алатырь чувашская республика монастырь мужской

Свято-Троицкий монастырь (Алатырь)

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Свято-Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в городе Алатырь, основан в 1584 году. Все строения каменные XVIII—XIX веков. Памятник истории культуры. Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Расположен в северной стороне города.

Содержание

История [ править ]

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.

С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.

С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская.

Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.

В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.

Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна.

В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно, также ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери.

Храмы [ править ]

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22

Источник

Свято-Троицкий мужской монастырь г. Алатырь

Официальный приходской сайт

алатырь чувашская республика монастырь мужской

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Контактная информация

в 8:00 — Божественная Литургия.

В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:

храм Пресвятой Троицы,

храм Покрова Пресвятой Богородицы,

храм Казанской иконы Божией Матери,

храм преподобного Сергия игумена Радонежского,

храм преподобного Серафима Саровского,

храм апостола Варнавы,

храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.

Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно, также ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери, освящение которого планируется в 2012 г.

Источник

Алатырский Троицкий мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

алатырь чувашская республика монастырь мужской

История

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий.

К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви для возрождения монашеской жизни.

В монастыре есть две чудотворные иконы — «Нерукотворный Спас» и Божией Матери Казанская, которые во время закрытия монастыря, хранились в Крестовоздвиженской церкви города.

В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:

храм Пресвятой Троицы,

храм Покрова Пресвятой Богородицы,

храм Казанской иконы Божией Матери,

храм преподобного Сергия игумена Радонежского,

храм преподобного Серафима Саровского,

храм апостола Варнавы,

храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.

Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно,и храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

Наместник

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Главный храм сооружен в центре монастыря. Изначально он был деревянным, затем в 1748 г. по указу Троицко-Сергиевской Лавры построен каменный храм. Строителями нового храма были Меркурий (Абрамов) и Иоанн(Никольский). Во время расчистки места под каменный храм был обретен гроб с мощами схимонаха Вассиана.

Верхний холодный во имя Живоначальной Троицы освящен в 1754 г. в скором времени была разобрана старая деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также ветхая деревянная колокольня. В память об этом образ преп. Зосимы и Савватия теперь находится в иконостасе нижнего Покровского храма (ранее он назывался Богоявленским). Теплая церковь в нижнем этаже каменного Троицкого храма в честь Богоявления Господня была устроена в 1767 г. В это же время пристроена новая каменная трапеза и колокольня. Впоследствии Богоявленский храм упразднен. После пожара в 1775 г. колокольня с двумя колоколами и боевыми часами сгорела, получили повреждения и другие монастырские постройки. Перестройка и обновление соборного храма началась только в 1805 г. во время настоятельства архим. Авраамия (Соловьева). За три года был устроен новый иконостас в три яруса с колоннами и богатой резьбой, вызолоченной на полименте червонным золотом. Началось строительство новой трехъярусной колокольни. В 1814 г. с западной стороны храма устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Летом 1906 г. из-за сильной жары и засухи начались пожары. В монастыре сгорели церкви, колокольня, корпуса и надворные постройки. К 1911 г. трудами о.Гавриила и братии восстановлен весь комплекс монастырских построек.

Источник

Монастыри Чувашии. Свято-Троицкий мужской монастырь г. Алатырь

алатырь чувашская республика монастырь мужскойСвято-Троицкий мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий.

К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г.

алатырь чувашская республика монастырь мужскойВ 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни.

В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Алатырский мужской монастырь

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:
храм Пресвятой Троицы,
храм Покрова Пресвятой Богородицы,
храм Казанской иконы Божией Матери,
храм преподобного Сергия игумена Радонежского,
храм преподобного Серафима Саровского,
храм апостола Варнавы,
храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.

алатырь чувашская республика монастырь мужской

В Свято-Троицком мужском монастыре г.Алатырь

По преданию, именно в алатырский монастырь для своего иноческого подвига мог быть направлен Прохор Мошнин, позднее прославленный как Серафим Саровский. В память об этом событии был устроен пещерный храм в честь Преподобного Серафима Саровского.

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Пещерный храм преп.Серафима Саровского. Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь

В этом храме бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Почитание преп. Вассиана началось с 1748 года, когда во время расчистки места под строительство каменного собора в честь Святой Живоначальной Троицы был обретен гроб с мощами подвизавшегося здесь полвека назад схимонаха. Ни тело подвижника, ни его гроб и облачения. не были подвержены тлению. От мощей начали проистекать многочисленные исцеления. В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно, так как перед закрытием обители монахи скрыли от безбожников мощи.

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Источник

Алатырь. Троицкий мужской монастырь.

Карта и ближайшие объекты

алатырь чувашская республика монастырь мужской

Статьи

Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в городе Алатыре. Основан до 1612 года. К нему приписаны Свято-Духова пустынь, в 2 верстах от города Алатыря, основанная в XVII веке, и Ключевская, в 18 верстах от города Алатыря, построенная в 1809 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Алатырский Троицкий мужской монастырь

Основание монастыря относится к царствованию Ивана Грозного. В 1615 г. был приписан к Троице-Сергиевскому монастырю («в 68 верстах от Москвы»), в 1764 г. получил самостоятельность.

Монастырь расположен в северной стороне города, главный храм во имя Св. Живоначальной Троицы сооружен в центре монастыря. До второй половины XVIII в. все храмы, колокольни и прочие здания были деревянными. В 1753 г. на месте деревянной церкви был построен каменный храм Св. Троицы, который был вновь перестроен в 1805-1808 гг. В это же время была сооружена отдельно стоящая трехъярусная колокольня. В 1801 г. с северной стороны главного храма на расстоянии 9 сажен была построена церковь во имя Сергия Радонежского.

Во время пожара 1906 г. Троицкий монастырь сгорел со всеми церквами и постройками, братия переселилась в приписную к монастырю Духову пустынь. Свято-Духова пустынь находилась в 2 верстах от Алатыря на берегу Суры. Основана была в начале XVII в. В описи Духовой пустыни, составленной 1748 г., говорится, что пустынь была в другом месте, близ Алатыря, открыта в 1714 г. и до 1731 г. при ней существовала одна церковь – во имя Иоанна Воина.

В 1727 г. в силу указа о закрытии малобратственных монастырей обитель была приписана к Алатырской Печерской пустыни, но в тот же год возвращена под начальство духовника Алатырского Киево-Никольского женского монастыря. При нем была построена вторая церковь – во имя Сошествия Св. Духа.

В 1796 г. пустынь была приписана к Алатырскому Троицкому монастырю. Холодная церковь Св. Духа была восстановлена, а теплая из-за ветхости разрушена в 1823 г. На пожертвования жителей Алатыря на месте сломанной была заложена каменная (теплая) церковь во имя Иоанна Воина. В 1831 г. холодная церковь была разобрана и продана в с. Миренки. Взамен ее в 1833 г. возвели новую каменную во имя Св. Духа.

Вторая, приписанная к монастырю Ключевская пустынь действовала в 18 верстах от Алатыря у родника под названием «у загородного дома». В 1708 г. над родником была сооружена небольшая деревянная церковь – во имя Божией Матери Казанской. В 1767 г. она была сломана и взамен построена новая. В 1806 г. был возведен каменный храм, вместо деревянной церкви установлена часовня.

Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1995 г.

Ф.245, 412 ед. хр., 1771–1918 гг.НСА: оп.1-3.

Указы симбирской, Казанской, Нижегородской духовных консисторий; книги прихода и расхода денежных сумм; ведомость о настоятеле и братии; опись монастырского имущества; переписка о личном составе монастыря; акты и переписка о пожертвованиях и кружечных сборах; межевые книги дач, условия сдачи в аренду пахотной земли; ведомость о бывших на исповеди и у причастия монашествующих и послушников; книги записи поминовения и заказных обеден частными лицами; исповедальные росписи; доклады Симбирской духовной консистории о назначении, перемещении и увольнении служащих церкви. В фонде 224 «Алатырское духовное правление» имеется именная ведомость Алатырского Троицкого монастыря (д. 4).

Общая высота колокольни от уровня земли до основания креста составляет 81,6 метра. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется 18-тонный колокол, практически в любом месте старинного города. Колокольня шатрового типа. Характерно, что в Алатыре существовал шатровый храм-колокольня Казанской иконы Божией Матери, который горожане считали архитектурным символом города Алатырь (к сожалению, шатер этого храма утрачен в результате недавнего пожара).

Колокольня образует единый архитектурный комплекс со стоящим рядом двухъярусным Свято-Троицким собором мужского монастыря. Стены колокольни отделаны кирпичом розового оттенка, в сочетании с декоративными элементами из белого мрамора. Медный, с золотыми ребрами, шатер венчается золотым куполом с крестом. Здание колокольни выполняет несколько функций, что и отражено в её архитектурном решении. Кроме основной функции — размещение колоколов, колокольня является главным входом на территорию монастыря, поэтому колокольня называется «надвратной». В колокольне помещаются храм (на втором этаже) с выходом на территорию монастыря через открытую галерею, музей, библиотеки, служебные, технические и складские помещения, этаж с механизмом уникальных курантов, а также колосники в верхней части шатра для усиления звука. Уникальностью колокольни, помимо оригинального сочетания железобетонной конструкции с кирпичной кладкой, являются наличие лифта, при помощи которого можно подняться с первого по пятый этаж, и механических курантов, расположенных на высоте 41,7 м от уровня земли с циферблатами, выходящими на 4 стороны колокольни, диаметр каждого из которых составляет 3,12 м.

Проектирование колокольни проводилось в 2005-2008 годах. Генеральным проектировщиком выступила компания ЗАО «Производственно — инжиниринговая компания „Реконструкция“». Архитекторы — Вердин В. А., Силуков В. А., конструктор — Потешин В. К. Строительство колокольни было начато 28.04.2006 г.

К концу ХVII века Алатырская Свято-Троицкая обитель стала потихоньку возрождаться и перестраиваться. Правда, в то время монастырь был невероятно беден. В обители оставалось лишь несколько насельников. Но, несмотря на трудности, в 1748 году настоятель монастыря иеромонах Меркурий положил начало строительству первого в обители каменного храма в честь Живоначальной Троицы. Настоятель не раз обращался с просьбой восстановить обитель и в управляющую монастырём Троице-Сергиеву лавру, и в Синод, и даже к самой Елизавете Петровне. Прошения не остались без ответа. Строительство каменного храма было закончено в 1753 году, и 13 ноября 1754 года Троицкий собор был освящён. Так как храм был двухэтажным, то вначале был освящён только второй этаж, а первый пустовал до 1767 года, после чего в нём устроили тёплую церковь в честь Богоявления Господня с пристройкой трапезной и колокольни. Забегая вперёд, стоит упомянуть, что в 1801 году церковь Богоявления была упразднена и вместо неё в том же году сооружена отдельная каменная церковь у северной стороны главного храма Живоначальной Троицы, а сам храм был перестроен. В это время рядом с церковью была возведена отдельно стоящая каменная трёхъярусная колокольня высотой 55,5 метров.

Чёрные тучи сгущались над Свято-Троицкой обителью после Октябрьской революции. В 1922 году под видом сбора средств в пользу голодающих началось разграбление храмов и монастырской ризницы. Библиотечная «макулатура» была безжалостно сожжена. Вслед за изъятием ценностей Советы потребовали освободить и «передать трудовому народу» значительную часть помещений Троицкой обители. Было разрушено и разграблено даже монастырское кладбище, похищены гранитные памятники, в том числе архимандрита Гавриила. Во избежание поругания останков схим. Вассиана братия втайне от властей перезахоронила святые мощи. Стоит сказать, что до сих пор их местонахождение не известно. Чтобы сохранить хотя бы на некоторое время оставшуюся братию, в основном состоящую из стариков, часть мужского монастыря была преобразована в сельскохозяйственную артель. За небольшой уцелевшей монашеской общиной сохранился небольшой флигель, в котором жило несколько иноков. Монастырскую ограду со временем разобрали «на кирпич». С декабря 1929 года в Алатыре начались акции по изъятию всех колоколов, тогда же было закрыто большинство городских храмов. Время закрытия обители точно не установлено, известно только, что в 1932 году территория монастыря была объявлена закрытой зоной и отдана в ведение НКВД, а последних служителей Божиих с настоятелем архимандритом Даниилом, что тогда находились в храме, прервав Божественную литургию, вывели во двор и тут же у стены без суда и следствия расстреляли. На месте духовного училища разместился штаб НКВД, монастырь стал его «спецобъектом». Многочисленные захоронения, обнаруженные при восстановлении монастыря в середине 1990-х годов, подтверждают, что территория бывшей обители, обнесённая после его закрытия колючей проволокой, была местом казней и пыток.

В 1936 году была взорвана и разобрана монастырская колокольня. В более позднее советское время часть монастырских корпусов была передана под казармы и общежития для рабочих, кроме того, в монастырских стенах расположилась баянная фабрика, которая с началом войны была перепрофилирована на изготовление лыж для фронта. После 1942 года в монастырские строения, ко всему прочему, переехала табачно-махорочная фабрика. Она была закрыта только в 1988 году в связи с тем, что местные власти хотели пустить монастырские строения под снос. У них были планы: на освобождённом месте организовать при участии немецкого капитала производство медицинского оборудования. Тогда монастырь отстояли городские жители, которые слали многочисленные письма в различные инстанции, имеющие отношение к памятникам истории и архитектуры.

Как уже было сказано, первым восстановленным храмом явилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Потолок и стены церкви покрыли великолепной резной дубовой обшивкой, очень тонкой и высокохудожественной работы. Сейчас там находится старинная, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Этот образ явился в роднике в 1704 году в 17 км от Алатыря, у старинного села Четвертаково на Ключевском поле. Тогда на этом месте селяне срубили деревянную церковь и основали монашескую пустынь, которую назвали Ключевской. Пустынь приписали к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. В память об избавлении алатырцев от страшной эпидемии холеры, случившейся в 1848 году, дважды в год стали совершаться крестные ходы: в первый воскресный день перед праздником святых апостолов Петра и Павла икона торжественно переносилась в Ключевскую пустынь, а 10 июля возвращалась в Алатырский монастырь.

В настоящее время в Троицкой обители проживают 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *