абактериальная среда использование ее в хирургической практике

11.Способы обработки рук хирурга к операции.

Обработка рук хирурга

Метод Спассокукотского-Кочергина (классический метод)

1. Механическая очистка (двумя щетками с мылом по 5 мин. Под проточной водой).

2. Мытье рук в 2 тазиках с нашатырным спиртом (0,5% р-р по т 3 мин.).

3. Обработка рук спиртом (96%, 5 мин.).

4. Обработка ногтевого ложа пальцев кисти раствором йода.

Моют руки в теплой проточной воде с мылом.

Высушивают стерильной салфеткой.

Дважды по три минуты тщательно протирают руки до середины предплечья салфеткой, смоченной 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина (пливасепта).

Ускоренный метод – раствор С4

1. Моют руки в теплой проточной воде с мылом.

2. Высушивают стерильной салфеткой.

3. Моют руки в тазике с раствором С4 в течение 1 мин.

12.Стерилизация перевязочного материала и операционного белья.

Стерилизация шовного материала

1.Шовные нити из синтетических и природных материалов, металлические скрепки и скобы стерилизуют в паровом стерилизаторе. 2. Стерилизация в 4,8% растворе первомура в течение 15 мин.

абактериальная среда использование ее в хирургической практикеабактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практикеабактериальная среда использование ее в хирургической практике

абактериальная среда использование ее в хирургической практике

13.Применение абактериальной среды

Для абактериальной управляемой среды разработаны специальные аэротерапевтические установки, которые выпускает отечественная промышленность (АТУ-3 и АТУ-5). После фильтрации атмосферный воздух в аэротерапевтических установках освобождается от мелкодисперсной пыли, микробов и становится стерильным. В дальнейшем для каждого больного индивидуально регулируют температуру, давление, величину потока воздуха и его относительную влажность. Воздействие всех физических факторов абактериальной управляемой среды снижает повышенный артериальный кровоток, ускоряет венозный отток, ликвидирует отек тканей. Благодаря этому на поверхности раны формируется рыхлый легкоудалимый струп. Регулярное удаление струпа вместе с содержащимися в нем микробами способствует очищению раны. Частота выделения патогенной грамотрицательной микрофлоры при лечении в абактериальной управляемой среде за короткий промежуток времени (5-7 сут.) сокращается в 4-6 раз. Значительно снижается количество микробных тел в 1 г тканей раны.

Показанием к применению абактериальной управляемой среды являются обширные раны различного генеза, открытые переломы со значительным повреждением мягких тканей, гнойные раны на ампутационных культях конечностей, длительно незаживающие раны и трофические язвы, связанные с хронической венозной недостаточностью, хроническим лимфостазом с целью быстрой ликвидации отека перед оперативным вмешательством. Применение абактериальной управляемой среды позволяет, например при обширных ранах, когда максимально высока опасность внутрибольничной инфекции, проводить адекватную хирургическую обработку с удалением всех нежизнеспособных тканей без опасности развития инфекционных осложнений. При лечении открытых переломов со значительным повреждением мягких тканей возможно использование первичной кожной пластики и ранней остеотомии.

Источник

УПРАВЛЯЕМАЯ АБАКТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА

Управляемая абактериальная среда — ограниченная воздушная среда, в к-рой в течение неограниченно долгого времени сохраняются безмикробные условия; предназначается для профилактики инфекционных осложнений и лечения больных с гнойными воспалительными процессами.

Разработка метода лечения больных в Управляемой абактериальной среде связана с развитием гнотобиологии (см.). В 60-х гг. 20 в. было начато проведение прикладных исследований, послуживших становлению так наз. клинической гнотобиологии. Потребность в разработке новых методов профилактики и лечения инфекционных осложнений ран (см. Раны, ранения) объяснялась тем, что стало быстро возрастать число таких осложнений. Это явление обусловлено ростом устойчивости микробов (особенно стафилококков и грамотрицательных микроорганизмов) к антибиотикам, появлением антибиотикозависимых форм, а также уничтожением под влиянием больших доз антибиотиков микробов, необходимых для жизнедеятельности организма (см. Дисбактериоз).

Имеющийся опыт лечения больных в условиях У. а. с. доказал эффективность этого метода. Многие исследователи считают, что его внедрение открывает новый этап в хирургии ран и лечении раневой инфекции (см.), а проведение операций в безмикробных условиях (так наз. безмикробная хирургия) является новым этапом в развитии операционной антисептики (см.).

В практической медицине применяют общую и местную гнотобиологическую изоляцию.

Общая гнотобиологическая изоляция. Показаниями для лечения в условиях общей гнотобиологической изоляции являются первичные (врожденные) иммунодефицитные состояния и вторичная иммунологическая недостаточность (см.) при лейкозах (см.), гипопластической анемии (см.), ожогах (см.), трансплантации органов и тканей (см. Трансплантация), опухолях (см.), сепсисе (см.), в послеоперационном периоде у новорожденных (см. Послеоперационный период) и др. Левитан, Перри (A. Levitan, S. Perry, 1964) считали возможным в условиях изоляции повышать в несколько раз дозы иммунодепрессантов и цитостатиков больным лейкозом, не боясь лейкопении. поскольку изоляция защищала больных от экзогенной инфекции; Ю. Ф. Исаков и др. (1982) с успехом использовали общую гнотобиологическую изоляцию при лечении больных детей с обширными ранами, сепсисом и новорожденных в послеоперационном периоде. В общих гнотобиологических изоляторах больные получают стерильные или низкомикробные диеты.

Установка для создания Управляемой абактериальной среды состоит из компрессора, подающего воздух, системы бактериальных фильтров, обеспечивающих стерилизацию воздуха, и камеры, в к-рую поступает стерильный воздух. В нек-рых камерах поддерживаются заданные параметры температуры, давления и влажности. Для обеспечения непрерывной, длительной и полной изоляции от нестерильной окружающей среды камеру оборудуют шлюзом и вмонтированными рукавами с перчатками, с помощью к-рых можно проводить в ней манипуляции не нарушая герметичность. Такие камеры перед использованием проходят цикл технол. подготовки, принятой в экспериментальной гнотобиологии, и представляют собой гнотобиологические изоляторы. Камера со стерильным (направленным) потоком воздуха без шлюзов и перчаток называется системой с ламинарными воздушными потоками.

При общей изоляции больного помещают в камеру с управляемой абактериальной средой, в к-рой ему проводят селективную деконтаминацию (см.) жел.-киш. тракта, ротовой части глотки и кожи с целью коррекции собственной микрофлоры. Для общей изоляции применяют общие гнотобиологические изоляторы и палаты (или операционные) с ламинарными воздушными потоками.

Системы с ламинарными потоками стерильного воздуха предназначены для общей изоляции в операционных (см. Операционный блок, операционная) и палатах (см. Палата стерильная). Больной при этом изолирован от нестерильной окружающей среды воздушными потоками горизонтального и вертикального направления. Воздушные потоки проходят через асбестовые фильтры, вмонтированные в стены и потолок палаты. Системы с ламинарными потоками чаще применяют при лечении обширных ожогов, в отделениях интенсивной терапии, при трансплантации органов, эндопротезировании и др.

Местной гнотобиологической изоляции от окружающей среды подвергают только часть тела больного (операционное поле, пораженную конечность и др.). Существует несколько методов лечения в условиях местной изоляции. Напр., метод биологической локальной изоляции применяют для лечения инфицированных ран у детей. Особенно эффективен этот метод у больных с открытыми переломами и обширными ранами; он позволяет снизить число гнойных осложнений. При этом используют изолятор из прозрачной пластиковой пленки, снабженной системой стерильного воздухообмена, перчатками для манипуляций и шлюзом для проведения в изолятор различных инструментов и материалов.

Различают раннюю и позднюю местную гнотобиологическую изоляцию. Раннюю изоляцию осуществляют с целью профилактики инфицирования раны в первые часы или сутки после ее первичной хирургической обработки или плановой операции. В тех случаях, когда в ране уже развилась обильная патогенная микрофлора, прибегают к поздней гнотобиологической изоляции с целью удаления микробов из раны и последующего проведения в условиях изолятора необходимых хирургических манипуляций. Лечение в условиях местной гнотобиологической изоляции позволяет сочетать хирургические операции — хирургическую обработку ран (см.), некрэктомию (см.), дренирование (см.) с изоляцией ран от окружающей среды в камерах (мешок из прозрачной пластиковой пленки), в к-рых обеспечивается стерильность среды и создаются оптимальные условия для заживления раны посредством регулирования температуры, влажности и давления.

Метод лечения в контролируемой среде — CET (Controlled Environment Treatment) разработан в Англии и США для бесповязочного лечения ампутационных культей с целью предотвращения турникетного и тепличного эффектов, наблюдаемых при применении повязок, и для профилактики внутригоспитального инфицирования. После ампутации культю помещают в специальный мешок, куда направляют поток стерильного воздуха и где с помощью ряда устройств можно повысить давление (на 50 мм рт. ст.) и температуру (до 35— 40°).

При лечении ран в управляемой абактериальной среде отсутствует реинфицирование раны, отмечается ее быстрое подсушивание, способствующее созданию струпа, включающего составные части экссудата, клеточные элементы, ферменты и микробные тела; систематическое удаление струпа способствует стерилизации ран. Для усиления подсушивающего эффекта при обширных ранах повышают поток стерильного воздуха или снижают относительную его влажность. Положительно влияет на течение раневого процесса избыточное давление внутри изолятора. По данным Сабри и др. (S. Sabri с соавт., 1971), повышение давления на 10 —15 мм рт. ст. вызывает улучшение артериального и венозного тока крови в конечности, а повышение давления более 15 мм рт. ст. действует отрицательно, т. к. нарушает капиллярное кровообращение. После кожной пластики (см.) повышенное давление обеспечивает прижатие пересаженных лоскутов, что является мерой, предупреждающей образование гематомы (см.) под лоскутами.

При лечении ран в условиях Управляемой абактериальной среды течение раневого процесса и вид раны быстро изменяются: экссудация и отек тканей резко уменьшаются, снижается местная температура, к 5—7-му дню лечения нормализуются температура тела, пульс и показатели гемограммы. По данным различных исследователей, результаты цитологических, гистологических, цитохимических и других исследований позволяют считать, что лечение ран в безмикробных условиях способствует значительной активизации репаративных процессов. При использовании систем с ламинарными воздушными потоками количество инфекционных осложнений ран уменьшается в 2,5—3 раза, гнотобиологическая изоляция нередко позволяет добиться лучших результатов.

Библиогр.: Белокрысенко С. С., Подопригора Г. И. и Гинодман Г. А. Экологические изменения микрофлоры гнойных ран в условиях местной гнотобиологической изоляции, Вестн. АМН СССР, № 1, с. 46, 1978; Воронцов Ю. П. и др. Изучение регионарных изменений кровообращения в конечности, находящейся в гнотобиологическом изоляторе в связи с избыточным давлением, Вестн. хир., т. 126, № 6, с. 115, 1981; Исаков Ю. Ф. и др. Местная гнотобиологическая изоляция при лечении инфицированных ран, там же, т. 116, № 5, с. 53, 1976; Раны и раневая инфекция, под ред. М. И. Кузина и Б. М. Костюченка, с. 485, М., 1981; Степанов Э. А., Чахава О. В., и Гинодман Г. А. Критерий «колонизационной резистентности» и перспективы антибиотикотерапии, Клин. хир. № 8, с. 68, 1981; Holloway G. А. а. о. Effects of external pressure loading on human skin blood flow measured by 133 Xe Clearance, J. appl. Physiol., v. 40, p. 597, 1976; Kegel B. Controlled environment treatment (CET) for patients with below-knee amputations, Phys. Tber., v. 56, p. 1366, 1976; Levensоn S. M. a. o« A plastic isolator for operating in a sterile environment, Amer. J. Surg., v. 104, p. 891, 1962; Sabri S., Roberts V. C. a. Cotton L. T. Effects of externally applied pressure on the haemo-dynamics of the lower limb, Brit. med. J., v. 3,p. 503, 1971.

Источник

Абактериальная управляемая среда

Абактериальная управляемая среда — метод открытого лечения ран и ожогов, заключающийся в создании стерильной среды и микроклимата, оптимальных для раневого процесса, но неблагоприятных для патогенных микробов, вегетирующих в ране. Лечение в условиях А. у. с. проводится на фоне активного хирургического вмешательства (иссечение всех нежизнеспособных тканей в ране, адекватное дренирование) с последующим ранним закрытием раневой поверхности швами или путем кожной пластики. Для А. у. с. разработаны специальные аэротерапевтические установки, которые выпускает отечественная промышленность (АТУ-3 и АТУ-5). После фильтрации атмосферный воздух в аэротерапевтических установках освобождается от мелкодисперсной пыли, микробов и становится стерильным. В дальнейшем для каждого больного индивидуально регулируют температуру, давление, величину потока воздуха и его относительную влажность. Воздействие всех физических факторов А. у. с. снижает повышенный артериальный кровоток, ускоряет венозный отток, ликвидирует отек тканей. Благодаря этому на поверхности раны формируется рыхлый легкоудалимый струп. Регулярное удаление струпа вместе с содержащимися в нем микробами способствует очищению раны. Частота выделения патогенной грамотрицательной микрофлоры при лечении в А. у. с. за короткий промежуток времени (5-7 сут.) сокращается в 4-6 раз. Значительно снижается количество микробных тел в 1 г тканей раны. Показанием к применению А. у. с. являются обширные раны различного генеза, открытые переломы со значительным повреждением мягких тканей, гнойные раны на ампутационных культях конечностей, длительно незаживающие раны и трофические язвы, связанные с хронической венозной недостаточностью, хроническим лимфостазом с целью быстрой ликвидации отека перед оперативным вмешательством. Применение А. у. с. позволяет, например при обширных ранах, когда максимально высока опасность внутрибольничной инфекции, проводить адекватную хирургическую обработку с удалением всех нежизнеспособных тканей без опасности развития инфекционных осложнений. При лечении открытых переломов со значительным повреждением мягких тканей возможно использование первичной кожной пластики и ранней остеотомии. В отличие от А. у. с. местная гнотобиологическая изоляция раны предполагает строгий контроль за наличием микробной флоры в ране вплоть до полной ее ликвидации — «асепсиса». С этой целью необходима строгая изоляция раны, а все манипуляции в ней осуществляют через неопреновые перчатки, вмонтированные в стенки гнотобиологического изолятора. Однако сложные оперативные вмешательства в условиях гнотобиологического изолятора выполнить невозможно. Библиогр.: Амирасланов Ю.А., Матасов В.М. и Хотинян В.Ф. Лечение ран в управляемой абактериальной среде, М., 1981, библиогр.; Исаков Ю.Ф. и др. Гнотобиология в хирургии, М., 1982; Раны и раневая инфекция, под ред. М.И. Кузина и Б.М. Костюченок, с. 485, М., 1981.

Источник

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие по производственной практике для студентов II курса лечебного факультета

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ С КУРСОМ УРОЛОГИИ

А.А.Полянцев, С.А.Растрыгин, О.Ю.Боско, В.А.Иевлев, И.В.Деревянко

помощниК

палатной и процедурной

медицинской сестры

(хирургия)

по производственной практике

для студентов II курса

лечебного факультета

Производственная практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры является логическим продолжением учебного процесса по курсу «Ухода за хирургическими больными». Она предусматривает ознакомление студентов II курса лечебного факультета с работой учреждений здравоохранения, санитарно-гигиеническим режимом общих и специализированных хирургических отделений, приобретение практических навыков по уходу за хирургическими больными и оказанию неотложной помощи при острых нарушениях сознания, дыхания, сердечной деятельности, терминальных состояниях.

При прохождении практики студенту необходимо завоевать уважение, доверие больных и медицинского персонала. Весьма важно соблюдать деонтологические правила поведения с больными и воспитывать в себе принципиальность и милосердие.

Настоящее методическое указание поможет правильно организовать практику. Оно рассчитано на непосредственных руководителей производственной практики, старших медицинских сестер и студентов II курса лечебного факультета.

При подготовке пособия авторы руководствовались рабочей программой по производственной практике «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры», согласованной с Центральной методической комиссией Волгоградского государственного медицинского университета, главным врачом ГУЗ ВОКБ №1 Н.А.Черняевой, утвержденной проректором по учебной работе В.Б.Мандриковым.

Цели производственной практики

1. Ознакомление студентов с работой лечебно-профилактических учреждений.

2. Овладение приемами ухода за больными.

3. Овладение методиками сестринских и некоторых врачебных манипуляций.

4. Воспитание неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики.

Студент должен усвоить:

1. Технику практических навыков ухода за больными.

2. Технику медсестринских манипуляций.

3. Технику простейших врачебных манипуляций.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Производственная практика студентов II курса лечебного факультета в качестве помощника медицинской сестры проводится на протяжении третьего (для зарубежных студентов) и четвертого (для российских студентов) учебных семестров. Студенты проходят практику в специализированных хирургических отделениях ГУЗ ВОКБ №1 в соответствии с утвержденным графиком по 4 часа один раз в неделю после основных занятий. Общая продолжительность производственной практики составляет 72 часа.

Руководство практикой осуществляет кафедра общей хирургии с курсом урологии им. А.А.Полянцева ВолГМУ. Ответственный за практику составляет график дежурств студентов, проводит с ними инструктаж по технике безопасности, осуществляет текущий контроль посещаемости.

Непосредственными руководителями практики студентов в хирургических отделениях являются старшие медицинские сестры, которые распределяют их по постам, в текущем порядке контролируют работу, а после окончания производственной практики дают письменную характеристику каждому студенту. Студенты в свою очередь ведут дневники, в которых отражают объем приобретенных знаний и умений за 4 часа практической работы. Дежурные постовые медсестры заверяют подписью записи, сделанные студентами в дневниках.

После окончания производственной практики проводится экзамен и выставляется дифференцированная оценка. К экзамену студенты обязаны представить дневник, реферат по одной из тем, предложенной в данном учебном пособии.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

При прохождении производственной практики каждый студент должен ознакомится с работой хирургического стационара, приобрести навыки по общему уходу за хирургическими больными, оказанию неотложной помощи и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к хирургической службе.

I. ПРИЕМ БОЛЬНЫХ В ПРИЕМНОМ ПОКОЕ

Приемное отделение больницы предназначено для приема, регистрации, осмотра и санитарно- гигиенической обработки больных. Оно состоит из 9 помещений.

4. Смотровые комнаты

5. Процедурная комната

7. Клиническая лаборатория

8. Комната для персонала

9. Догоспитальные палаты

В обязанности входит: сопровождение больного в кабинет, оформление документации, осмотр больного, и его санитарная обработка, транспортировка в отделение. Больным, поступающим в плановом порядке, медицинская сестра объясняет, что они могут взять с собой (туалетное мыло, зубную пасту и щетку, тапочки, халат). Личная одежда поступающих больных переписывается в вещевой лист – в 2 экземплярах. Один из них прикрепляется к одежде, другой выдается на руки больному. Одежда в определенном порядке одевается на вешалку и вешается и передается на склад для хранения.

Принимает больных заведующий приемным покоем или дежурный врач.

Осмотр больного проводится в смотровом кабинете на кушетке, покрытой клеенкой, простыней или пеленкой разового пользования. После приема каждого больного клеенка дважды протирается салфеткой, смоченной 1% р-ром хлорамина. У больного осматриваются кожный покров, зев, измеряется температура тела. Использованные металлические шпатели промываются проточной водой и кипятятся 15 минут. Термометры хранятся полностью погруженные в 0,5 % раствор хлорамина. При осмотре больного в приемном отделении обращается внимание на наличие кожных заболеваний и ставится в истории болезни штамп клиники с датой и подписью медицинской сестры, делавшей осмотр.

После смотрового кабинета больного сопровождают в ванную комнату. Средняя продолжительность теплой гигиенической ванны 20-30 минут при температуре воды 35-36 градусов. Если больному по состоянию здоровья ванна запрещена, то назначают душ. Если больной в тяжелом состоянии или средней тяжести младшая медицинская сестра протирает тело полотенцем, смоченным спиртом.

Затем, соблюдая все правила транспортировки, больного доставляют в отделении: самостоятельно, в сопровождении сестры, на кресле или на каталке.

В комплекс помещений приемного отделения входит малая операционная для оказания хирургической помощи. Для обеззараживания воздуха применяется бактерицидный облучатель. Уборка производится 2 раза в сутки с применением 0,5 % моющего средства с добавлением раствора перекиси водорода.

Больные дают расписку о том, что они ознакомлены с правилами поведения в стационаре и обязуются их выполнять.

Контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима проводится при приеме смены и в течении рабочего дня заведующим отделением и старшей медицинской сестры.

II. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ.

1. Изучение основных обязанностей и условий работы среднего и младшего медицинского персонала.

2. Знакомство студентов с основами медицинской психологии, этики и деонтологии.

3. Усвоение общих правил ухода за больными и дифференцированного ухода в хирургической клинике.

4. Обучение студентов медицинским процедурам и манипуляциям.

Обязанности постовой медицинской сестры хирургического отделения: участие в обходе с лечащим врачом, наблюдение за состоянием больных, термометрия, у больных после операции – контроль за состоянием повязок; выполнение назначений (раздача лекарств, выполнение инъекций, подготовка больных к исследованиям и операциям); направление крови и выделений больных на исследованиям); контроль за получением результатов анализов; ведение медицинской документации; выписка и получение из аптеки лекарственных средств; совместно с младшим медицинским персоналом уход за тяжелобольными и лежачими больными; контроль за соблюдением санитарного режима палат.

Студенты должны ознакомится с хирургическим отделением общего профиля клиники или больницы.

В хирургическом отделении изучают устройство палат, больничную мебель (кровати, тумбочки, табуретки), особенности ухода за тяжелыми и лежачими больными: уход за кожей, мытье ног, головы, уход за полостью рта.

Студенты знакомятся с постановкой клизм, изучают все виды клизм, механизм их действия, методику выполнения.

Изучают методику зондирования желудка, показания, технику выполнения, готовят больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям.

Выполняют подкожные и внутримышечные инъекции.

III. ПЕРЕВЯЗОЧНАЯ. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВЯЗОК.

Показания к перевязке: повязка – сбилась, загрязнена, промокла, необходимость лечебных манипуляций в ране.

Основная задача при работе в перевязочной – профилактика проникновение инфекции в рану.

При прохождении практики необходимо обратить особое внимание на необходимость разделения «чистых» и гнойных больных и наличие раздельных перевязочных для этих контингентов больных.

Студенты должны осуществлять транспортировку больных в перевязочную на сидячих колясках, помогать ходячим послеоперационным больным. Необходимо обратить внимание на бережное обращение с больными, особенно при доставке в перевязочную тяжелых лежачих больных. Студенты должны овладеть методами перекладыванием и перестилания больных. Во время работы в перевязочной студенты должны строжайше соблюдать требования асептики и антисептики.

Студенты участвуют в перевязках, овладевая методами инструментальной перевязки ран.

После перевязки больной должен быть доставлен в палату. Во время перевязок студенты участвуют в снятие одежды с больного, следует так же обратить внимание на необходимость безболезненного выполнения этой манипуляции.

В чистой перевязочной студенты участвуют в хирургических манипуляциях; снятие послеоперационных кожных швов, пункции серозных полостей – пункции брюшной полости, пункция плевральной полости, пункции крупных суставов.

В перерывах между перевязками студенты должны обрабатывать инструменты перед стерилизацией, обрабатывать перевязочный стол с помощью антисептических средств, участвовать в текущей уборке перевязочной.

IV. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ.

Студенты должны ознакомится с оборудованием процедурного кабинета, с правилами хранения стерильных инструментов, лекарственных веществ и взятой для анализа крови, изучить методы предстерилизационной обработки и стерилизации инструментов.

Студенты знакомятся с устройством шприцев, используемых в работе процедурной сестры, с порядком их сборки и набора лекарственных веществ, с соблюдением правил асептики.

Существенное внимание уделяется предстерилизационной очистке использованных шприцев и игл, при этом необходимо строго соблюдать инструкции. Качество очистки шприцев и игл от крови производят проведением бензидиновой пробы.

Студенты знакомятся с техникой в\м, в\в, п\к инъекций, правилами забора крови из локтевой вены для лабораторных исследований и определения группы крови. Осваиваются методики желудочного, дуоденального зондирования и промывания желудка.

V. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ

В отделении реанимации необходимо изучить оборудование палаты интенсивной терапии. Изучит показания к проведению реанимационных мероприятий. Обратить внимание на течение послеоперационного периода. Дать характеристику пульса, дыхания, измерять артериальное давление.

В раннем послеоперационном периоде важно следить за дыханием больного, особенно у ослабленных больных после наркоза, ввиду возможного развития дыхательной недостаточности или нарушения проходимости дыхательных путей (западание языка, асфиксия рвотными массами).

Необходимо научится оказывать первую помощь больному при потере сознания, при острых нарушения его психики, при острых кровотечениях, при острых нарушениях дыхания, рвоте, регургитации и аспирации желудочного содержимого, при коллапсе, терминальных состояниях.

После операции необходимо находится у больного до полного его пробуждения, если больной оперирован под наркозом, контролировать функцию дыхания, пульс, АД, предупредить свободное затекание желудочного в пищевод и рот. Предупредить и лечить икоту, рвоту, отрыжку. По указанию врача зондировать желудок, вводить газоотводную трубку в прямую кишку (познакомиться). Проводят ингаляцию увлажненным кислородом, дыхательную гимнастику. Следят за состоянием дренажа и проводят уход за ним. Следят за мочевыделением. По указанию врача проводится катетеризация мочевого пузыря.

VI. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК

В операционном блоке студент знакомится:

1. со стерилизацией материалов, перчаток, инструментария

2. с обработкой рук перед операцией

3. с работой операционной и участвует в операциях в качестве помощника операционной сестры.

1. Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде.

2. Особенности ухода за больными, оперированными на органах брюшной полости.

3. Особенности ухода за больными, оперированными на органах гр. полости.

4. Особенности ухода за больными, оперированными на мочевыводящих органах.

5. Особенности ухода за больными, оперированными на магистральных сосудах конечности.

6. Особенности ухода за травматологическими больными.

7. Клизма очистительная (показания, методы проведения, возможные осложнения и их профилактика).

8. Сифонная клизма (показания, методы проведения, возможные осложнения и их профилактика).

9. Послеоперационный парез кишечника. Профилактика и парез.

10. Остановка дыхания. Меры предупреждения, первая помощь.

11. Остановка сердца, первая помощь.

12. О медицинской деонтологии и врачебной этике.

13. Врачебная тайна. Этические и правовые вопросы врачебной тайны.

14. Деонтология в хирургии.

15. Банки, горчичники, показания, противопоказания к их применению. Осложнения и их профилактика.

16. Желудочное зондирование. Показания, противопоказания. Осложнения и их профилактика.

17. Профилактика внутрибольничной инфекции.

18. Личная гигиена- залог здоровья.

20. Меры предупреждения распространения ВИЧ- инфекции.

21. Абактериальная среда – использование ее в хирургической практике.

22. Оксигенотерапия. Использование ее в хирургической практике.

23. Устройство и режим лечебных учреждений.

24. Режим и организация питания больных.

25. Меры воздействия на кровообращение.

26. Первая помощь при терминальном состоянии.

27. Дефибрилляция сердца (показания, методика проведения).

28. Трахеостома (показания, методика выполнения, осложнения).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность понятия клинической гигиены.

2. Основные компоненты сестринского ухода за хирургическими больными.

3. Понятие об общем и специальном уходе.

4. Основные элементы гигиены медицинского персонала.

5. Особенности ухода за хирургическими больными.

6. В чем заключается первая помощь при попадании средств дезинфекции на кожу, в рот, носоглотку, глаза, желудок.

7. Основные задачи приемного отделения хирургической клиники.

8. Санитарная обработка больного в приемном покое.

9. Гигиеническая подготовка больного к экстренной операции.

10. Дезинфекция ванн, мочалок, ножниц.

11. Гигиена воздуха в хирургическом стационаре.

12. Гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции в хирургическом отделении.

13. Температурный режим, способы вентиляции, дезинфекция воздуха в хирургическом отделении и операционном блоке.

14. Особенности кормления больного в постели, зондовое энтеральное питание, питание через гастростому.

15. Стерилизация воздуха в операционной

16. Укладка на операционный стол, снятие со стола, транспортировка больного в отделение

17. Зоны операционного блока, их отличие, «правило красной черты».

18. Лечебно- охранительный режим в отделении

19. Подготовка больного к операции.

20. Понятие о режиме хирургического больного. Виды режима.

21. Пролежни, причины возникновения, профилактика, лечение.

22. Смена белья у хирургического больного. Методы санитарной обработки.

23. Помощь больному при рвоте, аспирации желудочного содержимого.

24. Мероприятия по уходу за больными в бессознательном состоянии.

25. Как обращаться с трупом.

26. Послеоперационная рана, наблюдение за ней, признаки осложнений со стороны раны.

27. Дренажи, уход за ними.

28. Особенности ухода за больными, оперированными на органах бр. полости.

29. Особенности ухода за больными, оперированными на мочевыводящих путях.

30. Особенности ухода за больными, оперированными на грудной клетке.

31. Профилактика легочных осложнений

32. Клизмы, виды клизм

33. Техника постановки банок, горчичников

34. Катетеризация мочевого пузыря

35. Газоотводная трубка, техника ее постановки

36. Правила измерения температуры тела

37. Деонтология в хирургии.

38. Открытый, закрытый массаж сердца.

39. Искусственное дыхание.

40. Способы транспортировки больного в отделение.

41. Устройство процедурного кабинета, его оснащение.

42. Методы предстерилизационной обработки шприцев.

43. Техника выполнения п\к, в\м, в\в инъекции

44. Путь предупреждения проникновения инфекции в рану при работе в перевязочной.

45. Измерение пульса, АД и частоты дыхания.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ

Во время летней производственной практики студент закрепляет или повышает уровень усвоения практических навыков, манипуляций изложенных в перечне лечебно- диагностических навыков. В дневниках по производственной практике отмечает количество и уровень усвоения практических навыков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Учебно-методическое пособие по производственной практике для студентов II курса лечебного факультета
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Добавлен 18:41:58 18 октября 2011 Похожие работы
Просмотров: 1703 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать