альбрехт дюрер четыре апостола
Четыре апостола
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Четыре апостола» — картина немецкого художника Альбрехта Дюрера; закончена в 1526 году и является его последней крупной работой.
Это произведение имело для художника огромное значение. В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. Картину Дюрер преподнёс в дар родному городу Нюрнбергу осенью 1526 года, и она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Боясь ослушаться, они отправили её в Мюнхен, втайне надеясь, что текст писания апостолов под ними в лютеровском переводе заставит Максимилиана вернуть картину назад. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Только в 1922 году створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Картина — диптих — состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой — Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся абсолютно едиными. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Состояние духовной активности, интенсивного размышления не только соединяет их, но заставляет предположить общность интеллектуальных поисков. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа.
Действительно, Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жизненному действию, но наряду с этим и более всего его увлекала цель сотворения образа могучей, духовно богатой личности. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям.
Под фигурой Иоанна цитата из 2-го послания Петра:
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители…
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола
Альбрехт Дюрер (1471-1528)Четыре апостола.Диптих, 1526г, дерево, масло, 215 x 76 см (каждая панель)Ст.пинакотека, Мюнхен
Эта работа создана в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию. Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи.
Сегодняшнему зрителю непросто понять, что же такого революционного было в работе Дюрера, но современникам художника ее необычность сразу бросалась в глаза.
Это произведение имело для художника огромное значение. В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. Картину Дюрер преподнёс в дар родному городу Нюрнбергу осенью 1526 года, и она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления.
Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Боясь ослушаться, они отправили её в Мюнхен, втайне надеясь, что текст писания апостолов под ними в лютеровском переводе заставит Максимилиана вернуть картину назад. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Только в 1922 году створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Так картина воспринимается и поныне.
Картина написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой, духовно кажутся абсолютно едиными. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такого отточенного языка, таких монументальных, исполненных величия и красоты форм, как в этом произведении.
Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
Написанные Дюрером фигуры кажутся нечеловечески мощными: они буквально втиснуты в рамы, полностью занимают всю плоскость досок, которая словно тесна для них. Апостолы и евангелист предстают титанами, способными вершить судьбы мира. Знаменательно, что при таком бережном отношении художника к пространству картин, около двух третей их площади занимают плащи Иоанна и Павла.
Дюрер написал их мастерски – под материей ощущаются очертания сильных тел, вертикальные складки зрительно делают фигуры еще выше. И в то же время два крупных контрастных пятна, красное и белое, придают картинам строгость и предельный лаконизм, заставляя зрителя сосредоточиться на главном – лицах. Всмотримся же в эти лица, соотнося образы Дюрера с евангельскими персонажами.
Но сколь различны по настроению две почти симметричные композиции! Иоанн и Петр благоговейно склонились над раскрытой книгой. Мы не видим их глаз, а они не видят ничего вокруг. Юноша и старик поглощены текстом, совершенно самодостаточны и отрешены от окружающего мира. Они – философы, писатели, ученые; их реальность – Слово с заглавной буквы, несущее знание, пробуждающее мысль. Книга представлена здесь как источник мудрости, но не как руководство к действию.
Глядя в это грозное всевидящее око, понимаешь: лжепророк для Павла – любой инакомыслящий, в том числе и ты сам. И его (тебя) ждет жестокая кара. Меч в руке апостола смотрится зловеще, тяжелая закрытая Библия – уже не живительный источник Божественного Слова, а закосневшее учение, верность которому скрепляется кровью.
Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Одну из них выполнил сам А. Дюрер еще во время работы над картиной. Сотрудник Мюнхенской пинакотеки Фолль указывал на очевидные значительные pentimenti, в результате которых, возможно, фигура Филиппа была превращена в Павла. На голове Павла, посередине лба апостола, идет линия, которая является границей первоначального варианта лба. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее. Таким образом, апостол Павел раньше стоял совершенно в профиль и, должно быть, глаз его был направлен иначе.
Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».
Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию, и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. И именно подпись под картиной напоминает о верности слову и внутренней стойкости в тех случаях, когда лжепророки проповедуют социальный и религиозный радикализм, грозящий опрокинуть весь строй духовной и материальной культуры.
ЧЕТЫРЕ АПОСТОЛА Альбрехт Дюрер
Его считают знаменитейшим и самым блестящим живописцем Германии. Воспитанный в мастерской серебряных дел мастера, Альбрехт Дюрер был не только удивительным художником и гравером, но (подобно Микеланджело) он занимался еще архитектурой, скульптурой, музыкой и словесностью.
Уже первая картина А. Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера. Знаменитый итальянский гравер Марк Антоний Раймонди, желая сделать себе богатство, принялся подделывать гравюры немецкого художника, даже стал ставить его монограмму. Узнав об этом, А. Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. По его жалобе венецианский сенат сжег все подделки Раймонди, которого впоследствии заключили в тюрьму. В Венеции А. Дюрер написал свою знаменитую картину «Мучение святого Варфоломея», которую ему заказали для собора Святого Марка. Картина эта вызвала такое удивление у австрийского императора Рудольфа II, что он повелел приобрести ее за какую бы то ни было цену и на руках принести к нему в Прагу.
Альбрехт Дюрер жил в драматическую пору истории Германии, был свидетелем движения Реформации и великой крестьянской войны — взлета надежд и горького крушения всех народных чаяний. Это была эпоха, когда поистине «распалась связь времен». С одной стороны — это еще живое, реальное средневековье с его суевериями и жестокостью, которая перестала уже не только возмущать, но даже удивлять людей. Костры, на которых сжигали людей, и казни на городских площадях стали бытовым явлением. С другой стороны, начинались бурное пробуждение человеческого разума, стремление к знаниям и свободе мысли.
Некоторые исследователи творчества А. Дюрера считали художника бесспорным сторонником Реформации, однако его отношение к ней не было столь прямолинейным. Когда движение за реформу католической церкви только еще разгоралось, большинство сторонников Реформации считали себя добрыми католиками. Среди жаждавших реформ были люди, которых устраивали и самые незначительные изменения в литургии. Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Альбрехт Дюрер примкнул к лютеровскому движению с момента первых выступлений реформатора, но впоследствии разочаровался в Реформации, как и многие другие художники. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Многочисленные изображения крестьян у Дюрера тоже далеко не однородны: иногда они полны симпатии к сословию-кормильцу, а в другой раз в них сквозит пренебрежение к грязным и грубым мужикам. Открыто А. Дюрер опасался высказываться по вопросам Реформации и революции, некоторые усматривают в этом тот факт, что художник остался равнодушным к борьбе религиозных страстей своего времени. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи.
Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Так картина воспринимается и поныне. Она написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой, духовно кажутся абсолютно едиными. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такого отточенного языка, таких монументальных, исполненных величия и красоты форм, как в этом произведении. Создавая своих апостолов, А. Дюрер стремился показать совершенные человеческие характеры и умы, устремленные в высокие сферы духа. Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии — время, предназначенное не для слабых душ. Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
Каллиграф И. Нейдерфер, друг и соратник А. Дюрера, писал, что в образах апостолов художник хотел изобразить четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн персонифицирует темперамент сангвинический; Петр, старый и усталый, — флегматический; свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк — типичный холерик; настороженный и злой Павел — меланхолик. Темпераменты подчинялись влиянию небесных светил и означали наклонность и способность человека к тем или иным занятиям. По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. На левой доске — Иоанн в зеленой одежде и красном плаще на желтой подкладке; на правой — Павел в плаще холодного бело-голубого оттенка. Они представляют самый счастливый темперамент — сангвинический и меланхолический, в глазах Дюрера и его современников — темперамент гениальных людей. Апостол Петр, которого римские папы считали своим покровителем, отодвинут на картине на второй план.
Картина «Четыре апостола» вызывала и по сей день вызывает большие споры среди искусствоведов. Неясно, является ли она фрагментом триптиха или самостоятельным, законченным произведением. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. Именно поэтому Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Однако тут возникает вот какое препятствие: на левой доске уже изображен апостол Иоанн, присутствие которого у креста по иконографии обязательно. Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Если предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними.
Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Одну из них выполнил сам А. Дюрер еще во время работы над картиной. Сотрудник Мюнхенской пинакотеки Фолль указывал на очевидные значительные pentimenti, в результате которых, возможно, фигура Филиппа была превращена в Павла. На голове Павла, посередине лба апостола, идет линия, которая является границей первоначального варианта лба. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее. Таким образом, апостол Павел раньше стоял совершенно в профиль и, должно быть, глаз его был направлен иначе.
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами; слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Будут люди, которые опираются только на себя, жадные, гордые, надменные, нечестивые, родителям непослушные, неблагодарные, всем мешающие, насильники, нецеломудренные, недобрые, дикие, предатели, кощунственники, самодовольные».
Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию, и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. И именно подпись под картиной напоминает о верности слову и внутренней стойкости в тех случаях, когда лжепророки проповедуют социальный и религиозный радикализм, грозящий опрокинуть весь строй духовной и материальной культуры. Только в Библии, где ни слова ни убавить, ни прибавить, Альбрехт Дюрер видит твердую основу, на которую следует опираться. Потому он и послал к нам своих современников — людей мятежа и преобразования, мыслителей и борцов, сознающих высшее назначение своего существования. Грубая мужицкая сила органично соединяется здесь с тончайшими проявлениями ума и силой страсти. Курфюрст Максимилиан, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее. Но божественное слово истины всегда выше тиранов и лжепророков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Альбрехт дюрер четыре апостола
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. «ЧЕТЫРЕ АПОСТОЛА»
Далее следовали высказывания каждого из изображенных апостолов.
Для ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА (слева, в красном плаще, самый молодой – его символ орел) выбрана знаменитая цитата о духах (« Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они … ») ;
для АПОСТОЛА ПЕТРА ( он рядом с Иоанном, держит в руке ключ) – цитата о лжеучителях («Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители …»);
для ДЛЯ ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА (он на правой доске, симметрично Петру) – цитата из его евангелия, слова Христа о книжниках («… остерегайтесь книжников …»);
для АПОСТОЛА ПАВЛА (в белом плаще, справа) не менее хрестоматийный текст из послания к Тимофею о людях последних времен («Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие …»)
Все тексты – суть предостережения от выбора неверного и призывы к верному выбору. Для Германии середины 16-го века (Крестьянская война), времени страстного, утверждающегося протестантизма, времени, возможно, больше всего походившего именно на апостольские времена первых веков христианства, когда среди тысяч странствующих проповедников, лавины теологических споров, войны, убийств, преследований нужно было различить единственно правильное, ВЕРНОЕ учение, единственно ПРАВЕДНОГО учителя эти «ссылки» Дюрера были понятны.
Но тексты текстами. Слов все равно никто не слышит, а слышит – не исполняет. Тем более, что через 100 лет (всего лишь!) баварский курфюст забрал диптих в Мюнхен, цитаты отпилил, а в Нюрнберг отправил копии картин и отпиленные цитаты, в утешение.
Потрясают образы, их грозная сила, их тревожная, выступающая из тьмы бытия мощь.
Фигуры тесно вписаны в форматы досок. Виртуозно (так умел только Дюрер!) закомпонованы. Четыре – но не евангелиста. Два евангелиста, два апостола. Но симметрия перекрестная (по смыслу): Иоанн – Павел; Петр – Марк. Иоанн – в алом плаще – Павел в белом. Они, безусловно, основные фигуры с точки зрения композиции. У Иоанна и Петра глаза устремлены в открытое Евангелие. Его крепко, но спокойно держит Иоанн. Взгляд Павла напряженно тревожен. Марк – смотрит на Павла. Его глаза тоже полны тревоги. Книга Павла – закрыта, она тяжела, велика. Три почти судорожно сжатых руки рядом: Павел сжимает книгу и посох, Марк – свиток. И тьма, тьма.
Было множество интерпретаций:
Четыре темперамента: Иоанн –сангвиник; Петр – флегматик; Марк – меланхолик; Павел – холерик.
Четыре этапа прихода истины в мир. Первый апостол — чистый искатель истины. Мыслитель и философ. Второй — толкователь истины. Ученый. Третий — уже не мыслитель, а деятель. Начинает борьбу за утверждение истин. Четвертый — не рассуждает и не хитрит. Есть свои и прочие. Последние должны быть уничтожены. Палач
Так проф.Вернадский комментировал репродукцию, висевшую в комнате жены.
Современная социологическая,о продвижении идеи: Иоанн – духовный лидер, Петр – методист, Марк – менеджер, Павел – политик.
Manon&Gabrielle.»Четыре апостола А.Дюрера».Библиография: Отто Бенеш.ИскусствоСеверного Возрождения.М.,1973.
Описание картины Дюрера “Четыре апостола”
Картину “Четыре апостола” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1526 году.
Квартет темпераментов и умов в диптихе
Гениальный живописец оставил потомкам много работ, но одной из самых значимых стало его последнее произведение — “Четыре апостола”.
Речь идет о диптихе, выполненном на двух деревянных панелях, соединенных между собой.
Слева находятся изображения апостолов Иоанна и Петра, справа — Марка и Павла.
Если не видеть диптих в реальности, складывается впечатление, что он огромен. На самом деле его высота едва превышает двух метров. Апостолы выполнены практически в натуральную величину.
Талант художника придал фигурам апостолов такое величие, что зритель ощущает свою ничтожность по сравнению с ними.
Разделение на две части не бросается в глаза – настолько композиция выглядит единой. Апостолы заняты напряженными размышлениями, они дискутируют между собой. Этим мастер стремился продемонстрировать высоту, на которую может вознестись человеческий дух.
На темном фоне картины резко выделяются благородные лица апостолов. У каждого из них – высокий лоб и внимательный взгляд, что подчеркивает важность человеческой мысли для автора.
На картине есть надпись, выполненная мастером каллиграфии Иоганном Нейдерфером, которая гласит, что каждый апостол символизирует четыре человеческих темперамента:
Такое объяснение лишний раз дает понять, что Дюреру важно было изобразить людей с их достоинствами и недостатками, вместе с тем, подчеркнув их желание совершенствоваться, чтобы приблизиться к Господу и стать достойными его.
Художник создал свой шедевр в период Реформации, поэтому под фигурой апостола Иоанна была приведена выдержка из 2-го послания Петра: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители…”.
Мастер принес картину в дар своему родному Нюрнбергу. Городской совет решил отблагодарить художника, и выплатил ему значительную сумму.
Рассказывают, что курфюрсту Баварии Максимилиану очень хотелось заполучить диптих, поэтому нюрнбержцы вынуждены были пожертвовать картиной. Правитель Баварии, будучи католиком, распорядился отпилить еретическую надпись. Лишь в XX веке надпись и диптих воссоединились.