андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Спасо-Андроников монастырь

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Спасо-Андроников монастырь запись закреплена

андроньевский монастырь в москве официальный сайтЗАСТУПНИЦЕ УСЕРДНАЯ

4 ноября (22 октября ст.ст.) Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Это одна из самых почитаемых русских святынь.

22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского.
Показать полностью.

Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков.

Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве.

В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел праздновать этот день по всей России.

андроньевский монастырь в москве официальный сайтТРОПАРЬ Божией Матери пред иконой Ее Казанской:

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/
за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/
и всем твориши спастися,/
в державный Твой покров прибегающим./

Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/
иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/
предстоящих и молящихся Тебе/
умиленною душею и сокрушенным сердцем,/
пред пречистым Твоим образом со слезами,/
и невозвратно надежду имущих на Тя/
избавления всех зол./
Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево://
Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

На фото: дореволюционная фотография киота и оклада «явленной» чудотворной Казанской иконы

Источник

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Церковный календарь

Евангельские чтения дня

Новости

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Новое голубое облачение на Престол и Жертвенник

Дорогие братия и сестры! Милостью Божией и попечением наших благодетелей, сотрудников и прихожан для храма Димитрия Донского было пошито голубое облачение на Престол и Жертвенник. С искренней и сердечной благодарностью.

Вс 10 октября 2021

Отреставрирована икона собора святых

Дорогие братия и сестры, молитвенно поздравляем всех с нашим престольным праздником Архангела Михаила. Милостью Божией и попечением наших благодетелей, сотрудников и прихожан для нашей часовни в честь прп. Сергия Радонежског.

Вс 19 сентября 2021

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Новый каменный киот для иконы Архангела Михаила

Милостью Божией и попечением наших сотрудников, прихожан и благодетелей был изготовлен каменный киот для иконы Архангела Михаила. С искренней и сердечной благодарностью ко всем принявшим участие в этом Богоугодном делании. Вс 01 августа 2021

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Новые облачения на Престолы и Жертвенник из зелёной ткани

Дорогие братия и сестры! Молитвенно поздравляем с днём памяти всех святых в земли нашей просеявших. Милостью Божией и попечением наших благодетелей, сотрудников и прихожан для Спасского собора и храма Димитрия Донского были.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Новые белые стихари для алтарников и облачения для храмовой утвари

Молитвенно поздравляем всех с троицкой родительской субботой. Милостью Божией и попечением наших благодетелей, сотрудников и прихожан для Спасского собора и храма Св. Димитрия Донского были пошиты стихари для алтарнико.

Расписание богослужений

понедельник 01 ноября 2021

Прор. Иоиля. Мч. Уара

среда 03 ноября 2021

Прп. Илариона Великого

7.30 Утреня. Литургия 17.00 Всенощное бдение

четверг 04 ноября 2021

Празднование Казанской иконе Божией Матери

пятница 05 ноября 2021

Апостола Иакова, брата Господня по плоти

7.30 Утреня. Литургия 17.00 Вечерня. Заупокойная Утреня

суббота 06 ноября 2021

Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

8.00 Литургия. Панихида 17.00 Всенощное бдение

воскресенье 07 ноября 2021

Неделя 20-я по Пятидесятнице, Мчч. Маркиана и Мартирия

8.00 Ранняя литургия Спасский собор 9.00 Поздняя литургия храм св. Димитрия Донского

Источник

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

В 1988 году Русская Православная Церковь отмечала знаменательное событие в церковной и общественной жизни – 1000-летие Крещения Руси. С этой памятной даты начался процесс возвращения храмов Русской Православной Церкви. За несколько лет до этого, в октябре 1983 года Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь, который стал базой для подготовки празднования. После празднования один за другим храмы стали открываться для прихожан. В связи с этими событиями директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря, территория которого с 1947 года по распоряжению И.В. Сталина была передана вновь образованному музею. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.

К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым). На литургии ему сослужили иеромонах Мефодий (Морозов) и иерей Вячеслав Савиных.

В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.

В 1991 году отец Вячеслав Савиных от владыки Арсения (Епифанова) получил благословение: начиная с праздника Рождества Богородицы служить и по воскресным дням. Постепенно образовывался приход. Приказом патриарха Алексия от 23 марта 1991 года иерей Вячеслав назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре города Москвы.

С отцом Вячеславом в храм пришел регент Борис Павлович Кутузов. С самого начала на всех богослужениях пели древним знаменным распевом.

Первое приходское собрание состоялось 26 марта. Его от епархиального совета возглавил протоиерей Дмитрий Акинфиев. Первым старостой прихода был избран Андрей Дмитриевич Пичугин, прихожанин Данилова монастыря, а казначеем избрали Вячеслава Васильевича Серафонова.

Приходу была выделена небольшая комната в одном из помещений ЦМиАР. Приходилось работать в очень стесненных условиях. Поэтому в 1992 году прихожане взялись за восстановление Авраамиева Богоявленского монастыря в городе Ростове Великом. В 1993 году там было учреждено подворье Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в ставропигиальное патриаршее подворье.

В 1993 году был также устроен скит в 50 км от города Ростова (в урочище Лаврентьев Холм – в 5 км от села Титово Борисоглебского района Ростовской области).

В Спасском соборе в том же 1993 году решили найти место древнего престола. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи начала XV века шести монахов. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил Святейший Патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.

В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В настоящее время в ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.

В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.

Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.

Школа знаменного пения была создана для обучения древнерусскому пению, расшифровки древних нотных рукописей, для популяризации этого вида церковного пения. Неоценимый вклад в эту деятельность внес основатель хора Борис Павлович Кутузов. Ведущие певчие хора – Петр Шеронов, Елена Нечипоренко, Юлия Шамотко, Дмитрий Пивоварчук, Валерий Сутормин. В настоящее время братским хором руководит Сергей Хохряков, а сестринским хором – Ольга Пенькова.

Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.

Иконописная мастерская была организована с момента получения дополнительных помещений в 1993 году. Иконописцы прихода: Андрей Ремнев, Владимир Сидельников, Игорь Пеньков, Матвей Шибаев, Александра Данилина, Алла Карнаушенко.

Со времени образования прихода были рукоположены: иерей Александр Парфенов (1993 г.), иерей Леонид Калинин (1996 г.), иерей Анатолий Копалкин (1997 г.), диакон Александр Самсонов (1997 г.), диакон Виктор Хлопков (1997 г.). Прихожанин Сергий Логинов по окончании Московской духовной семинарии (2000 г.) посвящен в псаломщики-чтецы.

В настоящее время богослужения проходят в Спасском соборе, храме Димитрия Донского, часовне «Проща».

Источник

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

По церковному преданию Спасо-Андроников монастырь был основан во второй половине XIV века по обету святителя Алексия, митрополита Московского. Обет был дан во время страшной бури на Черном море при возвращении святителя из Царьграда (Константинополя).

Первым настоятелем монастыря стал игумен Андроник. Выбор на него пал не случайно. «Митрополит Московский Алексий, испросив у преподобного Сергия Радонежского любимого его ученика Андроника – «чудесного мужа», наделенного всяческими добродетелями, привел его в Москву, на высокий холм близ реки Яузы и благословил на строительство храма и создание монастыря». В дальнейшем, преподобный Сергий Радонежский принимал самое живое участие в становлении этой обители, неоднократно посещал монастырь, помогая первому ее игумену.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий духовными узами связан со Спасо-Андрониковой обителью, где свято хранилась память о нем. На месте последнего прощания игумена Андроника со своим учителем неподалёку от монастыря, была построена часовня «Проща». Она сохранилась до наших дней и стоит на улице Сергия Радонежского.

Со временем, молитвами насельников монастыря, обитель стала великой святыней Отечества.

Рядом с обителью, помимо реки Яузы протекал ее левый приток – Золотой Рожок, названный в память о царьградской бухте Золотой Рог. В месте впадения речки Золотой Рожок в реку Яузу преподобным Андроником, был ископан колодец. С того самого времени этот Святой колодец почитался православными христианами, так как был освящен благодатью святых подвижников земли Русской, вода его имела целительную силу.

Слава Святого колодца была такова, что императрица Елизавета Петровна, посещая Москву, только из него пила воду. Колодец считался самым чистым в Москве, и к нему приходили для исцеления москвичи.

Москва расширялась. При увеличении числа жителей чистой питьевой воды не хватало. Город почти бедствовал. Вода в реке особенно весной и осенью была мало пригодна для питья. Для исправления этой ситуации повсюду копалось множество колодцев, однако, это стоило дорого, и вода в них была жесткой и неприятной на вкус. На всю Москву было только три колодца с чистой и здоровой водой: Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. Вода из них ценилась дорого, поэтому она стоила так же, как и хорошая брага.

Спасла ситуацию с водой в Москве императрица Екатерина Великая. После чумы и бунта 1771 года она повелела построить водопровод, который появился в Москве значительно раньше, чем в Петербурге. Слава же Святого колодца у Андроникова монастыря после всех неустройств только увеличилась.

На плане землемера Спиридона Казьмина, датированном 4 августа 1785 г., с точным обозначением границ землевладения Спасо-Андроникова монастыря, святой кладезь прп. Андроника (указан красной точкой) отмечен к северу от монастырской стены, на противоположной стороне ручья.

Над Колодцем были возведены часовня преподобного Андроника и сторожка, а вдоль долины речки Золотой Рожок заложен Золоторожский бульвар.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

После революции в начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Из монастыря были изгнаны все насельники. В 1924 году было закрыто кладбище Спасо-Андроникова монастыря, его планировалось превратить в парк «общественного назначения». В конце 1920-х годов Святой колодец был варварски разрушен. На его месте была построена Яузская очистительная станция, бульвар замещен отстойниками завода «Серп и Молот» и другими учреждениями. В 1930-е годы речку Золотой Рожок спрятали под землю в трубу, а ее название сохранилось в Золоторожской улице и одноименной набережной.

После образования в 1990 году Православного прихода собора Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре стараниями прихожан проводились архивные исследования и комплекс работ для восстановления памяти о Святом колодце. В результате многолетних усилий прихода и при поддержке Управы округа «Лефортово» (глава П.Д. Филиппов), был выделен участок земли для восстановления часовни. В настоящее время на этом месте в 2016 году был установлен поклонный Крест и высажены молодые деревца.

Предполагается дальнейшее благоустройство участка и строительство памятной часовни.

При написании использованы материалы из книги Т.В. Барсегян (Куксинская) «Московский Спасо-Андроников монастырь» и блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 2014г.

Источник

Андроньевский монастырь в москве официальный сайт

+7 (495) 911-4502
+7 (495) 671-0372

105120, Россия, г.Москва, Андроньевская пл., 10

ОБЩИНА СПАССКОГО СОБОРА АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ

По инициативе руководства и сотрудников музея в Спасском соборе Андроникова монастыря были возобновлены богослужения. 16–17 июля 1989 года, в первую годовщину прославления преподобного Андрея Рублева в лике святых, в соборе были совершены первое после закрытия обители всенощное бдение и Божественная литургия. С 1990 года богослужения в Спасском соборе проводятся регулярно. Настоятелем его назначен протоиерей Вячеслав Михайлович Савиных, известный иконописец. Служат в соборе отец Анатолий Копалкин (он бывший сотрудник Музея имени Андрея Рублева, работал в фонде хранения икон), диакон отец Александр Самсонов и псаломщик-чтец Сергий Логинов.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

С организацией общины Спасский собор Андроникова монастыря стал не только духовным и культурным центром Москвы. Отцом Вячеславом была организована иконописная мастерская, где созданы великолепные иконы для Спасского собора: «Преподобные Андроник и Савва», «Преподобные Андрей Рублев и Даниил», «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Сергий Радонежский в житии», «Святитель Московский митрополит Алексий», «Святая Троица». Иконописная мастерская Спасского собора – одна из лучших не только в Москве, но и в России. Ее иконописцы были одними из первых, кто возрождал утраченные в советский период традиции древнерусской церковной живописи. Иного и быть не могло – ведь с Андрониковым монастырем и его Спасским собором связаны имена величайших иконописцев Древней Руси – преподобных Андрея Рублева и Даниила.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

Ныне в соборе находится икона устроителей обители преподобных Андроника и Саввы. Она написана в XIX веке, происходит из самого Спасского собора, считалась утраченной. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилище обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андрониковой обители. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался и где служил батюшка. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.

На стенах Спасского собора совсем немного икон, почти все они современные. Среди них уникальная икона, которой нет ни в одном православном храме: образы третьего и четвертого настоятелей Спасо-Андроникова монастыря – преподобных Александра, при котором велось строительство белокаменного собора, и Ефрема.

андроньевский монастырь в москве официальный сайт

С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря – знаменное пение. И ныне некоторые богослужения отправляются одноголосным (унисонным) знаменным распевом. Возродил древнее знаменное пение Борис Павлович Кутузов, прекрасный знаток, собиратель и исследователь древнерусского пения.

Знаменный распев – основной богослужебный распев Русской Православной Церкви, сложившийся уже в XII веке (некоторые его памятники восходят к XI столетию). Название распев получил от использовавшихся для его записи знаков – «знамен» (или «крюков»).

В чем же отличие знаменного распева от другой церковной музыки? Христианская культура с самого начала отвергла античные музыкальные каноны, выработав собственную мелодическую форму, отвечающую задачам богослужения, – распев, то есть распевание текстов. Музыка сопровождает или оформляет, украшает богослужение, неизбежно взывая к чувственному восприятию. А распев – это чтение псалмов, молитв или гимнов с помощью простой мелодической формулы (интонации). В основе распева лежит слово. Принцип знаменного распева удален от «духовной музыки», как иконопись – от живописи религиозного содержания. Знаменное пение наиболее точно соответствует духу русского православного богослужения. Его одноголосие «понуждает» человека к молитве, помогает сконцентрировать внимание, а не рассеивает его, как принятое во многих храмах партесное пение.

Возвращение к знаменному распеву затруднено различием двух музыкальных систем: модальной (к ней относится знаменное пение) и европейской мажоро-минорной тональной, к которой мы давно привыкли. Приход Спасского собора сделал многое для решения этой проблемы: его клирос использует современную пятилинейную нотацию, в нее переведены с крюковой записи все службы, а сборники нот выпущены издательским отделом и доступны интересующимся. При храме действовала школа знаменного пения. На занятиях, проходивших раз в неделю, изучали историю, теорию знаменного пения, методы расшифровки крюковой нотации и распева стихир.

В 1993 году в монастыре произошло удивительное событие: Господь напомнил людям о воскресении мертвых, Страшном Суде и Царствии Небесном, явив чудесным образом, с благоуханием, мощи четырех монахов в Своей славе. В раскопе под алтарем Спасского собора Андроникова монастыря при проведении строительных работ по устройству фундамента для престола археологи обнаружили древний престол и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные из дуба колоды – ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев, о том, что найденные останки – мощи святых, говорило сопровождавшее открытие чудесное явление – благоухание, которое то появлялось, то исчезало.

Помимо останков в захоронениях сохранились плетеный параман (плат с изображением Креста Господня, орудий Его страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди), плесницы (погребальная обувь) из кожи, кожаный пояс с металлической пряжкой. Все эти находки можно отнести к концу XIV – первой четверти XV века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *