алтарь храма христа спасителя

О сокровищах Храма Христа Спасителя

Протоиерей Михаил Рязанцев

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

алтарь храма христа спасителя
Частица Ризы Господней

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ

алтарь храма христа спасителя
Частица Ризы Божией Матери

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

алтарь храма христа спасителя
Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

алтарь храма христа спасителя
Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

— Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

алтарь храма христа спасителя
Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

алтарь храма христа спасителя
Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Источник

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя упомянут во всех путеводителях столицы. Он входит в топ 5 самых известных достопримечательностей Москвы. Осмотреть собор однозначно стоит. Но одно дело просто полюбоваться его убранством. Другое дело — найти значимые реликвии храма. Наша статья о том, как не пропустить самые интересные иконы, росписи и святыни храма Христа Спасителя.
Многие из святынь напрямую связаны с трагической судьбой собора. Чтобы разобраться, почему та или иная икона имеет особое значение, в двух словах напомним его историю.

Храм Христа Спасителя. Предыстория

Храм Христа Спасителя. Режим посещения

Самостоятельное посещение храма возможно в любой день кроме больших церковных праздников. На особые праздничные службы можно попасть только по приглашению. Когда в Москву привозят священные реликвии, свободный доступ в собор прекращается.

В обычные дни храм Христа открыт с 10 до 17 часов, в понедельник с 13 до 17 часов.

Не планируйте посещение Храма Христа на воскресное утро. В это время там идёт служба.

Вход разрешается только в подобающей одежде. Шорты, мини юбки, открытые майки и декольте не допускаются.

Платок для женщин крайне желателен, но не обязателен. Без платка в храм зайти можно, а с открытыми плечами в топе, майке — нельзя. Если есть платок, шарф или палантин прикройте плечи и проходите.
Фотографировать в храме категорически запрещено.
(Иллюстрации для статьи мы позаимствовали из разных источников, включая сайт патриархии.)

Галерея памяти и славы

Интерьеры храма воссозданы по старинным фотографиям и сохранившимся эскизам художников. Войдя в собор посетитель попадает в галерею памяти и славы. На мемориальных досках запечатлены имена генералов и офицеров, участвовавших в сражениях с Наполеоном. Указаны погибшие, раненые и отличившиеся.

алтарь храма христа спасителяГалерея памяти и славы. Фото evgechesnokov.livejournal.com

В западной части храма находятся доски с текстами Манифеста о вступлении неприятеля в пределы России в 1812 году и о заключении мира с Францией в 1814 году. Доска посвящённая Бородинскому сражению расположена в северной галерее над свечной лавкой.

Купол Храма Христа Спасителя

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Росписи храма Христа

Помимо купола стоит обратить внимание на росписи тимпанов и пилонов храма. Начнём с пилонов и парусов, то есть сводов, поддерживающих купол. По русской традиции в парусах обычно пишут евангелистов. В храме Христа Спасителя поступили иначе. В парусах написали четыре важнейших праздника. Евангелистов поместили ниже — на столпах-пилонах. Обернёмся лицом к алтарю. Слева от иконостаса в северо-восточном парусе видим Преображение Господне.

алтарь храма христа спасителяПреображение Господне. фото rblogger.ru

Ниже на пилоне находится евангелист Лука. Его символ — телец.
Справа от иконостаса находится юго-восточный пилон. Его парус занимает Вознесение Господе.

алтарь храма христа спасителяВознесение. фото rblogger.ru

Ниже находится изображение евангелиста Иоанна. Его символ — орёл.
Напротив иконостаса есть ещё два пилона. На парусе северо-западного столпа помещается Воскресение или Сошествие во ад.

алтарь храма христа спасителяВоскресение. фото rblogger.ru

По ним — евангелист Матфей. Его символ — ангел.
Последний, юго-западный пилон украшает Сошествие Святого Духа на апостолов.

алтарь храма христа спасителяСошествие Святого Духа на апостолов. фото rblogger.ru

Ниже находится изображение евангелиста Марка и его символ лев.

Стены храма венчают три тимпана или люнета. Длина каждого из них 12 метров. В люнетах написаны следующие сюжеты. На западе — Вход Господень в Иерусалим, на юге — Сретенье Господне, а на севере — Крещение или Богоявление.

алтарь храма христа спасителяСретенье Господне. фото rblogger.ru

В нижней части пилонов находятся ещё четыре сюжета. Восточные пилоны украшают Поклонение пастухов слева от иконостаса и Поклонение волхвов справа.

алтарь храма христа спасителяПоклонение волхвов

На западных пилонах располагаются: Помазание царя Давида пророком Самуилом
алтарь храма христа спасителя
и Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Декоративное убранство собора

Рядом с «Помазанием царя Давида» находятся царские троны из белого мрамора. Этими тронами никто не пользуется. Они стоят здесь в память об императорах прошлого.

алтарь храма христа спасителяЦарские места

К декоративному убранству относится и замечательный иконостас из каррарского мрамора. Иконостас выполнили в виде часовни высотой 26,6 метра. В иконостасе четыре чина: местный, праздничный, Деисус и совмещенные пророческий и праотеческий чины.

алтарь храма христа спасителяИконостас храма Христа. Фото rblogger.ru

Святыни храма Христа Спасителя

Несмотря на относительную молодость собора, в нём хранится немало православных святынь. Слева от иконостаса находится рака с частицами мощей одиннадцати особо чтимых православных святых. В их числе Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст, Александр Невский и Владимир Креститель.

К особо чтимым святыням храма относятся мощи митрополита Филарета (Дроздова). Он был талантливым писателем, философом, государственным деятелем. Именно он выбирал сюжеты росписей храма Христа Спасителя. Причислен к лику святых в 1994 году.

алтарь храма христа спасителяРака с мощами святителя Филарета Московского

Справа от раки святителя Филарета Московского находится икона Новомученников и исповедников российских явленных и неявленных. Канон этой иконы утвердил поместный собор 2000 года. Он же канонизировал новомучеников, убитых коммунистами за веру Христову.

алтарь храма христа спасителяХрам Христа Спасителя. Икона новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных

Из верхнего храма можно спуститься в нижний, в галерее есть лестница.

Нижний храм Преображения Господня

Церковь Преображения Господня находится под храмом Христа Спасителя. Её построили в 1995-96 годах. В церкви три престола. Престолы освящены во имя Преображения Господня, Тихвинской иконы Богородицы и Алексия, человека Божия. Они соответствуют храмам Алексеевского женского монастыря. Алексеевский монастырь стоял на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Современные художники расписали церковь Преображения в средневековой иконописной манере. Первоначальный четырёхъярусный иконостас заменили белокаменной алтарной преградой.

алтарь храма христа спасителяПрежний иконостас Преображенской церкви

Стены церкви украшает белый камень. Его привезли из Вифлеема

Святыни Преображенской церкви

Самой ценной реликвией нижнего храма Преображения считается икона Спас Нерукотворный. Это единственный образ из разрушенного храма Христа Спасителя, который уцелел до наших дней. Икону написал художник XIX века Евграф Сорокин. Сам образ находится на алтарной преграде справа от иконостаса.
алтарь храма христа спасителя
Икона святителя Николая кисти итальянского мастера Франко Бернаскони занимает отдельный киот справа от иконостаса. Он написал икону в 1992 году. Первоначально икона находилась в Бари у мощей святителя Николая. Затем автор передал её в дар РПЦ.

алтарь храма христа спасителяфото с сайта patriarchia.ru

Мы перечислили наиболее важные святыни храма. О них, также как и о других святынях я подробно рассказываю на экскурсии по храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Как добраться?

Храм Христа Спасителя стоит в самом центре Москвы в десяти минутах ходьбы от Кремля и в получасе пешком от Красной площади. Рядом с собором находится станция метро «Кропоткинская». В ней два выхода. Если вы выходите на Гоголевский бульвар, то сразу увидите храм Христа.

алтарь храма христа спасителяВид от метро Кропоткинская

Если же Вы воспользовались противоположным выходом на улицу Волхонка, то поднимайтесь по лестнице, поворачивайте налево-назад и вы окажетесь рядом с храмом.

Если вы хотите узнать подробности об истории и святынях храма Христа Спасителя и подняться на его смотровые площадки, закажите экскурсию по Храму Христа с лицензированным гидом. Я подробно расскажу об истории, убранстве и святынях храма. Заказать экскурсию можно удобным для вас способом.

Стоимость экскурсии рассчитывается индивидуально. Расценки можно посмотреть, кликнув на ссылку.
Экскурсия по храму Христа Спасителя без посредников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *