актуальные проблемы раннего обучения иностранным языкам
Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы
Вероника Васягина
Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы
Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы.
Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для нас, и с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков.
Современный мир диктует свои правила и ставит перед нами определенные задачи. Сегодня мы должны многое успевать, чтобы не выпасть из ритма жизни. И чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов на успех.
Наши дети также вовлечены в течение жизни. С первых дней их окружает огромный поток информации. Сейчас стали популярны разнообразные методики развития детей с самого рождения. Ко времени поступления в школу у ребенка, как правило, накапливается внушительный запас знаний. Практически все дети к 7 годам уже умеют читать и считать в пределах 10. Сегодня это норма.В связи с этим возникает вопрос: следует ли начинать учить детей английскому языку в дошкольном детстве?
На этот счет существует много мнений, как среди родителей, так и среди педагогов. Кто-то считает, что иностранный язык только перегружает детей. Кому-то кажется, что он благотворно влияет на развитие ребенка и даже на успешное изучение родного языка.
Обратимся к теории. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен, так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый.Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом. ” (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и онмозговые механизмы. – Л. : Медицина, 1964. – С. 217.)
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям. (Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.).
В своей педагогической деятельности мне довелось работать с детьми разного возраста. Я впервые знакомила с английским языком и пятилетних детей, и девятилеток, и учеников 5 класса. Из опытасвоей работы я сделала вывод: чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем выше его потенциал. Дети 5-ти лет с легкостью выучивают рифмовки и песенки, шестилетки гораздо быстрее запоминают алфавит.
В ходе раннего обучения в дошкольном детстве знакомство с английским языком происходит в форме игры. Занятия не продолжительны по времени. Дети не успевают устать, зато получают удовольствие от узнавания новых слов или стишков.
Начиная заниматься иностранным языком, ребенок испытывает огромное желание заговорить с первых минут на втором языке. Необходимо сохранить сильную мотивацию к изучению языка, приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации.
Когда я прихожу в группу для проведения занятия по английскому языку и прошу, чтобы ко мне подошли «англичане», нужно видеть этих важных персон. А сколько гордости в их глазах, когда они говорят товарищам или родителям, что означает то или иное вновь изученное слово.
В 5-7-милетнем возрасте у детей есть не только физиологические данные к обучению иностранным языкам, но и эмоциональные предпосылки. И что немаловажно, полученные знания не исчезают бесследно. Об этом говорят и родители и педагоги. Даже не смотря на то, что в 1 классе у детей,как правило, нет языковой практики, они сохраняют в памяти изученное. Конечно, не в полном объеме. Но остается заложенный базис информации и положительных эмоций. А это уже хороший старт для планомерного изучения языка по школьной программе.
В дошкольном детстве в любой деятельности ребенок руководствуется практической ценностью. Он делает только то, что ему интересно и важно. Следует опираться на эмоционально – ценностный мотив, который побуждает ребенка мыслить и запоминать. Затем навыки переходят в практическую плоскость, детская психика требует применения знаний на практике. Но ежедневной практики общения на английском языке нет. Это затрудняет процесс обучения. И вот здесь необходима помощь родителей. Для поддержания полученных знаний, необходимо постоянно пользоваться языком. Можно покупать мультики и фильмы без перевода, слушать сказки, пытаться вместе с ребенком переводить текст простеньких песенок.
Зачем же все-таки необходимо это ранее обучение?
Весь секрет в том, что когда ребенок изучает язык в дошкольном детстве и при условии того, что ребенок не будет прекращать изучать язык, у него не будет проблемы “психологического барьера”, которой страдают все взрослые обучающиеся языку. Язык для ребенка становиться привычкой и он воспринимает его, не мешая с родным языком, и не боится говорить, не боится совершить ошибку! Это главный аспект. А далее, конечно же, это то, что дети воспринимают все образами, они интуитивно понимают даже иностранную речь, что способствует развитию языковой интуиции. Также необходимо отметить, что изучая иностранный язык, дети слушают диски, с речью носителей языка, слушают речь преподавателя, не носителя, речь друг друга, дети развивают фонематический слух, и тут же закладывается способность распознавания и сравнения языка, дети в будущем будут лучше понимать людей с разными акцентами, речевыми дефектами и т. д. Такая способность дается детям уже после 7 лет.
И, в конце концов, интересные уроки закладывают привычку учиться, умение учиться, умение работать с языком. И любой иностранный язык станет для ребенка не обязательной рутиной, которую хочется избежать, а интересным хобби и приятно-полезной привычкой.
По каким же критериям можно понять, что ребенок готов к усвоению иностранного языка? Он должен понимать обращенную к нему речь, грамотно строить предложения, иметь хороший словарный запас, правильно произносить звуки, использовать в разговоре большинство частей речи.
Обучаться другому языку можно тем детям, которые хорошо говорят, которые могут составлять предложения из 5 слов, а также у них должно быть развито слуховое восприятие, то есть чувство ритма. Изучение иностранного языка у детей дошкольного возраста проходит именно на слух. Ребенок должен понимать язык.
Специалистами доказано, что до пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью. Они способны запоминать 20-30 новых слов в день, что дает 7-10 тысяч слов в год. В родном языке, мы применяем меньше. Так давайте же будем использовать возможности наших детей для их развития и совершенствования во всех сферах жизни. В том числе и для раннего обучения английскому языку.
Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.
Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА (открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка) Цель: Обобщить.
Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.
Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Михайлова Наталия Ивановна. Аннотация. В данной статье рассматривается.
Проект для учащихся 2–9 классов «Неделя иностранного языка» 1. Пояснительная записка Наряду с подачей предметных знаний большое значение имеет внеклассная работа и по английскому языку. Хорошо организованная.
Раннее выявление и коррекция речи у детей Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей Подготовила Багинская А. И. учитель-логопед 13.05.2017 г. «Раннее выявление.
Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.
Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного образования Москвичева О. В., заведующий МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Результаты, проблемы и перспективы введения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы. Перед современным.
Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы
Дата публикации: 20.11.2014 2014-11-20
Статья просмотрена: 12836 раз
Библиографическое описание:
Ломакина, Г. Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г. Р. Ломакина, А. А. Лаер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13756/ (дата обращения: 05.11.2021).
В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной. Во многом, как нам кажется, это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Тем не менее проблема раннего обучения активно изучается и современными учеными: психологами, педагогами, методистами. Особенно много дискуссий вызывают проблемы раннего обучения детей иностранному языку. Может показаться, что данный вопрос довольно нов и только начал изучаться, однако если мы посмотрим историю развития педагогической мысли, то мы увидим, что проблемы раннего обучения иностранному языку рассматриваются уже несколько столетий.
Так, например, великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» следующим образом отзывается о раннем обучении иностранным языкам: «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там ни толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок — я не говорю о чудесах — мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка» [3, с. 74–75]. Далее он поясняет, что рассматривает изучение иностранного языка, как овладение иным образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения формирование второй системы мышления в то время, когда еще не сформирована первая — не совсем логично, а порой — даже вредно.
Не мене интересны и рассуждения И. Г. Песталоцци о подводных камнях раннего обучения детей. В «Письмах учителю Петерсону» он предостерегает о возможных негативных последствиях раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из многих причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [2, с. 9]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и притом таких вещей, который обладают лишь мнимой ценностью» [2, с. 13], высказанное в 1782 году, звучит необычайно актуально и сегодня. «Природа и правильное воспитание требуют созревания» [там же] считает он и предостерегает от преждевременного обучения словам и суждениям до того, как сами понятия сформируются в разуме и душе ребенка. Очень четко в своих «Письмах» он говорит и о первопричинах раннего обучения (желание родителей), а также о положительных результатах воспитания в соответствии с внутренним развитием ребенка «Я знаю, — говорит он, — что ребенок, которого воспитывают таким образом, не вызывает преждевременных восторгов у кумушек и предсказателей; но его спокойным созреванием всегда будут довольны внимательные родители, которые заботятся об истинном благе своих детей и думают об их дальнейшем будущем. Нет бòльшего несчастья для человека, чем когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [2, с.14].
Какую же цель преследуют современные родители при выборе образования на ранней ступени развития их детей и насколько это необходимо самому ребенку? Думают ли родители о будущем своих детей или на первый план выходят их собственные амбиции и желания? В данной статье мы постарались сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с точки зрения родителей, их детей и специалистов педагогов и методистов, занимающихся ранним обучением.
Когда родители впервые сталкиваются с проблемой раннего обучения, то у них может возникнуть множество вопросов, например: «Насколько необходимо раннее обучение ребенка в целом? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Не будут ли это занятия слишком утомительными? Будет ли от них польза?».
Обращаясь к теории, мы пришли к выводу, что как в отечественной (С. И. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю. П. Азаров), так и в зарубежной психологии (Т.Элиот, Дж.Брунер, Б.Уайт, Р.Робертс,) есть данные о том, что в целом ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными учеными по-разному Робертс и Пенфильд определяют его с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет. Большинство исследователей сходится во мнении, начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3–10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно. Мы считаем, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно.
Поэтому в основу нашего исследования лег именно этот возрастной промежуток. Естественно, что в данном возрасте именно решения родителей являются «векторными» в будущей жизни их детей. Зачастую современные родители опираются на некоторые критерии, влияющие на их решение в пользу обучения ИЯ.
Анализируя наши статистические данные, мы пришли к выводу, что для большинства родителей ведущими являются следующие мотивы:
— перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его месте в обществе;
— социализация: изучая ИЯ ребенок общается с детьми, ИЯ даст ему бòльшие возможности для общения в будущем, расширит его горизонты;
— присутствует и такая мотивация, как «мой ребенок самый умный, лучший», что зачастую приводит к завышенным требованиям к ребенку, несоответствие которым может снизить мотивацию ребенка как к изучению ИЯ, так и к учению в целом;
— желание родителей реализовать свои не сбывшие желания и мечты. В данном случае родители ограничивают своего ребенка, не всегда учитывают его реальные возможности, мешают реализации его настоящего интереса и таланта, например, в рисовании или в музыке.
Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны, со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в свои 5–7 лет? Во-первых, нельзя забывать о том, что для ребенка в данном возрасте любое учение — это, прежде всего, познание мира. Любая деятельность ребенка в данном возрасте — это знакомство с окружающим миром. Это как новая игрушка, которую нужно разобрать, посмотреть, что внутри. Чем больше таких «игрушек» «запустить» в раннем возрасте, тем больше у него потом будет инструментов для общения с миром, что является очень важным для формирования мировоззрения человека.
Во-вторых, через познание окружающего мира происходит взросление, ребенок старается заполнить знаниями весь свой вакуум, который сможет в дальнейшем помочь ему в реализации себя, как нужной «ячейке» обществу.
В-третьих, ребенок с удовольствием изучает ИЯ в том случае, если ему это нравитсяи он чувствует, что изучения иностранного языка делает его немножечко особенным, не похожим на своих сверстников.
Среди специалистов, педагогов-теоретиков и практиков, мы нашли огромное количество аргументов, склоняющихся к пользе раннего обучения ИЯ.
Так, Ю. П. Азаров считает, что раннее обучение ИЯ способствует [1]:
— развитию фонематического слуха, и дает непосредственно понятие о звуковом разнообразии мира;
— развитию коммуникативных навыков и умению чётко излагать свои мысли;
— не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал.
Таким образом, мы видим, что каждая из сторон образовательного процесса имеет свои причины для раннего обучения и, нам кажется, что наиболее эффективным образовательный процесс будет в том случае, если в процессе обучения мы сможем скоррелировать все эти мотивации.
Поэтому следующий наш вопрос: как правильно организовать занятия? Основная ошибка родителей (как, впрочем, и некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что чем больше информации усваивает на уроке ребенок, тем они более эффективны. Однако первоочередной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка.
Обучение должно учитывать интересы ребенка, а значит и быть построено в соответствии с тем, что ему нужно, а не с тем, как об этом думают родители или как удобно преподавателю.
Мы хотели бы предложить несколько рекомендаций, разработанных нами в процессе изучения вопроса:
1. Ежедневно уделяйте по 10–15 минут занятиям, на которых ребёнок будет говорить на иностранном языке.
2. Во время занятий делайте перерывы для подвижных игр, рисования или лепки. Главное, чтобы все игры должны быть связаны с освоением нового языка.
3. Включайте в обучение дополнительные занятия, включающие в себя просмотры видео или рассказывание сказок.
4. Просто беседуйте с ребёнком на языке, обсуждайте простые, понятные для него вещи, учите его выражать свою мысль, используя доступный для него языковой материал.
5. Чередуйте занятия дома с занятиями на природе.
Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это естественный путь познания окружающего мира в данном возрасте, наиболее естественная активность, вид деятельности. К тому же игра помогает решить еще две сложности, возникающие в процессе изучения ИЯ — необходимость многократного повторения изучаемого материала и необходимость создания условно-коммуникативных ситуаций, позволяющих формировать коммуникативную компетенцию детей. Именно в процессе игры детям легче всего учиться задавать вопросы и отвечать на них, формулировать запрос, учиться передавать информацию, выражать свои эмоции, свое мнение и т. п.
Поэтому основным умением учителя иностранного языка, который хочет работать с детьми дошкольного возраста является умение создавать ситуации с элементом неизвестного, например, с помощью загадок, поиска и нахождения различных предметов и заинтересовать этим детей. Можно пофантазировать, опираясь на жизненный опыт детей (что было бы, если бы мы сейчас попали в страну игрушек, в зоопарк, в сказку и т. д.), предложить детям сыграть роль какого-либо персонажа из учебника или из знакомых для них сказок. Дети в этом возрасте очень податливы и если суметь найти с ними общий язык, заинтересовать их, постоянно поддерживать их мотивацию (через поддержание интереса), то результаты могут быть очень впечатляющими.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что раннее обучение может быть как отрицательным, так и положительным фактором в дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы оно соответствовало внутреннему психологическому развитию ребенка, а также было организовано в соответствии с его возрастными психологическими особенностями, чтобы оно не нарушало естественного хода вещей, но максимально использовало и активизировало возможности, которые предоставляет ребенку природа на каждом этапе его развития.
В заключении мы хотели бы добавить, что иногда родители сами становятся преградой в развитии талантов и способностей их детей, и раз уж мы говорим о раннем обучении ИЯ, то для ребенка оно не должно быть долгом, но прежде всего средством познания мира и удовольствием от расширения границ своего знания и своих возможностей.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». — СПб:Изд-во «Питер», 2011. — 400 с.
2. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.:Педагогика, 1981. — 416 с.
3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании. — М.:Педагогика, 1981. — 656 с.
«ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» для МО учителей иностранного языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель английского языка Гладких Светлана Николаевна
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой российской школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На этой ступени происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Биболетова М.З., кандидат педагогических наук, ведущий специалист Российской Академии образования считает, что раннее обучение учащихся иностранному языку имеет свои неоспоримые преимущества:
Изучение иностранных языков в младшем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка — памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Изучение оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, которое положительно сказывается также и на владении родным языком. [М. З. Биболетова]
Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане качества владения иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе.
Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через обучение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Введение иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, имеет безусловные прагматические плюсы, оно расширяет спектры гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей.
Современный ребенок слышит иностранную речь всюду: в средствах массовой информации, в кино, пользуясь компьютером. Ориентируясь на сложившуюся ситуацию и на все возрастающие потребности ребенка в овладении иностранным языком, представляется важным глубже изучать данный вопрос.
Следует помнить, что методика изучения языка в раннем возрасте должна принципиально отличаться от методик его обучения в среднем и старшем возрасте.
Многие педагоги и психологи подчеркивают необходимость лингвистического развития как важного рычага интеллектуального совершенствования ребенка. Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечает, что дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям. Е. А. Тинякова, в свою очередь, утверждает, что знакомство с другими языками приучает детально вычленять и тонко подмечать оттенки смысла: необычные фонетические ситуации шлифуют произносительные способности; иные грамматические структуры служат хорошей логической тренировкой.
От того, какими будут первые шаги ребенка на пути овладения иностранным языком, зависят его будущие знания и в данной области, и по другим предметам. В связи с этим
преподавателю английского языка в детском саду и начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка для создания устойчивого интереса.
Следует помнить, что существуют и определенные трудности в раннем обучении иностранному языку. Они связаны с тем, что наблюдаются различия в психофизиологическом развитии пяти-шестилетних детей и семилетних учащихся. У ребенка при переходе из детского сада к обучению в школе резко меняется социальная роль. В его игровую деятельность, которая до приходу в школу являлась основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая будет выступать в роли ведущей в последующие годы обучения. [Ш. А. Амоношвили]
Возникает проблема соблюдения преемственности в обучении иностранному языку, без решения которой невозможен плавный переход от дошкольного к начальному образованию. По мнению М. З. Биболетовой, преемственность в данном случае может быть рассмотрена в плане вертикальных связей, которые обеспечиваются преемственностью целей и содержания обучения иностранным языкам и выбором разумной современной стратегии обучения.
Обучение необходимо строить с учетом особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти детей, давать только те задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений.
Существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на преимущественно когнитивные и преимущественно интуитивные, имитативные. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация.
В дошкольном возрасте формирование языковых навыков и речевых умений происходит преимущественно на основе имитации, бессознательно.
В дошкольном возрасте ведущей является игровая форма деятельности. Речь дошкольников элементарна, несложна, ребенок еще не осознает структуру родного языка, а с переходом в начальную школу, с овладениями учебной деятельности, психической развитие детей получает дополнительный толчок.
При переходе дошкольников в начальную школу в их речевом развитии наблюдаются следующие изменения:
— речь на родном языке становится более сложной в лингвистическом плане, что оказывает влияние на характер коммуникативным умениям на иностранном языке;
— усложняется и становится разнообразнее характер учебной деятельности;
— у учащихся появляются стремления и возможность анализировать свою речь на иностранном языке, поскольку у них формируются некоторые теоретические понятия в процессе обучения родному языку [Иванова Л. А.].
В результате интуитивный путь, который использовался в обучении детей дошкольного возраста, не дает ожидаемого эффекта в обучении младших школьников в силу существенных изменений в их психическом и речевом развитии.
Понимание интуитивного и сознательного способов овладения иностранным языком указывает на то, что они во многом определяются степенью развития психологических процессов и различаются следующим:
— степенью опоры на родной язык, в частности, наличием или отсутствием перевода при семантизации единиц языка;
— степенью участия сознания при овладении системой языка, овладению элементарным грамматическим материалом.
— степенью развития познавательных сил учащихся (памяти, мышления, воображения) при овладении речью на иностранном языке.
Важность обеспечения гибкого перехода от обучения дошкольников к обучению младших школьников очевидна. Следует выделить две технологии раннего обучения английскому языку:
— обучение, построенное преимущественно на интуитивных способах овладения материалом, которое приемлемо для дошкольников пяти — шести лет в силу их психофизиологического уровня и их ведущего вида деятельности
— обучение, построенное на взаимодействии методических приемов интуитивного характера с постепенным подключением сознательных способов овладения материалом. Эта технология более приемлема для детей, у которых развивается учебная деятельность.
Использование данных технологий должно основываться на их разумно сбалансированном соотношении в зависимости от возрастных особенностей учащихся и условий обучения.
В процессе обучения дошкольников целесообразно использовать стратегию интуитивного способа овладения материалом:
— приемы, способствующие лучшему запоминанию учебного материала: жесты, мимизация, ассоциация, пропевки;
— построение канвы из взаимосвязанных сюжетов уроков;
— распределение ролей – масок;
— блочная подача учебного материала;
— блочная подача учебного материала.
При переходе в начальную школу дети усваивают достаточный для данного возраста объем лексических единиц и речевых образцов.
В процессе обучения учащихся первых классов следует подключать следующие методические приемы сознательного характера:
— связь с родным языком, использование опоры на него;
— проведение звуко-буквенного анализа;
— соотнесение лексической единицы с картинкой;
— использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке.
Включение методических приемов в русле сознательного подхода в обучении обеспечит прочные знания и более полное развитие психологических возможностей.
В начале обучения иностранному языку первоклассников представляется целесообразным применять преимущественно методические приемы в русле интуитивного подхода. А по мере адаптации к условиям школьного обучения постепенно вводить определенные методические приемы сознательного характера. Данный подход способствует возможности рационального использования возможностей ребенка младшего школьного возраста на переходном этапе от дошкольного к школьному образованию.
Следует отметить, что психологические особенности младших школьников дают им определенные преимущества при изучении иностранного языка. Одним из наилучших стимулов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. Все дети проходят одинаковые пути когнитивного развития, но с разной скоростью. периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения, необходимо учитывать данный факт.
Эмоциональная сторона так же важна, как и когнитивная. К аффективной стороне общения относятся навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность. Следует отметить так же, что дети обладают разными темпераментами6 некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль.
Необходимо учитывать и особенности физического развития дошкольников и младших школьников. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, поэтому нужно давать во время урока такие задания, которые позволяли бы им двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Учитывая психологические, эмоциональные, физические особенности развития, следует выделить те средства, которыми пользуется учитель иностранного языка при обучении дошкольников и младших школьников:
— сценарные планы, планы – конспекты уроков различных форм (интегрированные уроки; уроки с использованием мультимедийных пособий; уроки – игры, уроки – сказки);
— набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных);
— разработки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых гимнастик
— разнообразный дидактический материал: тренировочные и контрольные карточки.
Следует отметить так же ряд трудностей психологического и методического характера:
— отсутствие нормативных документов, образовательных программ;
— не разработаны технологии обучения иностранному языку в первом классе на переходном этапе от дошкольного образования к школьному.
Решение данных и других проблем и является задачей, которую необходимо решить совместными усилиями, объединив теоретические знания и практический опыт для организации процесса эффективного раннего иноязычного обучения.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, следует отметить главный факт – включение иностранного языка в учебный план начальной школы является серьезным практическим шагом в реализации личностно – ориентированной парадигмы гуманитарного образования в условиях модернизации российской школы.
Архангельская Л. С. Изучаем английский язык. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
Биболетова М. З. Проблемы раннего обучения иностранным языкам. – Московский комитет образования МИПКРО, 2000
Иванова Л. А. Динамические изменения приемов на английском языке. Система «Детский сад – начальная школа// Иностранные языки в школе. – 2009.- №2. – с.83
Негневицкая Е. И Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений: Автореферат. – М., 1986
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями системы образования.// Начальное образование. — № 2, 2003