alibaba group что входит
Большой разбор компании Alibaba
Китайская компания, владеющая одноименным сайтом и различными виртуальными торговыми площадками. Работает в сфере e-commerce, облачных вычислений и entertainment. Основной доход получает от комиссии за торговые операции через свои площадки. Компания предоставляет платежные и финансовые услуги для потребителей и продавцов на своих платформах. В России известна скорее своей дочкой AliExpress. Никто в России не обходит стороной этот сайт, на котором осуществляются тысячи сделок формата B2C. С 2014 года Alibaba торгуется на бирже NYSE и занимает 7-ю строчку по капитализации. Давайте разберемся с основными сегментами бизнеса.
Самая оперативная информация в моем Telegram-канале — ИнвестТема. Подписывайтесь, нас уже почти 20 тысяч.
Основная коммерция
Alibaba — оптовая торговая площадка для организаций. Работает по принципу B2B. Более 190 стран уже подключились к ней и имеют возможность, как купить товар, так и продать товар оптовым покупателям. Самый крупный источник выручки для компании.
Taobao — аналог всем известного Avito, только работающая в Китае. Конечно каждый человек может зарегистрироваться на площадке, однако основная выручка идет именно из Китая. В данном случае площадка выступает посредником между продавцом и покупателем физическими лицами. Данный принцип работы следует обозначать С2С.
AliExpress и Tmall — работающие по принципу B2C площадки, которые вышли на рынок Европы и России. На них компания сводит производителей товаров и конечных покупателей. С недавних пор AliExpress в России является совместным предприятием Mail Ru Group, Мегафон, Alibaba Group и Фонда прямых инвестиций.
Облачные вычисления
Компания предоставляет комплексные технологические решения для других предприятий в сфере облачных вычислений. Доля в общей выручки соответствует 9,6% и постоянно растет. В свете последних событий в мире, связанных с пандемией и ростом потребности в новых мощностях, эта сфера будет поддерживать финансовые показатели. Однако, пока их доля не велика.
Entertainment
Сегмент представлен несколькими проектами. Во-первых, это Youku — крупнейший видеопортал в КНР. Во, вторых, Alibaba Pictures, продакшн которой принес 50% вообще всех кассовых сборов Китая. И тот и другой проект развиваются большими темпами, но их доля в общей выручке совсем незначительная, чуть более 5%.
Мы выяснили, что основной доход компании генерируется ее торговыми площадками в Китае, которые предоставляют платежные и финансовые услуги своим пользователям. В период пандемии, компания получает как поддержку, так и давление обстоятельств. С одной стороны, доход поддерживается ростом числа покупателей физических лиц, которые стараются производить покупки онлайн. С другой стороны, снижение деловой активности и закрытие ряда предприятий на карантин в 2020 году, создали навес неопределенности вокруг результатов. Но не будем забегать вперед, а посмотрим собственно на сами результаты деятельности за 2020 год.
Итак, что мы получаем на выходе? Сверх-стабильную компанию, которая с легкостью переживает потрясения в виде пандемии и получает новый рекорд по выручке. Интересный факт — в «День холостяка» 11 ноября было зафиксировано максимальное количество заказов, которое превысило 583 000 заказов в секунду. А что там наш Ozon? Далее, денежные переоценки сократили прибыль по отчетному периоду, но не значительно. В будущем показатели выправятся. В остальном, Alibaba Group надежный актив, в котором нужно искать точки входа.
Ну а что же по минусам и сегодняшним новостям
Из минусов отмечу несостоявшееся IPO дочерней комапнии Ant Group. Распри между руководством компании и страны достигли апогея. Данное IPO должно было быть рекордным, так как компания имеет базу в более чем 1 млрд человек и владеет самой распространенной платежной системой в Китае — Alipay. В дополнение сегодня начались проверки в офисах компании на предмет нарушения антимонопольного законодательства. К чему они приведут еще не ясно, но новость негативна с точки зрения восприятия. На новостях акции рухнули на 15%.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Индустрия: Розничная торговля через Интернет
Штат сотрудников: около 116 519
📌На чем зарабатывает компания?
Китайские торговые площадки Alibaba обеспечили 68% выручки в фискальном 2019 году, при этом Taobao генерировал выручку за счет рекламы и других услуг предоставления торговых данных, а Tmall — за комиссионные. Дополнительные источники дохода включают международные розничные / оптовые рынки (7%), облачные вычисления (7%), цифровые мультимедийные и развлекательные платформы (6%), логистические услуги Cainiao (4%) и инновационные инициативы / другие (1%). На бизнес компании приходится более половины всех розничных онлайн-продаж в Китае. Основные розничные торговые площадки Alibaba в Китае (Taobao и Tmall) произвели валовой товарный объем в размере 5,7 трлн юаней (807 млрд долларов) в год, закончившийся в марте 2019 года, больше, чем Amazon и eBay вместе (по оценкам, 311 млрд долларов и 95 млрд долларов соответственно)
📌Аргументы в пользу компании
— Уже есть признаки восстановления после COVID-19 и можно послушать, что скажет руководство компании по восстановлению, в предстоящем финансовом отчете, который будет 22 мая в 11-00 Мск. Например, согласно данным государственного почтового управления, рост объема посылок в марте составил 23%, что близко к его пандемическому уровню в 25%.
— Интернет-услуги Alibaba влияют на подавляющее большинство китайских интернет-пользователей, включая уровень проникновения в 83% для рынков электронной коммерции Taobao/Tmall по состоянию на декабрь 2019 года, основанный на китайских интернет-пользователях более 855 миллионов по состоянию на июнь 2019 года по данным CNNIC. Это дает Alibaba беспрецедентный источник данных, который она может использовать, чтобы помочь продавцам и потребительским брендам разрабатывать персонализированные стратегии мобильного маркетинга и контента для расширения своей целевой аудитории, увеличения кликабельности и физических транзакций в магазинах, а также повышения отдачи от инвестиций.
— У Alibaba солидный баланс. По состоянию на 31 декабря 2019 года чистый остаток денежных средств компании составил 36,7 млрд долларов против 15,3 млрд долларов на 30 сентября 2019. Кроме того, чистые денежные средства от операций увеличились на 120,6% до 14,2 млрд. долл. США. Более того, задолженность перед общим капиталом компании составила 12,5% (ниже, чем в среднем по отрасли 16,7%)
— Поскольку различные онлайн-площадки Alibaba взаимосвязаны, это усиливает сетевой эффект, который порождает другие конкурентные преимущества и возможности роста. Управляя двумя наиболее популярными торговыми площадками в Китае, Alibaba, также разработала мощный источник информации о нематериальных активах бренда. Миллионы китайских потребителей рассматривают Taobao и Tmall в качестве вариантов перехода по умолчанию при поиске продуктов и услуг в Интернете. Основываясь на нескольких онлайн-опросах, более двух третей китайских потребителей считают Taobao или Tmall своим наиболее часто используемым онлайн-рынком.
— Глобализация станет ключевым фактором роста для Alibaba. В частности, контрольный пакет Alibaba в платформе электронной коммерции в Юго-Восточной Азии Lazada как позитивный фактор для стремления к международной экспансии. Lazada дополняет сетевой эффект Alibaba — даст торговцам Alibaba доступ к потенциально 200 миллионам активных пользователей Интернета в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме.
— За последние годы в экономике Китая произошла революция: вместо наличных люди стали платить за товары и услуги с помощью мобильных платежных систем Alipay(сейчас это Ant Financial) и WeChat Pay. В 2018 году их суммарный оборот составил 85% от всех платежей — это около 15 трлн долларов. Мобильные платежи сейчас настолько распространены в Китае, что даже уличные музыканты и бездомные вместо наличных собирают пожертвования с помощью QR-кодов Alipay и WeChat Pay. Alipay не ограничивается китайским рынком: компания заходит и на рынки других стран — самостоятельно и с помощью многочисленных китайских туристов, ради которых многие кафе, рестораны и магазины за рубежом начинают принимать платежи с помощью Alipay. Например, в России расплатиться через Alipay можно в «Азбуке вкуса».
📌Минусы и возможные риски
— Ситуация в области электронной коммерции в Китае становится все более конкурентной: Pinduodo регистрирует более быстрый рост GMV (Валовой объем товаров на одного активного пользователя) и рост числа пользователей, чем Alibaba, благодаря поддержке трафика Tencent и способу генерации трафика для групповых покупок, а JD.com позиционирует себя как надежного конкурента благодаря своим возможностям выполнения обеспечение качества и партнерские отношения с Tencent. Эти платформы еще не имеют масштабов Alibaba в Китае, но они специализируются на конкретных продуктах, услугах или рынках, которые могут препятствовать росту Alibaba.
— Alibaba также подвергается усиленному регулированию онлайн и мобильных платежей. Финансовые регуляторы в Китае постоянно изучают услуги онлайн и мобильных платежей. Учитывая, что примерно 70% сделок на розничных торговых площадках Alibaba в Китае было проведено через Alipay (Ant Financial) за прошлый год, любой тип политики ужесточения и надзора может повлиять на деятельность Alibaba. Компания постоянно сталкивается с проблемой контрафактной продукции на своих торговых площадках.
— Назначение представителей правительства для работы внутри Alibaba также вызывает обеспокоенность некоторых инвесторов, хотя пока нет никаких доказательств последствий негативного влияния.
— Как и многие другие китайские интернет-компании, котирующиеся на зарубежных рынках, Alibaba работает в рамках организации с переменным участием, или VIE, структуры, предназначенной для того, чтобы позволить компаниям обойти китайские юридические ограничения на иностранную собственность в определенных секторах. Иностранные инвесторы Alibaba будут, по сути, владеть акциями VIE компании Alibaba, зарегистрированной на Каймановых островах. Пока не ожидается никаких юридических проблем для структур VIE со стороны китайского правительства в будущем. Однако, если будет установлено, что легитимность связанного с Alibaba VIE нарушает действующее законодательство или нормативные акты, китайские регулирующие органы могут принять меры против VIE, включая отзыв коммерческих и операционных лицензий дочерних компаний Alibaba или VIE, или прекращение, ограничение или реструктуризацию деятельности Alibaba. Поскольку китайское министерство торговли обладает юрисдикцией по регулированию деятельности VIE, есть риск, что иностранные инвесторы будут иметь ограниченные юридические права. Поэтому все иностранные инвесторы, которые купили акции Alibaba на NYSE, фактически приобрели акции компании под названием Alibaba Group Holding Ltd зарегистрирована на Каймановых островах. Таким образом, они не имеют права голоса в компании, в том числе Taobao и Tmall. Инвесторы получат только долю c прибылb, без права собственности.
— За последнее время Alibaba завершила ряд слияний/поглощений и в то время как эти приобретения расширяют ключевые возможности и позволяют расширяться как в Китае, так и за рубежом, интеграционные риски остаются. Кроме того, приобретенные предприятия приносят дополнительные расходы, которые, вероятно, увеличат расходы в ближайшем будущем.
— Всевозможные неопределенности в отношения между США и Китаем на международной арене.🧨
Технический анализ
📌Фундаментальный анализ
— нет дивидендов, но это не всегда плохо
— BABA показывает сильный рост прибыли на акцию. В прошлом году прибыль на акцию выросла на 69,44%, что довольно внушительно.
— Прибыль на акцию растет на 34,04% в среднем за последние 5 лет. Это очень сильный рост
— Ожидается, что BABA продемонстрирует сильный рост прибыли на акцию. В ближайшие 2 года EPS будет расти на 42,50% в год.
— Рост EPS уменьшается: в ближайшие 2 года рост будет меньше, чем в последний год.
— При сравнении стоимости компании к EBITDA отношение BABA к среднему отношению в отрасли в 14.32, BABA ценится дороже своих коллег по отрасли. 88% компаний, перечисленных в той же отрасли, оцениваются дешевле.
— С отношением долга к собственному капиталу 0,14, BABA работает лучше, чем в среднем по отрасли. Средний показатель по отрасли составляет 0,34
— BABA имеет оценку Альтман-Z в 6,44. Это указывает на то, что BABA является финансово здоровым и на данный момент риска банкроства нет
— Акции компании обладают хорошей ликвидностью
📌Прогнозы аналитиков
📌Отчетность
Ближайший отчет был 22 мая в 11-00 МСК
— Учитывая инновации в технологии данных, широкое применение больших данных и растущую валидацию для порталов Taobao и Tmall, ожидается, что в этом квартале будет увеличен объем продаж. Компания прилагает постоянные усилия, чтобы повысить ценность для потребителей и продавцов через потребительский сегмент, обогащение продуктов, а также инновации платформы. Ожидается, что эта стратегия расширит клиентскую базу и усилит рост выручки.
— Ожидается, что в ожидаемом квартале доходы от облачного сегмента вырастут по сравнению с прошлым годом благодаря росту числа платящих клиентов и увеличению их расходов по сравнению с обычными, что отражает увеличение использования услуг.
— Мобильные ежемесячные активные пользователи компании последовательно улучшались в третьем финансовом квартале, и эта тенденция, скорее всего, продолжилась в четвертом финансовом квартале. Это связано с растущим принятием мобильных устройств потребителями в качестве основного метода доступа к платформам Alibaba.
— Компания прилагает усилия, чтобы укрепить свои позиции в сфере цифровых медиа и развлечений. Растущее подразделение включает в себя платформу потокового видео Youku и сервис потоковой передачи музыки Xiami. В течение квартала компания объявила, что ее дочерняя компания Alibaba Pictures приобрела контрольный пакет акций Yinhekuyu Media примерно за 57 миллионов долларов. Ожидается, что сделка расширит базу пользователей Alibaba и окажет положительное влияние на рост выручки в квартале.
— Тем не менее, ожидается, что воздействие COVID-19 и замедление экономики Китая повлияют на продажи в отчетном квартале. Кроме того, другие политические опасения могли повлиять на внутренний и международный рост компании. Кроме того, растущая конкуренция со стороны таких компаний, как Amazon.com Inc. и Jd.com, а также замедление роста на рынке электронной коммерции — как внутри страны, так и за рубежом — могли бы повлиять на ее доходы в ближайшем будущем, квартал.
📌Итого
Alibaba — компания с многомиллиардной выручкой, которая продолжает расти очень высокими темпами. Основной бизнес компании — электронная коммерция, которая приносит стабильный заработок и позволяет инвестировать деньги в другие направления.
Alibaba создает продукты на быстрорастущих рынках и пытается занять там лидирующее положение. Такая стратегия поможет ей продолжать быстро расти, что должно увеличить цену акции в будущем.
Думаю, бизнес Alibaba с каждым годом будет становиться только больше и лучше. Краткосрочно есть риски, что на компанию негативно повлияют споры между США и Китаем. Можно просто дождаться разрешения ситуации, чтобы уменьшить риски, а потом купить акции. Возможного делистинга с американских бирж я не ожидаю.
Цена акции в последнее время сильно растет, поэтому может быть хорошей идеей дождаться консолидации или отката, прежде чем рассматривать вход в бумагу.
Цифровая экосистема Alibaba Group: какие там сервисы, для чего они нужны и сколько из них вы знаете
Через 15 лет четверть планеты будет пользоваться продуктами Alibaba
Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Alibaba Group — цифровая экосистема для продавцов и покупателей. Она появилась в 1999 году как торговая площадка для малого и среднего бизнеса и за 22 года расширилась до 700 разных бизнесов. Туда входят B2B платформы, логистические службы, рекламные сети, инструменты облачных вычислений, финансовые сервисы, развлечения и медиа активы:
Электронная торговля осталась ядром экосистемы и приносит компании 87% выручки. Сервисы из других сегментов поддерживают и ускоряют рост e-commerce направлений:
Alibaba Group предоставляет полную торговую инфраструктуру для клиентов и позволяет создать бизнес из любой точки планеты. Ее продукты помогают с процессами закупки, сбыта, продвижения, с выходом на мировые рынки, с поиском покупателей, доставкой и обработкой платежей. То есть экосистема отвечает на 5 главных вопросов любого e-commerce проекта:
Давайте посмотрим, какие цифровые сервисы Alibaba Group отвечают на эти вопросы, делают экосистему главной e-commerce-кузницей и должны помочь компании увеличить количество активных пользователей до 2 млрд к 2035 году.
Alibaba.com. Самая крупная B2B-платформа в мире. Здесь закупаются иностранные оптовики, производители, перекупщики и фулфилмент компании. Через мобильное приложение оформляется 73% заказов. А заходит в него 1.6 млн уникальных пользователей каждый день:
1688. Оптовая площадка для китайского рынка. Связывает производителей и оптовиков Китая. Самые популярные товары: одежда, товары общего назначения, аксессуары, мебель и упаковочные материалы. 76% заказывают через приложение, а активно используют его 6.7 млн человек в день.
В приложении можно искать товары по фото, QR-кодам или ключевым словам. Пользователям доступны разные бизнес-услуги. Продукцию демонстрируют в коротких видеороликах, а продавцу можно позвонить по видео:
Lingshoutong. Платформа связывает китайских производителей FMCG-товаров, их дистрибьюторов и небольших розничных продавцов.
Alibaba Group делит свои электронные платформы по целевым аудиториям, странам и ассортименту продукции.
AliExpress. Продукт, по которому российские пользователи знают экосистему Alibaba. Он запустился в 2010 году, чтобы связать розничных и мелкооптовых продавцов с покупателями. В 2017 году AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в России. AliExpress работает на 17 языках и массово используется в Бразилии, Испании и США:
Taobao. Электронная площадка, где потребители продают товары друг другу. Продавцы размещают актуальный и интересный контент в режиме реального времени, показывают товары и общаются с покупателями.
Tmall. Отделился от Taobao в 2008 году. Маркетплейс используют китайские и зарубежные компании, чтобы продавать брендовые товары конечным потребителям. Часто продукцию маркетплейса не найти в розничных точках.
Lazada. Самая быстрорастущая e-commerce платформа Юго-Восточной Азии. Она работает в шести странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме.
Alibaba купила маркетплейс в 2016 году и сразу начала прошивать своими сервисами. Например, организовали доставку через свою логистическую службу и подключили Lazada к платформе облачных вычислений. В результате количество уникальных пользователей в месяц выросло до 100 млн, а вовлеченность на 20%.
В Сингапуре каждый второй пользователь заказывает что-то через Lazada, а в Тайланде торговый оборот приложения вырос на 230% в 2020 году:
Lazada готовится стать новым суперприложением. В нем есть панель сервисов и маркетплейсов-партнеров, например Taobao и e-grocery сервис RedMart. Через приложение можно заказать такси, еду или забронировать билеты. А расплатиться за все — через внутренний мобильный кошелек.
На стриминговой площадке LazLive продавцы рассказывают о товарах и показывают их в прямом эфире, отвечая на вопросы покупателей:
А в мини-играх пользователи зарабатывают LazCoins и оплачивают ими заказы:
Amap, Fliggy и Ele.me — все это примеры пользовательских сервисов. Где можно продавать свои услуги и рекламировать заведения.
Fliggy — маркетплейс путешествий, где можно найти, забронировать и оплатить туры в разные страны:
Amap — это китайские Яндекс.Карты. Где собрали разные сервисы для водителей, поиск АЗС, ресторанов и гостиниц и инструменты навигации:
Через Alimama. Это сервис контекстной рекламы для Китая. Реклама размещается во всех приложениях экосистемы Alibaba. Например, как баннер в Taobao или как рекомендация в Amap.
Alimama объединяет маркетинговые потребности продавцов и медиа активы Alibaba. Так экосистема получает дополнительный доход от бизнес пользователей и своих медийный и развлекательных сервисов. А если маркетологи хотят сделать рекламу в сторонних приложениях, для них существует программа аффилированного маркетинга.
Через Alipay. Платежная система появилась в 2003 году. Ее реорганизовали спустя 7 лет и перевели под крыло крупного финансового холдинга Ant Financial.
Для этого в экосистеме работает логистическая служба Cainiao. Она обслуживает партнеров экосистемы и доставляет большую часть заказов, оплаченных на площадках Alibaba. Покупатели и продавцы отслеживают посылки в режиме реального времени. А китайские пользователи могут оформить экспресс-доставку в течение двух часов. В России в некоторых локациях можно встретить постаменты Cainiao, в которые Alibaba доставляет заказы.
Цифровые медиа и развлекательные ресурсы приносят экосистеме 4% от общей выручки. Alibaba начала покупать разные медиаактивы в 2014 году.
Например, Alibaba Pictures сейчас производит и распространяет цифровой контент, оформляет лицензионные права, управляет агрегаторами по продаже билетов и предоставляет пользовательские данные другим развлекательным сервисам. Медиа влияние Alibaba выросло настолько, что правительство Китая забеспокоилось и обязало продать часть активов.
Видеоплатформа экосистемы Youku стала третьей по популярности в стране. Это онлайн-кинотеатр, стриминговая площадка и аналог TikTok в одном приложении:
1 688, облака и расчеты: как устроен бизнес Alibaba
Alibaba Group — китайская диверсифицированная корпорация. Это площадка для электронной коммерции, облачные вычисления, финтех и многое другое. Компания пока что не уперлась в потолок развития, но от того, как она себя поведет дальше, может зависеть ее судьба.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею обзора Alibaba предложил читатель Володя Килин в комментариях к обзору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Alibaba занимается сразу многими видами деятельности. Если открыть годовой отчет компании, мы увидим несколько сегментов.
Основной торговый бизнес компании. Это главным образом площадка для электронной торговли, подобная той, что есть у Amazon. Здесь есть следующие источники выручки:
Облачные вычисления. Это эластичные вычисления, хранение данных, визуализация сети и т. д. О клиентах компания не рассказывает, но я уверен, что, как и у Amazon, все потребители тут — юридические лица.
Цифровые медиа и развлечения. Это Youku — китайский аналог YouTube, кинокомпания Alibaba Pictures, а также сервисы для чтения книг, стриминга музыки и т. д.
Инновационные инициативы и другое. Это разные технологические бизнесы компании вроде навигационного сервиса Amap, платформа для профессиональной коммуникации DingTalk и пр.
Также у компании есть нецелевые бизнесы типа доли в финансовом холдинге Ant Group.
Теперь подробнее разберу, как работает основной бизнес компании, то есть розничная торговля в Китае. Есть три основных источника доходов:
Alibaba — это по большому счету огромный конгломерат разных направлений, каждое из которых по отдельности представляло бы собой крутой бизнес.
Например, компания Ant Group на 33% принадлежит Alibaba. На платформе Ant работает платежная система Alipay, через которую проходят финансовые операции на торговой площадке. Мало того что объем платежей, проходящих через Alipay, серьезно превышает объемы некоторых западных аналогов, так еще и головная компания Ant Group, кроме проведения платежей, занимается множеством других операций, объема которых хватило бы на десяток инвестфондов и банков помельче.
Все-таки Amazon или нет?
Сходства. Начав с интернет-коммерции, обе компании пытаются преуспеть в куче разных бизнесов. Так, Alibaba уже делает то, что я предполагал для будущего компании Джеффа Безоса в обзоре Amazon: китайская компания заходит в сферу ремонта автомобилей, комбинируя услуги в реальном мире с использованием онлайн-приложений для обработки заказов.
У обеих компаний есть мощная и разнообразная экосистема, развивающаяся вокруг электронной коммерции. Растущей армии пользователей и контрагентов предлагаются все новые варианты потребления и сотрудничества.
Кроме того, обе компании совмещают достижения онлайновой и физической розницы с заказами по интернету и самовывозом из ближайшего магазина.
По сути, зарубежные продажи Alibaba это 7—9% от всей ее выручки против почти трети у Amazon. Китайские сервисы музыки и видео мало кому интересны в той же Германии. Есть периферийные страны вроде России и ряда стран Европы, где площадки Alibaba имеют заметное присутствие, но все-таки у Amazon географический размах операций пошире.
Даже если смотреть на такую хитрую метрику, как скорректированная EBITA, где можно манипулировать числами, то облачные операции Alibaba все равно будут убыточными. И тут не помог даже 2020 год с его массовым переходом бизнесов на виртуальную работу: хоть китайские компании и увеличили траты на облачные вычисления в этом году на 70%, в итоге облачный бизнес Alibaba все равно остался убыточным.
Я не знаю, как Alibaba смогла сделать онлайн-коммерцию высокорентабельным бизнесом. Но что есть, то есть.
Инвестиции — это не сложно
Ох, Китай…
Поскольку компания китайская, у этого есть свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов.
«Кто не понял, тот поймет». На Alibaba приходится 58,2% рынка электронной коммерции в КНР, что сильно больше доли Amazon в США, равной 38%. Если бы дело было в США, то компанию кошмарили бы регуляторы и, скорее всего, ее бы уже насильно разделили на несколько разных компаний.
Но в КНР крупный бизнес не может не быть связан с правящими кругами и не может успешно оперировать без явной протекции со стороны власть имущих, поэтому за фактическую монополию компанию трогать точно не будут. А если компанию и будут трогать, то уже не ради поддержания конкуренции, а из-за борьбы драконов под ковром. Вдруг Джек Ма наболтает лишнего про Гонконг или поссорится с родственником главы государства.
«Жить стало лучше, жить стало веселее». За минувшие 10 лет китайская экономика сильно изменилась. Alibaba стоит в авангарде этих изменений. Это высокотехнологичный диверсифицированный бизнес, отражающий трансформации, происходящие в обществе, например рост электронной коммерции и безналичных платежей, и при этом Alibaba — активный участник этих трансформаций.
И трансформация эта еще не закончена. Внутреннее потребление дает чуть меньше 40% ВВП КНР — против 70% в США, и Alibaba еще может расти за счет роста потребления внутри КНР. Общество в КНР все больше цивилизуется, что видно по росту специфических судебных дел. Это хорошо для бизнеса Alibaba, который, как и всякий сложный технологический бизнес, может по-настоящему развиваться только в обществе с более-менее высоким уровнем взаимного доверия и хорошей судебной системой.
С другой стороны, китайская прописка создает серьезные риски для инвесторов.
Сравнение с Amazon тут явно не в пользу Alibaba: глава Amazon — фактически враг действующего президента США, на него наезжают регуляторы, но ни ему, ни компании за это ничего не делается, никто его в лес не вывозит. Акции растут, бизнес растет, все замечательно. А в КНР достаточно перейти дорогу не тому человеку — и можно потерять все. Смотрите историю Гуо Венгуя. Разговоры про рост среднего класса и количество судебных разбирательств вне контекста — это тоже так себе аргумент.
Разговоры про грядущий век китайского величия не учитывают реальной ситуации в самом Китае, откуда все, у кого есть хотя бы миллион долларов, бегут толпами, как и из РФ. Как сказал американский профессор Марк Блайт про возможность использования юаня всем миром в качестве альтернативы доллару: «А что Китай? Я могу туда поехать и исчезнуть. Это не способствует доверию. Пока у вас такие политические порядки, вы не можете всерьез рассуждать про мировую валюту».
Как показывает практика, бизнес Amazon куда более «международный», а вот Alibaba привязана к Китаю. Какие-то успешные проекты у нее реализуются только в не очень развитых и не очень богатых странах типа Турции или Бангладеш.
Здесь неважно, что у Alibaba P / E в 4 раза меньше, чем у Amazon, потому что риски у обеих компаний просто несравнимы. Amazon, если что, будет судиться с регуляторами у себя в стране и, может быть, даже победит. А вот Alibaba закроют за 5 минут «because f**k you, that’s why». И даже непонятно, откуда именно ждать угрозы: или конгресс США сделает гадость, или на развивающейся родине бизнес отожмут.
К слову, в Китае это прекрасно понимают. Основатель TikTok развил американский сегмент бизнеса компании, что и привело к истории про насильственную продажу TikTok, как раз чтобы снизить риск ориентации на один только Китай. Но даже если Alibaba планирует снижать зависимость от Китая, претворение такого плана в жизнь может занять многие годы, а то и целые десятилетия, и потребует значительных усилий.
Резюме
В целом Alibaba можно считать китайским Amazon. Компания успешно развивается и использует все имеющиеся у нее преимущества. Но перспективы роста компании напрямую зависят от состояния дел в китайской экономике, где далеко не все зависит от потребителей и поставщиков товаров и услуг и где рост определяется настроем правительства.
Несмотря на крепкие основы бизнеса и потенциал развития, Alibaba, как и все эмитенты из развивающихся стран, кажется мне априори рискованной инвестицией. Китайская прописка может означать все самое плохое, от подделки отчетности до перманентных рисков раскулачивания компании. А так перед нами эффективный и перспективный бизнес.
Я думаю, что компания сможет хорошо заработать на грядущем IPO Ant Group и вложит эти деньги в еще какие-нибудь интересные проекты.
Vladimir, «Не удивительный ход мысли для россиянина, не знакомого с Китаем и Alibaba, но зачем такие беспочвенные рассуждения здесь?»
Есть что сказать по существу, например про бегущих из КНР богачей?
Ну чё, будут ещё желающие поумничать про то как я неправ про КНР? Кекеке 😼
The brief statement from China’s State Administration of Market Regulation said that the investigation into Alibaba had been opened recently after complaints.
In a worst-case scenario, Alibaba could be a fined up to 10 per cent of its previous year’s sales
Scott Yu, Zhong Lun law firm
In a related development, regulators led by China’s central bank said they would “supervise and guide” the group’s financial services arm, Ant Group, on issues related to fair competition and consumer protection.
In a statement, Ant confirmed that it had received a “meeting notice” from regulators and would “seriously study and strictly comply with all regulatory requirements”.
The move to investigate the country’s largest ecommerce company, which has been expanding into bricks-and-mortar retail and cloud computing, among many other new business lines, marks the most aggressive action by regulators yet to tackle the growing heft of China’s tech companies.
“This is China’s first antitrust investigation into a Chinese internet company for abusing its market dominance,” said Scott Yu, an antitrust expert at Zhong Lun law firm. “In a worst-case scenario, Alibaba could be a fined up to 10 per cent of its previous year’s sales.”
After years of allowing companies such as Alibaba and its rival Tencent the freedom to grow with few restrictions, Beijing has in recent months changed tack.
Last month, regulators released the first draft of antitrust guidelines for the internet sector, sending shares in the industry tumbling. Analysts said Alibaba had the most at stake.
The rules came soon after Alibaba and Ant founder Jack Ma made a speech in Shanghai challenging regulators and attacking state-owned banks. The speech set in motion new rules for online lenders. Many believe it also spurred regulators to cancel Ant’s Shanghai and Hong Kong initial public offering, which was set to be the world’s largest.
For years, China’s tech companies have forced merchants who want to sell on their platform to choose which side they are on or face consequences, such as restrictions on the amount of customer traffic directed to their online shopfronts.
Last year, for example, the world’s largest microwave-oven maker, Galanz group, accused Alibaba of directing traffic away from its store on Tmall after it started selling on rival site Pinduoduo. Galanz said its sales dropped calamitously after it failed to show loyalty to Alibaba.
JD and Pinduoduo, both backed by Tencent, have also sued Alibaba for such behaviour, alleging the company abused its dominant position to prevent merchants from selling on their platforms. Alibaba previously declined to comment on the lawsuit.