александровский монастырь в суздале официальный сайт авель
Александровский женский монастырь (Суздаль)
Мiръ Россия Владимирская область Александровский женский монастырь (Суздаль)
Александровский женский монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
Содержание
История [ править ]
В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин).
Описание [ править ]
Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен тёплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремлённых ввысь барабанов.
В XVIIIв. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть ее и Святые ворота, реставрированные в 1947г. Ворота сверху завершаются граненым ярусным барабаном с маленьким куполом. Строил ограду суздальский зодчий Грязнов, который участвовал и в строительстве Троицкого монастыря (ныне уничтоженного); неудивительно, что они имеют общие черты со Святыми воротами последнего, которые сохранились как часть стены соседнего Ризположенского монастыря.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Суздаль, ул. Гастева, д.3
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Александровский монастырь
Это очень тихое и красивое место, которое непременно стоит посетить. Вид на комплекс настолько живописен, что нередко художники старались изобразить его на своих картинах. Находится он буквально в нескольких сотнях метров от центральной улицы Ленина. Так что гости города могут совершить пешую прогулку до одного из самых интересных исторических сооружений и достопримечательностей Суздаля.
История Александровского монастыря в Суздале
Монастырь был основан еще в 13 веке. По ряду данных основал его сам Александр Невский. Как гласят летописи, он завещал построить обитель перед сражением с немецкими рыцарями в 1240 году. И он же в итоге построил первую деревянную церковь будущего комплекса. Правда, строение это до наших дней не сохранилось, уцелели только сведения о нем. В различные периоды своей истории, в том числе в 14 веке, деятельности монастыря сочувствовали и симпатизировали правители. Именно поэтому он получал в ведение земли и угодья. Предполагается, что именно в это время монастырь стали называть «Большой лаврой». У него было благотворительное предназначение.
В монастыре получали кров и пропитание вдовы и сироты, которые после набега врагов на Суздаль оставались без кормильцев. К сожалению, все сооружения того периода истории комплекса уже утеряны. Причиной тому агрессивные действия польско-литовских захватчиков, усилиями которых в начале 17 века Суздаль был буквально разорен. Конечно, серьезно пострадал и Александровский монастырь, который был практически уничтожен. Некоторые строения были возведены в скором времени, но и они простояли недолго.
Ближе к концу 17 века началось полноценное восстановление обители. Сама царица Наталья Кирилловна преподнесла средства на эти работы.В 1695 году на территории монастыря построена Вознесенская церковь. При этом воздвигли ее именно на месте, где раньше находился деревянный шатровый храм. Церковь построена в характерном для того времени стиле. Он монументален и строг. Архитекторами использован высокий четверик с двумя ярусами окон, увенчанный высоким пятиглавием. Сам четырехгранник украшен шестью кокошниками. Окна конструкции декорированы узорными наличниками. Интересно, что на первом уровне они напоминают наличники Петропавловской церкви, второй ярус отличается уже тем, что окна дополнены оригинальными фигурными колонками. В дальнейшем такой вариант декора распространится и на другие храмы Суздаля.
На фасадах центральной части храма можно увидеть порталы, украшенные «бусинами» из белого камня. С восточной стороны главной части церкви расположена скромных размеров апсида. С западной стороны, находится паперть. В ее северной стене есть дверь. Через эту дверь можно зайти в так называемый «теплый» пристрой. Учитывая его температурные особенности – его предназначением стали зимние богослужения.
Необычно выглядит колокольня, разместившаяся на территории монастыря. Если, конечно, сравнивать ее с другими подобными сооружениями Суздаля. По сути это восьмигранник, в основании которого находится невысокий куб. Покрывает всю эту конструкцию высокий шатер. В плане украшений колокольни примечательно полное их отсутствие. Собственно эта особенность придает зданию особый строгий стиль. Колокольня, стоящая рядом с собором, возвышается над всем остальным ландшафтом и благодаря высокому вытянутому шатру видна издалека. Если забраться на звонницу, то можно увидеть замечательную панораму окрестностей Суздаля.
В 18 веке монастырь обзавелся собственной оградой, возведенной из кирпича. Она была дополнена оригинальными башенками, которые имитировали более монументальные башни, обычно предназначавшиеся для обороны.
Святые ворота Александровского мужского монастыря
Тогда же были построены и Святые ворота. Все эти сооружения являются работой суздальского каменщика Грязнова. Он также принимал участие в возведении Троицкого монастыря. До наших дней в Александровском монастыре сохранилась лишь часть ограды, созданной Грязновым. Специалисты отмечают, что утрата значительных участков стены является одной из главных потерь в архитектурном облике монастыря.
К счастью, уцелели Святые ворота, которые были отреставрированы в 1947 году. Они представляют из себя простое сооружение с одним пролетом, без излишеств. Из дополнений конструкции – лишь восьмерики, которые в свою очередь были декорированы главкой.
История монастыря как женской обители завершилась в 1764 году, когда по итогам реформ Екатерины II многие подобные учреждения были упразднены. С этого момента главный храм комплекса стал приходским.
Уже в 21 веке статус монастыря изменился. В 2006 году Владимиро-Суздальская епархия взяла его в свое ведение. С этого момента обитель возобновила свою деятельность, но уже в качестве в качестве мужского монастыря
Как добраться до Александровского монастыря
Монастырь располагается на берегу реки Каменка между Спасо-Евфимиевым и Ризоположенским монастырями. Проход от центральной ул. Ленина.
Александровский монастырь в суздале официальный сайт авель
Свято-Александровский мужской монастырь
Александровский монастырь, вид от Покровского монастыря
— Культурный слой Александровского монастыря (ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв.) находится в северо-западной части города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка.
Церковь Вознесения Господня
Пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны и сына ее Царя Петра Алексеевича, вместо бывших двух церквей.
Шатровая колокольня Александровского монастыря
Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.
Святые ворота
В первой пол. XVIII в. вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в кон. XVII в. в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей.
В начале XVIII столетия во главе обители стояла игумения Капитолина. На ее имя имеется указ от 1717 года Преосвященного Игнатия Суздальского, данный в ответ на челобитную настоятельниц монастырей — Троицкого, Александровского и Ризоположенского. Челобитчицы указывали на то, что в их монастыри по обещанию приходят вкладчицы, живут в монастырях белицами, ожидая пострижения, постригать же их без архиерейского разрешения они не смеют; а между тем с прекращением руги «они богомолицы заскудали скудостью большою». «Раньше пострижениц было много и мы от того все питались, писали монахини, а ныне ничего нет». Челобитчицы просили посему учинить рассмотрение. Очевидно, челобитье вызвано было строгими распоряжениями Петра Великого, ограничившими новые пострижения в монастыри и чувствительно задевшими материальные интересы Суздальских женских монастырей, пользовавшихся доброхотными вкладами своих состоятельных пострижениц. Епископ Игнатий в ответ на челобитье велел послать в Суздальские женские монастыри указы, в которых разрешались новые пострижения без испрашивания каждый раз особого соизволения Владыки, но со строгим разбором постригающихся.
Другой циркулярный указ в Суздальские монастыри послан был в 1732 году; его вызвало нарушение дисциплины именно в Александровском монастыре. Монастырем правила в это время игуменья Маремьяна. 6-го августа, с ее разрешения, одна из монахинь отлучилась в Спасо-Евфимиев монастырь, здесь ночевала и возвратилась только на другой день вечером с боевыми знаками на теле. По этому поводу Гавриил, епископ Суздальский, настрого подтвердил всем настоятелям и настоятельницам монастырей, «чтобы в монастырях монашествующие содержаны были, как правила и указы повелевают, и чтобы всякое послабление весьма было пресечено».
В конце 30-х годов в Александровский монастырь стали посылать для содержания под стражей до производства Расследования и раскаяния раскольниц. Но опыт оказался неудачным. В 1738 году прислали сюда для содержания под караулом двух раскольниц. Одна из них вошла в соглашение с караульным солдатом и ночью бежала; другая осталась только потому, что «лежала в расслаблении». На произведенном следствии игуменья Елена сумела оправдать себя и доказать свою невиновность. Дело ограничилось отсылкой в провинциальную канцелярию присматривавшего за раскольницей солдата. Но из Александровского монастыря взяли вторую раскольницу и поместили в Покровском монастыре, «понеже в том монастыре (Покровском) те раскольницы содержание имеют твердое».
Сохранившиеся архивные документы позволяют восстановить то ружное жалованье, которое выдавалось из Коллегии экономии Александровскому монастырю в конце 30-х годов. В ведомости Коллегии экономии за 1737 год показано на содержание монастыря 100 р. 88 к. и на церковную потребу 6 руб. Из выдаваемого денежного жалованья игуменья получала 3 руб. 50 коп. и монахиня по 1 руб. 75 коп. При ревизии 1744 года во владении монастыря числилось всего три души. В 1744 году в монастыре было только 32 монахини, вместо обычной нормы в 50 человек.
Все эти цифровые данные говорят о материальной скудости обители в половине ХVIII века. В виду такой скудости игумении Елене в 1748 году выдан был Епархиальною властью указ, разрешающий «собирать по верующим в гор. Суздале и Суздальском уезде доброхотныя жертвы на покрытие церкви кровлею и на свечи, ладан и всякую церковную потребу».
При той же игумении Елене в 1749 году, по просьбе ее и приходских людей, диаконом к Вознесенской церкви определен был состоявший при ней дьячком Никита Иванов. Это тот самый, надгробный памятник которого доселе сохранился в холодной паперти Вознесенской церкви с надписью: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви иерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». На другой стороне камня помещено: «Жизни его было 89 лет, 11 месяцев и 5 дней, а служил при той церкви 70 лет». Далее помещена следующая эпитафия: «Жизнь долголетняя хвалы его венец, он дни свои провел в молитвах и пощеньи, чад добре воспитал, быв нежный им отец, Всевышний упокой его в Твоем селеньи».
К Вознесенской церкви дьячок Никита Иванов определен в сентябре 1743 года. Штат духовенства при Вознесенской церкви состоял из попа, диакона и дьячка, а с 1750 года и пономаря. Содержался он частью в счет ружного жалованья, выдаваемого из Провинциальной канцелярии — 9 р. 77 ½ коп., 3 ½ четвертей хлеба, выдаваемого игуменией из того хлеба, который она получала от Спасо-Евфимиева монастыря за взятую у Александровского монастыря землю, и на деньги от Суздальского магистрата «за имевшуюся раньше пашенную землю, которая взята в посать, за семь юхтей с осминою». Кроме сего причт получал подаяние от приходских людей.
В 1764 г., при проведении секуляризации Екатериной II земель, Александровский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города.
К этому времени в монастыре, кроме игумении, числилось всего 20 монахинь. Внешний вид храма и монастыря по сохранившейся описи был таков. «Каменная церковь во имя Вознесения Господня имела пять глав, крытых деревянною чешуею и выкрашенных красками. В церковь вели двое входных дверей, при которых были паперти, с западной стороны — деревянная, с южной — каменная. По левую сторону Вознесенской церкви находился теплый придел в Имя великомученика Александра Пермского, с одной главой, обитой деревянною чешуею. Колокольня с шестью колоколами устроена была отдельно. Церковь была богато снабжена утварью и украшена многочисленными священными изображениями. На многих иконах ризы, венцы и цаты низаны были жемчугом. В храмах хранилась одна из древних икон св. мученика Александра с надписью: «Лета 7080 (1572) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монстыря архимандрит Нов в обители святого мученика Александра».
Кроме церквей, в монастырской ограде стояла одна настоятельская деревянная келья и 27 монашеских. Монашеские кельи построены были коштом монахинь, в виду чего при упразднении монастыря Преосвященный Суздальский распорядился передать кельи в собственность монашествующих, с тем, чтобы монахини перевезли их в те монастыри, где будут иметь дальнейшее пребывание, или же продали».
Так закончила свое существование одна из древнейших обителей. На месте ее остался один Вознесенский храм с теплым приделом во имя того св. мученика, в честь которого некогда в XIII веке построена была впервые монастырская церковь, мученик этот ныне именуется св. Александром Римским и память ему празднуется 13 мая. Александр мученик был чином воин, совершил по воле мучителей страдальческий путь от Рима до Византии и в Дризипаре во Фракии упокоился от своего мученического странствования, будучи усечен мечом при Максимиане (281 — 305). Между тем, насколько можно видеть из изложенного выше, в древнейших памятниках мученик, в честь которого посвящена была первая монастырская церковь, называется Александром Перским. Под Александром Перским, вероятно, надобно разуметь одного из 9 мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в Пергии Памфилийской. Память их празднуется 1 августа. Когда произошло переименование престола, на основании существующих у нас под руками материалов определить не имеем возможности, но, вероятно, в XIX уже веке. Возможно, что это переименование вызвано было желанием согласовать день рождения св. Благоверного Князя Александра Невского с днем памяти мученика, которого он носил имя. Днем рождения св. Александра Невского в настоящее время обычно называют 30 мая. Вследствие этого, может быть, из 14 мучеников, носящих имя Александр и встречающихся в святцах, выбран именно тот, память которого празднуется в мае месяце. Если действительно сделано так, то подобное переименование исторически оправдано ни в коем случае быть не может. Не надобно забывать, что день рождения св. Александра Невского определяется на основании Истории Татищева, относительно которого Бестужев-Рюмин справедливо заметил: «Он (Татищев) не мог еще критически отнестись к своим источникам, и потому верил многому. Это не умаляет достоинства его труда, но требует осторожности в пользовании известиями, которые встречаются только у него».
Иконостас Вознесенской церкви в Александровском монастыре.
Из икон находящихся в церкви в кон. XIX века, примечательна по своей древности была икона св. мученика Александра с надписью: «лета 7080 (1572 г.) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монастыря архимандрит Иов в обители святого мученика Александра».
К этой церкви была приписана Троицкая церковь села Троицы-Берег. [1]
Причта по штату было положено священник и псаломщик. Годовой доход причта: 150 р. от усадебной земли, 56 руб. 24 коп. процентов с госуд. бумаг и до 100 руб. за требоисправления, а всего до 300 руб. [1]
Приход: 7 дворов, 28 душ мужского пола, а женского пола 37 душ. [1]
Уволен за штат и. д. псаломщика Вознесенской церкви гор. Суздаля Сергий Холуйский, 2 мая 1906 г. Псаломщик села Глядкова, Суздальского уезда, Парфений Святухин, 26 мая, 1906 г. перемещен к Вознесенской гор. Суздаля церкви.
До войны и после войны — артель металлистов. Печи разжигали иконами. Ни одной иконы из этой церкви в музее нет.
Общий вид Александровского монастыря до рестоврации.
Собор Вознесения в процессе реставрационных работ.
Надгробная плита из Александровского монастыря XVII в.
В храме находятся гробницы:
— Вел. княгини Суздальской Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г.;
— Вел. княгини Агрипины, скончавшейся в 1293 г.
На одной из гробнице следующая надпись: «лета 6770 (1262 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Мария, въ инокиняхъ Марина Суждальская». На другой: «лета 6801 (1293 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Агрипина Суждальская».
Между местными жителями сохранилось предание, истинность которого подтверждали уже сошедшие в могилу старожилы, будто бы гробницы великих княгинь — каменные и будто бы они висят внизу в усыпальнице на цепях, прикрепленных к каменным столбам. Проверить это предание, к сожалению, нельзя, так как ход в усыпальницу заложен был еще в давнее время, хотя неизвестно когда и кем.
Башни ограды (XVIII в).
1. Церковь Вознесения Господня.
2. Колокольня (XVII в).
3. Иконописная мастерская (новодел).
4. Келии настоятеля (новодел).
5. Баня (новодел).
6. Келии жилые (новодел).
7. Гостевые келии (новодел).
8. Святые врата (XVIII в).
9. Башни ограды (XVIII в).
4. Келии настоятеля (новодел).
7. Гостевые келии (новодел).
Справа Александровский монастырь, в центре Спасо-Евфимиев монастырь, слева Покровский монастырь
Александровский мужской монастырь в Суздале
Над обрывом на левом берегу реки Каменки возвышается древний Александровский монастырь. Легенды приписывают его постройку Александру Невскому: в 1240 году в память о блестящей победе над шведами великий князь завещал заложить в Суздале обитель в честь своего ангела.
Содержание:
Краткая история
Уже в XIV веке монастырь пользовался милостью московских князей; Иван Калита и его сын Иван жаловали ему земельные угодья. С тех пор женская Александровская обитель (ныне — мужская) стала именоваться «Великой лаврой». Вероятно, в те времена монастырь был усыпальницей суздальских княгинь, о чём свидетельствуют два сохранившихся надгробия с надписями — Мария (1362) и Агриппина (1393).
Общий вид на Александровский монастырь
Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. В 1608 — 1610 годах польско-литовские захватчики испепелили Суздаль и сожгли Александровский монастырь. В 1695 году началось возрождение обители.
Суздальский митрополит Илларион получил от царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I — средства на строительство новой церкви с колокольней, освящённой во имя Вознесения Господня.
Вид на территорию Александровского монастыря
В первой половине XVIII века талантливый суздальский мастер И. Грязнов обнёс монастырь каменной оградой с башенками, стилизованными под оборонительные сооружения, и воздвиг Святые ворота. В 1764 году, когда Екатерина II провела секуляризационную реформу, предусматривающую закрытие части монастырей, Александровская обитель была упразднена, а её главная церковь — Вознесенская — обращена в приходскую. В 2006 году обитель, переданная в ведение Владимиро-Суздальской епархии, возобновила свою деятельность в качестве мужского монастыря.
Архитектурный ансамбль Александровского монастыря
Вознесенский собор
Вид на Вознесенский собор
Вознесенская церковь (ныне собор Александровского монастыря) относится к типичным для Суздаля слободским зданиям. Она представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей с пятью высокими, устремлёнными ввысь барабанами. Церковь имеет пятиглавое завершение, а её четверик поверху декорирован шестью кокошниками.
Окна собора украшены резными наличниками, дополненными простыми колонками в первом ярусе, и фигурными — во втором. Центральную часть фасадов занимают перспективные порталы, декорированные белокаменными «бусинами». С восточной стороны к главному объёму собора примыкает небольшая апсида, а с западной — паперть. Дверь в северной стене паперти ведёт в угловое помещение усыпальницы, пройдя которую, можно попасть в северный «тёплый» придел, переназначенный для зимних богослужений.
Монастырская колокольня
Вид на Монастырскую колокольню
Колокольня Александровского монастыря, стоящая рядом с собором, видна ещё издали благодаря высокому, стройному шатру. Она уникальна тем, что является единственной в Суздале звонницей шатрового типа, не содержащей украшений на фасадах.
Массивный восьмигранный столп звонницы, поставленный на низенький четверик, практически лишён декора. Шатёр колокольни, скромно декорированный резными арочными проёмами и слуховыми окнами, подчёркивает чистые грани восьмерика. С вершины звонницы открывается замечательная панорама окрестностей Суздаля.
Святые ворота
Вид на Святые ворота
От кирпичной ограды, окружавшей Александровский монастырь в XVIII веке, сохранились лишь фрагменты и главные врата с надвратной башней. Архитектура ворот проста: два восьмерика, поставленные один на другой, перекрыты тёсом. В нижнем ярусе ворот размещена широкая проездная арка, а верх башни увенчан главкой. Неслучайно ансамбль ворот напоминает Святые ворота Ризоположенского монастыря . Их воздвиг один и тот же мастер — Иван Грязнов, участвовавший в строительстве Ризоположенской обители.