с казенным «фотосъемку оплачивать будете?». «Булгаковский дом» все это может. «Нехорошая квартира» – нет.
А еще у «нижних» можно найти сувениры: от магнитиков с изображением Булгакова (говорят, если обклеить такими системный блок компьютера, то с операционной системой начнет твориться всякая чертовщина) до прекрасных книжных изданий. Что касается меня, я купил собрание иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Калиновского – до сих пор с огромным удовольствием пересматриваю его работы.
В общем, мне вспоминается пословица «Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда». Хотя как раз в этом музеи похожи: что один, что второй открываются лишь за полдень.
Поглядеть на нехорошую квартиру изнутри и в самом деле стоит. Если вам повезет, даже попадете на какую-нибудь выставку. А хоть бы и не попадете, все равно очень интересно побродить из комнаты в комнату, полюбоваться собранными тут предметами булгаковской эпохи. Только не стоит ждать столь же душевного к себе отношения, как у «нижних».
Этот стол помещается сейчас в квартире номер пятьдесят. Вообще, для музея заполучить какую-либо вещь, непосредственно связанную с Булгаковым – это большая удача, так как вещей этих сегодня не найти днем с огнем. Так что этот стол и в самом деле имеет статус Артефакта с большой буквы. Это я к тому, что если, прочитав вышесказанное, вы решили, что делать в верхнем музее нечего, то вы заблуждаетесь. Как раз с экспонатами в «Нехорошей квартире» дело обстоит получше, чем в «Булгаковском доме». Самый главный экспонат – это, конечно, та самая комната, где Булгаков прожил четыре первых московских года. Видимо, несколько лет назад исследователи не были вполне уверены, что правильно определили комнату, где жили Булгаков с женой, но теперь решили считать это доказанным.
Созданные Антоном Глотовым инсталяции выглядят очень живо и конечно мистически.
Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:
1 мая — это день международной солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в то время (при том, что совпал в 1929 году со страстной неделей, то есть, с днями строгого поста). Усматривается некая горькая ирония в том, что Сатана прибывает в Москву именно в этот день. К тому же ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, время проведения ежегодного шабаша ведьм на горе Брокен, откуда, значит, Сатана непосредственно и прибыл.мастер в романе — «человек лет примерно тридцати восьми». Булгакову исполнилось тридцать восемь 15 мая 1929 года.
Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:в романе упоминается троллейбус, пущенный по Арбату в 1934 году, а по Садовому кольцу — в 1936.архитекторский съезд, упомянутый в романе, состоялся в июне 1937 года (I съезд архитекторов СССР).
очень тёплая погода установилась в Москве в начале мая 1935 года (весенние полнолуния тогда пришлись на середину апреля и середину мая). В 1935 году происходит действие в экранизации 2005 года.во время действий 28 главы Коровьев и Бегемот посетили Торгсин, который существовал с 1931 по 1936.
События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
302 бис что значит бис
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
По следам Булгакова. Булгаковский дом
Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» (называемый в простонародье «Нехорошая квартира») и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Сегодня мы идём во второй. Когда-то на его месте находился домком или жилтоварищество, в котором заседали люди, всю жизнь гнобившие писателя.
Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».
Здесь в свое время располагалась мастерская известного театрального художника Георгия Якулова, друга Есенина, Мейерхольда, Таирова. Именно в его квартире №38 3 октября 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
Во дворе видим экскурсионный автобус, который курсирует по Москве по булгаковским местам. А ещё есть такой же трамвай.
В этом же доме в квартире номе пять жила Фанни Каплан. Именно отсюда она пошла убивать Ленина. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Ивана Бездомного стихотворец Демьян Бедный.
Считается, что дом Пигита стал первым после революции домом в Москве, откуда новые власти выселили богатых жильцов и устроили коммуналки для рабочего класса.
В маленьком аппендиксе двора расположен Булгаковский театр. Все актёры как один утверждают, что для того, чтобы играть в нём, необходимо получить разрешение самого Михаила Афанасьевича. Те, кто его не получил, умирали при самых загадочных обстоятельствах. А у одного режиссёра перед премьерой случился инфаркт, и он просто отменил премьеру.
Вот в этот ящик посетители опускают письма для Мастера. Кто их читает, и отвечают ли на них, я не знаю.
В доме постоянно творится чертовщина. Например жильцы дома говорят, что часто по ночам они просыпаются от громкого цокота копыт во дворе, но при этом двор совершенно пустой.
Многие из жильцов, и тех, кто приходят сюда посетить музей утверждают, что у них возникает твёрдое чувство, что за ними кто-то наблюдает, и взгляд этот не добрый.
А сотрудники музея. которые совсем не производят впечатления ненормальных, вспоминают, как в музее периодически по ночам включаются противопожарные и охранные сигнализации, причём эти сигнализации не подключены к электричеству.
Под статуэткой недавно поставили знаменитый «ящик любви». Есть поверье, что если влюблённые приедут сюда и каждый опустит в этот ящик письмо с признанием в любви, они никогда не расстанутся, и жизнь их будет долгой и счастливой.
В обоих музеях огромное количество пианино, часов, примусов, книжных шкафов и печатных машинок. И ещё почему-то швейных.
Только есть отличие. На картинке сверху часы со стрелками, а в реальности без. И это правильно. Такие часы никогда не покажут неточное время. И вообще они означают, что времени не существует.
Некоторые шкафы в этой квартире с секретом. Они отодвигаются в сторону, и за ними обнаруживается проход в другое помещение. Ну или в другое измерение.
Булгаков эту квартиру, как и этот дом, будет сжигать неоднократно. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом.
А вот эта статуя совершенно уникальна. Создатель её, скульптор Наталья Базюк, работала не опираясь на рисунки и фотографии писателя, а исходя из воспоминаний тех людей, которые хорошо знали Булгакова лично.
Представилось, что именно здесь Воланд предложил Лиходееву похмелиться, так сказать, «лечить подобное подобным».
«Единственно, что вернёт вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской».
Хотя чуть позже водкой, да и закуской, воспользовались уже другие персонажи.
Во второй комнате справа всё время проходят какие-то лекции, и я едва успел её сфотографировать, загородив собой дверь от напирающих энтузиастов. Потом меня вытолкали.
И мы перешли в левую половину квартиры. За ширмой секретная часть помещения, а ещё слева есть шкаф с потайным проходом туда же.
«Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства. поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись — Бегемот.»
В квартире №34 этого дома проживал давний друг Булгакова, с которым он познакомился еще в годы Первой мировой войны, когда работал врачом в прифронтовой зоне Рудольф Кибель.
Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. Теперь уже бывшая жена писателя Татьяна Лаппа осталась жить в квартире №50, а сам он временно перебрался к бывшему фронтовому товарищу Рудольфу Кибелю. И именно в его квартиру писатель поселил персонажей «Мастера и Маргариты».
«Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира», — утверждает житель дома Сергей Щепин. Но в этой квартире живут и в неё не попасть.
Какая знакомая вещь! Тот самый примус. Сравните с картинкой ниже.
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот.»
В советское время в доме по Большой Садовой, дом 10, находилась организация Минмонтажспецстрой. В 50-й квартире как раз размещалось чертежное бюро, в подвале — машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация. А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенных коммуналок о новых просторных квартирах.
Дом был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось. Спасла его группа энтузиастом во главе с Николаем Голубевым, директором музея.
Работали на голом энтузиазме. Собственные силы, время и немалые деньги тратили легко и с желанием. Во время реконструкции было найдено немало интересного. Например, подземный ход на Садовое кольцо. А на чердаке нашли пять тайников в кирпичной кладке, правда, уже разворованных.
Четверть помещения занимает буфет, в нём же продаются сувениры, книги и компакт-диски. Ассортимент еды небогат, только кофе и пирожные.
А в былые времена тут предлагали кое-что повкуснее.
«Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку.»
Мы взяли только кофе и водичку. Я думаю, Мастер поступил бы точно так же.
А ещё в буфете можно купить печенье с предсказанием. Съедаешь печенье и читаешь записку.
Вот что я прочитал, разломив печенье. В принципе, я согласен с тем, что они написали. А то я без них этого не знал!
В квартире два роскошных туалета. Я так люблю спускать воду за цепочку, что несколько раз заходил в туалет, спускал воду, и, счастливый, выходил обратно.
А вот ванной комнаты в квартире нет. Но зато в подвале дома хранится ванна, в которой по преданию мыла ноги Айседора Дункан. Зачем она их мыла? Она неоднократно танцевала здесь, а танцевала она босиком. Правда, не в этой квартире.
Во дворе висит вот такой плакат. Видимо, его решили долго не снимать, я фотографировал в конце июня, а день рождения Мастера 15 мая.
А вот эта дверь ведёт в настоящую квартиру Булгакова. Но в неё мы попадём в следующей экскурсии.
Все материалы взяты из рассказов директора музея Николая Голубева и жильцов дома. На их истинности я не настаиваю.
В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и «Ретроателье». Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.