античные храмы в армении
10 самых древних храмов и монастырей Армении
Армения одна из самых древних стран мира с многочисленными храмами, монастырями и церквями.
Армения первая страна во всем мире, принявшая христианство, как государственную религию еще в 301 году. Изучая историю Армении, можно увидеть, какую большую роль играла религия в жизни каждого армянина на протяжении многих веков. Армяне сражались, не покладая рук, ради спасения каждого монастыря и храма, пытаясь сохранить свою религию, они предпочитали умереть христианами, чем принять другую религию.
Религия стала очень важной частью армянской национальной идентичности.
Армения считается музеем под открытым небом, благодаря многочисленным древним монастырям, храмам и церквям. У каждой святыни Армении своя многовековая удивительная история.
1. Монастырский комплекс Эчмиадзин
Эчмиадзинский монастырь является главным монастырем Армянской апостольской церкви и резиденцией Католикоса всех армян. Деревянный собор был впервые построен в первые годы IV века, вскоре после принятия христианства, как государственной религии, затем монастырь был перестроен в камне в V и VII веках. Вокруг Эчмиадзинского монастыря находятся также церковь Святой Рипсиме, церковь святой Гаяне и церковь Шокагат.
Начните Ваш паломнический тур 2021 года с самого главного и удивительного монастыря Армении!
2. Монастырь Гегард
Монастырский комплекс Гегард в Котайкской области уникальное архитектурное сооружение, который расположен в ущелье горной реки Гох. Полное имя монастыря – Гегардаванк, дословно — «монастырь копья». Название монастырского комплекса связано с копьем Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.
Посетите Армению и познайте историю одного из самых древних монастырей нашей древней страны!
3. Храм Гарни
Один из сокровищ среди армянских храмов является Гарни – языческий храм в Армении построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за его неприступности, но и по причине хорошего климата, и превратили его в свою летнюю резиденцию. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, и был восстановлен в 1966—1976 г.
Невозможно представить путешествие в Армению без посещения этого древнего храма.
4. Монастырь Хор Вирап
Хор Вирап— древний армянский монастырь с восхитительным видом на библейскую гору Арарат. Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении св. Григория Просветителя в течение около 14 лет, до того, как был принял от него христианство. На территории монастыря находится большая церковь Пресвятой Богородицы, построенная в середине XVII века.
Посещение монастыря станет незабываемым, когда, спустившись по металлической лестнице, Вы сможете увидеть своими глазами историческую темницу глубиной около 6 метров, расположенную внутри часовни святого Григория Просветителя.
5. Монастырский комплекс Нораванк
Нораванк – монастырь, где, согласно легенде, спрятан кусочек креста, окроплённого кровью Христа. Монастырский комплекс был построен в XIII—XIV веках. На территории монастырского комплекса расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Название монастыря Нораванк в переводе с армянского означает «новый монастырь», хотя сегодня 2021 году монастырю уже более семи веков.
Откройте для себя самые восхитительные и впечатляющие святыни Армении!
6. Монастырь Агарцин
Агарцин был построен династией Багратуни в 10 веке. Монастырь расположен в Тавушской области Армении. Монастырский комплекс Ахарцин включает 4 церкви: Святого Григора, Святой Богородицы, Святой Катогике и Святого Степана, два двора, трапезную, молитвенные комнаты и хачкары (крест-камни).
Монастырь Агарцин один из самых древних и красивых монастырей Армении, который непременно стоит посетить!
7. Монастырь Гошаванк
Нор-Гетик – армянский средневековый монастырский комплекс XII—XIII веков в селе Гош в Армении. Название монастыря в переводе на русский означает Новый Гетик, гет в переводе – река, из-за проходящей рядом реки. Монастырь более известен под называнием Гошаванк.
Монастырский комплекс получил данное название в честь армянского просветителя Мхитара Гоша, кто при содействии князя Иване Закаряна, основал Гошаванк на месте разрушенной от землетрясения монастыря.
Узнайте историю самых древних монастырей страны, где началось христианство – Армении!
8. Татевский монастырь
Татевский монастырь — армянский монастырский комплекс в Сюникской области Армении, который является частью крупного туристического комплекса. «Татев» переводится с армянского как «Дающий крылья».
Согласно одной из легенд о происхождении названия, оно связано с мастером-строителем, который, завершив работу, встал на край ущелья, перекрестился, произнёс: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев.
Посетите этот волшебный монастырь, и не забудьте покататься на самой длинной канатной дороге в мире – на «Крыльях Татева»!
9. Монастырский комплекс Севанаванк
Севанаванк — монастырь на северо-западном побережье озера Севан, откуда открывается изумительный вид на голубоглазое сокровище – прекрасное озеро Севан. До IX века монастырь состоял из двух церквей: маленькой церкви Св. Карапет и просторной церкви Св. Арутюн, сооруженных на месте языческого храма в 305 году Григором Лусаворичем.
Во время 200-летнего правления страной родом Багратуни, определился рост экономики и культуры, началось строительство церквей и монастырей, в том числе и Севанаванка.
10. Монастырь Ахпат
Ахпат – действующий монастырь в одноимённом селе на севере Армении. Монастырь расположен на небольшом плато, окружённом ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. Монастырь был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья в X—XIII веках. На территории монастыря находятся церкви Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) и Сурб Аствацацин или Хатунашен.
Организуйте Ваш тур в 2021 году в страну многочисленных древних церквей и монастырей – в Армению!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В местечке Гарни (Армения), на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.
Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Котайкского марза. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.
Крепость Гарни занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и, повышавшая эффективность флангового обстрела, вогнутая форма, наиболее уязвимой для неприятеля, середины северной стены, значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
Дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15×40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.
К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.
Раскопки крепости
Когда рядом с храмом обнаружили остатки крупных сооружений, в одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9×2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.
На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Кликабельно, панорама
Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.
В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.
28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри
Баня
Парфенон
Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской
(на фото храм Гарни, справа от него остатки ротонды Святого Сиона
Чем интересен Гарни?
Языческий храм в христианской Армении
Храм Гарни один из самых посещаемых исторических памятников Армении. На территории СССР это единственный восстановленный языческий храм. После принятия в 301 г. христианства в качестве государственной религии в Армении были разрушены все языческие храмы. Из многочисленных храмов сохранился всего один: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов – богу солнца, небесного света и справедливости: Митре (Михре).
Уникальный храм расположен в 28 км от Еревана близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.
Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».
Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».
Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К. В. Тревер) (Гелиос – солнце, греч., агарак – дворец, тэр – владыка, пер. с арм.)
Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета, согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.
Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.
Многие путешественники и учёные посещали развалины храма – даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.
Главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям Юнеско памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.
Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.
В Гарни снимают клипы, концерты; Гарни служит декорацией в художественных фильмах. Здесь отмечают народные праздники: Рождение Ваагна (Аманор), Вардавар, День Весеннего Равноденствия, Навасард и другие; организуют театрализованные представления. Храм Гарни красив и в свете прожекторов.
Интересно: жители села Гарни, произносят его название так, как во времена Аргишти и звучит примерно так: Гиарни. Здесь пекут двухслойный лаваш, который так и называется: лаваш «Гарни». Гарни славится своими ягодами и фруктами – у входа в музей, около касс, бабушки торгуют вареньем.
Храм Святого Сиона был действующим при царе Ашоте Еркате (Железном – арм.) (914—929), пока крепость Гарни была неприступной.
Пилон – массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх – древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида – полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.