храм анчисхати в тбилиси
Церковь Анчисхати (Тбилиси)
Анчисхати — церковь Рождества Бородицы, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси, датируется VI веком. Принадлежит Грузинской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Церковь Анчисхати (груз. ანჩისხატი) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением.
Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт.
Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II.
Архитектура [ править ]
Анчисхати — трёхнефная базилика с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции. Первоначально она была построена из блоков жёлтого туфа, во время реставрации 1958—1964 использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX веком, кроме запрестольного образа, созданного по приказу католикоса Николоза VI (Амилахвари) в 1683 году.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: на автобусе (№№ 2, 25, 31, 37, 39, 43, 44, 46, 50, 59) до ост. Бараташвили
Церковь Анчисхати
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии VI века можно найти в Старом Тбилиси, она имеет неофициальное название — церковь Анчисхати — по наименованию Анчийской иконы, которая 200 лет находилась на территории храма, а сейчас хранится в Музее искусств Грузии. Икона Спасителя из Анчи написана в технике византийской живописи, а первые ее упоминания датируются временами правления царицы Тамары. В Анчисхати икона попала приблизительно в XVII веке.
Хор Анчисхати
За время своего существования храм Анчисхати был множество раз разрушен и восстановлен, во времена СССР она использовалась в качестве музея и художественной мастерской. А в наше время храм Анчисхати известен среди туристов знаменитыми святыми грузинскими церковными песнопениями в исполнении одного из самых лучших хоров страны — хора певчих храма.
Самые яркие песнопения совершаются во время Храмового престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый ежегодно 21 сентября. Это же празднование считается храмовым у собора Метехи, так что туристы в это время обычно посещают оба собора. В храме Анчисхати также ежедневно проходят церковные службы и совершаются разнообразные религиозные обряды.
История
Церковь Анчисхати является одним из самых древних грузинских храмов, сохранившихся до настоящего времени, а также самым старым в Тбилиси и вторым по возрасту в Грузии сразу после Болнисского Сиона. Она была возведена правителем Иберии Дачи Уджармели примерно в 522–534 годах, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии. В это же время персами было полностью разрушено царство Иберийское, убит Вахтанг Горгасал, а его сын сделал Тбилиси столицей, закончил строительство городской крепости и решил воздвигнуть храм.
Базилика Анчисхати в XV–XVII веках была несколько раз разрушена и восстановлена, чему способствовали постоянные войны с турецкой и персидской армией. Еще одно свое наименование — Анчисхати — храм получил в 1675 году, когда в нее из Анчийского Тао-Кларджети была доставлена старинная энкаустическая икона Спасителя — так называемая Анчийская икона в серебряном с золотыми вкладками окладе, выполненном в XII веке мастером-златокузнецом Бека Опизари. Сохранившаяся при османском нападении икона, написанная горячими красками на основе воска, находилась затем в храме на протяжении нескольких веков, а с 1920 года расположена в фонде Государственного музея искусств Грузии.
Также в 1675 году католикосом Доменти к храму была пристроена колокольня из кирпича. Позже, в 1870-х годах к зданию церкви был добавлен свод и купол, ее планировка претерпела достаточно сильные изменения, стены оштукатурены и побелены, а к западной стене была пристроена звонница с шатровым куполом. Во времена СССР церковь Анчисхати несколько раз пытались разрушить, но, благодаря активной деятельности Давида Арсенишвили, ее просто стали использовать в качестве площадки для музея продуктов ручного труда, а чуть позже — как художественную мастерскую.
С 1958 по 1964 год церковь была полностью отреставрирована под неусыпным контролем архитектора Гвердцители. После реставрации зданию был возвращен внешний вид XVII столетия. В 1989 году храм был вновь открыт для верующих.
Архитектура
Здание церкви Анчисхати построено в виде прямоугольника. Двери храма украшены старинным крестом, который был изготовлен Святой Нино. На передней стене здания можно разглядеть древний медальон с крестом, вырезанный из камня. Храм является трехнефным, его интерьер делится на три отделения аккуратными рядами колонн, полукруглые апсиды базилики выполнены в виде подковы, что является свидетельством древности здания. Изначально Анчисхати была воздвигнута из блоков, выполненных из желтого туфа и камня, а во время ее полной реставрации в XX веке часто за основу брался кирпич. Входы и выходы из храма расположены на трех его сторонах, но в настоящее время открыт только один — на западном фасаде с улицы Шавтели. Все выходы украшены массивными деревянными дверями с орнаментов из традиционного грузинского креста и виноградной лозы.
В церкви Анчисхати хранятся различные старые иконы, которые сохранились до нашего времени. Одна из самых старых — запрестольный образ, выполненный в 1683 году по заказу католикоса Амилахвари Николоза VI. Большая часть остальных икон написана в XIX веке. Также в храме покоятся мощи святого католикоса Евдемоза I Диасамидзе, который был главой Грузинской православной церкви в 1630–1638 годах.
Своды и арки церкви украшены фресками, выполненными в стиле XIX века. Внутри строения каждый турист ощущает загадочную и мистическую таинственную атмосферу. Интерьеры храма сложно разглядеть из-за темноты, царящей здесь. Лучше всего сохранились восточные и западные части церкви, а больше всего разрушена северная стена.
Церковь Анчисхати в Тбилиси на google-панорамах
Как добраться до церкви Анчисхати в Тбилиси
Достопримечательность расположена на улице Иоанна Шавтели. Лучше всего сюда добираться от проспекта Бараташвили, на котором расположены конечные остановки большого числа автобусов. От проспекта необходимо двигаться в сторону моста, после чего свернуть направо на улицу Шавтели. Примерно через 50–100 метров будет видна церковь.
От Сионского Собора из центра города можно добраться до храма по одноименной улице, двигаясь по ней в северном направлении в сторону улицы Ираклия, через дворцовую площадь и Патриархию, свернув затем на улицу Шавтели. Путь займет около 500 метров и 5 минут.
Можно воспользоваться общественным транспортом города. Ближайшая к церкви станция тбилисского метро называется Площадь Свободы, она расположена на линии M1 и достаточно далеко от достопримечательности. Ближе расположена автобусная остановка под названием «Baratshvili», на ней останавливаются маршруты под номерами 2, 25, 31, 37, 44, 46, 55, 59 и 137.
Также можно доехать до церкви Анчисхати на такси: Red Taxi Tbilisi, Tbilisi Taxi, Taxify Georgia, Taxi 24 и многих других.
Видео о церкви Анчисхати в Тбилиси
Церковь Анчисхати в Тбилиси.
Пожалуй, вряд ли в каком городе можно найти столько старинных церквей, как в Тбилиси. Одной из них является небольшая базилика Анчисхати (храм Рождества Девы Марии). Постройка датирована VI веком нашей эры.
Стиль строения
Построена базилика в стиле древнего палестинского зодчества. В переводе с греческого языка слово «базилика» означает «царский дом».
Здание обладает прямоугольной формой и дополнено полукруглыми апсидами. В храме имеется три выхода. Массивные двери из дерева традиционно украшены грузинским крестом, основой которого является виноградная лоза. Именно с крестом такой формы Святая Нина проповедовала в Грузии христианство.
С западной стороны постройки расположен высеченный медальон с крестом. Это самая ранняя часть церкви. Верхняя надстройка неоднократно подвергалась переделке с XVII по XIX век.
По чьему указу был воздвигнут храм?
Историки предполагают, что храм был воздвигнут царем Иберийского царства Дачи Уджармели (522-534 гг.), преемником царя Вахтанга Горгасала, сделавшего Тбилиси столицей Грузии.
Откуда появилось второе название?
Своим оригинальным названием базилика обязана иконе Христа Спасителя. В XVII веке по причине нашествия войск Османской империи она была перенесена из Анчийского кафедрального собора, находившегося в Тао-Кларджети, в церковь Девы Марии. Таким образом, грузинские священнослужители пытались спасти свою реликвию от уничтожения врагами.
Интересно, что первоначально святыню прятали в семье грузинского князя Иотама Амилахвари (старинный род в Грузии) в селении Чала.
Предание об иконе
По преданию в сирийском городе Эдессе тяжело заболел царь Авгарь. Он решил обратиться за помощью к Иисусу и написал ему прошение об излечении. В обмен правитель предлагал ему свой город в качестве укрытия от евреев. Письмо было отправлено с известным художником древности Ананием, которому также было поручено передать образ Христа через картину.
Посланник достиг Иерусалима. Он увидел Иисуса окруженным толпой. Приблизиться к нему было невозможно. Намереваясь изобразить Спасителя на Холсте, Ананий встал на один из камней, который смог немного возвысить его над землей. С этого места он пытался внимательно всмотреться в лицо Христа.
Несмотря на все старания живописца, у него не получилось передать на холсте одухотворенность лика Иисуса. Заметив тщетные старания художника, Спаситель велел апостолу Фоме подвести к нему человека, который пытался его нарисовать. Иисус назвал художника по имени и задал вопрос о письме, которое было послано царем Авгарем.
Ананий, удивленный прозорливостью Христа, в изумлении протянул сверток. Иисус написал ответ на письмо правителя, а затем попросил принести ему воду и умыл в ней свое лицо. На убрусе, которым вытерся Христос, появилось его изображение. Так как борода Спасителя была промокшей, то она отобразилась на иконе в форме клина из одной пряди. По этой причине икону зачастую именуют «Спас Мокрая Брада».
Художник Ананий отправился в родной город в сопровождении апостола Тадеоза.
На протяжении 6 лет царь Авгарь, страдающий от проказы, не мог встать с постели, но прикоснувшись к божественному лику, получил долгожданное исцеление. Потрясенный чудодейственной силой иконы, он приказал поместить ее в одной из ниш над главными воротами, ведущими в Эдессу. Таким образом, была низвергнута языческая религия. Правитель приказал преклоняться перед новой святыней.
Немного позже ниша с изображением Христа была закрыта плитами из глины и кирпича, чтобы язычники не смогли ее осквернить.
В середине VI века царь Персии Хосров покорил Эдессу. Епископом Евлалием был ниспослан знак свыше. Богоматерь попросила извлечь икону из ниши. Священнослужителем был отдан приказ о разрушении потайного места. Каково же было удивление людей, когда открыв стену, они увидели горящую свечу и изображение Христа на табличке из глины. После молитвы перед святыней в лагере врагов начались распри, и иранское войско вскоре отступило.
В первой половине VII века город Эдесса окончательно перешел во владение арабских захватчиков. Поклонение святыне не позволялось. Икона была перевезена в Византию, а в начале XIII века столица государства Константинополь была осаждена крестоносцами.
С целью сохранения образ был перевезен в Грузию в княжество Тао-Кларджети. Святыня была помещена в Анчийском соборе, а позднее в храме Девы Марии. Так возникло новое название церкви Анчисхати. Слово «хати» в переводе с грузинского означает «икона».
Образ был заключен в оклад из серебра с золотыми включениями. Автором работ явился знаменитый средневековый мастер Бека Опизари. Реставрация была проведена по указу царицы Тамары.
Позднее в XVII образ был заключен в раму, вставки которой были покрыты гравюрами в национальном грузинском стиле.
Образ написан горячими красками на основе воска.
В настоящее время он хранится в национальном музее Грузии.
Изменение облика базилики Анчисхати
Облик церкви претерпевал коренные изменения при персидском и иранском нашествии. Последние реконструкционные работы были проведены в XVII веке. Каждое вмешательство в стиль архитектуры способствовало изменению постройки. С течением времени появились своды, уровень пола был приподнят, а сами стены подвергнуты переделке.
Реставрационные работы, проведенные XVII веке, возглавлялись католикосом Картли Доментием. К концу XIX века к храму был добавлен свод, а к основному зданию пристроена колокольня и купольная часть. Что касается фресок, то время их возникновения также относится к XIX веку.
Состояние церкви в советскую эпоху
В незапамятные советские времена в церкви располагалась мастерская кустарных умельцев, а позднее художественная студия. С 1958 по 1964 год в храме проводилась реставрация. Изначально строение было воздвигнуто из туфа желтого цвета, но при реставрации, проведенной в советскую эпоху, был применен обычный красный кирпич.
Возобновление богослужения было осуществлено по благословению Католикоса Грузии Ильи II в 80-х гг. прошлого столетия. Церковь вновь приобрела свое первостепенное значение.
Церковь сегодня
Ценность храма состоит в том, что он представляет собой памятник раннего христианства.
В настоящее время в нем проводятся церковные службы. Туристы могут услышать святые песнопения Грузии, которые исполняются одним из лучших хоров, а также увидеть сохранившиеся до наших дней древние иконы. Все образы были написаны в XIX веке. Исключение составляет запрестольный образ, созданный в XVII веке по указу католикоса всея Грузии Николоза VI.
Само кирпичное здание, как уже упоминалось, включает три выхода, но на сегодняшний день функционирует лишь один, расположенный с запада.
В церкви проводятся не только церковные службы, но и различные религиозные обряды.
Храм Анчисхати является воплощением основ христианской религии. Старинные фрески раскрывают перед посетителями истоки мироздания.
Важное место в храме является святилище, в котором находятся культовые иконы.
Отзывы туристов
Отзывы туристов, посетивших это историческое место, свидетельствуют о том, что оно поражает своим неповторимым колоритом и особенной аурой. Церквушка небольшого масштаба способна оставить неизгладимое впечатление в сердцах прихожан. От ее стен исходит некое величие и умиротворение.
Как попасть в базилику?
Церковь находится в городе Тбилиси по адресу: ул. Шавтели 9. Функционирует с 9:00 до 19:00.
Попасть в нее можно, воспользовавшись автобусами No 2, 25, 31, 37, 39, 43, 44, 46, 50, 59, которые отходят от конечной остановки «Бараташвили».
Фото: shutterstock.com
Еще больше информации о Тбилиси:
АНЧИСХАТИ
Церковь Рождества Девы Марии: Анчисхати. Икона Спасителя. Икона Иисуса Христа. Грузинские иконы. Великие иконы. Реликвии.
Церковь Рождества Девы Марии (Анчисхати) была возведена в VI в. сразу после перенесения столицы Грузии из Мцхета в Тбилиси. “Анчис Хати” – в переводе “Анчийская икона” (знаменитая икона Спасителя, хранившаяся ранее в кафедральном соборе Анчи (Южная Грузия). Икона принадлежала царице Тамаре.
Церковь выстроена в виде базилики – характерной для архитектуры раннего христианства и представляет собой продолговатое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Во время многочисленных войн храм разрушался, восстанавливался и снова разрушался. В 17 веке церковь вернули к жизни, отстроив заново, тогда же она получила и нынешнее название после переноса сюда знаменитой иконы Спасителя из кафедрального собора Анчи в Южной Грузии. Многие верующие считают икону Спасителя нерукотворной, а лик на ней не нарисованным, а возникшим на полотне после приложения Иисусом Христосом своего лица. Получается, что это икона 1 века. Также существует теория академика – искусствоведа Шалва Амиранашвилли, согласно которой икона сделана с помощью техники энкаустики (горячими восковыми красками). Техника появилась в 6 веке в Византии. Первоначально икона принадлежала царице Тамаре, но получила широкую известность в 12 веке после того, как придворный златых дел мастер сделал для нее оклад из серебра со вставками из золота. В 12 веке икона оказалась у семьи Амилахвари и была передана в дар тбилисской церкви Святой Марии, где она находилась более 200 лет. В конце 19 века по настоянию экзархов Грузинской Православной церкви, опасавшихся за ее сохранность, древняя икона в числе других ценностей была передана в Церковный музей, который до 1936 года был частью Музея искусств.
Церковное здание имеет входы с трех сторон, но в наши дни используется только один – западный. Все иконы церкви датируются 19 веком, кроме запрестольного образа. На западном фасаде храма высечен медальон с крестом, сохранившийся от самой ранней части строения. Перед западным фасадом Анчисхати, на краю улицы выше уровня храма, расположена кирпичная колокольня с аркой в нижней ее части. Построена она была католиксом Доментием в 1675 году во времена усиления проникновения восточных архитектурных стилей. Вместе церковь и колокольня – это пример синтеза грузинской христианской архитектуры и персидского культурного влияния. По замыслу строителей колокольня должна была восприниматься прежде всего как часть общего ансамбля улицы. Церковь стала снова действующей с 1989 года.
ИКОНА СПАСИТЕЛЯ ИЗ ХРАМА АНЧИСХАТИ
Старинный храм Анчисхати, притаившийся в историческом центре Тбилиси
Анчисхати — старинный храм Рождества Богородицы VI века в Тбилиси, расположенный в Старом городе. Однако, для туристов это не самое привлекательное место. Храм Анчисхати не назовешь фотогеничным зданием или храмом с особой историей. Но все же, и это место кое-чем интересно.
История
Судьбу церкви не назовешь легкой: в период войн с XV по XVII века она не раз разрушалась и отстраивалась заново. Советское время тоже не было безмятежным, антиклерикальная политика советов поставила под угрозу сохранность храма. Его удалось отстоять, в большей степени благодаря деятельности Давида Арсенишвили. Тем не менее, назначение здания изменилось, теперь там был расположен музей, а после — мастерская для художников. Реставрация, длившаяся с 1958 по 1964, вернула храму прежний вид XVII века. После этого в период перестройки в 1989 году, здание опять приобрело свое первоначальное назначение действующего храма.
Базилика сегодня
Полюбоваться старинным храмом можно с северной или же с восточной его сторон. С улицы же Шавтели, где расположен единственный вход, вам не удастся рассмотреть здание полностью, т.к. оно отгорожено колокольней. Зайти стоит: местный церковный хор знаменит ярким исполнением старинных песнопений. Прийти в церковь можно почти в любое время.
Храм представляет интерес как ранняя базилика или же как памятник того далекого времени, когда другой тип строения церкви просто не применялся. Внутренний вид здания не характерен для классической базилики, где колонны принято ставить в линию. В Анчисхати 4 колонны расставлены в форме квадрата, что связано скорее всего с его многочисленными реставрациями, в ходе одной из которых колонны были возведены более современным способом — вписанными в квадрат. Эту версию подтверждает тот факт, что колонны состоят из кирпича. В то время, когда строился сам храм, так не делали.
Если внутреннее убранство храма может не представлять особо интереса для обычного человека, то про его окрестности подобного не скажешь: храм расположен в очень атмосферной части города. Рядом можно прогуляться по популярной у туристов пешеходной Улице Шавтели. Тут же расположен известный театр марионеток Резо Габриадзе.
Справка! Если вам выпала удача посетить Анчисхати, помните, что таких православных базилик осталось очень мало, и этот храм — редкость в своей роде. В России к примеру, подобных церквей нет вообще, а в Грузии — считанные единицы.
Как добраться?
Удобнее всего добраться будет с проспекта Бараташвили. Там расположена конечная остановка многих автобусов. Если вы решите начать путь с этого места, то нужно будет пройти в сторону моста и до скульптуры «Квирикаоба» (танцующие люди). Далее свернуть направо, после чего вы окажетесь на улице Шавтели. Через пару минут ходьбы вы уже сможете увидеть Анчисхати. Подробнее смотрите на карте:
Если же вам нужно прийти к месту из центра, то просто идите на север по Сионской улице, далее по улице Эрекле (или Ираклия), через дворцовую площадь, проходя мимо Патриархии и выйдя на Шавтели.
Также можно пройти до храма по набережной.