алтарница икона божьей матери в чем помогает

КТИТОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Празднование 21 января и во вторник Светлой Седмицы (Ватопед.) [1]

Император Феодосий I Великий, узнав о чудесном спасении своего сына Аркадия от гибели в морских волнах, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа Ктиторской, в память того, что император был ктитором монастыря. Эта икона была поставлена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Последнее обстоятельство послужило поводом к названию сей св. иконы еще «Алтарницей».

Когда в 862 грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, екклисиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь, под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши пред святынею свечу и уже после этого бросился бежать. Однако спастись бегством ему не удалось: варвары схватили его и увели в плен на остров Крит, или Кандию.

Через 40 лет [2] он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель. Старец вспомнил о скрытых святынях — иконе Пресвятой Богородицы и животворящем Кресте — и спросил о них у тогдашнего настоятеля Николая и у братии. Однако никто ему не мог дать удовлетворительного ответа. Старец попросил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Братия поверила старцу, и когда по указанию екклисиарха подняли плиту, то действительно, нашли в колодезе и икону Богородицы, и животворящий Крест Господень. Даже самая свеча еще горела пред ними.

Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род, чтобы она осталась до последнего дня существования этой обители.

Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах.

Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте, а Крест остается запрестольным.

Источник

Икона Богородицы Ктиторская

Празднование

История

Неда­ле­ко от Ва­то­пед­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря, по­стро­ен­но­го в 395 го­ду в пе­ри­од цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, во вре­мя силь­ной бу­ри упал с ко­раб­ля в мо­ре ца­ре­вич Ар­ка­дий, сын им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го. Все ду­ма­ли, что он по­гиб. Од­на­ко неда­ле­ко от то­го ме­ста, где на­хо­дил­ся мо­на­стырь, под те­нью од­но­го из при­бреж­ных ку­стар­ни­ков спут­ни­ки Ар­ка­дия уви­де­ли спо­кой­но спав­ше­го ца­ре­ви­ча. Проснув­шись, он рас­ска­зал, как был чу­дес­ным об­ра­зом из­бав­лен от неми­ну­е­мой ги­бе­ли за­ступ­ни­че­ством Бо­го­ма­те­ри. В вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия рас­по­ло­жив­ше­му­ся здесь мо­на­сты­рю бы­ло да­но на­зва­ние «Ва­то­пед», т. е. куст от­ро­ка.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий Ве­ли­кий, узнав о чу­дес­ном спа­се­нии сы­на, в бла­го­дар­ность за это не толь­ко рас­про­стра­нил, укра­сил и обо­га­тил Ва­то­пед­ский мо­на­стырь, но и по­жерт­во­вал оби­те­ли сде­лан­ную из ма­сти­ки ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Эта ико­на бы­ла на­зва­на «Кти­тор­ской» – в па­мять о том, что им­пе­ра­тор был кти­то­ром (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го — устро­и­те­лем и укра­си­те­лем мо­на­сты­ря). Эта «Кти­тор­ская» ико­на бы­ла по­ме­ще­на в со­бор­ном Бла­го­ве­щен­ском хра­ме в ал­та­ре на гор­нем ме­сте. Это по­слу­жи­ло по­во­дом к на­зва­нию этой свя­той ико­ны еще «Ал­тар­ни­цей».

В 862 го­ду, ко­гда ара­бы, разо­ряя и гра­бя Крит, Си­ци­лию и дру­гие ост­ро­ва, уже ста­ли бес­чин­ство­вать в пре­де­лах св. Афон­ской Го­ры и при­бли­жа­лись к Ва­то­пед­ской оби­те­ли, эк­кле­си­арх, не же­лая до­пу­стить, чтобы они над­ру­га­лись над хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми, скрыл Кти­тор­скую ико­ну и крест в ко­лод­це, ко­то­рый на­хо­дил­ся под по­мо­стом ал­та­ря. По­ста­вив пе­ред свя­ты­ня­ми го­ря­щую све­чу, он на­дви­нул свер­ху мра­мор­ную пли­ту вро­вень с по­мо­стом. Од­на­ко са­мо­го свя­щен­ни­ка вар­ва­ры схва­ти­ли и уве­ли в плен.

Толь­ко по­чти через семь­де­сят лет несчаст­ный плен­ник по­лу­чил сво­бо­ду. Ду­ша его стре­ми­лась ту­да, где он преж­де слу­жил Гос­по­ду — к Свя­той Го­ре. Ве­ли­ко­леп­ный в преж­нее вре­мя Ва­то­пед те­перь пред­став­лял из се­бя жал­кие раз­ва­ли­ны. Немно­го­чис­лен­ная бра­тия тру­ди­лась над об­нов­ле­ни­ем ра­зо­рен­ной оби­те­ли, к ним при­со­еди­нил­ся и ста­рец-плен­ник.

При­по­ми­ная со­бы­тия преж­ней жиз­ни и об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых он дол­жен был по­ки­нуть Ва­то­пед­скую оби­тель, иеро­ди­а­кон ука­зал ме­сто, ку­да он скрыл свя­тую ико­ну Бо­го­ма­те­ри и крест, и про­сил сдви­нуть од­ну из плит ал­тар­но­го по­мо­ста. Под ней бра­тия дей­стви­тель­но на­шла и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день. Да­же све­ча еще го­ре­ла пред ни­ми.

Эта све­ча и до сих пор го­рит неуга­си­мо при свя­той Кти­тор­ской иконе Бо­го­ма­те­ри: ино­ки, под­бав­ляя воск, сбе­ре­га­ют ее та­ким об­ра­зом из ро­да в род.

Так как обе свя­ты­ни бы­ли най­де­ны в по­не­дель­ник, то, на­чи­ная со вре­ме­ни их об­ре­те­ния, в этот день в Ва­то­пед­ской оби­те­ли со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный мо­ле­бен Бо­жи­ей Ма­те­ри в со­бо­ре, а на сле­ду­ю­щий день слу­жит­ся тор­же­ствен­ная ли­тур­гия с бла­го­сло­ве­ни­ем ко­ли­ва и воз­но­ше­ни­ем ча­сти просфо­ры в честь Бо­го­ма­те­ри. Та­кое по­сто­ян­ное празд­но­ва­ние про­дол­жа­ет­ся бо­лее де­ся­ти сто­ле­тий и как нель­зя луч­ше сви­де­тель­ству­ет об ис­тин­но­сти со­бы­тия, глу­бо­ко за­пе­чат­лен­но­го в пре­да­ни­ях Ва­то­пед­ской оби­те­ли.

Кти­тор­ская ико­на ныне на­хо­дит­ся в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма, на гор­нем ме­сте.

Источник

Икона Богородицы «Алтарница»

Икона Богородицы «Алтарница»

алтарница икона божьей матери в чем помогает

Икона Богородицы «Алтарница»

История появления «Ктиторской» иконы Божией Матери следующая:

Недалеко от Ватопедского Афонского монастыря, построенного в 395 году в период царствования Константина Великого, во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Однако недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от неминуемой гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события расположившемуся здесь монастырю было дано название «Ватопед», т. е. куст отрока.

Император Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа «Ктиторской» – в память о том, что император был ктитором (в переводе с греческого – устроителем и украсителем монастыря). Эта «Ктиторская» икона была помещена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Это послужило поводом к названию этой святой иконы еще «Алтарницей».

В 862 году, когда арабы, разоряя и грабя Крит, Сицилию и другие острова, уже стали бесчинствовать в пределах св. Афонской Горы и приближались к Ватопедской обители, экклесиарх, не желая допустить, чтобы они надругались над христианскими святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодце, который находился под помостом алтаря. Поставив перед святынями горящую свечу, он надвинул сверху мраморную плиту вровень с помостом. Однако самого священника варвары схватили и увели в плен.

Только почти через семьдесят лет несчастный пленник получил свободу. Душа его стремилась туда, где он прежде служил Господу – к Святой Горе. Великолепный в прежнее время Ватопед теперь представлял из себя жалкие развалины. Немногочисленная братия трудилась над обновлением разоренной обители, к ним присоединился и старец-пленник.

Припоминая события прежней жизни и обстоятельства, при которых он должен был покинуть Ватопедскую обитель, иеродиакон указал место, куда он скрыл святую икону Богоматери и крест, и просил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Под ней братия действительно нашла и икону Пресвятой Богородицы, и животворящий Крест Господень. Даже свеча еще горела пред ними.

Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при святой Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род.

Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается более десяти столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители.

Иеромонах Флегонт: «На нашем Подворье находятся иконы Богородицы, привезенные со Святой Горы Афон. Каждый раз бывая в гостях у Игумении Афона стараюсь привезти хоть один из многочисленных образов Владычицы, которыми богата Святая Гора. У нас в храме есть уже и «Троеручица» и «Геронтисса», «Достойно есть», «Иверская», «Паригоритисса», «Экономисса» и многие другие прекрасные иконы удела Богородицы.
Из последней поездки мы привезли «Алтарницу», которую приобрёл для нашего храма в монастыре Ватопед благодетель, сердце которого очень любит Пресвятую Владычицу (Она знает его имя и непременно пошлет ему много-много даров и благословений). А мы с благодарностью примем этот дар и пусть благословение Небесной Царицы Ангелов всегда пребывает с любящими Её и Её Божественного Сына.»

Пресвятая Богородица моли Сына Своего о спасении душ наших.

Источник

Богородица «Алтарница» из Ватопедского монастыря: история чудотворной иконы

алтарница икона божьей матери в чем помогает

К «Двери райские нам отверзающей» возносим мы, в эти августовские дни, наши молитвы и поем каноны во всех храмах, от края до края всей Православной Церкви.

Десятки чудотворных Ее образов находятся на Святой Горе и каждый из этих образов имеет свою неповторимую историю.

Особое место в Ватопедском монастыре, где находятся семь чудотворных икон Богородицы, занимает Ее образ «Виматарисса», то есть «Алтарница».

Вот история этой дивной иконы, дошедшая к нам с давних времен.

Этот образ и место которое он занимает в Ватопедской обители, неразрывно связан с одним чудесным событием.

Согласно преданию, икона эта, была обретена Аркадием, сыном Феодосия Великого, императора Византийской империи. Аркадий, в результате кораблекрушения, оказался на месте, где в последствии был построен монастырь, и обрел там эту икону.

Но, не благодаря своему обретению стал известен сей образ, но благодаря одному чуду произошедшему в X веке.

Монастырь был разграблен и многие монахи, а вместе с ними и алтарник Савва, были взяты в плен и отправлены на остров Крит.

Прошло семьдесят лет со дня разграбления Ватопеда. Император Никифор Фока освобождает Крит. Алтарник Савва получает свободу и возвращается в обитель своего покаяния. Когда он вернулся, то понял, что спрятанная в колодце икона Богородицы и Крест, все еще находятся там. Тогда, он обращается к игумену Ватопедского монастыря Николаю и убеждает его открыть колодец.

Когда монахи открыли колодец, то увидели Крест и икону Алтарницы стоящую на воде, а рядом, перед образом, горящую семьдесят лет лампаду.

Икона была перенесена в алтарь и поставлена на горнем месте, а перед иконой поставлена лампада, которая до сегодняшнего дня, стараниями монахов монастыря, поддерживается неугасаемой. Каждый паломник может обратиться к алтарнику и попросить разрешение приложиться к этому чудотворному образу.

Крест Константина Великого был поставлен в алтаре, возле престола и находится там до сегодняшнего дня.

Каждый понедельник вечером, в Ватопедском монастыре, перед образом Виматариссы, читается молебный канон, а во вторник утром служится Божественная литургия в честь этого образа. Также, и в день чествования иконы, совершаются праздничные богослужения и крестный ход, при большом стечении клириков, монахов и мирян.

Источник

Богородица Виматарисса («Алтарница», «Ктиторская»)

Эта чудотворная икона находится в алтарной части главного храма монастыря Ватопед, в связи с чем была названа «Алтарница». В X веке, когда арабы совершили набег на монастырь, иеродиакон Савва успел спрятать икону Богородицы вместе с крестом Константина Великого в колодце, который находится в алтарной части, поместив зажженную лампаду перед иконой. Самому иеродиакону не удалось сбежать: он был схвачен и продан в рабство на острове Крит. Когда по прошествии 70 лет он был освобождён и вернулся в монастырь, он показал игумену колодец, где были обнаружены икона и крест. Икона стояла над водой, а перед ней горела всё та же зажженная лампада. Эта лампада до сих пор горит справа от чудотворной иконы. Второе название иконы — «Ктиторская», так как она существует со времен трех основателей монастыря: Афанасия, Николая и Антония.

Икона переносится из алтарной части на особый трон слева от северо-восточной колонны главного храма:

1. Со Страстной Субботы до Вторника Светлой Седмицы;

2. 25 марта, в день Благовещения;

3. 20 июля, в день празднования ПРОРОКА Ильи;

4. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы;

5. С Рождества до богоявления.

Великий Крестный ход с иконой Богородицы Алтарницы совершается вокруг монастыря во Вторник Светлой Седмицы, а также в день празднования Пророка Ильи. В первое воскресенье каждого месяца, когда происходит освящение воды в купели, икона переносится туда священнослужителями. Во время вечерней службы каждого понедельника поётся специальный просительной канон Алтарнице, а во вторник совершается божественная литургия в главном храме. В Субботу Акафиста в алтарной части храма перед иконой читается приветствие Богородице.

С точки зрения иконографии, икона относится к типу Богородицы Одигитрии, но она не изображается анфас, так как Ее голова слегка наклонена к Младенцу Христу, которого Пресвятая Дева держит в своих объятиях левой рукой, в то время как Ее правая рука находится на уровне груди в жесте благословения. Христос обратил свой взор на Богородицу, в Его левой руке находится закрытый свиток; своей правой рукой Он благословляет верующих.

В XIX веке лики Богородицы и Христа были покрыты новым слоем изображений.

Серебряный оклад иконы с позолотой состоит из нескольких частей, относящихся к разным эпохам, оставивших непокрытыми только лица двух фигур. Части самого раннего оклада, исполненные в технике смальты, сохраняются в верхней и нижней части рамы. В нижней части рамы сохранилась дарственная надпись игумена монастыря Феостирикту: «Для отпущения грехов и прощения раба Божьего монаха и игумена монастыря Ватопед и всей братии».

Согласно сербским источникам, этот игумен связан с периодом пребывания Святого Саввы в монастыре Ватопед на Святой Горе около 1192 года, а также его отца Стефана Немани в 1197 году. Эта информация в сочетании со стилистическими особенностями первого оклада позволяет датировать ризу второй половиной XII века.

алтарница икона божьей матери в чем помогаетПервый оклад, а также фон иконы, покрыли более поздние оклады, части которых датируются с XIV по XIX века. Вертикальные стороны рамы покрыты окладом XIV века, украшенным сценами жизни Богородицы и изображениями святых и апостолов. Нимб Богородицы датируется второй половиной XVI века, а фон иконы относят к 1690 году.

Ко второй половине XVIII века относится покров головы Богородицы, в то время как Ее корона, а также обрамление верхней и нижней части рамы, датируются серединой XIX века.

Икона Богородицы Алтарницы на своих более поздних копиях называется также «Ватопедской», так как является главной иконой монастыря.

Несмотря на то, что исследователи датировали эту икону концом XV — началом XVI века, упоминание имени игумена монастыря на самом раннем окладе позволяет предполагать, что икона существовала уже в конце XII века.

Датировать икону более точно не представляется возможным вследствие затемнений, вызванных тем, что перед иконой на протяжении многих веков горит лампада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *