5 класс русский язык что такое синтаксис

5 класс русский язык что такое синтаксис

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — состав­ле­ние) — раз­дел линг­ви­сти­ки, изу­ча­ю­щий стро­е­ние и функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие раз­лич­ных частей речи в пред­ло­же­ни­ях, сло­во­со­че­та­ни­ях и про­чих язы­ко­вых единицах.

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

5 класс русский язык что такое синтаксис

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и сложных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

5 класс русский язык что такое синтаксис

Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»

Источник

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

5 класс русский язык что такое синтаксис

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

5 класс русский язык что такое синтаксис

5 класс русский язык что такое синтаксис

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Источник

Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».

познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;

показать, чем отличается слово от предложения;

дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

формировать живой интерес к изучению русского языка;

развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;

развивать монологическую речь;

воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.

карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;

таблица со знаками препинания;

презентация урока, ПК.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

часть речи, обозначающая предмет;

падеж, отвечающий на вопрос кто?;

неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;

название падежа, который отвечает на вопрос кем?;

слова, противоположные по значению;

часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;

морфема, стоящая между корнем и окончанием;

самый распространенный союз;

звук, который мы слышим на конце слова груз.

Какое же слово получилось?- синтаксис.

III . Изучение нового материала.

Что изучает синтаксис.

1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.

Что же изучает синтаксис?

Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.

Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».

Почему в этом предложении нужно поставить тире?

2. Наблюдение над языковым материалом:

На доске 2 столбика.

1 столбик 2 столбик

Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на

серебристый, сверкать. ветках деревьев.

Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?

Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).

Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).

3. Работа с предложением.

Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.

(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).

На доске записаны слова. Составьте предложения:

На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).

Проверка выполненного задания.

IV . Продолжение. Изучение нового материала.

Что изучает пунктуация.

1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»

Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )

Как вы думаете, какой знак самый нужный?

3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»

У последней Точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак:

-Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые,

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,

И прочие, прочие, прочие…

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:

— Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!

Двоеточие, мигая, закричало:

— Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:

— если вам угодно знать, я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился:

Восклицательный знак возмутился:

И сказала Точка, Точка- одиночка:

— Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

Согласны ли вы с мнением Точки?

А вы как думаете, какой знак самый важный?

Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?

4. Работа с учебником. Анализ упражнения 375.

5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»

Интересно, когда появились знаки препинания?

( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).

Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.

К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.

К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

6. Работа с учебником. Упр.123

7. Сообщения учащихся по изучаемой теме.

Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».

V . Закрепление изученного материала.

Работа с предложенным текстом.

Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:

Кисель там варят из резины, Кроят рубахи из пластмассы,

Там шины делают из глины, Посуду делают из мяса,

Кирпич там жгут из молока, Котлеты стряпают из сажи,

Творог готовят из песка. Там ваксу делают из пряжи.

Стекло там плавят из бетона, Прядут там нитки из сукна,

Плотины строят из картона, Костюмы шьют из толокна,

Обложки там из чугуна, Кисель там варят…

Там варят сталь из полотна.

Почему стихотворение вызывает у нас улыбку?

Зачеркните неправильные и расставьте правильные знаки препинания.

Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».

Какой вывод можем сделать?

( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

VII . Вывод по уроку.

О чем мы сегодня говорили на уроке?

С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?

Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

VIII . Домашнее задание: упражнение 377, знать определение синтаксиса и пунктуации.

Источник

Урок в 5 классе. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Урок в 5 классе. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Цель урока : сформировать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений. Актуализировать и повторить ранее изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация», заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме

Планируемые результаты : знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.

За то время, пока вы учитесь в школе, вы успели изучить несколько разделов науки о языке.

Давайте вспомним эти разделы, и что они означают.

2.Определение темы урока.

Мы узнали, что слово состоит из звуков и морфем.

Морфемика изучает состав слова.

Вспомните, какой раздел науки о языке изучает словосочетание предложение и текст?

Вы уже знакомы с синтаксическим разбором предложения, то есть умеете устанавливать связь слов в предложении.

Теперь наша задача глубже разобраться в том, по каким правилам, законам строится словосочетание и предложение.

3.Повторение теоретического материала, работа с терминологией по теме “Синтаксис”. «Пунктуация».

Вы, наверное, заметили, изучая иностранный язык, что знание слов ещё не означает умение говорить и правильно строить предложения. Если Мы попытаемся объясниться с англичанином или французом с помощью словаря он вряд ли нас поймет.

Слова должны стоять в определенной последовательности, соединяться по определенным законам языка. Чтобы постичь законы синтаксиса иностранного языка надо уметь, прежде всего, разбираться в родном языке.

Вы знаете, что долгое время в русском языке не существовало никаких знаков препинания, поэтому древние документы до сих пор остаются загадкой для ученых. Именно благодаря знакам препинания мы можем задать вопрос или прокричать что-нибудь, (восклицательные предложения) с помощью знаков препинания мы можем выразить свои чувства или чужую боль.

-А как вы думаете, нужны ли в нашей речи знаки препинания?

Я вам расскажу одну историю о том, как всё зависело от одной запятой.

Уже много веков рассказывают небольшую небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.

Некий Повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл или не знал, как поставить запятую.

Казнить нельзя, помиловать.

Как же понять это решение, то ли нельзя казнить и надо помиловать, то ли нельзя помиловать, а следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

Запишите это предложение. Расставьте знаки препинания так, чтобы спасти жизнь человека.

Молодцы, вы спасли жизнь человеку!

Итак, какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания?

Пунктуация- это раздел науки о языке в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

А знаете ли вы, Сколько знаков препинания в русском языке? (10)

Для чего же нужны знаки препинания в тексте?

От знаков препинания зависит смысл текста, неуместно поставленный или пропущенный знак, может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

4.Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис и пунктуация” на основе лингвистического текста.

Задание: заполните таблицу предложениями из текста.

При оформлении письменной речи большую роль, бесспорно, играет правильная расстановка знаков препинания. Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука – пунктуация. Слово пунктуация образовано от латинского слова пункция – “укол”. В древности греки использовали для письма палочку-стилос, а в местах остановок они делали укол – ставили точку. Поэтому раньше, ребята, слово пунктуация означало “учение о точках”. Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения. Со знаками препинания легче и удобнее выражать свои мысли и чувства на письме.

1. Запишите текст, расставляя знаки препинания. Найдите изобразительные средства.

2. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Выпишите словосочетание.

3. Охарактеризуйте предложения. Начертите схемы.

4. Какой известный вид простого осложненного предложения не представлен в тексте. Составьте и запишите предложение данного вида.

Под липой царили прохлада и покой. Даже пчёлы в её тени казалось жужжали тише. Мелкая изумрудная трава не колыхалась высокие зелёные стебельки стояли неподвижно как очарованные. Маленькие гроздья жёлтых цветов висели на нижних ветках липы и сладкий запах их застыл в воздухе.

Давайте подведем итоги:

Зачем нужны знаки препинания в тексте?

Что изучает раздел науки о языке синтаксис?

Что изучает раздел науки о языке пунктуация?

5 класс русский язык что такое синтаксис

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

5 класс русский язык что такое синтаксис

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

5 класс русский язык что такое синтаксис

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

5 класс русский язык что такое синтаксис

Урок в 5 классе. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Цель урока: сформировать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений. Актуализировать и повторить ранее изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация», заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме

Планируемые результаты: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.

1.Организационный момент.

За то время, пока вы учитесь в школе, вы успели изучить несколько разделов науки о языке.

Давайте вспомним эти разделы, и что они означают.

2.Определение темы урока.

Мы узнали, что слово состоит из звуков и морфем.

Морфемика изучает состав слова.

Вспомните, какой раздел науки о языке изучает словосочетание предложение и текст?

Вы уже знакомы с синтаксическим разбором предложения, то есть умеете устанавливать связь слов в предложении.

Теперь наша задача глубже разобраться в том, по каким правилам, законам строится словосочетание и предложение.

3.Повторение теоретического материала, работа с терминологией по теме “Синтаксис”. «Пунктуация».

Вы, наверное, заметили, изучая иностранный язык, что знание слов ещё не означает умение говорить и правильно строить предложения. Если Мы попытаемся объясниться с англичанином или французом с помощью словаря он вряд ли нас поймет.

Слова должны стоять в определенной последовательности, соединяться по определенным законам языка. Чтобы постичь законы синтаксиса иностранного языка надо уметь, прежде всего, разбираться в родном языке.

Вы знаете, что долгое время в русском языке не существовало никаких знаков препинания, поэтому древние документы до сих пор остаются загадкой для ученых. Именно благодаря знакам препинания мы можем задать вопрос или прокричать что-нибудь, (восклицательные предложения) с помощью знаков препинания мы можем выразить свои чувства или чужую боль.

-А как вы думаете, нужны ли в нашей речи знаки препинания?

Я вам расскажу одну историю о том, как всё зависело от одной запятой.

Уже много веков рассказывают небольшую небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.

Некий Повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл или не знал, как поставить запятую.

Казнить нельзя, помиловать.

Как же понять это решение, то ли нельзя казнить и надо помиловать, то ли нельзя помиловать, а следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

Запишите это предложение. Расставьте знаки препинания так, чтобы спасти жизнь человека.

Молодцы, вы спасли жизнь человеку!

Итак, какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания?

Пунктуация- это раздел науки о языке в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

А знаете ли вы, Сколько знаков препинания в русском языке? (10)

Давайте посчитаем: точка, двоеточие, точка с запятой, запятая, троеточие, тире, кавычки, скобки.

Для чего же нужны знаки препинания в тексте?

От знаков препинания зависит смысл текста, неуместно поставленный или пропущенный знак,может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

4.Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис и пунктуация” на основе лингвистического текста.

Задание: заполните таблицу предложениями из текста.

При оформлении письменной речи большую роль, бесспорно, играет правильная расстановка знаков препинания.Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука – пунктуация.Слово пунктуация образовано от латинского слова пункция – “укол”.В древности греки использовали для письма палочку-стилос, а в местах остановок они делали укол – ставили точку.Поэтому раньше, ребята, слово пунктуация означало “учение о точках”.Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения. Со знаками препинания легче и удобнее выражать свои мысли и чувства на письме.

Простое, осложненное однородными членами предложения

Простое, осложненное обращением

Простое, осложненное вводным словом

Работа с текстом.

1. Запишите текст, расставляя знаки препинания. Найдите изобразительные средства.

2. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Выпишите словосочетание.

3. Охарактеризуйте предложения. Начертите схемы.

4. Какой известный вид простого осложненного предложения не представлен в тексте. Составьте и запишите предложение данного вида.

Под липой царили прохлада и покой. Даже пчёлы в её тени казалось жужжали тише. Мелкая изумрудная трава не колыхалась высокие зелёные стебельки стояли неподвижно как очарованные. Маленькие гроздья жёлтых цветов висели на нижних ветках липы и сладкий запах их застыл в воздухе.

5.Рефлексия.

Давайте подведем итоги:

Зачем нужны знаки препинания в тексте?

Что изучает раздел науки о языке синтаксис?

Что изучает раздел науки о языке пунктуация?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *