акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Акмеология: что это такое, где можно пройти обучение, профессия

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Реклама предлагает пройти дистанционное обучение по акмеологии и получить современную и востребованную профессию.

Но что это за профессия такая акмеология? Что она изучает и можно ли получить высшее образование по данной специальности? Или это просто маркетинговый ход инфобизнесменов? Давайте разбираться.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там всегда много полезных и интересных материалов. И пользуйтесь акциями и скидками компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Акмеология: что это за наука

Считается, что акмеология — это молодая наука, появившаяся в России в начале XX века. Однако ещё древние греки использовали слово «акме», когда говорили об особом состоянии достижения наивысшей точки творческого и умственного развития у людей. По их представлениям такой период наступал у человека в 40 лет.

Неудивительно, что и сам термин восходит к древнегреческому языку и состоит из двух частей: «akme» — вершина и «logos» — учение.

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатноЧто же такое акмеология? По сути — это учение о достижении успеха

В современном понимании акмеология — это наука, которая изучает людей в возрасте от 30 до 50 лет, а также способы, помогающие им достигать реализации в жизни. Если говорить простыми словами, что такое акмеология, то это научная дисциплина, изучающая способы достижения мастерства.

В отдельную науку её выделяют только в России. Во всех остальных странах акмеология — это просто раздел психологии.

История возникновения акмеологии как науки

Акмеология очень близка трём фундаментальным наукам: психологии, педагогике и философии. В отдельную дисциплину её выделил советский психолог Николай Рыбников. С его лёгкой руки понятие акмеология впервые появилось в 1928 году и было введено в обиход.

Наивысшего пика исследования в этой области достигли в 90-х годах прошлого века. Тогда же в Санкт-Петербурге начала действовать первая Акмеологическая академия.

Свой вклад в развитие данной науки внесли такие учёные как А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Тарасова и другие.

Акмеология как наука была зарегистрирована в 1968 году психологом Борисом Геннадьевичем Ананьевым. Он же определил её место рядом с другими дисциплинами, разместив акмеологию за педагогикой и перед геронтологией.

Объект, предмет, цели и задачи акмеологии

Акмеология как самостоятельная наука имеет объект и предмет для исследований, а также ставит перед собой определённые цели и задачи.

Объект и предмет акмеологии

Объектом изучения акмеологии как науки является профессионализм человеческой деятельности и закономерности, по которым он развивается в разных сферах деятельности.

Предмет акмеологии — это объективные и субъективные факторы, которые помогают или, наоборот, препятствуют достижению высоких показателей в жизни, а также основные условия обучения и их влияние на развитие.

К объективным факторам относятся воспитание, уровень образования. А к субъективным — таланты и способности человека.

Цели и задачи акмеологии как науки

Цель акмеологии — разработать методы, которые помогут человеку быстрее и эффективнее достигать профессиональных и личных вершин.

Акмеологи работают со зрелыми личностями, которые умеют брать ответственность за себя и других, выстраивать отношения, заботиться и находить компромиссы в сложных ситуациях. Особый признак такой личности — профессиональные достижения, которые признают другие люди. Если же общество отвергает результаты человека, это может приводить к развитию комплекса неполноценности и жёстким депрессиям. Акмеология личности также изучает механизмы, которые приводят к формированию таких негативных сценариев.

Акмеология по своей сути очень похожа на коучинг. Однако у коучинга сформировалась плохая репутация в России, которая отпугивает клиентов. Вот почему некоторые инфобизнесмены предпочитают продавать коучинговые консультации и обучение под маркой акмеологии.

Направления акмеологии

К основным научным направлениям акмеологии относят:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Прикладная акмеология и её виды

Педагоги и учёные заметили, что одной психологии, педагогики или философии недостаточно, чтобы помочь человеку найти своё место в жизни и достичь успеха. Так появилась прикладная акмеология. Она как раз и решает задачу реализации человека в конкретных областях. Поэтому данное направление разделяют на несколько видов.

Виды прикладной акмеологии:

Что изучает акмеология

Давайте рассмотрим, что именно изучает акмеология:

Где можно выучиться на акмеолога в России

Мы разобрались, что это за профессия акмеология. Теперь осталось понять, где на неё учиться?

В России существует два заведения высшего образования, в которых учащиеся могут получить данную специальность:

Также обучение по акмеологии можно пройти самостоятельно — в интернете полно различных курсов. Главное — предварительно изучить программу, чтобы не стать жертвой мошенников.

Акмелогия: что это за профессия и кем работать

Акмеология — наука, находящаяся на стыке психологии, педагогики и философии. Поэтому акмеологи могут реализовать свои знания и навыки в таких профессиях:

Проблемы акмеологии

Акмеологическая наука, несмотря на свой юный возраст, уже сталкивается с довольно серьёзными трудностями. Вот некоторые из них:

Эти и не только вопросы ставят под сомнение научный статус акмеологии. Сможет ли данная дисциплина разобраться с существующими проблемами и усилить свои позиции? Покажет время.

Теперь вы знаете, что это за профессия акмеолог, какие цели она перед собой ставит и где можно ей обучиться. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Читать онлайн «Акмеология»

Автор Анатолий Деркач

Научно-редакционный совет

Председатель совета

серии «Учебники Российской

академии государственной службы

первый заместитель Руководителя

при Президенте Российской Федерации»

Администрации Президента РФ

Сопредседатель совета

Члены совета

заведующий кафедрой РАГС

зам. министра по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых

ректор Северо-Кавказской академии

первый зам. министра промышленности,

науки и технологий РФ, академик РАН

заведующий кафедрой РАГС

ректор Орловской региональной академии

вице-президент Российской академии наук,

заведующий кафедрой РАГС

президент Российской академии образования

президент Российского книжного союза,

председатель Счетной палаты РФ

министр образования РФ

директор Издательского центра РАГС

Чубинский-Надеждин В. В.

ректор Северо-Западной академии

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Международный акмеологический институт

АКМЕОЛОГИЯ

Учебник

Под общей редакцией доктора психологических наук,

профессора, академика РАО

А. А. Деркача

УДК 075. 8: 378. 316. 628

ББК88

A 11

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

«Государственное и муниципальное управление», а также для слушателей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения

Редакционная коллегия:

Выпускающий редактор

кандидат психологических наук, доцент

Рецензенты

В. В. Рубцов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

В. А. Сластенин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Авторский коллектив:

Введение

Раздел первый

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ

Предмет акмеологии и ее место в системе наук

1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии

2. Место акмеологии в системе обществоведения и

Социокультурный контекст акмеологического

акмеологических исследований и разработок

Связи акмеологии с обществознанием

Взаимосвязи акмеологии с человекознанием

Структура рефлексивно-акмеологического подхода

к развитию профессионального мастерства

3. Задачи акмеологии

Комплексное изучение развития человека на ступени

Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми

в индивидном, личностном и субъектном развитии

Изучение процесса овладения человеком профессией

Методологические принципы и подходы в акмеологии

1. Общие методологические и конкретные методологические

подходы и принципы в акмеологии

Общеметодологические подходы в научном исследовании

(комплексный, системный, субъектный)

Общеметодологические принципы научного исследования

(детерминизма, развития, гуманизма)

Конкретные методологические принципы исследования

в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)

2. Принцип детерминизма развития

Механистическая трактовка детерминизма

Особенности акмеологического понимания детерминации

Структурные типы детерминации развития

Методы акмеологии

Специфика и сущность акмеологической

Теоретико-методологические основания и

концептуальные подходы в диагностике

предмета и задач акмеологической диагностики

Специфика диагностического показателя

Основные методологические принципы

Основные методы диагностики и

виды диагностических исследований

Специфика построения выборки в диагностике

2. Методы акмеологических исследований

3. Эксперимент в акмеологии

Эксперимент как метод исследования

4. Диагностические методы

Общая характеристика диагностических методов.

Тестовые методики в акмеологии

Акмеологическое изучение человека

как индивида, личности, субъекта деятельности

1. Акмеологическое понимание человека

Индивид и индивидуальность

Распределение наследуемых признаков

2. Акмеологическое понимание личности

Психологический подход к личности

Соотношение акмеологического и

психологического подходов к личности

Соотношение психологического и

акмеологического подходов к личности

Соотношение идеала «вершины» развития личности, ее реального состояния и

как акмеологическая модель личности

3. Акмеологическое понимание субъекта

Субъектная парадигма в психологии и акмеологии

Дискуссии о значении понятия субъекта

Основные направления изучения субъекта

Акмеологическое качество и

критерии определения субъекта

Акмеологический подход

к периодизации возрастного развития человека

1. Теоретические принципы

переодизации возрастного развития

2. Основные характеристики человека

в различные периоды его возрастного развития

Основные характеристики человека

в период младенчества

Основные характеристики человека

в дошкольном возрасте

Основные характеристики человека

в младшем школьном возрасте

Основные характеристики человека

в подростковом и юношеском возрасте

Основные характеристики человека

в период ранней взрослости

Основные характеристики человека

в период средней взрослости

Основные характеристики человека

в период поздней взрослости и старости

3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии

ступень жизненного цикла человека

Вершины в развитии человека

(или его «акте») и их основные характеристики

1. Феномен «акме» и его главные характеристики

2. «Акме» в профессиональном развитии человека

Сущность феномена «акме»

в профессиональном развитии

Виды профессионального «акме»

Критерии профессионального «акме»

в соотнесении с показателями профессионализма и

Условия достижения профессионального «акме»

3. «Акме» в контексте жизненного пути человека

Подходы к изучению жизненного пути человека

Структура жизненного пути

Личность как субъект жизненного пути

Высшие достижения — «акме»

в жизненном пути личности

4. «Акме» в личностном развитии человека

5. «Акме» в контексте

индивидуального развития человека

Индивидуальность в системе качеств

как результат и как условие развития человека

Стиль как система согласования

индивидуальности человека со средой

6. «Акме» в контексте

развития индивидуальности человека

Сущность аутопсихологической компетентности

как способа развития «акме»

в контексте индивидуальности

Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности 265

Типологии личности и характера

Виды психологических защит

Типология стилей мышления

7. «Акме» в групповой профессиональной деятельности

Рабочая команда как социально-психологическое

поле коллективного «акме»

Организационная среда рабочей команды

как внешнее условие развития коллективного «акме»

рабочей команды как внутреннее условие

развития коллективного «акме»

8. «Акме» гражданственности

Актуальность проблемы гражданского становления

личности в обществе

понятий «гражданин», «гражданственность»

Гражданское воспитание как отражение интересов

личности, общества и государства

Гражданственность и профессионализм.

Акмеологические условия и факторы

гражданского становления личности

«Акме» гражданственности как вершина

гражданской зрелости личности профессионала

9. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности

10. «Акме» в художественно-творческой деятельности

11. Целостность и неповторимое своеобразие —

важные свойства людей и их групп

Раздел второй

ПРИКЛАДНАЯ АКМЕОЛОГИЯ

Виды прикладной акмеологии

Предмет и задачи прикладной акмеологии

1. Прикладная акмеология в структуре

Методологические основания фундаментальной и

прикладных областей акмеологии

2. Педагогическая акмеология

Сущность педагогической акмеологии

Критерии и уровни профессионализма педагога

Виды профессиональной компетентности педагога

Акмеологические технологии в труде педагога

3. Управленческая акмеология

Сущность управленческой деятельности

Особенности управленческой деятельности

Критерии и уровни управленческой деятельности

анализа управленческой деятельности

Управленческое мастерство и творчество

в управленческой деятельности.

Личностные качества, характерные для управленца

высокого и высшего уровня профессионализма

в деятельности управленца

4. Политическая акмеология

Проблема профессионализма в политике

Процесс становления политика

как фактор формирования профессионализма

к политической деятельности

5. Военная акмеология

6. Медицинская акмеология

Медицина и акмеология

Сущность медицинской акмеологии

понятия медицинской акмеологии

Медицинское обеспечение акмеологического

Специфика профессиональной деятельности

его профессионально важные качества

7. Информационная акмеология

Сущность информационной акмеологии и

ее связь с процессом информатизации общества

Виды информационной деятельности

Содержание профессиональной компетентности

в информационной деятельности

Пути достижения профессионализма

в информационной деятельности

8. Этническая акмеология

Сущность этнической акмеологии

Этноэкологический аспект «акме»

Этнопсихологический аспект «акме»

Этнополитический аспект «акме»

Сущность акмеологических технологий

личностного и профессионального развития

1. Место технологии в системе науки и практики

Сущность акмеологических технологий

Методы качественной оценки и количественного измерения

личностного и профессионального развития

Источник

Саморазвитие: начало пути и практические советы

Нет ни одного человека, у которого жизнь протекала бы ровно и гладко. Линия судьбы напоминает синусоиду, которая то взлетает птицей вверх, то падает камнем вниз. С чего начать саморазвитие и самосовершенствование — это вопрос, интересующий многих.

[stextbox к трансформации начинается, в первую очередь, с работы над собой.[/stextbox]

Всегда проще кого-то обвинить в своих неудачах и с легким сердцем идти дальше, но такие действия не приведут ни к личным изменениям, ни к духовному росту.

Позитивный взгляд в будущее — половина успеха

Именно с позитивного взгляда на все происходящее и начинается первый и очень важный этап. Для начала, следует в голове мысленно расписать план действий по личному саморазвитию и самосовершенствованию, который состоит из таких важных шагов:

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Позитивное мышление — первый шаг на пути изменения собственной личности

Интересно:

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Отдых важен и лучше, если он будет активным

Залогом саморазвития и самосовершенствования личности, является внутреннее обретение гармонии. Все выше перечисленные правила — кодекс счастливого и удовлетворенного человека, который абсолютно применим, как к взрослому человеку, так и к подростку.

Пути саморазвития и самосовершенствования личности

Личное развитие — это долгий и кропотливый труд, приносящий невероятные результаты. Как только мужчина или женщина начинают следовать по этому пути, меняется не только сама личность, но и все пространство вокруг. Как будто вся Вселенная начинает пульсировать вместе с человеком в унисон, создавая при этом неповторимую Божественную симфонию.

Именно о таких методах развития и говорит наука акмеология, что в переводе с греческого означает «вершина».

Интересно:

Акмеологические методы, показывают, как простые, но регулярные действия смогут привести к саморазвитию и самосовершенствованию. Акмеологической основой является взращивание в себе личности, путем ежедневных тренировок и осознанности за все происходящее. Человек, вырабатывает в будущем у себя такие качества, которые помогают ему не только в личной сфере, но и в социальной.

Высшей точкой достижения, по мнению специалистов в области акмеологии, является взятие полного контроля не только над своими эмоциями и чувствами, но и над течением всего жизненного пути.

Очень важно на начальном этапе трезво отделить «Я реальное» от «Я идеального», это и будет ответом на вопрос: с чего начать личное саморазвитие и самосовершенствование.

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Перед началом собственного развития важно реально оценить самого себя

Согласно науке, существуют конкретные способы достижения личностных вершин:

Современная наука по становлению себя, подразумевает четкое следование от одного пункта к другому. Перепрыгивать или проходить «экстерном» не получиться.

[stextbox подразумевает четкое прохождение, глубокое осознание и понимание всех этапов.[/stextbox]

Отправной точкой является некий выдуманный или реальный образ, на который хочется равняться. Это может быть собирательный образ юноши или девушки, который, на данный момент жизни, является эталоном. Именно благодаря внутреннему самовоспитанию и достигаются ошеломляющие результаты.

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Во время развития нужно двигаться от этапа к этапу, рефлексируя каждое новообразование

Путь к совершенству лежит через вылепливание в себе недостающих качеств.

В подростковом возрасте важно не упустить момент, научить ребенка двигаться к своей цели и достигать ее. Процесс настолько будет выработан, что станет неотъемлемой частью повседневности.

Интересно:

Есть ряд некоторых препятствий, которые следует обходить стороной, либо совсем нейтрализовать:

[stextbox кризисы и трудности могут «сломать» человека, который затем начнет плыть по течению.[/stextbox]

Каждый, из вышеперечисленных пунктов, необходимо воспринимать как ценнейший урок в своей жизни, попытаться абстрагироваться и смотреть на ситуацию, как на фильмы, не вовлекаясь слишком сильно в сюжет. После каждого препятствия, следует тщательно обдумать и решить, зачем нужна была эта ситуация и чему она должна научить.

Ниже приведенная цитата про саморазвитие и самосовершенствование, очень четко отображает всю суть акмеологии:

— Научиться контролировать людей и события важно для выживания. Эта задача на первом месте по приоритетности.
— А на втором?
— Саморазвитие.

Литература для самосовершенствования

Чтение литературы — это один из важных этапов саморазвития, из книг всегда можно почерпнуть для себя уникальные знания и информацию, призывающую к действию.

акмеология обучение самостоятельно с нуля бесплатно

Литература — это доступный каждому источник чужого практического опыта

Список книг, с чего лучше начать свое саморазвитие и самосовершенствование:

Путь совершенствования является личной борьбой с самим собой, со своим внутренним «Я». Но научившись осознанию, можно достичь незабываемых высот, которые полностью изменят жизнь, не дав ни малейшего шанса прошлой жизни взять верх.

Источник

Акмеологические методы

Прежде всего хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и, конечно же, к собственно акмеологическим методам, потому что от них зависит результативность акмеологических исследований и эффективность решения практических задач. На ранних этапах становления акмеологии и по настоящее время акмеологов интересовали вопросы правомочности применения общенаучных методов и методов некоторых наук, прежде всего психологии. Проведенные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеоло-гическими можно считать любые научные методы, помогающие эффективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы налывать такие методы – методами акмеологических исследований, но при этом отмечалось, что в акмеологии уже созданы собственные оригинальные акмеологичсские методы и этот процесс продолжается.

Как нами неоднократно подчеркивалось, методы акмеологических исследований отличаются значительным разнообразием. Составление классификаций методов акмеологических исследований является сложной теоретической проблемой. В настоящее время ее разработка осуществляется в теоретической акмеологии. Можно утверждать, что уже получены перспективные результаты. Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.

В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят:

а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частых наук:

♦ психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);

♦ социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);

Данная классификация общенаучных и частных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможно ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, то есть непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при решении конкретных акмеологических проблем.

Отдавая должное многим из отмеченных методов, подчеркнем, что все же ведущую роль в акмеологических исследованиях и акмеологи-ческой практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере они не использовались. В то же время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных, их осмысление и интерпретация в значительной степени осуществляются с акмеологических, а не только исключительно психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают новое качество, акмеологическую специфику.

Но проблема-то состоит в том, что пути выполнения второго требования, строго говоря, определены не были. Для того чтобы сформулировать эти «желаемые требования», необходимо отчетливо представлять, чем же в психологическом плане профессиональное мастерство отличается от общественно-приемлемой квалификации, каковы психологические отличия профессионала своего дела от среднего специалиста.

На эти и другие сходные вопросы как раз и призвана отвечать акмео-логия, потому что профессиональная психология и психология труда к этому оказались недостаточно готовыми в силу специфики своего предмета и научной ориентации. В то же время было бы несправедливым утверждать, что эта проблема не разрабатывалась в психологии вообще. Широко известны труды Е. А. Климова, К. К. Платонова, Г. Г. Го-лубева, А. К. Марковой и др. о психологической сущности мастерства. Определенным шагом в разработке проблем профессионализма явилась концепция В. Д. Шадрикова о психологических профессионально важных качествах (ПВК), согласно которой ПВК – это качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на ее эффективность по основным показателям (таковыми могут являться общесоматические или нейродинамические свойства, индивидуальные особенности психических процессов и функций, характеристики направленности личности и пр.). Однако подобные работы не решали в полной мере проблему формирования и развития профессионализма. Только со становлением акмеологии проблемы профессионализма стали объектами углубленных и систематизированных научных исследований.

Применение психологических методов в акмеологических исследованиях и при решении различных задач в основном базируется на описании характеристик состояний субъекта на разных стадиях развития – начальной («стартовый» период), промежуточных и завершающих. Описание этих характеристик осуществляется с помощью методов психологической диагностики. Психологическая диагностика (психодиагностика) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В самом общем виде психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза.

В отличие от медицины и психиатрии термин «диагноз» трактуется не как характеристика отклонения от «нормы» (т. е. нормального функционирования или развития), а как характеристика состояния конкретного объекта, в психологических задачах – это главным образом личность. Для психодиагноста-практика объектом являются «индивидуальные отличия и эмпирическая целостность личности», он всегда ориентирован на поиск известных психологических закономерностей у практически неизвестного обследуемого. В психологической диагностике при решении акмеологических задач широко используются традиционные психологические методы – тестирование, выполнение заданий, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, шкалирование и пр.

Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика в ее традиционном виде применяется лишь на начальных этапах изучения развития личности. На всех остальных, особенно на завершающих речь идет уже об акмеологической диагностике. Акмеологическая диагностика – особый вид комплексного, междисциплинарного, интегратив-ного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе.

Другая группа психологических методов, называемых психологическими технологиями, применяется в акмеологии при решении задач развития личности. Более подробно они будут рассмотрены позже.

Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплементарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в акмеологических исследованиях и при решении практических акмеологических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности по основным ее структурным характеристикам: общей продуктивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креативным и иным характеристикам и пр.

В дальнейшем такой сравнительный анализ с гал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологической структуры деятельности и ее базисных компонентов (психологических составляющих) характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эталонам качества деятельности.

Иными словами, сравнение уже осуществлялось по базисным характеристикам системы профессионализма деятельности. Сравнительный анализ может осуществляться и по другой, в какой-то мере произвольной, но отражающей основные характеристики качества выполнения деятельности, системе показателей или параметров, которые образуют некое структурированное множество, называемое «эталонным пространством профессионального мастерства», что было показано на примерах освоения летного мастерства, «движения к профессионализму асов».

Однако и в данном случае – это сравнение характеристик высоко-и малопродуктивной деятельности.

Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты, он и по настоящее время широко применяется в акмеологии. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение также и личностных характеристик, обеспечивающих успешность деятельности. В частности, помимо деятельностных показателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых деятельность средне- или малопродуктивная. В результате этого даются ответы на вопросы – за счет чего, каких свойств pi качеств личности, какого уровня их развития достигается высокая продуктивность деятельности. Или же – каких свойств и качеств, а также уровня их развития не хватает для существенного повышения эффективности и надежности деятельности. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы – психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:

♦ психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности;

♦ мотивы профессиональной деятельности и достижений;

♦ личностно-профессиональные стандарты и эталоны;

♦ общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.

В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы сослаться на оригинальное исследование, где был наглядно и убедительно реализован данный метод, хотя это исследование не называлось акмеологиче-ским К

Объектами исследований были солисты балета ведущих российских музыкальных театров. Методом экспертной оценки были выделены три группы артистов: звезды, «середнячки» и те, у кого очень высокий, но не реализованный в сценической деятельности творческий потенциал. Сравнивались особенности мотивации творческой деятельности, система отношений, самооценка, уровень и направленность рефлексии, доминирующие эмоциональные состояния и характеристики эмоционального слуха как индикатора креативности. Были получены данные, свидетельствующие о существенных различиях по данным показателям у представителей данных групп. В частности, у «середнячков» отмечена невысокая мотивация достижений, «размытость» или отсутствие эталонов в творчестве. У нереализованных – неадекватно завышенная самооценка, эгоцентричность направленности личности, низкая рефлексия, изначальная конфронтационность во взаимодействиях, недостаток волевых качеств и упорства. Результаты данных исследований послужили основой для составления программ индивидуального развития и психокоррекции.

Теперь обратимся еще к одному очень важному методу акмеологии. Предваряя его описание, хотелось бы напомнить, что методические основы акмеологии формировались из понимания ее сущности как интегративной дисциплины. Поэтому акмеологические исследования направлены на получение двух уровней знаний – теоретического и эмпирического, что позволяет всесторонне изучать объект исследований. Теоретический уровень исследований связан прежде всего с проведением анализа, обобщениями, выявлением тенденций и закономерностей. Эмпирическое исследование всегда базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает проведение экспериментов, наблюдение, общение, получение эмпирических фактов для выявления существующих связей и отношений. Обобщенным предметом любого эмпирического исследования являются изменения состояний объекта, которые прослеживаются в опыте, выявления причин и составляющих таких изменений, то есть проведения анализа. Таким образом, сущностью многих теоретических и эмпирических исследований является собственно анализ, позволяющий определять структуру, состав, механизмы, детерминанты, причинно-следственные, функциональные и иные связи.

Сказанное имеет самое прямое отношение и к акмеологическим исследованиям. В акмеологических исследованиях и акмеологической практике, в этом нетрудно убедиться, центральным звеном является собственно акмеологический анализ. Акмеологический анализ – это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.

Акмеологический анализ позволяет выявить определяющие акмео-логические условия и факторы, инварианты профессионализма. С его помощью строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Акмеологический анализ должен также включать поиск закономерностей, механизмов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Как и акмеологическая диагностика, акмеологический анализ, к примеру, отличается от анализа психологического прежде всего своей направленностью, методический же инструментарий его проведения может быть практически тем же Возможности акмеологического анализа будут продемонстрированы во втором разделе книги на примерах решения практических задач.

Важным и конструктивным методом решения акмеологических задач является акмеологическая экспертиза. Ее также с полным правом можно отнести к методам акмеологии. Акмеологическая экспертиза – это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования1.

Акмеологическая экспертиза тесно связана с акмеологической диагностикой. Часто именно эксперты определяют, какие диагностические методы следует применять при решении акмеологических задач и как интерпретировать их результаты. Кроме того, только экспертная оценка является единственно возможным методом исследования в случае высокой сложности объекта исследования или при неполной информации о нем.

В процессе акмеологической экспертизы применяют, собственно, те же методы, что и в экспертизе, осуществляемой в других научных областях. Отличием является их объектная и предметная направленность. В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:

♦ морфологическими, основанными на качественно строгих описаниях;

К экспертам, проводящим акмеологическую экспертизу, предъявляются жесткие требования, касающиеся их научной компетентности и квалификации, объективности, ориентированности на поиск истины и ответственности. Количество экспертов и оцениваемых ими параметров определяется с помощью точных методов, известных из теории экспертного оценивания!.

Акмеологическая экспертиза как акмеологический метод находится на стадии своего становления, однако уже разрабатываются проекты ее автоматизированных вариантов, которые должны сочетаться с индивидуальной и групповой экспертными оценками в виде дискуссий.

На данном этапе развития акмеологии все более пристальное внимание стало уделяться возможности проведения акмеологических экспериментов. Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Иными словами, в настоящее время создаются необходимые предпосылки для создания экспериментальной акмеологии.

В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным участием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего – самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в известной мере уникальной, не характерной для других наук.

Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:

♦ объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что затрудняет варьирование переменными;

♦ необходимо согласие испытуемого на варьирование переменными в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;

♦ на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать запланированным;

♦ не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающими, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходимые параметры.

В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:

♦ уровни продуктивности профессиональной деятельности (до высокого и наивысшего);

♦ уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности профессионального сознания и пр.);

♦ психические новообразования, являющиеся своеобразными плацдармами дальнейшего прогрессивного развития;

♦ этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала.

В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следующие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобразующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осуществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сферы личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологических технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществлять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, тактические акмеологические задачи, поэтому для достижения поставленных целей считается необходимым проведение комплекса акмеологических экспериментов, а не какого-то одного его вида.

Экспериментальная акмеология сейчас находится на начальном этапе своего становления, поэтому ее методический арсенал будет постоянно совершенствоваться.

Естественный процесс формирования методов акмеологических исследований и решения практических задач привел к необходимости их целенаправленной интеграции для достижения наибольшей эффективности. Это, в свою очередь, привело к созданию научных подходов, позволяющих решать задачи прогрессивного развития личности и профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход. Акмеологический подход является базисным и обобщающим и представляет собой, как нами отмечалось в разделе 1.1.5, совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время широта акмеологической проблематики привела к тому, что в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических.

Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях.

Акмеографический подход – обобщающий психолого-акмеологиче-ский метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

Если рассматривать развивающуюся личность в основном как субъекта труда, с точки зрения акмеологического и акмеографического подходов речь идет уже не о достижении субъектом общественно-приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие данных подходов от профессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зрения про-фессиография и профессиографический подход решают главным образом задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому их можно рассматривать как базис, составную часть акмеографии.

Разработка акмеологического, акмеоцентрического и акмеографических подходов логически привела к созданию собственно акмеоло-гических методов. Акмеологический метод – это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать задачи продуктивного личностно-профессионального развития до уровня профессионализма.

Особенным видом акмеологического метода является акмеографический метод, так как он был разработан в рамках акмеографического подхода. Применение акмеографического метода позволяет получать научные результаты на уровне общего, особенного и единичного.

На первых двух уровнях с помощью акмеографического метода разрабатываются акмеографические описания. Если речь идет о прогрессивном личностно-профессиональном развитии, акмеографическое описание является предваряющей базисной частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Данные акмеографические описания должны основываться на концепциях профессионализма деятельности и личности. Такие описания обычно представляются в дескриптивной форме (качественно строгое описание) с выделением и описанием существующих функциональных связей. В то же время они должны иметь внутреннюю структуру, отражающую теоретические представления об описываемом явлении. В частности, обобщение акмеологических исследований по проблеме развития профессионализма деятельности позволяет утверждать, что в таком акмеографическом описании следует выделять следующие компоненты, отражающие:

♦ повышение профессиональной компетентности;

♦ совершенствование профессиональных навыков и умений;

♦ освоение новых способов принятия и реализации эффективных решений;

♦ освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач;

♦ совершенствование системы самоконтроля;

♦ освоение новых технических средств деятельности.

Описание содержания данных компонентов должно включать в себя и нормативные показатели степени их выраженности.

Аналогично в подструктуре развития профессионализма личности следует описывать:

♦ формирование и развитие общих акмеологических инвариантов профессионализма;

♦ развитие личностно-деловых и психологических профессионально важных качеств;

♦ повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора;

♦ раскрытие творческого потенциала личности.

Основными инструментальными методами, применяемыми для разработки акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профес-сиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в лич-ностно-профессиональном развитии.

Описание на уровне единичного связано непосредственно с разработкой акмеограммы как системы акмеологических индивидуально ориентированных требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает исключительно уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма – всегда индивидуальна, она «чья-то», то есть принадлежит конкретному субъекту и не пригодна для другого. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессио-нального развития, ведь профессионал высокого класса – это обычно «продукт единичного производства». Содержательно акмеограмму можно представить как индивидуальный срез потенциального у субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь высокого уровня профессионализма.

Любая акмеограмма всегда индивидуальна, однако ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням:

♦ общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), оценивающие соответствие их требованиям конкретного субъекта;

♦ особенного (подструктуры направленности личности специфических акмеологических инвариантов профессионализма);

♦ единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.), составляющего главную ее часть.

В этом смысле акмеограмма частично пересекается с акмеографическим описанием, но данные пересечения так же «индивидуальны» по отношению к субъекту развития.

Разработка акмеограмм требует от специалиста очень высокой квалификации. Акмеолог, ее разрабатывающий, должен в совершенстве владеть многими методами инструментальной и неинструментальной психодиагностики, быть опытным практическим психологом с развитой интуицией, помогающей «прочувствовать» динамические характеристики развивающейся зрелой личности, уважительно относиться к личности обследуемого, ведь задачи для него решаются чрезвычайно важные и ответственные, можно сказать, судьбоносные.

В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития.

Ф. И. О.________________

Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)

1. Подструктура способностей и потенциала:

♦ наличие одаренности или таланта;

♦ оценка потенциала личности;

Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.

2. Подструктура индивидуальности:

♦ характеристики образа «Я»;

♦ особенности мотивации и потребности в достижениях;

♦ характеристики ценностных ориентации, интересы;

3. Подструктура направленности:

♦ характеристики направленности (широта, глубина и пр.);

♦ отношение к профессиональной деятельности;

♦ направленность на взаимодействия;

4. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:

♦ отсутствие зависти к успехам других;

♦ гуманистическая направленность в отношениях;

5. Подструктура профессиональных характеристик:

♦ глубина профессиональных знаний и умений;

♦ характеристики профессиональных умений;

6. Акмеологические инварианты профессионализма:

♦ умение принимать и реализовывать решения;

♦ специфические (определяются с учетом особенностей профессиональной деятельности);

♦ психологические профессионально важные качества;

7. Обобщенные дополнительные данные.

8. Развернутое общее заключение.

Практика показывает, что при составлении индивидуальной акмео-граммы следует соблюдать ряд важных условий.

1. Акмеограмма должна обязательно включать цели личностно-профессионального развития (конечные и промежуточные).

2. В акмеографическом обследовании следует применять различные методы – тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и пр. Акмеолог, применяя их, должен подтвердить свою высокую квалификацию. Особую тщательность в работе следует проявлять при описании характерологических особенностей и нравственных качеств личности – ошибки здесь недопустимы.

3. Акмеографические описания могут иметь различную форму от качественно строгих до количественных, в том числе данных непосредственных измерений и балльных оценок. В случае необходимости их можно привести к единой безразмерной системе оценок. Результаты акмеографического описания целесообразно представить в виде функциональной схемы или таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *