академический рисунок обучение с нуля

Академический рисунок: объективность взгляда, рождающая совершенство

Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность – те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок. Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.

СОДЕРЖАНИЕ

Что собой представляет академический рисунок

Академический рисунок – это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.

Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.

Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом. Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.

На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «. как художник художнику: вы рисовать умеете?»

Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.

Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное. Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле. »

История рисунка

Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже – во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода.

Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.

И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером. В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.

А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов.

Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов – профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:

«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».

Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.

Техника рисования

«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон).

Что такое техника в общем смысле? Это мастерство, умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».

Материалы

Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:

Отработка приёмов работы с карандашом

Простой карандаш – основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.

Понятия о композиции и ритме

Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?

Изучение законов перспективы

Для того, чтобы любые тела и предметы «жили» в изображении – необходимо грамотно пользоваться знаниями перспективы. Как ведут себя объекты в пространстве? Что такое сокращение? Точка схода, линия горизонта?

Тональность

На этом этапе студенты узнают самые важные понятия света и тени. Откуда берётся объём? Что такое градации тонального пятна и цельность тональных отношений?

Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:

Примерный список учебных заданий академического рисунка:

Художники

Лучшие мировые художники академического рисунка: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн (младший), Рембрант Харменс ван Рейн, Жан Огюст Доминик Энгр, Антуан Ватто, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов, Валентин Серов, Илья Репин и др.

Источник

Академический рисунок уроки с нуля бесплатно онлайн

В программе всех художественных школ обязательно присутствует предмет, называемый академическим рисунком. Уроки с нуля тренируют умение художника переносить на плоскую поверхность объем и фактуру объекта посредством светотени.

Что такое академический рисунок

Академический рисунок (уроки с нуля необходимы для начинающего художника) – это долгая, проходящая в несколько сеансов работа. Главная цель, которую преследует художник – освоение основ изобразительной грамоты. Рисуется, как правило, определенный объект или предмет.

Главные задачи, преследуемые в академическом рисунке – освоение приемов живописи, изучение различных форм. Готовое произведение с максимальной точностью передает внешние характеристики рисуемых объектов. При этом обязательно учитываются угол падения света и окружающая среда.

академический рисунок обучение с нуля

Академический рисунок – предмет в системе художественного образования, он структурируется от наиболее легких к самым трудным:

ЭтапОписание
1Изображение простых плоских орнаментов
2Рисование геометрических фигур
3Изображение натюрмортов и интерьеров
4Рисование гипсовых голов, а также их частей
5Создание портретов
6Изображение анатомических моделей
7Рисование фигуры человека

Академический рисунок (уроки с нуля включают в себя профессиональный подход) создается только с натуры, без применения фотография или видео. Один из главных принципов – изучение натуры в ее первозданном виде. В таком рисунке недопустимо проявление творческих приемов и попыток экспериментировать.

Отличительные особенности

Работы художников, которые обучались такому предмету как академический рисунок, сразу можно отличить от остальных. Их основная особенность состоит в том, что они выглядят профессионально.

Если художники, занимающиеся изобразительным искусством на любительском уровне, способны только копировать окружающую обстановку, то профессионалы могут изобразить предмет с любого ракурса.

Осваивая азы академического рисунка, художник учится художественной грамотности. Это обучение способствует развитию важных способностей и, в частности, уверенному отражению на бумаге задуманного.

академический рисунок обучение с нуляПередача изображения с помощью перспективы, света и теней, штриховки

В ходе уроков начинающий художник:

Инструменты и материалы для рисования

Каждому, кто решил заниматься рисованием, необходимо тщательно подготовиться к творческому процессу. Самым главным этапом подготовки станет правильный настрой: необходимо проявить желание не только заниматься художественной деятельностью, но и постоянно обучаться новым приемам.

Когда же будет твердо решено начать обучение, можно переходить к следующему этапу – к приобретению материалов и инструментов, которые понадобятся для этой работы.

академический рисунок обучение с нуля

Для академического, как и для любого рисунка, необходимы:

Также потребуются дополнительные приспособления, которые упростят работу и помогут сделать готовый рисунок более качественным.

Карандаш

Главным инструментом художника, создающего академические рисунки, будет простой карандаш. Для построения лучше всего применять более твердые грифели. Например, хорошо для этого подходят карандаши, маркируемые 2H, H, HB. Последний, является своего рода «гибридом» мягкого и твердого карандашей.

Если использовать твердые или твердо-мягкие карандаши, то легче будет получить чистую основу для выполнения последующего рисунка. Однако лучше, если основы будет выполняться мягкими карандашами, которые маркируются цифрой со стоящей с нею рядом латинской буквой «B» (на карандашах, произведенных в России, это может быть русская буква «М»).

академический рисунок обучение с нуля

Выбирая между твердыми и мягкими карандашами, стоит принимать во внимание, что с уменьшением твердости грифеля уменьшается тональный диапазон. Речь идет о шкале тонов от твердого к светлому. Чем слабее надавливать на карандаш, тем светлее будет тон оставляемого им следа на бумаге. Соответственно, с увеличением силы надавливания тон будет темнее.

При определенной практике весь рисунок можно выполнить одним мягким карандашом. Достаточно просто изменять силу нажима. При работе художник сможет подобрать подходящий для себя способ рисования или найти оптимальное сочетание таких способов.

Бумага

Определившись с карандашом, можно приступать к выбору бумаги. Предпочтение следует отдавать плотным гладким листам. Можно взять, например, бумагу для черчения или ватман. Главное преимущество таких бумажных листов в том, что на них можно много раз исправлять недочеты.

академический рисунок обучение с нуляДля рисования важно выбрать подходящую бумагу

Например, если во время рисования будет проведена лишняя линия, ее без труда удастся удалить с помощью ластика. Это практически не причинит вреда бумаге. Особенно рекомендуется отдавать предпочтение такой бумаге тем, кто только начинает осваивать азы изобразительного искусства.

В будущем, с постепенным переходом на новые этапы таких ошибок будет становиться меньше, а сами рисунки будут получаться лучше.

Ластик

Без этого предмета очень трудно вести художественную деятельность. Он нужен не только новичкам, но и даже тем, кто уже добился немалых успехов в рисовании. Многие опытные художники рекомендуют отдавать предпочтение изделиям Koh-i-noor, на поверхности которых красуется милый черно-белый слоненок с загнутым хоботом.

академический рисунок обучение с нуляЛучший ластик – двусторонняя резинка из каучука

Преимущества этих ластиков в том, что они:

Точилка или канцелярский нож

академический рисунок обучение с нуля

С точилкой такое невозможно, а ведь чем острее и длиннее будет грифель, тем дольше он будет изнашиваться и необходимость подтачивать инструмент будет возникать реже.

Клячка

Клячка – это необязательный инструмент, но, если его применить, работа значительно упростится и результат будет более качественным.

академический рисунок обучение с нуляКлячка – это своего рода ластик, но материал, из которого она изготовлена, является пластичным, и поэтому ей можно придавать любую форму

Клячка – это своего рода ластик, но материал, из которого она изготовлена, является пластичным, и поэтому ей можно придавать любую форму. Например, можно сделать ее закругленной или, наоборот, заострить. Клячкой можно рисовать поверх заштрихованного участка.

Наждачная бумага

Линер

Многие художники применяют в своей работе особый инструмент – линер. Так называется разновидность капиллярной ручки, в которой используются чернила на водной основе.

академический рисунок обучение с нуляЛинер — разновидность капиллярной ручки, в которой используются чернила на водной основе

Линер нужен, чтобы рисовать тонкие, но при этом обладающие хорошей насыщенностью линии.

Цветные карандаши

Если потребуется придать картине цвет, можно воспользоваться цветными карандашами. Цвета художник выбирает по своему усмотрению.

Планшет

Очень удобно для рисования использовать планшет, на котором с помощью скотча закрепляется готовая работа.

Мастер-классы

Академический рисунок (уроки с нуля начинаются с изображения бытовых предметов и геометрических фигур) имеет большой выбор темы. Она зависит от поставленных учебных задач. Наиболее частая практика – рисование бытовых предметов и изображение геометрических фигур.

Рисование куба – самая простая задача по изображению трехмерных объектов в пространстве. На этом уроке закладываются основы передачи объема. На этом же этапе новички совершают множество ошибок и важно своевременно их исправить, чтобы они не перешли на следующие уроки.

В учебных заведениях для рисования куба дают изделие из гипса соответствующей формы. Однако если работу планируется проводить самостоятельно, то предварительно можно своими руками изготовить куб из картона или бумаги.

Объект следует подготовить, для чего:

академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля

В то же время сам куб должен стоять прямо перед глазами, но при этом чуть снизу, чтобы, помимо 2-х его граней, можно было видеть и 3-ю. Лучше отдать предпочтение солнечному свету. Можно, например, разместить объект на подоконнике.

Важно учитывать только сам куб, но и поверхность, на которой он находится. В итоге расстояние должно быть равно примерно 60 см.

Выполнив подготовительные работы, можно приступать к рисованию:

Можно представить, будто за кубом отсутствует стена, и, соответственно, можно увидеть, как сходятся небо и земля; а затем мысленно перевести линии граней до горизонта.

Бидон

Уроки с нуля по дисциплине академический рисунок, ставят задачу – изобразить бидон, который похож на обычный цилиндр. Оба предмета они имеют единую закономерность построения формы. Единственное исключение – усеченный конус, являющийся соединительным звеном между 2-мя разными по ширине цилиндрами в верхней части бидона.

академический рисунок обучение с нуляАкадемический рисунок: уроки с нуля — цилиндр (бидон)

Бидон состоит из 3-х геометрических фигур: 2-х цилиндров и 1-го конуса. При этом все 3 фигуры имеют единую ось вращения.

Чтобы построить на бумаге конструкцию бидона, необходимо выполнить следующее:

академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля академический рисунок обучение с нуля

Начинать лучше всего с построения эллипсов. Их общее количество в данном случае – 4. Исключить нужно край кромки горловины. Эллипс, который будет обозначать нижнее основание, должен быть шире по сравнению с верхним, который станет вершиной бидона.

От образовавшихся точек пересечения этой прямой с эллипсом следует провести вниз вертикали, тем самым определяя место присоединения ручки. При этом стоит помнить, что деревянная рукоятка рисуемого сосуда также имеет форму цилиндра.

Конус

Академический рисунок (уроки с нуля художественных дисциплин всегда начинаются с подготовки материалов и инструментов) конуса начинается с изображения простой геометрической фигуры в пространстве.

Создание трехмерного изображения будет заключено в следующие этапы:

Обучение академическому рисунку базируется на изучении натуры, закономерностей строения создаваемых природой форм и передачи рисунка на плоскости. Еще в Средние века профессиональные живописцы утверждали, что лучшим учителем является рисование объектов с натуры.

академический рисунок обучение с нуляАкадемический рисунок: уроки с нуля — конус

В этом случае художник учится наблюдать и осознанно воспринимать окружающую действительность.

Практический опыт демонстрирует, что четкое соблюдение последовательности работ в уроках с нуля позволяет с успехом выполнить задачи академического рисунка. Однако если нарушить какой-либо этап, неизбежно возникнут ошибки и качество готовой работы заметно снизится.

Видео о рисовании

Академический рисунок уроки с нуля:

Источник

Академический рисунок обучение с нуля

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А еще я теперь веду творческие колонки в марте в любимом сообществе http://club-365.livejournal.com/

Если вы думаете, что я с ходу быстренько расскажу, как рисовать голову, скажем, Вольтера или Аполлона, и запугаю вас до смерти – вы глубоко ошибаетесь 🙂 На самом деле, академический рисунок только кажется таким элитным, высокомерным и страшным – как его представляют в академиях. Если вы хотите постичь азы и двигаться дальше – все в ваших руках.
А я немного расскажу, с чего начинать.

Отбывая время в художке, я откровенно не понимала, за что это мучение с многочисленными и не слишком разнообразными геометрическими предметами. И только сейчас – лет в 30, до меня дошло, что я их люблю и понимаю, зачем это все было нужно 🙂

академический рисунок обучение с нуля

1. Чтобы что-то хорошо нарисовать – вам нужно реально полюбить то, что вы рисуете. Поэтому нужно понимать, что все эти многочасовые штудии нужны для того, чтобы потом нарисовать что-то очень крутое – шикарный средневековый домик, затерянных в небольшом немецком городке, или красивый корабль, стоящий в гавани где-нибудь на лазурном побережье. Потому что все сложное как раз и состоит из таких маленьких кубиков, шариков и прочих конусов и трапеций.
Поэтому начинаем с малого. Первое на чем можно тренироваться, чтобы понять законы перспективы и построения – проволочные каркасы. Они прозрачные и позволяют действительно увидеть всю форму.

академический рисунок обучение с нуля

2. Следующее, доступное любому непрофессионалу – макеты фигур из плотной бумаги и картона. Лучше белой, потому что на белом понятнее будет, как ложатся тени. И обязательно выставите свет! То есть поставьте близко к своему объекту настольную лампу. И круто будет, если вы зарисуете на листе, как свет идет, причем в трехмерном измерении – больше сверху или больше сбоку, больше от нас или на нас. Такую реальную объемную стрелочку. И тогда, даже если кто-то переставил вашу лампу, паника вас не коснется )

академический рисунок обучение с нуля

3. Купите книгу про основы академического рисунка, чтобы разобраться с перспективой, тенями, тоновыми отношениями и прочими страшными зверями ) У меня есть такая со страшно сложным текстом, но понятными картинками – Николай Ли. Основы академического рисунка.

академический рисунок обучение с нуля

Там будут и простейшие упражнения, например, с согнутым многократно листом бумаги, чтобы посмотреть, как изменяется освещение, удаляясь от источника света.

академический рисунок обучение с нуля

И вообще читайте больше профильной литературы. Это очень помогает разобраться со сложными моментами.

4. Потом можно браться за чашки и другую белую посуду. Пока лучше белую, чтобы цвет не сбил вас с толку. И лучше, если вся эта кухонная утварь не будет блестеть. Сюда подойдут и баночки с кремом, пузырьки и тюбики зубной пасты. Рисуйте пока только форму, без надписей и прочих мелочей.

5. Рисуйте хорошо заточенным карандашом. Если формат небольшой – подойдет хорошая точилка, если мы работаем с листами формата А3 – лучше точить скальпелем, чтобы был длинный острый кончик – иначе вы просто замучаетесь бегать за точилкой и обратно. Еще лучше, если у вас на готове несколько карандашей каждой степени мягкости (я обхожусь HB,B,2B).

академический рисунок обучение с нуля

6. Тренируйте штрих – есть несколько упражнений, которые помогают его отточить и научиться проводить длинные ровные линии. Например, когда вы рисуете максимально длинные линии максимально быстро на листе А4, пока он не станет очень черным. Фишка в том, что смотреть следить за линией не нужно, а как бы поджидать ее взглядом в той точке, куда, собственно, она и должна прийти.

И правильная постановка руки не помешает, особенно, если вы взяли большой формат и поставили на мольберт.

академический рисунок обучение с нуля

7. Конечно, самый классный вариант – найти хорошего наставника, если вы хотите докопаться до самой сути всех важных моментов. Но придется поискать. Тут не будут решать цена или известность. Возможно, придется перебрать немало вариантов. Но дело того стоит, потому что хороший учитель поможет разобраться со многими проблемами быстрее, чем если бы вы доходили до всего самостоятельно. Хотя, и самому можно все осилить ) было бы боооооольшое желание.

академический рисунок обучение с нуля

академический рисунок обучение с нуля

академический рисунок обучение с нуля

8. Самый Страшный Секрет того, как научиться рисовать – это рисовать 🙂 Много рисовать, каждый день – обязательно. Чем больше рисуете, тем лучше «набивается» рука, оттачивается стиль. И не обязательно все выкладывать – неудачные эксперименты можно оставить для себя, чтобы потом посмотреть через полгодика – и понять, каким же крутым вы стали 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *