активные и интерактивные методы обучения иностранному языку
Активные и интерактивные методы обучения иностранному языку
Ковалевич Юлия Игоревна
учитель английского языка
Использование активных и интерактивных методов в условиях ФГОС на уроках иностранных языков
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим».
Диккенс Ч.
Для достижения результата необходимо взаимодействовать, обмениваться знаниями, опытом, что способствует развитию личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Это и есть Концепция Российского образования. Это и есть главная идея новых стандартов. Это требование современной жизни. Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику.
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности. Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
• активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
• длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
• самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
• мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
• Дискуссионные.
• Игровые.
• Тренинговые.
• Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную адаптированную форму активных методов. Жизнь в свою очередь – это взаимодействие, иначе интеракция. Интерактивный — inter (взаимный), act (действовать). Интеракция – это взаимодействие, воздействие друг на друга; динамичная, меняющаяся последовательность взаимно ориентированных действий партнеров, вносящих в свои действия изменения в зависимости от того, что делает или говорит другой; это социальный контакт, выстроенный на сочетании инициативного действия и действия – реакции.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Во многом эффективность и результативность иноязычного образования зависит от того, как построен процесс освоения иностранного языка. Интерактивные методы обучения английскому языку полностью соответствуют требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта. На своих уроках в условиях реализации ФГОС нового поколения, я (учителя кафедры ин. языков) используют интерактивные технологии. Например, на уроке во втором классе для закрепления пройденного лексического материала по теме «Food», я использовала «пазлы» (обучающиеся должны были собрать картинку, назвать слово; на картинке также была указана цифра, номер которой соответствовал правильному ответу в кроссворде, который висел на доске. (Фрагмент видео Ковалевич 2 А). Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
• Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
• Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
• Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
• Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
• Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
• Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
• Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
• BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. В заключение необходимо отметить, что все: как активные, так и интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников. «Нужно создать гармонического человека. развить все его способности». (А.В. Луначарский).
«Интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Обучать – значит вдвойне учиться.
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Понятие «интерактивное обучение»
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении.
Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
Как распределить время на интерактивном уроке?
1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.
Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? Конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом.
Основные правила организации интерактивного обучения
Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Основные интерактивные формы обучения
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов,
среди которых можно выделить следующие:
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм» и т.д.);
Характеристика основных интерактивных методов обучения
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения
является практическим и полезным для учащихся
связано с жизнью учащихся
вызывает интерес у учащихся
максимально служит целям обучения
Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов.
В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения?
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Интерактивные методы обучения иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевск
Интерактивные методы обучения иностранному языку
В настоящее время в методике преподавания иностранного языка применяются различные методы интерактивного обучения, которые вовлекают учащихся в интерактивную деятельность на занятиях. Основная цель интерактивного обучения на занятиях заключается в том, чтобы создать условия для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях. Если объединить всех учащихся с разным уровнем владения языком в одну группу и дать им одно общее задание, определить роль каждого участника совместной деятельности, то обучающиеся оказываются в условиях, когда они в ответе за успех не только своей части работы, но и всей группы. Таким образом осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, а также происходит более глубокое осмысление материала сильными [1].
В педагогике существует множество классификаций методов обучения. Если за основу классификации взять роль обучающегося в процессе обучения, то традиционно выделяют три группы методов: пассивные, активные, интерактивные.
В пассивных методах обучения учащиеся выступают в роли «объекта», они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем или преподавателем: лекция, чтение, опрос.
В активных методах, где обучающиеся являются «субъектом» обучения, они выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
В интерактивных методах, где обучение строится на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, предполагается сообучение, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения [4, 39 – 40].
На практике применяются три вида речевого интерактивного взаимодействия учащихся: 1) сотрудничество учащихся в выработке единой цели; 2) комбинирование информации, известной разным участникам; 3) передача информации от одного участника к другому (возможны задания типа «выполнение инструкций»). В опытном обучении интерактивному взаимодействию на уроках английского языка можно использовать задания, предполагающие «информационное неравенство» (information gap). Данные задания могут принимать различные формы: picture gap (обнаружить различия с помощью вопросов), text gap (восполнить недостаток информации), knowledge gap (у одного есть информация, которой нет у другого – восполнить) и т. д. [3, 17].
Классифицировать интерактивные методы обучения сложно, поскольку многие методы являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от цели занятия, уровня владения иностранным языком учащихся, опыта педагога. Кроме того, часто одно и тоже название используется для обозначения различных методов, и наоборот, одни и те же методы встречаются под разными именами.
Можно выделить следующие методы обучения, отвечающие целям и задачам интерактивного обучения: ролевые и образовательные игры, соревнования, конкурсы, спектакли, представления, ПОПС – формула, проектный метод, презентации, дебаты, дискуссия, аквариум, разрешение проблем, мозговой штурм, тренинги, кластер.
Рассмотрим возможности некоторых методов интерактивного взаимодействия на уроках иностранного языка.
Кейс-метод или кейс – технологии (обучение на примере конкретных случаев) – традиционно применяются в обучении. Сущность этого способа обучения заключается в том, что ученикам предлагаются конкретные ситуации из практики. Разумеется, кейс-метод можно использовать и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда ученикам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом анализируется аутентичное использование языка, фразеологических и идиоматических выражений, а также механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для «анализа иноязычного дискурса» и формирования представлений о том, как реально функционирует иностранный язык.
Рассмотрим кейс – метод по теме «One Day in the Life of an Average Family». Задания для учащихся могут быть следующими :
1) decide on the menu for a day including breakfast, dinner and supper;
2) discuss the shopping list for food you need to buy for the menu (what you need, how much and where you can buy it);
3)cook a special dish for a special occasion in your family (your own choice of the dish and occasion). Give the ingredients and explain how to cook it [ 6 ].
«ПОПС – формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Она помогает учащимся прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. ПОПС – формула учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.
«Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Применяется в изучении таких тем как: «эмоции», «черты характера». Учитель предлагает «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров – передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой.
Opposites (противоположности) – еще один метод интерактивного взаимодействия, целью которого является повторить слова и увеличить словарный запас, особенно прилагательных, наречий, глаголов и пар антонимов. Необходимый материал: набор карточек, на которых написано по одному слову: прилагательному, наречию или глаголу. Каждое слово должно иметь антоним (не написанный в карточке). Например: LOUDLY НОТ FAT FORGET QUICKLY WIDE CRY TOP STAND UP HEAVY
Учащиеся делятся на 2 команды (А и В). Игрок из команды А выбирает слово и загадывает его игроку из команды В, тот должен сказать антоним и использовать его в своем предложении. Затем игрок из команды В загадывает слово игроку из команды А. И так далее по парам. Например :
А 1: My father is FAT. В 1: My father is THIN B1: This book is LIGHT. A1: This book is HEAVY.
Подсчет очков: 1 очко за правильный вопрос, 1 очко за правильный ответ, 2 очка, если вы назовете предложение с антонимом, которого не знает ваш оппонент. Если никто не знает антонима, его называет преподаватель.
«Метод проектов» позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе, и роль педагога-координатора в этом случае особенно важна [5, 57].
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый участник проекта получает самостоятельный участок работы в проекте.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
К моменту окончания изучения темы учащиеся могут изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы. Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта.
Отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Интерактивные методы обучения, применяемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и соответственно, повышению качества обучения.
1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000 – 165 с.
2. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4 – С. 52 – 58.
3. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 17 – 25
4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. H. Вавилова. – М., 2008. – С. 39 – 40.
5. Уайзер, Г. Фоломкина С. Развитие понимания устной речи в 5 – 6 классах / Г. Уайзер, С. Фоломкина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5 – С. 57 –59.