алфавит для развития мозга
Упражнения для развития межполушарных связей
Что делать, если ребенок невнимательный? Как ему помочь учиться лучше? Как взрослому развить память и воображение?
Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
Правильно ли вы готовите ребенка к школе?
Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:
то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.
Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:
Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
4. «Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
5. Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
6. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
7. «Колечко»
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
8. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
9. Массаж ушей
Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.
Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.
Дата публикации: 17.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Фитнес мозга
Игра «Радуга»
В основу игры взят известный тест психолога Джона Ридли Струпа, направленный на создание дополнительных нейронных межполушарных связей в мозге.
Упражнение ориентировано на развитие цветовосприятия, скорости реакции, объема, распределения, устойчивости, концентрации, переключения внимания, умение выполнять сразу несколько действий одновременно (параллельный процессинг).
Читать правила игры
Правила игры «Радуга»:
Правила игры «Радуга ПРО»:
На экране появляются слова, обозначающие цвет (например, “синий”, “красный”, “зеленый”), которые находятся в прямоугольнике другого цвета.
Игра «Алфавит»
В основу игры взяты современные психологические подходы, направленные на создание дополнительных нейронных межполушарных связей в мозге и развитие координации движения.
Упражнение ориентировано на отработку скоординированных движений тела, развития объема, распределения, устойчивости, концентрации, переключения внимания, умение выполнять сразу несколько действий одновременно (параллельный процессинг).
Читать правила игры
Правила игры «Алфавит»:
На экране появляется ряд из двух букв — буква сверху и буква снизу.
* В английском варианте соответственно реагируем на нижнюю букву: “R”- right /правая рука/, “L”- left /левая рука/, “B”-both /обе руки/.
Правила игры «Алфавит ПРО»:
На экране появляются ряд из трёх букв — буква сверху, буква посередине и буква снизу.
* В английском варианте соответственно реагируем на нижнюю букву: “R”- right /правая нога/, “L”- left /левая нога/, “B”-both /обе ноги/.
Упражнение «Алфавит»
Упражнение «Алфавит» – техника перепрограммирования бессознательного. Она помогает поменять шаблоны поведения, изменить привычки, которые перестали быть полезными, победить ограничивающие убеждения и неприятные воспоминания. Также «Алфавит» можно использовать как технику интуитивного решения сложных задач, креативного мышления и получения ответов на сложные вопросы.
Шесть критериев, при которых процесс может быть успешным в вызове высокопродуктивного состояния:
АЛФАВИТ = вход в состояние сверхвысокой продуктивности = фитнес для мозга!
Цель игры
Цель игры Алфавит (как и всех игр Нового Кода НЛП) — вход в состояние сверх-высокой продуктивности (High Performance State). Электронный Алфавит Нового Кода НЛП — это современная модификация игры Нового Кода НЛП «Алфавит», созданной Джоном Гриндером. Джон Гриндер — один из создателей НЛП и автор «продвинутой» версии — Нового Кода НЛП.
Правила игры
Для того чтобы играть в Алфавит, игру (монитор или экран для проектора) нужно разместить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы и не наклонять при этом голову.
Выберите наиболее удобную для вас скорость Алфавита. Начинайте с 2 секунд. Ваша задача — произносить верхнюю букву а на нижнюю букву реагировать поднятием руки (П — Правой, Л — Левой, В или О — Вместе Обе руки). Очень высоко поднимать руки нет необходимости – поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя. Произносить буквы нужно обязательно вслух. Избегайте ненужных напряжений — старайтесь оставаться расслабленными и напрягайте только те мышцы, которые нужны для движений. Можно танцевать. Я рекомендую включать ВСЕГДА одну и ту же музыку. Тогда в дальнейшем, для входа в состояние сверх-высокой продуктивности — будет достаточно включить ИМЕННО ЭТУ МУЗЫКУ.
В случае ошибки вы просто продолжаете играть дальше. Смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в вызове состояния сверх- высокой продуктивности – это разные вещи. Поэтому поддерживайте баланс между той степенью сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными, и, в то же время, при которой игра является для вас интересной. Не бойтесь ошибаться, относитесь к игре легко.
Продолжительность игры в Алфавит определяется входом в состояние сверх- высокой продуктивности. Обычно это минимум 5 минут — максимум 10 минут.
Интенсивность состояния не обязательно будет большой – оно может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально. С опытом скорость появления состояния и его интенсивность возрастают. Приводимые ниже критерии не являются обязательными, наличия некоторых из них достаточно, чтобы определить появление состояния высокой продуктивности.
Категории тренажеров:
Популярные тренажеры:
Порекомендовать друзьям:
1818 KS: 22
Классическая таблица Вальтера Шульте была разработана выдающимся ученым и практиком для диагностики качеств внимания пациентов. Однако, данная психодиагностика вскоре приобрела образ тренировки для ума, так как показала отличные результаты. Другие исследователи и терапевты данной области не остались в стороне и совместно с доктором Шульте разрабатывали усложнения для его таблицы. Одним из таких расширенных тренажеров для ума, стала таблица Шульте-Горбова, которая и стала прообразом для упражнения «Шульте Алфавит». Она включает в себя не только цифры, но и буквы, а разные по цвету ячейки, в оригинальной версии, добавляют отвлекающего действия при тренировке.
Представленный тренажер не копирует полностью вышеописанную таблицу, а лишь перенимает принцип и благодаря цифровым технологиям, имеет возможность наращивать уровень сложности постепенно. Кроме того, добавлен эффект перемещения ячеек и их переворот, что непременно скажется на сложности прохождения задания.
Что тренирует
«Шульте Алфавит» имеет свои особенности и подходит для тренировки тем, кто знает, как минимум, один из алфавитов. Вся кажущаяся простота не должна вводить в заблуждение, так как это один из самых эффективных тренажеров внимания за последние столетие. Общие усилия и совместный опыт нескольких ученых, позволил «отточить» данный инструмент до максимального результата.
Угол восприятия и его тренировка
Центры анализаторов в головном мозге устроены так, что мы максимально восприимчивы к информации в определенном центре нашего внимания и прямо пропорционально теряем концентрацию в зависимости от отдаления в сторону от центра. Другими словами нам сложно воспринимать и оценивать объекты не попадающие в центр нашего внимания, от того места на котором мы сейчас сконцентрированы.
Данная таблица устроена таким образом, что идущие подряд буквы расположены не в привычном порядке и для поиска определенной из них нам нужно охватить взглядом всю таблицу, поскольку мы не будем знать, в каком направлении двигаться. Это позволяет путем многократных тренировок добиться расширения своего угла восприятия и одновременно видеть и анализировать большую площадь перед собой. Стоит уточнить, что размер рабочего поля также учтен при проектировании и имеет значение, не нужно увеличивать масштаб экрана при прохождении задания. В оде усложнения уровней, количество ячеек с информацией также увеличивается.
Развитие внимания
Прохождение этого упражнения для мозга, требует повышенной концентрации на всех этапах. Задания построены таким образом, что при успешном прохождении более легких уровней, сложность увеличивается и требует еще больше внимания для поиска необходимых буквенных ячеек. Такая нагрузка на анализаторы центральной нервной системы в умеренных количествах очень полезна и способствует развитию удержания внимания.
Тренировка реакции
Используя данный, достаточно простой тренажер, вы создаете нагрузку не только на анализаторы и их центры, но и на соответственные моторные функции, приводимые в действие центрами нервной системы. Ограниченное время подталкивает выполнять действия быстро и моментально после нахождения правильного расположения буквенных ячеек.
Скорость мышления
Используя сложные настройки, уже не достаточно просто широкого угла восприятия, приходится постоянно анализировать данные ячеек, которые к тому же еще и перемещаются. От того как быстро игрок способен это сделать, зависит конечный результат. Не менее важно удерживать в голове порядок букв выбранного алфавита.
Правила
Настроить уровень сложности тренажера можно выбрав какой алфавит будет отображен. Это может быть кириллица или латиница, в зависимости от этого, изменится количество букв алфавита, однако на высоких уровнях пустые ячейки заполняются отвлекающими символами. В ходе изменения данной настройки вы сможете наблюдать повышение или снижение коэффициента сложности в левом верхнем углу рабочего поля. Данный показатель напрямую влияет на трудность прохождения тренировки, но и повышает количество баллов за каждый правильный ответ.
Перемешивать – функция, при которой с каждой правильно выбранной ячейкой в таблице, их расположение будет меняться. Таким образом, не выйдет изначально запомнить координаты сразу нескольких последовательно идущих букв, но каждый раз их придется искать заново.
Переворот – усложняющее дополнение в виде хаотично перевернутых ячеек с буквами. Их непривычное расположение в пространстве утруднит поиск необходимой буквы и придаст сложности тренировке.
В начале игры таблица состоит всего с 9-ти ячеек, вместо классических 25-ти, однако на третьем уровне их будет 25, а дальше больше и соответственно сложнее. Уровень сложности повышается с каждой правильно сложенной до конца таблицей. Допущенные неправильные ответы задерживают этот процесс.
Кнопка рестарт, в правом верхнем углу рабочего поля, позволяет перезапустить тренировку без потери выбранных настроек сложности.
Начисление баллов и анализ прогресса тренировок
Для удобного отслеживания результатов каждой тренировки, по ее окончании вам начисляется соответствующее число баллов, основанных на нескольких важных показателях.
Формула начисления баллов за правильный ответ выглядит так:
Ваша сумма очков + КС*Уровень
КС – коэффициент сложности, он зависит от настроек сложности выбранных до начала теста, эту цифру вы сможете увидеть в верхнем левом углу рабочего поля. При усложнении настроек повышается коэффициент сложности.
Уровень – это не постоянная величина, в начале тренировки он имеет минимальное значение и растет на одну позицию с каждым правильным ответом. При неправильном ответе, уровень стает ниже на позицию.
Формула вычитания баллов за неправильный ответ выглядит так:
Ваша сумма очков – (КС*Уровень)/2
При этом в минусовые значения сумма очков не заходит.
Мульти-игра
Для более интересного прохождения тренировки, всегда есть возможность пригласить друзей и устроить состязание. Для этого, после выбора настроек сложности, в разделе мульти-игра нужно поделиться ссылкой с друзьями, скопировав ее или нажав иконку необходимой соцсети.
Соревнование можно начинать после того, как все игроки подтвердят свою готовность (кнопка «Готов к игре»).
Рабочее поле обновляется для всех одновременно и правильный ответ засчитывается от того игрока, который его нажал первым.
Ваша сумма баллов меняет свой цвет в оде состязания, зеленый значит что вы лидируете, красный говорит о недостаточном количестве баллов.
Урок 4. Изучение алфавита
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.