андреевский монастырь надвратный храм

Церковь Андрея Стратилата в Андреевском монастыре (Москва)

Церковь Андрея Стратилата в Андреевском монастыре

Надвратная Церковь Андрея Стратилата в Андреевском монастыре (Москва) – действующий православный храм мужской обители. Расположена по адресу: Андреевская набережная, 2 (ближайшие станции метро – Ленинский проспект, Площадь Гагарина).

Другие названия

Церковь Андрея Стратилата в Андреевской богадельне; Андреевская церковь.

Дата основания церкви

Не позже 1-й четверти XVII века.

Дата постройки

Ныне существующее здание Церкви построили в 1675 году.

Архитекторы

Историческое исповедание

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Из истории храма

Одноимённый приходский храм в этой местности известен ещё до основания Андреевского монастыря. Деревянную церковь мученика Андрея Стратилата основали в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея. Это событие произошло летом 1591 года. Тогда воины хана, расположившиеся станом в селе Воробьёво, 19 августа внезапно бежали. Русский лагерь стоял на месте современного Донского монастыря. В лагере находилась Донская икона Божией Матери. После бегства врага на месте между двумя стоянками лагерей решили поставить храм мученика Андрея Стратилата. В тот же день было установлено празднование Донской Иконы Божией Матери.

Основание монастыря и сооружение церкви

Позднее, в 1648 году на месте храма мученика Андрея Стратилата приближенный к царю Алексею Михайловичу боярин Фёдор Ртищев основал Андреевский монастырь. Сохранившуюся до наших дней упомянутую Церковь над восточными воротами обители построили в 1675 году.

Церковь в советское время

Надвратную церковь мученика Андрея Стратилата закрыли в 1923 году. После этого она длительное время бездействовала. В том же году власти передали храм рабочим Гознака под школу. Однако план создания школы по ряду причин так и не реализовали. В 1961 году Церковь подвергли реставрации, в результате чего незначительно изменили её декоративные элементы.

Храм в составе Патриаршего Подворья

Лишь 14 августа 1991 года надвратную Церковь наряду с другими храмами монастыря включили в состав Патриаршего Подворья. Такое решение принял сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси. А в 1996 году весь комплекс бывшего Андреевского монастыря окончательно передали Русской Православной Церкви. В завершение, в 2013 году Патриаршее Подворье преобразовали в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Таковым он является по настоящее время.

Краткое описание церкви

Ныне Церковь Андрея Стратилата представляет собой каменное четырёхугольное одноглавое культовое сооружение над восточными воротами обители. Надвратный храм имеет придел великомученика Феодора Стратилата. В нише на монастырской стене слева от главного входа в монастырь размещено иконописное изображение святого Иоанна Богослова. А в нише с правой стороны от входа — изображение святого великомученика Андрея Стратилата. Церковь Андрея Стратилата выделяется изразцовым декором барабана и стен под закомарами.

В наши дни

В настоящее время Церковь Андрея Стратилата в Андреевском монастыре принадлежит Патриархии Русской Православной Церкви. Однако до сих пор не действует, богослужения в ней не проводят. На протяжении длительного времени в храме идёт ремонт.

Другие храмы монастыря

Кроме упомянутой Церкви на территории обители находятся также:

Упомянутая Церковь Андрея Стратилата:

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

Статус Церкви

Ныне надвратная Церковь Андрея Стратилата, как и другие храмы обители, является частью единого ансамбля старинного Андреевского мужского монастыря (город Москва). Как неотъемлемая часть архитектурного ансамбля она также является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Источник

ПЕШКОМ ПО МОСКВЕ

Фотопрогулки по Москве

андреевский монастырь надвратный храм

АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

андреевский монастырь надвратный храмАндреевский монастырь уютно расположился у подножья Воробьевых гор. Помню, как в студенческие годы мы часто устраивали пешие прогулки от Главного здания МГУ до смотровой площадки тогда еще Ленинских гор и далее через метромост до Лужников. И любовались маковками храма (нам тогда казалось, что это одинокая церковь с колокольней), утопавшими в зелени Ленинских гор. На самом деле это были храмы Андреевского монастыря.

У монастыря непростая история. Даже происхождение названия неоднозначно. После того, как 1996 году монастырь был передан РПЦ в безвозмездное бессрочное пользование, его официальное название звучит так – Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. В народе Андреевский монастырь имел несколько, если можно так сказать, прозвищ, связанных с его местоположением: Андреевский монастырь «в горах», Андреевский монастырь у Воробьевых круч, Андреевский монастырь в Пленницах – самое распространенное. Откуда появилось такое название доподлинно неизвестно. Кто такие эти пленницы? Да и пленницы ли это в прямом смысле слова? По одной из версий, высказанных учеными, занимающимися топонимикой, слово «пленницы» — искаженное слово «поленницы». Якобы в далекие времена здесь, в излучине Москвы-реки, было удобное место для формирования плотов-поленниц из бревен для дальнейшего сплава вниз по реке. Что ж, такое объяснение не лишено смысла.

андреевский монастырь надвратный храм

С годами менялось название монастыря и его функции. Но обо всем по порядку. По устным преданиям обитель существовала на этом месте еще в 13 веке. До конца 14 века она называлась Преображенской пустынью. На официальном сайте монастыря можно прочитать: «Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году – каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским».

Итак, в 1591 году войска крымского хана Казы-Гирея подошли к Москве. По пути из Крыма Казы-Гирей разрушал и жег все русские поселения, в том числе и пригороды Тулы. Стан русского войска находился на территории нынешнего Донского монастыря. А сама битва произошла 4 июля немного южнее, в районе Коломенского. Покровительницей русского войска была Донская икона Божьей Матери. Для ободрения защитников города царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону. Был устроен крестный ход с этой иконой по всем стенам Москвы, а затем ее торжественно принесли в обоз и поставили в походной церкви.

андреевский монастырь надвратный храм Маневренный бой длился целый день. К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьево, к подножью Воробьевых гор. Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Борис Годунов уговорил одного дворянина попасть в плен к татарам с дезинформацией о прибытии подкрепления к Москве. Ложное пленение состоялось, и дворянин оказался в татарской ставке. На вопрос хана о беспрестанной стрельбе, не приносящей им урона, пленный заметил, что это радость по случаю прибытия тридцати тысяч поляков и немцев. Этот неизвестный герой не отказался от своих слов даже под пытками.

Убедившись, что Москва надежно защищена, а к защитникам города присоединились еще и немецкие и польские войска, Казы-Гирей решил больше рисковать. Не дожидаясь рассвета, войско хана поспешно отступило. После победы над Казы-Гиреем на месте, где располагался лагерь русских войск, был основан Донской монастырь (но о нем будет отдельный рассказ). А на месте последней ставки Казы-Гирея немного позднее в день памяти святого мученика Андрея Стратилата была построена деревянная Андреевская церковь. В 1675 году Андреевская церковь была отстроена в камне.

Расцвет монастыря, прежде всего, связан со временем правления царя Алексея Михайловича и именем российского просветителя Федора Михайловича Ртищева. Ртищевы вели свой род от выехавшего из Золотой Орды к великому Московскому князю Дмитрию Донскому в 14 веке Ослана Челиби Мурзы. Ослан Челеби принял крещение. Он и его потомки занимали важные государственные посты при дворах российских монархов. Отец Федора Михайловича Ртищева, Михаил Алексеевич, был воеводой при царе Алексее Михайловиче, ему были пожалованы чины постельничего и окольничего. Такое же блестящее будущее ожидало и Федора Михайловича, но Федор предпочел царской службе монашескую жизнь. Рядом с Андреевской церковью Федор основал скит, где вел жизнь отшельника. Узнав о праведном отшельнике, который к тому же был сыном его сановника, Алексей Михайлович захотел приблизить Федора Михайловича к себе, дав ему, как и его отцу, чин постельничего.

Неизвестно, как бы сложилась придворная жизнь религиозно настроенного юноши, да и сложилась бы она вообще, если бы ни одно событие. Еще в 1640 году митрополит Киевский святитель Петр Могила обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из Киева для обучения детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской. Идея создания учебного заведения в Москве была очень по душе сыну Михаила Федоровича – царю Алексею Михайловичу. Заняться этим царь поручил Федору Ртищеву. Ртищев с воодушевлением взялся за осуществление проекта. На месте своего скита и Преображенской пустыни он основал «учительный» монастырь, который стал называться Спасопреображенским. В монастыре было устроено училище, где занятия вели киевские монахи. В училище преподавали греческий и церковно-славянский языки, стихосложение, риторику и философию. Кроме того, Ртищев основал библиотеку и школу для отроков разных сословий.

В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла на средства из царской казны был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий. С легкой руки одного из преподавателей, стихотворца и переводчика с греческого, некоего Епифания, монастырь стал называться Андреевским. Наличие храма в честь мученика Андрея Стратилата в немалой степени способствовало тому, что это название закрепилось за монастырем.

В 1685 году училище перевели в Москву, в Заиконоспасский монастырь. Впоследствии на его основе была открыта Славяно-греко-латинскя академия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году.

Что касается Федора Михайловича Ртищева, то до самой смерти он занимался благотворительностью, строил дома призрения для бедных, помогал за свой счет голодающим и страждущим, заботился о раненых и больных. Перед кончиной Ртищев завещал отпустить всех своих слуг на волю и не притеснять крестьян.

Ну а далее монастырь ждут непростые годы: его то упраздняют и используют под другие богоугодные и не очень заведения, то возобновляют. Вот основные вехи истории монастыря в 18-20 веках.

— 1724 – 1731 — годы монастырь упразднен, монахи переведены в Донской монастырь, храмы стали приходскими, а в других монастырских постройках было учреждено заведение для приёма, содержания и обучения подкидышей и беспризорных детей и тюрьма.

— 1730 год — монастырь был возобновлен, школа, приют и тюрьма ликвидированы.

— 1762 год – по решению Святейшего Синода в монастыре открывается богадельня и лечебница для умалишенных.

— 1764 год – согласно екатерининской секуляризации монастырь снова закрывают, храмы снова становятся приходскими, а в других зданиях размещают богадельню.

— 1775 год – в стенах монастыря размещается работный дом для женщин; фактически это была исправительное учреждение для преступниц, совершивших не тяжкие преступления: мелкие кражи, нарушение общественного порядка и т.п.

— 1803 — 1918 годы — по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола; строительство Андреевской богадельни началось в 1805 году по проекту архитектора Ф. К. Соколова, закончилось — в 1878 году, архитектор последнего корпуса А. С. Каминский. В 1906 году число призреваемых составляло более 950 человек. В храмах окормляли не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских улиц.

— 1918 год — богадельня прекратила существование, в зданиях Андреевского монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак; в храмах устроили школу и клуб; некрополь монастыря, где были захоронены представители славнейших московских родов, в основном был уничтожен.

— 1964 год — здания Андреевского монастыря передали в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

— 1991 год — указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье.

— 1996 год – комплекс монастыря отошел в безвозмездное бессрочное пользование РПЦ; в нем помимо храмов размещается Синодальная библиотека Патриархии, Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви и общеобразовательная школа «Школа при Андреевском монастыре».

— 2013 год — патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный (т.е. независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху) мужской монастырь.

Это был краткий экскурс в историю. А теперь поговорим об архитектуре.

В настоящее время ансамбль монастыря состоит из трех храмов и корпусов бывшей Андреевской богадельни, расположенных по периметру монастырского двора. Со стороны создается впечатление, что монастырь представляет собой маленькую крепость.

андреевский монастырь надвратный храм

Корпуса богадельни строились более семидесяти лет, постоянно перестраиваясь для нужд растущего дома призрения. Частично для строительства были использованы более ранние постройки, их фундаменты. Ветхие строения были снесены. В их число попала и Покровская церковь, которая была построена в начале 18 века. Она располагалась севернее Воскресенского собора. При строительстве богадельни Покровскую церковь разобрали для того, чтобы построить большой северный корпус. Сейчас его занимает Синодальный информационный отдел РПЦ.

андреевский монастырь надвратный храм

Южный корпус бывшей богадельни сейчас занимают Синодальная библиотека Патриархии и общеобразовательная школа «Школа при Андреевском монастыре».

андреевский монастырь надвратный храм

Восточный корпус богадельни включил в себя церковь Андрея Стратилата.

андреевский монастырь надвратный храм

Церковь святого мученика Андрея Стратилалата была построена в 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря на месте деревянной церкви. Храм несколько раз перестраивали, последняя перестройка случилась в начале 19 века, когда был построен восточный корпус Андреевской богадельни. Тогда храм лишился придела великомученика Феодора Стратилата: его разобрали для того, чтобы он не мешал постройке этого корпуса. Строительство храма Андрея Стратилата проходило под руководством зодчего Григория Копыла.

андреевский монастырь надвратный храм

Храм был построен в то время, когда влияние религии в жизни общества несколько уменьшилось. Даже церковные постройки становились более светскими, постепенно происходил отход от средневековых простоты и строгости к нарядности и живописности построек. Эта нарядность прекрасно видна в декоре храма. Для украшения фасада церкви зодчим были приглашены мастера из Белоруссии, которые изготовили великолепные изразцы стиле «павлинье око». Белорусские мастера часто соглашались на переезд в Москву не только исходя из экономических или творческих соображений. Многие бежали в Москву в связи с гонениями на православную церковь в католической Речи Посполитой, в состав которой тогда входила Белоруссия. Считается, что автором изразцового мотива «павлинье око» является белорусский мастер Степан Полубес, украсивший изразцами Иосифо-Волоцкий и Новоиерусалимский монастыри и Покровский храм в Измайлово. Принимал ли Полубес участие в изготовлении изразцов для Андреевского храма не известно, но стиль очень похож. Сравните изразцы Покровского храма в Измайлово…

андреевский монастырь надвратный храм

… и Андреевского в Андреевском монастыре.

андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храмандреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

Фасад восточного корпуса богадельни украшают иконы разной степени сохранности.

андреевский монастырь надвратный храм

В нишах изображены иконы Андрея Стратилата, Иоанна Богослова и архангела Михаила, а мемориальная доска гласит, что это первое просветительное учреждение в Москве, основанное боярином Ф. М. Ртищевым.

андреевский монастырь надвратный храм андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм андреевский монастырь надвратный храм

андреевский монастырь надвратный храм

Но пройдем на территорию монастыря. В тот день, когда я там была, на входе стоял охранник в камуфляже и казачьей папахе. Увидев мой фотоаппарат, он строго предупредил, снимать на территории монастыря нельзя. Пришлось спрятать камеру в сумку, а чуть позднее, когда охранник покинул свой пост у ворот, быстро сделать снимки «мыльницей». Может, мне просто не повезло, но для тех, кто захочет поснимать в монастыре, думаю, мой опыт пригодится.

Двор монастыря небольшой, а по оси двора располагаются все три сохранившиеся храма: церковь Андрея Стратилата, обор Воскресения Словущего и церковь Иоанна Богослова в колокольне. Эти храмы окружены братскими и служебными корпусами.

андреевский монастырь надвратный храм андреевский монастырь надвратный храм

С архитектурной точки зрения это маленький монастырь интересен тем, что на примере его храмов можно проследить как за непродолжительное время менялась мода на архитектурные стили. Храм Андрея Стратилата – самая старая постройка монастыря. Этот храм с его яркими изразцами, как бы служит в архитектурном смысле мостиком от строгих средневековых форм к грядущей эпохе барокко.

андреевский монастырь надвратный храм Следующий по возрасту храм – собор Воскресения Словущего, построен в период с 1689 по 1703 годы в стиле московского (нарышкинского) барокко. Построен он на месте каменного храма 1648 года постройки. По преданию Федор Ртищев, который скончался в 1673 году, был похоронен в подклете старого храма. После постройки нового собора точное место захоронения было утеряно. Это одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом, с восьмигранной глухой главой. Он стоит на высоком подклете, который по высоте был почти равен первому этажу келий, которые были когда-то расположены рядом. Собор с запада примыкает к монастырской стене, восточным фасадам выходит во двор. С севера Собор соединялся гульбищем с несохранившимся до наших дней Покровским храмом. С гульбищ во двор спускались две широкие лестницы, которые частично мы можем видеть и сейчас. В 19 веке в концах лестниц поставили крыльца со сложными шатровыми завершениями. Но во время реставрации в конце 20 века эти шатры были разобраны, как искажающие облик древнего здания. Сейчас эти крыльца выглядят аскетично.

андреевский монастырь надвратный храм андреевский монастырь надвратный храм

Храм Иоанна Богослова в колокольне расположен в центре монастырского двора. Построен он в 1748 году на средства Сергея Борисовича Шереметева, сына петровского сановника, родоначальника графской ветви рода Шереметевых, Бориса Петровича. И хотя храм-колокольня был частично перестроен в 1848 году (шар на вершине колокольни заменен на небольшую маковку, уменьшены арочные проемы верхнего яруса), общий вид храма остался прежним. Это типичная постройка в стиле европейского барокко. По всей высоте фасад отделан пилястрами, которые разделяются по ярусам капителями и карнизами. Арочные окна отделаны архивольтами. Купол прорезают круглые, с лепной отделкой люкарны. Барабан похож на легкую ротонду, низ барабана отделан декорированным поясом.

андреевский монастырь надвратный храм андреевский монастырь надвратный храм

Храм располагается в нижнем ярусе трехъярусной колокольни, и первоначально был освящен в честь архангела Михаила. После перестройки колокольни храм освятили в честь апостола Иоанна Богослова.

Андреевский монастырь – маленький кусочек Москвы с непростой историей, уходящей в глубину веков. И с прекрасными храмами. Его стоит посетить хотя бы ради того, чтобы полюбоваться изразцами храма Андрея Стратилата.

Источник

Андреевский мужской монастырь в Москве – детище Ртищева с богатой историей

андреевский монастырь надвратный храм

Андреевский монастырь в Москве

В одном из красивейших уголков столицы у подножия заказника Воробьевы горы на правом берегу реки Москвы раскинулся Андреевский мужской ставропигиальный монастырь. Находится он в подчинении Патриарха и высочайшего Синода, и крест над монастырем воздвигнут высшими духовными чинами.

Из истории старинной обители

Андреевский монастырь известен давно. Предание относит возникновение мужской обители у «Воробьевых круч» к XIII веку. В низине у реки – в Пленницах – образовалась Преображенская пустынь. Так называли обитель монахов, удаленную от людских поселений. Место на берегу реки Москвы, названное Пленницей, в былые времена славилось тем, что там делали плоты из поленьев и спускали вниз по течению.

Образование Андреевского монастыря

В XVI веке произошло событие, изменившее судьбу Преображенской пустыни. В 1591 году войска крымско-татарского хана Казы-Гирея подошли к Москве. По пути из Крыма хан сжёг и разрушил русские поселения, намереваясь то же сделать с Москвой.

Для ободрения русского войска при защите столицы царь Федор Иоаннович повелел вынести чудотворную Донскую икону. Вокруг крепостной стены с иконой устроили крестный ход, а потом торжественно поставили ее в походную церковь.

Не дожидаясь рассвета, 19 августа войско хана поспешно отступило. Чудо совершилось в день памяти святого мученика Андрея Стратилата. В Преображенской пустыни, на месте отступления татарского войска, построили деревянную церковь, которую назвали Андреевской. Вскоре деревянное строение сгорело.

Детище Федора Ртищева

Церковь заново отстроил в камне на собственные средства Федор Михайлович Ртищев. Выходец из знатного боярского рода, любимец царя Алексея Михайловича, он отказался от блестящей карьеры дипломата, занявшись благотворительностью и служением простым людям.

На личные средства Ртищев организовывал больницы и приюты, спасал голодающих во время неурожаев, продавая свое имущество. О доброте Федора Михайловича ходили в народе легенды.

андреевский монастырь надвратный храм

С именем боярина Ртищева связан расцвет обители. В 1648 году усилиями «милостивого мужа» на территории Преображенской обители устроили храм, покровителем которого избрали святого мученика Андрея Стратилата.

Ртищев пригласил в монастырь 30 образованных монахов из Киево-Печерской лавры и Межигорского монастыря. Так возникло «Учительское братство» – духовно-образовательный центр, где желающих учили славянской и греческой грамматике, риторике и философии.

Образованнейшие монахи изучали духовную литературу, переводили с греческого языка духовные книги и создавали свои религиозно-просветительские тексты. Служители говорили, что собираются в монастыре «ради книжного учения»: «Ртищевское братство» стало основой для Славяно-греко-латинской академии, которая положила начало Московскому университету.

андреевский монастырь надвратный храм

В это время монастырь, к которому был приписан Донской монастырь, располагает собственными землями, мельницей и рыбными промыслами. В 1648-1654 годы с помощью зодчего Григория Копыла сооружается комплекс монастырских зданий, строительство которых финансируется из царской казны.

Трудные времена

Монастырь не обошли стороной трудности. Во времена Петра I в 1724 году здесь открыли школу и приют для сирот и подкидышей и тюрьму – помещение для «колодников».

Монашеская жизнь медленно, но неуклонно угасает. В 1762 году в Андреевском монастыре содержали умалишенных. Во время чумы 1771 года Екатерина II приказала устроить на территории монастыря кладбище для родовитых горожан, которое превратилось в городской некрополь.

В 1803 году в монастыре устраивают богадельню, где призревалось 956 человек. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на возведение корпусов заведения.

андреевский монастырь надвратный храм

В 1900 году в монастыре открывается церковно-приходская школа, которая работает до 1917 года. Власть большевиков закрыла храм, превратив его в Дом-коммуну московской фабрики Госзнака. В монастырских постройках открыли школу и клуб, некрополь уничтожили.

В 1960 году здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов измерительных приборов, в 1980 – Всесоюзный НИИ метеорологической службы.

Восстановление и реставрация

С 1967-1971 годы в комплексе Андреевского монастыря велась реставрация. В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители учреждено Патриаршее подворье, а через год возобновились богослужения.

В монастыре работает Синодальная библиотека. С 2013 года здесь действует Андреевский мужской ставропигиальный монастырь.

Храмы и здания обители

Ансамбль монастыря состоит из трех храмов и корпусов, расположенных по периметру монастырского двора.

андреевский монастырь надвратный храм

Архитектурные особенности

Со стороны монастырь с корпусами, построенными за 70 лет, выглядит как небольшая крепость. Территория обители – правильный прямоугольник, со всех сторон обрамленный двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов.

Центральное место отведено храму Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней, возведенной в 1748 году на средства графа Сергея Борисовича Шереметьева, сына петровского сановника.

Колокольня построена в классическом стиле: четырехгранная, с большими арками в верхнем ярусе. Колокольню завершает четырехскатный шатер, увенчанный небольшой главкой с крестом.

андреевский монастырь надвратный храм

Храм, устроенный в нижнем ярусе колокольни в стиле барокко украшают арочные окна и пилястры, устроенные по высоте здания. Капители и карнизы разделили сооружение на 3 яруса. Купол прорезают круглые с лепниной люкарны – оконные проемы с вертикальной рамой. Низ купольного барабана, похожий на легкую ротонду, декорирован поясом.

Церковь святого мученика Андрея Стратилата построена в 1675 году под руководством зодчего Григория Копыла, самая старая постройка монастыря.

андреевский монастырь надвратный храм

Фасад здания украшен изразцами стиля «павлиное око». В нишах фасада – иконы Андрея Стратилата, Иоанна Богослова и архангела Михаила. Мемориальная доска гласит, что церковь основана Ф.М. Ртищевым.

Собор Воскресения Христова построен в1689-1703 годы в стиле московского барокко. Одноглавый храм перекрывают сомкнутые своды с 8-гранной глухой главой.

андреевский монастырь надвратный храм

Здание возвышается на подклете, с запада примыкает к монастырской стене, восточный фасад выходит во двор. В склепе подклета погребен Федор Михайлович Ртищев.

Видео: монастырь в Пленницах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *