американская система тренировок по плаванию
Несколько любимых тренировок Эдди Риза, помогающих привести спортсмена в форму.
Эдди Рис Один из самых успешных тренеров в мире.
На уровне NCAA ему нет равных. С тех пор, как он стал главным тренером университета Tехаса в 1978-м году, Техасские «Лонгхорны» 14 дела раз выигрывали чемпионский титул и 11 раз были призёрами. Риза называли тренером года в NCAA восемь раз, а «Лонгхорны» под его руководством были в призерах более сорока раз.
Рис также много чего добился на международный сцене. Он был в тренерском составе сборной на олимпиаде с 1988-го по 2012-й год. На олимпиаде 2004-го года в Афинах «Лонгхорны» составили целую треть сборной. 26 спортсменов, которые на тот момент тренировались у него, стали олимпийцами. К тому же, он тренировал таких легенд как Аарон Пирсл, Иан Крокер и Джосеф Скулинг.
Подход Риза к тренировкам очень интересен и всегда отличался тем, что был полон смирения и щедрости. Вместо того, чтобы тренировать спортсмена ради результата, он работает над тем, чтобы просто усилить его сильные стороны и нивелировать отстающие.
«Мы никогда не обсуждаем как выиграть NCAA,” говорит Рис, «вместо этого мы обговариваем то, над чем каждый спортсмен должен работать лично.»
Результат?
Улучшенные результаты, и тем самым большое количество медалей на чемпионатах у его команды.
Аэробная работа у Эдди Риза
Тренировка 1
200 кроль @2.00
175 кроль @2.00
Тренировка 2
200 кроль @2.00
150 основным @2.00
Тренировка 3
200 кроль @2.00
150 ноги кролем @2.00
Тренировка 4
У Риза эту тренировку также плавали спринтеры
8 серий:
100 кроль @1.00
75 кроль @1.00
Тренировка 5
Вот любимая тренировка Риза:
5х100 @1.10
4х200 @2.10
3х300 @3.10
2х400 @4.10
1х500 @5.10
Между сериями двухминутный отдых и во второй серии режим ускоряется на 10 секунд
(то есть 1.00/2.00/3.00/4.00/5.00)
Пара советов от Эдди Риза
Хотите получить максимум из этих тренировок?
Вот несколько советов от Эдди Риза:
Сфокусируйтесь на том, что лично вам нужно исправить.
Улучшение результата или даже просто техники – вот, что больше всего мотивирует пловца. Риз советует концентрироваться на улучшении времени, а не на соперничестве со своими друзьями на тренировке.
«Засекайте пловцов, записывайте время, и вы увидите улучшения,» говорит Риз. «Часто спортсмены расстраиваются, когда их обгоняют товарищи по команде, и это вполне объяснимо. Очень трудно в мире спорта, ведь конкуренция огромная, но пловцам нужно стараться не расстраиваться, когда их обгоняют, ведь всегда будет кто-то быстрее их, и это естественно.»
Когда вы приходите на тренировку, работайте над техникой, старайтесь выплыть более сложный режим, уменьшить количество циклов на бассейн.
Как и сказал Риз, если вы будете улучшать эти мелочи, то это будет вас очень здорово мотивировать дальше работать на тренировке.
«Вы можете быть 30-м на какой-то дистанции, но если вы улучшили свой результат на 5 секунд, то ощущение как будто вы выиграли.»
Следите за дыханием и работайте над выходами
У плoвцов – особенно у Кролистов– есть доминантная сторона. Очень часто пловцы эту несбалансированность переносят из повседневной жизни на тренировку.
Один способ избавиться от этого, а также усложнить немного аэробную работу – это дышать каждые три гребка. Вроде кажется, что это очень легко, но на самом деле это сделает вашу работу намного более эффективной.
«Мои спортсмены всегда дышат через три гребка,» говорит Риз, «Я за этим слежу, так это балансирует гребок и помогает повысить сердцебиение без добавления ускорения. Ещё можно сфокусироваться на выходах – три удара ногами и не дышать на первом гребке, или даже пять ударов ногами и не дышать первые три гребка.»
Этa техника поможет вам сбалансировать ваши мышцы, увеличит вашу aэробные способности, и вы постепенно научитесь задерживать дыхание все дольше и дольше. Все в выигрыше.
Подготовка пловцов в России vs. США. Авторский пост.
Его статья была опубликована вчера на Ленте.ру и спасибо их редакции за коррекцию. Тут я технически говоря, делаю репост:)
Неудовлетворительный результат, показанный российскими пловцами на чемпионате мира в Казани, поставил вопрос об эффективности тренерских методик, применяемых в подготовке спортсменов. «Лента.ру» сравнила отечественную систему с американской и выяснила, чем заокеанская лучше.
Триумфальная Олимпиада в Сочи и ошеломляющий результат российских спортсменов на юношеских играх в Баку вселили в болельщиков надежду на успех и в Казани, на ХVI чемпионате мира по водным видам спорта. К сожалению, одна-единственная золотая медаль, завоеванная в бассейне стадиона «Казань-Арена», вступает в жесткое противоречие с 23-мя, привезенными нашими пловцами с Европейских игр в Баку.
Ощущение парадокса усиливает тот факт, что треть нашей сборной тренируется в США у известного специалиста Дейва Сало. Именно сборная Соединенных Штатов уже который год лидирует во взрослом мировом плавании, при этом демонстрируя крайне скромные результаты на юношеских соревнованиях.
Так почему же мы не можем перенести успехи наших юниоров во взрослый спорт и, подобно Америке, выигрывать одно золото за другим? В интернете то и дело повторяют универсальное решение проблемы: «Нужно платить больше тренерам и спортсменам». Но так ли это? Чтобы во всем разобраться, сравним карьеру пловца международного уровня в США и России.
В США шестилетнего ребенка родители отдают в плавательный клуб, где у трех-пяти тренеров занимаются 200-300 детей. Зарплата наставников, аренда бассейна, приобретение оборудования обеспечивается исключительно родительскими взносами, варьирующимися от 100 до 500 долларов в месяц, в зависимости от города, возраста ребенка и уровня клуба.
Понятно, что чем больше людей, тем больше денег, поэтому группы меньше десяти человек встречаются редко. И тем не менее средств клубу обычно не хватает — требуется дополнительное финансирование, в первую очередь на новое оборудование и поездки на сборы. Поэтому детишки часто вынуждены подрабатывать — продавать печенье и мыть машины.
Так продолжается до 17-18 лет, когда, при условии хороших результатов, пловец может рассчитывать на солидную стипендию в университете, которая сэкономит семье от 50 до 200 тысяч долларов за четыре года обучения. При этом спортсмен должен хорошо учиться, иначе за неуспеваемость его просто отчислят, невзирая на высокие достижения в спорте.
Плавательная команда, в которую попадает молодой человек, находится исключительно на балансе университета, и успехи в спорте являются вопросом престижа. Именно поэтому вузы выделяют значительные средства на инвентарь и большие зарплаты тренерам. Жесткая конкуренция в преподавательском составе заставляет американских тренеров искать новые подходы, методики и стратегии. И это дает свои плоды — результаты студенческого первенства мало отличаются от достижений спортсменов на чемпионатах мира.
На базе лучших университетов формируются «клубы спортивного мастерства», где тренируются американские и зарубежные пловцы мирового уровня. Например, вышеупомянутый Дейв Сало — и главный тренер университета Южной Калифорнии, и главный тренер клуба «Троянцы», в котором состоят наши «сборники». И занятия в таких клубах далеко не бесплатны.
Но вернемся к нашей гипотетической восходящей звезде американского плавания. Ему уже 22 года, и он решает выступить на международных соревнованиях, даже отбирается в национальную команду. Все поздравляют, жмут руки, но федерация плавания США в лучшем случае оплатит ему пару тренировочных сборов и поездку на международный старт. Все!
Чтобы оплатить питание, жилье и тренеров, спортсмен вынужден пробиваться на вершину мировых рейтингов, где есть возможность получить спонсорский контракт, покрывающий все расходы. Но таких контрактов катастрофически мало — всего 5-6. А чтобы его получить, надо быть звездой планетарного масштаба. Как Майкл Фелпс, к примеру.
Что в итоге? Страна с 300-миллионным населением, где пловцы рвутся к мировому Олимпу, и тренеры, соревнующиеся с друг другом в студенческих чемпионатах с результатами, достойными чемпионатов мира.
В России начинающий пловец в 6-7 лет попадет в группу детско-юношеской спортивной школы, где и будет плавать за условную плату, и то до 11-12 лет, пока не начнет показывать результаты чуть выше среднего. С этого момента занятия и поездки на соревнования станут фактически бесплатными. Тренеры обычно фокусируют свое внимание на двух-трех воспитанниках с лучшими результатами, нацеливая их к 14-15 годам на юношескую сборную.
Если это удается, то спортсмен получает фактически индивидуального тренера, вызовы на сборы, доступ к врачам, массажистам, и, конечно, материальную поддержку. А его сверстники в США продают печенье и плавают в группах по 20 человек в родном бассейне. При таком раскладе успех нашей юниорской сборной выглядит вполне ожидаемым.
Если все идет хорошо, спортсмен вместе с тренером плавно переходят во взрослую сборную, где материальная поддержка уже достаточна для того, чтобы обеспечить вполне пристойный уровень жизни. Поэтому большинство российских тренеров нацелены на попадание в сборную России, а не на победы в международных соревнованиях.
Оказавшись в сборной и обретя поддержку государства, тренеры и их воспитанники не видят стимула к дальнейшему развитию. Да, за олимпийские медали мы платим в разы больше, чем американцы. Но того, что и так дает государство, вполне хватает и на жизнь, и на тренировки, часто даже за границей, в то время как американские пловцы либо рвутся на олимпийский подиум, либо тратят деньги родителей. Именно из-за такой системы внутри российской сборной постоянно плетутся интриги, с завидной регулярностью выливающиеся в публичные скандалы. Что в итоге? Страна со 150-миллионным населением, где все усилия пловцов и тренеров сводятся к попаданию в сборную.
Более того, российские тренеры занимаются обычно с одним, реже с двумя «сборниками», и поэтому сильно опасаются пробовать что-то новое — ведь это риск испортить результаты и вылететь из команды. А у американских тренеров 20-30 воспитанников, и если 10 из них провалятся из-за новой методики, тренер всего лишь приобретет опыт. К тому же у американцев, не получающих никакой материальной поддержки от государства и, соответственно, ничего не теряющих, намного больше пространства для применения новаторских идей, чтобы вырваться в мировой топ.
И, наконец, у большинства американских тренеров есть спортивное образование, у того же Сало — докторская степень, тогда как наши физкультурные университеты существуют практически для галочки о высшем образовании у действующих спортсменов. При этом понятно, что даже самый высококлассный тренер подходит далеко не всем и не может из каждого сделать чемпиона мира, как мы видим на примере нашей сборной, тренирующейся в США.
Как тренируются американцы? История русского тренера в США, Кати Алябьевой
Автор статьи: Катя Алябьева — 18-кратная чемпионка Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA All-American), трехкратная национальная чемпионка NCAA Division II National Champion. Тренер по плаванию с 10-летним стажем работы в США, главный тренер по плаванию в клубной команде в Голливуде. В 2008 году Катя прошла в России отбор на Олимпийские игры, закрыла сессию в Новосибирском университете, улетела в Америку на заработки и. осталась там навсегда. Вот уже 10 лет продолжается ее тренерская деятельность в США, о чем она решила поделиться с нашими читателями. Подробнее – читайте в статье!
Начало: сибирская закалка с Владимиром Морозовым
Мой последний чемпионат в России был в 2008 году – это был отбор на Олимпийские игры. Сплавав 2 полуфинала на 200 и 400 комплексом, я проплыла финал – 200 метров брассом. После этого отбора, вернувшись в родной город Новосибирск и сдав сессию в университете, я собрала вещи и полетела в Америку на заработки. И осталась там. Вот уже 10 лет я живу в солнечной Калифорнии, в городе Лос-Анджелесе, и работаю главным тренером по плаванию в клубной команде в Голливуде.
Что было до этого? До того, как я полетела в Америку, примерно лет пять я тренировалась в Новосибирске в одной маленькой команде. Мы росли и тренировались с легендарным Владимиром Морозовым и плавали временами по 11 км за тренировку. Были и такие тренировки, когда после занятия на воде мы вставали на лыжи и гнали по сибирскому лесу, наматывая километры по морозу, рискуя заболеть.
В нашем маленьком бассейне на 4 дорожки была тренерская доска. Выходя из раздевалки на бассейн, мы издалека могли разглядеть план тренировки: либо доска была вся исписана, либо на ней была просто одна строчка. Если одна строчка, то тут уже всё ясно — это что-нибудь вроде «120 по 50 м», «3 по 3 км» или вообще просто «6 км». В общем, чем меньше строка – тем страшнее! После стольких намотанных километров мотивация выложиться на дистанции была на пределе, но, если честно, я никогда не была фанатом системы тренировок моего тренера.
Тренировки от Дейва Сало, тренера Владимира Морозова
Тренировки, которые мне действительно очень нравятся — это те, что проводит тренер Дейв Сало, опять-таки, тренер, воспитывающий Вову Морозова в Америке, в Лос-Анджелесе. Серии Дейва очень креативны, доска исписана и разрисована заданиями. У него интересные аналогии и мотивирующие установки. Многие тренеры утверждают, что Дейв – тренер, специализирующийся на спринте, но я с этим не соглашусь! Ведь он в данный момент воспитывает Олимпийского чемпиона на дистанции 10 км Усаму Меллули и серебряную медалистку Олимпийских Игр в Лондоне-2012 на 10 км Хейли Андерсон. Уж не знаю, как можно назвать 10 км спринтом! Но дело в том, что пловцы Дейва не накручивают километраж изо дня в день. Каждый метр и элемент тренировки продуман и направлен на улучшение результата.
При том, что упражнения очень креативны и нескучны, они развивают максимальную скорость и выносливость. И тренер также использует много инвентаря, что тоже интересно и более эффективно увеличивает силу спортсмена. Дейв предлагает в некоторых случаях делать свой собственный выбор: например, если мне нравится, как я чувствую скорость в ластах и в лопатках, могу выбрать этот вариант. Таким образом, я также вынуждена прислушиваться к своей технике, вырабатывать тактику и чувствовать воду и своё тело.
Очень интересно, что я закончила плавать (вынужденно, по финансам не получалось организовать карьеру пловчихи) 6 лет назад. И в этом году мне очень захотелось обратно в бассейн. Эти 6 лет я работала и не ходила на тренировки. За 3 месяца после шестилетнего перерыва Дейв смог вернуть меня в большой спорт! Это что-то на грани невозможного, но тренер действительно умеет найти подход к спортсмену и знает, как воспитать пловца! Однако, хоть я так уважительно отношусь к программе Дейва Сало, нельзя сказать, что все школы плавания в Америке похожи на его школу.
Как тренируются в Америке?
В прошлом году меня пригласили работать в команде университета Ратгерс, в штате Нью-Джерси. Это крупнейший университет, который является 8-ым старейшим вузом страны и одним из девяти колониальных колледжей, созданных до обретения Соединёнными Штатами независимости. По спортивным программам университет принадлежит Первому дивизиону. В Первом дивизионе в университетской системе спорта в Америке тренируются и соревнуются олимпийцы и олимпийские чемпионы, хотя есть и команды очень невысокого уровня, несмотря на финансирование.
Работая в университете, мы с командой ездили на Национальный чемпионат Америки и другие соревнования. Мне очень повезло тренировать пловцов совместно с легендарными тренерами, включая тренера человека-легенды, Майкла Фелпса — Боба Боумэна, который в данный момент тренирует команду университета Аризоны. Общаясь с тренерами и сравнивая между собой школы плавания, я поняла, что в Америке действительно есть разные системы тренировок.
Например, в Университете Мичигана выпускают олимпийцев совсем немалой кровью! Как отозвался один из родителей русской девочки, плавающей в команде: пловцов «переламывают» морально, объёмы работ высокие, режимы – сложные, но только кто смог и не сломался — только тот строит себе карьеру.
Похожая ситуация в Калифорнийском университете в Беркли, действующем под эгидой тренера Дейва Дёрдена. В 2016 году на Олимпийские игры в Рио университет представил 18 пловцов! Дейв Дёрден был утвержден тренером Олимпийской сборной Америки не только на 2016-ый, но и на предстоящий, 2020-ый год в Токио. Хоть их тренировки не для слабых, но зато какой результат! Не только участие, но и медали Олимпиады в перспективе!
Хотелось бы отметить, что несмотря на приятные перспективы работы тренером Университета Первого дивизиона, я решила пойти по другому пути. Одной из очень важных задач тренера при университете — подбор пловцов. Например, для меня, как уроженки России, задача была набирать таланты из России в Америку. Однако, затраты на проживание за границей совсем не маленькие, да еще и головная боль с документами. Это не так просто. На данный момент я работаю как главный тренер в клубной команде. Одна из моих целей сейчас – это устраивать своих подопечных в успешные университеты по спортивной стипендии. Мне очень повезло самой, и мне удалось заработать полную стипендию с уплатой всех расходов проживания и обучения в Американском университете на бакалавра по «Бизнес-менеджменту». Конечно, это дается непросто: для этого нужно было зарабатывать очки на Национальном Чемпионате Америке и быть в финалах и на пьедестале все 4 года обучения в учреждении. Сейчас мне нравится помогать молодёжи также находить новые возможности через плавание.
Как воспитать чемпиона?
Как это работает на практике? Приведу пример: мне очень нравится составлять серии, в которых пульс очень разбросан. Например, 12 по 75 или 125. Это очень сложно и требует высокой физической подготовки.
1-я дистанция – работа над быстрой серией «старт-поворот-финиш»;
2-я – работа над разными паттернами дыхания;
3-я – над разными темпами;
Это может быть неплохой разминочной серией, после которой можно выполнить серию в 8 или более 200-ток в лопатках и с колобашками в сложном режиме. Закончить работу можно с сетом на ногах. Я люблю в самом конце ещё подкинуть 8 по 25 на ногах в режиме 20 секунд спринт, чтобы ноги были готовы закончить соточки на соревнованиях на победу.
Нужно отметить, что за последние годы обмен информацией о спортивных достижениях через плавательные журналы и социальные сети стал более активный, у нас появилась возможность делиться знаниями и обмениваться опытом через границы государств. Если говорить на чистоту, была бы у меня возможность говорить о тренировках в России и Америке, я бы могла говорить вечность! Сравнивать школы плавания и подготовки спортсменов очень любопытно и, я бы сказала, это целая наука. Очень интересно, что, например, есть такие упражнения, как тест-сет, которые я плавала 20 лет назад в заснеженной Сибири, и по которым пловцы всех клубных команд солнечной Калифорнии сегодня пытаются приблизиться к своему лучшему результату на 4-х по 50-ти с отдыхом 10 секунд! Но при этом, есть такие знания, которые тренера разных команд хранят почти как военную тайну. Надеюсь, вам было интересно читать эту статью. До новых встреч!
Американская система тренировок по плаванию
Если вы только начали заниматься плаванием и хотите улучшить свою физическую форму, повысить выносливость и освоить основные стили, достичь данных целей вам помогут программы тренировок. Ниже мы приводим программы тренировок по плаванию для начинающих, разработанные и рекомендуемые американскими спортсменами.
Программы различаются по целям, величиной общей дистанции (от 500 до 600 метров) и таким образом, по времени. Это позволяет вам выбрать для себя программу, наиболее подходящую именно вам.
Под отдыхом понимается перерыв между каждым повторением (например, при дистанции 4*25 м отдых 1 минута означает, что между каждыми проплытыми 25 метрами нужно делать перерыв по 1 минуте). Руководствуйтесь этим показателем как ориентиром и, если вы чувствуете, что вам нужно больше времени на восстановление, увеличьте время отдыха
Программы составлены исходя из длины бассейна 25 метров. Просим учитывать это в случае, если вы тренируетесь в бассейне другой длины.
Программа №1: Стартовая программа с использованием различный стилей
Этапы
Дистанция
Стиль
Комментарии
Отдых*
на ногах
стиль
Программа №2: Программа с использованием длинных дистанций для улучшения выносливости и повышения общего тонуса
Известный американский тренер, под руководством которого вот уже несколько лет тренируются чемпионы мира Юлия Ефимова и Владимир Морозов, по приглашению Украинской федерации плавания провел два дня в Киеве, где встретился с тренерами по плаванию в рамках своеобразного творческого семинара и провел мастер-красс для спортсменов. По окончании мероприятий Сало ответил на вопросы олимпийского чемпиона Сергея ФЕСЕНКО.
– Ваши слова о том, что шесть тренировок в неделю на воде для высококлассных пловцов – норма, звучат для многих тренеров неправдоподобно. У нас в стране плавают по два раза в день, а на сборах и по три . Я сам это все прошел.
– У моих тренировок высокая интенсивность. Кроме этого мы много работаем над стартом и поворотами, а старт и выход после него – это треть бассейна, плюс много времени занимает работа на суше. Сейчас в связи с отменой костюмов мы добавили еще два узкоспециальных занятия со специалистом, направленных на работу над корпусом. Я верю в тренировки с небольшими объемами, фокусированием на скорости, большом количестве упражнений, развивающих плавательные качества. Для большинства пловцов одна тренировка в день – абсолютно адекватная нагрузка.
– Как в этом случае чередуются интервалы отдыха и восстановления?
– Я распределяю своих спортсменов на суперспринтеров, средних спринтеров и длинных спринтеров. Задание им даю примерно одно и то же, а интервал отдыха задаю такой, чтобы каждый спортсмен мог выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Этим я заставляю спортсмена думать. Сам я физиолог и точно знаю, какие метаболические процессы происходят в организме пловцов во время выполнения задания, сколько необходимо отдыхать после столь интенсивной нагрузки.
При одноразовой в день нагрузке с высокой интенсивностью и двухчасовой протяженностью по времени достаточно 24 часа для полного восстановления. У меня может быть от трех до шести тренировок в неделю. Все задания и отрезки подчинены конструированию соревновательной дистанции.
– На чем зарабатывает ваш плавательный клуб?
— Спортсмены, поступающие в колледж и университет, платят более двухсот тысяч долларов в год за обучение и тренировки. Большая часть этих денег уходит на расходы по аренде мест для тренировок, содержание самих пловцов и, конечно, на зарплаты тренерам-ассистентам. При этом многие из тренеров, кто приезжает ко мне поработать, выполняют свою работу на добровольных началах. Они учатся – и это уже их интеллектуальный заработок. Есть такой выдающийся специалист Джон Урбанчик, у которого когда-то начинал плавать я сам. Сейчас Джон помогает мне как волонтер. Ему это интересно.
– А если вы увидели талантливого ребенка, родители которого не имеют достаточно средств, чтобы оплатить занятия?
– Были и такие варианты. Мы предлагаем в таких случаях родителям поработать у нас в клубе или в бассейне на добровольных началах – без оплаты. Работа может быть самая разная, но такая помощь всегда полезна и ощутима. Родители помогают при проведении соревнований, выступают в качестве судей, в качестве смотрителей за порядком, уборщиков. В последние два года мы проводили у себя в клубе студенческий и молодежный национальные чемпионаты. Работы было много и до соревнований, и в период их проведения.
– Кто оплачивает судейство таких соревнований?
– Все судьи у нас приезжают как волонтеры, причем на каждое место огромный конкурс: приехать и посудить национальный турнир – это не только большая честь, но и возможность бесплатно посмотреть соревнования. А если повезет, то и взять автограф у выдающегося пловца. Чаще всего мы обходимся местными волонтерами, имеющими соответствующие сертификаты судей.
– Проводятся ли специальные сборы для пловцов, и часто ли вы используете выезд в горы?
— Мы ежегодно организовываем летний лагерь для тех спортсменов, кто лишен возможности приехать ко мне в течение года из за учебы или тренировок в своих клубах. Специальных сборов, а тем более выездов в горы я не провожу. Слишком много мороки с адаптацией и последующим выходом из нее. Повторюсь еще раз – я прежде всего физиолог, а потом тренер, и потому считаю, что это пустая трата времени и денег.
НА ТРЕНИРОВКАХ МЕЛЛУЛИ НИ РАЗУ НЕ ПЛАВАЛ 1500 МЕТРОВ ЦЕЛИКОМ
– Вы рассказывали, что все тренировочные задания, которые вы даете спортсменам, подчинены конструированию соревновательной дистанции.
– Это так. Мне не нужно давать спортсмену 10 или 20 отрезков по 200 метров основным стилем. Через неделю после таких нагрузок спортсмены просто сбегут от меня. Им станет не интересно. Потому я ищу способ, варианты заинтересовать их, сделать тренировку разнообразной, интенсивной и интересной. И что бы при этом спортсмены получили нагрузку, адекватную тем процессам метаболизма, что происходят у них во время проплывания основной дистанции на крупных соревнованиях. То есть мелкими отрезками я собираю эту дистанцию, как конструктор. Я не моделирую ее по метрам, я моделирую ее по физиологическим механизмам. И у меня это начало получаться.
Я долго сам себе задавал вопрос – зачем так много плавал в университете? Тогда это было модно – у одного из американских тренеров появилась идея с двумя-тремя тренировками в день, с большими аэробными отрезками и сумасшедшими объемами. Половина команды этого тренера выступила успешно на студенческом чемпионате, и все тут же бросились копировать его методику. В том числе и я. Приходил домой уставший, выжатый как лимон и снова и снова задавал себе вопрос – зачем я это делаю?
По мере того как изучал физиологию, все больше понимал те процессы, которые идут в организме спортсмена, и находил для себя ответ на свои вопросы. Мои пловцы плавают по 5-6 километров в день, всегда улыбаются, приходят на тренировку в хорошем настроении и с блеском в глазах, ожидая чем именно я смогу их в очередной раз удивить.
Взять того же Меллули (Усама Меллули – олимпийский чемпион Пекина на дистанции 1500 м в/с. – Прим. «СЭ»). Он – необычайно одаренный спортсмен. Может ежедневно выполнять колоссальный объем работы на скоростях приближенных к соревновательным. Но поверьте, он ни разу за всю свою плавательную карьеру и то время, что тренируется у меня, не проплыл слитно всю дистанцию 1500 м вольным стилем! На Играх в Лондоне он стал олимпийским чемпионом на 10-километровой дистанции – и тоже и ни разу до этого не плавал дистанцию единым отрезком.
– Я часто слышу о применении холодной ванны для восстановления спортсменов.
– Сергей, ну ты вот сам полез бы после тренировки в ледяную ванну? Эффект тут один: более мощный защитный прилив крови к мышцам, помогающий ускорить процесс выведения продуктов распада после интенсивной работы. Но я это не использую. Предпочитаю дать более длинную «откупку» в бассейне после тренировки, дать игры. Поверь, это гораздо более эффективное средство.
– А как вообще обстоит дело с научно-методическим обеспечением в вашем клубе?
– Я хотел бы иметь в клубе полный спектр аппаратуры и методик. Но у меня этого нет. Американская ассоциация плавания имеет свою лабораторию. Кроме этого по США разбросаны несколько частных научно исследовательских лабораторий. Если спортсмен готов за это платить, я никогда не бываю против. Вызывай специалистов, арендуй время, аппаратуру – и вперед!
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter