Антистатик для покраски авто
Липкие салфетки в авторемонте
Для достижения качественного и (или) прогнозируемого результата окраски требуется внимательно относиться вроде бы как к «мелочам» (хотя на мой взгляд — в любом деле нет мелочей). На первый взгляд, о чём можно говорить?
Однако, …
Липкие салфетки предназначены для:
— удаления (сбора) продуктов шлифования
— удаления (сбора) пыли
— удаления (сбора) опыла
Липкие салфетки должны хорошо собирать и удерживать удаляемые (собираемые) частицы и при этом не оставлять следов пропитки на обрабатываемой поверхности, которые могут быть причиной образования дефектов окраски.
Пропитка липких салфеток не содержит растворителей и должна иметь устойчивость к высыханию и перепадам температур. Различают различные степени пропитки: высокую, среднюю, низкую. Применение липких салфеток с различной степенью пропитки определяется в зависимости от размера удаляемых(собираемых) частиц. Соответственно для крупных частиц, образованных, к примеру, после удаления старого ЛКП абразивом Р80-Р120, можно применить липкую салфетку с высокой степенью пропитки.
Как правило, сведения о виде смол, используемых для пропиток, отсутствуют. Встречается информация о применении алкидных смол, для применения при производстве липких салфеток (Super Wave бренда ТОП 10, C.A.R.Fit Super Wave)
Теперь ВНИМАНИЕ!
Информация о совместимости материалов общедоступна! Набрав в поисковике подобный запрос, получим однозначный ответ-
Странно, но факт — алкидные смолы не совместимы с подавляющим количеством материалов, применяемым в авторемонте. Вопрос — кто врёт? кто (ten-top.ru, sibcolor.ru, infrahim.ru) вводит народ в заблуждение?
Пару лет назад, окрашивая по своему проекту рабочий автомобиль компании,
сначала использовал липкие салфетки C.A.R.Fit Super Wave. Но пришлось перейти на Сонтаровские,
т.к. начал подозревать, что Super Wave оставляют после себя следы пропитки даже после некоторой предварительной просушки и тем самым резко ухудшают адгезию лака к базе (местами произошло отслаивание лака при снятии контурной ленты).
В тот момент до конца не разобрался (было не до этого) с причиной кратера-
тем более, что недавно о липких от Джеты смотрел презентацию ТД АВТОграф
При визуальном осмотре:
-упаковка липкой салфетки S100 бренда JetaPro не информативна, не представляется возможным идентифицировать данную салфетку.
-липкая салфетка S100 бренда JetaPro содержит посторонние включения
-липкая салфетка C.A.R.Fit Super Wave содержит посторонние включения
Когда доставал салфетки из упаковки, то и Джета и «жёванная» КарФита оставили на руках пропитку (клей), которая не смывалась хоз.мылом в тёплой воде. Слава 646-у! Он очистил руки без проблем.
В том, что они обе оставят следы на поверхности сомнений не было, но всё Ж проверил-
Вспомнив случай из прошлого (выше о нём упоминал), на образце свидетеле провёл незатейливый тестик по обеспыливанию поверхности липкой салфеткой S100 бренда JetaPro, которая была предварительно «проветренна».
Итог плачевный-
Липкая салфетка для покраски автомобиля, какие бывают, как правильно использовать
Отрезок ткани, обработанный липким составом используют для очистки от пыли уже более 100 лет. Липкая салфетка отлично работает при правильном применении. В наши дни в «пропитку» салфеток добавляют различные добавки, расширяющие их свойства. К примеру, антистатик, отчего салфетку называют антистатической.
После обезжиривания и продувки кузова, машина ещё не готова к покраске. Антистатическая салфетка позволяет убрать с поверхности кузова остаточную пыль, что значительно улучшает качество финального покрытия. Крупные производители автомобилей по-прежнему полагаются на липкую ткань на многих стадиях процесса окрашивания.
Часто липкие протирочные ткани используются неправильно, отчего могут возникнуть дополнительные проблемы при покраске. В этой статье мы разберёмся, что такое липкие салфетки, из чего сделаны, какие они бывают, как их правильно использовать.
Содержание статьи:
Что такое протирочная (липкая) салфетка?
Липкая салфетка пропитана специальным составом. Она облегчает удаление мелких частиц мусора и пыли перед покраской.
При правильном применении она очень полезна. Она более эффективна, чем любое другое чистящее средство. Авторитетный американский журнал R & D Magazine, посвящённый разработкам и исследованиям, провёл тест нескольких качественных липких салфеток. Они оказались настолько эффективными, что проводившие тестирование не смогли обнаружить никакого присутствия пыли и остаточных следов после их применения.
Любая влажная чистка и обезжиривание имеют пределы способности удалять частицы загрязнений. После этого может оставаться ещё много пыли. Это является одной из причин, почему протирка липкой тканью хорошего качества остаётся предпочтительным способом для завершающей стадии очистки кузова. Она действует как магнит на пыль. Она прилипает к ней и не высвобождается. Качественные салфетки не оставляют следов на поверхности.
Салфетка экономически выгодна, так как её можно использовать много раз, разворачивая на чистую сторону.
Перед тем, как протереть машину липкой салфеткой, вы должны сначала очистить её, чтобы удалить основную пыль и обезжирить. Антистатическая салфетка предназначена для финальной стадии обеспыливания, перед самой покраской и иногда процессе. Даже очень маленькие частицы ухудшат качество финального покрытия, оставив видимые несовершенства и образуя дефекты ЛКП.
Салфетки продаются большими отрезками, свёрнутыми и запакованными в пакет. Стандартный размер пропитанной материи составляет 45 см на 80 см. Бывают и другие размеры.
Из чего сделана липкая салфетка?
Такие салфетки сделаны из двух основных компонентов (ткань и пропитка), каждый из которых может сильно отличаться по качеству и характеристикам.
Традиционно липкие салфетки всегда изготавливали из хлопчатобумажной марли, которая имеет такие преимущества, как хорошую впитывающую способность, мягкость, свободное плетение (для улавливания и удерживания частиц). Хлопковые и другие волокнистые ткани, обработанные особым образом, не оставляют ворса, но их нельзя назвать полностью безворсовыми. Сейчас также изготавливают салфетки из синтетических нитей, чтобы полностью исключить ворс, который может отделяться и засорять поверхность. Это настоящие безворсовые ткани изготовленные, как правило, из полиэстера, а края обработаны ультразвуком или лазером, чтобы они не распушились.
Сложно точно сказать об ингредиентах и формуле специального состава, так как разные производители используют разные компоненты и смеси. Технологии изготовления и формулы липких составов являются коммерческой тайной компаний-производителей, поэтому точные данные неизвестны.
Пропитки, дающие липкость, изготовлены на подобии красок или клея. В многокомпонентном составе основная смола (биндер) служит “связующим” для различных добавок повышающих липкость, наполнителей, пластификатора, эксплуатационных добавок, таких как антистатики, пигменты, красители. Составы для липкости, как и при изготовлении обычного клея и красок, могут быть изготовлены с использованием растворителей, воды или температурного воздействия (термореактивный процесс). Салфетки с пропиткой содержащей органические растворители являются самыми дешёвыми. Они могут оставлять следы при протирке. В настоящее время от таких продуктов постепенно отказываются в индустрии авторемонта. Это также связано с экологическими нормами, недостатком в виде быстрого высыхания и ухудшения липкости. Новые разработки водорастворимых пропиток в целом превосходят по характеристикам и свойствам составов с содержанием летучих веществ. Протирочные салфетки со специальным составом на водной основе не оставляет следов на поверхности и руках, имеют улучшенные антистатические свойства и совместимы с любыми красками, включая краски на водной основе.
Доминирующим способом производства и нанесения пропитки на салфетку является термореактивный процесс (thermoset impregnation process). В этом случае, нагрев позволяет исключить летучие вещества и воду при производстве и нанесении липкой смеси, однако этот способ производства сложнее и дороже, и применяется не всеми производителями. Термореактивный процесс полностью инкапсулирует волокна материала, значительно снижая истирание ткани.
Пропитки могут быть разной вязкости и качества. В целом, обработка составом с низкой вязкостью (более жидкой) является наиболее простой в производстве салфеток. Но такую жидкость требуется использовать в меньшем количестве, чтобы ткань удерживала её и не оставляла следы при протирке. Таким образом, эти более дешёвые липкие салфетки менее эффективны в захвате и удерживании большого количества пылевых частиц и по-прежнему могут оставлять после себя следы при надавливании на них.
И наоборот, пропитки с более высокой вязкостью являются гораздо более стабильными. Их содержание на ткани может быть большим. Они лучше подходят в качестве связующих (биндера) для множества других добавок, повышающих эффективность, для обеспечения гораздо более широких возможностей в составе липкой смеси. Это даёт большую способность удерживать мелкие частицы, при этом не оставлять липкий состав на кузове. Кроме того, материалы с более высокой вязкостью позволяют получить более широкий диапазон рецептур, которые могут быть оптимизированы для различных применений салфеток. Однако материалы с более высокой вязкостью труднее использовать при производстве салфеток, отчего стоимость конечного продукта получается дороже.
В состав пропитки могут входить различные добавки, включая антистатическую, пластификатор, чтобы гарантировать, что ткань останется мягкой и гибкой в течение ее срока службы, а также добавка для улучшения скольжения по поверхности.
Какие бывают антистатические салфетки?
Липкие салфетки производят большинство производителей лакокрасочных материалов. Их выбор зависит от материала, пропитки, качества, размера. Эти параметры могут варьироваться, в зависимости от производителя. Чаще всего в продаже можно встретить марлевые и полиэстерные салфетки.
Как упоминалось выше, липкий состав может содержать летучие вещества или быть на водной основе.
Салфетки, пропитанные составом на водной основе (waterborne) более предпочтительны в ремонте автомобиля. Они никогда не высыхают, не содержат силикона и воска, не оставляют следов, имеют хорошие антистатические свойства, совместимы со всеми видами красок. Они могут применяться между слоями базы, при необходимости, для удаления опыла.
Хорошая, качественная антистатическая салфетка прослужит очень долго, пока не загрязнится.
Рассмотрим основные типы липких протирочных салфеток.
Салфетки могут различаться по степени липкости. Слабо липкие (low tack или light tack) подходят для протирание между слоями базы (на упаковке ещё бывает обозначение basecoat), средне липкие (medium tack) подходят для уборки пыли перед первым слоем краски.
Бывают очень липкие марлевые салфетки. Их можно использовать для удаления пыли от шлифования. Они могут оставить следы на поверхности и вызвать проблемы с адгезией. Перед покраской нужно использовать только слабо или средне липкие салфетки.
Как использовать протирочную салфетку?
Рекомендуется использовать антистатическую протирочную салфетку при температуре от 15 ° C до 25 ° C.
Марлевые салфетки, содержащие в пропитке летучие вещества, производители рекомендуют проветрить перед применением. После вскрытия упаковки, полностью разверните ткань и дайте растворителю, который был заперт в упаковке, испариться в течение нескольких минут.
Даже если пропитка на водной основе, марлевую ткань лучше развернуть перед использованием, потом немного растянуть. Далее сложите тряпку в свободный (не плотный) пучок, размер которого должен быть немного больше, чем ваша рука, чтобы вы не касались ей поверхности во время протирки. Пучок позволит более мягко воздействовать на поверхность. Использование салфетки так, как она сложена в упаковке (плоская и сжатая) затрудняет мягкое касание при протирании поверхности. Некоторые марлевые салфетки с волнистой структурой (Waffled) можно использовать сразу после извлечения из упаковки.
Через пару проходов нужно снова развернуть её и свернуть так, чтобы сверху были чистые стороны ткани, затем продолжить чистку.
Протирать нужно в одном направлении и поворачивать тряпку на свежую сторону по мере её загрязнения. Не надо надавливать и натирать поверхность, смысл в том, чтобы просто собрать пыль, легко касаясь поверхности. Если подготавливаете весь кузов, то начните с крыши машины и продолжайте продвигаться к низу.
Можно пройтись антистатической салфеткой один раз, а можно сделать два прохода. Первый проход можно совместить с продувкой поверхности кузова воздухом с низким давлением, потом минут через 30 сделать просто проход без обдува. При продувке может вылететь пыль из зазоров или других труднодоступных мест, а салфетка сразу соберёт её.
При использовании протирочной салфетки нужно протирать каждую панель по отдельности, продольно. Нужно делать проходы в одном направлении, с одного конца панели к другому. Проход в одном направлении минимизирует вероятность повторного осаждения пыли на кузов из ткани. Не давите на тряпку во время использования, иначе липкий состав может остаться на протираемой поверхности и вызвать дефект при окрашивании.
После протирки выключите свет и проверьте кузов, подсвечивая под острым углом фонариком. Так оставшуюся пыль будет лучше видно.
Протирочную салфетку можно использовать несколько раз, пока она не загрязнится. Лучше купить пакет с застёжкой и класть её туда после использования, чтобы она оставалась в чистоте до следующего использования.
Когда можно и когда нельзя использовать липкие салфетки?
Существует несколько ситуаций, в которых можно использовать антистатическую протирочную салфетку при покраске автомобиля.
Антистатическую салфетку лучше не использовать в следующих случаях.
Из-за чего бывают проблемы при использовании липкой салфетки?
Проблемы при использовании антистатической салфетки могут возникать, если она не качественная и если её неправильно использовать. Некоторые салфетки склонны оставлять следы после себя, которые могут влиять на адгезию краски и образование дефектов ЛКП. Особенно при последующей покраске водорастворимой краской. Когда салфетка хорошего качества и используется должным образом, на протираемой поверхности не будет оставаться никаких следов, которые могут навредить новому лакокрасочному покрытию.
Также нужно помнить, что липкие салфетки могут предназначаться не только для автомобилей, но и для деревообработки. Желательно использовать продукты известного производителя лакокрасочных материалов, с пропиткой на водной основе (waterborne). Они не будут оставлять следов на кузове и подойдут для любого типа автомобильной краски.
Антистатическая салфетка работает хорошо, если её использовать аккуратно, без нажима.
Не оставляйте липкую ткань на поверхности с краской. Используйте её только на сухих поверхностях при комнатной температуре. Никогда не используйте на горячем кузове или в контакте с разбавителями, растворителями или другими химическими веществами.
Автомобильный антистатик: нужен ли он вообще
Когда-то давно, когда я был ещё ребенком, то однажды спросил у отца, который был заядлым автомобилистом, что за ремешок болтается позади машины и трётся о дорогу. Отец рассказал мне, что это очень простое устройство, которое работает как громоотвод, если в машину ударит молния, то электрический разряд уйдет через это устройство прямиком в землю и не причинит вреда людям в машине.
Сегодня уже известно, что молния и так не навредит человеку в автомобиле, а вот этот пресловутый аксессуар работает несколько иначе. Вспомните, как иногда бывает, когда выходишь из автомобиля, тянешь руку к двери, и в этот момент автомобиль довольно чувствительно бьет током. Сегодня в нашей статье мы расскажем, почему так происходит и как с этим бороться.
Что же ты такое — антистатик?
Антистатик для автомобиля — это крайне простое устройство. По своей конструкции — это резиновый ремешок, в котором находится металлическая полоска. Давайте разузнаем, для чего он создан.
Когда автомобиль движется по дороге, то, естественно, он подвергается трению. Это трение происходит непосредственно о воздушные массы, конечно, трению способствует пыль, которая в изобилии находится в воздухе возле любой дороги. Поскольку автомобиль отделен от земли резиновыми колесами, которые играют роль изолятора, то на кузове автомобиля от трения скапливается электрический заряд. Когда водитель или пассажир выходит из машины, то на нем и на автомобиле находятся разные по полярности заряды. И когда человек дотрагивается до машины, заряд с кузова проходит через руку человека. Автомобильный антистатик служит именно тому, чтобы снимать этот заряд с кузова машины и отправлять его в землю. Причем делает он это постоянно как в движении, так и тогда, когда автомобиль стоит. Особенно это устройство хорошо устанавливать на большие, грузовые автомобили, поскольку из-за их размеров статический заряд может быть очень мощным.
Как и где используется автомобильный антистатик?
Нет специального требования, чтобы на всех автомобилях стоял антистатик. Многие даже не знают о его существовании и при этом нормально эксплуатируют автомобиль. Но иногда статическое электричество может очень донимать, и если автомобилисту не лень, то проблему легко решить. Этот аксессуар обычно ставится позади автомобиля. Крепить его надо таким образом, чтобы верхняя часть имела хороший контакт с металлом кузова машины. Например, его можно прикрепить к болту, который держит бампер. А второй конец антистатика должен слегка волочиться по дорожному покрытию. Причем длину надо рассчитать так, чтобы антистатик касался земли при любой загрузке автомобиля.
Плюсы и минусы использования антистатика
Как и любой другой автоаксессуар, антистатик имеет свои плюсы и минусы. Возможно, для кого-то это совершенно не нужно, а для кого-то будет очень полезной информацией.
Подобный аксессуар очень недолговечен. С одной стороны, он быстро стирается о дорожное покрытие, а с другой, он подвержен коррозии, что в первом и втором случае делает его рабочий век очень коротким. Хотя его маленькая стоимость компенсирует короткую жизнь и позволяет менять его по необходимости, но часто.
Также следует отметить, что антистатик не является панацеей от статического электричества. Дело в том, что это электричество может скапливаться не только на кузове автомобиля, но и на одежде людей, находящихся в нем. А это значит, что разряд все равно будет проскакивать между металлом машины и человеком.
Важно понимать, что основная защита от удара током — это стальная коробка, которая защищает человека, пока он не наступил на землю. Наличие антистатика тут совершенно бессмысленно. Вне зависимости от его наличия следует относиться к электричеству с осторожностью. Антистатик также не защитит от удара током, если проводить неправильный ремонт автомобиля. Плохая проводка в автомобиле даст разряд в руку независимо от наличия антистатика.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины
Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через шины, антистатические брелоки и резиновые «хвосты»!
Заземление через шины
П роявления статического электричества знакомы каждому по заурядным бытовым вещам – электризации синтетического свитера, волос о пластиковую расческу и так далее. В результате на предмете и человеческом теле накапливаются заряды разных потенциалов, и происходит разряд, порой с проскакиванием искр устрашающих размеров. Автомобиль легко накапливает статический электрический заряд – как правило, в сухую ветреную жаркую или морозную погоду. При влажности воздуха более 85 % статическое электричество практически не возникает.
Если же условия благоприятны, на кузове машины может накапливаться заряд в десятки и тысячи киловольт. Это устрашающее напряжение не опасно по причине ничтожного тока, однако порождает два неприятных момента в повседневной жизни – болезненные колющие удары при прикосновении к автомобилю, а также усиленное притягивание пыли, особенно раздражающее на свежепомытом авто, которое быстро приобретает неопрятный вид. Кстати, опасности воспламенения от статики бензина при заправке бака, вопреки распространенному заблуждению, нет – все оборудование заправок заземлено в соответствии с самыми жесткими стандартами и разряда с кузовов автомобилей клиентов не боится!
Впрочем, некоторых «везунчиков» шарашит током за рулем регулярно и постоянно, всегда и везде… Просто в их конкретных случаях неудачно совпадает ряд факторов – нюансы климата и розы ветров в местах постоянного пребывания, определенное сочетание синтетики в материале сидений, чехлов и повседневной одежды, особенности покрышек, тип окраски кузова автомобиля и тому подобное, что в комплексе дает постоянное накопление заряда на машине.
«Электрический хвост»
В советское время едва ли не самым массовым элементом незамысловатого внешнего «стайлинга» была полиуретановая или резиновая полоска-«токосъемник», предназначенная для стекания заряда с кузова на землю – подобным аксессуаром щеголяла каждая вторая машина, и эффект разряда был превосходным, если, конечно, автовладелец не совершал ошибок при установке. Дело в том, что «хвостик» сам по себе ток не проводил – в ленту банально вплавлялась металлическая проволочка, выходившая наружу в виде контактного лепестка с отверстием под болт. И свой эффект лента оказывала, лишь будучи закрепленной на зачищенную от краски и грязи металлическую кузовную деталь – а вот прикручивание к пластиковому бамперу «девятки» или «восьмерки» толку, разумеется, не давало. Еще одна популярная ошибка олдскульной эпохи – покупка ленточки, сделанной мошенниками-кооператорами, которые вырезали ее из листовой резины без токопроводящей жилы внутри. Такой «токосъемник» давал лишь плюсы к понтам – украшенный цветными катафотами и заграничной надписью «antistatic» (часто с ошибкой, с K на конце!), он вешался в большинстве случаев ради сомнительной красоты, и те, кто не имел изначально проблем со статикой, даже не знали, что «хвост» своей основной задачи не выполняет…
Как ни странно, подобные аксессуары и по сей день не исчезли с прилавков, выпускаются и продаются. Поскольку нет больше желающих сверлить для крепления антистатика отверстие в металлическом бампере или в «юбке» кузова, как это делалось во времена повсеместного жигулизма, «хвосты» эволюционировали и оснащаются теперь хомутами для крепления на кончик выхлопной трубы, гарантированно имеющей качественный контакт с «массой». Свою задачу по избавлению машины от агрессии к водителю и притягивания пыли эти устройства выполняют, хотя вид современного автомобиля, надо сказать, уродуют весьма существенно…
«Делай раз, делай два…»
Если не хочется присобачивать нелепый резиновый хвост на новенький современный автомобиль, можно применять особую «антистатическую» тактику выхода из машины. Открыв дверь, нужно сперва взяться рукой за металлический кант двери (не за пластиковую ручку!), а потом уже ставить ногу на землю. Это уравнивает электрические потенциалы кузова и человека, и болезненного укола не будет.
Но у такой методики тоже есть недостатки. Во-первых, безупречно она работает только тогда, когда вы касаетесь именно голого металла, а не окрашенного. А в современном автомобиле его нащупать не так уж просто! Все окрашено, защищено пластиком, и даже замочная скважина под рулем уже не всегда спасает – все чаще ее заменяет бесключевая стартерная кнопка… А во-вторых, такая схема полезна при покидании салона, но статика часто бьет при и посадке в машину!
Плюс, скажем, честно, освоение и постоянное удержание в голове этого алгоритма, дабы не забывать регулярно проделывать его на практике, выглядит каким-то техническим извращением. В повседневной эксплуатации автомобиля и так хватает разных условностей, и добавлять к ним еще и особый ритуал покидания салона – это уже явный перебор…
«У ней внутре неонка» (с)
Если не «хвост» и не «акробатика», то что? Сегодня китайские ремесленники предлагают достаточно большой ассортимент так называемых «антистатических брелоков». Сей странноватый гаджет чаще всего представляет собой небольшой цилиндрик длиной с палец и диаметром с карандаш, хотя иногда бывает похож и на флэшку. У него два контакта с противоположных концов – за один его нужно держать пальцами, а вторым коснуться двери, рукоятки, а в идеале — металла замочной скважины. Разряд, предназначенный вам, погасится начинкой брелока и дойдет до тела неощутимым.
Как ни странно, эта полнейшая на вид ерунда работоспособна. «У ней внутре неонка» — все дословно по Стругацким! В корпусе «антистатического брелока» находится та же начинка, что и в отвертке электрика – фазоуказателе! Иначе говоря, последовательно соединенные лампочка-неонка и высокоомный резистор.
Поэтому приобретать «спецбрелок» вовсе не обязательно – если у вас есть отвертка-фазоуказатель, можете смело использовать ее. Скажем больше – даже лампочка-неонка там не особенно-то нужна. Достаточно любого резистора с сопротивлением в несколько мегаом, стоимостью рубля полтора в самом худшем случае.
И снова… «хвост»!
Касаться двери автомобиля антистатическим брелоком перед тем как ее открыть – это, честно говоря, даже хуже «магического ритуала» с поочередным опусканием рук и ног, описанного выше. Еще одно-два таких регулярных действий вдобавок к брелоку – и проще уж пешком ходить… Поэтому если ваша машина по каким-то непонятным причинам все же склонна регулярно «кусаться», лучше всего решить вопрос радикально — небольшим, эффективным и совершенно незаметным со стороны «колхозом».
Такой «хвост» станет безупречно выполнять функцию отвода статики с кузова и при этом не будет виден снаружи и не испортит вид автомобиля неуместным «олдскулом».