актуальность обучения дошкольников чтению
Обобщение опыта работы по проблеме «Обучение дошкольников чтению»
Работу по обучению чтению я начала со II младшей группы. Обучение грамоте с детьми дошкольного возраста нужно начинать, конечно же, с игры, т. к. игра является основным занятием дошкольного детства. Хотя обучение чтению – занятие серьёзное, требующего внимания, усидчивости, сосредоточенности, словом нужна особая организация деятельности ребёнка. А ребёнок легко может отказаться от любимого дела ради совместной игры со взрослыми. Совместная игра ребёнка и взрослого всегда занимательна, поучительна и очень важна для детской психики.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, ведь письмо-это перевод звуков речи в буквы, а чтение-это перевод букв в звучащую речь.
Буква-это знак звука. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна. Поэтому добуквенный период обучения занимает много сил и времени. И от этого зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Для того чтобы научиться читать,мы с детьми сделали два важных открытия: сначала обнаружили, что речь состоит из звуков, а потом открыли отношения звука и буквы. Дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССУП, СУУУП, СУППП). Способ акцентирования интонационного выделения звуков в слове мы с детьми освоили в играх-звукоподражаниях.Например: ЖЖЖ-жужжит пчела. А теперь давайте поговорим на языке пчелы, как будто мы маленькие пчёлки.Вот так: “Давай дружжжить! Где ты жжживёшь? Кого ты жжждёшь?”
Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед нимо поставила новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
-Скажите, с какого звука начинается слово НОС? Протяни это т первый звук. А есть звук ННН в слове “СОН”? В слове “НОСОК”? Назовите сами слова со звуком ННН.
Задача звукового анализа решалась с гораздо большим желанием, когда ей придали игровую форму. В игре “Магазин игрушек” я преследовала несколько целей.
I вариант-продаются только те предметы и игрушки, в которых есть заданный звук (например, сегодня продаются только игрушки со звуком МММ). Дети могут купить медведя, мышку, машинку, самолёт, мотоцикл, молоток, фломастер.
II вариант-игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет (например, мне нужен шарик, первый звук ШШШ).
III вариант- игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет последний звук в слове (например, я хочу купить дом, последний звук МММ).
Мальчики любили играть в игру “машина”. Один грузовик марки МММ (на нём наклеена буква М, другой грузовик марки ЛЛЛ (на нём наклеена буква Л). В грузовик М ребёнок нагружает медведя, мышку, самолёт, молоток и. т. д. В грузовик Л-нагружает слона, куклу, лошадь и. т. д. Конечно же, с первого раза ошибок не избежать. В эту игру мы с детьми играли очень долго, до подготовительной группы. В средней группе главную роль, роль контролёра, выполняла сама. В старшей подготовительной группе главную роль предлагала детям. Так как марку машины можно определить любой буквой и наклеивать на машину любую букву, с которой начинаем знакомиться.
При введение букв детям показывала только печатные буквы крупных размеров (первые карточки были деревянные- 10 см, затем бумажные-6 см, буквы из наждачной бумаги-4 см, буквы-магниты-2 см).
Письменные буквы не вводила совсем, т. к. этому, на мой взгляд, научат в школе. А постановка почерка требует от обучающего взрослого особой компетентности.
Ребёнку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш, а пространство стола, на котором можно выложить буквы. Мы с детьми для лучшего воспоминания лепили буквы из пластилина, выкладывали из палочек и спичек, вывешивали на ковровизоре и доске, рисовали палочками на снегу и песке.
Введение букв и показ их начинали одновременно. Начинали с согласных, которые младшие дошкольники уже выговаривают хорошо. Первыми вводили те буквы, которые наиболее часто встречаются в русском языке (М, С, Н, Д, П, К).
Гласные буквы тоже вводили не все сразу. Сначала ввела твёрдые гласные А, О, У, затем мягкую гласную И. Продолжительно время работала с этими гласными и согласными, составляя из них различные слоги.Обращала внимание на артикуляцию при проговаривании звука: “А”-ротик открывается широко, “У”- губы в трубочку, “О”- губы круглые, “И”-улыбка.
Затем, когда дети это усвоили с разными согласными звуками, стали играть в различные игры.
Дидактическая игра “Волшебное ведро”.
Цель игры: обучать детей осознанному, правильному, плавному чтению вслух отдельных слогов “АМ”, “АС”, ”АК” и. т. п.
Материал: детское ведро с наклеенной буквой, обозначающей согласный звук; колбочки от “киндер-сюрприза” с наклеенными на них буквами, обозначающими гласные звуки.
Ход игры: ребёнок берёт колбочку с буквой “А”, поёт этот звук и бросает в ведро с согласной буквой “М”, чётко произнося звук “М”. Складывание слога здесь происходит от гласного к согласному звуку. Время нахождения колбочки с гласным звуком в руке ребёнка ассоциируется с протяжностью гласного звука, а момент удара колбочки о дно ведра – с отрывистым, коротким произношением согласного звука, соответствующего букве на стенке ведра.
Результатом игры является выработка плавного, слитного прочтения слога, когда ребёнок, видя буквенную запись слога, читает не по буквам, отрывисто (“А-М”, а слитно и плавно (“ААМ”).
Игра “Добавлялки” показала детям, что если прибавить к слогам одну букву,то можно получить новое слово:
Учились считать эти однослоговые слова с помощью различных игр “Составь слово”, “Найди пару”.
Для успешного запоминания остальных букв играли в игру “Магазин чулок и носков, перчаток и туфелек”. Вырезала из бумаги несколько десятков пар обуви, чулок и перчаток. Написала на каждой паре одинаковые буквы. Рома и Даша хотят купить новые перчатки. Ребёнок – продавец подбирает им перчатки с их инициалами.
Чтобы проверить детей, как они запомнили буквы, мы играли в игру “Разведчики”. Давала детям вырезанный из газеты или журнала текст с крупным шрифтом и предлагала найти и зачеркнуть в данном тексте все буквы О или А, Б или В и. т. д. Детям очень нравились такие задания. Также с удовольствием играли в игру “Жук-буквоед”. Жук-буквоед прополз по листу и испортил буквы.
После того, как дети начали сливать любую согласную с любой гласной, они освоили основной принцип чтения. Вот здесь начались небольшие трудности. Дело в том, что техника детского чтения ещё слаба. Поэтому читать самостоятельно ребёнку не хочется. В этот период ребёнку обязательно нужна помощь взрослого: родителя или воспитателя. А ещё лучше, чтобы эта работа велась параллельно. Детям, которым дома оказывают должное внимание, техника чтения далась гораздо легче.
Шаг от неумения читать к чтению слога, а затем и слова, к открытию способа соединения согласной с гласной связан интуитивным смыслом, догадкой, озарением ребёнка. Ребёнок научился читать!
Пособие для обучения чтению дошкольников. Детей очень трудно научить читать. Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Если ребенок сам проявляет.
Обучение дошкольников чтению – что дает, когда можно начинать учить
После того, как ребенок научился читать по слогам, ему предстоит освоить навык чтения полноценных текстов. Обучение чтению детей — процесс сложный и трудоемкий, требующий правильного подхода. Данная статья расскажет обо всех важных вопросах. касающихся приобщения детей к литературе.
Важность и цели чтения для дошкольников
Чтение — навык, который необходим каждому взрослому человеку. Чем раньше малыш начнет учиться работать с текстами, тем быстрее он сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые ему станут доступны.
Учиться читать лучше всего с родителями
Чтение отвечает за развитие таких умений, как анализ прочитанного текста, восприятие и пересказ полученной информации. Оно пополняет словарный запас и развивает логическое мышление. Работа с художественной литературой уже в раннем возрасте формирует грамотную, красивую и правильную речь, а сам ребенок учится беспрепятственно излагать свои мысли на родном языке.
За формирование нравственных и культурных ценностей, характера и мировоззрения так же отвечает чтение. С его помощью малыш косвенно знакомится с прошлым, будущим и настоящим. Важнейшие душевные качества, такие как милосердие, сострадание, радость чужому успеху, дети так же зачастую черпают именно из книг.
Цель чтения художественной литературы в детском саду — овладеть всеми вышеперечисленными навыками, и главное — привить детям любовь к чтению. Всего этого можно достичь с помощью произведений русского фольклора. Интересные и увлекательные истории сказок научат подрастающее поколение видеть в произведении завязку, кульминацию, развязку. На подсознательном уровне они уловят, что такое сюжет, и смогут делить героев на «хороших» и «плохих». Все это развивает логическое мышление и способствует всестороннему развитию.
Важно! Литературное образование играет для дошкольников огромную роль, потому что является одним из ключевых факторов их воспитания. Книга станет средством познания окружающего мира, его уклада и устоев.
С какого возраста можно начинать обучение
К каждому малышу нужен индивидуальный подход, поэтому четкого возраста, когда надо начинать учить его читать, не существует. Есть общепринятые возрастные рамки, но и тут множество подводных камней.
Современные реалии заставляют неопытных родителей гнаться за временем, и зачастую это сказывается на их детях. Амбициозные взрослые пытаются, как можно раньше вложить в ребенка все навыки: знание иностранных языков (зачастую это английский), чтение и многое другое. Сейчас ребенок, который пришел в первый класс, умея читать — не редкость. Но нужно ли забирать у дошколят их детство на то, чему их и так обучат в будущем? Каждый родитель решает сам.
Каждый родитель сам решает, когда учить ребенка читать
Определение оптимального возраста для начала занятий чтением заканчивается на том, что лучшее время — тогда, когда малыш сам потянется к литературе. Как правило, это промежуток между шестью и семью годами.
Важно! Ребенок не может просто взять, и захотеть научиться читать. Все должно идти из семьи. Для того чтобы малыш самостоятельно проявлял инициативу, он должен научится этому у взрослых. Родители должны читать ему вслух перед сном, уметь превращать совместное времяпрепровождение в игру.
Вряд ли малыш в 3-4 года захочет самостоятельно читать книгу. В этом возрасте его можно научить механическому сложению слогов в слова, но он не будет понимать смысла прочитанного. Такая практика зачастую приводит к формированию внутреннего барьера к дальнейшему обучению, и пользы от нее нет.
Когда же ребенок начал интересоваться книгами, родителям нужно суметь не отбить у него этот интерес.
Обратите внимание! Когда малыш все-таки потянулся к литературе, он не стал взрослым. Все обучение не должно занимать много времени — в таком возрасте детям трудно сосредоточиться на длительное восприятия информации, а тем более на ее осмысление.
Идеальный вариант — превратить чтение для малышей в занимательную игру. Тогда учебный процесс не будет восприниматься с отторжением, что является нормальной реакцией мозга на что-то новое.
Однако даже если ребенок в 6-7 лет не умеет читать — это не отсталость, а нормальное явление. Самое время начинать учить его этому. Программа ФГОС предлагает задания для обучения чтению с нуля в таком возрасте. Зачастую к учебникам в виде приложения продаются аудио-занятия.
Как начать свое первое чтение
Существует огромное количество методик, которые предлагают родителям самые изощренные варианты ненавязчивого обучения детей чтению. Но стоит ли с 5-6 месяцев окружать ребенка карточками со словами?
Родители в процессе тоже учатся
Для того чтобы чтение для детей 5-6 лет не стало новостью, необходимо окружить ребенка письменной информацией с детства. Азбука на стене, книги в доме, кубики с буквами — малыш должен привыкнуть к тому, что текстовая информация является обязательной частью жизни.
Все должно идти от простого к сложному. Сначала буквы, потом слоги, затем слова, предложения и текст. Выучить с ребенком буквы не сложно, если превратить все в игру. Например, можно распечатать на карточках картинки-раскраски с буквами, и в процессе разукрашивания придумывать, какие слова начинаются на эту букву.
Важно! Нельзя забывать о важнейшей составляющей русского языка — звуках. Необходимо своевременно научить ребенка понимать и произносить звуки. Это поможет ему овладеть чтением намного быстрее.
Когда ребенок освоил буквы, слоги и звуки, можно переходить к чтению слов. Важно терпеливо относиться к занятиям и заботиться о том, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта. Не стоит торопить его, если он задумался над названием очередной буквы. Каждый урок — это работа двоих, но основная задача лежит на взрослом.
Дополнительная информация. Не стоит заниматься с ребенком дольше 15-20 минут в день. Это оптимальное время, на которое малыш сможет сосредоточиться, при условии заинтересованности. Быстрое обучение чтению зависит не от продолжительности уроков, а от их регулярности и качественности.
Хорошим вариантом для первых совместных занятий станет чтение небольших рассказов или сказок перед сном. Это подойдет для тех случаев, когда малыш уже освоил буквы и слоги. В это время родитель самостоятельно читает текст, изредка предлагая ребенку попробовать прочитать то или иное слово. Стоит выбирать слова, несущие смысл, но не слишком сложные.
Например, если сказка про улитку, можно попросить ребенка прочитать слово «улитка» и показать ее на картинке. Главное следить за тем, чтобы ребенок не научился угадывать слова по связи первой буквы и картинки. О том, как избежать этого, будет написано ниже.
Если родитель очень хочет научить ребенка читать, но абсолютно не знает, как подступиться к этому делу, имеет смысл приобрести в книжном магазине специальное пособие. Так же его можно найти онлайн в виде презентации. Данная литература направлена на обучение родителей.
Как должно проходить обучение
Несмотря на отсутствие единой методики для обучения чтению, существуют правила, соблюдение которых поможет родителям освоить чтение для дошкольников.
Важно! Каждый родитель может самостоятельно определять алгоритм, по которому будет приобщать своего ребенка к литературе. Главное помнить о том, что вся ответственность за образовательный процесс лежит на учителе, в данном случае на родителе.
Тем, кто сомневается в собственных силах, можно прибегнуть к помощи специалиста. Современный рынок услуг предлагает огромное количество учителей, готовых научить ребенка читать хоть в пять, хоть в шесть или семь лет.
С ребенком лучше заниматься родителям
Но будет ли интересно малышу заниматься с незнакомым человеком незнакомым ему делом? Скорее всего, нет. Поэтому взрослым стоит тщательно все обдумать и честно ответить на вопрос, хотят ли они отнимать у своего ребенка беззаботное время детских шалостей, и тратить его на учебу?
Тренажеры для чтения
Начинать обучение чтению принято с книг, где слова сопровождаются картинками. Однако детям зачастую легче прочитать первую букву и, сопоставив ее с картинкой, угадать слово. Чтобы избежать этого, предлагается использовать картотеку со словами.
Сначала ребенку дают карточки со словами из трех букв: дом, кот, сад….. Когда он научился свободно читать такие слова, можно переходить к карточкам со словами из четырех букв. Далее — слова, где три, четыре слога.
Важно! Такой тренажер предполагает отсутствие ассоциации слово-картинка-предмет, поэтому нельзя делать упор только на занятия с ним. Но практика «только слова» иногда полезна.
Еще один хороший тренажер по чтению для дошкольников, который развивает у ребенка возможность логически мыслить и увеличивает скорость чтения — анаграммы. Стоит предложить составить из набора букв слово, и помочь малышу понять суть игры, и она обязательно его затянет. Для наглядности буквы можно распечатать на листе бумаги, и вырезать. Например, из «яруб» ребенку предстоит собрать слово «буря».
Пример тренажера с карточками
Полезные упражнения
Интересное упражнение, помогающее развить у ребенка интерес к чтению, и быстрее закрепить уже освоенный навык — «половинка слова». Необходимо линейкой закрыть слова в предложении ровно наполовину, и предложить ребенку прочитать их.
Так же можно на карточках распечатать несложные слова, разрезать бумажки напополам, и предложить ребенку собрать слова по кусочкам. Такое интересное задание вызовет у малыша азарт. А наличие азарта предполагает наличие интереса, что является одним из ключевых факторов в процессе обучения чтению дошкольников.
Чтение по слогам
На начальных этапах обучения детей дошкольного возраста чтению самый важный момент — чтение по слогам. Именно это станет основой для чтения слов в будущем.
Когда дошколенок закончил изучение букв, обычную азбуку можно заменить на «азбуку со слогами». Она поможет ребенку визуализировать звуки и слоги, от которых получаются эти звуки. Так же она предполагает наличие правил на некоторых слогах (сочетания «чя» нету — оно заменено на «ча-ща пиши с буквой а»).
Важно! Начинать обучать малыша чтению лучше с повторяющихся слогов. Например, ма-ма, па-па, дя-дя и другие. Это упражнение поможет ребенку осмыслить связь слогов и слов.
Как часто стоит заниматься с ребенком
Залог успеха в освоении любого навыка лежит в регулярности. Чем регулярнее занятия, тем лучше. Но и не зря говорят, что повторенье — мать ученья. Так что не стоит забывать о важности повторения уже изученного ранее материала.
Большинство методичек предлагает 15-20-ти минутные занятия с детьми младшего дошкольного возраста ежедневно, но этот сценарий подойдет не всем.
Некоторым малышам чтение дается сложно — как сам процесс, так и занятия в целом. Нельзя забывать, что каждый ребенок является личностью со своими вкусами, предпочтениями, увлечениями. Чтение может не нравиться ребенку и это не страшно.
Чтобы ребенку нравились занятия его нужно заинтересовать
В случаях, когда малышу трудно даются занятия, опускать руки рано. Имеет смысл делать перерывы между занятиями в 1-2 дня.
Важно! Так же родителям стоит помнить, что в подготовительных группах ДОУ воспитателя тоже занимаются с детьми. Не стоит перегружать ребенка, когда он хорошо позанимался в садике, иначе ему быстро надоест.
Книги для самостоятельного чтение в 6-7 лет
Самостоятельное детское чтение предполагает подбор правильной литературы. Ведь ключевым фактором в вопросе заинтересованности дошкольника в той или иной книги будет ее содержание.
К сожалению, современный рынок полон книг с интересным содержанием, но абсолютно извращенным понятием морали. Первый литературный опыт у ребенка должен быть не только занимательным, но и полезным. Ведь, как уже было сказано ранее, книги формируют не только умственные навыки человека, но и занимаются его духовным воспитанием.
Чтобы не ошибиться с выбором книги, далее будет составлен список подходящей литературы для самостоятельного чтения детей младшего дошкольного возраста.
Семейные занятия чтением
В заключение стоит отметить, что обучить ребенка чтению еще в дошкольном возрасте важно, но не обязательно. Правильный подход к занятиям и верный выбор литературы для совместного или самостоятельного чтения будет залогом успеха. А всем родителям стоит помнить, что малыш их будет любить одинаково вне зависимости от того, в каком возрасте они научили его читать.
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»
Горбачева Елена
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»
Цель данной консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода в рамках образовательной работы в ДОУ, отметить наиболее подходящий метод раннего обучения чтению в детском саду.
Это система обучению чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков, и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Этот метод обычно используется для обучению чтения в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».
Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
Логопеды рекомендуют этот метод обучению чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.
Этот метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше 5-6 лет. Поскольку обучение чтению таким образом, довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Поэтому нам этот метод не подходит.
Метод обучения по кубикам Зайцева.
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад – это пара согласной и гласной, или из согласного и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний с ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например никогда не напишет ЖЫрыф или ШЫна).
Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с годовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».
Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
Дети, выучившиеся читать по Зайцеву, часто проглатывают окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонетический разбор слова.
На кубиках нет сочетания ЖЫ ШЫ, но есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пленэр).
Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. Или же родители должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.
Обучение по карточкам Домана:
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В это методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможность пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.
Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.
Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.
Методика Марии Монтессори
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно.В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
Можно начинать учить почти с рождения.
Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Программа «От звука к букве» Колесниковой Е. В.
И наконец, на наш взгляд, наиболее подходящий метод обучение чтение для реализации в условиях ДОУ. Он неразрывно связан с обучением грамоты.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи.Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.
Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О. Н.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие»интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Выбор программы остается за педагогом.
Самое главное необходимо соблюдать следующие принципы при обучении чтению: