Аккумуляторы старт стоп на обычный авто
АКБ для системы start&stop (EFB vs AGM) — не перепутайте!
Доброго дня.
Владельцам машин со строкой в комплектации «7L6 система старт-стоп с рекурперацией» к коим относится и мое ведерко, посвящается.
Так уж вышло что куплена машина была с «новой акб, только поставил» со слов бывшего хозяина. Казалось бы хоть раз мне повезло, и не придется покупать в новую машину новую батарею. Однако посмотрев на то что в нее поставили, понял что это все ненадолго. 🙂
Однако система старт/стоп не работала. Мне так даже нравилось — все ее пытаются выключить, а у меня уже все выключено.
Однако пришла зима 2020/21 и начались приключения.
Один раз у жены машина не завелась. Ну что ж — на зарядку
Для того чтобы закрыть машину без акб нужно использовать механическую личинку.
Заодно посмотрел ваг-комом, что там по прописыванию батареи в системе. Естественно никто даже не удосужился поменять тип/обьем…Исправил.
Прошло пару недель и ситуация повторилась.
Причем обнаружил интересный момент — электроника шкоды(подозреваю что всех машин на MQB) работает на недопущение глубокого разряда акб, что является губительным для обычных батарей. Выглядит это так — стартер будет срабатывать до разряда АКБ не менее 12В. Как только становится меньше — все. Фары, магнитола, кондей будет работать, открыть закрыть без проблем, но двигатель вы не заведете. Защита от дурака. Хотя в глуши может сыграть с вами нехорошую шутку. Но в убранистическом пейзаже эта защита не даст вам ушатать аккумулятор с первой попытки.
Но если акб совсем слабый, и допускает быстрый разряд (как и заряд), это бесполезно.
Казалось бы, почему АКБ, пусть и нонейму но меньше года и такая дичь происходит? А все просто. Если машине есть система старт-стоп заменять акб можно только на два типа. AGM и EFB. Любые другие умрут с большой вероятностью в течение года. Что и произошло с моим.
Чем отличаются AGM от EFB? Наверное АГМ гелевый же? На самом это большое заблуждение, гелевые АКБ имеют маркировку GEL и АГМ ничего общего с гелем не имеет. В обоих типах батарей (AGM и EFB) используется обычный электролит, как и в обычных свинцовых батареях. Разница в пластинах.
Так вот технологии AGM и EFB похожи, и выбирать их можно с точки зрения кошелька — АГМ немного лучше(во всех смыслах) но ЕФБ стоит дешевле.
Однако меня это все мало волновало, т.к в гараже стояла заряженная, почти не юзанная АГМ батарея на 80ач BOSCH S5, оставшаяся от БМВ, и немного поработавшая в А5. Идеальный вариант казалось бы. Берем санки у сына и едем в гараж за спасителем (напомню машина стоит с разряженным акб).
Какой аккумулятор лучше приобрести: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реальность…
После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди отдельных пользователей завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов. Были вопросы и к нам по части применимости данных источников питания.
Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, предлагаем немного технической информации. Начнем с того, что за последние годы в соответствии с производственными программами автопроизводителей на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.
Важный момент – вся электроника, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает работать, питаясь от бортового источника питания. Очевидно, что для машин, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.
Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит НЕ ЖИДКИЙ — он находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.
Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Как, впрочем, и о дальнейшей жизнеспособности такого АКБ – даже будучи поврежденным, он все равно будет работать (пример живучести батареи Topla Тор AGM Stop&Go можно увидеть на ролике ниже). Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, изготавливаемых по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы Topla Тор EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что Topla Тор EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 30-40% выше, чем у обычных АКБ.
Возвращаясь к AGM-батареям, отмети, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, нам не раз приходилось наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.
Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений и размеров вашего кошельке.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает большим запасом надежности и прочности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть машины явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, компрессоров. В таких ситуациях AGM-аккумулятор будет просто незаменим.
В завершение этого выпуска еще раз напоминаем читателям о правилах комментирования. Прежде, чем оставить свой комментарий, мы настоятельно рекомендуем просмотреть те требования, которые нужно соблюдать при размещении отзывов в записях и выпусках нашего блога. ИГНОРИРОВАНИЕ этих требований однозначно приведет к УДАЛЕНИЮ комментария, а в отдельных случаях – занесению его автора в черный список. Надеемся, что таких прецедентов не будет!
Зачем ушлые водители ставят на авто AGM-батареи или EFB-аккумуляторы
Всем известно, что система «Старт/Стоп» каждый раз глушит двигатель при остановках, например, на светофорах или в дорожных пробках. И быстро запускает его, когда водитель отпускает педаль тормоза.
При этом вся электроника машины, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает полноценно работать, потребляя ток от «старт-стопного» АКБ. Для этих целей применяют специальные аккумуляторы повышенного энергоресурса, сочетающие в себе свойства стартерного АКБ и мощной тяговой батареи, не боящейся длительного разряда.
Stop&Go: сделано в Словении
Сегодня «старт-стопные» батареи изготавливают по двум основным технологиям — EFB (Enhanced Flooded Battery) и AGM (Absorbent Glass Mat). Их особенности можно рассмотреть на примере батарей словенской фирмы TAB, поставляющей в Россию аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go. Каждый тип этих АКБ имеет свою специфику, на чем стоит остановиться подробнее.
Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных АКБ массивными отрицательными пластинами. А используемые в батареях сепараторы пластин имеют улучшенную микропористую структуру (технология MFW-флис).
Это позволило обеспечить стойкость к глубоким разрядам. После них EFB-аккумуляторы восстанавливают емкость практически до 100%. Кроме того, у таких АКБ на треть выше пусковой ток, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое. Естественно, при столь значимых достоинствах их розничная стоимость тоже оказывается выше (примерно в полтора раза), чем у стандартных аналогов.
Абсорбированый электролит
Еще больше преимуществ в сравнении с обычными АКБ имеют автомобильные AGM-аккумуляторы. Напомним, что электролит у этих батарей не жидкий, а «абсорбированный». Иначе говоря, электролит впитан в особые стекловолоконные маты, облегающие пластины АКБ.
Кстати, именно эта особенность дает англоязычное название самой технологии AGM. Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает надежно удерживать активную массу в решетках даже при сильных вибрациях.
Аккумуляторы в системах стартстоп как заменить и на что обратить особое внимание?
Первой трудностью может быть расположение самого аккумулятора. Что касается автомобиля Без системы старт-стоп он почти всегда находится под капотом, в то время как в автомобилях, оснащенных этой системой, аккумулятор может быть установлен совершенно в другом месте, например. в салоне автомобиля (например, под одним из сидений) или в багажном отделении. Из-за расположения аккумулятора в автомобиле, его модели и процедуры замены общее время замены изношенного или вышедшего из строя аккумулятора на новый может быть в четыре раза больше, чем у стандартных аккумуляторов в автомобилях без старт-стопа. система.
Прежде чем сделать правильный выбор аккумулятора, следует выяснить, с какой системой старт-стоп вы имеете дело. Из-за сложности продукта собираем два: базовый и расширенный. В обоих случаях работа системы старт-стоп заключается в выключении двигателя при остановке транспортного средства и его повторном запуске для продолжения движения (например, на перекрестках со светофорами). Усовершенствованный тип системы старт-стоп Однако есть дополнительная функциональность, заключающаяся в возможности накопления дополнительной энергии от торможения (так называемый процесс рекуперации) и ограничение заряда аккумулятора во время разгона (генератором переменного тока).
Аккумулятор EFB или AGM?
В базовой системе старт-стоп рекомендуется использовать технологию EFB (Enhanced Flooded Battery). Они имеют специальное полиэфирное покрытие на положительной пластине, которое помогает удерживать активную массу батареи в пластине. Благодаря этому решению аккумуляторы EFB имеют в два раза большую циклическую выносливость по сравнению с попадание в аккумулятор в обычных — питание потребителей электроэнергии в автомобиле при выключенном двигателе и гарантия немедленного перезапуска двигателя.
С другой стороны, в современных типах старт-стопных систем следует использовать аккумуляторы с технологией AGM (Absorbent Glass Mat). В технологии AGM коврики с вкл. насыщен электролитом, что увеличивает КПД аккумулятора. Аккумуляторы AGM в ср. Они более эффективны, потому что могут подавать электроэнергию на большее количество приемников. w и работают при очень низком уровне заряда.
Внимание! Профессионалы допускают возможность установки AGM-аккумулятора в автомобиль, в котором раньше работала аккумуляторная батарея EFB. И наоборот, обратная сборка не рекомендуется.
А как насчет использования обычного аккумулятора в автомобиле с системой старт-стоп? Не окупается из-за в чисто финансовом плане: он преждевременно изнашивается в течение трех недель — пяти месяцев.
Новый аккумулятор только после адаптации
Однако установки новой батареи, адаптированной к конкретному типу системы старт-стоп, недостаточно. Придется адаптировать (закодировать) с помощью бортового компьютера. Почему это так важно? Речь идет об обеспечении надлежащего управления энергопотреблением в автомобиле и правильной зарядки. Процесс адаптации (кодирования) чаще всего заключается во вводе каталожного кода детали и кода батареи. В случае пропуска адаптационной деятельности может случиться так, что индивидуум Другие компоненты системы старт-стоп не будут работать должным образом.
Внимание! В некоторых В некоторых автомобилях с системой старт-стоп адаптация нового аккумулятора происходит автоматически, в других — таким же образом. b вручную, с помощью компьютера или устройства с соответствующим программным обеспечением и подключенного к разъему EOBD.
Чем отличаются аккумуляторы старт-стоп от обычных
СистемыStart-Stop созданы для автоматического выключения мотора и его запуска, чтобы снизить время работы на холостом ходу, это позволяет сократить расход горючего и выбросов во внешнюю среду.
Функционал батареи
Благодаря аккумулятору происходит питание всех систем машины. Им поддерживается питание разных блоков, которые задействованы в работе Start-Stop. Эти аккумуляторы не только участвуют в запуске двигателя, поэтому они и являются сердцем машины.
АКБ, используемые для Start-Stop должны иметь определенные свойства:
Аккумуляторы для Start-Stop
У системы имеется своя особенность. Это связано с дополнительной нагрузкой на аккумулятор. Из-за чего это наблюдается? При запуске двигателя каждой АКБ отдается довольно много энергии. В стандартных машинах мотор в течение суток запускается не слишком часто. Для системы «старт-стоп» данного количества недостаточно. Если движение не плотное, запуск происходит по нескольку раз в час, если машина стоит в пробке, то срабатывание случается через несколько минут.
Поэтому аккумулятор подвергается огромной нагрузке. Еще бы, ведь необходимо не только запустить мотор, но и сделать так, чтобы энергия поступила во все нужные приборы. Поэтому многие простые аккумуляторы не выдерживают работы с системой Start-Stop. Они довольно быстро разряжаются, поскольку не рассчитаны на подобную цикличность запуска мотора. Когда появилась система Start-Stop, стало необходимым создание мощных инновационных батарей, чтобы они могли полностью соответствовать большим нагрузкам.
Сейчас имеется два вида аккумуляторов. Сначала была проведена разработка батареи, в основе которой была AGM. Отличительной особенностью является то, что внутри аккумулятора имеется гель. В конструкции используются определенные пропитанные пакеты, выполненные из стекловолокна. Внутри пакетов находятся пластины АКБ. Из преимуществ данного типа можно выделить высокий уровень пусковых токов и то, что даже если батарея будет полностью заряжена, скачков не образуется. Другими словами, подобные аккумуляторы могут равномерно поставлять пусковой ток до той поры, пока полностью не разрядятся.