9юммет что означает ложка
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
РАСШИФРОВКА КЛЕЙМА ПОДСТАКАННИКА
Общеизвестно, что почти каждый подстаканник, изготовленный в Советском Союзе, несет на себе не только практическую и художественную нагрузку, а также информативную.
Варианты информативной нагрузки могут быть такие: завод-изготовитель, материал изделия, цена изделия, а также возможен некий набор букв, которые для многих ценителей этого предмета, являются «абракадаброй».
Именно для интересующихся этой загадкой людей, предназначена следующая информация.
Буквы «с ЮM0 до ЮM8» обозначают годы изготовления с 1960 по 1968, в 1969 году ставились буквы: «9ЮM».
К 1970-му году штемпель изменился и выглядел таким образом: 0ЮM – 8ЮM, что соответствует следующим годам изготовления: с 1970 по 1978.
В 1980 году возвращается клеймо ОЮМ, подстаканники характеризуются ценами на порядок выше, чем цены предыдущих периодов.
Вашему вниманию представлены два одинаковых подстаканника «Зимняя тройка».
Рис.1. Подстаканник «Зимняя тройка» с клеймом «МЕТ ММ5 1 СОРТ».
Рис.2. Подстаканник «Зимняя тройка» с клеймом «0ЮМ МЕТ».
Рис.3. Фасадная часть подстаканников.
Рис.4. Клеймо подстаканника «Зимняя тройка» с клеймом «0ЮМ МЕТ».
Оба подстаканника производились с 1950-х вплоть до 1970-ых годов в Мстере и изготовлены из покрытого серебром мельхиора.
У первого подстаканника клеймо «МЕТ ММ5 1 СОРТ», у второго: «0ЮМ МЕТ».
В данном случае, один из представленных подстаканников произведен в 1955 году, о чем свидетельствует штемпель: МЕТ MM5 1COPT.
Следующий подстаканник существенно моложе. Он произведен ив 1970-м году (штемпель: 0ЮMMET).
Часто на нижней части подстаканника находятся также обозначения цены в форме штемпеля, например, » Ц 1Р20К «, что значит 1 руб. и 20 коп. Буква «Ц» означает «ЦЕНА». Штемпель цены никогда не ставился на серебряных подстаканниках.
Эта информация стала известна благодаря каталогу «ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ДЕЛО XV-XX в.в.»
Авторы: М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, и Б.Л. Юлианова, издательство «Трио», Москва, 1995.
О чем расскажет клеймо на серебряных столовых приборах?
Подстаканники, некогда бывшие обыденными предметами обихода, сегодня больше занимают полки музеев. Однако нередко и в наше время ценители русских
чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.
Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.
Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.
Клеймо на подстаканнике
Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.
Знатокам сплавов
#1 MAI
Никогда не думал, что придется открывать тему на этой ветке форума, но побродил здесь, почитал посты о мельхиоре, нейзильбере и алпаке, и захотелось узнать, чем я сахар в чае размешиваю.
Есть у меня две чайных ложки. Лет им примерно по 50-60, что видно по сточенным ребрам черпальной части. Производство, судя по буквам на клеймах — отечественное. На одной «7юммет», на другой — «@мнц». «Собакой» я обозначил некий рисунок, который (несмотря на четкость клейма) разобрать я не могу. В одном из ракурсов он напоминает блоху, стоящую на четвереньках на детских салазках. Фотоаппарата для микросъемки под рукой нет, а сканер, из-за изогнутой формы черенка, резкости не даёт.
Вопрос в другом. Снаружи обе имеют цвет серебра, но на черпале у той, что «7юммет» протертое покрытие начинает отслаивается, и под ним виден серый металл. Та, что «@мнц» тоже в одном месте протерлась и тоже виден основной металл, но гораздо светлее, чем предыдущий.
Не питаю ни малейшей надежды, что обладаю некоей ценностью, просто стало интересно: из какого металла или сплава эти ложки изготовлены, и чем покрыты? Т.е., к чему относится МедьНикельЦинк — к основе, или к покрытию?
Кстати, что означает «7юммет». Ну, «мет», скорее всего — сокращенное «металл», а вот «7юм» — не знаю.
Жизнь дается человеку один раз, и ту ему по-человечески прожить не дают.
Человек не скотина — мечту мечтать должен!
#2 Stobaksov
User’s Awards
Не моё, из Интернета:
Варианты информативной нагрузки могут быть такие: завод-изготовитель, материал изделия, цена изделия, а также возможен некий набор букв, которые для многих ценителей этого предмета, являются «абракадаброй».
Именно для интересующихся этой загадкой людей, предназначена следующая информация.
Соответствующие 1950-м годам изготовления штемпели выглядят так: MM0 — MM9 – это: с1950 по 1959-ый год, а также в этот период клейма могли быть такие: «MЮ0 — MЮ8» – это: с 1950 по 1958-ой год.
Буквы «с ЮM0 до ЮM8» обозначают годы изготовления с 1960 по 1968, в 1969 году ставились буквы: «9ЮM».
К 1970-му году штемпель изменился и выглядел таким образом: 0ЮM – 7ЮM, что соответствует следующим годам изготовления: с 1970 по 1977.
Что значит клеймо МНЦ на подстаканнике?
Клеймо МНЦ на подстаканнике свидетельствовало о том, что мельхиор не содержит свинца и материал безопасен для здоровья. При этом старое клеймо «МЕЛЬХ» могло ставиться на посеребренных подстаканниках. Изделия из серебра клеймились пробой.
Алюминиевые подстаканники приобрели широкое распространение в 60-х. Они были в 2-3 раза дешевле и в основном использовались в железнодорожной сфере. Алюминиевые изделия не клеймились обозначением материала, но имели знак завода изготовителя.
Знаменитый «Глухарь» Кольчугинского металлургического завода был один из самых узнаваемых брендов того времени. Не менее популярными были подстаканники, изготовленные в ювелирных мастерских, имеющих клеймо «ЮМ». За буквами следовали цифры, по которым можно определить год выпуска. Например, клеймо ЮМ0МЕТ означало, что подстаканник выпущен в 1960 г. и выполнен из металла, т. е. сталь. Если после аббревиатуры стояла цифра отличная от нуля, то это значило, что изделие выпущено в 50-х годах, а сама цифра соответствовала последней в дате года выпуска.
Состав и свойства
Сплав 84 пробы содержит 87,5% серебра, остальное приходится на медь. Также в составе сплава может находиться:
Каждая из добавок влияет на механические свойства и цвет сплава.
Прочность
Благодаря содержанию меди изделия из сплава имеют высокие прочностные характеристики по сравнению с чистым серебром. Изделия не подвержены механическому износу, не стираются, не царапаются и не темнеют. Также медь придает сплаву желтый оттенок.
Какие бывают клейма
По правилам пробирной системы Царской России мастера должны были наносить на драгоценности клейма с указанием пробы ювелирного металла. Первое клеймо состояло из:
Чтобы избежать подделок в 1908 году клеймо изменили: женский профиль развернули в противоположную сторону и добавили буквы, обозначающие область изготовления. Также в антикварных изделиях можно встретить клеймо мастера и год изготовления.
Смотрите фото с различными клеймами:
Перевод из золотниковой в метрическую систему
Чтобы узнать, какой современной соответствует 84 проба нужно перевести значение в метрическую систему. Для перевода 84 пробы нужно разделить ее на 96 и умножить на 1000.
Таким образом: 84 / 96 * 1000 = 875. В метрической системе 1 кг серебра 875 пробы содержит 875 г чистого металла и 125г примесей (меди).
Что значит клеймо на подстаканнике КХИ?
Особого внимания заслуживает «Казаковская скань». Клеймо на подстаканнике КХИ удостаивало изящные высокохудожественные изделия Казаковского завода художественных изделий. На Руси это была первая артель, где выпускались сканные изделия.
Множество других клейм, которые ставились не только на подстаканниках, но и на других изделиях, отражающих народное творчество, обычаи и традиции советского народа, собрать в едином каталоге достаточно трудно. Но все же это было сделано в книге «Золотое и серебряное дело 15-20 в.». Автором книги стала М. М. Постникова-Лосева, которая кропотливо, по крохам, собирала исторические сведения. В книге есть изображения, расшифровки и каждое клеймо имеет порядковый номер.
Что означает маркировка?
Обычно чистый состав (999 пробы) благородного металла (будь то золото, серебро) не пригоден для производства качественного ювелирного продукта. Получаемые таким путем предметы слишком хрупкие.
Ради сообщения улучшенных механических свойств и создания более насыщенной блестящей цветовой фактуры, состав обогащают добавлением частей цветных металлов — так получаются сплавы. Маркировка на изделии из драгметалла (в том числе, серебра) показывает содержание драгметалла в сплаве, служит определению его пробы.&
Пробы сплавов драгметаллов для ювелирных изделий и других серебряных предметов, включая столовые приборы, устанавливается законодательством страны. Наиболее ранним подобным стандартом служит стандарт «стерлингового серебра» (925 пробы) – это материал для наилучших серебряных приборов: прочных и самых безопасных для здоровья (поскольку в состав серебра 999 пробы добавляется лишь медь).
Чем сплав МНЦ отличается от серебра
Если не принимать во внимание клеймо МНЦ, простому обывателю сложно отличить посеребренные приборы от настоящего серебра. Ниже приведена сравнительная таблица, которая поможет разобраться с основными характеристиками изделий.
Характеристики | Серебряные столовые приборы | Изделия из сплава МНЦ |
Внешний вид | Серебристый или белый цвет. | Серебристый или белый цвет. |
Прочность | Хрупкие, легко гнутся и деформируются. | Довольно прочные, устойчивые к физическим воздействиям, деформациям. |
Вес | Очень тяжелые. | Облегченные. |
Физические | Хорошо отражают свет; со временем темнеют, быстро нагреваются, характеризуются высокой электропроводностью. | Не тускнеют и не темнеют длительное время. Отличаются слабой тепло- и электропроводностью. Устойчивы к коррозионному воздействию. |
Реакция с йодом | Потемнеют. | Появятся пятна. |
При сильном трении | Физических изменений не наблюдается, но появляется характерный звонкий звук. | Изменение цвета, появление характерных пятен. Сопровождается медным запахом. |
Проведя предложенные несложные манипуляции, можно достоверно установить, из серебра изготовлен прибор, или же это сплав нейзильбера. Если опытным путем не удалось узнать материал изделия, необходимо обратиться в ювелирную мастерскую, где специалист быстро определит состав.
Серебряное изделие невозможно поцарапать острым предметом, на нейзильбере остаются отметины с характерным коричневым или красным оттенком.
Бытует мнение, что столовая посуда из нейзильбера или мельхиора оказывает пагубное воздействие на здоровье. Чтобы понять, насколько это соответствует действительности, необходимо уточнить, как влияет на физиологические функции организма человека каждый из компонентов по отдельности:
При изучении опытным путем воздействия сплава нейзильбера на организм человека установлено, что при регулярном использовании указанной столовой посуды надолго сохраняются молодость и здоровое состояние кожи, повышаются общий тонус и устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Но при нарушении целостности напыления и появлении характерных царапин столовые приборы из сплава МНЦ следует убрать из обихода. Большое поступление цинка в организм человека может вызвать аллергическую реакцию. Подогретая медь токсична и придает блюдам металлический привкус. Переизбыток этого металла в организме ведет к отравлению.
Сплав нейзильбера используют не только для столовых приборов. Он нашел широкое применение в ювелирной промышленности – для изготовления украшений и аксессуаров, внешне не уступающих серебряным. Кроме того, из этого сплава изготавливают:
Различия маркировки серебряных изделий
Маркировка с помощью клеймения продукции из серебра разнообразна: каждая страна использует собственные формы и рисунки для пробирных клейм.
Метрической системы маркировки проб серебра придерживается подавляющее большинство государств, включая Россию. Согласно данной системе пробу обозначают числом частей серебра на 1 000 весовых единиц сплава. Таким образом, в международной системе появились (актуальные и сегодня) пробы: 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999.
Маркировка пробы позволяет определить и «присадки». Поскольку чистое серебро мягкое и хрупкое, его подвергают легированию – добавке более пластичных и твердых металлов. В виде таких элементов главное место отводится меди, делающей серебро качественно твердым и стойким к истиранию. Но применяют также и вредный для организма, но придающий прекрасный блеск, цинк. Наряду с ним используют никель, кадмий и облегчающий изделие прочный алюминий.
Широчайшие мировое применение имеют сплавы: 960, 925.
Сплав 875-й пробы используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы — для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью, сплав 960-й пробы — для изготовления филигранных изделий. В некоторых странах, например, в Италии, поверхность серебряных украшений дополнительно радируется, для того чтобы придать им стойкость к окислению.
Фото: подобная отечественная маркировка на серебре дает информацию о периоде изготовления и пробе. Звезда (символ СССР) позволяет сказать, что изделие выпущено после 1928 г. А царская Россия в маркировке использовала клеймо завода-изготовителя или мастера (артели).
Важно знать, что сегодня в России пробы серебра ниже порога 800 не подлежат маркировке/клеймению. Они имеют категорию продукции из недрагоценного металла, не подлежащего пробировочному госконтролю.
О качестве серебра говорит маркировка
Каждое серебряное изделие, продаваемое в том или ином государстве, проходит оценку качества и на соответствие установленным стандартам. После всех манипуляций с изделием и успешного их завершения, на нем путем оттиска проставляется клеймо. В нем указываются коды, соответствующие пробе. Если изделие не из серебра, а лишь имеет его покрытие, то в клейме должна отображаться аббревиатура названия основного материала.
Серебряные или посеребренные товары, выпущенные в период СССР и в настоящее время в России, маркируются следующим образом:
Если приборы не полностью выполнены из драгоценного металл, а лишь имеют покрытие им, то их маркируют клеймом и типов основного металла или сплава.
Несколько по-другому клеймятся антикварные изделия с серебряным покрытием. На них чаще всего ставят маркировку, в которой прописана лишь проба тонкого серебряного слоя.
Маркировка на ложках
Современная промышленность не производит приборы из драгоценных металлов для массового потребления по причине их хрупкой структуры, а также высокой стоимости. Для улучшения качества и увеличения срока использования изделий применяются различные металлические сплавы, придающие внешнее сходство с золотом или серебром.
Качественная столовая посуда обозначается маркировкой, благодаря которой можно определить материал сплава, использованного для изготовления изделия. Отечественные производители, чеканя клеймо на ложке, используют в маркировке следующие обозначения:
Некоторые приборы сверху покрываются тонким слоем драгоценного металла. В таком случае наносится двойное клеймо, которое включает указание номера пробы. Маркировка серебряных ложек предполагает использование цифр 925.
Многие покупатели путают мельхиоровые приборы со сплавом нейзильбера, что объясняется высокой степенью внешней схожести материалов. Их отличие состоит в том, что при добавлении марганца получают мельхиоровое изделие, а нейзильбер – сплав, включающий цинк. Базовая основа обоих материалов одинакова – это медь с никелем. Изучив маркировку, покупатель сможет узнать состав сплава МНЦ на ложке, что это, и сколько стоят такие ложки.
Какая проба у столового серебра и что значат другие маркировки
Серебро – самый дешевый металл из тех, что наделены правом именоваться драгоценными. Ювелирные изделия из серебра могут выглядеть изысканно и благородно, но быть доступными широкому кругу потребителей.
Со столовым серебром ситуация принципиально иная: оно стоит недешево, посему комплект столовых приборов из благородного аргентума доступен далеко не каждой семье. Все объясняется просто: на изготовление серебряных ножей, ложек и вилок идет очень много металла, да и производственные затраты нужно как-то окупить.
Серьезное влияние на ценообразование оказывает проба столового серебра, его внешний вид, бренд и история. Оставим в стороне субъективные характеристики и обратимся к конкретике, то есть, заветным циферкам, обозначающим пробу серебра, и их ближайшему окружению.
Какие бывают пробы у столового серебра
Серебро – мягкий металл, поэтому его использование в чистом виде ограничено только технической сферой и изготовлением мерных слитков.
В быту мы сталкиваемся с ювелирными сплавами на основе серебра: из них делают украшения, аксессуары, предметы интерьерного декора и, разумеется, столовое серебро.
Чтобы получить сплав с достойными прочностными характеристиками, к серебру добавляют так называемые лигатуры, то есть, ювелирные сплавы.
Лучшими друзьями «лунного металла» являются медь и никель, но иногда используются и другие добавки. Большое количество меди определяет легкий желтоватый оттенок, присущий серебру «с историей».
Проба на столовых приборах обычно проставляется на рукоятке снизу, но возможны варианты (особенно на старинных изделиях). На данный момент на российских изделиях она отражает содержание драгоценного металла в грамме ювелирного сплава по общепринятой системе СИ. Например, 925 проба означает, что в килограмме сплава содержится 925 граммов серебра (92,5%) – все просто и понятно.
В царской России была принята другая система мер, золотниковая, поэтому на старинном столовом серебре вы увидите не трех-, а двузначные числа. Чаще всего встречается серебро 84 пробы. Этот показатель соответствует современной 875 пробе.
Кстати говоря, из сплава 875 пробы выпускалось практически все столовое серебро советской эпохи. Позволить его себе могли немногие, но качество этих изделий было безупречным. Состоятельные люди, высокопоставленные чиновники и иностранцы покупали его с удовольствием.
Чем столовое серебро отличается от ювелирного
Столовое серебро отличается от ювелирного лишь сферой применения: используются аналогичные сплавы. Другое дело, что для ювелирных нужд чаще используют высокопробные сплавы, в то время как столовое серебро может нести клеймо со скромным числом «800».
Оптимальный ювелирный сплав – так называемое «стерлинговое серебро», 925 проба. Оно используется при производстве подавляющего числа ювелирных изделий. Но эксклюзивные украшения могут быть и более высокопробными, например, с клеймом «960».
Использование серебра 925 пробы в производстве столовых приборов ограничено по понятным причинам. Этот сплав достаточно мягкий, что способствует истиранию и деформации изделий в процессе эксплуатации. Вилка с легко гнущимися зубцами, согласитесь, не слишком удобна.
Набор столовых приборов 4 предмета (перейти в каталог SUNLIGHT)
Тем не менее из достаточно мягкого 916-го сплава делают очень дорогую посуду (графины, бокалы, рюмки) и предметы столового декора, обычно с эмалировкой. А серебро 960 пробы используется исключительно для изготовления уникальных изделий с ярко выраженными антисептическими свойствами.
Однако с появлением технологии родирования использование стерлингового серебра в не слишком привычной сфере участилось. Теперь высокопробные вилки, ложки и ножи путем гальванизации покрывают слоем родия.
Вследствие такой обработки поверхность столового серебра становится более блестящей, долговечной, устойчивой к физическим и химическим воздействиям. Да и ухаживать за родированным столовым серебром неизмеримо легче.
Серебро – природный антисептик, убивающий бактерии. Однако родирование, к сожалению, нивелирует его антисептические свойства. Так что если вы хотите кормить дитя с серебряной ложечки, лучше выбирать необработанный металл с максимально высокой пробой.
Что обозначают серебряные клейма на ложках
Серебро – пусть и недорогой, но все же благородный металл. Это значит, что он подлежит обязательному клеймению. Для серебра в России принято клеймо в форме лежащего бочонка. Помимо числа, обозначающего содержание драгоценного металла, там красуется женский профиль в традиционном русском кокошнике.
Помимо обязательного пробирного, на металле могут быть проставлены и другие клейма. Обычно это логотипы производителей, торговых марок, брендов.
Разобраться во всем этом многообразии архисложно, а уж если речь идет об антиквариате, так тем более. Самый лучший вариант в этом случае – отдать изделие на профессиональную экспертизу. Эксперт укажет не только содержание драгоценного металла, вес и происхождение изделия, но и его оценочную стоимость.
Можно, конечно, поэкспериментировать с кустарными способами определения драгметалла (йод, ляписный карандаш, серная мазь и иже с ними), но гарантии точного результата никто не даст. Да и еще есть риск испортить ценную вещь: а вдруг к вам попала ложка, изготовленная на мануфактуре Саввы Морозова специально для царской семьи?
Столовое серебро, выпущенное в других странах, несет клеймо, принятое в стране производителя. А в Советском Союзе изделия из драгметаллов ожидаемо украшались пятиконечной звездой с гербом в центре.
Маркировки на серебряных ложках
Маркировки серебра у всех производителей разнятся, но пробирное клеймо проставляется обязательно. Тем не менее может возникнуть путаница: например, в старые времена пробу ставили не только на серебряные, но и посеребренные изделия.
А сколько существует сплавов, похожих на серебро – просто не счесть! Если изделия из них были выпущены в Советском Союзе или России, на них тоже будут проставлены клейма (естественно, без заветных циферок):
Естественно, подобные столовые приборы серебряными не являются и особой ценности не представляют.
Известные мировые производители столового серебра
Выше всего ценится антикварное серебро: его стоимость с каждым годом возрастает. Раритетное серебро именитых производителей прошлого имеет высочайшую культурную и историческую ценность и продается преимущественно в антикварных магазинах или с аукционов.
Тем не менее и сейчас можно купить роскошное столовое серебро как от российских (великоустюгский завод «Северная Чернь», знаменитая Argenta, Костромской Ювелирный завод), так и зарубежных (британский Royal Buckingham, немецкие Robbe & Berking и Koch & Bergfeld) производителей. Да, недешево, но это разумное вложение средств: элитное столовое серебро год от года будет только дорожать!