андроникова икона божией матери
Небесные Покровители
Андрониковская икона Божией Матери — святыня греческого императора Андроника III Палеолога. Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой.
Во Введенской церкви нашей обители уже много лет хранится литографическая копия чудотворной иконы, которая очень почитается жителями и гостями города. Будучи одной из главных святынь Переславской земли, Андрониковский образ Пресвятой Богородицы являет множество чудес «всем с верою притекающим».
Огромная радость для нас, что Пресвятая Владычица избрала наш монастырь местом пребывания для Своего святого образа. Выполненная в натуральную величину литографическая копия иконы была привезена в дар из Вышневолоцкого Казанского монастыря в 2000 году, но несколько лет хранилась в ризнице. В 2005 году святыня была помещена в киот и вынесена в храм для поклонения верующим. Тогда по молитвам к Пресвятой Богородице у Андрониковской Ее иконы стали происходить первые чудеса, и 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворной иконе, через которую многие получили помощь и исцеление.
Литографическая копия чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери
Вот уже более 20 лет наш монастырь находится под покровом Царицы Небесной и предстательством Ее пречистого образа.
День празднования Андрониковской иконы Божией Матери. Введение во храм Пресвятой Богородицы в Феодоровском женском монастыре
Андрониковская икона Божией Матери относится к типу «Агиосоритисса», что в переводе с греческого означает «Заступница». Для этого иконографического типа характерно изображение Богородицы без Богомладенца. Икона изображает Божию Матерь оплечно в молитвенной позе. Святой лик имеет немало контрастов: притененное лицо Небесной Покровительницы украшено ярким нимбом и короной, печальный и смиренный взгляд Пречистой Девы наполнен добротой и умиротворением.
На правой стороне шеи Царицы Небесной, изображенной на иконе, виднеется рана с запекшейся кровью, истекшей, по преданию, чудесным образом от удара икононенавистника.
Исторический путь самой чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери был долгим и наполненным удивительными событиями. Согласно первому сохранившемуся упоминанию об иконе, относящемуся к 1347 году, она была пожертвована императором Андроником III († 1341) Монемвасийскому монастырю в Морее (отсюда другие названия иконы — Монемвасийская и Греческая), где находилась вплоть до начала XIX века.
Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского монастыря
В 1821 году во время восстания греков за независимость, которое жестоко подавлялось турками, Монемвасийская обитель была разрушена до основания. Настоятель монастыря епископ Агапий, пытаясь спасти святыню, передал ее на хранение своему родственнику — русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, жившему тогда в Патрасе, сын которого в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу.
С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковский образ Пресвятой Богородицы находился в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе на Петербургской стороне— любимом храме Петра I. Множество петербуржцев устремилось в эту ветхую, разрушающуюся от времени церковь на окраине города, вознося молитвы перед святой иконой, получая от нее благодатные действия и прославляя Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь. Перед чудотворным образом ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Доподлинно известно о случае прозрения абсолютно слепого человека.
В 1877 году святыня была перенесена в Казанский женский монастырь, расположенный недалеко от города Вышний Волочек Тверской епархии. После революции 1917 года образ находился в городском музее, а в начале 1980-х годов был перенесен в Богоявленский храм Вышнего Волочка. В 1984 году след чудотворной иконы Андрониковской Божией Матери теряется —онабыла похищена. К сожалению, нынешнее местонахождение образа неизвестно.
Андрониковская икона Божией Матери
Андрониковская икона Божией Матери получила свое название от имени византийского императора Андроника III Палеолога, который пожертвовал ее в 1347 году Монемвасийскому монастырю в Морсе, где она пребывала до начала XIX века.
История образа: Родовая святыня Восточно-Римского императора, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. Другие названия Андрониковской иконы Божией Матери — Монемвасийская и Греческая.
Во время нападения турок на Грецию в 1821 году настоятель монастыря с братией вынуждены были бежать, оставив все монастырские ценности неприятелю. Османские завоеватели разграбили все ценности, а то, что не смогли унести, предали огню.
Настоятель монастыря епископ Агапий спас только чудотворную Андрониковскую икону Божией Матери, скрывшись в свободный от захватчиков город Патрас (современное название — Патры). Пред смертью он завещал эту святыню генеральному консулу России в Греции Н. И. Влассопуло.
Андрониковская икона Божией Матери была передана сыном генерального консула А. Н. Влассопуло из Афин в Одессу с письмом на высочайшее имя для препровождение ее в Петербург императору Николаю Павловичу.
С 1839 года по 12 мая 1868 года Андрониковская икона Божией Матери находилась в Зимнем дворце в домовой церкви. 12 мая 1868 года икону перенесли в Троицкий собор на Петербургской стороне, чтобы открыть доступ к чудотворной иконе верующим, для поклонения.
Здесь Андрониковская икона Божией Матери пребывала по 16 апреля 1877 года, а затем была передана Казанскому женскому монастырю близ города Вышний Волочек. В обители икону поместили в середину другого образа, на котором изображены преподобный Ефрем Сирин и святая мученица Неонила.
После разорения Казанского монастыря Андрониковскую икону Божией Матери перенесли в Богоявленский собор, где ее поместили на столп. В 1924 году Андрониковская икона Божией Матери была похищена при весьма загадочных обстоятельствах и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Но… в журнале «Профиль» за 2005 / 2006 год была статья о некоем олигархе, подарившем греческому патриарху Алексию II на 70-летие в личную молельню икону, которую по фотографии узнал художник Алексей Артемьев.
Будем уповать на Царицу Небесную, Которая Сама выбирает место нахождения Своих образов.
Иконография: Иконография Андрониковской иконы Божией Матери не относится к традиционным типам икон Богородицы. Пресвятая Богородица изображена без Богомладенца, огрудно. На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана.
Размер Андрониковской иконы Божией Матери небольшой — 35 на 25 сантиметров. Написана она на деревянной доске.
Чудотворные списки иконы: Существует множество списков Андрониковской иконы Божией Матери по храмам, монастырям и в личных коллекциях, среди которых имеются чтимые образы. Копия иконы, которая почитается как чудотворная, сохранилась во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском.
История появления в обители Андрониковской иконы Божией Матери заслуживает внимания. Сначала одна прихожанка монастыря в 1998 году принесла в монастырь выполненную в натуральную величину литографическую копию иконы.
Через некоторое время другая женщина подарила монастырю киот, точь в точь соответствующий по размерам ранее принесенной литографии.
Обретенная таким образом икона, была помещена в храм, но поскольку она не представляла собой какой-либо художественной или исторической ценности, это событие прошло незамеченным.
В 2005 году Андрониковская икона Божией Матери стала испускать дивное благоухание, наполнившее весь храм. Затем последовали исцеления и другие чудотворения. На сегодняшний день монастырская книга полна записей об исцелении безнадежно больных, обретении детей и семейного счастья по молитвам у чудотворного образа.
По ходатайству настоятельницы игумении Досифеи был установлен, по решению Священного Синода, официальный день празднества, посвященный святыне.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от недугов телесных и душевных.
Празднование: 1 / 14 мая, 22 октября / 1 ноября.
Икона Пресвятой Богородицы «Андрониковская»
Как известно, апостол Лука был не только врачом, но и иконописцем. До нашего времени дошли немного из его творений, но одна из самых таинственных — это Андрониковская икона, которая прошла сквозь 20 веков и была утеряна в 80-х годах прошлого столетия.
История образа
Первое упоминание об иконе приходится на 1347 год после Рождества Христова. Она упоминается в императорских хрониках Византийского двора, в которых сказано, что чудесный образ принадлежит самому императору Андронику III Палеологу, в честь которого и названа была икона. Перед своей смертью император решает передать образ как дар в греческий мужской монастырь, что и совершает. Там, на полуострове Пелопоннес и хранится доска до 1821 года, т.е. до пришествия турков и захвата ими монастыря со всеми ужасающими последствиями для него.
Весь монастырь был разграблен и сожжен, то, что доска сохранилась во время этого и ее смог спасти епископ Агапий (настоятель) приравнивают к Божественному чуду. Епископ вывез доску в город Патрас (Патры) и отдал на хранение российскому консулу, который был его родственником. После этого начинается ее путь в Россию, куда ее отправил сын консула после его смерти в 1839 году. Вначале образ хранился в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, а после — в Троицком соборе, где и был написан акафист Богородице.
Весной 1877 года святой образ был отправлен в город Вышний Волочок, где после торжественной службы перенесен в женский монастырь. После официального закрепления за монастырём данного образа игуменья Досифея просила Священный синод о назначении даты официального празднества в честь доски. Ходатайство было удовлетворено и каждый май 1 числа стали проводить празднества в честь Андрониковской иконы.
На заметку! Монастырские книги полны записями о чудесных исцелениях и прочих чудесах, которые происходили после молитв у иконы, что объясняет великое почитание его прихожанами и паломниками.
Во время трагических событий Красной революции монастырь был закрыт, а все ценности были переданы в единственный в Казани на то время городской храм — Казанский собор. Несмотря на то, что церковь выстояла во времена коммунистов, все ценности, вместе с Андрониковской иконой, вновь переехали — в Богоявленский храм, откуда ценный образ был похищен при загадочных обстоятельствах в 1984 году.
Читайте о других иконах Богородицы:
Описание святого лика
Данная икона относится к типу Агиосоритисса, поскольку Богородица изображена на доске одна, без Христа и в позе молитвенника. Этот тип икон рисуется очень редко и тем он прекрасен.
Доска имеет маленький размер — всего 35 см х 25 см и при этом она крайне контрастна — темное лицо Девы Марии и яркий нимб и корона создают такой эффект. Лицо у Марии доброе, но смотрит она печально и смиренно. Считается, что она запечатлена в момент смерти Христа, поэтому страдания и при этом смирение так явственно просматриваются тут.
Дева Мария изображена по плечи, ее одеяние — яркого оранжевого (императорского) цвета, а корона украшена драгоценными камнями. Нимб занимает верхнюю часть доски, что говорит о великом положении Богородицы в небесной иерархии. Следует обратить внимание на вышитый Византийский герб (двуглавый орел), который свидетельствует об императорском происхождении образа.
Копия лика
Поскольку оригинал был похищен в прошлом веке и до сих пор не найден, на месте его хранения, размещается копия, с которой связано много историй.
История появления списка началась в 1998 году, когда прихожанка принесла в Переяславский храм Феодоровского женского монастыря большую (в натуральный размер) литографическую копию Андрониковской иконы. А еще через время другая прихожанка принесла в дар женскому монастырю киот, по размеру такого же, как и литография.
Поскольку это были лишь списки с оригинала, этим дарам не было уделено должного внимания, пока литография в 2005 году не стала издавать чудесные ароматы. Именно тогда по стране распространили лже-информацию о том, что оригинал был возвращен в монастырь.
Кроме ароматов, литография стала причиной нескольких чудес и исцелений, которые происходили по молитвам прихожан перед ней.
Внимание! В 2006 году был зафиксирован момент мироточения образа. Эти события позволили считать копию такой же чудодейственной, как и оригинальную Андрониковскую икону и совершать празднования в ее честь 14 мая и 4 ноября.
В чем помогает икона
Образы Богородицы располагаются в каждом храме, поскольку православные христиане очень почитают Деву Марию и часто обращаются к ней с просьбами. Считается, что каждая конкретная икона помогает в чем-то определенном, например, перед «Неупиваемой Чашей» молятся об освобождении от алкогольной зависимости, при этом часто происходят сверхъявственные вещи в жизни молящихся.
Образ Андрониковской Богородицы не стал исключением, прихожане часто молятся перед ним в храме, а также приобретают маленькие копии для домашнего красного уголка.
О чем молиться Андрониковской Богородице? Прежде всего, о спасении души, а также о:
Как у любого образа Богородицы, перед Андрониковской иконой молятся о всяких семейных нуждах и родительских тревогах, поскольку Она есть Мать и понимает подобные проблемы как никто иной. Есть свидетельства об исцелении слепцов возле этой иконы, поэтому часто просят Ее и об этом. Молиться следует во время богослужений и регулярного молитвенного правила.
Еще о православных молитвах:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы Андрониковская
Празднование
История
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.
АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Андрониковская икона Божией Матери |
Андрониковская (Монемвасийская, Греческая) икона Божией Матери
Родовая святыня Восточно-Римского императора Андроника III, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой.
После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в город Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу.
С 1839 по 12 мая 1868 года икона находилась в Зимнем дворце.
В 1877 году икона была поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочок. По перенесении в обитель ее вставили в середину другого образа, на котором изображены преподобный Ефрем Сирин и святая мученица Неонилла [4]. После разорения монастыря Андрониковская икона была перемещена в Богоявленский собор, где её поместили на столп [5].
В 1984 году икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
По сообщению московского художника Алексея Артемьева, сведения об этой иконе были обнаружены в 2005/2006 году в журнале «Профиль», в котором рассказывалось о некоем олигархе, подарившем греческую икону патриарху Алексию II на 70-летие, в личную молельню. Художник опознал икону по фотографии, несколько раз писал о ней патриарху, но ответа не получил [6].
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.