8 для чего нужно знать административное право
Административное право
Вы просматриваете раздел Административное право
Любое общество и государство развивается, руководствуясь определенными нормами и правилами.
Это необходимо для регулирования процессов и управления ими, которые происходят в социуме.
Административное право считается не просто одной из отраслей юриспруденции, но и опорой в реализации публичного права в целом. Считается, что это некий защитный механизм для других отраслей права на территории конкретной страны.
Область регулирования нормами административного права
Объектом, на который направлено воздействие норм административного права, являются общественные отношения. Но не любые, а те, что возникают по причине практической реализации государственно-управленческой деятельности или исполнительной власти.
Предметом этой отрасли права являются:
По сути, эта отрасль права регулирует процессуальные и материальные отношения, возникающие при осуществлении своих полномочий органами государственного управления. Административное право преследует эту цель.
Именно поэтому следует знать нормы административного права, чтобы не допустить ситуаций нарушения.
Применяться нормы могут к физическим и юридическим лицам. Основным источником, вбирающим в себя «правила игры» на этом поле, является Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Административная ответственность и права физических лиц
К сожалению, низкий уровень правовой грамотности не позволяет гражданам полностью использовать свои права.
В итоге в случае их нарушения они даже не понимают, куда обращаться за восстановлением справедливости и каким образом следует оформлять документы.
Наиболее распространенными проблемами, с которыми приходится сталкиваться физическим лицам, являются:
Все это юридическая сфера, где определены административные права граждан.
Юридическая помощь очень часто востребована для грамотного составления документов в органы власти, в том числе жалоб и исков, в процессе проведения переговоров или при посещении государственных учреждений.
Нужно знать, как их составить, чтобы не пропустить сроки и не потерять возможность восстановления своих прав. Многие граждане могут воспользоваться тем, что КоАП предусматривает сроки исковой давности по административным правонарушениям.
Обычные сроки таковы:
Юридические организации и административное право
Почти 16% услуг, которые в настоящий момент оказываются юристами организациям, являются предметом регулирования административного права.
Большая часть проблем возникает у руководителей организаций и юридических лиц в связи с неправильным трактованием норм права или же незнанием изменений, которые вносятся в законодательство. В итоге результаты внутренней деятельности юридического лица могут стать предметом рассмотрения по делу об административном правонарушении.
Проступки, связанные с налоговым законодательством, также часто являются предметом споров. Что нужно делать, когда ошибочно начислены пени, обязательные выплаты, а перевод денежных средств в бюджеты всех уровней прошел не вовремя не по вине организации? Все это вопросы из области административного права.
Руководители организаций должны помнить о том, что всегда происходит наказание за то, что не были приняты меры по соблюдению административных норм любым сотрудником юридического лица.
Причем размер штрафных санкций и уровень ответственности чрезвычайно высок.
Даже если происходит реорганизация или выделение из состава другого юридического лица административная ответственность не исчезает, а переходит на правопреемника. Это важно знать, например, при покупке бизнеса.
В связи с развитием тендерной системы в РФ все более востребованными являются знания по вопросам противодействия коррупции.
Сами органы исполнительной власти и прокуратуры тоже должны помнить, что превышение полномочий, неправильная трактовка юридических норм в случае обжалования и подачи иска также приводит к административному наказанию.
Нельзя исключать, что руководители таких структур будут лишены в дальнейшем права работать в конкретной сфере или занимать руководящие позиции.
Российская Федерация проходит этап активного административного реформирования, поэтому все больше появляется новостей и тонкостей в этой отраслевой области.
Следует помнить, что незнание закона в данном случае не является основанием для снятия ответственности. Тем более, что административные права граждан нарушаются представителями власти все чаще.
Что такое административное право и что о нем нужно знать
Административное право регулирует права и обязанности органов государственной власти (как государственных, так и местных), а также права и обязанности граждан по отношению к этим органам.
Это широкая ветвь законодательства — от системных норм (например, местного самоуправления) до всех сфер, в которых органы государственной власти имеют право принимать решения в отношении граждан. Так на что распространяется административное право?
Сфера действия административного права
Древние римляне, ценившиеся за юридическое мастерство, говорили, что любое определение опасно, потому что его легко оспорить. Действительно: что есть кошмар не только для адвокатов — при определении всегда указываются исключения, которые не вписываются в определение, но относятся к его сути.
Не отличается и понимание понятия «административное право», в котором появилось большое количество определений. Нет необходимости цитировать их, тем более что они не всегда имеют практическое применение. Чтобы определить сферу применения административного права, достаточно указать признаки, которые должна проявлять норма, чтобы ее можно было назвать «административно-правовой».
Нормы административного права имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле сторон. Они принимаются в интересах общества, а не для защиты индивидуальных интересов. Эти нормы обращены к органам власти (в первую очередь государственной власти и местного самоуправления), и к гражданам, находящимся в их подчинении.
Нормы определяют, что государству позволено делать и каких целей оно должно достигать. Подробнее можно почитать на сайте adm-pravo.ru. Также они указывают на обязанности, способ их исполнения. Принуждение к конкретному поведению — основополагающая черта административного права.
Граждане обязаны вести себя так, как определено законодателем (например, платить налоги). Государство имеет ряд инструментов для принуждения граждан к выполнению обязанностей. В то же время следует помнить, что особенности не запрещают сотрудничество между государственным и частным сектором. Хорошим примером может служить мирное разрешение споров между органами государственного управления и гражданами.
Административное право включает систему территориального самоуправления, налоговые вопросы, связанные с охраной окружающей среды, осуществлением строительных инвестиций и территориальным планированием, организацией образования, здравоохранения и других государственных услуг (полиция, пожарная служба и т.д.).
Административное право включает вопросы, связанные с регистрацией, получением всех видов прав (от водительских прав до концессий на разработку месторождений полезных ископаемых), или ряд вопросов, связанных с ведением бизнеса.
Гражданин имеет ряд прав по отношению к государству и должен ими пользоваться
Тот факт, что государство имеет право принуждать граждан к определенному поведению, не означает, что у него свобода действий. Напротив. Деятельность государственной власти ограничена правами человека и гражданскими правами, закрепленными в Конституции.
Поэтому эти органы не могут презюмировать свою компетенцию или использовать аналогию для наложения дополнительных обязательств, не предусмотренных законом.
Поэтому ни один гражданин не должен пассивно подчиняться общественно-административным действиям, которые во многих случаях далеки от правильных. Чтобы доказать свою правоту, приходится пользоваться услугами юридической фирмы, занимающейся административным правом и судебными разбирательствами.
Лекция по обществознанию Административное право и административные правоотношения
Тема: Административное право и административные правоотношения
Цель: создать условия для формирования знаний об административном праве;актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права
— Какие отрасли права мы изучили на предыдущих занятиях?
— Что такое отрасль права?
Задание №1 : определите, нормы каких отраслей права применяются в следующих случаях : заключение трудового договора; усыновление ребенка; приватизация квартиры; покупка продуктов
— Какую роль выполняет право в обществе?
— Каким обществоведческим термином можно назвать все перечисленное: Конституция РФ; Семейный кодекс; Гражданский кодекс; Указ Президента?
— Можно учебник по обществоведению отнести к источникам права? Дать аргументированный ответ.
— Что такое источники права?
– Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения?
— Как называется поведение, которое противоречит нормам права
Формулирую вопросы, на которые вам нужно будет ответить в ходе занятия.
Что такое административное право? Каковы его функции? Кто является субъектами административного права? Что является источниками его? Какие поступки считаются административными правонарушениями? Что такое административная ответственность? Почему важно знать административное право?
1.Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны
2.Что такое административное право?
4. Виды административных правоотношений
Этап усвоения новых знаний по плану
1. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности страны
А. п. – сравнительно молодая отрасль права. В странах Западной Европы и в России А. п. возникло в 19 в. на базе полицейского права, определявшего внутреннее управление в государстве и направленного в основном на охрану общественного порядка.
В современных условиях А. п. – одна из ведущих отраслей правовой системы РФ, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, регламентирует государственную службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражданского общества, в т. ч. устанавливает такие административно-правовые режимы (гос. регистрация, сертификация продукции, лицензирование отд. видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и т. п. Особая задача административно-правового регулирования – создать правовые барьеры бюрократическим проявлениям и коррупции в государственном аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.
В настоящее время наиболее опасную угрозу общественной безопасности Российской Федерации в системе органов государственной власти, бесспорно, составляют бюрократизм, коррумпированность части государственного аппарата, нарушения законности в деятельности органов государственной власти; Коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.
Поэтому административное право можно считать одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой – обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий либо бездействий административных органов.
2. Административное право
Административное право- это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Законодательные нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных правонарушений и назначений административных наказаний собраны в Кодексе РФ об адм. правонарушениях (КоАП РФ).
Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, обозначены в КоАПе. Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний. Затем – районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД.
Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности ( на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т.д.) поручено рассматривать органам(должностным лицам). Осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях. К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом т др. Каждое ведомство специальным приказом назначает органы и должностных лиц. уполномоченных рассматривать такие дела.
3. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть – подчинение».
3. Виды административных правоотношений
По целям административно-правовые отношения подразделяются:
• на охранительные (в том числе деликтные);
По составу участников различают:
• отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;
• отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
По направлениям деятельности выделяют:
• административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть отношения по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);
• административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
• административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
• административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Административно-правовые отношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные.
• При вертикальных правоотношениях один из субъектов подчинен другому.
• При горизонтальных отношениях субъекты находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере; эти субъекты прямо не подчиняются друг другу. Цель таких отношений – решение различных управленческих вопросов.
В юридической литературе особо выделяют так называемые внутри-аппаратные (внутриорганизационные) правоотношения , то есть отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
1. Они складываются в специфической сфере – в государственном управлении, как в связи, так и по поводу осуществления последнего (к примеру, при подготовке к осуществлению управляющего воздействия, сборе информации, проведении обсуждения, принятии совместных решений).
2. В таких правоотношениях обязательно присутствует субъект управления, то есть наделенный соответствующими полномочиями орган исполнительной власти либо местного самоуправления, отдельный служащий и так далее.
3.Действия вышеупомянутого субъекта всегда являются юридически-властными.
4. Административные правоотношения могут инициироваться одной из сторон при условии согласия второй стороны.
5. Споры, которые возникают из подобных правоотношений, как правило, разрешаются во внесудебном, то есть административном порядке (могут быть рассмотрены как судом, так и уполномоченным исполнительным либо иным государственным органом).
6. Если одна сторона таких отношений нарушает административно-правовые нормы, она несет ответственность непосредственно перед государством.
Дать ответы на следующие вопросы :
Сформулировать и записать определение термина « административное право ».
Что определяют нормы административного права?
Определить, что находится в сфере административного права
В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия?
5. Перечислить основные виды административных правонарушений
6. Какие виды административных наказаний устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
7. С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность
8. Для чего нужно знать административное право
Задание Выберите верные суждения об отрасли административного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Методом административного права является закрепление равенства сторон.
2) В качестве субъектов административного правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой – предприятия и организации.
3) В предмет административного права входят организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти.
4) Административное право устанавливает в качестве наказаний за административные проступки штраф, обязательные работы, дисквалификацию и т.д.
5) Административное право является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами.
8.8. Административное право
Административное право как наука изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации.
Орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.
В органах исполнительной власти работают государственные служащие. Под государственной службой законодательство понимает не просто работу по найму в государственном органе, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Такая деятельность осуществляется за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.
Государственные должности подразделяются на три категории.
1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).
2. Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А.
3. Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Статус лиц, занимающих должности категории А, регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этими лицами к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В.
Прохождение государственной службы включает несколько этапов: поступление на госслужбу, собственно прохождение госслужбы, прекращение госслужбы.
Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Допускаются лишь требования к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если в отношении него существует связь с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; наличие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.
При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными федеральным законом о госслужбе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность — расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. К ним относятся достижение госслужащим предельного возраста для нахождения на госслужбе (60—65 лет), прекращение гражданства РФ, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, возникновение обстоятельств, препятствующих продолжению госслужбы.
Основную роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом wiu должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонарушениях.
Признаки административного правонарушения:
1) это деяние, выраженное в виде действия или бездействия. Мысли и убеждения не считаются правонарушением;
2) это антисоциальное деяние. Административное правонарушение наносит вред общественным отношениям, отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности и может в некоторых случаях перерасти в преступление;
3) это противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права;
4) это виновное деяние, предполагающее наличие вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.
Прежде чем привлечь лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.
Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Причинить вред общественным отношениям возможно путем причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения); путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение вещи); путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).
Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного права, за которое установлена административная ответственность.
Субъект административного правонарушения — это физические и юридические лица. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие иммунитетом (неприкосновенностью), — депутаты, судьи, прокуроры, дипломаты и др.
Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям. Важной составляющей субъективной стороны выступает вина, которая проявляется в умысле или неосторожности.
Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (проведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и т.д.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство).
Большую группу составляют административные правонарушения против государства: 1) правонарушения в области использования тепловой и электрической энергии (нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (самовольное строительство и др.); 4) правонарушения в области торговли (нарушение правил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок управления (неповиновение сотруднику милиции, проведение несанкционированных митингов, проживание без регистрации и др.).
Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут дополнять установленный законом перечень административных правонарушений.
За совершение административного правонарушения налагается административное взыскание — мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.
Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем; в) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (на примере наказуемого).
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Принципы наложения административного взыскания:
1) административное взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее административное правонарушение;
2) при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности, т.е. взыскание применяется в соответствии с законом;
3) при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т.е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность нарушителя, причиненный вред и т.д.
В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства.
Отягчающими обстоятельствами служат продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством, препятствующим наложению административного взыскания, является истечение срока давности, который установлен в два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объявления амнистии или помилования.
1. Дайте определение административного права.
2. Что понимается под государственной службой? Какие категории государственных должностей существуют?
3. Каков порядок прохождения государственной службы?
4. Какие меры административного принуждения существуют?
5. Каковы определение и признаки административного правонарушения?
6. Охарактеризуйте состав административного правонарушения.
7. Какова классификация видов административного правонарушения?
8. Что такое административная ответственность? Какие виды административных взысканий существуют?
9. Назовите принципы наложения административного взыскания.
10. В каких случаях говорят о смягчающих и отягчающих обстоятельствах? В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?