апостол павел икона картинки
Икона «Петр и Павел»
Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.
Каноническое изображение
Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).
Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.
В чем помогает икона Петра и Павла
Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.
Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.
Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.
История святых
История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.
Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.
Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.
В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.
Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру
Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.
Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.
Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Как изображают апостолов Петра и Павла?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Иконография святых Петра и Павла замечательна уже тем, что портретные черты апостолов сохраняются на иконах разных стилей. В сохранившихся мозаиках IV века мы видим яркие, знакомые особенности. Небольшая борода, волнистые волосы, внимательный взгляд — Пётр. Павел — черноволосый иудей, лысеющий, с зауженной бородой и изрезанным морщинами высоким лбом.
Столпы Церкви почти всегда вместе, друзья, братья во Христе, представляющие собой единую духовную силу. Особенно выразительны иконы, где апостолы, имевшие при жизни определенные разногласия, обнимают друг друга. Духовную связь Петра и Павла изографы выражают с помощью повторяющихся поз, жестов, симметричности складок одежды. Фигуры апостолов на парных иконах, как правило, слегка развернуты. Петр и Павел благословляют молящихся и одновременно обращены к образу Христа в верхней части. А мысль о том, что Петр и Павел — основатели Церкви, наиболее полно отражена на иконе, где апостолы держат в руках храм.
Первые христианские художники вложили в руки святого Петра символические ключи, согласно Евангелию от Матфея: И дам тебе ключи Царства Небесного… Не следует понимать их как некие ключи от рая и ада, которыми единолично «заведует» Петр. Это знак духовной власти Церкви вязать и решить грехи человеческие. Ведь чем отпирается для нас Царство Небесное? Покаянием и отпущением грехов, которые подаются верующим в таинстве Исповеди. Также Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала.
Павел держит в руках закрытую книгу в богато украшенном окладе, потому что он — автор четырнадцати новозаветных Посланий. Иногда апостол как бы вручает книгу нам. В академической традиции Павла пишут с мечом, которым его казнили. Но эта деталь была переосмыслена иконописцами и превратилась в указание на меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17)
Иконы апостолов входят в деисусный чин иконостаса. Образ Петра помещают в левой части, за Богоматерью и Архангелом Михаилом. Икона Павла — справа, после Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.
Апостол павел икона картинки
Радиальная грань. Ростовое изображение апостола Павла с Евангелием в руках.
Икона деисусного чина. Поясное изображение апостола Павла.
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы.
Икона из Деисусного чина.
Икона из Деисуса. Изображение апостола Павла в рост в трехчетвертном повороте.
Входит в состав «Покровского чина», который по стилистическим особенностям и колориту можно отнести к северной ветви ростовской иконописной традиции. Иконы отличает графичность линий, изысканные цвет и силуэты фигур.
Икона Деисусного чина Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. В основе цветового решения Деисусного чина лежит новгородская триада из красного, зеленого и желтого. Образы исполнены внутренней экспрессии, хотя в тоже время в их трактовке на смену мощным формам пришли более стройные пропорции.
Из деисусного чина. Необычно трактован плащ апостола Павла, полностью драпирующий его левую руку и оставляющий открытой правую, дальнюю от зрителя. Неожиданным кажется жест святого, не поддерживающего, а словно демонстрирующего наклоненное и поставленное почти на угол Евангелия.
В нижнем регистре помещено ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. В верхнем – Вознесение Господне.
Радиальная грань. В верхней части ростовое изображение апостола Павла. Ниже- сцена Снятия распятого Христа с Креста.
Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом.
Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте.
Апостолы Петр и Павел представлены обращенными друг к другу, в спокойных позах, словно ведущие тихую беседу. Петр держит в руках свиток, Павел – Евангелие.
Апостолы Петр и Павел изображены в рост в трехчетвертном обороте. Петр держит в руке свиток, Павел – Евангелие. На верхнем поле помещена Богоматерь Знамение.
Стройные фигуры святых увенчаны несоразмерно крупными по пропорциям головами. Светлые, переливающимися цветными пробелами одежды апостолов написаны в ином стилевом ключе, чем резкие по контрастному сочетанию больших плоскостей киновари и зелени фон и позем.
Такая «сборность» стилевых особенностей иконы обычно свидетельствует о провинциальности происхождения иконы.
Апостолы Петр и Павел изображены в молении Богоматери Знамение. Средник окружен двадцатью житийными клеймами.
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.
В верхней части иконы изображена сцена Воскресения Христа. В нижней части доски изображен апостол Павел
В среднике помещено фронтальное изображение святых апостолов Петра и Павла в рост. Вокруг расположены житийные клейма.
В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана. В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины.
На иконе представлено фронтальное изображение апостолов в рост, каждый из них держит раскрытое Евангелие. Апостол Пётр держит в правой руке ключи от христианской церкви, вручённые ему Христом. Апостол Павел изображён с мечом в правой руке.
Святые апостолы Петр и Павел: их образы в искусстве.
12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. Мы решили почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.
В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле.
Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.
Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.
Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.
На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос:
«И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19).
Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.
В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал:
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.
Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.
Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).
«Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос.
Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.
Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!
Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.
Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).
Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.
И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художник свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.
Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.
На ней живописец дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.
Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.
При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.
Иконография первоверховных апостолов Петра и Павла (+Подборка икон).
Каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия)
Парные изображения Первоверховных апостолов, интерпретирующеся как образ Церкви, известные с IV в. Иногда апостолы изображаются держащими модель храма или предстоящими Кресту. К редкому варианту иконографии относится фреска в церкви Спаса м-ря Жича в Сербии (ок. 1309-16), где апостолы представлены здесь как столпы Церкви – ап. Павел изображен держащим на голове кодекс Евангелия, а ап. Петр с моделью храма. С раннехристианского времени известен иконографический тип «Объятия апостолов Петра и Павла» («Поцелуй мира»). Принято считать, что эта иконография показывает завершение происходившего в Антиохии спора между апостолами. Петр считал поначалу, что благовествовать ему следует прежде всего среди иудеев, а новообращенным необходимо принимать и исполнять иудейские традиции. Павел, проповедь которого была обращена прежде всего к язычникам, считал ненужным для христиан обрезание и прочие иудейские обряды (см. Гал. 2).
Апостолы Петр и Павел и Перегрина (церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. Римская Империя, III в., Метрополитен-Музей, Нью-Йорк, США.
По поводу изображения женской фигуры – Perigrina, следующие наши замечания: Лат. peregrinus странник, путешественник. В древнем Риме перигримами назвался любой чужестранец, обладавший правами свободного человека, но лишенный прав римского гражданина. Позднее во времена гонения на христиан, были выработаны юридические нормы, на основании которых исповедников недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita), приравнивали к преступникам к которым применялась смертная казнь. И, если, на представленном изображении, фигуры апостолов Петра и Павла, символизируют собой Церковь Христову, то фигура в женском образе, являет аллегорию гонимой церкви, призванной стяжать венец Христовой Славы. ( отсюда )
Граффити из римских катакомб. Рим; IV в. Музей Ватикана
Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в.
Христос с апостолами Петром и Павлом. Донце поминального сосуда. Рим; IV в. Музеи Ватикана
Первоверховные апостолы. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в. Музеи Ватикана
Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Мозаика на восточной стене (Верхний люнет). Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (425-50)
Византийская икона VIII в. м-рь Хиландар на Афоне
Мозаика контрфасада капеллы св. Зенона базилики св. Пракседы (817-824)
Икона (одна из древнейших русских) из Новгородского Софийского собора. сер. XI в. НГОМЗ
Византийская мозаика на западной стене Палатинской капеллы в Палермо. XII в.
Сербская икона XIII в. Музеи Ватикана
Византийская икона 2-го десят. XIV в. Ризница м-ря Влатадон в Салониках
Византийская икона сер. XIV в. м-рь св. Екатерины на Синае
Византийская икона 2-й пол. XIV в. Византийский музей в Афинах
Иконописей Николай Тзафури. XIII-XIV в. Национальный музей Св. Матфея, Пиза (Италия).
Византийская икона. Константинополь, 1400 г. Художественно-исторический музей в Вене
Царские Врата XV в. Музей Византийского Искусства в Салониках
Греческая икона 1-й пол. XVI в. ГТГ
Царские Врата. Иконописец Михаил Дамаскин. 1535-93. Храм подворья Синайского м-ря на о. Закинф
Греческая икона 2-й пол. XVI в. Византийский музей острова Закинф
Греческая фреска XVI в. придела вмч. Георгия Победоносца в м-ре Св. Павла на Афоне.
Греческая икона XVII в. м-рь Пантократор на Афоне.
Греческая икона 1715 г. Иконописец мон. Константин Частная коллекция епархии, Верия.
Переносная икона из Св.-Преображенского м-ря в Бостоне. Иконописец Фотис Кондоглу (1955).
Иконописец Фотис Кондоглу (1959)
Апостол Павел пишет свои послания. Иконописец Фотис Кондоглу (1964)
«Представляю вам Фиву, сестру нашу», – пишет апостол Павел в Послании к Римлянам (16:1), называя ее «диаконисой церкви Кенхрейской»
Апостол Павел крестил в водах реки Зигакти женщину по имени Лидия – первую христианку Европейского континента.
Явление во сне Первоверховных Апостолов болящему имп. Константину. Современная cербская икона.
«На камени твоего богословия водрузи Владыка Иисус Церковь непреклонну» (2-й тропарь 3-й песни канона ап. Петру). Ап. Петр держит модель Храма. Фреска Вознесенского собора Жичского м-ря.; XIII в.
«Ты из Иерусалима проповедав всем Евангелие, объят же окрест всю землю, Павле, даже до конец Иллирика» (3-й тропарь 7-й песни канона ап. Павлу). Ап. Павел Ап. Павел держит Евангелие. Фреска Вознесенского собора Жичского м-ря; XIII в.
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)