актриса васильева ушедшая в монастырь
Актриса Екатерина Васильева о постриге: «Мне хочется спастись!»
Актриса Екатерина Васильева, принявшая на 77 году жизни монашеский постриг с именем Василисса дала первое, и, как она заявляет, единственное интервью о переменах в ее жизни. Вопросы инокине Василиссе задавал ее сын, священник Дмитрий Рощин.
Екатерина Васильева. Фото: Павел Лисицын/ РИА Новости
Видео размещено на Youtube-канале «153 горы». Приводим самые интересные моменты этой беседы:
О желании быть с Богом
«У меня несколько раз на протяжении жизни было такое впечатление от пребывания в храме, и потом, когда я ездила по монастырям: мне казалось, что я нахожусь именно там, где я должна быть. Думала: здесь люди все делают правильно, почему я не с ними? И я пыталась быть там, так или иначе, в той или иной степени, постепенно продвигаясь по жизни, по всем своим человеческим и биографическим коллизиям.
И на сегодняшний день я себя иногда ловлю на мысли: Господи, я там, где надо быть. Другое дело, что, может быть, я опоздала, и надо было оказаться там раньше. Я пришла за спасением, конечно, и это главная цель. Но даже если я хотя бы постою рядышком, хотя бы подышу одним воздухом с людьми, которые там находятся и которые, может быть, тверды, гораздо более, нежели я – это уже хорошо.
Может быть осталось какое-то время. Сколько его осталось, никто не знает, явно не так много, но если я что-то успею, то и слава Богу».
О том, что заставило решиться на постриг
Актеры Виктор Николаевич Лакирев (Том Уингфилд) и Екатерина Сергеевна Васильева (Лора Уингфилд) в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, г. Москва, 4 апреля 1968 г. Фото: Виктор Будан/ТАСС
«Если ответить просто, без охов и ахов, то это моя человеческая лень. Я не могу себя организовать так, чтобы не пропускать хотя бы даже воскресные службы. По старости, по немощам своим не могу организоваться, и меня это угнетает. Я плачу, я лежу и рыдаю, но встать я не могу. А когда я в монастыре, мне легче, проще. Это и дисциплина, и стыд: я должна идти на службу, встаю и иду. Казалось бы, ерунда, а это очень важно.
Что я чувствовала во время пострига? Мне всегда было, есть и, наверное, будет страшно: а вдруг все это неправда? Вдруг я это придумала?
А еще мне было страшно от того, что мне не страшно. Мне должно быть страшно до обморока, а я не боюсь. И тогда я думаю: значит ты как артисткой была, так ей и осталась. Как мне сказал человек, который продавал монашеские облачения в Даниловом монастыре: «Вы же артистка?» Я говорю, да, бывшая. А он так мрачно: «Бывших артисток не бывает!». Вот это, наверное, я и чувствую в постриге. Всегда у меня такая идея фикс: «Я себе не верю». А во время самого таинства было много чего, но я этого уже не помню».
О том, какой видится сейчас прожитая жизнь
С Андреем Мироновым в фильме «Соломенная шляпка», 1974. Фото: https://www.kino-teatr.ru/
«Я ничего не могу тут придумать лучше, чем сказал Александр Пушкин, хотя он был человек не очень церковный. «И с отвращением читая жизнь свою, я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю». Это кошмар, я ничего не могу сделать.
Я бы рада сейчас это как-то смягчить. Ничего ужаснее моей жизни не придумаешь, и я ничего не могу с этим сделать, прости меня Господи. И то что я жива – это Бог, я не знаю, почему он меня так долго задержал на Земле, для чего. Что еще предстоит. Но то, что это случилось – это для меня величайшее чудо, благодарность, ответственность. Какая-то попытка узнать, а что я могу.
У меня есть почти животный страх – умереть без покаяния. Либо человек верует, что с этой жизнью все кончается, тогда это один разговор. А если он верует, что все только начинается – это другой разговор, и он у меня сейчас только начинается. Цель моя – спасение души. Конечно, выглядит это эгоистически. Но мне очень хочется спастись! Шансов у меня очень мало, как я понимаю, хотя не имею права так рассуждать. Но мне бы так хотелось успеть отмолить какие-то грехи, которые я не могу простить себе, Бог может быть простит».
Об актерстве
Спектакль «Господа Головлевы» по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина (режиссер Лев Додин). Екатерина Васильева в роли Анниньки, Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Головлева. МХАТ имени А.М. Горького, г. Москва, 04.08.1984. Фото: Василий Егоров/Фотохроника ТАСС
«Я не Ксения Петербургская, я не могу переодеться в мужской костюм и ходить, вымаливать мужа, который умер без причастия. Но я плачу и слезы мои настоящие, глубокие, кровавые, обо всех, умерших без причастия, обо всех не уверовавших, обо всех моих близких, друзьях, партнерах. Обо всех, кто играл на этой сцене. Но опять же, что мы можем знать? Я очень страдаю и боюсь, хотя надо не о них думать, а о себе бояться.
Печально все это. Страшно. Безумно жалко, что нас так запутали, заморочили голову, с самой юности. Почему я была артисткой и так долго не могла с этим расстаться? Потому что мне внушили, что это очень важно. И я верила в это. И очень долго верила, любила в театре играть».
О материнской жертве и любви к сыну
Актриса Екатерина Васильева с сыном Дмитрием на Новодевичьем кладбище, где был открыт памятник актрисе Кларе Лучко. Москва, 02.07.2006. Фото: ИТАР-ТАСС/Александр Куров
«С подростком ничего невозможно сделать. Тебя спасла любовь и мой страх потерять человека, душу. Даже мой духовник мне тогда (когда ее сын Дмитрий был подростком – прим.ред.) сказал: «Если из театра не уйдете, вы его потеряете. Выбирайте, либо театр, либо храм. Даже просто количество времени, которое вы проводите в театре либо в храме. Потому что невозможно усидеть на двух стульях».
Я всем матерям хочу сказать, что других вариантов нет. Только жертва. Если хочешь спасти этого ребенка – значит, надо понимать, что жизнь твоя кончена. Ты должна сделать все. Храм ли это, пребывание дома, бегание по дворам и поиски в вечерних сумерках с криками «Митя!» – не важно. Все, все что включает в себя слово любовь – жертва, и не меньше. Полная отдача».
О том, какая на самом деле жизнь в монастыре
Народная артистка России Екатерина Васильева в музее имени своего отца, поэта и песенника Сергея Васильева. Россия, г. Курган, 01.02.2005. Фото: Алпаткин Александр/ИТАР-ТАСС
«Это счастье, это радость, Почти два года я прожила уже в монастыре, и все стало определеннее, потому что я знаю, что я там, где должна быть. Может быть это звучит не очень впечатляюще. Но когда что-то идет не так, я думаю: нет, я здесь, и все хорошо.
Ко мне, бывает, люди подходят, паломники, но это тоже хорошо, по-доброму. Матушка (настоятельница монастыря Зосимова пустынь – прим.ред.) сначала не особенно хотела, чтобы я афишировала, где я нахожусь, а сейчас это уже разрешили. Это небольшой монастырь, и я мечтаю, чтобы Господь его хранил, как зеницу ока».
О том, как постриг обсуждали в СМИ
Актриса Екатерина Васильева в роли бабушки Алеши. Пресс-прогон спектакля «Олимпия» режиссера Е.Цыганова на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко». Москва, 07.09.2014. Фото ИТАР-ТАСС/Александр Куров
«Об этом я как раз меньше всего думала, хотя предполагала, что так будет. Я о другом думаю: что вдруг это послужит какой-то проповедью? Потому то кроме этого, что я еще могу? Я хочу еще что-то сделать. Я хочу сказать, если меня услышат. Я хочу успеть – если это нужно Богу. Если бы мой уход (от мира – прим. ред.) и мое появление в лоне Церкви оставили какой-то след, я была бы абсолютно счастлива и благодарна Господу, что это случилось. Можно только мечтать об этом».
17 сентября 2021 г.
Екатерина Сергеевна Васильева – советская и российская актриса театра и кино. Родилась в 1945 году в Москве, училась во ВГИКе. В 1965 году, еще будучи студенткой, дебютировала в фильме «На завтрашней улице». Всего в ее фильмографии 140 ролей. Последний фильм с ее участием вышел на экраны в 2020 году. Играла в театрах «Современник», МХАТе им. Чехова, «Мастерская Петра Фоменко» и других.
В 1993 году актриса, решив оставить и сцену, и кинематограф, ушла послушницей в Толгский монастырь. Позже трудилась в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках казначеем. Духовным наставником Екатерины Сергеевны стал священник Владимир Волгин. В 1996 году Васильева вернулась в кинематограф, однако стала более избирательно подходить к выбору ролей.
Дважды была замужем – за режиссером Сергеем Соловьевым и за драматургом Михаилом Рощиным.
У Екатерины Васильевой есть сын Дмитрий, ныне протоиерей Русской Православной Церкви, и восемь внуков.
«Грешила по отношению к сыну и мужьям»: известная актриса разоблачила ушедшую в монастырь Васильеву
Высказывания инокини Василисы (так теперь зовут Васильеву) вызвали бурное обсуждение и даже осуждение со стороны ее бывших коллег, которые почувствовали себя уязвленными. Важно подчеркнуть, что сама Екатерина Сергеевна с рождения принадлежит к интеллигенции. Она появилась на свет в семье советского поэта Сергея Васильева. Да и оба мужа звезды отечественного кинематографа принадлежали к творческой среде — Соловьев был режиссером, а Рощин — драматургом. Теперь же Екатерина Сергеевна достаточно резко высказывается о представителях той среды, в которой жила всю свою жизнь вплоть до принятия монашеского сана.
«Интеллигенцию — в шахты! Сколько зла принесла так называемая интеллигенция. Интеллигенция сродни сатанинскому началу. Всем каяться», — заявила в нашумевшем интервью Васильева.
Коллеги Екатерины Сергеевны уверены: говоря подобные вещи в адрес интеллигентов, актриса в первую очередь судит по себе. Артистка и писательница Татьяна Бронзова открыто говорит о том, что Васильева многие годы вела далеко не праведный образ жизни. Об этом Бронзова и ее муж Борис Щербаков знают не понаслышке, ведь они долгое время работали вместе с ней у Олега Ефремова во МХАТе.
«Катя очень много грешила. Пила. Но это не такой уж большой грех, были и другие — в личной жизни, по отношению к сыну, к мужьям… При этом Катя совершенно не злой человек, козней никому не устраивала в театре, не интриговала. Но если человек уходит в монастырь отмаливать грехи, значит, грехов на нем много. Что отмаливать, если ты никому плохого не делал?» — задалась вопросом Бронзова.
Супруга Бориса Щербакова допустила, что, как и у многих талантливых людей, у Васильевой могло «что-то в голове переклинить». Причем странности в поведении Екатерины Сергеевны Бронзова заметила еще в период их сотрудничества во МХАТе. Уже тогда, к примеру, Васильева отказывалась брать какие-либо вещи из чьих-либо рук.
Что же касается пострига Васильевой, то этот поступок экс-коллеги Татьяна Васильевна не понимает. Бронзова уверена, что если человек хочет спасти себя, то не нужно отмаливать грехи в монастыре — лучше делать хорошие дела на благо людям. В поведении же Екатерины Сергеевны жена Щербакова видит эгоизм.
Актриса всегда быстро принимала решения — легко согласилась на брак с Сергеем Соловьевым, резко оборвала отношения с ним, влюбившись в Михаила Рощина. С возрастом Екатерина Васильева не утратила способность удивлять: театр она бросила ради службы в церкви.
15 августа исполняется 75 лет Екатерине Васильевой, известной зрителям по ролям атаманши в «Бумбараше» и Эмилии в «Обыкновенном чуде». Яркими героинями актриса не гордится: она признается, что никогда не любила кино, а на съемки соглашалась ради денег. Негативное отношение к индустрии развлечений появилось у артистки в 90-х, когда она пришла к вере, отреклась от всего мирского и на несколько лет исчезла с экранов.
А ведь прошлое звезды сложно назвать праведным. Актрисе приписывали романы с поэтом Геннадием Шпаликовым и коллегой по цеху Константином Григорьевым. По слухам, близость с ними случилась у Екатерины Васильевой «по пьяной лавочке», когда она еще была замужем за Сергеем Соловьевым. Но если эти интрижки не подтверждены, то об отношениях Васильевой с Михаилом Рощиным, ставшим в итоге ее вторым супругом, Соловьев знал…
Спустя годы к артистке пришло раскаяние. Екатерина Сергеевна призналась, что сожалеет о нескольких абортах, предательстве мужей и злоупотреблении алкоголем. Как же изменилась жизнь звезды после того, как она нашла спасение в религии?
ЗВЕЗДА ВГИКА
Будущая актриса росла в семье московских интеллигентов: папа — советский поэт, мама по имени Олимпиада — племянница знаменитого педагога Антона Макаренко. Когда Екатерине Васильевой было 12, родители развелись. Отец не стремился поддерживать дочь и бывшую жену материально, поэтому с юного возраста Катя начала подрабатывать на почте. Днем девочка разносила письма, а вечером ходила в театральную студию, так что времени на уроки почти не оставалось.
Хотя примерной ученицей Васильева не была, это компенсировалось артистическим талантом. Без тени сомнения еще до окончания школы девушка подала документы во ВГИК. В мастерской Владимира Белокурова Екатерина считалась едва ли не самой яркой на курсе, и это при том, что по общепринятым меркам назвать ее красавицей не поворачивался язык. Чем же она поражала воображение студентов?
«Катя была очень юная, высокая, стройная, рыжая, с челкой и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный человек», — описывал однокурсницу Сергей Соловьев.
Педагоги же к этой необычной девушке, мгновенно ставшей звездой богемы, относились двойственно. «Девица несомненно способная, но с никакими внешними данными — уж так отчаянно некрасива, страшнее Раневской. Но та-то — Раневская!» — перешептывались на кафедре.
Возможность доказать собственное превосходство над более привлекательными однокурсницами выдалась, когда в 20 лет Екатерина Васильева дебютировала в кино в ленте «На завтрашней улице». Даже в небольшой роли актриса выглядела убедительно, запоминалась зрителям.
По окончании вуза артистка была нарасхват: выпускницу приняли в театр Ермоловой, затем в «Современник» и, наконец, во МХАТ, где она сыграла свои лучшие роли. В кинематографе самым удачным периодом для звезды стали 70-80-е, когда она снялась в «Бумбараше», «Соломенной шляпке» и «Обыкновенном чуде».
Публика запомнила Васильеву по картинам «Экипаж», «С любимыми не расставайтесь», «Чародеи». Критики высоко оценили работу актрисы в трагикомедии «Визит дамы». Предложений от режиссеров было хоть отбавляй, так что же заставило Васильеву пересмотреть взгляды на профессию и исчезнуть с экрана на несколько лет?
ЗАПУТАННАЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Во ВГИКе у Екатерины Сергеевны появилось сразу два настойчивых ухажера: Эдуард Володарский и Сергей Соловьев. Последний был настолько влюблен в Васильеву, что в ее присутствии терялся, робел, дрожал от неуверенности и восхищения. А девушка, в свойственной ей манере, словно не замечала смущения товарища, полагая, что они просто дружат. Однажды, оказавшись на каникулах в Ленинграде, студентка позвонила Соловьеву и напросилась в гости. Они оказались дома вдвоем, Сергей Александрович так разволновался, что спустился в магазин, просто чтобы успокоиться.
«Я пошел, купил хлеба, колбасы, конфет, еще каких-то глупостей. Возвращаясь назад, вдруг почувствовал: во дворе что-то изменилось. Задрав голову вверх, я увидел в своем окне на шестом этаже Катю. Она сидела на подоконнике, свесив ноги во двор, рыжая, длинная, необыкновенно красивая. И сейчас бы, думаю, меня такое сразило, а тогда показалось: с моим домом, да и со всей моей жизнью стряслось нечто невероятное», — вспоминал Соловьев.
Даже несмотря на сильные чувства, Сергей Александрович никогда не решился бы на сближение с Васильевой, если бы не вмешательство третьей стороны. Ею оказался Володарский, который пришел к сокурснице свататься. Получив жесткий отказ, в сердцах обиженный парень спросил, пойдет ли она тогда за Соловьева. Екатерина Сергеевна сочла предложение за забавную шутку и согласилась.
Актриса и думать забыла о том разговоре, как вдруг к ней явился Сергей Соловьев — обсуждать детали свадьбы. Все это казалось авантюрой, но в глубине души Васильева симпатизировала товарищу, так что решила идти до конца. Знакомство с родителями, подготовка, бракосочетание — события понеслись со скоростью света. В итоге союз артистов просуществовал семь лет, о которых оба сейчас вспоминают с теплотой и благодарностью.
Но так ли идеально все было в браке режиссера и актрисы? Поговаривали, измены являлись обычным делом в семье. Писатель Александр Александров в красках описывал в своей книге интрижку поэта Геннадия Шпаликова с Васильевой, и хотя впоследствии Соловьев называл историю бредом, многие поверили в слухи. «Запили мы как-то с Катькой и переспали по пьяни, — делился Шпаликов с Александровым. — Я же не знал, что произойдет дальше. А она взяла меня за жабры и повезла к Сереже каяться. «Мы, — говорит мужу, — согрешили!». Соловьев стал кататься по полу и кричать: «Катя, что ты наделала?».
Последней каплей, приблизившей развод, стала влюбленность Екатерины Васильевой в Михаила Рощина. На момент знакомства с роковой женщиной драматург тоже был несвободен, однако страсть охватила его, и прошлые отношения утратили значимость.
Без скандалов расставшись с Соловьевым, Васильева вышла замуж за Рощина, и вскоре у них появился сын Митя. По официальной версии, через несколько лет этот брак актрисы распался из-за занятости в кино: мужу надоело терпеть, что возлюбленная пропадает на работе и не уделяет времени семье. Однако спустя годы Михаил признался, что у него имелись и другие причины для развода. Во-первых, драматурга стал раздражать дурной нрав артистки, ее несносный характер, эгоизм и вечное недовольство бытом. Во-вторых, Михаил Рощин уверял, что супруга беспробудно пила.
«Поэт Васильев, отец Кати, был известный пьяница. Катя знает, что это — наследственная болезнь, — подчеркивал драматург. — В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало».
Однажды Васильева застала мужа в постели с подругой Ириной, что также стало весомой, хотя и не главной, по мнению Рощина, причиной развода. «Ирина была подсобной работницей: она мыла пол, помогала по дому, водила нашего сына в детский сад. Когда я остался с Митей после развода, то позвал Ирину, ребенка оставить было не с кем. Никакой попытки примирения со стороны Кати не шло. Даже когда можно было помириться, она этого не сделала. А Ирина меня женила на себе», — откровенничал Михаил.
СПАСЕНИЕ В ВЕРЕ
В 1987-м после 14 лет службы во МХАТе Васильева положила на стол заявление об увольнении. Обиженный этим поступком Олег Ефремов не общался с актрисой три года. В 1993-м стало известно, что артистка решила отказаться и от кино, и от сцены, так как ушла в монастырь. «Она встретила священника отца Владимира, который помог ей вылечиться от алкоголизма, — добавлял Рощин. — Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».
По словам Васильевой, отказаться от кино было нетрудно: даже о самых значительных своих ролях — в «Бумбараше», «Обыкновенном чуде» — она отзывалась как о коммерческих проектах, говорить о которых стыдно.
«Не любила и не люблю кино. Наверное, и оно было послано мне для смирения. Лишь «Визит дамы» Михаила Козакова готова принять. Собственные актерские удачи связываю только с театром», — отмечала звезда.
К радости поклонников, окончательно из профессии она не ушла: в 1997-м вернулась на сцену, правда, отныне принимает предложения от режиссеров, только если их одобрил духовный наставник. Так, актриса появилась в сериале «Графиня де Монсоро», фильме «Приходи на меня посмотреть», в «Анне Карениной», снятой первым мужем.
«По стопам матери» пошел и Дмитрий Рощин: после окончания ВГИКа он увлекся религией и в итоге стал протоиереем и настоятелем храма. Отныне родительница называла сына «отцом Димитрием» и очень гордилась выбранным им путем. Супруга Любовь подарила священнику семерых детей, которых с младенчества растили в православной вере. Не общался Дмитрий только с первым наследником, рожденным до брака: во времена студенчества Рощин встречался с Еленой Кориковой, и в этом союзе появился мальчик Арсений. По слухам, именно Васильева настояла на разрыве Димы с Кориковой…
Екатерина Сергеевна крестилась только в 33 года и уверена, что жизнь сложилась бы иначе, если бы она сделала это раньше. «Сколько бы детей нарожала, вместо абортов, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла, — рассуждала артистка. — В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерег, рядом не оказалось. За то, что до сих пор жива, молю Всевышнего. Редко рассказываю, но я ведь тяжело болела, группу инвалидности имела. Чуть не умерла, дважды оперировали, потом долго лежала в реанимации госпиталя Бурденко. Меня буквально вымолили с того света. Единственное спасение — в вере».
Выгнала беременную Корикову и приняла постриг: как изменилась жизнь Екатерины Васильевой
«Актриса Екатерина Васильева приняла постриг, её сын — священник в Храме Св Николая Чудотворца на Трех Горах. Мои искренние поздравления»,
— гласит ее сообщение.
Пришла в монастырь еще в 90-х
Известно, что уход Васильевой в монастырь не был спонтанным. В 1993 году актриса, на тот момент уже не так активно снимавшаяся, приняла решение закончить карьеру в кино и театре и стать послушницей в Толгском монастыре в Ярославской области, а оттуда Екатерину Сергеевну перевели в столичный храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, где она получила должность казначея.
Однако через некоторое время звезда «Чародеев» все же вернулась в профессию, но снималась в фильмах избирательно, советуясь при выборе ролей со своим духовным наставником отцом Владимиром Волгиным. Тогда Васильева появилась в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», представ в образе Екатерины Медичи, а в 1997 году снялась в ленте Валерия Приемыхова «Кто, если не мы».
С тех пор актриса продолжила работать в кадре. На ее счету более 200 фильмов и сериалов. А последней картиной, где играла Васильева, стала драма Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка» с Дмитрием Нагиевым в главной роли, вышедшая в 2020 году.
Теперь народную артистку нельзя будет увидеть в кадре или на театральных подмостках, а жить она будет в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь в Новой Москве, получив в монашестве имя Василиса.
Выгнала невестку и гордится сыном
Молодой человек в юности тоже планировал пойти по стопам матери и связать свою жизнь с театром и кино. Он, как и Васильева, окончил ВГИК, но потом круто поменял приоритеты и стал священником. В настоящее время Дмитрий имеет сан протоиерея и занимает должность настоятеля храма Святителя Николая на Трех Горах. Он женат на дочери именитого скульптора Вячеслава Клыкова и воспитывает семерых детей.
Отношения с внебрачным ребенком Дмитрий никогда не поддерживал, а Арсений впоследствии стал называть папой гражданского супруга Елены, режиссера клипов Максима Осадчего, который даже хотел усыновить мальчика, но Корикова предпочла дать наследнику свою фамилию.
Васильева до сих пор не признала старшего внука. Ее принципиальное поведение у многих вызывает вопросы и осуждение, особенно учитывая религиозность актрисы. Поклонники звезды советского кино никак не могут понять, почему Екатерина Сергеевна хотя бы спустя время не помирилась с экс-невесткой, которая со своей стороны никогда ничего не требовала, хотя могла бы провести ДНК-тест и подать в суд на алименты.