амвон в храме это фото
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Амвон в храмах
Амвон — возвышение в церкви, полукруглый выступ в середине солеи. Здесь читают Евангелие, произносят проповеди, поют духовные гимны.
Солея — возвышение на одну-две ступени перед иконостасом, занимает всю ширину храма.
Амвон как вид архитектурного искусства
В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.
Симеон Солунский — архиепископ Фессалоникийский 15 века. Он писал, что амвон в храме — камень Гроба Господнего, с которого священники и диаконы как ангелы несут благие вести людям в храме. (Источник: 18 глава «Книги о храме» )
Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора.
Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.
Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.
Амвон в соборе Салерно, Италия, 1180 год
Солея — место, где находится амвон
Солея — полукруглая площадка перед полом алтаря. Она поднята над основным уровнем церкви. По бокам солеи, на клиросах, стоят певцы или чтецы. В некоторых храмах клироса на солее нет.
Схема алтарной части храма. Обратите внимание — солея занимает всю ширину храма
Практическое значение солеи — удобное возвышение, чтобы вынести Священное Писание. Служитель берет Евангелие из Престола, выносит, пронося по солее, возвращает на место через Царские врата.
Греческий амвон на Руси
На Руси амвоны чаще всего строили по византийским чертежам с 12 века. Сохранился такой древнерусский амвон Софийского собора в Новгороде.
Общий вид амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации. Высота — 300 см, окружность — 600 см
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции.
Он имел вид круглой беседки с одним входом. Подпирал свод колоны, почти в человеческий рост. Был украшен цветами и узорами.
Амвон был построен из дерева, и выполнял множество функций — там пели важнейшие гимны, читали священные тексты Евангелия и Апостола.
На нем проводили сакральный обряд «Воздвижение креста». Сооружение сохранилось до нашего времени, но сейчас посмотреть его можно только в государственном музее Санкт- Петербурга.
Амвон Софийского собора реставрируют в Русском музее в 2014 году
Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола
На амвон встают диаконы и читают книги Ветхого и Нового завета. Почему амвон находится именно в этом месте — на возвышении, вблизи центрального купола?
Дело в том, что именно в этом месте хорошая акустика.
Базилика Святого Климента и Лаврентия в Италии. Она интересна тем, что здесь два амвона — по правой стороне и левой. Один из них используется для чтения Евангелия, другой — для чтения Апостола
Иногда два амвона объединяли в один двухэтажный. Один из таких примеров находится в церкви св. Марка в Венеции.
Они имеют вид большой и маленькой беседки. Иногда к амвону добавляют большие подсвечники, в виде витых колонн и решетки для ограждения.
Собор Святого Марка, 14 век. Двухъярусный амвон
Архиерейский амвон
В первых церквах в средней части храма стоял архиерейский амвон. Иное название — рундук. Он символизировал гору, с которой Иисус Христос говорил свою Нагорную проповедь. Сейчас архиерейский амвон может стоять немного южнее.
Иногда его называли «облачальным местом» — там облачался архиерей. Еще одно название — «уготованное место». Его возвышали согласно статусу священника, в основном на две ступени.
Но когда посвящают архиереев, то рундук поднимают от 4 до 6 ступенек. На этой своеобразной кафедре заканчивали панихиды, молебна, царские часы.
Архиерейский амвон в Свято-Никольском женском монастыре. Отличается от обычного амвона тем, что там есть кафедра
Как устроен православный храм внутри?
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
| ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
Престол в алтарной части храма |
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
|
Росписи на стенах |
| |
Буддийские | Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья |
---|---|
Языческие | Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир |
План и объёмы | Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие |
Помещения | Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры |
Несущие конструкции | Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра |
Своды и перекрытия | Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо |
Храмовые сооружения | Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум |
Полезное
Смотреть что такое «Амвон» в других словарях:
АМВОН — (греч. ambon, от ambainein восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея; 2) возвышенное место на площади для служения молебна. 3) в греческих и… … Словарь иностранных слов русского языка
амвон — возвышение, помост, бима Словарь русских синонимов. амвон см. помост Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
АМВОН — муж., греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; | возвышение среди… … Толковый словарь Даля
АМВОН — (от греч. ambon возвышение) в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие … Большой Энциклопедический словарь
АМВОН — АМВОН, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
АМВОН — АМВОН, а, муж. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к рой произносятся проповеди. | прил. амвонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят… … Официальная терминология
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Пр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АМВОН — [греч. ἄμβων возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек рых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Устройство Наиболее раннее употребление… … Православная энциклопедия
АМВОН — место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» «восходить». При… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Что есть что в церкви?
Архитектурно-историческая шпаргалка
Храм внутри
Проход к алтарю — это символическая улица града Небесного. Поэтому пол в церквях выкладывают полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.
Сначала прихожане входят в притвор. Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дали этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью. Также эту часть называют трапезной, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивали обеды для нищих.
По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило редко соблюдают.
Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик — прилавок для продажи свечей и заказа треб.
Средняя часть храма, «корабль», символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря — возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Также алтарь символизирует и первый храм — Сионскую горницу.
Среднюю часть от алтаря отделяет иконостас. Вдоль него проходит солея — небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части). Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит к людям. Это символизирует, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что в алтаре.
В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ. Это амвон (от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь. Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. На престоле внутри алтаря совершают таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне причащают верующих.
По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов — клиросы (от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поют попеременно два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают хоры — балкон или лоджию.
Рядом с клиросами ставят хоругви — иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.
В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон — возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображают пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
В центре храма постоянно стоит аналой (или налой) — высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используют во время исповеди, венчания и других служб. Все остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.
Нередко в храме можно увидеть образ Голгофы — большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставят образ Богоматери, по левую сторону — образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.
А у северной стены обычно ставят стол с кануном (каноном) — мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служат панихиды по усопшим.
В некоторых церквях можно увидеть раку — архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвященную какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.
Для освещения храма, помимо оконных проемов, используют только паникадило (большой светильник со множеством ламп) и поликандила (светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают лампады — наполненные маслом светильники. Первые лампады христиане использовали для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.
- ветхое жилье в балашихе жилгородок
- Что лучше карате или дзюдо для мальчика