Американские автомобили в ссср

Приключения американских авто в СССР

Американские автомобили в ссср

Всем привет!
Сегодня на повестке дня у нас очень интересная тема — американские автомобили в СССР. Сегодня мы посмотрим на фотографии сделанные в разные эпохи — от 50-х до поздних 80-х, когда оковы железного занавеса спадают, и в страну просачивается всё больше западной культуры.
Ну что, ключ на старт!

Американские автомобили в ссср

Начнём, пожалуй, с автомобилей различных посольств.

Наш первый «пациент» — Cadillac Fleetwood Series 75 Limousine 1955 года выпуска, принадлежавший посольству США. На таких ездили как президенты, так и зажиточные бизнесмены. Автомобиль был напичкан опциями буквально под завязку: ГУР, кондиционер, электрические стеклоподъемники, натуральное дерево ценных пород, радио, и это всё 65 лет назад! Такие опции даже сегодня не во всех автомобилях есть!

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Точно такой же Кэдди (только на год постарше), к слову, купили и для ЗИЛа. На фото машина находится на выставке в НАМИ.

Американские автомобили в ссср

И ещё два Fleetwood 75, купленных ЗИЛом для «изучения».

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Интересно, что эти ребята там такое изучали, что добрая дюжина люксовых машин стабильно приезжала к ним раз в год?)

Американские автомобили в ссср

«Пациент» номер два — Ford Fairlane 500 four-door Town Sedan 1957 года выпуска. Автомобиль Американского посла в СССР Чарльза Боулена.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Перескакиваем на 10 лет вперёд. Перед нами ‘67 Buick Skylark 4-door Hardtop дипломатического представительства Исландии.

Американские автомобили в ссср

Надоели чёрно-белые фотографии? Пожалуйста, вот вам цветные!
Перед нами Buick LeSabre Hardtop Sedan 1974 года. Этот Бьюик был куплен в Японии в посольстве Австрии, и затем привезён в Киев. Голова кружится от этой истории.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Теперь рассмотрим автомобили, бывшие в частном владении. Для этого отправимся в «Мекку» для американских автомобилей — Прибалтийские Республики. Там очень любили иномарки.

Американские автомобили в ссср

Переходим к следующему автомобилю. На очереди AMC Rambler Classic 660 эстонского шахматиста Пауля Кереса. Пауль выиграл свой новенький Рамблер на «Кубке Пятигорского» 1963 года в Лос-Анджелесе, после чего сразу привёз автомобиль в родную Эстонию.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

На данный момент автомобиль вместе со всеми оригинальными аксессуарами и документацией находится на экспозиции в Таллинском автомузее.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Перейдём к автомобилю чуть-чуть постарше. Знакомьтесь — Lincoln Zephyr V12 2-door Business Coupe 1938 года выпуска. Фотография сделана на «Ralli Haapsalu 79/700», проходившего в Эстонской ССР в 1979 году.

Американские автомобили в ссср

Точно такой же Линкольн (правда в кузове седан) был у Никиты Хрущёва, когда он был председателем ЦК КП Украинской ССР.

Американские автомобили в ссср

Посмотрите, какой у этого Линкольна салон! Хрущёв точно не прогадал с выбором автомобиля.

Американские автомобили в ссср

Другая история из Прибалтики, на этот раз из Латвийской ССР. Автомобиль — ‘54 Ford Customline Fordor Sedan. Фотографии из архива Каспарса Бергманиса. «У родителей моей жены в 70-х был Ford — тогда в Латвийской ССР это была экзотика. Тесть рассказывал, как был устроен и как работал этот авто: мотор V8, металл намного толще, чем у ГАЗ-21, но многие детали были заменены на Волговские».

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

Интересный факт: в Советской Прибалтике часто проводились выставки ретро-автомобилей. Вот небольшой новостной сюжет с одной из таких выставок.

Закончу, пожалуй, на автомобилях из поздних 80-х. Фотографии ниже сделаны летом 86-87 годов. Кто тогда знал, что через несколько лет улицы постсоветских городов будут постепенно наполняться различного рода иномарками.

Американские автомобили в ссср

Celebrity был очень популярной машиной. Его собирали как в Северной, так и в Южной Америке. Он имел огромную гамму моторов и трансмиссий.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили в ссср

В США до сих пор можно встретить такие автомобили!

Американские автомобили в ссср

На сегодня всё! Всем спасибо за внимание! Ставьте лайки и делитесь с друзьями. Если вы хорошо оцените новую рубрику, то буду выпускать её почаще, материалов ещё ОЧЕНЬ много.

Источник

Иномарки в СССР: кто, как и почему на них ездил?

Зарубежных автомобилей в Советском Союзе на самом деле хватало. Правда, передвигались на них люди особенные – в разных смыслах.

Американские автомобили в ссср

«Додге», «Пеугеот», «Ренаулт»… Смешно? Но из песни слов не выкинешь. Именно так фанатично влюбленные в машины советские мальчишки прямо на улицах знакомились с достижениями мирового автопрома, а заодно осваивали иностранные языки. Латинский алфавит-то уже более-менее знали, а как читаются мудреные заграничные названия – пока не очень.

В крупных городах СССР, и прежде всего в столице, иномарок было довольно много. Вот и отправлялась молодежь на охоту: куда проще разглядеть новинку на улице, чем дожидаться, пока ее фото (может быть!) появится в единственном, по сути, автомобильном журнале страны – «За рулем». Диковинные модели концентрировались у гостиниц, крупных магазинов, особенно по имени «Березка», в которых обладатели валюты покупали то, что простым советским гражданам даже в голову не приходило.

Американские автомобили в ссср

А еще зарубежные машины наполняли стоянки у домов, где проживали иностранцы: их обычно селили отдельно, но не за заборами. Дежурившие возле таких зданий милиционеры смотрели на юных исследователей, сначала просто разглядывающих, а потом и фотографирующих зарубежные автомобили, как правило, с ироничной выдержкой. Конечно, если не подходить слишком близко и не хватать дверные ручки.

Американские автомобили в ссср

Всемирный конгресс

Да что мальчишки, в центре Москвы возле иномарок, особенно редких и необычных, собирались и взрослые. Так у гостиницы «Метрополь» неожиданно удалось увидеть чудо из чудес – Rolls-Royce Phantom! Но снять его как следует оказалось, понятно, нереально. Толпа возле машины с дипломатическими номерами Великобритании не рассасывалась.

Американские автомобили в ссср

Конечно, на зарубежных автомобилях ездили в основном иностранцы: дипломаты, бизнесмены, журналисты. Каждый фанат таких машин старался овладеть особым искусством – определять по номеру страну, из которой прибыл владелец. Скажем, 01 – Великобритания, 02 – ФРГ, 85 – ГДР, 04 – США и так далее.

Американские автомобили в ссср

Чаще попадались массовые модели: «Жуки» от Volkswagen, европейские Ford, Оpel, Renаult. Потом стало больше «японцев». Соратники из соцлагеря обычно ездили на своих Trabant, Wartburg и Skoda или на наших «Москвичах» и «Жигулях». Кстати, распространение последних принесло не только радость семьям, в которых они появились, но и расстройство любителям рассматривать на улицах иномарки. Многие зарубежные гости даже из капиталистических стран начали пересаживаться на «Лады». А что? Вполне прилично и очень дешево!

Американские автомобили в ссср

Особое внимание привлекали огромные заокеанские «крейсеры». Причем передвигались на них далеко не только американцы и канадцы, а частенько и граждане государств Азии или Африки. И уже тогда фетишем был Mercedes-Benz. Кстати, к вопросу о языкознании: именно на багажнике черного «Мерседеса» я впервые увидел магическое слово Automatik. То, что бывают автомобили, в которых не надо постоянно передвигать рычаг на руле или на полу казалось чудом!

Американские автомобили в ссср

Народное достояние

Все больше иномарок появлялось и у советских людей. Подобные машины привлекали не только сами по себе, но и загадочностью происхождения: кто же эти особенные люди – владельцы такой роскоши?

Американские автомобили в ссср

Не все, но очень многие автомобили, на которых ездили иностранцы, рано или поздно переходили к гражданам СССР. Прежние хозяева, покидая Союз, продавали машины, чтобы не возиться с вывозом. Такую технику реализовывали через УПДК (Управление делами дипломатического корпуса). Некоторые экземпляры появлялись в 11-й секции знаменитого автомагазина в Южном порту, где шла так называемая обезличенная торговля: владелец не стоял сам на рынке, а доверял поиск клиента сотрудникам учреждения. Но лучшие модели туда, разумеется, не доезжали.

Американские автомобили в ссср

На иномарках уже в 1970-х ездили представители советской богемы: артисты, писатели, режиссеры. Многие знали «в лицо» Mercedes-Benz Владимира Высоцкого и чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, Citroen великих артистов балета Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, Volkswagen Kaefer знаменитого клоуна Олега Попова. Те, кто долго и много работал за границей, могли привезти автомобиль вполне законно, уплатив государству налоги с доходов.

Американские автомобили в ссср

Зарубежными автомобилями владели и менее известные люди. Вернее, известные в узких кругах: работники торговли и смежных областей, так или иначе связанные с расцветавшей теневой экономикой. Некоторые уже не скрывали свое благосостояние и охотно платили за «Мерседес» или американский автомобиль 25, а то и 30 тысяч рублей. Притом что новая «Волга» ГАЗ-24 стоила девять с небольшим тысяч и была для большинства граждан безумно дорогой. Правда, и за свежую «Волгу» на черном рынке платили до двадцати тысяч. Поскольку на этом самом рынке, особенно вокруг иномарок, крутились большие деньги, появился и криминал. Но пока еще относительно невинный.

Американские автомобили в ссср

Любопытно, что далеко не все хотели владеть заграничной техникой, ведь с ней была уйма хлопот – ни запчастей, ни сервиса. Формально на Сельскохозяйственной улице существовала единственная в Москве станция обслуживания импортных моделей. Не знаю уж, что и как там чинили, но обычно ремонтом редкостей в итоге занимались умельцы-частники из категории «золотые руки». Именно поэтому среди владельцев иномарок, особенно уже сильно поезженных, хватало подобных людей. Они не только фанатично любили автомобили, но и умели поддерживать их в рабочем состоянии.

Американские автомобили в ссср

Со временем на зарубежные машины пристраивали отечественные узлы и детали. Иногда подвески и даже двигатели. Сам видел в Южном порту универсал Plymouth с «шестеркой» от ГАЗ-52. Очень сложно было с кузовами: после аварий их порой восстанавливали просто из руин. А известный московский коллекционер Ярослав Зузик соорудил автомобиль из двух битых Chevrolet Impala – один 1955-го, другой 1959 года!

Американские автомобили в ссср

Самые упорные ездили на крепких и ухоженных иномарках десятилетиями. «Американцев» 1950-х еще и в восьмидесятые использовали как обычный транспорт. Никто тогда не мог предугадать, что в новую эпоху доступности практически любого автомобиля те машины станут желанным объектом для собирателей. Причем кое-кто ценит именно прожившие долгую и сложную жизнь в СССР экземпляры. Ведь они не только из времени, которого не вернуть, но и из уже обрастающей легендами страны, которой тоже уже нет.

Источник

К нам приехал великан: жизнь американских автомобилей в СССР

Кто, как и по какому праву использовал в Советском Союзе заокеанские дорожные крейсеры?

Американские автомобили в ссср

Даже в Москве, где к иномаркам в советские времена, в общем, привыкли, вокруг американских автомобилей практически всегда собирались не только подростки, но и вполне взрослые мужики.

Огромные машины причудливого дизайна притягивали магнитом. Зеваки пытались на разные лады прочитать вслух заковыристые названия, нанесенные хромом на кузовах. Приникали к окнам, чтобы разглядеть интерьеры, казавшиеся чуть ли не сказочными чертогами. Пусть и не очень новые модели (мы-то этого не знали!) считались гостями из будущего.

Американские автомобили в ссср

Однако особое внимание привлекали заокеанские машины советских граждан. Это определяли по государственным регистрационным номерам. Кем же были те загадочные и тоже почти фантастические люди?

Packard для диктатуры пролетариата

Тяга к американским автомобилям возникла в нашей стране очень давно и была связана с пристрастиями важных чиновников СССР. Еще с начала 1930-х годов главными начальственными марками стали Packard и Lincoln – большие, комфортабельные, мощные, прочные и долговечные.

Американские автомобили в ссср

К примеру, на «Паккардах» с 8-ми и 12-цилиндровыми моторами ездили высшие руководители государства во главе со Сталиным. Но – не только. Знатные граждане уже тогда владели заокеанскими машинами. Правда, таковых было, вероятно, всего несколько десятков на весь огромный СССР.

Закрытый Packard привез из США прославленный летчик Валерий Чкалов. Сейчас этот автомобиль представлен в музее на родине авиатора в Чкаловске (бывшая Василева Слобода). Другой известный пилот Михаил Громов притащил из зарубежья экзотический переднеприводный Cord 812. Рассказывали, что коллеги даже иронизировали над знаменитостью, которая обзавелась столь чудной машиной. К слову, дальнейшая судьба «Корда» неизвестна.

Американские автомобили в ссср

Американские автомобили шли в Союз постоянно: пусть и не мощным, но вполне заметным потоком и до, и во время войны. На них ездили чиновники, в том числе и не самого высокого ранга, военачальники. Иногда машины из США доставались и «звездам» от искусства: писателям, актерам, режиссерам. Очевидцы описывали Cadillac поэта Константина Симонова, есть фото режиссера «Александра Невского» и «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна возле двухдверного «Линкольна».

А вообще, о заметном количестве заокеанских автомобилей на улицах столицы легко судить даже по фотохронике и кинокадрам тех лет.

Фрак народу!

После войны служебные американские машины (даже огромные, грозные «Паккарды») постепенно переходили к частникам. Как правило, к тем, кто по роду деятельности был приближен к начальству. И по вполне демократичной цене. А затем необычные автомобили нередко снова меняли владельцев, так наиболее интересные экземпляры в итоге и попадали к истинным ценителям.

Американские автомобили в ссср

Два «Паккарда» были у известного в Москве коллекционера Юрия Алехина – открытый начала 1930-х и предвоенный лимузин. Правда, ходили слухи, что последний юридически принадлежал «Мосфильму». Тем не менее в советские времена владелец регулярно выезжал в свет то на одной, то на другой машине. Причем с одним и тем же госномером.

В 1950-1960-е годы, когда в госструктурах американских машин уже не осталось, среди их владельцев значились самые разные люди. Как известные широко, так и лишь в узких кругах.

Американские автомобили в ссср

В начале Ленинского проспекта в Москве, возле так называемого «Дома академиков», порой видели Plymouth знаменитого физика и как раз академика Дмитрия Скобельцына. Пользовался ученый машиной, понятное дело, мало, чаще передвигался на служебной «Волге».

Двухдверный Buick-120-44C 1929 года выпуска сохранился в прекрасном состоянии до наших дней. В Союз машину привез видный работник ГАЗа Михаил Иванов, который был в США в длительной командировке. Но на автомобиле он почти не ездил. Через много лет Buick по случаю выкупил известный московский адвокат и почитатель олдтаймеров Михаил Стацевич.

Американские автомобили в ссср

Любители хорошо знали черный двухдверный Cadillac V8 1937 года. История этого экземпляра особенно интересная. Владелец – Глеб Плаксин, родившийся в 1925-м во Франции – был талантливым пианистом, которому прочили блестящую карьеру. Во время Второй мировой Плаксин сражался в Сопротивлении, потом ушел добивать фашизм вместе с американской армией. В 1947-м купил в Париже десятилетний, но почти без пробега Cadillac. Эту машину он и привез с собой, решив после Победы перебраться в СССР.

Американские автомобили в ссср

Однако интеллигентный, образованный человек, знавший чуть ли не пять языков, оставался в наших условиях все-таки каким-то несоветским. Да и с несоветской машиной расставаться не желал. Поэтому выступал с концертами только в провинциальных залах, работал на иновещании, немного снимался в кино. А на «Кадиллаке» ездил вплоть до начала 2000-х! Кстати, этот автомобиль засветился в эпизодах многих фильмов.

Мечта поэтов

Зарубежные дипломаты, журналисты, коммерсанты, покидая Союз, часто продавали свои автомобили через УПДК (Управление делами дипломатического корпуса). Некоторые машины попадали на так называемую «обезличку» (то есть владелец сдал машину на комиссию и сам продажей не занимался) в магазине в Южном порту. Но лучшие экземпляры расходились, конечно, по «своим».

Американские автомобили в ссср

А ценителями американских дорожных крейсеров были многие представители советской богемы, художественной элиты. Скажем, композитор Арно Бабджанян ездил на огромном Imperial Le Baron, а писатель Федор Шахмагонов, сменивший несколько машин, одно время передвигался даже на длиннющем Cadillac Fleetwood 75, который прежде возил посла Японии в СССР.

Знаменитый танцовщик балета Марис Лиепа владел необычным AMC Gremlin, а потом приобрел и модель Pacer той же почти забытой ныне американской корпорации. Балетмейстер Шамиль Ягудин предпочитал Ford Mustang, а знаменитый каскадер Александр Микулин, работавший на многих картинах, – Chevrolet Corvette. Известный журналист-международник Мэлор Стуруа ездил на известном в Москве спорткаре Dodge Charger красного цвета.

Американские автомобили в ссср

В общем, по списку владельцев американских машин впору создавать справочник «Кто есть кто в искусстве СССР».

Как жить?

В 1970-е годы людей (и не только известных), способных уплатить за хороший заокеанский экземпляр баснословные 25-30 тысяч рублей (три новых «Волги») в Союзе становилось все больше. Однако ведь с экзотической техникой надо было и как-то жить, то есть временами обслуживать и ремонтировать.

Американские автомобили в ссср

Удачей считалось достать что-то с битых автомобилей. Но советские умельцы придавали даже изуродованным, казалось бы, безвозвратно машинам вполне нарядный вид. А известный коллекционер Ярослав Зузик однажды умудрился сварить из двух битых Chevrolet один! Так и ездил на двухдверной машине с передком 1959 года и задком 1955-го.

Кому-то удавалось достать детали за рубежом. Например, тому же Глебу Плаксину через друзей по французскому Сопротивлению. А с переборкой двигателя пианисту помогли на ЗИЛе. Как, кстати, и академику Скобельцыну, тоже долго не хотевшему расставаться со старой американской машиной. Хотя бамперы на «Кадиллаке» Плаксина, к слову, стояли от ЗИС-110, а карбюратор – от «Волги».

Американские автомобили в ссср

Некоторые, особенно очень старые экземпляры, получали, в конце концов, отечественные моторы: от легковой «Волги», грузовиков ГАЗ-51 или 52, иногда даже газовский V8. Но не только, кстати, модели 1940-1950-х годов. Лично видел в начале 1980-х в Южном порту примерно десятилетний универсал Plymouth с «шестеркой» ГАЗ-52. Ведь иногда двигатели по неосторожности или из-за посредственного обслуживания просто «сжигали». Кстати, на дожившем до наших дней Chevrolet Corvette Микулина тоже давно стоит «восьмерка» от «Чайки».

Американские автомобили в ссср

Но даже такие экземпляры сегодня ценят. Не говоря уже о машинах, чудом сохранившихся в близком к оригинальному состоянии. Конечно, в последние десятилетия к нам навезли множество американской экзотики. Однако заокеанская техника родом из СССР вызывает все больший интерес. Ведь это уже не просто автомобильная, а куда более обширная и к тому же наша история.

Источник

Временная петля или 1959 год и Американцы в Сокольниках.

Американские автомобили в ссср

Вы не поверите, но первая Американская промышленная выставка с Москве прошла в далеком 1959 году.
Разгар холодной войны, гонка вооружений, запущенный СССР первый искусственный спутник Земли, железный занавес, трэш, угар, содомия и прочие прелести открытого противостояния двух сверхдержав.
Через три года грянул Карибский кризис, который чуть было не уничтожил все наше существование (никакого вам Стивена Джобса, а исключительно ранний феодализм и натуральное хозяйства в условиях ядерной зимы). Тем временем в Москве проходит, согласованная на самом высшем уровне, выставка достижений абсолютно вражеской промышлености!

Американские автомобили в ссср

Исторический факт. Она была!
Огромная экспозиция, миллионы посетителей, эффект разорвавшейся бомбы в Столице Советского Мира!
Толпы сограждан жадно изучали вражескую науку, технику, образ жизни.
Хрущев на стенде с макетом дома типичного рабочего американца, на его кухне, проводит оживленные дебаты с вице-президентом Никсоном, впоследствии так и названные — «кухонными».

Американские автомобили в ссср

Никита Сергеевич, со свойственной ему импульсивностью отстаивает превосходство Советской системы перед гнилым, но, по непонятной пока причине, опережающим по множеству параметров, Западом.
Именно тогда впервые прозвучала знаменитая — «кузькина мать!» и «догоним, перегоним и помашем ручкой!»
В наше время, такой — не отрепетированный, живой обмен мнениями между политиками противоборствующих систем невозможен в принципе, да и тогда это был шок для всех присутствующих.

Американские автомобили в ссср

Представить промышленность США без Пепси-Колы и автомобильной отрасти невозможно.
Впервые Пепси попробовали многие москвичи и даже сам Первый Секретарь.
Фото Хрущева, пьющего американский напиток облетело все печатные мировые издания! Представляете рекламный эффект?

Американские автомобили в ссср

Автомобильные экспозиции General Motors, Chrysler Corporation и Ford Motor Company потрясали! Космические корабли пришельцев не идут ни в какое сравнение! НЛО у нас видел любой авторитетный подросток во дворе, а вот американские автомобили?!
Это было нечто. Попробовать их, к сожалению, было нельзя, но вот посмотреть…

Американские автомобили в ссср

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *