апостол павел как закончил жизнь

13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его (58–67 гг. по Р.Х.)

Ввиду такого страшного раздражения евреев против апостола римский начальник велел бичевать его, но апостол заявил о своем достоинстве римского гражданина. Начальник испугался, поспешил освободить его от оков и велел собраться синедриону, чтобы достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи. Заседание синедриона прошло в ожесточенных спорах между фарисеями и саддукеями по поводу слов апостола, что он фарисей и его судят за ожидание воскресения мертвых. Фарисеи приняли его под свою защиту, а саддукеи так раздражались против апостола, что готовы были растерзать его. В ночь после этого бурного дня Господь явился апостолу и сказал: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».

На другой день сорок евреев сделали заклятие не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. Временем для убийства назначено было, когда апостола поведут из темницы в синедрион на другое заседание. Первосвященник и старейшины вошли с ними в соглашение. Римский начальник, узнав об этом, поспешил препроводить апостола под крепкою охраною (200 пеших воинов, 70 конницы и 200 стрелков) в Кесарию, на суд прокуратора Феликса.

Феликс два года продержал апостола под стражею, надеясь получить за него выкуп от назореев, которые считались богатыми (потому что апостол участвовал в обете назореев). Однажды он пригласил Павла и со вниманием слушал, пока апостол говорил ему о вере, но как скоро он начал говорить о нравственных обязанностях – правосудии, воздержании, упомянул о будущем суде на нечестивых, прокуратор прервал его и сказал: «Пойди теперь, а когда найду время, позову тебя». Преемник Феликса, прокуратор Фест, для угождения евреям хотел выдать им апостола. Тогда Павел потребовал, чтобы дело его было перенесено на суд самого кесаря, и его отправили на корабле в Рим.

Во время путешествия в Рим апостол претерпел сильную морскую бурю. Две недели плывшие не видали ни солнца, ни звезд, потеряли всякую надежду на спасение и, ожидая с часу на час смерти, не вкушали пищи. Но вот великий апостол встает среди собрания и именем Божиим предрекает, что все спасутся, погибнет один корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Через несколько времени плывшие высадились на острове Мальте, а затем Павел благополучно достиг Рима.

Наконец, в 67 году, июня 29, святой апостол окончил свою славную жизнь мученическою смертию. Ему, как римскому гражданину, назначена была казнь благородных – усечение мечом.

– Это особенное раздражение против себя апостол возбудил, во-первых, самым обращением своим из гонителя в ревностнейшего проповедника христианства; во-вторых, свободною проповедью о необязательности для христиан обрядового закона Моисеева. Участие апостола Павла в обете назореев показало бы иудеям, что он – не такой противник закона Моисеева, каким представляли его.

– Святой апостол сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы и учил, что христиане из евреев могут продолжать соблюдение древних обрядов. Он только не принуждал язычников делаться по вере иудеями.

– Поводом к этому последнему обвинению было то, что евреи видели в городе апостола Трофима, христианина из язычников.

– Первое из этих посланий называют благодарственным. Филиппийцы особенно любили православие, два раза уже послали ему пособия Фессалоники, и теперь, узнавши, что он – узник в Риме, отправили ему богатые дары. Павел трогательно благодарил их за усердие к нему. Послания к Ефесянам и Колоссянам сходны между собою по содержанию. Апостол прославляет в них Лицо и служение Господа Иисуса Христа и предостерегает верующих от приверженности как иудейской обрядности, так и языческой философии. Филимон был богатый житель города Колосс. Его раб Онисим бежал от него, был в Риме, слушал апостола Павла и обратился к вере. Апостол Павел с великою пастырскою любовию, кротостию и смирением ходатайствует за Онисима пред Филимоном и просит принять его не как раба, но как брата своего возлюбленного.

– Послания 1-е к Тимофею и к Титу были посланы ранее, во время 4-го путешествия.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Страдания апостола Павла

Апостол Павел без сомнения, человек, оказавший наибольшее влияние на раннюю христианскую церковь. Его перу принадлежит аж четырнадцать посланий в Новом Завете, тогда как на долю всех остальных апостолов приходится всего семь. Иногда даже можно услышать точку зрения, о том, что апостол Павел фактически и сформировал такую религию, как христианство, а злые языки могут добавить, что вопреки самому Христу. Я не берусь обсуждать сложные теологические вопросы, скажу лишь, что мне лично апостол Павел сильно импонирует, его история заставляет о многом задуматься, его отношение к обстоятельствам достойно уважения, он является прекраснейшим примером евангелиста, духовного учителя и основателя церквей, а его послания действительно позволяют глубже понять слова Христа.

Я хотел бы рассказать его общедоступную историю и обозначить некоторые моменты в которых апостол Павел является если не первооткрывателем, то, по крайней мере, впечатляющим примером.

Начинается история апостола Павла, с того момента, когда он апостолом ещё не был, звали его Савл, а занимался он тем, что преследовал христиан. Впервые Савл из Тарса, упоминается в Библии, в момент избиения камнями мученика Стефана. Причём сам Савл в избиении участия не принимает, будучи несовершеннолетним, его роль в этой сцене лишь стеречь одежду убийц. Однако год спустя он уже активно принимает участие в гонениях христиан.

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим».
Деян.9:1,2

В 34 году нашей эры, Савл на пути в Дамаск, столкнулся с Господом, что полностью перевернуло его жизнь и из ярого преследователя Христа, он становится его ярым последователем.

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».
Деян.9:3-6

Савл слепнет на три дня, потом исцеляется при помощи Анании, проводит несколько дней с учениками Христа, и становится апостолом Павлом – если не самым преданным учеником Христа, то уж точно самым успешным. Эта история даёт надежду всем верующим людям: во-первых, даже человек с сомнительным прошлым, может покаяться и измениться; во-вторых у Бога нет врагов, Он превращает их в друзей; в-третьих, хотя Анании было сложно принять Савла, так как он прекрасно знал кто он такой, всё же он также как и Бог, смог не только простить его, но и принять как брата, что означает, что принцип Христа о любви к врагам действенный и не стоит пренебрегать не одним человеком.

Не всегда апостол Павел ладил с другими учениками Христа, порой они горячо спорили по поводу тех или иных принципов или моментов учения, возможно даже, что получив духовный опыт от Бога напрямую, апостол Павел чрезмерно пренебрегал другими апостолами, знавшими Христа при жизни, но это тема для отдельного разговора. Чего у апостола Павла не отнять, так это потрясающей прозорливости, работоспособности, преданности и посвящённости Божьему труду.

Во втором Послании Коринфянам, апостол Павел «хвалится» своими страданиями и это немного позволяет понять нам каким путём он прошёл и как к этому относится.

«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»
2Кор.11:23-27

Пройдя невероятный путь страданий, гонений и преследований, апостол Павел раскрывает секрет своей стойкости:

«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Филип.4:12,13

Один из самых больших страхов, это страх перед общественным мнением. Многие люди, так и проживают всю свою жизнь, пытаясь подстроиться под своё окружение, стараясь всем угодить и не выглядеть плохо в чужих глазах. У апостола Павла есть прекрасный совет, для людей, зависящих от чужого мнения и слишком болезненно реагирующих на критику:

«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь».
1Кор.4:3,4

Самый лучший способ упустить своё предназначение – это пытаться угодить всем людям, а попав в духовный мир, нам меньше всего будет интересно, что думали о нас другие люди, зато первостепенным вопросом станет: «Что думал, о нас Бог?»

Все знают, заповедь Иисуса Христа, о том, что нужно любить ближнего своего, как самого себя, однако что такое любовь и какими свойствами она обладает, раскрывает нам именно апостол Павел, наглядно показывая, что возвышенная любовь действительно ценнее всего на свете:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
1Кор.13:4-8

Апостол Павел показал, на мой взгляд, наилучшую стратегию свидетельствования, будучи человеком, чрезвычайно умным и начитанным, он умудрялся разговаривать с каждым на «его языке»:

Также апостол Павел, по-видимому, был непревзойдённым организатором, так как именно он выделил основные цели христианской общины и рассказал о духовных дарах, необходимых для организации здоровой Церкви, обозначив, что каждый должен заниматься своим делом. На эти духовные дары, христиане всего мира ориентируются и до сих пор.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
Еф.4:11

Точно неизвестно, сколько прожил апостол Павел, исследователи предполагают, что от 44-х до 62-х лет, и жизнь его оборвалась, как и у большинства ранних христиан от рук палача, и хотя первую половину его жизни сложно назвать по-христиански добродетельной, после встречи с Иисусом Христом, его жизнь была удивительно насыщенной и плодотворной. И один из секретов такой жизни умение не зацикливаться на своих неудачах или достижениях, а всегда продолжать идти вперёд:

«Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели».
Флп.3:13,14

А какие уроки из жизни апостола Павла, вынесли вы?

Источник

Апостол Павел

Фото Все

апостол павел как закончил жизнь

апостол павел как закончил жизнь

апостол павел как закончил жизнь

апостол павел как закончил жизнь

Видео Все

апостол павел как закончил жизнь

апостол павел как закончил жизнь

апостол павел как закончил жизнь

КАК ПОГИБЛИ УЧЕНИКИ ИИСУСА

Апостол Павел — биография

Апостол Павел — первоверховный апостол, не входящий в число двенадцати и семидесяти апостолов.

Апостол Павел, жил во времена Иисуса Христа, есть предположения, что они могли находиться в одно и то же время в Иерусалиме. Но также известно, что он не был в ближнем кругу учеников и не входил в число семидесяти проповедников. Есть мнение, что ученики Иисуса изменили его учения. При этом как правило упоминается имя апостола Павла. Так как именно он был первым христианским богословом, и именно он основал большое количество общин. По мнению историков, он определил сегодняшний образ христианства. Он написал тексты, на которых основывается фундамент новозаветной богословской мысли. А сам Павел стал самым почитаемым христианским святым.

Детство

Родился Павел в столице Киликии городе Тарсе, сегодня это юго-восточная часть Турции. В Тарсе, эллинистическом городе главенствовали иудейские диаспоры. Его родители были фарисеи, (впрочем, как и он сам), отец являлся потомком колена Вениамина, вероятно поэтому ребёнку при рождении было дано имя Савл или Саул. Он был назван в честь первого царя Израиля, который в свою очередь происходил из этого же колена, что и его предки. Возможно, что его семья занималась пошивом палаток, или была как-то связана с производством ткани и изделий из кожи. Позднее в своих писаниях Павел упоминал, что обучен шитью палаток, и этим зарабатывал себе на жизнь.

Отец будущего апостола являлся гражданином Рима. Савл унаследовал от отца римское гражданство. В те времена это было редкость, особенно для тех людей, которые проживали в провинции. Можно сделать заключение, что его семья занимала достаточно высокое положение в обществе. Иметь такаю высокую привилегию могли только представители провинциальной верхушки, остальные жители были только подданными. Соответственно они подчинялись только римским законам и римскому суду. Римских граждан нельзя было подвергать телесному наказанию, или приговорить к позорной смертной казни, так же было под запретом заковывать их в оковы. Унаследованное гражданство впоследствии не один раз поможет Павлу во время его путешествий.

апостол павел как закончил жизньАпостол Павел

Его точную дату рождения назвать конечно невозможно. Разные исследователи настаивают каждый на своих датах. Но Павла все равно можно назвать исключением. Колеблются даты незначительно, от 6 до 10 года первого века. Имя Павел имеет так же римские корни, на латинском языке оно обозначает «малый». Возможно своё второе имя он получил в детстве, как гражданин Рима. Но в юности ему не было необходимости пользоваться им. Но, когда он начнёт свои странствия по городам Римской империи, когда он станет апостолом, тогда из Савла он превратится в апостола Павла.

Первые уроки грамоте, Савл получил от отца. Именно он прививал сыну почитание фарисейской философии. Отец хотел видеть его ревностным исполнителем Моисеева Закона. Но чтобы разобраться в хитросплетениях и тонкостях, необходимо было хорошее образование. Именно за знаниями отправился юный Савл в Иерусалим. В этом городе он вырос и приобрёл свои убеждения. Его первым наставником стал Гамалиил, который являлся самым значимым и известным богословом в то время.

По Иерусалиму стали ходить слухи, что Иисус воскрес после казни. Город стали наполнять люди, которые называли себя Его учениками. Фарисеи требовали немедленных расправ с ними. Но мудрый учитель Гамалиил говорил: «Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Тем самым он хотел усмирить пыл самых ретивых своих учеников.

Участие в преследовании христиан

Но как позже станет понятно Савл не внял предостережению Гамалиила. В писании Святых апостолов говорится, Павел принял активное участие в гонениях ранней христианской церкви. Сам он также в своих посланиях упоминал, что принимал участие в гонении христиан, ещё до своего обращения.

апостол павел как закончил жизньСавл гонит христиан

Савл как истинный фарисей ожидал Мессию, которая должна была возвысить евреев, и конечно он считал неверным, когда Спасителем назвали неизвестного учителя из Назарета. Савлу пришлось спорить с христианами, но он столкнулся со стойкими убеждениями своих апонентов. Но молодой человек обладающий живым умом, имея блестящее образование, был уверен в своей правоте. Савл считал, что, истребляя христиан он делает богоугодное дело.

Исследователи жизнеописания апостола Павла, склоняются к мысли, что он был членом синедриона, высшего религиозного собрания, выполнявшего роль суда. В Новом Завете сказано, что именно такая организация и вынесла приговор Иисусу Христу. Можно предположить, что в синедрионе и встретил Савл своих христианских соперников.

В «Деяниях Апостолов» сказано, что Савл имел право приговаривать к смерти и отправлять в тюрьму «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса».

Его имя упомянуто в случае с первомученником Стефаном, который был избит камнями. Савл не участвовал в самом избиении, так как в то время он был ещё несовершеннолетний, говорится о том, что он смотрел за одеждой палачей, которая лежала у его ног, тем самым, он как бы поощрял их действия.

Христианское служение

Имея письмо от первосвященника, он отправляется в Дамаск, там была еврейская община, в которой проповедовали ученики Иисуса. Именно с ними и должен был расправится Савл. Но по дороге произошли события, которые в корне поменяли не только убеждение и веру Савла, но и всю его дальнейшую жизнь.

апостол павел как закончил жизньЯвление Христа Савлу

Когда они уже были недалеко от Дамаска, Савлу было божественное явление. Внезапно его осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал голос, который обращался к нему. Голос звал его, и спрашивал почему же он гонит его. Савл спросил кого он гонит, на что голос ответил «Меня Иисуса».

Люди, которые сопровождали его тоже слышали голос, но света они не видели. Савл ослеп. Его привезли в Дамаск, несколько дней он молился о прощении, каялся в своих грехах. А на третий день христианин Ананий окрестил Савла, и в тот момент слепота отступила.

Справедливо может возникнуть вопрос, почему же именно к Савлу явился Иисус? Возможно неспроста Господь выбрал именно его. Ответ может оказаться простым, что господь это сделал в назидание сомневающимся, он показал, что если такой непримиримый человек изменился, осознав волю Божью, то остальные тоже должны в него поверить.

апостол павел как закончил жизньАпостол Павел

События, произошедшие под Дамаскам, дают людям понять, что Савл не был учеником Иисуса, потому, что этого не могло произойти с ярым гонителем Христиан. В его случае обращение было не что иное как промысел Божий, высшее откровение. «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».

Факт его обращения в христианство не мог не вызвать самую настоящую ярость у иудеев. Савл скрывается в Иерусалиме. Там он знакомится с апостолом Варнавой, и вместе с ним он отправляется в своё первое путешествие. Они вместе несли людям знания и учения Иисуса Христа. Не все верующие воспринимали нового апостола Павла. Есть мнение, что именно Варнава с апостолом Петром помогли новообращенному стать своим, среди тех, кого он совсем недавно истреблял. Апостол Павел 14 лет находился в поездках. По легендам он объездил всю Азию, добрался до самого Рима, и возможно побывал в Испании и Британии.

апостол павел как закончил жизньАпостол Павел и апостол Варнава

Во время своих путешествий с апостолами Варнавой и Петром они обосновали много христианских общин. Они побывали в Иконии и Антиохии Писидийской, Афинах и Коринфе, Солуни и Верии и ещё во многих поселениях. Жители города Листра стали свидетелями настоящего чуда. Апостолы исцелили хромого человека. Их хотели признать богами, но апостолы избежали соблазна сравняться с Господом, они убедили народ, что они простые верующие христиане.

апостол павел как закончил жизньАпостол Павел с апостолом Петром

Там у Павла появляется первый ученик Тимофей, а в Троаде они знакомятся с евангелистом Лукой, который затем последует с ними. Они обошли со своими проповедями весь Балканский полуостров, а также посетили Кипр, и обратили в свою веру проконсула Сергия. При Сергии был иудей Вариисус, местный волшебник, так он был ярым противником гостей. И тогда Павел явил чудо — Вариисус ослеп. Проконсул был настолько поражён происходящим, что уверовал и принял крещение. Именно с этого момента Лука назвал в своих записях Савла — апостолом Павлом.

Павел во Втором Послании к коринфянам характеризовал свою деятельность, как деяние против иудеев. Его проповеди звучали намного убедительнее других, кому как не ему было знать заранее все возражения фарисеев. Ведь он свободно мог толковать Торы, которые изучал в юности, и которые знал в совершенстве. В своих проповедях Павел зачастую использовал сравнения, он понимал, что так проще объяснять безграмотным людям. Есть мнение, что у Павла было высокое самомнение, он был уверен, что он самый знающий человек, в вопросе христианства. «Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Апостол Павел учил, что человек состоит из тела, духа, и души. Что тело – это храм, в котором живет Святой Дух. А дух человека – это его нематериальная часть. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.

Обращаясь к своей пастве святой Павел призывал их оставлять ненужный багаж знаний, а жить по новым заветам, что не личная забота должна быть главной, а нужно искренне любить, и не быть мстительным.

Источник

Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов

«Ибо я наи­мень­ший из Апо­сто­лов, и недо­сто­ин назы­вать­ся Апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию;
но бла­го­да­тию Божи­ею есмь то, что есмь,и бла­го­дать Его во мне не была тщет­на»
( 1Кор.15:9–10 )

В Новом Заве­те 27 книг. Поло­ви­на из них напи­са­на одним чело­ве­ком. Боль­шую часть бого­слу­жеб­но­го года имен­но его тво­ре­ния чита­ют­ся в хра­мах во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии. Имя это­го чело­ве­ка апо­стол Павел.

Он назы­вал себя наи­мень­шим из апо­сто­лов, и недо­стой­ным назы­вать­ся апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию (ср.: 1 Кор. 15:9 ). Этот чело­век, при­зван­ный к еван­гель­ско­му бла­го­ве­стию послед­ним из апо­сто­лов, более всех ново­за­вет­ных свя­щен­ных писа­те­лей потру­дил­ся в деле изъ­яс­не­ния хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Бле­стя­ще обра­зо­ван­ный фари­сей, он был рев­ност­ным гони­те­лем хри­сти­ан­ско­го уче­ния, но, чудес­ным обра­зом вра­зум­лен­ный Гос­по­дом, стал «Апо­сто­лом язы­ков», пла­мен­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия, жизнь и силы свои поло­жив­шим на несе­ние в мир сло­ва Истины.

Гонитель христиан

«А Савл тер­зал цер­ковь, вхо­дя в домы и вла­ча муж­чин и жен­щин, отда­вал в тем­ни­цу» ( Деян. 8:3 )

Жизнь апо­сто­ла Пав­ла мож­но услов­но раз­де­лить на две части: жизнь до встре­чи с Богом и жизнь после. А при­вел ко Хри­сту гони­те­ля хри­сти­ан путь из Иеру­са­ли­ма в Дамаск, кото­рый стал для буду­ще­го апо­сто­ла языч­ни­ков пере­лом­ным моментом.

Свя­той апо­стол Павел, или Савл (пер­вое имя апо­сто­ла еврей­ское, вто­рое ‒ латин­ское) родил­ся и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние в кили­кий­ском горо­де Тар­се, сла­вив­шем­ся гре­че­ской ака­де­ми­ей и уче­но­стью сво­их жите­лей. Тарс в то вре­мя по уров­ню обра­зо­ва­ния при­рав­ни­вал­ся к Афи­нам или Алек­сан­дрии. Павел имел рим­ское граж­дан­ство со все­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Даль­ней­шее обу­че­ние он про­дол­жил в Иеру­са­ли­ме у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Гама­ли­и­ла, кото­рый, несмот­ря на свою при­над­леж­ность к пар­тии фари­се­ев, был чело­ве­ком, спо­соб­ным мыс­лить и выска­зы­вать­ся сме­ло и неза­ви­си­мо. Об этом мож­но судить по его зна­ме­ни­той речи в синед­ри­оне. Когда реша­лась участь апо­сто­лов за про­по­ведь Еван­ге­лия, Гама­ли­ил ска­зал сло­во, став­шее реша­ю­щим: гово­рю вам, отстань­те от людей сих и оставь­те их; ибо если это пред­при­я­тие и это дело ‒ от чело­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а если от Бога, то вы не може­те раз­ру­шить его; бере­ги­тесь, что­бы вам не ока­зать­ся и бого­про­тив­ни­ка­ми ( Деян. 5:38–39 ). Щед­ро ода­рен­ный спо­соб­но­стя­ми, Савл пре­успе­вал в Иудей­стве более мно­гих сверст­ни­ков… будучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских… пре­да­ний ( Гал. 1:14 ). Вполне веро­ят­но, что он гото­вил­ся к долж­но­сти рав­ви­на и в испол­не­нии фари­сей­ско­го зако­на про­яв­лял поис­ти­не чудо­вищ­ную ревность.

Цер­ковь нес­ла поте­ри, ужас и тре­пет застав­лял хри­сти­ан скры­вать­ся. Савл же, еще дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку ( Деян. 9:1 ), выпро­сил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние пре­сле­до­вать хри­сти­ан даже за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны и отпра­вил­ся в Дамаск, узнав, что и там мно­го при­вер­жен­цев это­го ново­го, нена­вист­но­го ему уче­ния. Воору­жен­ный отряд дви­нул­ся к Дамас­ку. Каза­лось, Савла ничто не мог­ло оста­но­вить, ника­кая сила не была спо­соб­на заста­вить его пове­рить, что уче­ние Того, Кто умер на Кре­сте позор­ной смер­тью бег­ло­го раба, ‒ уче­ние Исти­ны. Никто. Толь­ко Бог!

Путе­ше­ствие в Дамаск пол­но­стью изме­ни­ло жизнь гонителя.

По дороге в Дамаск

«…И услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 )

Отряд при­бли­жал­ся к Дамас­ку. Нещад­но пали­ло солн­це. Вда­ле­ке пока­за­лась город­ская сте­на. Там, в этом горо­де, в сина­го­гах, как смер­то­нос­ная зара­за, рас­про­стра­ня­ет­ся новое уче­ние о вос­крес­шем Иису­се из Гали­леи. Совсем ско­ро, думал Савл, он поедет этой же доро­гой назад, а впе­ре­ди отря­да на суд синед­ри­о­на в Иеру­са­лим пой­дут зако­ван­ные в узы хри­сти­ане. Так, веро­ят­но, раз­мыш­лял он. «…Вне­зап­но оси­ял его свет с неба. Он упал на зем­лю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он ска­зал: кто Ты, Гос­по­ди? Гос­подь же ска­зал: Я Иисус, Кото­ро­го ты гонишь. Труд­но тебе идти про­тив рож­на. Он в тре­пе­те и ужа­се ска­зал: Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь ска­зал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надоб­но делать» ( Деян. 9:4–6 ).

От сия­ния это­го Боже­ствен­но­го све­та Савл ослеп. Сопро­вож­да­ю­щие при­ве­ли его в Дамаск, где он от силь­ней­ше­го потря­се­ния пер­вые три дня ниче­го не ел и не пил. В Дамас­ке жил хри­сти­а­нин име­нем Ана­ния, кото­ро­му Гос­подь в виде­нии пове­лел пой­ти к Сав­лу и воз­ло­жить на него руки, что­бы он про­зрел. «Гос­по­ди! я слы­шал от мно­гих о сем чело­ве­ке, сколь­ко зла сде­лал он свя­тым Тво­им в Иеру­са­ли­ме» ( Деян. 9:13 ), ‒ воз­ра­зил Ана­ния. Но Гос­подь ска­зал ему: «иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, что­бы воз­ве­щать имя Мое перед наро­да­ми и царя­ми и сына­ми Изра­и­ле­вы­ми» ( Деян. 9:15 ). Ана­ния пошел и сде­лал, как пове­лел ему Гос­подь. И тот­час как бы чешуя отпа­ла от глаз его (Савла), и вдруг он про­зрел; и, встав, кре­стил­ся ( Деян. 9:18 ). Пла­мен­ный дух Савла не тер­пел без­дей­ствия, и он, уве­ро­вав во Хри­ста, с той реши­мо­стью и напо­ром, с кото­ры­ми ранее пре­сле­до­вал хри­сти­ан, стал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие в сина­го­гах. Теперь на осно­ва­нии Вет­хо­го Заве­та, в зна­нии кото­ро­го с ним мало кто мог срав­нить­ся, он учил, что Иисус Хри­стос и есть ожи­да­е­мый иуде­я­ми Мес­сия. Сила его сло­ва, осно­ван­ная на бле­стя­щем обра­зо­ва­нии и про­свя­щен­но­сти Духом Свя­тым, при­во­ди­ла иуде­ев в заме­ша­тель­ство. Они воз­не­на­ви­де­ли Савла как пре­да­те­ля и днем и ночью сте­рег­ли город­ские воро­та, что­бы без сви­де­те­лей рас­пра­вить­ся с ним, когда он вый­дет из горо­да. Но Савл, знав­ший о гро­зив­шей ему опас­но­сти, был спу­щен уче­ни­ка­ми в кор­зине с город­ской сте­ны и таким обра­зом избе­жал смерти.

О том, что про­изо­шло на дамас­ской доро­ге, повест­ву­ют Дея­ния (см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апо­стол Павел не раз вспо­ми­нал это собы­тие. О сво­ем обра­ще­нии апо­стол рас­ска­жет на суде перед иудей­ским царем Агрип­пой (см.: Деян. 26:12–19 ) и в посла­нии к Гала­там (см.: Гал. 1:13–17 ). Поче­му исто­рия обра­ще­ния апо­сто­ла Пав­ла так важ­на? Пото­му что это откро­ве­ние лич­но­го опы­та обще­ния с Богом и откро­ве­ние надеж­ды. Еще доволь­но дол­гое вре­мя после того, как свя­той апо­стол Павел сде­лал­ся из гони­те­ля хри­сти­ан про­по­вед­ни­ком Хри­ста, мно­гие боя­лись его, не веря, что он уче­ник ( Деян. 9:26 ). Дей­стви­тель­но, в это было слож­но пове­рить. Ведь и сам Павел не мог сна­ча­ла пове­рить в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. И толь­ко Сам Гос­подь укре­пил его слав­ным явле­ни­ем на пути в Дамаск.

Путь Бога к серд­цу каж­до­го чело­ве­ка все­гда будет тай­ной, пото­му что нико­гда нель­зя узнать, где и когда кос­нет­ся чело­ве­че­ской души бла­го­дат­ная рука Божия. Не знал это­го и апо­стол Павел. Навер­ное, не будет ошиб­кой ска­зать, что он даже и не мог пред­по­ло­жить, Кого он встре­тит в сво­ем путешествии.

Дамас­ская доро­га ста­нет для свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла доро­гой дли­ной в жизнь, ведь прак­ти­че­ски сра­зу после обра­ще­ния он нач­нет свои мис­си­о­нер­ские тру­ды про­по­ведь Сло­ва Божия языч­ни­кам. Спи­сок посе­щен­ных апо­сто­лом Пав­лом и его спо­движ­ни­ка­ми горо­дов тогдаш­ней Рим­ской импе­рии занял бы слиш­ком мно­го места. Обыч­но в учеб­ни­ках по Ново­му Заве­ту гово­рит­ся о трех круп­ных мис­си­о­нер­ских путе­ше­стви­ях апо­сто­ла Пав­ла, но это раз­де­ле­ние ско­рее услов­ность, вве­ден­ная иссле­до­ва­те­ля­ми жиз­ни вели­ко­го апо­сто­ла языч­ни­ков для удоб­ства изу­че­ния. Он путе­ше­ство­вал посто­ян­но, задер­жи­ва­ясь в раз­ных горо­дах на раз­ное вре­мя по мере необходимости.

Но пусть апо­стол Павел сам рас­ска­жет о том, что пере­жил во вре­мя про­по­ве­ди: «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти. От Иуде­ев пять раз дано мне было по соро­ка уда­ров без одно­го; три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был во глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в горо­де, в опас­но­стях в пустыне, в опас­но­стях на море, в опас­но­стях меж­ду лже­бра­ти­я­ми, в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те. Кро­ме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­днев­но сте­че­ние людей, забо­та о всех церк­вах. Кто изне­мо­га­ет, с кем бы и я не изне­мо­гал? Кто соблаз­ня­ет­ся, за кого бы я не вос­пла­ме­нял­ся?» ( 2 Кор. 11:23–29 ). Все это пре­тер­пел апо­стол ради Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ведь, как сам он писал, в хри­сти­а­нине долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се ( Фил. 2:5 ). И если Гос­подь Иисус Хри­стос отдал Свою жизнь за жизнь все­го мира, то апо­стол Павел ‒ вер­ный уче­ник Хри­стов ‒ отдал Ему все­го себя.

В сло­вах апо­сто­ла нет ноток гор­де­ли­во­го пре­воз­но­ше­ния. Он не хва­лит­ся пере­не­сен­ны­ми стра­да­ни­я­ми и лише­ни­я­ми. Все это он при­нял как долж­ное. Един­ствен­ное, чем он может похва­лить­ся, ‒ это немощь: «Если долж­но мне хва­лить­ся, то буду хва­лить­ся немо­щью моею. Бог и Отец Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, бла­го­сло­вен­ный во веки, зна­ет, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ).

Сила благодати

Бла­го­дат­ная сила Божия, кос­нув­ша­я­ся Пав­ла на дамас­ской доро­ге, ‒ вот то, что укреп­ля­ло его. Апо­стол писал в посла­нии к хри­сти­а­нам древ­не­го Корин­фа: «Гос­подь ска­зал мне: «доволь­но для тебя бла­го­да­ти Моей, ибо сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи». И пото­му я гораз­до охот­нее буду хва­лить­ся сво­и­ми немо­ща­ми, что­бы оби­та­ла во мне сила Хри­сто­ва» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апо­сто­ла Пав­ла на про­по­ведь, поэто­му и успех пав­ло­вой мис­сии ‒ дело бла­го­да­ти Божи­ей. Когда сре­ди коринф­ских хри­сти­ан воз­ник­ло раз­де­ле­ние (одни пре­воз­но­си­лись тем, что были обра­ще­ны про­по­ве­дью Пав­ла, дру­гие ‒ Апол­ло­са (о нем см.: Деян. 18:24–28 ), тре­тьи ‒ апо­сто­ла Пет­ра), свя­той апо­стол так уве­ще­вал враж­ду­ю­щих: «Кто Павел? кто Апол­лос? Они толь­ко слу­жи­те­ли, через кото­рых вы уве­ро­ва­ли, и при­том посколь­ку каж­до­му дал Гос­подь. Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но воз­рас­тил Бог; посе­му и насаж­да­ю­щий и поли­ва­ю­щий есть ничто, а все Бог воз­ра­ща­ю­щий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэто­му апо­стол при­зы­вал все­гда бла­го­да­рить за все Бога и Отца, во имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, пови­ну­ясь друг дру­гу в стра­хе Божи­ем ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста ( Кол. 3:17 ).

Посто­ян­ная бла­го­дар­ность Богу ‒ это то, что помо­га­ет нам почув­ство­вать при­сут­ствие бла­го­дат­ной силы Божи­ей в самих себе, помо­га­ет не пре­воз­но­сить­ся и не гор­дить­ся теми даро­ва­ни­я­ми, кото­рые дал нам Господь.

Послания апостола Павла

«…Но я более всех их потру­дил­ся: не я, впро­чем, а бла­го­дать Божия, кото­рая со мною» ( 1 Кор. 15:10 )

Труд­но себе пред­ста­вить, как свя­той апо­стол Павел (он же и Савл), имея сла­бое здо­ро­вье, мог поне­сти такие тру­ды. Вся жизнь апо­сто­ла ста­ла под­твер­жде­ни­ем слов: «сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся» (см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти… три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был в глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков… в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), ‒ в нази­да­ние Корин­фя­нам вспо­ми­на­ет апо­стол Павел. Такие тру­ды и испы­та­ния невоз­мож­но пере­не­сти, опи­ра­ясь толь­ко на чело­ве­че­ские силы. Все успе­хи сво­ей про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти апо­стол Павел при­пи­сы­ва­ет исклю­чи­тель­но дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­да­ти и ста­ра­ет­ся лишь о том, что­бы быть достой­ным Духа Святого.

Как уже было ска­за­но, апо­стол Павел явля­ет­ся авто­ром более поло­ви­ны книг, вхо­дя­щих в состав Ново­го Заве­та. Он напи­сал четыр­на­дцать посла­ний, кото­рые по важ­но­сти сво­е­го содер­жа­ния и высо­те бого­слов­ской мыс­ли неко­то­ры­ми име­ну­ют­ся «вто­рым Еван­ге­ли­ем». Каж­дое из этих посла­ний ‒ жем­чу­жи­на, насто­я­щее духов­ное сокро­ви­ще. В его тру­дах рас­кры­ва­ет­ся дог­ма­ти­че­ское и нрав­ствен­ное уче­ние Церк­ви. Бого­слов­ская глу­би­на его Посла­ний неред­ко при­во­ди­ла в заме­ша­тель­ство таких тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния, как Иоанн Зла­то­уст и Бла­жен­ный Авгу­стин. Исклю­чи­тель­но апо­сто­лу Пав­лу при­над­ле­жат выра­же­ния «совос­крес­нуть», «облечь­ся во Хри­ста», «совлечь­ся вет­хо­го человека».

Навер­ное, нет таких тем и вопро­сов, кото­рые не были затро­ну­ты апо­сто­лом. В чем-то все посла­ния похо­жи, одна и та же мысль может повто­рять­ся в раз­ных посла­ни­ях несколь­ко раз, но в то же вре­мя в каж­дом из Пав­ло­вых тек­стов есть в бук­валь­ном смыс­ле непо­вто­ри­мые места, кото­рые нель­зя пере­пу­тать ни с чем дру­гим. В посла­ни­ях апо­стол Павел обра­щал­ся к кон­крет­ным хри­сти­ан­ским общи­нам (рим­ля­нам, корин­фя­нам, гала­там и др.) и даже к отдель­ным людям (Титу, Тимо­фею, Фили­мо­ну). Но через всех сво­их адре­са­тов апо­стол гово­рит и со все­ми нами, совре­мен­ны­ми христианами.

Апо­стол радо­вал­ся и скор­бел, обли­чал и уве­ще­вал, настав­лял и укреп­лял. Как он сам писал: «Для всех я сде­лал­ся всем, что­бы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1 Кор. 9:22 ). Очень важ­но понять эти сло­ва пра­виль­но. Быть всем для всех ‒ не зна­чит ста­рать­ся уго­дить всем любы­ми спо­со­ба­ми. Апо­стол отда­вал все­го себя дру­гим, хотя и не наде­ял­ся, что все слу­ша­ю­щие при­мут его про­по­ведь, пото­му что это зави­сит уже не от него, но от Бога, перед Кото­рым свя­той Павел счи­тал себя ничем. Но имен­но поэто­му апо­стол Павел и пола­гал все свои силы для про­по­ве­ди. Ведь если Сам Бог дей­ству­ет через него, то нель­зя даже в малом дать сла­би­ну или отступить…

Смерть Апостола

«И Я пока­жу ему, сколь­ко он дол­жен постра­дать за имя Мое» ( Деян. 9:16 ).

По пре­да­нию, неза­дол­го до сво­ей смер­ти апо­стол Павел про­по­ве­до­вал в Риме при дво­ре импе­ра­то­ра Неро­на и обра­тил к вере во Хри­ста его люби­мую налож­ни­цу. За это он был осуж­ден и, избе­жав, по мило­сти Божи­ей, каз­ни на арене цир­ка через рас­тер­за­ние хищ­ны­ми зве­ря­ми, был все же вверг­нут в узи­ли­ще так назы­ва­е­мые вто­рые узы, нахо­дясь в кото­рых, напи­сал в Ефес Вто­рое посла­ние к Тимо­фею, при­гла­шая его поспе­шить в Рим, на послед­нее сви­да­ние. Апо­стол Павел, види­мо, чув­ство­вал при­бли­же­ние смерти.

В то вре­мя в Рим­ской импе­рии было рас­про­стра­не­но четы­ре вида каз­ни: рас­пя­тие, сожже­ние зажи­во, рас­тер­за­ние дики­ми зве­ря­ми и усе­че­ние мечом. Пер­вый вид каз­ни пред­на­зна­чал­ся для рабов, вто­рой и тре­тий ‒ для сво­бод­но­го низ­ше­го сосло­вия, усе­че­ние мечом ‒ толь­ко для рим­ских граж­дан. После 9‑месячного пре­бы­ва­ния в тем­ни­це в 67 году в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Неро­на свя­той апо­стол Павел, как рим­ский граж­да­нин, за дело еван­гель­ской про­по­ве­ди при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну через усе­че­ние мечом.

Свя­щен­ник Дио­ни­сий Каменщиков

Источ­ник: Газе­та «Пра­во­слав­ная вера» № 11 (415)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *