амьенский собор во франции
Величайшие храмы Франции: Амьенский кафедральный собор
История собора
Храм был воздвигнут в честь Святой Марии (Holy Mary). Известно и другое его наименование — Собор Амьенской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame d’Amiens), но большинство людей предпочитают называть его просто Амьенским. Это один из крупнейших готических храмов во всем мире и самый большой собор в Европе.
Возведение и основание
История основания корнями уходит в XIII век, когда в Амьен вернулись крестоносцы, забравшие с собой одну из византийских реликвий, разграбив Константинополь. К святыне сразу же проложили тропу паломники. Торговый город Амьен неожиданно для себя стал важным религиозным и культурным центром в Средневековье.
Сохранилось мало информации о зданиях, которые стояли здесь ранее. Вероятно, сооружение находится на месте более древних святынь, занимавших северо-восточный угол каструма (укрепленного римского лагеря). На рубеже IX и Х веков норманны опустошили первоначальную церковь. Отстроенную на прежнем месте Романскую базилику уничтожил пожар 1137 года, однако ее без промедления восстановили.
Спустя 15 лет в 1152 году архиепископ Реймсский торжественно освятил новый храм. В 1193 году в нем проходила церемония венчания Ингеборги Датской и Филиппа Августа. Очередной пожар вновь уничтожил здание спустя всего лишь 25 лет.
В декабре 1206 года в Амьен была доставлена частица черепа святого Иоанна Крестителя. Ее передали епископу де Жерберои. Реликвия хранится в храме до сих пор. Новая церковь простояла всего шестьдесят шесть лет. В 1218 году молния ударила в шпиль колокольни. Крыша загорелась мгновенно, и охваченное огнем здание обрушилось. Еврар Фуюа, епископ города, задумал восстановить собор, сделать его более красивым и просторным. Он мечтал возвести культовое сооружение, которое будет отличаться от других христианских храмов.
Историческая судьба
В Верхнем городе издавна находится епископский квартал. Установить точное местоположение романского собора уже не представляется возможным. Вероятно, его остатки пропали во время закладки глубоких фундаментов готического храма. Для строительства нового здания потребовалось перенести церковь святого Фирмина-Исповедника. Богадельню, стоявшую поблизости, перевели в Нижний город.
Лишь в 1220 году епископ Амьенский Эврар де Фуйуа освятил начало строительства. Раньше территория города была немного расширена: на востоке и юге были отодвинуты крепостные стены. Строители использовали увеличившееся пространство. На нем запланировали построить алтарь невиданных размеров (в трансепте 145 метров длиной и 70 метров шириной).
Чтобы продолжить строительство, возникла необходимость разобрать церковь, занимавшую место, отводившееся для северной части трансепта. Возведению северной башни фасада мешала центральная городская больница. Амьенский храм начали строить с его внутренней части, вопреки всем правилам. Сохранившиеся летописи подтверждают, что за счет хора старой романской церкви временно продолжили собор Амьенской Богоматери.
После смерти епископа Эврара в 1222 году удалось лишь частично закончить фундаменты здания. Только к 1233 году завершили неф.
Позже, в 40-е годы XIII века, строительство замедлилось из-за нехватки средств. Затем работы пошли гораздо быстрее, несмотря на сложности с возведением кровли. В 1269 году по оси центральной апсиды установили великолепный витраж, преподнесенный Бернаром из Аббевиля.
Считается, что строительство собора завершилось в 1269 году установкой витража. Однако известна и другая дата. Ее высекли на центральном камне лабиринта, выложенного на полу посреди главного нефа.
Этот памятный камень, установленный в 1288 году, отмечает окончание строительства.
В настоящее время оригинал камня находится в музее Пикардии. На нем начертаны имена строителей собора. Трое мастеров трудились над возведением собора. Первым работал Робер де Люзарш, выходец из Иль-де-Франс. Его сменили Тома, а затем Рено де Кормон. Вероятно, оба они были уроженцами Пикардии.
Реставрация здания
Масштабное восстановление здания началось в XIX веке. Работой руководил французский архитектор и реставратор Виолле-ле-Дюк. Этому делу он посвятил 25 лет своей жизни. Виолле-ле-Дюк добавил крытый проход на вершине большого фасада. Так он объединил две башни.
Собор частично был разрушен летом 1918 года во время нашествия немецких императорских войск на западе. По убедительной просьбе папы Бенедикта XV, вражеские войска прекратили штурм собора. Остается необъяснимым тот факт, что во время ожесточенных бомбардировок весной в 1940 году церковь не пострадала.
Современное положение
Кафедральный собор в Амьене стоит в одном ряду с Реймским и Шартрским. Его длина составляет 145 метров, а ширина — 70 метров, высота свода — 42 метра. Говоря о величине собора, любят упоминать, что в Амьенском Нотр-Дам поместятся два парижских.
Амьенская церковь дважды отмечена как объект всемирного наследия ЮНЕСКО: в 1986 году — за выдающуюся архитектуру и в 1998 году — как этап паломнического пути в Сантьяго-де-Компостеллу.
Часть черепа Иоанна Крестителя — главная святыня собора. В соборе также хранятся мощи Фирмина Пикардийского.
С 1 декабря по 1 января храм в рамках светового шоу освещают очень красивые огни. Магические тени, музыка и играющий свет дополняют вечернюю обстановку. Пока длится шоу (в течение 45 минут) можно наблюдать великолепное зрелище: разноцветную подсветку и цветной фасад Амьенского храма. На эту игру света и тени, безусловно, стоит посмотреть. Помимо самого фасада, одна за другой освещаются скульптуры, расположенные на западном фасаде Амьенской церкви.
Во время Второй мировой войны Амьен был сильно разрушен. Церковь вышла из всех бомбардировок практически невредимой. Считается, что без заступничества высших сил здесь не обошлось. Несмотря на давность строительства, собор и сегодня впечатляет своими размерами и восхищает красотой своих готических фасадов и внутренним интерьером. С башен Амьенского храма открывается впечатляющий вид на город и прилегающую к собору территорию, изрытую каналами еще древними римлянами.
Месторасположение церкви
Фактический адрес: 30 Place Notre Dame, Амьен, Франция. Само здание граничит северо-восточной стороной с городским парком Эвеше, с которого на здание открывается прекрасный вид.
Как добраться
Добраться на машине из Парижа можно по автотрассе A16 или A1, съезд Roye.
Можно добраться и на общественном транспорте или пеших ходом. В этом случае, потребуется пройти всего 400 метров от центра города.
Вообще, попасть к собору можно из любой части города, так как его прекрасно видно. Посетить собор и большую часть его пристроек можно самостоятельно, но лучше воспользоваться экскурсионным направлением, так как каждая часть собора имеет свою историю и особенности, которые известны только экскурсоводам и служителям церкви.
Архитектура и убранство сооружения
Кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен по своему объему (200 000 кубических метров) и величию превосходит все готические соборы страны.
Внешний вид
Для возведения Амьенского храма образцом послужил Шартрский. Здание представляет собой трехнефную базилику с большой хоровой частью и широким трансептом. Венцом капелл окружена хоровая часть церкви. Их число доходит до семи. При этом средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеют три нефа. Как в Шартре, центр средокрестия совпадает с серединой здания. Но он несколько отличается от Шартрского.
Эта церковь является самой большой из всех находящихся во Франции:
Интерьер в Амьенской церкви является единым. Он плавно раскрывается вглубь, ввысь и во все стороны. Композиция среднего нефа очень проста: общую высоту его делит на равные части карниз первого яруса. Высоко поднятая продольная арка занимает нижнюю половину. Ее замковые корни расположены на высоте 18 метров.
Около 1366 года была возведена Южная башня, а Северная — в 1401 году. Даже по нынешним меркам готическая архитектура этого здания остается непревзойденной.
Амьенский храм вместе с Шартрским и Реймским образует Святую Троицу церквей Франции. По результатам голосования они названы классикой XIII века и высокой готикой.
Архитектурный план церкви похож на другие готические сооружения Средневековья. Сегодня у посетителей есть уникальная возможность подняться на западную башню, находящуюся на крыше здания, и насладиться оттуда потрясающим видом на французские города.
Врата собора
Центральный вход в церкви Амьена был назван Вратами Страшного суда. Его стены украшены различными религиозными сценами, изображающими воскресение проклятых, мертвых и спасенных Богом, апокалипсического Сына, из рта которого выходят два меча и др. Находящиеся у западной стены врата с правой стороны посвящены Деве Марии. Именно она является покровительницей Амьенского храма. Святому Фирмину, первому амьенскому епископу, посвящены врата этого фасада с левой стороны.
Западный фасад
Очень гармонично выполнена западная часть фасада. Здесь имеется две башни, три входа и три соответствующих уровня высоты. Треугольный стрельчатый фронтон располагается над каждым из входов. В центре он оформлен в виде листика клевера. В боках оснований находятся скульптуры фантастических существ. Статуя ангела венчает фронтон центрального входа.
По первому проекту был создан внутренний фасад, позднее его изменили и скрыли хором. Внешняя сторона западного фасада имеет глубину шесть метров. При возведении фасада учтено повышение нефа на больших стойках. Еще выше находится полог, «галерея звонарей». Над ней высится вторая галерея из тонких ажурных аркад. За ними расположена терраса, которую прозвали «палатой музыкантов».
Внутреннее оформление
Внутренне пространство здания разделено на три яруса:
В церкви прекрасное освещение. В ней находится множество высоких стрельчатых окон и одно великолепное окно-роза, расположенное в центре западного фасада.
Внутренне убранство сочетает в себе барочные и готические элементы. В оформлении храма принимали участие многие скульпторы, в том числе и знаменитый Жан-Батист Дюпьи. Узорчатой барочной решеткой обнесен готический амвон. Построили новый алтарь, обрамленный скульптурной группой, которая занимает практически всю апсиду.
«Трон Истины» располагается с северной стороны здания. Скульптурную композицию составляют три изображения основных христианских добродетелей, которые поддерживают трон. На нем восседает ангел, указывающий на небо. Данная композиция подвергалась острой критике в XIX веке. Но вместе с тем невозможно отрицать ее художественную ценность и великолепное исполнение.
В середине XVIII века было окончательно оформлено большинство боковых капелл. В них присутствуют элементы барочной скульптуры и живописи. Достопримечательностью интерьера является и пол, покрытий плитами с изображением самых разнообразных сюжетов. Среди них находится лабиринт, реконструированный в XIX веке по эскизам XIII столетия.
Изначально он задумывался как испытание для паломников, желающих поклониться святым мощам. Им необходимо было придерживаться линий орнамента, высеченных на поверхности пола. Только так можно было добраться до капелл. В самом центре лабиринта — каменная плита с выгравированной историей возведения храма. Именно в этом тексте раскрыты имена архитекторов, принявших участие в строительстве удивительного сооружения.
Скульптуры
Амьенский Храм наполнен благостным звучанием. Мягкий радужный свет, просеянный цветными витражами, отбрасывает переливчатые блики на средокрестие в центре зала. Изящность линий фасада подчеркивает обилие скульптур на библейские темы. Их общее количество составляет примерно 4500 штук. В пропорциях статуй заложено стремление к реализму и психологической выразительности.
Скульптура «Золотая Мадонна» является исключительной по своей утонченности и красоте. Ее называют «настоящим бриллиантом в диадеме». В солнечных лучах эта скульптура излучает умиротворенное сияние. Мастер в этом творении выразил наивность, красоту и душевную чистоту. Над Мадонной парят фигуры апостолов.
В центре среднего портала находится фигура Христа. Она выделяется величавой красотой и своими правильными пропорциями. Иногда ее называют «прекрасным Богом Амьена». Множество медальонов украшает цокольную зону порталов. В них находятся рельефы с месяцами года, знаками задика и др.
Святыни храма
Амьенский собор во Франции захватывает дух всех пришедших. Внутри храма находятся мощи Иоанна Крестителя. Голова этого святого заботливо хранится в стенах церкви как источник исцеления. Реликвия является главной целью паломничества многих верующих.
По словам старожил, именно из-за этих мощей здание осталось невредимым во время бомбежек: снаряды меняли траекторию, приближаясь к стенам, и пролетали мимо. Во время празднования Рождества тысячи прихожан собираются под сводами Амьенской церкви. Многие из них приезжают сюда из различных стран.
Богослужения и другие возможности посещения
При желании можно посещать Амьенский храм в свободной форме, так как он является одним из туристических французских достопримечательностей, даже несмотря на то, что он действующий и является главным собором местной епархии.
Вход открыт с 8-15 до 17-15 (с апреля по конец октября — до 18-15). На площади перед храмом находится информационное бюро, в котором следует обзавестись картой города. Церковь открыта для прихожан ежедневно с 08.30 до 17.15.
«Туристическое» посещение собора (собор, сокровищница и башни) проходит так:
Видео описания храма
В данном ролике представлен обзор Амьенского храма.
Амьенский собор
Прекрасный Нотр Дам де Амьен или кафедральный Амьенский собор (Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) — один из лучших образцов французской готики. Он поражает сложной, богатой деталями и при этом очень гармоничной архитектурой, которую можно рассматривать часами. Фасады огромного храма — между прочим, самого большого во Франции — украшены десятками статуй и барельефов, которые вместе образуют изысканный рисунок с тонкими, устремленными вверх очертаниями. При этом храм обладает не только эстетической ценностью, но и является местом паломничества — в нем хранятся мощи Иоанна Крестителя и канонизированного епископа Фирмина.
Алтарь Дева Милосердная; вверху слева — евангелист Святой Марк; вверху справа — евангелист Святой Иоанн
История
Строительство готического собора Амьенской Богоматери началось около 1220 года, а завершилось в 1269 году, хотя отдельные элементы как внешней, так и внутренней отделки появились намного позже. Изначально на этом месте стоял другой храм, который практически полностью сгорел при пожаре. Необходимость восстановить его в новом, еще более величественном виде появилась, когда в Амьен вернулись участники крестового похода, доставив из Константинополя частицы головы Иоанна Крестителя, и город стал важным религиозным центром.
Старинная открытка с изображением Нотр Дам д’Амьен
Разработка проекта была поручена архитектору Роберу де Люзаршу, который и руководил поначалу строительством, а после дело перешло в руки Тома де Кормона и его сына Рено. В 1528 году Амьенский храм пострадал от молнии — она угодила прямо в шпиль, и полностью восстановить эту деталь удалось нескоро. В 18-м веке некоторые изменения внесли в оформление хора, а в 19-м столетии собор подвергся масштабной реконструкции, которая длилась почти 25 лет.
Фото Амьенского собора начала 20-го века
Во время обеих мировых войн здание удалось сохранить, причем в 1940-х годах его спасло настоящее чудо. Несмотря на то, что город Амьен подвергался бомбардировкам и был существенно разрушен, храм устоял и обошелся без существенных повреждений.
Собор во время войны
Интересно: официальной датой окончания строительства Нотр Дам де Амьен считается 1269 год, однако на памятном камне в центре лабиринта, выложенного на полу базилики, указан 1288 год.
Ночная подсветка Нотр Дам д’Амьен
Как добраться до Амьенского собора
Самая крупная из французских готических церквей находится в центре Амьена. От любого из двух железнодорожных вокзалов этого города до храма не более 15-20 минут пешком.
Точный адрес: 30 Place Notre Dame, 80000 Amiens, Франция.
Как добраться из Парижа:
Поезд:с Северного вокзала Парижа каждый час уходят поезда в Амьен, в пути 1 час и 15 минут.
Пешком:от вокзала до амьенской достопримечательности около 800 метров.
Автобус:от остановки Paris Gallieni отправляются автобусы перевозчика Isilines, в пути чуть более 2-х часов.
Пешком:от автобусной станции вблизи вокзала Amiens до храма около 1 километра.
Амьенский собор на карте
Что посмотреть
Амьенский собор выполнен в традиционной для католических базилик форме креста и включает 5 нефов. Если говорить о его внешних особенностях, в оформлении фасадов можно найти черты стиля высокой и пламенеющей готики — это удлиненные вершины многочисленных арок, круглые окна-«розы» в замысловатых узорах и ажурная каменная вязь, напоминающая языки пламени.
Главным фасадом храма считается западный, ведь именно здесь находятся основные порталы: Спасителя, Девы Марии и Святого Фирмина. Каждый из них украшен соответствующей статуей, которую окружают многочисленные скульптуры и барельефы. Центральный портал со статуей Иисуса Христа символизирует Страшный суд, портал Богородицы оформлен сюжетами из Ветхого и Нового Завета, а портал Святого Фирмина рассказывает о жизни знаменитого епископа.
Над порталами расположен трифорий — ажурная галерея с арочными проемами, а еще выше проходит так называемая «Галерея королей». В центре фасада можно увидеть огромное окно-«розу» с двумя изящными готическими башнями по бокам. Они слегка отличаются по высоте, но в общем рисунке Амьенского храма выглядят гармонично.
Также стоит обратить внимание на южный фасад — он известен средневековой статуей Мадонны с младенцем, предположительно созданной еще в 13-м столетии. Ее называют «Золотая Мадонна», поскольку раньше скульптура была позолочена. Сегодня оригинальная статуя хранится в самом храме, а над порталом установлена точная копия.
Интерьер базилики
По сравнению с богатой внешней отделкой изнутри Амьенский собор может показаться намного скромнее. Однако его интерьеры тоже способны вызвать восхищение атмосферой величия, легкостью высоких арочных сводов, обилием света. Как и снаружи, здесь много скульптур, среди которых особо выделяется композиция «Трон истины» с изображением Веры, Надежды и Любви.
Также обращают на себя внимание резные деревянные панели и боковые скамейки 16-го века. Они украшены искусно вырезанными фигурками святых и сценками из Ветхого Завета. Всего здесь более 4,5 тысяч деревянных фигур, и каждая отличается тщательной проработкой!
Не меньшее впечатление производит и пол Амьенской базилики. Он облицован черно-белыми плитами, уложенными в виде лабиринта. В прежние времена верующие проходили этот лабиринт на коленях, что символизировало паломничество к мощам Иоанна Крестителя и Святого Фирмина. Кстати, сами мощи, как главные святыни, хранятся внутри базилики — их можно найти в северной части трансепта, под стеклянным окошечком в стене.
Интересно: до 18-го века Нотр Дам д’Амьен украшали цветные витражи, однако они были полностью уничтожены в годы Французской революции. Часть из них позже восстановили, и сегодня они снова красуются на окнах.
План Амьенского собора
Часы работы и стоимость билетов
Амьенский храм открыт:
Вход свободный, и если вы хотите посетить базилику самостоятельно — это можно сделать бесплатно. Оплата взимается только за подъем на одну из башен, откуда можно полюбоваться видами на город.
Подробную информацию о графике работы, стоимости и условиях посещения можно найти на официальном сайте собора.
Световое оформление фасада Cathédrale Notre-Dame d’Amiens в вечернее время
Правила посещения
Алтарь и статуя Святого Иосифа
Интересные факты
Панорама Амьенского собора
Многие туристы утверждают, что величественный и прекрасный Амьенский собор производит ничуть не меньшее впечатление, чем знаменитый Нотр-Дам-де-Пари. За счет того, что Амьен — небольшой и малоизвестный, по сравнению с Парижем, городок, он менее популярен у туристов, но не менее красив. Хотя и в небольшом Амьене есть на что посмотреть, здесь легко найти себе экскурсионную программу на несколько дней. Ведь в городе находится музей Жюля Верна (в доме, где некогда жил писатель), Музей Пикардии и живописный сад художников.
Великолепие готики: Амьенский собор и его святыни
Амьенский собор, Нотр-Дам д’Амьен, Cathédrale Notre-Dame d’Amiens — один из самых больших соборов Франции, соединивший в себе черты высокой, или зрелой, готики и пламенеющей готики. Он посвящен Богоматери Амьенской. По своим размерам, великолепию и богатству отделки Амьенский собор стоит в одном ряду с соборами в Шартре, Реймсе, Бурже и Бове.
Амьенский собор
Нотр-Дам д’Амьен расположен в Амьене, примерно в 120 километрах к северу от Парижа. Амьенский собор был построен между 1220 и 1270 годами и является резиденцией епископа Амьенского. В 1981 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Амьенский собор
Собор мог вместить всех жителей Амьена, население которого составляло на момент постройки около 10 тысяч человек. Его размеры поражают:
Первый собор в Амьене был построен в IV веке на могиле первого амьенского епископа священномученика Фирмина (Firmin d’Amiens, ок.272 — ок.303) на холме Абладен (ныне район Сен-Ашель). Во время нападения норманнов на город в конце IX века он был сожжен. Два других собора, построенных позднее, также погибли в огне. В 1137-1152 годах, после пожара, разрушившего большую часть города, был построен новый собор в романском стиле. Однако о его размерах и архитектуре никаких свидетельств не сохранилось.
Амьенский собор
В начале XII века произошло событие, превратившее Амьен в один из важнейших религиозных центров христианского мира. В 1203 году, во время Четвертого крестового похода, крестоносцы осадили Константинополь. 13 апреля 1204 года столица Византии пала. После этого крестоносцы устроили массовую резню местного населения и разграбили город. Пиккардийский крестоносец Валлон де Сартон (Wallon de Sarton), каноник Пикиньи, смог добыть (а точнее, украсть) святую реликвию — лицевую часть головы Иоанна Крестителя, без нижней челюсти.
Амьенский собор
В те времена процветала торговля реликвиями, в том числе и поддельными. Практиковались и так называемые «благочестивые кражи». Как гласит предание, тело Иоанна Крестителя было расчленено на несколько фрагментов, которые разошлись по разным уголкам христианского мира. 17 декабря 1206 года Валлон де Сартон был торжественно принят своим дядей, амьенским епископом Ришаром де Герберуа (Richard de Gerberoy), которому передал реликвию. Согласно легенде, дыра над левой глазницей — колотая рана, нанесенной Иродиадой, потребовавшей казни святого. Научный анализ, проведенный в 1958 году, показал, что череп принадлежит человеку, жившему в начале I века н.э.
Голова Святого Иоанна Крестителя в Амьенском соборе. Фото из Википедии
Вскоре после этого началось массовое паломничество в Амьен. Среди паломников были не только простые люди, но и знатные из разных уголков Европы. Голова Иоанна Крестителя приносила огромные доходы. Верили, что священная реликвия особенно хорошо исцеляет глухих, немых, слепых, а также одержимых «злым святым Иоанном», то есть эпилепсией. Для хранения головы Иоанна Предтечи был создан роскошный реликварий, позднее утраченный. От него сохранился только горный хрусталь. В 1876 году был создан новый. Голову сейчас можно увидеть в реликварии Амьенского собора.
Вид в сторону реликвария
Реликварий
Но не только Иоанну Крестителю был обязан Амьен своим процветанием. В начале XIII века, в период правления Филиппа Августа (1165-1223, король Франции с 1179 года), начинаются лучшие времена для Амьена. Этому способствовала близость к Фландрии, где шили одежду, а также к местным винодельческим ярмаркам. Основу благосостояния амьенской буржуазии составляла торговля красками для одежды и тканями, которые производились в регионе, а также сельское хозяйство. Об этом напоминает посвящение часовни на продольной оси собора — Богоматери Нотр-Дам драпьер (Notre-Dame drapière).
Амьенский собор
Старый романский собор уже не мог вмещать всех жителей Амьена и паломников. В 1218 году в его шпиль попала молния. Огонь быстро распространился по деревянным конструкциям, и вскоре здание рухнуло. Амьенский епископ Эврар де Фуйуа (Évrard de Fouilloy) решил построить новый величественный собор, достойный священной реликвии. Собор должен был стать каменной книгой, несущей миру свет христианского учения.
Амьенский собор
Работы начались в 1220 году. Для осуществления столь грандиозного замысла был приглашен архитектор Робер де Люзарш (Robert de Luzarches). С 1228 по 1258 год архитектором собора был Тома де Кормон (Thomas de Cormont), затем, до 1288 года — его сын Рено де Кормон (Renaud de Cormont).
Амьенский собор, фрагмент
Для нового собора была расчищена большая территория. Так, северный рукав трансепта находится на месте перенесенной церкви Святого Фирмина-Исповедника, северная башня главного фасада — на месте богадельни.
План Амьенского собора
Для фундамента собора использовался кварцитовый песчаник третичных пород (возраст около 55 млн. лет), который отличается твердостью и, что особенно важно, водонепроницаемостью. Значительная часть конструкций собора выполнена из белого мела — осадочной породы (возраст около 90 миллионов лет), в основном добываемой из карьеров Пикиньи в 10 км вниз по течению Соммы. Мел — тонкий, легкий в обработке камень, способствующий созданию самых смелых конструкций и скульптур. Для строительства Амьенского собора были отобраны твердые и качественные каменные блоки. Благодаря присутствию в породе твердых кремневых вкраплений получается интересная фактура.
Амьенский собор, фрагмент
Западный фасад собора, возведенный в 1220-1236 годах, демонстрирует необычное художественное единство. Три больших глубоких портала собора украшены многочисленными реалистичными скульптурами святых и тонко проработанными эсхатологическими сценами. Нижний ярус увенчан галереей. Выше неё, под окном-розой находится «галерея королей» — статуи в натуральную величину двадцати двух королей. Над «розой» находится легкая «галерея Звонарей и Музыкантов», реконструированная в ходе реставрации XIX века.
Западный фасад Амьенского собора
Западный фасад Амьенского собора, фрагмент
Южная и северная башни собора асимметричные. Южная башня была возведена к 1366 году (по другим источникам — 1372). При строительстве северной башни возникли проблемы, связанные с наклоном земли, поэтому она была дополнительно укреплена опорами и завершена только в 1402 или 1406 году.
Западный фасад Амьенского собора
Порталы западного фасада и южного трансепта богато украшены скульптурами, представляющими собой священную книгу в камне. Центральный портал, или портал Страшного Суда, иногда называемый также порталом Бога, окружен двумя другими, меньшими по размеру, порталами: порталом Богоматери справа (южный) и порталом св. Фирмина слева (северный).
Западный фасад Амьенского собора
Центральный портал
Фигуры святых
Портал Богородицы
Во время лазерной очистки, проводившейся в 1990-х годах, обнаружили, что западный фасад Амьенского собора изначально был цветным. Благодаря разработке сложной системы подсветки стало возможным с высокой точностью проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихромный облик собора XIII века. В темное время суток собор подсвечивается. Летом, во время Рождественской ярмарки и на Новый год проводятся красочные светомузыкальные шоу.
Подсветка Амьенского собора. Автор: Jean Bester, Википедия
В Амьенском соборе сохранился самый большой в Западной Европе средневековый интерьер. Потолок поддерживается 126 столбами. Через огромные окна льется свет, благодаря чему он кажется очень легким, почти воздушным. Основной объем собора был построен к 1266 году (по другим источникам — 1269), однако отделочные работы продолжались еще много лет.
Центральный неф Амьенского собора
Северный неф
В 1288 году на полу собора был выложен огромный восьмиугольный Лабиринт, символизирующий победу Христа над смертью. Он выполнен из черного бельгийского камня и белого камня из Па-де-Кале. Длина лабиринта составляет 234 метра. В Средневековье многие паломники перед тем, как поклониться голове Иоанна Крестителя, на коленях проползали Лабиринт, двигаясь по черной линии, символизирующей крестный путь. Это считалось испытанием для тех, кто хотел искупить серьезные грехи или получить благословение. Подобные лабиринты есть во многих других соборах и церквях. Существовал он и в соборе Нотр-Дам де Реймс, однако был разрушен в XVIII веке.
Схема Амьенского Лабиринта
Лабиринт в Амьенском соборе
На камне в центре Лабиринта на медной полосе выгравирован текст, повествующий об основании собора. Внутри расположен крест, ориентированный по главным сторонам света. Он окружен четырьмя фигурами, изображающими основателя собора — епископа Эврара де Фуйи и трех архитекторов (Робер де Люзарш, Тома и Рено де Кормон). Камень датируется 1288 годом — временем официального окончания строительства. Он является копией, оригинал хранится в музее Пикардии.
Центральный камень в Лабиринте Амьенского собора
С 1290 по 1375 год в нефах были устроены боковые часовни, не предусмотренные первоначальным проектом.
Главный алтарь Амьенского собора
Орган Амьенского собора
Колонны и своды
Внутреннее убранство Амьенского собора
Внутреннее убранство Амьенского собора
Собор Амьенской Богоматери неоднократно посещали царственные особы: Людовик Святой в 1264 году, Филипп III в 1279, Филипп VI в 1329. В 1385 году в соборе состоялось венчание Карла VI, прозванного впоследствии Безумным, с Изабеллой Баварской. В 1625 году собор посетили Мария Медичи, Анна Австрийская и Генриетта Французская. В 1640 году Людовик XIII и кардинал Ришелье в 1640 году праздновали здесь взятие Арраса.
Внутреннее убранство Амьенского собора
Большую роль в украшении собора произведениями искусства сыграло братство Пюи Нотр-Дам д’Амьен (La Confrérie du Puy Notre-Dame d’Amiens), основанное в 1388 году и просуществовавшее до Великой Французской революции. Оно сотрудничало с другими аналогичными братствами в Нидерландах, Бельгии, Пикардии и Нормандии. Благодаря его деятельности собор почти ежегодно пополнялся новыми живописными полотнами, резными алтарями часовен, скульптурами и др.
Внутреннее убранство Амьенского собора
Внутреннее убранство Амьенского собора
Внутреннее убранство Амьенского собора
В 1498-99 годах «мастер кладочных работ» Пьер Таризель (Pierre Tarisel) укрепил здание дополнительными контрфорсами и железными связями. Тем самым удалось избежать катастрофы, которая постигла огромный собор Сен-Пьер в Бове (Saint-Pierre de Beauvais) еще в 1284 году, когда рухнула часть свода хора всего через 12 лет после завершения строительства.
Контрфорсы Амьенского собора
В 1528 году старый шпиль собора был уничтожен молнией. Между 1529 и 1533 годами установили новый шпиль, который возвышается на 112,7 метров над землей. Его каркасная конструкция была покрыта золочеными свинцовыми листами.
Амьенский собор
В XVI веке по указанию мэра Амьена западное окно-роза было переделано в стиле пламенеющей готики. В XVIII веке собор был украшен в стиле барокко. Чтобы освободить центральную часть собора для верующих, к внешним стенам в нефах были перенесены многочисленные надгробия.
Орган и роза
В годы Великой Французской революции Амьенскому собору был нанесен ощутимый ущерб, хотя в целом он пострадал значительно меньше, чем другие храмы. Погибли многие скульптуры. Разъяренная толпа разбила камнями старинные витражи; позднее некоторые из них были восстановлены.
Витражи
Витраж в апсиде трансепта
В 1793 году собор был преобразован в храм Разума и Правды, в 1794 году — в храм Высшего Существа. Статуя св. Женевьевы в алтаре часовни Нотр-Дам дю-Пюи была переделана в богиню Разума. Католическое богослужение было восстановлено в 1795 году.
Амьенский собор
В XIX веке изрядно обветшавший Амьенский собор несколько раз реставрировали. В 1850-1859 годах работы возглавлял французский архитектор и реставратор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814-1879), известный своими работами в Соборе Парижской Богоматери, крепости Каркассон, церкви Сент-Шапель, аббатстве Сен-Дени и др. Методы реставрации Виолле-ле-Дюка весьма отличались от современных:
Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени.
Это вызвало справедливую критику со стороны сторонников «консервативной» реставрации. В Амьенском соборе Виолле-ле-Дюк на главном фасаде добавил верхнюю ажурную галерею, соединившую две башни.
В ходе реставрации XIX века применялся известняк из карьеров Уазы (типичный камень парижского региона, более прочный, чем мел). Большая балюстрада и ступени перед собором, построенные в XIX веке, сделаны из очень твердого известняка из карьеров Турне (возраст около 350 млн. лет) в Суаньи (Бельгия).
Внутреннее убранство Амьенского собора
Собор благополучно пережил две мировые войны. В 1915 году, во время серии интенсивных бомбардировок, три портала главного фасада и портал Золотой Богородицы (южный) были защищены мешками земли. В июле 1918 года собор попал под огонь немецких войск. Однако по требованию Папы Римского Бенедикта XV немцы сохранили собор. В мае 1940 года, во время немецких бомбардировок, которые разрушили Амьен, собор почти не был поврежден.
Внутреннее убранство Амьенского собора
Главная святыня собора Амьенской Богоматери — голова Иоанна Крестителя, — хранится в реликварии. Немало и других интересных достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание: «Золотая Мадонна» XIII века, в прошлом украшавшая южный портал (сейчас там находится её копия), «Трон истины», украшенный скульптурами Веры, Надежды и Любви, резные деревянные скамьи начала XVI века.
Портал Золотой Мадонны
Заслуживают внимание два надгробных памятника — епископа Эврара де Фуйуа (Evrard de Fouilloy, 1211-1222) и его преемника Жоффруа д’Ё (Geoffroy d’Eu, 1222-1236). Другие надгробия — 64-го епископа амьенского Ферри де Бовуара (Ferry de Beauvoir, умер в 1473 году, в 1489 году его останки перенесены в Амьенский собор) и его племянника, каноника Амьенского собора и мастера братства Пюи Нотр-Дам в Амьене Адриана де Эненкура (Adrien de Henencourt, умер в 1530 году).
Надгробия Ферри де Бовуара и Адриана де Эненкура
Надгробие епископа Ферри де Бовуара (Ferry de Beauvoir), фрагмент
Чтобы получить более полное представление о внутреннем убранстве собора Амьенской Богоматери и его внешнем облике, посмотрите эту 3D-панораму из Гугла. Лучше она смотрится, если её развернуть во весь экран.
Информация для путешественников:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Готические соборы выглядят действительно потрясающе. Такая своеобразная архитектура, планировка, убранство. Какой нужно иметь талант, чтобы такое построить. Очень хочется увидеть такой собор в реальности, впечатление точно будет на всю жизнь.