апостол и евангелие на сегодня храм на воробьевых горах
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице
(2Кор.1:8–11; Лк.7:2–10)
Исцеление слуги сотника
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
( Лк. 7:2-10 ) Лк.7:2. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Лк.7:3. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
Лк.7:4. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
Лк.7:5. ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Лк.7:6. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
Лк.7:7. потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
Лк.7:8. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай тó, и делает.
Лк.7:9. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Лк.7:10. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Сотник сей есть один и тот же с упоминаемым у евангелиста Матфея (Мф.8:5–10). Хотя Матфей и не говорит, что сотник посылал иудеев просить и молить Иисуса, но что из того? Ибо очень вероятно, что он сначала послал иудеев, а потом и сам пошел. Итак, что опустил Матфей, то говорит Лука. Может быть и то, что иудеи, снедаемые завистью, не допустили бы сотника прийти к ногам Иисусовым, ибо это доставило бы славу Иисусу, если б он, вынуждаемый крайностью, и сам пришел к Иисусу. Но, может быть, опять кто-нибудь спросит: как же Матфей говорит, что сотник через посланных просил Иисуса не приходить? На сие можно сказать, что нет ничего особенного в том, других ли послать, или самому прийти сказать это, то есть попросить не приходить. Но вера мужа, назвавшего себя недостойным посещения Иисусова, достойна удивления. Поэтому и Господь говорит: Я и в израильском народе «не нашел. такой веры». Ибо сотник был язычник, быть может, из римских отрядов.
Сотник же есть и всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба – неразумную часть души, разумею гнев и похотение; ибо сии поставлены быть рабами. Он призывает Иисуса, послав к Нему посредниками иудеев, то есть помыслы и слова исповедания; ибо Иуда – значит исповедание. Ибо не исповедание ли и смирение выражают слова: «я недостоин того, чтоб Ты шел под кров мой» и прочее? Итак, когда он уверует в Иисуса, то скоро он уврачует раба своего, то есть гнев и похотение.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. апостол, называя веру Божим даром (Еф.2:8). Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.7:1–10)
Протоиерей Александр Шаргунов
Сам Господь восхищается верой сотника и не скрывает Своей горечи по поводу отсутствия такой веры в Израиле. У этого восхитительного сотника, офицера римской армии, есть в доме слуга, который находится при смерти. Сотник прилагает все усилия, чтобы спасти своего слугу. Эта забота о рабе необычна, потому что у раба нет никаких прав. Это не человеческое существо, это вещь, которую можно перемещать по своему желанию. Такое уважение к рабу не могло быть в порядке вещей. Поведение сотника обнаруживает его глубокую человечность, преодолевающую громадное расстояние между господином и рабом. Еще одна замечательная черта этого сотника — его отношение с иудеями. «Он любит народ наш, и построил нам синагогу», — говорят они. Во времена земной жизни Спасителя иудеи презирали захватчиков римлян, и римляне отвечали им взаимностью. Вспомним, как говорит Пилат: «Разве я иудей?» В этой атмосфере ненависти проявление дружественности к римскому офицеру было чрезвычайным. Оно свидетельствует о многом. Своим отношением сотник упраздняет барьер, разделяющий иудеев и язычников. Он не боится идти в сторону, противоположную политической и религиозной ситуации, которая была в то время.
Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10 главе книги Деяний.
Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе — сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры — чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома, и присутствовать в них Евангелием со всей Его спасительной силой.
Священник Дмитрий Барицкий
Кто такой сотник? Звание сотника или центуриона соответствует нашему званию старшины. Сотники составляли костяк римской армии. Они командовали подразделением из сотни человек и отвечали за дисциплину в более крупном подразделении, легионе. На них лежала организация быта и обучение солдат воинскому искусству. Центурионы назначались полководцем из тех воинов, которые были ему лично знакомы и отличались боевым опытом. Кандидату не должно было быть меньше 30 лет. Очевидно, что как руководители рядового состава, который всегда на передовой, сотники должны были быть самыми смелыми и вместе с тем рассудительными воинами. По словам античного историка Полибия, сотники должны были быть «надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту». Историк Флавий Вегенций добавляет к этой характеристике немаловажную деталь: «В центурионы должен выбираться человек… более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать (об этом)».
Все эти качества, безусловно, проявили себя в сотнике, о котором мы услышали сегодня. Готовый неукоснительно и точно исполнять приказы командования и сам требующий от своих подчиненных того же, он и в делах веры следует этому же принципу. Он чувствует, что через этого человека, Иисуса, действует Сам Бог, Который как верховный главнокомандующий должен всего лишь отдать приказ и дело сделано. Вот такая простая логика. И она, как мы видели, не подвела сотника, оказалась весьма эффективной.
Из всего этого может показаться, что вера сотника, как человека прямого и возможно по роду занятий жестокого, слепа, а сам он относится к той категории людей, которые пополняют собой ряды религиозных фанатиков. Однако, в этой истории обращает на себя внимание один немаловажный факт. Сотник просит исцелить не родного человека, а всего лишь своего слугу, то есть раба. Для того времени это очень необычно. Римский писатель Варрон в книге «Сельское хозяйство» делит сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно – это рабы; говорящие нечленораздельно – скот; немые – повозки. Если инструмент портился, его выбрасывали. Больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем больном слуге, как о родном. Образ дополняет и то, что он чтит обычаи чужой религии: строит иудеям синагогу. Именно из благоговения к этим обычаям, которые запрещали ортодоксальному иудеи посещать дом язычника, он не дерзает пригласить Христа к себе домой и даже не компрометирует Его общением с собой. Просит сделать это иудейских старейшин, а потом и друзей.
Все это указывает на очень глубокого человека. Очевидно, что его вера – это особое, детское состояние сердца, которое напрямую чувствует Бога. Фанатичной веры в то время было много, особенно среди иудеев. Но найти такую веру, да еще среди язычников, было просто невероятно. Именно поэтому Христос удивляется, что само по себе поразительно.
Дай же и нам Господи, такой же искренней, глубокой и вместе с тем детской веры, какой горел к Тебе Твой святой мученик Лонгин.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О удивительной вере
(Лк.7:2–10)
Протоиерей Вячеслав Резников
Некоторые исповедуют могущество Господа Иисуса Христа, но при этом как-то не чувствуют своего недостоинства. А некоторые – наоборот: остро переживая свою убогость, не находят утешения в помыслах о могуществе и любви Небесного Отца. А римский сотник, о котором сегодня говорит Евангелие, и верит в силу Господа Иисуса, и одновременно не считает себя достойным даже явиться пред Его очами. Хотя жизнь его исполнена добрых дел. О нем ходатайствуют иудейские старейшины. «Пришедши к Иисусу», они сказали, что «он любит народ наш, и построил нам синагогу». А о чем же так заботится сотник? Оказывается, даже не о себе, а о своем слуге! «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его». Вот какой человек! Но у ворот дома Иисуса встретили друзья сотника и передали еще более удивительные слова: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
А далее нам приоткрывается, откуда у этого человека такая правильная, последовательная вера. «Ибо я и подвластный человек, – продолжает сотник, – но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». И видим, что источник веры сотника – его способность удивляться. И разве не удивительно уже то, что человек способен слышать сказанное другим человеком? Неужели не ясно, что и говорящего, и слушающего, и уста, и уши создал Единый и приспособил одно к другому?
И все эти Божьи чудеса всегда вокруг нас, и всем нам даны глаза и уши. Так что удивляться надо скорее тому, что кто-то ничего этого не видит и не слышит. Но Господь все-таки «удивился» сотнику «и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Потому что вера, как и любовь, – акт свободной воли, и поэтому всегда – чудо, всегда – подвиг, и всегда достойна удивления.
Церковный календарь. 6 ноября
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице
(2Кор.1:8–11; Лк.7:2–10)
Исцеление слуги сотника
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
( Лк. 7:2-10 ) Лк.7:2. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Лк.7:3. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
Лк.7:4. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
Лк.7:5. ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Лк.7:6. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
Лк.7:7. потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
Лк.7:8. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай тó, и делает.
Лк.7:9. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Лк.7:10. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Сотник сей есть один и тот же с упоминаемым у евангелиста Матфея (Мф.8:5–10). Хотя Матфей и не говорит, что сотник посылал иудеев просить и молить Иисуса, но что из того? Ибо очень вероятно, что он сначала послал иудеев, а потом и сам пошел. Итак, что опустил Матфей, то говорит Лука. Может быть и то, что иудеи, снедаемые завистью, не допустили бы сотника прийти к ногам Иисусовым, ибо это доставило бы славу Иисусу, если б он, вынуждаемый крайностью, и сам пришел к Иисусу. Но, может быть, опять кто-нибудь спросит: как же Матфей говорит, что сотник через посланных просил Иисуса не приходить? На сие можно сказать, что нет ничего особенного в том, других ли послать, или самому прийти сказать это, то есть попросить не приходить. Но вера мужа, назвавшего себя недостойным посещения Иисусова, достойна удивления. Поэтому и Господь говорит: Я и в израильском народе «не нашел. такой веры». Ибо сотник был язычник, быть может, из римских отрядов.
Сотник же есть и всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба – неразумную часть души, разумею гнев и похотение; ибо сии поставлены быть рабами. Он призывает Иисуса, послав к Нему посредниками иудеев, то есть помыслы и слова исповедания; ибо Иуда – значит исповедание. Ибо не исповедание ли и смирение выражают слова: «я недостоин того, чтоб Ты шел под кров мой» и прочее? Итак, когда он уверует в Иисуса, то скоро он уврачует раба своего, то есть гнев и похотение.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. апостол, называя веру Божим даром (Еф.2:8). Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.7:1–10)
Протоиерей Александр Шаргунов
Сам Господь восхищается верой сотника и не скрывает Своей горечи по поводу отсутствия такой веры в Израиле. У этого восхитительного сотника, офицера римской армии, есть в доме слуга, который находится при смерти. Сотник прилагает все усилия, чтобы спасти своего слугу. Эта забота о рабе необычна, потому что у раба нет никаких прав. Это не человеческое существо, это вещь, которую можно перемещать по своему желанию. Такое уважение к рабу не могло быть в порядке вещей. Поведение сотника обнаруживает его глубокую человечность, преодолевающую громадное расстояние между господином и рабом. Еще одна замечательная черта этого сотника — его отношение с иудеями. «Он любит народ наш, и построил нам синагогу», — говорят они. Во времена земной жизни Спасителя иудеи презирали захватчиков римлян, и римляне отвечали им взаимностью. Вспомним, как говорит Пилат: «Разве я иудей?» В этой атмосфере ненависти проявление дружественности к римскому офицеру было чрезвычайным. Оно свидетельствует о многом. Своим отношением сотник упраздняет барьер, разделяющий иудеев и язычников. Он не боится идти в сторону, противоположную политической и религиозной ситуации, которая была в то время.
Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10 главе книги Деяний.
Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе — сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры — чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома, и присутствовать в них Евангелием со всей Его спасительной силой.
Священник Дмитрий Барицкий
Кто такой сотник? Звание сотника или центуриона соответствует нашему званию старшины. Сотники составляли костяк римской армии. Они командовали подразделением из сотни человек и отвечали за дисциплину в более крупном подразделении, легионе. На них лежала организация быта и обучение солдат воинскому искусству. Центурионы назначались полководцем из тех воинов, которые были ему лично знакомы и отличались боевым опытом. Кандидату не должно было быть меньше 30 лет. Очевидно, что как руководители рядового состава, который всегда на передовой, сотники должны были быть самыми смелыми и вместе с тем рассудительными воинами. По словам античного историка Полибия, сотники должны были быть «надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту». Историк Флавий Вегенций добавляет к этой характеристике немаловажную деталь: «В центурионы должен выбираться человек… более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать (об этом)».
Все эти качества, безусловно, проявили себя в сотнике, о котором мы услышали сегодня. Готовый неукоснительно и точно исполнять приказы командования и сам требующий от своих подчиненных того же, он и в делах веры следует этому же принципу. Он чувствует, что через этого человека, Иисуса, действует Сам Бог, Который как верховный главнокомандующий должен всего лишь отдать приказ и дело сделано. Вот такая простая логика. И она, как мы видели, не подвела сотника, оказалась весьма эффективной.
Из всего этого может показаться, что вера сотника, как человека прямого и возможно по роду занятий жестокого, слепа, а сам он относится к той категории людей, которые пополняют собой ряды религиозных фанатиков. Однако, в этой истории обращает на себя внимание один немаловажный факт. Сотник просит исцелить не родного человека, а всего лишь своего слугу, то есть раба. Для того времени это очень необычно. Римский писатель Варрон в книге «Сельское хозяйство» делит сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно – это рабы; говорящие нечленораздельно – скот; немые – повозки. Если инструмент портился, его выбрасывали. Больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем больном слуге, как о родном. Образ дополняет и то, что он чтит обычаи чужой религии: строит иудеям синагогу. Именно из благоговения к этим обычаям, которые запрещали ортодоксальному иудеи посещать дом язычника, он не дерзает пригласить Христа к себе домой и даже не компрометирует Его общением с собой. Просит сделать это иудейских старейшин, а потом и друзей.
Все это указывает на очень глубокого человека. Очевидно, что его вера – это особое, детское состояние сердца, которое напрямую чувствует Бога. Фанатичной веры в то время было много, особенно среди иудеев. Но найти такую веру, да еще среди язычников, было просто невероятно. Именно поэтому Христос удивляется, что само по себе поразительно.
Дай же и нам Господи, такой же искренней, глубокой и вместе с тем детской веры, какой горел к Тебе Твой святой мученик Лонгин.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
О удивительной вере
(Лк.7:2–10)
Протоиерей Вячеслав Резников
Некоторые исповедуют могущество Господа Иисуса Христа, но при этом как-то не чувствуют своего недостоинства. А некоторые – наоборот: остро переживая свою убогость, не находят утешения в помыслах о могуществе и любви Небесного Отца. А римский сотник, о котором сегодня говорит Евангелие, и верит в силу Господа Иисуса, и одновременно не считает себя достойным даже явиться пред Его очами. Хотя жизнь его исполнена добрых дел. О нем ходатайствуют иудейские старейшины. «Пришедши к Иисусу», они сказали, что «он любит народ наш, и построил нам синагогу». А о чем же так заботится сотник? Оказывается, даже не о себе, а о своем слуге! «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его». Вот какой человек! Но у ворот дома Иисуса встретили друзья сотника и передали еще более удивительные слова: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
А далее нам приоткрывается, откуда у этого человека такая правильная, последовательная вера. «Ибо я и подвластный человек, – продолжает сотник, – но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». И видим, что источник веры сотника – его способность удивляться. И разве не удивительно уже то, что человек способен слышать сказанное другим человеком? Неужели не ясно, что и говорящего, и слушающего, и уста, и уши создал Единый и приспособил одно к другому?
И все эти Божьи чудеса всегда вокруг нас, и всем нам даны глаза и уши. Так что удивляться надо скорее тому, что кто-то ничего этого не видит и не слышит. Но Господь все-таки «удивился» сотнику «и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Потому что вера, как и любовь, – акт свободной воли, и поэтому всегда – чудо, всегда – подвиг, и всегда достойна удивления.