44 барьеры внедрения инклюзивного образования в педагогическую практику
Барьеры в инклюзивном образовании.
Можно выделить несколько основных видов барьеров:
— физические: среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений, специальное освещение (для глухих), голосовые сигналы (для слепых), уточняющие таблички, указатели и т.д.;
— финансовые: отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся, отсутствие тьюторов, отсутствие стимулирующей доплаты для педагогов, отсутствие возможности совершенствовать материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
— социальные: особая культура, политика и практика работы ОО, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ, боязнь контактов, предубеждения о бесполезности людей с ОВЗ, шаблонные установки- идиоты, дебилы и.т.д. ;
· отсутствие знаний и опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;
· наличие профессиональных стериотипов;
· неумение оценивать индивидуальные достижения.
· страх перед неизвестным;
· отсутствие готовности к изменениям;
· лень, нежелание прикладывать усилия;
· профессиональное выгорание, отсутствие творческого начала;
· неготовность к работе с «особыми» детьми;
· эмоциональное «неприятие» особого ребенка (педагог не принимает ребенка, в успешности которого не уверен);
· коммуникативный барьер – барьер непонимания.
Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Условия реализации инклюзивного образования
• Принятие философии инклюзии образовательной организацией;
• Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям;
• Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства;
• Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование.
• Сотрудничество с Управлениями образования, ПМПК по инклюзивному образованию, взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
• Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали;
• Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
• Взаимодействие с внешними партнерами;
• Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;
• Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
• Наличие команды специалистов сопровождения (координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.);
• Программы повышения профессиональной грамотности педагогов, программы повешения стрессоустойчивости для педагогов
• Психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии;
• Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
• Материально-техническое обеспечение, специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы.
Ожидаемые результаты от инклюзивного образования:
1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
4. реализация себя в обществе;
5. повышение качества жизни;
6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Концепции инклюзивного образования
Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тезисы к проведению психологического практикума для педагогов дополнительного образования «Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление»
Направление деятельности : психологическое просвещение
Ткаченко Татьяна Васильевна , педагог-психолог, МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска».
Инклюзивное образование: барьеры и их преодоление
Цель : определение возможных трудностей в работе педагогов с детьми с ОВЗ и путями преодоления этих трудностей.
Оборудование : сткеры, доска, мел.
Идея инклюзивного образования, безусловно, не нова. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.
Возможно, инклюзивное образование несколько непривычно для российского менталитета, и, как всякое новое начинание, вызывает некоторое сопротивление.
Барьеры на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни стоят не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у педагогов. Выявление этих барьеров с целью если не устранить, то хотя бы разобраться, как преодолевать их, – одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ на пути построения инклюзивной среды.
Мозговой штурм «Барьеры в работе с детьми с ОВЗ»
Участники в течение 5 минут в тройках обозначают возможные проблемы в работе и записывают их на отдельных стикерах. Потом стикеры группируются в группы барьеров.
После составления кластера педагоги совместно находят возможные пути преодоления этих барьеров.
Можно выделить несколько основных видов барьеров (прорабатываются вместе с педагогами) :
— физические : среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений и т.д.;
— финансовые : отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся (отсутствие тьюторов);
— социальные : особая культура, политика и практика работы ОУ, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;
отсутствие знаний и опыта;
наличие профессиональных стериотипов;
неумение оценивать индивидуальные достижения
Практика инклюзивного образования (методсовет)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ nazarova_n_m_.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации Н.М.Назарова ГБОУ ВПО МГПУ Г. Москва
Используемые понятия: Инклюзивное обучение, интегрированное обучение Практика инклюзивного образования: практика внедрения инклюзивных форм образования в систему общего образования практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе
Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект) 1. Модели внедрения образовательной интеграции и инклюзии: поглощение сосуществование
Выбранный для просмотра документ Инклюзивное обучение в России задачи, проблемы и перспективы.docx
Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.
Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность.
Проблемы внедрения инклюзивного образования в России
Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.
Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.
Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:
* общий рост количества детей с отклонениями в развитии;
* увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
* сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
* незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;
* увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР