академическая система обучения рисованию берет свое начало в каком веке
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственные академии художеств имели возможность привлекать к педагогической работе специалистов узкого профиля — рисовальщиков для ведения класса рисунка, живописцев, композиторов, скульпторов, методистов по отдельным научным дисциплинам. Эффективность академической системы художественного образования и воспитания стала очевидной, а ее метод научного подхода к искусству доказывал правильность взятого направления в обучении.
Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника — это результат научного познания и серьезного труда.
Основные положения академической системы и методика преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо, Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи.
Самая прославленная Болонская академия художеств была основана Людовико Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале между 1585 и 1588 годами.
Лодовико Карраччи (1555-1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале Карраччи, новую школу живописи, «академию направленных на путь» (degli Incamminati), которая вскоре стала в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов.
Агостино Карраччи (1557-1602), живописец и гравер, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в академии чтение лекций по теории искусства. А также преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чём художник может черпать сюжеты для своего вдохновения.
Братья Карраччи считали, что достижение высот в искусстве живописи прежде всего зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. Они впервые стали рассматривать рисование как серьезный и самостоятельный учебный предмет. Они тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции.
Система обучения рисунку у Карраччи была следующая: вначале учащиеся знакомились с элементарными приемами рисования, затем рисовали с образцов, после чего приступали к изображению гипсов и, наконец, живой натуры, причем досконально изучалась пластическая анатомия человека. Прежде всего молодые люди должны были развить руку и глаз, а этого, как считали Карраччи, можно было добиться только путем «частого упражнения и единственно через подражания». Для этого были составлены специальные пособия.
Исследование пособия Карраччи показывает, что здесь уже закладываются методические принципы контурного рисования с последующей тушевкой и система последовательного усложнения учебных заданий (от рисунка частей человеческого лица, фигуры, торса к изображению обнаженной и одетой фигуры), которые в дальнейшем получают свое развитие в академической системе обучения в в XVIII веке.
Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый окончивший ее прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию.
Это убедительно доказывают работы учеников Карраччи — Гвидо Рени, Франческо Альбани, Доминикино, Гверчино и других.
Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.
В академии была разработана настолько стройная и эффективная система обучения и воспитания молодых художников, что по ее примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).
В истории развития учебного рисунка и методов преподавания рисования академическая школа братьев Карраччи и другие государственные академии сыграли положительную роль. С момента открытия государственных академий художеств рисование становится самостоятельной дисциплиной, имеющей свою методику обучения.
Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.
Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.
Мастера искусств об искусстве. М., 1967. Т.3. С.25.
Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. Москва-Ростов-на-Дону, 2003.
Лекция № 8. Становление академической системы художественного образования в XVI – XVII веках.
XVII век – период становления рисования как учебного предмета и новой педагогической системы – академической. Характерная черта – создание специальных учебных заведений – Академий Художеств и художественных школ.
Основные положения академической системы и методики преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальвартра, Академии рисунка во Флоренции (отк. 1563г), Академии Св. Луки в Риме (отк. 1577г) и «Академии вступивших на верный путь» братьев Карраччи (отк. 1585 – 1588 гг).
Теперь все организационные и финансовые дела рассчитывались в надежде на помощь общин и правительств, либо на группу художников (в отличии от ботег).
Система обучения следующая:
-знакомство с элементарными приемами рисования;
-рисование с образцов (таблиц);
-рисование с гипсовых копий антиков;
-рисование живой натуры.
Развитие руки и глаза путем частых упражнений. Последовательность этих упражнений такова:
-копирование изображений частей лица;
-деталей человеческой фигуры;
-знакомство с черепом, рисование фигуры человека с натуры, перспективы улиц.
Копирование образцов основывалось на выявлении закономерности строения формы, анатомии. Однако здесь все же закладывается система контурного рисования с последующей тушевкой. Положительным в системе обучения Карраччи является последовательность от простого к сложному. Академия давала хорошие результаты, студенты по окончании владели:
-материалами и техниками рисунка и живописи;
-тональной и цветовой разработкой формы.
По примеру академии Карраччи стали открываться Королевская Академия в Париже (1648), Академия Художеств в Риме (1660), В Вене (1692), В Берлине (1696), Академия Сан-Фернандов Мадриде (1753), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757), Академия Художеств в Лондоне (1768). Основная цель этих учебных заведений – профессиональная подготовка в области изобразительного искусства, воспитание молодежи на примерах высокого искусства античности и Возрождения. С момента открытия государственной академией рисование становится самостоятельной дисциплиной, имеющей свою методику обучения.
Наряду с государственными академиями, существовали и частные школы. Самой крупной и оснащенной была мастерская великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).Его учениками были: Ван Дайк, Иордансен. Как педагог и руководитель Рубенс не имел себе равных – виртуозный живописец и рисовальщик, крупнейший знаток худ.
ценностей, ученый-гуманист, исследователь античности, дипломат и государственный деятель. Рубенс получил прекрасное образование. Педагогические установки Рубенса основывались на изучении античного искусства. «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытаюсь следовать, но сравниваться с которым, я даже не смел помышлять». Рубенс требовал от учеников не копирования образцов, а передачу живого тела, активно сам показывал технические возможности материала, конструктивную закономерность строения формы. Большое значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным основам законов перспективы, светотени, пластической анатомии.
Однако частные школы не могли конкурировать с государственными, так как государственные академии могли привлекать к преподаванию специалистов узкого профиля по рисунку, живописи, композиции. Эффективность такой системы была налицо.
Английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704)считал, что рисование есть важный общеобразовательный предмет. «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то он должен поддерживать его тщательными упражнениями в письме, но усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях …рисование послужит в пользу молодого человека, часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить то, чего не объяснить никакими многословными описаниями».
Жан Жак Руссо (1712-1778)считал, что через рисование развиваются органы чувств ребенка.
Труды Локка, Руссо, Коменского позволили соединить теорию искусства с теорией педагогики.
Французский классицизм. Шарль Лебрен, Бернини, Н Пуссен. Эстетика классицизма, идея гармоничного устройства природы и общества, приведшая к излишней идеализации натуры, взгляд через «очки античности».
Академическая система обучения рисованию в России
История возникновения и становления художественного образования в России. Основные положения методов преподавания Академии художеств. Сравнение методов обучения известных художников – педагогов. Состояние обучения рисованию в общеобразовательных школах.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.10.2014 |
Размер файла | 408,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курский государственный университет
Специальность 050600-Художественное образование
Кафедра художественного образования и истории искусства
по дисциплине «История и теория художественного образования»
Академическая система обучения рисованию в России
Выполнила: студент 1 курса 11 группы
Йорданова Элина Тодорова
Научный руководитель: доцент кафедры ХО и ИИ
Введение
В настоящее время рисунок становится реликтовой культурой. По наблюдениям исследователей, в зарубежных художественных вузах дисциплина рисунка либо исключена вообще, либо преподается на уровне самодеятельных кружков. Механические изобразительные средства все чаще и чаще заменяют живую линию рисунка. Постепенно рисовать могут разучиться и в России, хотя в нашей стране культурная и педагогическая традиции рисунка еще сохраняются. Обычнее становится ситуация, когда книжные дизайнеры, иллюстраторы книг, часто и станковисты, просто потому что не способны передать пространственные представления посредством рисунка, прибегают к технике сканирования и последующего монтажа на экране монитора элементов картин, фресок, рисунков, гравюр, фотографий и прочих изображений, выдавая эту, лишенную композиционного единства, стряпню за произведения искусства. Это делают и люди, получившие художественное образование, но не развившие в себе способности рисовать, и люди, пришедшие в издательскую практику совершенно со стороны, не обладающие школой видения. В условиях, когда покупатель, с неразвитым эстетическим вкусом, реагирует на издательскую продукцию, учитывая, прежде всего, рекламно-упаковочные особенности полиграфического изделия, экономического стимула для развития искусства рисунка не остается вообще.
Настоящую культуру и искусство никогда не заменит никакая цивилизация потому, что это вещи разные. И пока в художнике сохраняется хоть что-то человеческое, он будет рисовать. Поэтому данная тема курсовой работы является актуальной.
В соответствии с объектом, предметом и целью были выдвинуты следующие задачи:
· изучение литературы по данной теме;
· изучение иллюстративного материала.
Глава 1. Краткий обзор методов рисования до создания Академии художеств
Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы представляли собой самостоятельное художественное произведение, они рисовались в виде сложных геометрических узоров, включая изображения растений, животных и людей.
Укрепление могущества в России в XVIII веке, реформы Петра I вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации в книгах по военному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях.
В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой Григорий Одольский, а затем его брат Иван.
Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715 г), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716 г), в Карповской школе Феофана Прокоповича (1721 г), в Кадетском корпусе (1732 г), в гимназии при Академии наук (1747 г), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 г). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.
Книга И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» была первое серьезное методическое пособие по преподаванию рисунка в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках.
Следует отметить, что первые учителя-иностранцы в России стали использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования.
В первой половине XVIII века жители России получали специальное художественное образование в основном в частных мастерских или за границей. Вполне естественно, что в России стали создаваться собственные специальные художественные заведения. В 1724 году А.К. Нартов, а в 1725 году М.П. Абрамов предлагают проекты создания Академии художеств. В 1746 году профессор Струбе подает правительсву записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела.
В 1755 году И.И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от императрицы Елизаветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомиться с постановкой художественного образования во Франции. По возвращении, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург.
1.1 Основные положения методов преподавания русской Академии художеств
В соответствии с основными положениями книги Прейслера строилась вся методика преподавания в Академии художеств. Рассмотрим эти положения.
Главным в обучении рисунку является изображение человеческой фигуры. Ее надо уметь изображать обобщенно, со знанием анатомии и перспективы, а при необходимости уметь прорабатывать в деталях. Для овладения способом обобщенного изображения Прейслер предлагает сопоставлять формы человеческого тела с геометрическими фигурами.
Обучение рисунку предполагает постепенность, или «поступенность». На первой ступени обучающийся знакомится с прямыми (взаимно перпендикулярными и параллельными) и кривыми линиями. Линии необходимо научиться проводить от руки, без чертежных инструментов. Для овладения искусством линии рекомендуется рисовать вазы и незатейливые криволинейные орнаменты, копируя предлагаемые к рассмотрению образцы.
Выполняя несложные упражнения для развития глазомера и чувства пропорций, ученик одновременно овладевает и техникой карандаша. После этого, по Прейслеру, надо переходить к срисовыванию с образцов изображений частей человеческого тела (Приложение 1, рис.а, б.). Только после многочисленных упражнений в изображении различных частей лица, рук и т.п. разрешалось переходить к изображению (опять-таки перерисовыванию с образца) целой обнаженной фигуры человека (Приложение 2, рис. в, г).
В дальнейшем, при работе с натуры, рисунок надо было начинать с определения предмета в пространстве и выяснения его пропорций, чему служили средства геометрического построения, присутствующие и в рисунках-образцах. «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пята ниже другой» и т.п. «Около сих средних линий описывается тело по обеим сторонам такожде одними только линиями. Таким способом может всякая фигура простыми линиями или дугами изображена быть. «.
Эти принципы рисунка описываются автором на страницах первых двух частей книги, этому тексту приданы 54 таблицы. Далее следовали разделы, посвященные изображению светотени и драпировок.
Только после прохождения такой школы изобразительной грамоты учащиеся допускались к работе с натуры (опять-таки с постепенным усложнением заданий) и к выполнению композиционных заданий, ориентированных на словесно сформулированные программы.
1.2 Вклад А.П. Лосенков в академическую систему образования
С 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А.П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.
Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал основательно изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа своим ученикам. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко с большой убедительностью и ярким педагогическим талантом умел передавать своим ученикам.
Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. В этом свою роль должны были сыграть его теоретические труды и учебные пособия. Среди них особо следует отметить следующие:
1. «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры«
Работа состояла из трех разделов. В первом и во втором разделах идет речь о размерах мужской фигуры по высоте и ширине; третий раздел посвящен профильному изображению.
2. Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки
3. Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека
Это пособие также не было издано и сохранилось в копии, выполненной Ястребиловым. Оно представляет собой альбом большого формата, содержащий таблицы-рисунки с пояснительным текстом. На рисунках.
В двух отделах пособия раскрываются пропорциональные и конструктивно-анатомические закономерности строения человеческого тела и методы использования контурных линий.
Первый раздел посвящен изображению головы. Объяснение начинается с разбора головы в фас и профиль. Здесь указываются правила построения изображения формы головы и закономерности ее пропорционального членения. Затем следует пояснение этих закономерностей на особенностях строения черепа. Далее раскрываются закономерности перспективного видоизменения формы головы в зависимости от наклона и поворота головы, показываются характерные особенности положения головы в пространстве.
Особое внимание здесь Лосенко обращает на видоизменение конструктивной схемы головы (которую мы видели у Дюрера, Гольбейна), но конструкцию головы художник изображает не сплошными линиями, а пунктирными. Этим он дал понять ученику, что в рисунке следует не вычеркивать конструктивную схему, а только иметь ее в виду. Среди различных положений, наклонов и поворотов головы Лосенко выделяет 24 положения, наиболее характерных и часто встречающихся в жизни.
Во втором отделе пособия внимание автора сосредоточено на рисунке фигуры человека. Объяснение начинается с показа условного членения фигуры на пропорциональные части. Затем анализируются особенности построения в фас и в профиль. После этого Лосенко переходит и к изображению фигур в свободных движениях.
Это пособие состояло из рисунков голов и фигур, и было предназначено для учащихся оригинального класса.
В подобного рода методических руководствах остро нуждались воспитанники академии. Лосенко прекрасно понимал, что пособиями по рисунку бедна не только русская Академия, но и лучшая в то время французская Академия художеств.
Глава 2. Академическая система обучения рисованию в конце XVIII века
К концу XVIII века рисование получает широкое распространение как общеобразовательный предмет.
В.К. Шебуев, вслед за Лосенко составивший свою «Антропометрию», предназначал эту работу для издания, то есть уже и медные награвированные доски были изготовлены, однако издание не осуществилось, а доски были потеряны. Не дошла до нас и работа 1760-х годов Е.П. Чемесова, награвировавшего резцом на меди изображения частей скелета. Но свою роль в формировании русской школы академического рисунка и в «постановке глаза» у обучающихся пластическим искусствам эти работы выполнили. Исследователи сетуют на то, что издания, подготавливаемые нашими педагогами, не осуществлялись. Однако, именно это помогло русскому академическому рисунку не утратить чувства материала, сохранить живую, а не «проволочную» линию и, таким образом, даже при соблюдении норм педагогики, разработанной европейскими академистами, оказаться ближе к идеальному прообразу (Возрождению и античности), чем европейское искусство той же поры.
Помимо графических наглядных пособий при обучении пластической анатомии использовались и пространственные модели. Известно, что в 1767 году русскому послу в Париже, князю Д.А. Голицыну, кроме поручения достать для Академии художеств «Большой энсиклопедический лексикон», издание «О художествах и ремеслах» (речь, видимо, идет об «Энциклопедии искусств и ремесел», издаваемой французскими просветителями), вменялось в обязанность отыскать и препроводить в Петербург еще и «восковые препараты» для анатомического класса. Неизвестно, было ли выполнено это поручение, однако сохранились рисунки, относящиеся к 1770-1780 годам, сделанные с экорше (анатомической фигуры с обнаженными мышцами). По аналогии с тем, как обеспечивался учебный процесс графическими наглядными пособиями, педагоги Академии участвовали в создании и пространственных анатомических моделей. Известно, что, когда в Академию для проведения занятий по анатомии был приглашен хирург И.В. Буяльский, впоследствии весьма знаменитый, В.К. Шебуев собственноручно раскрашивал деревянные и гипсовые модели.
Академические традиции в том качестве, как они определились в России в ХVIII веке сохранились и в следующем столетии, предполагали при изучении пластической анатомии выполнение штудий одного и того же объекта с нескольких точек зрения (Приложение 2, рис. в), что имело достаточно глубокие корни. Еще Леонардо да Винчи писал: «Умножая изображение, я даю изображение каждого члена и органа так, как будто ты имел их в руках и, повертывая, рассматривал со всех сторон, внутри и снаружи, сверху и снизу». В ту эпоху в Италии такие рисунки выражали комплексный, научно-художественный подход к освоению действительности. Русские художники ХVIII века с таким же восторгом вглядывались в чувственно осваиваемый предметный мир, как и европейские мастера эпохи Возрождения. Только они пользовались уже разработанным академистами инструментарием изобразительных средств.
Для обучения в Российской Академии художеств необходимо было обладать особым складом характера, который мог бы стать почвой для произрастания особого чувства, сходного с религиозным, а именно чувства служения мастерству, с чем отождествлялось понятие «искусство». Тогда, терпеливо выполняя педагогические требования, ученик мог превзойти уровень только ремесленничества и сделаться художником.
Постепенно академическая школа рисунка становится лучшей в Европе. Она не только утверждала свое право считаться первоклассной школой, но и раскрывала роль и значение методики преподавания в деле художественного образования. В 1804 году школьным уставом рисование вводиться в число учебных предметов во все училища и гимназии, что потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С.Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.
Русская Академия художеств второй половины XVIII первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А.В. Ступина; под наблюдением академии была школа А.Г. Венецианова; «Курс рисования» А.П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.
2.1 Методы обучения рисованию А.П. Сапожникова
Постановка художественного образования в Академии художеств оказала плодотворное влияние на развитие методики преподавания рисования не только в специальной художественной школе, но и в общеобразовательной.
В предисловии к изданию 1879 года автор писал: «. цель, с которой учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений, состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно»[9].
Курс рисования А.П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов.
Сапожников предлагает продемонстрировать перед учащимися с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам. Далее идет знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, Сапожников предлагает переходить к рисованию сложных тел: сначала даются группы геометрических тел, затем постепенно идет усложнение заданий вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении.
Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции.
Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.
Этой цели и служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагал пользоваться специальными подставками и моделями, для демонстрации законов светотени также особыми моделями.
Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости.
Метод преподавания рисунка, предложенный Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. До выхода его книги в общеобразовательных учебных заведениях царило копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не учили, а над методом раскрытия отдельных положений реалистического рисунка вообще никто серьезно не задумывался.
Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно. Нужно, чтобы ученики, следуя устным указаниям и отвечая на направляющие вопросы педагога, по собственному соображению могли правильно нарисовать каждую из поставленных перед ними новых моделей. Для достижения этой цели и служат методические модели.
Таким образом, модели у Сапожникова используются не для рисования с них, как это было у братьев Дюпюи, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях строения формы.
Положительные моменты методики преподавания А.П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. Так, в книге А.М. Соловьева, Г.Б. Смирнова и Е.С. Алексеевой «Учебный рисунок» (М., 1953) приводится много иллюстраций из «Курса рисования» Сапожникова.
2.2 Методика обучения рисованию Гиппиуса Г.А.
Изучая историю методики рисования, необходимо ознакомиться и с работой Г.А. Гиппиуса. В 1844 году он издает фундаментальный труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Это был первый капитальный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе. Здесь были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени. Сам автор писал: «Относительно источников, которыми я пользовался, долгом почитаю сказать, что большую часть оных я почерпал из опыта, во время самого преподавания, но многое заимствовал также и из сочинений известнейших педагогов и других писателей, каковы, например: Гербарт, Пимейер, Шварц, Денцель, Дистервег, Гразер, Бенеке, Браубах и, в особенности, Песталоцци, уроками которого я сам имел счастие пользоваться» [9].
Уже во введении автор указывает, что рисование как общеобразовательный предмет нельзя преподавать так же, как в специальной художественной школе: «Обучать однако же питомцев наших в учебных заведениях точно таким же образом, как мы сами учились, нельзя; потому что мы посвящали себя исключительно искусству; а цель воспитания в училищах совершенно другая, и состоит в приготовлении детей не по одному только какому-либо предмету наук, но по многим вместе, т. е. в образовании многостороннем, в развитии всех человеческих способностей таким образом, чтобы один предмет науки служил пособием другому и чтобы, несмотря на разнообразие учебных предметов, все они в уме учащегося соединялись в одно целое; а об этом-то именно и не помышляли никогда доселе преподаватели рисовального искусства» [9].
С таким взглядом на методику преподавания рисования мы встречаемся впервые не только в отечественной литературе, но и в европейской.
«Первоначальное обучение рисованию не должно ограничиваться, сколько мне кажется, только советами и известными правилами, но требует строгого систематического изложения, как и всякая другая наука; за всем тем, весьма несправедливо было бы думать, что та или другая метода заслуживает предпочтение перед всеми прочими. Одной и той же цели можно достигнуть различными путями, несмотря на то, что предлагаемая мною метода первоначального обучения, имея целию единственно только изощрение зрения учащихся посредством наглядности, развитие их умственных способностей, их чувства к изящному и их охоты к учению, столь проста в своем основании и так естественна, что для достижения этой цели не может быть различных путей. Гораздо труднее и даже почти невозможно дать определенную форму учению, которое следует за первыми началами, потому что деятельность умственная требует неограниченной свободы и вообще весьма различного направления, смотря по состоянию, полу и предназначению учащихся» [9].
И далее: «Обучение рисованию есть искусство и требует человека, знающего дело; в этом нетрудно увериться тому, кто начальствует учебным заведением и им от души занимается. Такой человек старается не только упражнять детей, но и возбуждает собственную их деятельность, применяется к духовной потребности каждого воспитанника, нисколько не упуская из виду общности преподавания»[9].
Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить надо с детского возраста.
Много ценных методических рекомендаций и советов дает Гиппиус во второй части своей книги «Первоначальное обучение. А. О наглядности». Методика преподавания должна основываться, по его мнению, не только на данных практической работы, но и на данных науки, прежде всего психологии. В примечаниях к книге Гиппиус пишет: «Психолог подметит то, каким образом дитя получает понятие о свете, виде, объеме, расстоянии и посредством которых оно учится видеть, само того не зная. Одни глаза ничему не научают нас: нас учит ум наш, который посредством чувств привыкает мерить, сравнивать и чувствовать. Следственно, надобно знать ум детский, дать ему идеи, тогда и телесный глаз утончится» [6].
К педагогу Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. «Учитель в некотором отношении должен подражать актеру: точно как актер, он никогда не должен показывать собственное свое расположение духа, но только такое, которого требует роль. «.
Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. «Надобно осматривать все ученические работы; и хотя это в полных классах отнимает довольно времени, но и здесь опыт и навык много облегчают. Тетради должны лежать открытыми пред каждым из учащихся; учитель ходит между лавок и смотрит наскоро, чтоб так или не так сделано».
Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудование: «Как худым пером невозможно хорошо писать, так точно нельзя хорошо рисовать худым карандашом. Следственно, учитель должен заботиться о хорошем материале; никто более его не чувствует в нем нужды, никому другому недостаток в хорошем материале столь не чувствителен, как учителю. Пусть же он потрудится выбрать оный»[6].
Труд Гиппиуса явился значительным вкладом в теорию методики. Такого серьезного и глубокого изучения вопросов методики в тот период исследователи не отмечают ни у одного, даже самого выдающегося представителя педагогической мысли в области.
2.3 Методика обучения рисованию Н.К. Зарянко. Состояние обучения рисованию в общеобразовательных школах
Со второй половины XIX века вопросам методики преподавания начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной методической подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу. Весьма показательной в этом отношении является «Записка по предмету рисования» учителя Н.К. Зарянко. «Записка» была им подана в Академию художеств в 1858 году. Он обращал внимание Академии на слабую педагогическую и методическую подготовку учителей рисования:
Особое внимание Зарянко обращает на порочный метод «рисуй как видишь, как умеешь»: «Учитель же молча, поправив рисунок, не объяснив, почему произошла ошибка и почему сам он делает так, а не иначе, не научает детей ничему, да хорошо еще, если хотя молча поправит, а не испортит, тогда, может быть, догадливый ученик поймет сам, почему ошибся он; а то большая часть учителей даже на просьбу мальчика поправить ему рисунок отвечает: «рисуй как видишь, или как умеешь».
Методика преподавания, пишет Зарянко, требует творческого подхода: «А разве тот, кто не в силах один и тот же предмет объяснить, хотя десятью разными, но одинаково верными правилами, может учить, а тем более развивать понятия, способности детей, которые так разнообразны? Разве медленно подвигающегося, ленивого и трудолюбивого можно одной и той же методою поставить на точку понимания? Уж не говоря о негодности существующей методы (рисуй как видишь), многие другие методы не полезны. Не больно ли, не должно ли скорбеть, что предмет рисования, предмет, который может содействовать многим наукам, так жестоко потоптан» [9].
С горечью говорит Зарянко и о недооценке рисования как общеобразовательного предмета: «Рисование есть единственный предмет, который учит видеть предметы такими, как есть они в природе; единственный предмет, который строго научает этому и также строго рассматривать природу».
С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программы для средних учебных заведений.
Программа, составленная комиссией для средних учебных заведений, требовала:
«С начала и до конца курса ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательность в выборе моделей, начиная с проволочных линий и фигур до гипсовых голов включительно; начальное рисование геометрических фигур и тел, как форм слишком отвлеченных и сухих, должно перемежаться с рисованием сходных с ними предметов из окружающей учеников обстановки; копирование с оригиналов должно быть совершенно оставлено, как вредное для начинающих и занимающее много времени; знакомство с перспективой должно быть только наглядное, и ни в коем случае объяснение ее правил не должно предшествовать наблюдению самих учащихся»[9].
«Всякому художнику, серьезно занимающемуся искусством, известно, что высшие художественные произведения имеют основанием самое реальное знание форм живой природы и ее законов, что сила выражения управляется такими же непреложными законами, как и любое доказанное положение науки, и что если до настоящего времени еще не разъяснены первопричины, руководящие художником в высших проявлениях искусства, то относительно низших его ступеней можно указать на множество правил, достаточных для первоначального образования в смысле научном.
Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные для элементарного образования.
. Преподавателю, прежде всего, нужно: отказаться от желания получить сейчас же щегольские рисунки (они явятся впоследствии иным путем), научить глаз ученика измерению и пониманию видимой формы, сосредоточить все свое внимание на развитии в ученике понятий о предмете, о главных, типичных его очертаниях и о законах, от которых они зависят»[2].
Члены комиссии имели в виду, что общие методические указания для учебных заведений должны быть едиными и что учащиеся должны идти по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений.
Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832-1919). Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века. Это было время борьбы передовых общественных сил с остатками крепостничества, время борьбы против реакционной идеологии, налагавшей цепи на свободную научную и творческую мысль. Революционно-демократические идеалы разночинной интеллигенции России указывали новый путь в развитии науки и искусства.
Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.
Автор этого пособия, учитель Московской рисовальной школы А.Т. Скино, в 1864 году издает второе пособие: «Курс рисования, состоящий из 34 номеров». В 1873 году Скино в соавторстве с Фебрини выпускает пособие «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил». В этом пособии Скино уже не просто показывает, как надо рисовать, но и дает ученику поурочное распределение заданий, старается организовать работу рисовальщика.
Много нового внес в академическую традицию обучения рисунку К.П. Брюллов. Прежде всего, это метод индивидуального подхода к каждому ученику. Особенность методики преподавания Брюллова заключалась также в том, что он приучал ученика самостоятельно находить ошибку. Он не сразу выправлял ошибку в рисунке, а вначале давал возможность ученику самому разобраться в ней.
2.4 Чистяковская система обучения рисованию
Большое влияние на развитие методов преподавания рисования оказали И.Н. Крамской и П.П. Чистяков.
Исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств, Чистяков вошел в историю русской художественной школы как учитель крупнейших мастеров отечественной культуры.
Задачей Чистякова была подготовка художника-гражданина, обладающего высоким профессиональным мастерством; его педагогический метод предполагал слияние непосредственного восприятия натуры художником с её научным изучением. В творческой практике Чистяков стремился к драматизации исторического сюжета и психологической насыщенности образного строя в исторических и жанровых портретах
Нормативность обучения рисунку в Академии художеств заключалась не только в строгой разработке поэтапности овладения мастерством, но и в наличии в арсенале рекомендуемых учащимся выразительных средств определенных изобразительных приемов. С течением времени они менялись, но в пределах достаточно длительных периодов наличествовали в учебном рисунке как штамп, обеспечивающий высокую оценку на просмотре. Преодолеть монотонность системы, предопределяющей типовые пластические решения, помогало то, что педагогами Академии были настоящие художники. Ежедневно работая в классе рядом с учениками, они словом и делом демонстрировали творческий подход к решению учебных задач (Приложение 2, рис. г).