4 класс праздник троицы

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции

4 класс праздник троицы Наталья Плахтеева
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции

4 класс праздник троицы

Роща юная, белоствольная

На заре росою умоется,

Звоны слышатся колокольные –

Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье.

Славят Троицу нивы привольные,

Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение

Повторяя молитву вслух,

Славит Вечное единение –

Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух!

Праздник Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому праздник часто называют Пятидесятницей. В этом году мы празднуем Троицу в воскресенье, 27 мая.

Этот праздник занимал на Руси особое место среди других православных праздников, и готовились к нему люди с особенным старанием. Ведь Троица символизировала не просто чудо схождения Святого Духа на землю, но и обозначала границу между весной и летом. Празднование Троицы переплеталось с народными обычаями. К этому дню заканчивали все работы на земле, на Троицу отдыхали, собирали луговые и полевые цветы и украшали ими свои дома. Троицын день в народе назывался «зелёными святками». К празднику устраивались ярмарки, гуляния, танцы, застолья. Существовал даже обычай красить яйца в зелёный цвет к празднику Троица

4 класс праздник троицы 4 класс праздник троицы

Чтобы продлить очарование этого праздника, можно использовать не только живые полевые цветы и травы, но также и цветы, сделанные своими руками. Например, цветы, сделанными в технике Ганутель

4 класс праздник троицы 4 класс праздник троицы

Происхождение праздника имеет Библейскую основу. На 50-й день после Пасхи В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники, прибывшие из разных уголков земли. В это время Дева Мария и апостолы были в доме на горе Сион. Вскоре собравшиеся на площади люди услышали, как из дома доносятся голоса, говорящие на разных языках. К людям вышел апостол Павел и сообщил, что на учеников Христа сошел Святой Дух с небес в виде огня и наделил их способностью говорить на разных языках и нести Слово Божье

4 класс праздник троицы

А в Ветхом Завете есть повествование о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе Священного Писания они были названы ангелами) – это был символ триединого Бога в трёх лицах

4 класс праздник троицы 4 класс праздник троицы

В других странах тоже существуют красивые традиции празднования дня Святой Троицы.

Например, в Италии во время богослужения из-под купола церкви осыпают всех прихожан лепестками роз. Поэтому и праздник Святой Троицы там иногда называют «Пасха роз». Это служит символом сошедшего на апостолов огня – Святого Духа.

А во Франции во время церковной службы трубят в трубы – напоминая прихожанам о ветре, который подул во время сошествия Святого Духа.

Издавна на Руси существуют и народные приметы на Троицу

Если умыться росой на Троицу, можно продлить здоровье и сохранить красоту.

Травы, собранные на Троицу, имеют целебную силу.

Если день выдался дождливый — будет много урожая и грибов.

Солнечная погода на Троицу — лето будет жарким и засушливым.

Радуга на Троицу — в доме будет счастье.

4 класс праздник троицыМасленица: ее традиции и обычаи Масленица: традиции и обычаи Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования.

Долгосрочный проект «Традиции и обычаи наших предков — казаков станицы Змейской» Материал к Аттестации 5 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Традиции и обычаи наших предков- казаков станицы Змейской». 2014-2015.

4 класс праздник троицыБеседа с детьми на тему «Рождественские традиции и обычаи станицы Змейской» Тема: традиции и обычаи ст. Змейской Цель: Знакомить детей с традициями празднования кутьи. Пред рождественской традицией Оборудование:.

Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!» «Традиции и обычаи народов Дагестана» 1 слайд «Дагестан!» 1-Ведущая: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Ассаламуалейкум! Добрые гости.

НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» НОД старшей группе на тему: «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» Воспитатель: Алькова В. В.

4 класс праздник троицыПроект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ «Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

4 класс праздник троицыКонспект тематического занятия «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный.

Источник

Открытый урок. Народные праздники. «Троица»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по музыки в 4 классе

Народные праздники «Троица»

Учитель музыки СОШ №42

Потапова Татьяна Валентиновна

Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: Народные праздники. « Троица»

познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками,

способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе,

прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

( Под народную музыку дети входят в класс. )

Учитель: И не в некотором это было царстве и не в некотором государстве, а было на Руси святой. Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.

Учитель: А что это за праздник?

1 Видео. Мут /фильм на фоне слова:

1.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

2.Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

3.Я пойду,пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

4.Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.

5.Ачетвёртую балалайку,
а четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.

6. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого потешати

Люли люли, потешати

Люли люли, потешати.

Учитель: А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес – именинники.

Дети (1) : Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

Дети (2) : В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

Дети (3) : На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, любви к нежности.

Дети (4) : Березка белый сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица-душа!

А теперь, детки, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

темной ночью — свет;

и, как некопаный колодец, поит всех.

2 ученик: Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек:.

3 ученик. Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный!

— Ребята, давайте, и мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке.

( Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы)

Березовым веником можно париться в бане. Освещать жилище лучиной. Топить печь звонкими березовыми дровами. Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. Связывают берестой разбитые горшки. Отпаивали больных березовым соком. Березовые почки очень полезны. Они помогают лечить многие болезни.

Конкурс (песенная перестрелка)

1. То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый.

Где найдешь еще такой…

2.Вы шумите, шумите надо мною березы…

Колыхайтесь, ведите свой напев вековой.

3. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…

5.Лишь только подснежник появится в срок

Лишь только приблизятся первые грозы

На белых стволах появляется сок

То плачут березы, то плачут березы.

6. Отчего так в России березы шумят,
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят,
И листву так печально кидают.

7. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

8. Белая береза под моим окном….

Учитель: В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Только одну маленькую березку можно было срубить. Её наряжали как красную девицу в сарафан, платочек и ходили с нею по домам в гости. Вот и к нам сегодня пришла девица-красавица березка.

1ученик: Белая березка, милости просим к нам!

Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?

Береза: На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.

2 ученик: У кого же ты гостила?

Береза: У отца, у матери, у красных девушек.

Учитель: Березонька кудрявая, кудрявая моложавая.

Под тобою, березонька, не огонь горит.

Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.

4 Муз ( Исполняется хоровод « Земелюшка, чернозем…»)

чернозем, чернозем. земелюшка-чернозем

2Там березка выросла, там березка выросла,

выросла, выросла,там березка выросла

3.. На березке листочки, на березке листочки,

листочки, листочки, на березке листочки

4 Мы к березке подойдем, мы к березке подойдем.

подойдем. подойдем. мы к березке подойдем

5 Мы цветочки соберем. мы цветочки соберём. соберём. соберем.

мы цветочки соберём.

6 Да веночки мы сплетем. да веночки мы сплетем
мы сплетём. мы сплетем. да веночки мы сплетем.

7.Хоровод мы заведем. хоровод мы заведем,

Учитель: Работа с учебником стр.70-71

Задание с конвертами (Пасха, Вербное воскресенье, Масленица)

7 Муз «Ой вставала я ранешенько»

Учитель: Как у наших у ворот собирается народ,

Все со скрипочками, с балалаечками

Засиделись мы ребята, не пора ли нам сыграть!

Игра ни муз. инструментах

Рефлексия:( продолжи предложения)

Мне было интересно, потому что…

На прощание подарим нашей березке песню «Родные места»

Учитель: Вот и подошел наш урок к концу. Спасибо вам, гости дорогие за песни да танцы. Веселья вам да радости! Счастья и здоровья крепкого!

Источник

Разработка урока по музыке на тему «Народные праздники.Троица» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Народные праз.docx

План-конспект по музыке в 4 классе.

Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема урока: Народные праздники. Троица.

Образовательная: обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Развивающая: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины; познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, народными праздниками, способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;

Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Троицы; развитие творческих способностей; воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка; выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.

Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции; музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;

Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки; побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу; Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки; умение полно и точно выражать свои мысли; Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя; Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями).

Оборудование: учебник «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина., издательство «Просвещение», 2015 г., ноутбук. Видеоматериал: Видеоролики «Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»; «День Святой Троицы. Пятидесятница». Иллюстрация икон «Троица» ; Иллюстрации весенней природы., березового леса.

Форма урока: традиционная.
Ход урока:

Здравствуйте ребята. Проверка готовности детей к уроку, отметить отсутствующих.

Учитель: (фоном звучит музыка) № 1

Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою.

И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен.

Дети: Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха и т.д.

Учитель: Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. В этом году (2017г) Троица празднуется 22 июня. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает.

(Просмотр видеофрагмента. «День Святой Троицы. Пятидесятница»)

Итак, Днем Святой Троицы зовется этот праздник потому, что явлено было людям в этот день третье лицо Бога – Дух Святой, сошедший на апостолов.

Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов.

(Показ иллюстраций икон «Троица»).

Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица:

Бог Отец – Творец всего существующего в мире,

Бог Сын – Иисус Христос

Бог – Дух Святой – наполняющий все жизненной силой.

Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны!

Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым.

(Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица»).

Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать «страх ненавистной розни мира сего”: вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.

Кто-то однажды сказал замечательные слова об этой иконе, послушайте:

«Великая тайна кроется

В иконе «Святая Троица”!

Идет от нее благодать,

А тайну… не разгадать…

Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.

Другое название праздника Праздник русской березки. Почему? С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

(Показ иллюстрации березового леса).

Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.

1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)

2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)

3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)

4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)

5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)

6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)

Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Благодаря вашим правильным ответам мы отгадали главный символ праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.

А теперь, дети, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

Темной ночью — свет;

И, как некопаный колодец, поит всех.

Дети (хором). Это береза.

Учитель: Темной ночью свет — это лучина, ее раньше в деревнях жгли.

Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек.

Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи,

а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный!

Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести.

Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?

Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Учитель: Мы попросим одного из вас побыть в роли березки.

(Исполнение песни « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями)

Учитель: И конечно же любой праздник не обходится без веселых игр и забав, я предлагаю вам игру-конкурс «Косички». У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Мне нужны два участника, которые на счет «три», заплетут косу, кто быстрее и аккуратнее.

Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

(показ иллюстраций «Празднование Троицы в православном храме»)

Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?

Праздник Троицы – это один из самых торжественных праздников, и поэтому в этот день в православных храмах правится одна из самых торжественных и красивых служб. На вечерней службе поют песни – стихиры,прославляющие сошествие Святого Духа. Сегодня мы познакомимся с еще одной красивой и светлой молитвой, которая произносится в этот праздник.

(Просмотр-слушание ««Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»)

Учитель: Ребята, понравилось вам исполнение молитвы? Кто исполнял эту молитву?

Учитель: Что вы себе представляли, когда слушали эту музыку?

Дети: Ясное небо, тихий свет, доброту, счастье и покой.

Учитель: На каком языке исполняются молитвы в православных храмах?

Дети: На старославянском.

Учитель: Молитва исполняется с музыкальным сопровождением или нет?

Учитель: В 3 классе мы с вами путешествовали по Золотому кольцу России, и там мы познакомились с большим Троицким собором. (показ иллюстрации Троицкого собора).

Почему этот праздник назвали Троицей?

Какие еще названия есть у этого праздника? Почему?

С какой знаменитой иконой вы познакомились сегодня? Кто ее автор?

Какой главный символ праздника Троица?

Какую новую молитву вы сегодня услышали? О чем она?

Что означает зеленый цвет куполов на православных храмах?

Учитель: Сегодняшний урок я хочу закончить такими словами:

Мы чтим Святую Троицу:
В Трех Лицах Бог един,
Все – равного достоинства –
Отец, и Дух, и Сын:

И пусть сердца раскроются

Домашнее задание: стр.68-71 читать, нарисовать фрагмент праздника Троицы.

Источник

Урок музыки в 4 классе на тему «Христианские праздники. Троица»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок музыки в 4 классе на тему

«ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ. ТРОИЦА»

Учитель – Анохина Ольга Петровна

– познакомить учеников с христианским праздником Троица;

– воспитать интерес и уважение к русским народным обычаям, традициям и обрядам;

– познакомить учеников с русской народной и духовной музыкой;

– развивать интерес к исполнению песен;

– работать над расширением словарного запаса учащихся.

– учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка» для 4 класса. Москва, «Просвещение», 2018. Составители Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

– ТСО: магнитофон, аудиозаписи;

– икона Андрея Рублёва «Троица»;

– икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»;

– веточки берёзы с листочками,

– карточки с новыми словами.

– запись новых слов на доске:

1 Организационный момент.

2 Рассказ учителя об истории христианского праздника Троица.

3 Просмотр репродукции иконы Андрея Рублёва «Троица», иконы «Сошествия Святого Духа на апостолов».

4 Праздник Троицы в храме.

5 Слушание тропаря «Царю небесный», фрагмента молитвы «Обнови в наших сердцах, Вседержитель. ».

6 Народные традиции, обычаи и обряды праздника.

7 Слушание романса «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского.

8 Исполнение русской народной песни «Во поле берёзка стояла».

9 Исполнение песни про берёзку победителем конкурса «Сочини песню».

10 Исполнение русских народных песен «Реченька», «Лён-ленок».

11 Подведение итогов урока.

Учитель: Троица (Троичный день, день Святой Троицы, Пятидесятница, День Сошествия Святого Духа на апостолов) – двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на 50-й день после Пасхи.

В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. День Пятидесятницы христиане считают днём рождения нашей Святой Церкви.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в IV веке, долгое время не был широко распространён в древней Руси. В XIV-XVI веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении – Троице-Сергиеву Лавру. Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, она требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого. С середины XIV века праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днём.

В церковном календаре праздник Троицы считается великим – по значимости и торжественности празднование Троицы уступает только Пасхе. Праздник неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкой субботой),отмечаемой накануне, и с последующим понедельником – днём Святого Духа, духовым Днём.

Основой композиционного решения является круг, образуемый сочетаниями сияющих Ангелов. Предметов на иконе очень мало, но все они символичны: дерево символизирует дерево жизни, стол – трапезу, а чаша – атрибут мудрости.

На иконе изображены только три Ангела, сидящие у стола, склоняющиеся друг к другу в тихой беседе. Кто они? Для этого прочитаем икону как книгу: слева направо.

Посредине – Бог Сын Иисус Христос.

Справа – Бог Дух Святой.

То есть на иконе изображена Святая Троица – Бог, Единый в Трёх Лицах.

Какие прекрасные лица у рублёвских Ангелов –задумчивые, сострадательные к людям. Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

В руках у каждого Ангела посох. Посох – знак того, что Ангелы эти – странники. После задушевной беседы пойдут они по широкой нашей земле и понесут людям мир и согласие.

Синим, глубоким как небо цветом цветёт лён, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела. Серебряно-зелёным цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела. И свежая Троицкая зелень радует на рублёвской иконе. Это тёмно-зелёное дерево над средним Ангелом и ярко-зелёный плащ правого Ангела.

Слушание в записи тропаря «Царю небесный».

Учитель: В праздник Святой Троицы в наших православных храмах необыкновенно трогательно и красиво. Цвет праздника Троицы – изумрудно-зелёный. На Троицу дома и православные храмы украшают свежей зеленью, пол церкви густо засыпан травой; молящиеся во время службы держат в руках берёзовые ветки и цветы. Церковь считает, что зелёная ветка – это символ возобновлённой весны и вместе с тем символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого.

В честь этого праздника священники нередко облачаются в ризы зелёного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелёными тканями и лентами. Торжественно и светло звучит хор «… обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух».

Слушание в записи фрагмента молитвы «Обнови в наших сердцах, Вседержитель…»

Сообщение ученика: На Троицу, так же как и на Рождество, Пасху, в церкви освящают свечи. Свечи уже не красные, а медово-жёлтые – «Пасха отдана». Святая Троица – Великий праздник, красивый праздник!

Учитель: Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки берёзы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без берёзы – то же самое, что Рождество без ёлки. Но Россия– большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клён, рябина.

Цветы, вместе с травой устилавшие церковный пол во время богослужения, богомольцы подбирали, приносили домой и тщательно сберегали под божницею: эти цветы и трава тщательно высушивались и использовались в лечебных целях.

Троица – праздник поклонения матушке-природе.

Народные традиции, обычаи и обряды

Сообщение ученика: Шумно и весело проходила Троица. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после неё устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки, народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Сообщение ученика: Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время самым загадочным праздникам на Руси. С ним до сих пор связано много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета.

Сообщение ученика: Раньше говорили, что в Троицу лес – именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Слушание в записи романса «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского.

Учитель: Неделя перед Троицей посвящалась богине весны – светлокудрой Ладе, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, на которые приходится Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли.

Праздник Троицы – почитание духов трав, деревьев и цветов.

Ученики исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Девочки водят хоровод.

Сообщение ученика: В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым Днем. Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим:

Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах:

Семик честной да Троица –

Только, только у нас, у девушек,

Сообщение ученика: В этот день девушки надевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для Троицких гуляний. На каждый день Троицкого праздничного цикла полагалось особое платье: в Троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье – старинные белые, в понедельник – сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из свежей зелени.

Сообщение ученика: В постную среду на Троицкой неделе деревенские девчонки семи – двенадцати лет собирались вместе и ходили «ломать берёзу» – берёзовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу – Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки, запасали новый наряд.

Учитель: Семик – это четверг на последней неделе перед Троицей. В некоторых местностях Семик более известен под именем «Поляны», это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справлялись на полянках. Семик – праздник, посвящённый древними язычниками-славянами верховному богу Перуну-громовнику.

В четверг совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицы на дня:

Как у нас в году три праздника:

В четверг с утра детям жарили яичницу (это традиционное обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко). Потом шли в лес, пели:

Благослови, Троица, Богородица,

В лесу, на траве, расстилали скатерти под деревьями, устраивали трапезу, не забывая оставить что-нибудь птицам. На берёзку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали её полевыми цветами. Также на берёзки вешали венки, по которым загадывали свою судьбу, бросая их на воду в самый Троицын день. Вокруг берёзки водили хороводы с песнями.

Ученики исполняют песню «Березонька»:

Под тобой, берёзонька,

Про тебя, берёзонька,

Учитель: Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко её называли родительской субботой.

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. После торжественной службы молодёжь отправлялась «развивать», раздевать берёзку. Обряд проходил с песнями, хороводами, трапезой.

«На ковре, на золоте,

На атласе, на бархате».

«У кого же ты гостила?»

Хотят берёзоньку срубить.

И её в речке утопить.

Учитель: Наконец, берёзку «развивали» и топили в пруду или в реке, Считалось. что в этом случае берёзка отдаёт всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.

Ученики исполняют русскую народную песню «Реченька».

Сообщение ученика: Очень увлекательное действо Троицкой недели – гадание по венкам, которые обычно бросали в реку вместе с берёзкой. С венками было связано множество обрядов и примет. Чей венок пристанет к берегу – та останется в девках, чей уплывёт или пристанет к другому венку – та выйдет замуж.

Учитель: Был и такой девичий обычай. В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, долго ли ещё быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка – столько лет и ждать им замужества.

Со временем Троица стала праздником молодёжи. Его характерной чертой были всеобщие молодёжные гулянья, на которые сходились представители нескольких деревень.

Гулянья нередко продолжались всю ночь, при этом обычно жгли костры, водили хороводы, ставили качели, играли в горелки, в «столбики и воротца» и обязательно в «чистку».

Сообщение ученика: Троица – девичий праздник, проводы весеннего и встреча летнего солнца. Молодые девушки мастерили весёлые, задорные куклы – Веснянки. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием всегда быть обаятельной и привлекательной.

Учитель: В Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. Дело в том, что за Троицей шла так называемая русальная неделя.

Одним словом, русалками были некие потусторонние существа, которых нужно было задобрить. Поэтому, начиная с Троицы, наши предки в лесу устраивали пиры-тризны. Иногда делали чучело русалки, которое в конце русальной недели положено было сжечь, утопить в реке или оставить на хлебном поле. Такие обряды символизировали древний союз земли и воды.

Учитель: На следующий день после Пятидесятницы, которую всегда отмечают в воскресенье, в понедельник Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы –Святого Духа. С этого момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

Учитель: Объясните смысл русской народной пословицы «Пройдут весна да Троица –все забавы скроются»?

Учитель: Духов день (день Святого Духа) – народное название праздника Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей.

Учитель: Перед вами репродукция иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» (показывает).

На иконе мы видим апостолов, которые сидят на двух скамьях друг против друга. В центре, между апостолами Петром и Павлом, есть свободное место. Это место – Господа Иисуса Христа. Он невидимо присутствует на иконе, тем самым иконописец как бы говорит нам: во главе Церкви стоит Господь. Он – её основатель и всегда в ней пребывает.

Выше мы видим небесный полукруг, а из него исходят огненные языки. Их двенадцать, по числу апостолов. Немного напоминает солнце. И это не случайно: здесь икона говорит нам: как солнце даёт своё тепло и снег, так и Святой Дух постоянно наполняет Церковь Своей благодатью и силой. Внизу иконы старец – это тоже символично. Образ старца – это весь мир. А чёрное пространство означает то, что весь мир до пришествия Спасителя пребывал во тьме. Святой Дух даёт силу каждому человеку, который обращается к Церкви.

Учитель: Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы. Первый день Пятидесятницы Церковь посвящает «во славу Пресвятой Троицы», а понедельник – «во славу Святого Духа». Празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день.

По окончании божественной литургии из церкви выносят берёзки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывали ветки от освящённых деревьев, несли их домой и ставили к иконам. Считалось, что ветви, окроплённые святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, появляется в домах.

Идея животворящего начала Духова дня, соединённая с языческими представлениями о Матери-Земле, нашла своё отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля, беременна урожаем и поэтому её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

Существовал обычай кормить землю во время так называемого «бабьего» праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где, расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесённых блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие – «кормила земельку». Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землёй же, она говорила: «Земля-именинница, дай нам урожай».

Люди считали, что в этот праздник надо по земле босиком ходить, есть и пить также желательно на земле.

Основной тематикой девичьего песенного репертуара Духова дня было сеяние льна.

Ученики исполняют русскую народную песню «Лён-ленок».

Учитель : По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки – их уже не бывает до самой осени «Не верь теплу до Духова дня», «Придёт Свят Духов день будет на дворе, как на печке», «Свят Дух весь белый свет согреет».

В старину на Троицу принято было мириться, забывать все обиды, говорить приятные слова и благодарить мать-природу за то, что она кормит, поит и лечит нас.

Подведение итогов урока. Выставление оценок и их комментарии.

1 Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка» для 4 класса. Москва, «Просвещение», 2018. Составители Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

3 С. Алексеев «Зримая истина. Энциклопедия православных икон». Нева, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2013.

4 Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», Москва 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *