анакопийская икона божией матери
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Описание современной Иверской-Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы
Сам Анакопийский образ не дошел до наших дней и празднование, как и икона, были восстановлены в 2005 году священноначалием Новоафонской обители.
К Анакопийской иконе прибегали наши предки в годину бедствий и нашествий, и сегодня, православные верующие с надеждой и молитвой прибегают к помощи Небесной Заступницы Абхазской земли.
История этого праздника уходит корнями в 737 год, когда арабский полководец Мурван ибн Муххамед, прозваны за свою жестокость Кру, т.е. глухой, подвергнув страшному опустошению земли Грузии, вошел в Абхазию и заняв Себастополис (ныне Сухум) подошел к Анакопии (тогда столице Абхазии) и осадил крепость.
Но благодаря заступничеству Богородицы, чей нерукотворный, ниспосланный выше образ находился в крепости, и перед которым всю ночь молились воины, Господь послал на арабов зной южный и заболели они кровяной холерой.
Когда же рассветало, продолжает летописец, из лагеря арабов доносились стоны и плач. И тогда выступили находившееся в крепости абхазские войска, уповая на Бога, для сражения с ними; и сразились, и Господь дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло 35 тысяч человек, а в бою лишь три тысячи.
Арабы после этого поспешно снялись и ушли из Анакопии и Абхазии.
После этого события чудотворный образ Анакопийской Богородицы стал почитаться не только в Абхазии, но и за ее пределами.
В 1913 г. новоафонские иноки в западной башне на вершине Анакопийской горы построили часовню (сейчас разрушенную) в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная со Свято-Пантелеимонова монастыря (Старый Афон, Греция). В честь иконы гора названа Иверской. Тогда же внутри церковных развалин иноки построили еще одну небольшую часовню.
Современная Анакопийская икона является списком Иверской иконы Богоматери.
Источник: PRAVICON.COM 2011
Примечание от PRAVICON.COM: Частично использован материал со страницы http://www.abkhaziagov.org/ru/president/press/news/detail.php?ID=8866.
Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
PravIcon.com
Форум для посетителей сайта
Анакопийской Богоматери (737 год)
Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение qwerty » 11 июн 2012, 23:50
Анакопийской Богоматери (737 год)
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение tol » 12 июн 2012, 14:59
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение Tasha » 12 июн 2012, 20:43
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение Leon » 12 июн 2012, 20:46
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение tol » 13 июн 2012, 14:52
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение Tasha » 13 июн 2012, 17:32
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение tol » 13 июн 2012, 18:25
Могли вставить что угодно, но по коссвенным признакам стоит предположить, что Анакопийская икона действительно Иверская. Смотрите, празднование Иверской иконе 26 октября, а 29 октября на вышеуказанном сайте появляется статья «В Новоафонском монастыре прошло торжественное богослужение в честь памяти чудотворной Анакопийской иконы Божьей Матери.» Приложенное же в первом посте этой ветки форума изображение трудно спутать с Иверской иконой. Может она и Анакопийская по происхождению, но явно не та, которую знают под этим названием сегодня.
Нашел фото с дня празднования, она за иереем и за подсвечником, плохо видно, но ясно, что Иверская:
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение qwerty » 13 июн 2012, 23:29
То, что сейчас Анакопийская икона действительно Иверская не вызывает сомнения, но история Иверской иконы начинается с 9 в. в Никеи
См. Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Март
«. Царствование Греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на святые иконы.
Христиане, почитавшие иконы, были по распоряжению царя предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали, брали из храмов и, кощунствуя над ними, сжигали.
Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном. У нее была заветная святыня — чудотворная икона Богоматери. Для этой иконы она устроила у дома своего особую храмину, куда постоянно ходила молиться.»
Так что Анакопийская Богоматерь в 737 году вряд ли могла быть по сюжету Иверской и еще с характерной раной на щеке.
Конечно не факт, что приведенная в начале икона является списком настоящей Анакопийской Богоматери (737 год), но всетаки ее публикует сайт Абхазской церкви.
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение tol » 14 июн 2012, 15:48
Re: Анакопийской Богоматери (737 год)
Сообщение tol » 21 июн 2012, 17:50
Анакопийская икона божией матери
В 737 году после Р. X. арабский полководец Мурван ибн Мухаммед, прозванный за свою жестокость «Кру» (т.е. «глухой»), подвергнув страшному опустошению Картли (Восточную Грузию) и Эгриси (Западную Грузию), вторгся с войсками в Абхазию. Заняв Себастополис (Сухум), он подошел к Анакопии (Новому Афону), тогдашней столице Абхазии, и осадил Анакопийскую крепость.
«Никто не мог сражаться с Глухим, — сообщает летописец, — ибо его воинов больше, чем деревьев в эгрисских лесах. »
Но благодаря заступничеству Богородицы, чей, по словам летописца, нерукотворный, ниспосланный свыше, образ (икона) находился в крепости, и перед которым, преклонив колена, всю ночь молились цари и воины, пребывавшие в крепости, Господь послал на арабов «зной южный и заболели они кровяной холерой». «Когда же рассветало, — продолжает летописец, — из их (т.е. арабов) лагеря раздались голоса плача и рыдания. И тогда выступили они (абхазские войска, находившиеся в крепости), уповая на Бога, для сражения с ними; сразились, и Господь Бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч, а от меча — три тысячи». Арабы после этого поспешно снялись и отступили от Анакопии и ушли из Абхазии.
После этого события чудотворный образ Анакопийской Богородицы стал почитаться не только в Абхазии, но и за ее пределами. К сожалению, сам подлинник Анакопийской Богоматери был утерян.
В церковном календаре Абхазской Православной Церкви день празднования Чудотворной иконы Анакопийской Богоматери совершается 13 октября по старому стилю, 26 октября по новому стилю.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери
Икона вычеканена из позолоченного серебра. Написана в 1568 году по заказу святейшего католикоса Абхазской Православной Церкви Евдемона I, о чём сообщается в надписи на самой иконе. Несмотря на эту надпись, существует версия, что икона создана по приказу царя Баграта III и царицы Елены в конце X века и украшена дорогим серебряным киотом очень искусной работы.
Во второй половине XVI века, во время патриаршества католикоса Евдемона I, в результате усиления османской агрессии против Абхазского княжества, опустошения сёл и городов, а также феодальной междоусобицы, резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Пицунды в Гелатский монастырь (Западная Грузия, Кутаис). Кафедрой стала церковь великомученика Георгия, где и находилась до конца кончины последнего Абхазского католикоса Максима II, умершего по дороге в Палестину I в 1795 году в Киево-Печерской лавре. Сюда же была перенесена одна из самых почитаемых абхазских православных святынь — Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. Второе название у иконы от древнего наименования Пицунды – Бичвинта.
Икона Знамения Божьей Матери
В 1855 году Российским Императором Александром II Лыхненскому храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, надпись на которой гласит на абхазском языке «Пресвятая Богородица спаси нас».
Икона целителя Пантелеимона
Икона святого Георгия Победоносца
Новописанная икона святого Георгия замироточила в Храме села Илори Очамчирского района.
Древний Храм посвящен святому Георгию.
Копия писанная по аналогу Иконы Успенского Храма Московского Кремля.
Иконописец О.Спиридонова.
Образ замироточил в алтаре Илорского Храма
Святой мученик Уар
Новописанная икона св.м-ка Уара мироточит в Храме Святителя Николая Чудотворца.
В селе Кутол Очамчирского района Абхазии
Святой Мученик Абхазской Церкви
Евстафий Апсильский (он же Апсилийский, Апсилский)
Святой Мученик Харранский. Оcобо почитаемый в Абхазии
Анакопийская икона божией матери
Икона св. Пантелеимона с житием
Икона св. Пантелеимона с житием (106×124,5 см) находится в соборном храме св. Пантелеимона монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне (на иконе видны следы попытки ее распила для нелегального вывоза).
Помимо центрального изображения св. Пантелеимона в полный рост, на иконе предствлены 14 фрагментов со сценами из жизнеописания святого. Кроме того, на иконе имеются 2 надписи.
Первая надпись, расположенная на лицевой стороне иконы рядом с изображением святого гласит следующее: «Икона сия сооружена в память священнаго Коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ 14 мая 1896 года».
Вторая надпись, сделанная на задней стороне иконы, гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честными Его образом. 1896 года».
Согласно двум этим надписям, икона действительно была написана в память коронации императора Николая ІІ Романова (1868−1917) и императрицы Александры Фёдоровны (урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской, 1872−1917), состоявшейся 14 (26) мая 1896 г.
Икона была написана в монастыре св. Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция), и передана в дар «христолюбивым жителям прибегающим ко святому Пантелеимону». Вероятно, икона была передана в Новый Афон, где завершалось строительство центрального собора монастыря, освященного в 1900 г. во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.
После закрытия Ново-Афонского монастыря в 1924 г., икона, по всей видимости, какое-то время находилась в Абхазии. В 90-х гг. ХХ в., икона оказалась на территории Украины в городе Свердловск Луганской области у предствителей криминального сообщества. Затем икону обнаружил эксперт-искусствовед Ю. Захарчук, после чего ее выкупил житель Ростовской области (Российская Федерация) Сергей Федорович Стюпан. В 2009 г. депутат Государственной Думы Российской Федерации Иван Саввидис компенсировал расходы С. Ф. Стюпана и передал икону монастырю св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
18 мая 2009 г. состоялась торжественная церемония передачи иконы Ново-Афонскому монастырю при участии президента Абхазии Сергея Васильевича Багапш, председатель Госдумы РФ Бориса Грызлова, депутата Госдумы РФ Ивана Саввидиса, управляющего Сухумо-Абхазской епархии Виссариона Аплиаа, настоятеле Новоа-Афонского монастыря иеромонаха Андрея (Ампар), духовенства и многочисленных паломников. Икона была подарена вместе с деревянным киворием (проскинетарием), на котором была закреплена памятная металлическая табличка со следующей надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла сия святая икона возвращена Иваном Саввиди в Новоафонскую Симоно-Кананитскую обитель 18 мая лета 2009 от Рождества Христова».
2. Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ − нач ХХ вв., 57×76 см).
Икона Божией Матери «Избавительница»
Данный иконографический образ был создан в монастыре св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне. В середине дается изображение иконы Божией Матери «Избавительница». Оригинал иконы Божией Матери «Избавительница» — одна из главных святынь Ново-Афонского монастыря был написан предположительно в середине ХѴІІ в.
В первой четверти ХІХ в. икона находилась у монахов греческого полуострова Пеллопонеса. Затем она вместе со схимонахом Мартинианом попадает в монастырь св. Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция). В 1889 г. икона была передана в Ново-Афонский монастырь, где и находилась до закрытия обители в 1924 г.
Изображение апостола Симона Кананита держащего икону Божией Матери «Избавительница» с левой стороны связано с тем, что он был апостолом Абхазии и в честь него назван Ново-Афонский монастырь. Изображение св. великомученика Пантелеимона, держащего икону с правой стороны, связано с тем, что монахи — устроители Ново-Афонского монастыря выделились из числа братии монастыря св. Пантелеимона на Святой Горе Афон (Греция). Кроме того, центральный престол главного собора Ново-Афонского монастыря был освящен в честь св. Пантелеимона. В верхней части иконы дается неканоническое изображение Святой Троицы: Бог-Отец в виде старца; Бог-Сын — Христос с крестом и Евангелием; Бог-Дух Святой в виде голубя. Под самой иконой между фигурами святых дано изображение центрального собора св. Пантелеимона.
Следует отметить, что на иконе представлен один из вариантов проекта собора с лазурными куполами.
В кон. ХХ в. икона хранилась в г. Майкоп (Республика Адыгея) в семье протодиакона Вадима Сапсая и была возвращена в Абхазию в Ново-Афонский монастырь 30 октября 2000 г.
На данный момент икона находится в храме св. апостола Андрея монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
3. Икона Божией Матери «Анакопийская» (2005 г., 65×95 см).
Икона Божией Матери «Анакопийская»
Образ этой иконы был воссоздан в Ново-Афонском монастыре в 2005 г. на основе исторического описания событий, связанных с этой иконой. Во второй половине 30–х гг. VIII в. арабский полководец Мурван ибн–Мухаммед, прозванный за свою жестокость «Кру» (т.е. «глухой»), подвергнув со своим многочисленным войском страшному опустошению Картли и Эгриси (совр. Восточную и Западную Грузию) и затем заняв Себастополис (совр. Сухум, Абхазия), подошел к Анакопии, тогдашней столице Абхазии (совр. Новый Афон), осадил Анакопийскую крепость. Благодаря заступничеству Богородицы, чей нерукотворный, ниспосланный свыше образ (икона) находился в Анакопийской крепости, и перед которым, преклонив колена, всю ночь молились цари и воины, пребывавшие в крепости, Господь послал на арабов «зной южный», и заболели они кровяной холерой. На рассвете из лагеря арабов раздались голоса плача и рыдания. И тогда выступили войска, находившиеся в Анакопийской крепости, уповая на Бога, для сражения с ними. Господь Бог дал победу малочисленному христианскому воинству: от холеры погибло тридцать пять тысяч, а от меча — три тысячи. Арабы после этого поспешно снялись и отступили от Анакопии.
В нижней части иконы дано описание ее явления на абхазском языке с использованием дореволюционной орфографии.
Оригинал самой иконы был утерян. В 2006 г. издательство Сухумо-Абхазской Епархии «Стратофил» выпустило репродукцию иконы Божией Матери «Анакопийская» с текстом описания ее явления (тираж — 3000 экз.). Данное издание было подготовлено архимандритом Дорофеем (Дбар), А. Токаревым и «ММП Проспект» (Москва).
На данный момент икона находится в соборе св. Пантелеимона монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
4. Новый образ иконы Божией Матери «Пицундская» (2009 г., 96×133 см (в оправе), 85×122 см (без оправы))
Икона Божией Матери «Пицундская»
Икона была написана на основе иконографического образа иконы Божией Матери «Пицундская» 1919 г., хранящейся в музее Пицундского государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт».
Единственным новшеством, отличающим новый образ от оригинального стала замена изображения свв. Иоанна Крестителя и Иоанна Златоуста на образы свв. апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.
В центре иконы — изображение Божией Матери в рост с младенцем Христом на руках и сокращенными греческими надписями.
В верхних углах иконы — изображения архангелов Михаила и Гавриила, с надписью на русском языке.
Внизу иконы — изображения свв. апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, показанных на фоне храмов Симона Кананита в Новом Афоне и собора Андрея Первозванного в Пицунде.
На нижнем поле иконы содержится надпись на двух языках: «Лӡаатәи Ицқьаӡоу Анцәа Дзыхшааз» на абхазском языке с использованием дореволюционной орфографии, и «Пресвятая Богородица, спаси нас» на русском языке.
На данный момент икона находится в алтарной части храма св. апостола Андрея монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
Составители: Архимандрит Дорофей (Дбар), Ахра Смыр.
Иллюстрации: Георгий Захарцев.
город и его окрестности
НОВЫЙ АФОН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
Новый Афон – один из живописнейших морских курортов нашей страны. Он славится красивой природой, исключительно мягким климатом, теплым морем. Новый Афон с севера надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс горами. Сначала горы невысокие, за ними поднимаются цепи все выше и выше и заканчиваются заснеженным Главным Кавказским хребтом. Ели смотреть на прибрежную полосу с самолета, то Новоафонские горы выглядят «выступом» (выступ – «анакоп» по абхазски, Анакопия – одно из древних названий Нового Афона, в раннее средневековье была столицей Абхазии).
Богатую историю имеет Новый Афон. Самое древнее его название – Псырцха – произошло от названия протекающей здесь реки, берущей начало в горах из родника в пихтовой роще (псырцха – пихтовый родник).
В V веке абхазы построили на Иверской горе крепость, назвав ее Анакопией. Не раз враги испытывали прочность этой крепости. В VIII веке арабский завоеватель Мурван-ибн-Мухаммед, прошедший огнем и мечем по Армении и Грузии, подошел к стенам Анакопии, намереваясь штурмом взять крепость. В Анакопии, кроме абхазского гарнизона, находились картлийские (грузинские) правители Арчил и Мир со своими войсками, оттесненными сюда арабами.
Арабские завоеватели надеялись на легкую добычу. Но защитники крепости отважно сражались. От жажды анакопийцев спасал выдолбленный в скале колодец, заполняющийся подземными водами. Этот источник, как и остатки крепостных стен, можно видеть и сейчас. Не удалось грозному завоевателю сломить сопротивление защитников города, и он был вынужден со своими войсками отойти.
Откуда же взялось название Новый Афон? В 1874 году в Псырцху прибыли монахи из монастыря в Афоне, находящегося на Халкидонском полуострове в Греции. Царское правительство разрешило основать в Абхазии обитель. Монахам очень понравилась эта местность. Здесь были построены церкви, жилые корпуса с кельями, разбит парк, посажены оливы. Монастырское хозяйство обзавелось даже своей гидроэлектростанцией, для которой был сооружен десятиметровый водопад. У подножия Афонской горы был построен Новоафонский собор – одно из самых культовых сооружений Кавказа. Он строился с 1888 по 1900 год.
Симоно-Кананитский мужской монастырь
Новый Афон в переводе с греческого – тихое, беззвучное место. Именно таким и предстал он перед монахами Пантелеимоновского монастыря, прибывшими из греческого Афона в 1875 году с целью поиска места на Кавказе для новой обители.
В 1875 году наместник Кавказа князь Михаил Николаевич утвердил выделение 1327 десятин земли под усадьбу и угодья новосозданного Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. И с этого времени монахи развернули бурную строительную деятельность. Но в 1877-1878 году, во время русско-турецкой войны, возмущенные царской колониальной политикой абхазы встали на турецкую сторону и сожгли все монашеские постройки. Однако, русско-турецкая война окончилась поражением Турции и ее союзников. Местные жители были объявлены виновными и началось массовое выселение абхазов в Турцию. Земли их были дарованы монахам, которые сразу же возобновили строительство.
Симоно-Кананитский монастырь являлся одним из самых богатых на Кавказе. На его многочисленных плантациях выращивались оливки, сливы, виноград, производились вино, мед, активно велась торговля. Свою продукцию монахи отправляли в Петербург, Москву, в том числе и на императорский двор.
24 сентября 1888 года монастырь посетил Государь Император Александр Александрович с супругой и детьми. На пути из Нового Афона в Петербург, на станции Борька Харьковской губернии, на императора было совершено покушение. Лишь чудом никто из царской семьи не пострадал. В честь этого случая в Новом Афоне была воздвигнута часовня, а император подарил монахам паровоз и две турбины Френсиса, демонтированные в Зимнем дворце.
В 1911 году завершились работы по созданию монастыря.
В 1924 г. монастырь был закрыт, а все имущество конфисковано в пользу Советского государства.