аль марвази о крещении руси
Аль марвази о крещении руси
вот из Вики:
Помимо известных и сокращенных материалов из «Анонимой записки», аль-Марвази приводит оригинальные известия о северных народах веси и югре, а также совершенно уникальные сведения о принятии русами христианства в 912/913 г. и последующем переходе их в ислам:
Показать полностью.
«Что касается русов (ар-русийа), то они живут на острове в море. Расстояние острова — 3 дня пути, в нём заросли деревьев и чащи, а около него — озеро. Они (русы) многочисленны; рассказывают, что средства, необходимые для жизни, и приобретение прибыли [они добывают] мечом. Если у них умирает мужчина, имеющий дочерей и сыновей, он отдает свое состояние дочери, а сыновьям выделяет меч и говорит, что [, мол,] отец твой добывал состояние мечом, [так] следуй ему и поступай, как он. Случилось у них так, что приняли они христианство в 300/912- 13 году. А когда стали христианами, притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и принесло им [это] вред и крах. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они [обратиться] в ислам, чтобы возможными стали для них война и борьба и [чтобы] вернуться к привычкам, которые были у них. Направили послов к правителю Хорезма, группой в 4 человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир, как называют царя тюрков хакан, а царя булгар — б.т.л.ту. Прибыли послы их в Хорезм, выполнили свою миссию, [получив] разъяснение от хорезмшаха, так что захотели в ислам. Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам. Они — люди сильные, могучие, отправляются пешими к отдаленным местам для разбоя, и идут также на кораблях в Хазарское море, захватывают корабли и отнимают богатство, и отправляются в Константинополь, в море Понт и [текущий] в него канал. В прежние времена ходили однажды в море Хазарское и овладели Барда6а на время. Их мужество и доблесть известны [тем, что] один из них соответствует нескольким из всего народа. Если бы были у них верховые животные и всадники, то усилились бы беды из-за них у людей».[2]
Аль марвази о крещении руси
Ибн-Хордадбех (середина IX века)
««Если говорить о купцах ар-Рус, то эти из славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи от самых отдалённых славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума берёт с них десятину. Если они сплавляются от славян по реке Танис, то проезжают Хамлидж, город хазар. Их владетель также берёт с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками у них славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят мусульманам подушную подать»
Ибн-Русте (первая половина Х века)
«Книга драгоценных ожерелий»:
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги8. У них есть царь, называемый ха-кан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают.»
КНИГА ВРАЗУМЛЕНИЯ НАЧАТКАМ НАУКИ О ЗВЕЗДАХ
«Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман, этот залив известен под названием Варяжского моря; варяги (варанки) — это народ, живущий на его берегу»
Когда киевский князь Владимир мог принять ислам, как о том писали арабы
У арабского географа и натуралиста Тахира аль-Марвази в его сочинениях есть одно любопытное упоминание о русах, принявших ислам. Было это, по его свидетельству, при князе Владимире.
«Когда стали христианами, – рассказывал о русах аль-Марвази, – то притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и поразили их ущерб и упадок. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они обратиться в ислам, чтобы снова доступными стали для них война и борьба, и чтобы вернуться к своим прежним привычкам».
Владимир отправил послов к шаху Хорезма, чтобы тот прислал на Русь учителей и проповедников Корана. И таким образом русы перешли из христианства в ислам.
Летописная лакуна о Владимире после крещения
В летописном сказании о крещении Руси упоминается посольство к мусульманам от князя Владимира для ознакомления с исламом. Правда, было оно отправлено не в далёкий Хорезм, а значительно ближе – в Волжскую Болгарию, которая приняла ислам в 922 году. Действительно, зачем было бы киевскому князю посылать своих людей так далеко, когда с религией Корана можно было познакомиться значительно ближе?
Однако есть в летописных известиях о князе Владимире очень большая лакуна. И относится она как раз к периоду после его крещения. «Повесть временных лет» очень детально рассказывает обо всех годах правления Владимира, начиная с захвата им власти в Киеве (980) до крещения (988). А сведения о его правлении после принятия христианства подробностями не отмечены. Упоминаются лишь строительство церквей (989, 996), основание Белгорода (991; скорее всего, обновление укреплений, так как этот город упомянут ещё ранее – под 980 годом), войны с белыми хорватами (992) и печенегами (тот же 992 и 997; причём во втором случае князя в Киеве не оказалось).
Более того, начиная с 998 года, сообщения о событиях на Руси в летописи отсутствуют вовсе, кроме четырёх кратких, без каких-либо подробностей погребения, упоминаний о кончине членов великокняжеской семьи, и одного столь же краткого упоминания о перенесении мощей каких-то неназванных святых. И так продолжается до 1014 года, под которым говорится о том, что сын Владимира, Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить отцу положенную дань. Владимир собрался идти на него войной, но в разгар приготовлений умер в следующем 1015 году.
То есть, полных шестнадцать лет – 998—1013 – какие-либо политические и военные события как внутри Руси, так и на её границах, отсутствуют! Правдоподобно ли это? Не скрыли ли летописцы что-то нежелательное для образа святого князя, крестителя Руси?
Труд Тахира из Мерва
Средневековым арабским и персидским учёным и путешественникам мы обязаны многими ценными сведениями о раннем периоде русской истории. Эти свидетельства зачастую уникальны, так как не дублируются упоминаниями в русских, византийских и западноевропейских источниках. Правда, при этом всегда возникают проблемы точности передаваемых известий и их интерпретации.
Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази родился в 1056 или 1057 году в городе Мерв, входившем тогда в Сельджукскую империю. Где-то в начале 12 века он написал труд «О природе животных». Наряду со сведениями по зоологии, ботанике и географии разных стран, туда были помещены и отдельные сообщения об истории народов. При этом расположение материала оказалось во многом случайно и не всегда соответствовало заголовкам. Так, интересующий нас отрывок о русах оказался в главе, посвящённой Китаю! Его обнаружил и ввёл в научный оборот в начале 20 века русский востоковед Владимир Минорский.
Речь идёт не о киевском Владимире
Свидетельство аль-Марвази о русах, принявших ислам, позволяет придавать ему разнообразные трактовки. Оно, скорее всего, не относится к киевскому князю Владимиру и к периоду после принятия им христианства.
Во-первых, аль-Марвази говорит о каких-то «островных русах». Вот как он описывает страну, где живут русы:
«Что касается ар-русийа, то они живут на острове в море. Размер острова – три дня пути, он порос лесом, а возле него – озеро».
Можно, конечно, предположить, что аль-Марвази плохо знал географию Руси и вообразил невесть что. Но историки давно обратили внимание, что средневековые мусульманские учёные никогда не подменяли собственными выдумками свидетельства авторитетов. Если у них не хватало собственных представлений о чём-либо, то они брали какой-нибудь авторитетный старинный источник и прямо вставляли его в свой текст. А арабских источников о Руси было немало. И совершенно очевидно, что «островные русы» – совсем не то же самое, что русы со столицей в Киеве. Ибо Киев (Куябу) арабские и персидские авторы знали очень хорошо. Значит, речь у аль-Марвази идёт не о киевском князе.
Во-вторых, аль-Марвази называет дату принятия христианства «островными русами» – 912/13 год по нашему счёту. Значит, это опять же не крещение Руси при князе Владимире.
Следовательно, нет оснований считать, основываясь только на сообщении аль-Марвази, что после принятия христианства князь Владимир в какой-то момент отступился от новой веры и решил принять ислам.
Загадки остаются
Аль-Марвази говорит, что те же самые русы-мусульмане овладели некогда городом Бердаа (на территории нынешнего Азербайджана). Поход русов на Бердаа, согласно другим восточным источникам, произошёл в 943/44 или 944/45 году. Однако поскольку в русских источниках он не упомянут, то обычно и считается, что его предприняли не киевские русы, а какие-то другие.
Но сказанное не разрешает других вопросов. Первый из них – где располагался тот самый «остров русов», правитель и население которого в 10 веке приняли ислам? О локализации «острова русов», про который упоминают многие средневековые мусульманские авторы, историки спорят давно и предложили ряд гипотез, но решающих аргументов не содержит ни одна. Второй – какие события происходили в Киевской Руси с 998 по 1013 год, и о которых древнерусские летописцы предпочитали помалкивать?
Князь Владимир был мусульманином: правда ли это
В сочинениях средневекового арабского географа и натуралиста Тахира аль-Марвази есть одно любопытное упоминание о русах, принявших ислам. Было это, по свидетельству автора, при князе Владимире. Владимир отправил послов к шаху Хорезма, чтобы тот прислал на Русь учителей и проповедников Корана.
Летописная лакуна о Владимире после крещения
«Когда стали христианами, – рассказывал о русах аль-Марвази, – то притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и поразили их ущерб и упадок. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они обратиться в ислам, чтобы снова доступными стали для них война и борьба, и чтобы вернуться к своим прежним привычкам».
В летописном сказании о крещении Руси упоминается посольство к мусульманам от князя Владимира для ознакомления с исламом. Правда, было оно отправлено не в далёкий Хорезм, а значительно ближе – в Волжскую Болгарию, которая приняла ислам в 922 году. Действительно, зачем было бы киевскому князю посылать своих людей так далеко, когда с религией Корана можно было познакомиться значительно ближе?
Однако есть в летописных известиях о князе Владимире очень большая лакуна. И относится она как раз к периоду после его крещения. «Повесть временных лет» очень детально рассказывает обо всех годах правления Владимира, начиная с захвата им власти в Киеве (980) до крещения (988). А сведения о его правлении после принятия христианства подробностями не отмечены. Упоминаются лишь строительство церквей (989, 996), основание Белгорода (991; скорее всего, обновление укреплений, так как этот город упомянут ещё ранее – под 980 годом), войны с белыми хорватами (992) и печенегами (тот же 992 и 997; причём во втором случае князя в Киеве не оказалось).
Более того, начиная с 998 года, сообщения о событиях на Руси в летописи отсутствуют вовсе, кроме четырёх кратких, без каких-либо подробностей погребения, упоминаний о кончине членов великокняжеской семьи, и одного столь же краткого упоминания о перенесении мощей каких-то неназванных святых. И так продолжается до 1014 года, под которым говорится о том, что сын Владимира, Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить отцу положенную дань. Владимир собрался идти на него войной, но в разгар приготовлений умер в следующем 1015 году.
То есть, полных шестнадцать лет – 998—1013 – какие-либо политические и военные события как внутри Руси, так и на её границах, отсутствуют! Правдоподобно ли это? Не скрыли ли летописцы что-то нежелательное для образа святого князя, крестителя Руси?
Труд Тахира из Мерва
Средневековым арабским и персидским учёным и путешественникам мы обязаны многими ценными сведениями о раннем периоде русской истории. Эти свидетельства зачастую уникальны, так как не дублируются упоминаниями в русских, византийских и западноевропейских источниках. Правда, при этом всегда возникают проблемы точности передаваемых известий и их интерпретации.
Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази родился в 1056 или 1057 году в городе Мерв, входившем тогда в Сельджукскую империю. Где-то в начале 12 века он написал труд «О природе животных». Наряду со сведениями по зоологии, ботанике и географии разных стран, туда были помещены и отдельные сообщения об истории народов. При этом расположение материала оказалось во многом случайно и не всегда соответствовало заголовкам. Так, интересующий нас отрывок о русах оказался в главе, посвящённой Китаю! Его обнаружил и ввёл в научный оборот в начале 20 века русский востоковед Владимир Минорский.
Речь идёт не о киевском Владимире
Свидетельство аль-Марвази о русах, принявших ислам, позволяет придавать ему разнообразные трактовки. Оно, скорее всего, не относится к киевскому князю Владимиру и к периоду после принятия им христианства.
Во-первых, аль-Марвази говорит о каких-то «островных русах». Вот как он описывает страну, где живут русы:
«Что касается ар-русийа, то они живут на острове в море. Размер острова – три дня пути, он порос лесом, а возле него – озеро».
Можно, конечно, предположить, что аль-Марвази плохо знал географию Руси и вообразил невесть что. Но историки давно обратили внимание, что средневековые мусульманские учёные никогда не подменяли собственными выдумками свидетельства авторитетов. Если у них не хватало собственных представлений о чём-либо, то они брали какой-нибудь авторитетный старинный источник и прямо вставляли его в свой текст. А арабских источников о Руси было немало. И совершенно очевидно, что «островные русы» – совсем не то же самое, что русы со столицей в Киеве. Ибо Киев (Куябу) арабские и персидские авторы знали очень хорошо. Значит, речь у аль-Марвази идёт не о киевском князе.
Во-вторых, аль-Марвази называет дату принятия христианства «островными русами» – 912/13 год по нашему счёту. Значит, это опять же не крещение Руси при князе Владимире.
Следовательно, нет оснований считать, основываясь только на сообщении аль-Марвази, что после принятия христианства князь Владимир в какой-то момент отступился от новой веры и решил принять ислам.
Загадки остаются
Аль-Марвази говорит, что те же самые русы-мусульмане овладели некогда городом Бердаа (на территории нынешнего Азербайджана). Поход русов на Бердаа, согласно другим восточным источникам, произошёл в 943/44 или 944/45 году. Однако поскольку в русских источниках он не упомянут, то обычно и считается, что его предприняли не киевские русы, а какие-то другие.
Но сказанное не разрешает других вопросов. Первый из них – где располагался тот самый «остров русов», правитель и население которого в 10 веке приняли ислам? О локализации «острова русов», про который упоминают многие средневековые мусульманские авторы, историки спорят давно и предложили ряд гипотез, но решающих аргументов не содержит ни одна. Второй – какие события происходили в Киевской Руси с 998 по 1013 год, и о которых древнерусские летописцы предпочитали помалкивать?
АЛ-МАРВАЗИ
АЛ-МАРВАЗИ
Шараф аз-Заман Тахир ал-Марвази был врачом при дворе Сельджукидов, жил в конце XI — начале XII вв. Существует несколько рукописей его труда под названием «Природа животных» («Таба’и ал-хайаван»). Одна из них была использована В.Ф. Минорским при переводе на английский язык части, касающейся народов Индии, Тибета и Китая, причем в главе о Китае оказалась часть «Анонимной записки» о восточнославянских народах. Помимо известных и сокращенных материалов из «Анонимой записки», ал-Марвази приводит оригинальные известия о северных народах веси и югре, а также совершенно уникальные сведения о принятии русами христианства в 912/913 г. и последующем переходе их в ислам.
Издание и перевод раздела: Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India / Arabic text (circa A. D. 1120) with an English translation and commentary by V. Minorsky. London, 1942.
Переводы фрагментов: Заходер 1967. С. 146-147; Kawerau 1967. S. 23-26; Коновалова 2003a. С. 323; Гараева 2006з.
Литература: Крачковский 1957. С. 270; Заходер 1967. С. 129-154; Новосельцев 1990. С. 21; Коновалова 2003а; Гараева 2006з.
ПРИРОДА ЖИВОТНЫХ
(Перевод Т.М. Калининой по: Марвази. С. 22б-23а)
КОММЕНТАРИИ
1 В первой фразе передана информация "Анонимной записки" о местоположении острова русов в море (бахр). Во второй фразе, однако, написано о близости озера к стране русов. Видимо, ал-Марвази пользовался разными источниками.
2 ПВЛ принятие христианства князем Владимиром датирует 988 г.
3 Вероятнее прочтение Владимир, хотя исследователи полагают, что арабский автор воспринимал слово не как имя, а как титул русского князя (Марвази. С. 118. Примеч. 3; Заходер 1967. С. 147-148).
4 Б.т.л.ту — неясный титул правителя волжских булгар.
5 Исследователи усматривают в этом материале параллель с рассказом ПВЛ о "прениях о вере" под 986 г. (Минорский 1963. С. 118-119; Новосельцев 1988. С. 111-112; Новосельцев 20006. С. 420). Рассказ ал-Марвази имеет и другие литературные параллели: помимо древнерусских, схожий сюжет "прений о вере" имеется в еврейско-хазарской переписке (Архипов 1995. С. 17, passim). Возможно, легенды имеют византийское происхождение. Вследствие типичности сюжетов едва ли они реальны (Петрухин, Раевский 1998. С. 304-305). Однако, предположительно, находящиеся на чужбине, в частности, на службе у эмиров Дербента, русы могли принимать ислам (Минорский 1963. С. 68). Поэтому не исключено, что информация ал-Марвази имеет какие-то конкретные корни, но хронологически не соотносится с событиями времен Владимира Мономаха. Исследователи предполагали, что источником распространения легенды был Хорезм, поскольку, по ПВЛ, именно хорез-мийские мусульмане представали перед Владимиром как защитники своей веры (Толстов 1948. С. 257-262; Минорский 1963. С. 118-120; Заходер 1967. С. 150-154).
6 В данном фрагменте ал-Марвази следует за источниками, повествующими о походах русов на Каспий, откуда, как считал автор, они отправлялись в Константинополь, Черное море и некий канал. Последняя информация показывает, что ал-Марвази был знаком с представлениями ал-Истахри, Ибн Хаукала или ал-Масуди о реках Восточной Европы: именно эти авторы использовали понятие "канал" или "рукав" (ал-халидж), который соединял, по их воззрениям, север Восточной Европы с Пропонтидой. Ал-Марвази также упоминает о захвате русами цветущего закавказского города Берда'а, о чем подробнее всех написал Ибн Мискавайх. Все это свидетельствует о многообразии использованных ал-Марвази источников.