активные методы обучения химии
Активные методы обучения на уроках химии
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в преподавании предмета химии необходимо учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений:
Новизна активных методов обучения никогда не утратит свою силу, так как они расширяют рамки традиционного урока и способствуют вовлечению практически всех обучающихся в процесс познания, повышают их мотивацию, интерес к предмету.
Я представляю вам свой опыт работы по использованию активных методов обучения на уроках химии.
С помощью различных методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:
Применение проблемных вопросов и ситуаций:
Простой способ научиться ставить проблему самому и научить учащихся видеть её – ознакомиться с любым текстом и найти в нём хоть какие-нибудь противоречия, либо ошибки автора. Учиться этому лучше вместе с детьми на внеурочных занятиях. На уроках ребятам необходимо давать уже готовые задания. Например, учитель зачитывает отрывок из рассказа и задает вопрос: «В этом отрывке из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее. Так как в тексте говорится о фосфоре, то ученики догадываются, что для ответа необходимо изучить свойства фосфора. Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока.
Проблемы возникают при напоминании учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний. Тема «Водородные соединения неметаллов». Школьники знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.
Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей контрастностью, необычностью. Эмоциональная реакция учащихся является дополнительным мотивационным фоном создания проблемной ситуации и последующей постановки учебной проблемы. При изучении темы «Состав воздуха» учащимся можно сообщить следующий факт: в Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. По какой причине это происходит? Самые активные ребята сразу догадаются, что речь идет о каком-то газе, а далее учителю необходимо направить интерес ребят в нужное русло и перейти к изучению темы
В народной медицине часто встречаются рецепты с использованием веществ, примерный состав которых хорошо известен. Такие факты можно использовать для создания проблемных вопросов в начале изучения темы, так и для этапа в конкурсных соревнованиях, игровых формах. Например: для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народные рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии? Размышление протекают примерно в следующем направлении: железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше всего железа в антоновских, много в них и кислот, что облегчает растворение железа.
Игровые методы
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Химию изучают в школьной программе в возрасте 13-16 лет – это переход из младшего в старший подростковый возраст. Игровая деятельность уже не является основной в этом возрасте, но учащиеся очень активизируются, когда учитель предлагает поиграть, необходимо лишь соблюдать несколько условий:
— Игра должна занимать не более 1/5 части времени, не вытесняя практической деятельности.
— Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
— Игра не должна морально устаревать.
— Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
— Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
— Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Примеры: Игра «Руки вверх», Игра «Найди ошибку», Игра «Узнай меня», Игра «Химическая тайнопись», Игра «Кто дальше?», Игра «Отгадываю задуманный элемент», Игра «Цепочка» и т.д.
Исследовательская и практическая работа на уроках химии всегда была в приоритете. Но если практическую работу мы можем завершить за урок, то исследовательская деятельность выходит за рамки урока, поэтому я предлагаю на уроках использовать мини-исследовательские работы, например в 9 классе в темах «Теория электролитической диссоциации», «Закономерности протекания химических реакций», «Подгруппа азота и ее представители». В сильных классах можно ставить одну цель для выполнения, в менее сильных можно заготовить ряд последовательных задач, решение которых приведут к достижению цели урока.
Дискуссии на уроке
Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других. В процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
Например: при изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание: 1. Заполни таблицу Польза химии. Вред химии 2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)
Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Это могут быть игры команд в «Крестики-нолики», «Химбой» на знание номенклатуры, свойств, химических реакций и т.д
Часто я использую викторины.
Практика показала, что если использование активных методов обучения носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Статья «Активные формы обучения на уроках химии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Активные методы обучения на уроках химии (примеры):
«Химическая гирлянда»
Цель метода: поддержание высокой познавательной активности учащихся; способствовать развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений.
Необходимые материалы: можно подготовить презентацию со сменой слайдов с изображением флажков или приготовить флажки разного цвета, на каждом флажке написать химические соединения; нитка
Проведение:
На столах лежат флажки. Необходимо собрать химическую гирлянду таким образом, чтобы получилась цепочка превращений из одного соединения в другое.
Правильный ответ: C → CO 2 → CaCO 3 → CO 2 → CaCO 3 → Ca ( NO 3)2
«Копилка органика»
Цель: закрепить полученные знания учащихся в качественном анализе.
Проведение:
1.каждому учащемуся выдается штатив с пробирками, набор реактивов: уксусная кислота, индикаторы( фенолфталеин, лакмус и метиловый оранжевый), гранулы цинка, медная проволока, гидроксид натрия, оксид кальция, карбонат кальция.
2. каждому учащемуся предлагается обсудить основные химические свойства карбоновых кислот на примере использования раствора уксусной кислоты.
3. после обсуждения и определения основных свойств карбоновых кислот учащиеся знакомятся с инструкциями лежащими на столе и с правилами техники безопасности с приведенными реактивами.
4. далее учащиеся экспериментально проводят эксперимент и составляют отчет по исследовательской работе.
«Химическая гроздь»
Цель: отработать умения различать химические формулы веществ разных классов.
Подготовка: подготовить карточки с формулами соединений, альбомные листы, фломастеры.
Проведение: учащимся раздаются карточки с формулами соединений. Учащимся необходимо распределить соединения по основным классам неорганических соединений.
ZnO, NaHSO4,Cl2O7, BaO, Al2O3, NO2, HNO3,Cr2O3, CaCO3,Na2O, Fe2O3, H2SO4,CaO, CuBr2, SO2, KCl,SO3, CO2, H2SO3, HCl, HBr, PbCl2, K2O, BaS, KOH, CaOHCl, H3PO4, HNO2,Ca(OH)2, Ba(OH)2, Na2CO3, Fe(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Al(OH)3, LiOH, H2S,Zn(OH)2, NaCl, Cr(OH)3, Fe3(PO4)2,Cu(OH)2, Pb(OH)2, MgCO3
Применяю работу в парах и группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству
Приведу приемы, которые я использую на своих уроках.
«Удивляй». В содержание учебного материала включаю интересные факты, сведения.
Применение приёма удивления дает сильный стимул и положительную мотивацию познания.
А дальше вместе с учащимися мы провели эксперимент, который это подтвердил. Работая в группе, взаимодействуя, ученики решили одну общую задачу, и в конце урока каждый из них сделал пусть маленькое, но очень важное открытие для себя.
Прием «Знаете ли вы, что…»
« ……. сера использовалась для изготовления красок и косметических средств еще за 20 000 до н.э.»
« …… что человек за сутки поглощает 720 л кислорода, который содержится в 3.428 л воздуха.»
А) В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …(азот)
применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства.
Прием «Верите ли вы, что…» (ответьте на вопросы и обоснуйте свое мнение)
Тема: «Нефть. Переработка нефти»
Предлагаю отгадать тему урока в «черном ящике»:
Камни, почву раздробил специальный бур
Из земли фонтан забил, маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
Прием «Работа с текстами»
Сейчас грамотному химику не придёт в голову пробовать на вкус вещества, с которыми он работает, хотя в прошлом вкус являлся обязательной характеристикой при описании каждого соединения. Первоначально под кислотой понимали вещество, раствор которого имеет кислый вкус. В современной химии кислотами называют вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металл, и кислотного остатка. Кислоты бывают кислородосодержащие (серная, азотная, лимонная и т.д) и бескислородные (сероводородная, синильная и т. д.). Кислоты делят на органические и минеральные (неорганические). Органические кислоты содержатся в большом количестве в растениях. Органические кислоты употребляют в пищу, используют в медицине, в производстве мыла, в химической промышленности. Кислоты проявляют химические свойства, вступая в реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.
Кислоты можно определить с помощью индикаторов – метилового оранжевого и лакмуса, в кислой среде они приобретают красную окраску.
Концентрированные кислоты требуют особой осторожности в обращении. При разбавлении нужно помнить одно правило «наливать тонкой струйкой при помешивании кислоту в воду». При попадании на кожу кислоты нужно быстро смыть кислоту под струй воды и обработать кожу раствором соды.
Прочитав текст, выполни следующие задания:
Ответьте на вопросы:
Какие из выше написанных кислот используются в пищу?
Какие кислоты являются неорганическими?
Какая кислота накапливается в мышцах при физической нагрузке?
В начале урока можно использовать познавательные методы мотивации, такие как проблемные вопросы или проблемные ситуации.
Прием «Проблемный вопрос».
Чтобы заинтересовать учащихся, следует ставить перед учащимися проблемные вопросы, на которые они должны найти ответ.
Тема урока «Углеводы»
Так что же углеводы? Зло это или благо?
Прием «Проблемная ситуация »
Урок «Кристаллические решетки»
Алмаз и графит имеют одинаковый химический состав, при этом алмаз – самое твердое вещество, а простым карандашом мы пишем на бумаге. Почему?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Активные методы обучения на уроках химии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
АМО на уроках химии Из опыта работы учителя химии МАОУ «СОШ №12» Фотеевой Веры Андреевны»
Добрый день! Добрый день!
Мысль в подарок… «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Э. Кинг
Актуализация знаний или стадия« ВЫЗОВА» Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить». Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.
Возможные приёмы «Ассоциативный куст» «Перепутанные логические цепочки» «Инструкции» «Покопаемся в памяти» «Мозговой штурм» «Кластер» «Верю-не верю» « Тонки и толстые вопросы» Таблица « З-Х-У»
Приём «Верю – не верю», «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Приём «Верю – не верю» Тема «Общая характеристика металлов» 1. У большинства металлов мало валентных электронов 2. Есть металлы, у которых больше трех валентных электронов 3. Радиус атомов металлов меньше, чем радиус атомов неметаллов 4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома 5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо 6. Калий активнее, чем натрий 7. Металлы первой группы главной подгруппы называют щелочными 8. У металлов наиболее ярко выражены окислительные свойства 9. Металлы способны отдавать валентные электроны 10. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды 11. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны 12. Все металлы теплопроводны и электропроводны 13. Самый тугоплавкий металл – ртуть 14. Металл цезий плавится от тепла руки человека 15. Все металлы находятся только в твердом состоянии
Приём «Кластер»( гроздья) Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2
Кластер «Химические реакции» Задание: заполните пустые овалы соответствующей информацией. Раскройте каждый признак.
Мой кластер Скорость реакции
Мой кластер Скорость реакции Концент рация Природа реагирующих веществ Поверхность соприкосновения Катализатор Температура
Приём «Ассоциативный куст» Записать ключевое слово в середине доски Записать слова – ассоциации, которые приходят на ум в связи с данной темой По мере того, как возникают идеи необходимо установить связи между ними
Ассоциативный куст Металлы
Приём.«Корзина идей, понятий, имён. » Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.
Приём« Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
АМО СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ «Инфо-угадайка» «Мозговой штурм» «Инсерт (чтение текста с пометками) «Чтение про себя с вопросами» «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна «Кластер» «Фишбоун» («рыбная кость») «Зигзаг» «Таблица аргументов» «Ромашка Блума»
Тема « Кислород» (закрыта) Работа с текстом. Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте текст. Разделите текст на смысловые части, выделите предложения, подтверждающие основные мысли текста. Структурируйте текст. Для этого можно использовать приём «Инфо – карусель»
Прием «Инфо – карусель» Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А 4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа.
Приём «Инфо-угадайка» Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Нахождение в природе Тема : Любое вещество Состав Строение Свойства Тема урока Применение
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 619
Калининского района Санкт-Петербурга
M етодическая разработка мастер-класса
«Применение активных методов обучения
Выполнила:
Нечаева Марина Анатольевна
учитель химии Школы № 619
«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности»
Классификация активных методов обучения и их характеристика…………………5
Формы организации учебной деятельности…………………………………………..7
Матрица АМО для составления технологической карты урока…………………….7
Условия эффективности использования АМО. 8
Технологическая карта урока
Название и авторы учебно-методического комплекса………………………………9
Тип урока, методы, технологии, формы обучения, применяемые на уроке……. 10
Самоанализ урока. 18
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО).
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи :
Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.
Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.
1.1. Цели и задачи мастер-класса
Целью мастер-класса является демонстрация активных методов обучения на примере урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
Для достижения этой цели участникам мастер-класса необходимо представить:
Классификацию активных методов обучения и их характеристику.
Формы организации учебной деятельности.
Матрицу АМО для составления технологической карты урока.
Условия эффективности использования активных методов обучения.
Технологическую карту урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
1.2. Классификация активных методов обучения
Характеристика некоторых методов активного обучения:
• Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
• Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.
1.3. Формы организации учебной деятельности
1.4. Матрица АМО для составления технологической карты урока
1.5. Условия эффективности использования активных методов обучения
Для эффективного использования активных методов обучения необходимо выполнение некоторых условий:
в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для учащегося;
для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);
между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
целесообразно использовать технологию групповой работы;
наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.
Технологическая карта урока
Название и авторы УМК
Химия. Неорганическая химия. 8 класс / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман/
Тема, цель и задачи урока
Тема урока: «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»; научить расчетам относительной молекулярной массы вещества.
Актуализировать знания учащихся с помощью элементов игровой технологии.
Способствовать формированию мотивации изучения новой темы через создание проблемной ситуации.
Организовать изучение нового учебного материала с помощью активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности учащихся.
Организовать в течение всего урока взаимопроверку и самооценку деятельности учащихся.
Провести рефлексию учебной деятельности на уроке.
— демонстрируют интерес к изучению темы;
— осознают, какое значение имеет для них тема урока.
— умеют составлять план и определять последовательность действий;
— умеют контролировать правильность своих действий;
— умеют давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.
— умеют принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;
— умеют использовать знаково-символические средства представления информации;
— умеют строить речевое высказывание;
— умеют устанавливать причинно-следственные связи;
— умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
— умеют осуществлять сотрудничество в процессе работы в паре;
— умеют достаточно четко выражать свои мысли.
— знают понятия: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»;
— умеют производить расчеты относительной молекулярной массы вещества.
Тип урока, методы, технологии, формы обучения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и технологии : Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Таблица Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей.
Iэтап: Повторение символов химических элементов и их названий
«Стихотворный химический диктант»
— Из химических элементов образовано все, что нас окружает, и, конечно же, сам человек. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык, химический алфавит. Знаки химических элементов – это буквы химического алфавита.
— Проверим ваши знания химических элементов с помощью стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева» и других поэтических строк.
«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Будь то вода, что поле оросила,
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит».
В чем горят дрова и газ,
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Вот какой он – кислород!
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро.
Сын мой, сера – их отец.
И еще ты должен знать
Всем им ртуть родная – мать.
В результате выборочного диктанта у учащихся на доске и в тетрадях должна получиться запись:
Fe, Ag, Sb, Br, Mg, Cu, P, H, O, Ca, S, C, Au, Sn, Pb, Hg
Учащиеся проверяют свою химическую грамотность по записи, которая появилась на доске и выставляют отметку в тетрадях на полях (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»).
Учащийся у доски получает задание: показывая указкой на знак химического элемента – дать название элементу. Остальные учащиеся проверяют себя.
II этап – Введение новых понятий через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории»)
1. Работа по созданию первой модели
— Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?
— В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета.
— Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения.
— Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода.
Зная это, создайте модель молекулы кислорода.
— Давайте запишем химическую формулу кислорода.
2. Работа по созданию второй модели
— А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода ( H 2 O ).
Запишем химическую формулу воды.
— Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?
O
2 ; H 2 O
— Поместите на поднос отдельно существующие атомы:
— три атома водорода (3 H )
— четыре атома кислорода (4 O )
— Что в данном случае обозначает коэффициент?
3
H ; 4 O
— А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды.
— Сколько молекул воды находится на вашем подносе?
— Что в данном случае обозначает коэффициент?
—
Значит, 3 H ; 2 H 2 O
может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул.
— Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой.
— О чем может рассказать химическая формула?
На интерактивной доске появляются разные формулы веществ:
— На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ?
— Дайте определение простых и сложных веществ.
— На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ:
— Почему они относятся к простым веществам?
— Почему эти вещества являются сложными?
— Они отличаются размерами и массой.