академический храм троице сергиевой лавры
Храм Покрова Богородицы
Под сенью преподобного Сергия…
Открытие Московской духовной академии в стенах Сергиевой обители состоялось на Покров — 1 октября 1814 года. С тех пор этот день всегда отличался особой торжественностью. После Литургии, совершенной в одном из лаврских храмов, в академической зале для публичных испытаний проходил акт, на котором ректор Академии произносил речь, зачитывались списки студентов, лучших награждали.
Ввиду многих неудобств, связанных с таким порядком, в Академии назрело желание иметь домовую церковь. Первым высказал такое предложение ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), начальствовавший в Академии с 1841 по 1847 год. Но митрополит Филарет (Дроздов) не видел необходимости в устроении отдельной академической церкви. При этом он обыкновенно говорил, что в Лавре и без того достаточно храмов, где можно молиться.
…и Покровом Царицы Небесной
Свой храм Академия получила лишь при митрополите Иннокентии (Вениаминове). Вопрос о домовой церкви поднял товарищ упомянутого архимандрита Евсевия по академическому курсу ректор протоиерей Александр Васильевич Горский, возглавлявший Московскую духовную академию с 23 октября 1862 года и до своей кончины 11 октября 1875 года. Отец Александр заручился согласием, с одной стороны, митрополита Иннокентия на рассмотрение вопроса об Академической церкви, а с другой, почетного блюстителя Академии Алексея Васильевича Толоконникова на устроение церкви его иждивением. Теперь нужно было позаботиться об избрании места. Самой удобной для этого оказалась зала публичных испытаний, но ее расположение позволяло устроить алтарь только на юг. Во избежание этого неудобства предполагалось употребить под церковь часть профессорского корпуса, в котором алтарь можно было бы устроить прямо на восток, по направлению к нынешнему библиотечному корпусу. Но приспособление профессорского корпуса для церкви требовало больших затрат, на которые не мог согласиться почетный блюститель. Пришлось вернуться к прежней мысли о приспособлении упомянутой залы для церкви, причем оставался неразрешенным лишь один вопрос – о возможности обращения алтаря на юг, а не на восток. Протоиерей Александр Горский беседовал об этом с митрополитом Иннокентием и получил от него благословение устроить храм алтарем на юг. Митрополит считал, что «в готовых зданиях нужно приноравливаться к удобству их».
Дело об устройстве церкви было следующим. К 1 апреля 1869 года в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм. К записке А. В. Толоконников приложил рисунок алтаря будущего храма, составленный архитектором Академии Гущиным. Правление Академии, со своей стороны, сделало от 2 апреля того же года представление митрополиту Иннокентию, где перечислялись неудобства, связанные с отсутствием у Академии собственной церкви. В частности, указывалось, что студенты стоят среди народа и при большом стечении богомольцев терпят тесноту, надзор за ними для академического начальства весьма затруднителен и время богослужения, назначаемое монастырским начальством, не всегда удобосовместимо с учебными требованиями Академии. В представлении митрополиту предлагалось также:
Под этим документом подписались ректор Академии протоиерей Александр Горский, инспектор архимандрит Михаил (Лузин) и профессор протоиерей Филарет Сергиевский. Представление скрепил подписью секретарь Е. В. Амфитеатров.
14 апреля 1869 года последовало определение Святейшего Синода об устройстве домовой церкви в Московской духовной академии. Времени на устройство храма потребовалось немного, так как нужно было только приспособить залу для церкви и соорудить алтарь. К началу 1870 года работа завершилась.
Исполнение надежд
Освящение храма митрополит Иннокентий поручил совершить Преосвященному Игнатию (Рождественскому), епископу Можайскому. Академическое правление благопочтительнейше просило освятить храм 12 февраля, в праздник святителя Алексия Московского, согласно с желанием храмоздателя Алексия Толоконникова. Всенощное бдение накануне освящения и первую Литургию в новой церкви епископ Игнатий совершил в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), собора старшего духовенства Лавры и Академии. Из московского духовенства участие в богослужении принял кафедральный протоиерей Петр Покровский.
В конце Литургии ректор Академии протоиерей Александр Горский произнес проповедь на слова 92-го псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Он обратил внимание на ту залу, в которой была устроена и освящена домовая церковь Академии. «Сия храмина, – говорил ректор, – самым Промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось Слово Божие, преподавались догматы православной веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы Церкви Христовой. Потом она употребляема была преимущественно для общей домашней молитвы… Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился Сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами».
Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Митрополит Леонтий (Лебединский) при первом посещении Академии в январе 1892 года обратил внимание на тесноту храма. В том же году по совету митрополита, при ректоре архимандрите Антонии (Храповицком), было предпринято полное переустройство академической церкви, с обращением алтаря на восток.
Работы начались 4 июня 1892 года. К осени над густыми деревьями академического сада возвышалась новая позолоченная глава, увенчанная крестом. Изящные, украшенные красивой резьбой ворота указывали богомольцам путь к Академическому храму. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов. Вновь устроены были обширные сени и чугунная лестница, ведущая к церковным дверям. Алтарь перенесли в пристройку у восточной стороны, и пространство храма увеличилось почти вдвое.
Реконструированный храм был освящен самим митрополитом Леонтием 20 сентября 1892 года. В конце Литургии митрополит произнес слово и пожелал, чтобы торжество освящения храма послужило студентам побуждением к обновлению и освящению духа.
Обновление почитающе…
Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. В этот период Академию все чаще стали возглавлять ректоры в епископском сане (с титулом Волоколамский). Академическое богослужение стало торжественнее, возрастало и количество богомольцев. В начале ХХ века опять стали раздаваться голоса, призывавшие к увеличению Академического храма. К столетию существования Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.
Летом 1913 года по благословению митрополита Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего были разобраны потолок и крыша и возведен полукруглый свод. Был сделан новый купол – над центром храма, и большое окно в восточной стене, отчего стало гораздо светлее. Работы закончились в начале ноября 1913 года. Обновление храма совершил 16 ноября ректор Академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) в сослужении академического духовенства. На торжество пригласили протодиакона Успенского собора Кремля Константина Розова.
На следующий день епископ Феодор совершил в обновленном храме Божественную литургию и благодарственный молебен, перед началом которого инспектор Академии архимандрит Иларион (Троицкий) произнес прочувствованное слово. Он говорил: «Всякое учреждение славно постольку, поскольку оправдывает оно ту цель, ради которой и существует. Цель Академии ясна и определенна: давать просвещенных служителей Церкви… Особая слава Академического храма в том и состоит, чтобы он самой Академии помогал оправдать ее назначение».
Перестройка 1913 года придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 году он был расписан художниками С. С. Макаровым и Н. А. Протопоповым по образцу фресок В. М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Одновременно был сделан роскошный трехъярусный иконостас. Над Царскими вратами в третьем ярусе помещалась икона Покрова Пресвятой Богородицы в вызолоченной ризе, окруженная металлическими лучами. Над иконой возвышался небольшой золотой крест, перед ней горела неугасимая лампада. Эту икону, по афонскому обычаю, опускали во время акафиста. Храм был украшен четырьмя паникадилами. Центральное – в виде огромного широкого кольца – было увенчано стилизованной короной.
Возрождение святыни
В 1919 году, после закрытия Троице-Сергиевой лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.
В 1948 году возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 году Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 года. Святейший Патриарх Алексий I интересовался буквально всем, что касалось возрождения святыни. Его заботами помещение храма преображалось с редкой быстротой – строительные работы были закончены в мае 1955 года. Освящение состоялось 21 мая. Накануне ректор протоиерей Константин Ружицкий с академическим духовенством совершил Всенощное бдение и водосвятный молебен. На следующий день в Академию прибыл Святейший Патриарх Алексий I. Сразу же после чина освящения началась первая Божественная литургия.
По окончании Литургии Патриарх произнес речь, в которой отметил: «Я думаю, что не погрешу, если скажу с убеждением, что есть немалая доля и ваших заслуг перед Богом, за которые послан нам этот дар – восстановление сего дома Божия. Вы пришли сюда, в этот храм духовной науки, по усердию к делу Божию: одни – чтобы преподать, другие – чтобы изучить Слово Божие и истины нашей веры, вы отдались этому делу со всей ревностью, и время показало, что Господь благословляет ваши труды, ибо жизнь нашей духовной школы течет успешно…»
После восстановления храм был расписан в период с 1955 по 1965 годы. В ночь с 27 на 28 сентября 1986 года Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Впоследствии был заменен купол, пострадавшие росписи удалены, и храм расписан заново учениками монахини Иулиании (Соколовой; †1981) в период с 1987 по 1990 годы.
Благолепие дома Господня
Каждый, кто вступает ныне в Академический храм, проникается его благолепием. В дивную гармонию слились здесь древние иконы, иконы современного письма и настенная роспись. Иконостас, несколько необычный, торжественный и стройный, всякий раз невольно привлекает внимание приходящих в храм на молитву. Непосвященному довольно трудно распознать, что здесь создано в наше время, а что написано иконописцами далекого прошлого.
Происходящий из разрушенной в 1935 году московской церкви преподобного Харитона Исповедника и воссозданный в Лавре иконостас Покровского храма хранит ряд древних икон, достойных самого пристального внимания и изучения. Несколько икон праздничного чина написаны монахиней Иулианией. Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат.
Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.
«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний», – говорил псаломски при освящении Академической церкви в 1870 году ректор протоиерей Александр Горский. Уже 135 лет святыня алтаря Господня осеняет дом высшего богословского учения. Имена в Бозе почивших храмоздателей во всю долготу дний существования Академического храма будут возноситься в молитвах пред Престолом Божиим, и святыня сего дома Господня всегда будет освящать наши души и укреплять нас в подготовке к служению Святой Христовой Церкви.
Автор: Иеродиакон Ефрем (Просянок)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Покровский храм (МДАиС)
Содержание
История [ править ]
В синодальный период [ править ]
Покровский академический храм был сооружен к началу 1870 г. – спустя 56 лет после того как Московская духовная академия была переведена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Пока не было своего храма, преподаватели и учащиеся могли участвовать в Божественной Литургии только в храмах Лавры, однако такое положение дел не могло удовлетворить нужд Академии, которая должна была иметь свой храм, являющийся центром ее духовной жизни.
Первым поднял вопрос об устроении домовой церкви Академии ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), начальствовавший в Академии с 1841 по 1847 г. Свой храм было суждено получить Академии только после кончины святителя Филарета, при его преемнике святителе Иннокентии Московском. Вопрос о домовой церкви поднял ректор протоиерей Александр Васильевич Горский, возглавлявший Московскую духовную академию с 23 октября 1862 г. вплоть до своей кончины 11 октября 1875 г. Получив согласие у митрополита Иннокентия, протоиерей Александр Горский совместно с академической корпорацией приступил к избранию места для будущей церкви. Самым удобным помещением для храма оказался зал для публичных испытаний.
1 апреля 1869 г. в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм.
14 апреля 1869 г. последовало определение Святейшего Синода об устройстве домовой церкви в Московской духовной академии. Времени на устройство храма потребовалось немного, так как нужно было только приспособить зал для церкви и соорудить алтарь. К началу 1870 г. эти работы были завершены.
Освящение храма совершил преосвященный Игнатий (Рождественский), епископ Можайский 12/25 февраля 1870 года.
Устроенный при ректоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Митрополит Московский Леонтий (Лебединский) при первом посещении Академии в январе 1892 г. обратил внимание на тесноту храма. В том же году по совету митрополита, при ректоре архимандрите Антонии (Храповицком), было предпринято полное переустройство Академической церкви.
Работы начались 4 июня 1892 г. Благодаря реконструкции пространство храма увеличилось вдвое. Осенью 1892 г. перестройка храма закончилась. Появилась новая позолоченная глава, увенчанная крестом. Вновь были устроены обширные сени и чугунная лестница, прямо ведущая к дверям храма. Восточную стену храма украшал трехъярусный вызолоченный иконостас. Купол, расписанный живописью, возвышался над передней частью храма. Изящные, украшенные красивой резьбой ворота указывали богомольцам путь к Академическому храму. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов.
20 сентября 1892 г. храм был освящен митрополитом Московским Леонтием (Лебединским). В результате переустройства Академического храма все же остались некоторые недостатки: храм был низок, темен и не имел достоинств в архитектурном отношении.
С 1899 г. Академию стали возглавлять ректоры в епископском сане (они носили титул «Волоколамский»). Академическое богослужение стало торжественнее, возросло и количество богомольцев. В начале ХХ века опять стали раздаваться голоса, призывавшие к увеличению Академического храма. К столетию пребывания Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.
Летом 1913 г. по благословению митрополита Московского Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего, был возведен полукруглый свод из железобетона. Вследствие этого Академический храм стал вдвое выше. Был сделан новый купол над центром храма, а не в передней части храма, как это было прежде. На западной стороне храма, над коридором, отделявшим храм от ректорской квартиры, были устроены просторные хоры. Кроме прежних окон в южной стене было сделано большое окно в восточной стене, над иконостасом. Храм стал гораздо светлее.
Работы были закончены в начале ноября 1913 г. Обновление храма совершил 16 ноября ректор Академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) в сослужении академического духовенства.
Перестройка 1913 г. придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 г. он был расписан художниками С.С. Макаровым и Н.А. Протопоповым по образцу фресок В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Одновременно был сделан трехъярусный иконостас. Все иконы были написаны на золотом фоне. Над Царскими вратами в третьем ярусе помещалась икона Покрова Пресвятой Богородицы в вызолоченной ризе, окруженная металлическими лучами. Над иконой возвышался небольшой золотой крест, перед ней горела неугасимая лампада. Эту икону, по афонскому обычаю, опускали во время акафиста. Храм был украшен четырьмя паникадилами. Центральное – в виде огромного широкого кольца – было увенчано стилизованной короной.
В советский период [ править ]
В 1919 г., после закрытия Троице-Сергиевой Лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. Академический храм был закрыт на пятой неделе Великого поста 1919 г. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.
В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Московские духовные школы были вновь переведены в Троице-Сергиеву Лавру. Но Академический храм все еще оставался закрытым.
По ходатайству Святейшего Патриарха, руководство города Загорска (ныне Сергиев Посад) в декабре 1954 г. возвратило Академии помещение храма. 30 декабря начались реставрационные работы, которые были завершены в мае 1955 г. Из музея в Донском монастыре был получен иконостас московского храма преподобного Харитона Исповедника, разрушенного в годы революционного лихолетья.
Освящение храма состоялось 21 мая 1955 г. Святейший Патриарх Алексий I прибыл в Академию, чтобы совершить освящение храма. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх, стоявший во главе Лаврского духовенства, передал ректору частицу мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Эта частица была положена в алтаре под престол.
После совершения чина освящения состоялась первая Божественная Литургия в храме, освященном, как и прежде, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После восстановления храм был расписан в несколько приемов в период с 1955 по 1965 г.
С 1955 г. богослужение в Покровском храме стало совершаться ежедневно. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I был составлен и введен в употребление в Академическом храме сокращенный устав богослужения. Богослужебный устав Покровского Академического храма был составлен так, чтобы, во-первых, не загружать учащихся продолжительными службами, а во-вторых, чтобы будущие выпускники по окончании обучения смогли бы воспользоваться им на приходе.
С 27 на 28 сентября 1986 г., в ночь, последовавшую за праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Впоследствии был заменен купол, выгоревшие росписи удалены, и храм был расписан заново учениками монахини Иулиании (Соколовой) в период с 1987 по 1990 г.
Современное состояние [ править ]
В современное время, так же, как и прежде, прихожанами Покровского храма являются преподаватели и студенты МДАиС, а также верующие, живущие неподалеку. Однако, как таковой, приходской обины при храме нет.
Духовное руководство прихожане получают у духовника Академии и некоторых священников-преподавателей, также они могут ежедневно исповедоваться у священников-студентов.
При Академии существуют Богословские курсы для мирян, устроенные силами преподавателей и студентов. На таких катехизичеких лекциях, которые проходят три-четыре раза в неделю в вечернее время, прихожане могут восполнить пробелы в богословских знаниях и недостаток общения со священником. Есть также Высшие Богословские курсы, устроенные по принципу дополнительного образования и заочного обучения.
Богослужение в храме совершается ежедневно силами студентов и преподавателей. Студенты разделены на 12 певческих групп, которые несут череду певческого послушания и отправляют вечернее и утреннее богослужение. В 22.00 все собираются на вечерние молитвы, после которых очередной студент произносит проповедь. Конечно, здесь студенты проходят практику чтения, пономарства, уясняют особенности устава, здесь их поставляют во чтецы, диаконы и священники.
В течение всего года каждую среду вечером вся академическая семья совершает пение акафиста Покрову Богородицы.
Накануне престольного праздника бывает Всенощное бдение. Утром до начала Божественной литургии совершается малое освящение воды.
На Божественную литургию обычно приглашается Святейший Патриарх, который возглавляет Московские духовные школы, но чаще он поручает кому-то из митрополитов поздравить преподавателей и студентов.
После праздничного богослужения бывает торжественный акт.
Материал взят из интервью иеромонаха Варнавы (Лосева) журналисту молодёжного интернет-журнала МГУ «Татьянин День» Ольге Богдановой.
Богослужения
Вокруг богослужения и молитвы строится вся жизнь Московской духовной академии.
Каждый день перед завтраком читаются утренние молитвы. В последование входит чтение Евангелия дня. Все вместе студенты поют молитву Господню перед едой, а священник благословляет трапезу. Завершается завтрак, обед и ужин благодарственной молитвой, которую также поют все.
Любая пара начинается молитвой «Царю Небесный». В период двунадесятых праздников студенты поют тропарь праздника. И завершается занятие также молитвой: студенты хором поют «Достойно есть» или задостойник праздника.
День начинается с молитвы и ею же завершается. В 22:00 студенты собираются в Покровский академический храм. В темноте при двух свечах чтец читает вечерние молитвы. После них один из студентов обращается к присутствующим с проповедью. Кто и когда произносит проповедь — определяет график. После проповеди студенты расходятся по комнатам.
По средам вечером в академических храмах совершаются акафисты. В Покровском храме по давней традиции служат акафист Покрову Пресвятой Богородицы, в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника — акафист Иисусу Сладчайшему. Преподаватели и все студенты Академии собираются на пение акафиста. После акафиста сразу ужин, а потом — вечерние молитвы.
Центр жизни Академии — Евхаристия. В воскресный день преподаватели и студенты собираются в Покровский академический храм. Накануне вечером совершается всенощное бдение, утром — Божественная литургия. Обычно богослужения совершает ректор МДА. Преподаватели, сотрудники и студенты в священном сане сослужат ему. Большинство студентов причащаются Тела и Крови Христовых.
Все студенты проходят богослужебную практику. Первый год поступившие на бакалавриат выходят два раза в месяц пономарить: один раз — в Покровском храме, другой — в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Кроме того, все студенты разбиты на певческие группы. Их двенадцать. Каждый день та или иная певческая группа поет вечернее богослужение, а на следующее утро — Литургию. За богослужениями студенты не только поют, но и читают. В воскресные и праздничные дни песнопения богослужений поют академические хоры.
Церковные праздники в Академии — дни выходные. На каждый праздник студенты и преподаватели собираются на вечернее богослужение и Литургию, на которой причащаются Святых Христовых Таин. Литургия занимает особенное, центральное место, потому что именно она объединяет людей вокруг Христа в таинстве Евхаристии.
Есть еще три неучебные недели в году, связанные с каждоневными богослужениями: первая неделя Великого поста, Страстная и Светлая седмицы. Первую и Страстную недели все учащиеся проводят в храме на богослужениях. На первой неделе вся Академия собирается утром на постовые богослужения, вечером — на чтение Великого канона св. Андрея Критского. В среду и пятницу студенты стараются причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, в субботу — на Литургии свт. Иоанна Златоуста. Такой же распорядок и на Страстной седмице: первые три дня — постовые службы утром и вечером. В четверг утром Академия собирается на службу Воспоминания Тайной Вечери, а вечером слушает 12 Евангелий — молится на службе Воспоминания Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Служба Великой Пятницы проходит в храме сначала у Креста, потом у Плащаницы. Ректор, священники, преподаватели и студенты проходят Страстную седмицу и приближаются к Пасхе.
В субботу студенты помогают подготовить Академию к празднику. Украшается храм, готовятся облачения. Освящаются куличи и яйца. Ночью начинается крестный ход, и все молящиеся выходят на улицу. Ректор возглавляет службу, ему сослужат преподаватели, сотрудники, студенты Академии. Поют несколько хоров. На Пасхальном богослужении ректор поздравляет всех присутствующих в храме со Светлым праздником Воскресения Христова. После яркой Божественной литургии Академия собирается на праздничную ночную трапезу.
Богослужебная жизнь студентов не ограничена одним лишь Покровским храмом. Есть еще две церкви — верхний семинарский храм преподобного Иоанна Лествичника и нижний семинарский храм великомучениц Варвары и Анастасии и мученицы Акилины. В верхнем — службы совершаются регулярно. Пономарят студенты Академии, а читают и поют учащиеся регентского факультета. В нижнем — богослужения служатся реже, периодически на них поет византийский хор МДА.
И конечно, Лавра. Чтобы попасть из академического корпуса в семинарский и в общежитие, нужно пройти через Лавру. Студенты пользуются возможностью зайти по пути в Троицкий собор, приложиться к мощам покровителя учащихся — преподобного Сергия Радонежского, помолиться о грядущем дне.
На лаврских службах поют хоры, основу которых составляют учащиеся МДА. В Успенском соборе поет братский хор Лавры. Тот знаменитый хор, регентом которого с 1961 по 2009 годы был архимандрит Матфей (Мормыль). В Троицком соборе поет знаменный хор. Каждую Литургию в соборе он сопровождает знаменным или византийским пением.
В Лавру могут уйти желающие принять монашество. Постриг совершает наместник монастыря. Если же студент желает остаться монахом при Академии, то его постригает ректор МДА. Постриг проходит в Троицком соборе. Студенты приходят помолиться за товарища и брата, который выбрал непростой путь монашества.
Каждый вечер в Троицком соборе студентки регентского факультета поют молебен с акафистом у мощей преподобного Сергия. Две смены — в 17:00 и 19:00 — входят в их обязательные послушания. Смены поются по очереди, по два-три человека. Во время сессии студентки объединяются курсами и по собственной инициативе поют смену курсовым хором. Все знают, что лучший помощник во время сдачи экзаменов — преподобный Сергий.
В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пять раз в год приезжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его ждут на первой неделе Великого Поста, на Светлой седмице, в день Святой Троицы — престольный праздник обители и на праздники преподобного Сергия Радонежского — 18 июля и 8 октября. Святейший Патриарх — настоятель Троице-Сергиевой Лавры.
В обители студенты находят себе духовников. Под воскресные дни и праздники в Успенском соборе после всенощного бдения проходит исповедь. Исповедуют опытные монахи, лаврские духовники. Через них прошло много студентов. Большинство из монахов Лавры сами учились в Академии. Поэтому проблемы молодых людей им знакомы и известны. К ним всегда можно обратиться за советом и помощью.
Молитва занимает в жизни студентов Духовной академии первое место. Без нее человек не может стать настоящим служителем Христовой Церкви. То, что Академия находится в стенах Лавры, позволяет студентам прикоснуться к бесценному опыту молитвы. Благодаря этому Лавра становится для молодых людей духовным центром и ориентиром в жизни. Выпускники возвращаются сюда вновь и вновь, обращаются с молитвами к Преподобному и вдохновляются на служение Богу и Церкви.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.