44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

Барьеры в инклюзивном образовании.

44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику 44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику 44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику 44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

Можно выделить несколько основных видов барьеров:

физические: среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений, специальное освещение (для глухих), голосовые сигналы (для слепых), уточняющие таблички, указатели и т.д.;

финансовые: отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся, отсутствие тьюторов, отсутствие стимулирующей доплаты для педагогов, отсутствие возможности совершенствовать материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

социальные: особая культура, политика и практика работы ОО, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ, боязнь контактов, предубеждения о бесполезности людей с ОВЗ, шаблонные установки- идиоты, дебилы и.т.д. ;

· отсутствие знаний и опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;

· наличие профессиональных стериотипов;

· неумение оценивать индивидуальные достижения.

· страх перед неизвестным;

· отсутствие готовности к изменениям;

· лень, нежелание прикладывать усилия;

· профессиональное выгорание, отсутствие творческого начала;

· неготовность к работе с «особыми» детьми;

· эмоциональное «неприятие» особого ребенка (педагог не принимает ребенка, в успешности которого не уверен);

· коммуникативный барьер – барьер непонимания.

Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Условия реализации инклюзивного образования

• Принятие философии инклюзии образовательной организацией;

• Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям;

• Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства;

• Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование.

• Сотрудничество с Управлениями образования, ПМПК по инклюзивному образованию, взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

• Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали;

• Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

• Взаимодействие с внешними партнерами;

• Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

• Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

• Наличие команды специалистов сопровождения (координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.);

• Программы повышения профессиональной грамотности педагогов, программы повешения стрессоустойчивости для педагогов

• Психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии;

• Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

• Материально-техническое обеспечение, специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы.

Ожидаемые результаты от инклюзивного образования:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Концепции инклюзивного образования

Источник

Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тезисы к проведению психологического практикума для педагогов дополнительного образования «Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление»

Направление деятельности : психологическое просвещение

Ткаченко Татьяна Васильевна , педагог-психолог, МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска».

Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление

Цель : определение возможных трудностей в работе педагогов с детьми с ОВЗ и путями преодоления этих трудностей.

Оборудование : сткеры, доска, мел.

Идея инклюзивного образования, безусловно, не нова. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.

Возможно, инклюзивное образование несколько непривычно для российского менталитета, и, как всякое новое начинание, вызывает некоторое сопротивление.

Барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни стоят не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у педагогов. Выявление этих барьеров с целью если не устранить, то хотя бы разобраться, как преодолевать их, – одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ на пути построения инклюзивной среды.

Мозговой штурм «Барьеры в работе с детьми с ОВЗ»

Участники в течение 5 минут в тройках обозначают возможные проблемы в работе и записывают их на отдельных стикерах. Потом стикеры группируются в группы барьеров.

После составления кластера педагоги совместно находят возможные пути преодоления этих барьеров.

Можно выделить несколько основных видов барьеров (прорабатываются вместе с педагогами) :

физические : среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений и т.д.;

финансовые : отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся (отсутствие тьюторов);

социальные : особая культура, политика и практика работы ОУ, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;

отсутствие знаний и опыта;

наличие профессиональных стериотипов;

неумение оценивать индивидуальные достижения

Источник

Практика инклюзивного образования (методсовет)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ nazarova_n_m_.ppt

44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации Н.М.Назарова ГБОУ ВПО МГПУ Г. Москва

Используемые понятия: Инклюзивное обучение, интегрированное обучение Практика инклюзивного образования: практика внедрения инклюзивных форм образования в систему общего образования практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе

Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект) 1. Модели внедрения образовательной интеграции и инклюзии: поглощение сосуществование

Выбранный для просмотра документ Инклюзивное обучение в России задачи, проблемы и перспективы.docx

Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.

Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность.

Проблемы внедрения инклюзивного образования в России

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.

Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

* общий рост количества детей с отклонениями в развитии;

* увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

* сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

* незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;

* увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *