апостол павел о блуде
Апостол павел о блуде
Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Является второй из восьми главных страстей. Грех супружеской измены называется прелюбодеянием.
Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия).
Что такое духовный блуд?
Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь.
Физический и духовный блуд тесно связаны между собой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда…
Что стимулирует блудную страсть?
От пяти причин усиливается блудная брань:
Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие да заменит молитвословием, тщеславие смирением Христовым, многий сон бдением, красивые одежды рубищем, объедение воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.
Мысленный блуд
О блуде в Священном Писании
В Ветхом Завете 7‑я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали.
В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19 ) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17 ).
Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), целомудрие же апостол Павел называет Божиим освящением христиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.
Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию ( Мф.9:13 ), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Раскаявшиеся блудницы, которым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (см. Мф.21:31 ), стали верными Его ученицами.
Борьба с блудом в аскетической практике Церкви
Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.
Аскетика тесно связывает блуд с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в другом человеке лишь объекта для удовлетворения.
Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Kаноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.
Церковные каноны о блудном грехе
Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.
Является ли блудом брак без венчания?
Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.
О борьбе с блудной страстью.
Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».
Как исповедовать блудные грехи?
Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего».
«Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что « блудные грехи стыдом сгорают ».
Блудные грехи исповедуют без подробностей, только называя их. Например: согрешил(а) блудом (прелюбодеянием, половыми извращениями, онанизмом, блудными помыслами…).
Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны?
иеромонах Макарий (Маркиш):
Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна.
Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.
игумен Петр Мещеринов:
Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов.
С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д.
Тут же возникают два следственных вопроса:
Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться.
2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны?
В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке.
«Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст.
«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу женщину.
– Что съестное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: женщину или хлеба?
– Хлебушка, отче.
– Возьми и научись сам смирять свою плоть и не захочешь блуда».
Из книги «Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах».
X. Блуд и прелюбодеяние 142
Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!
Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
«Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф.5:3–6 ).
«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» ( Втор.23:17 ).
«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6:18 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» ( 1Кор.6:15–16 ).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:19–20 ). Как оскверню храм сей блудодеянием?
«Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( Притч.5:3–4 ).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
«Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ).
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:2–5 ).
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13:4 ).
Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ).
Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность. «Наше дело не рожать, – насладиться и бежать», – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, како опасно ходите»! Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только чувства, но и эстетической прелести.
Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь провозился с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя. ».
Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т.д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело. «Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» ( 2Кор.11:14–15 ), – и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.
В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2Кор.6:17 ), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» ( Иак.4:4 ).
Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.
Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – Мф.5:8 ); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.
Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя ( Лк.17:21 ), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.
Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента».
Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.
Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:27–29 ).
Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень – мать всякого греха».
Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.
Свт. Григорий Нисский (VI в., брат свт. Василия Великого), в своем Каноническом послании к Литонию, епископу Мелетинскому, различает блуд и прелюбодеяние: блудом он называет «исполнение похоти, сделанное без обиды другому», а прелюбодеянием – «навет и обиду чужому союзу». Сей Святитель рекомендует «некое различие образа покаяния во грехах сладострастия». Это находит свое отражение и в правилах свт. Василия Великого (ср. Правило 58 и 59).
Добротолюбие. Т. 1. М., 1900, с. 344.
Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: «Но блудодеяния ради койждо свою жену да имать» ( 1Кор.7:2 ) // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 479.
Блуд: сладкий разрушитель души
Предупреждение: если Вы никогда не были знакомы с духовной чумой блуда – пройдите мимо нашего текста. Апостол Павел настаивал на необходимости и близко не рассуждать в христианских сообществах об этом тяжелом грехе против собственного тела. Чем же опасен блуд и можно ли его победить?
В древних культурах, и необязательно христианских, к телесной чистоте до брака и во время него люди относились крайне серьезно. Очевидно, что предки современных народов прошли путем горького опыта, иначе тяжело объяснить строгие законы целомудрия прошлого. Брак, соитие, рождение детей, родственная общность и атмосфера домашнего очага имели в разных культах мистическое значение и всячески оберегались.
Почему же в XXI веке homo sapiens, побывавший в космосе и изобретший мобильный телефон, начал относиться к половой близости не как к сакральному, но как к повседневно-бытовому аспекту?
Чистота и целомудрие нынче не в цене. Оно и понятно: глобальная культура маргинализировала традиционные ценности (иначе их не назовешь, простите за банальность) бомбардировками человеческого сознания новым, античеловеческим мировоззрением. Традиции больше нет, есть насмешки и остракизм. Страсти сами по себе превращены в добродетель. Слушать себя – значит, слушать все, что приходит в голову из глубин сознания. Не важно, плохое, это или хорошее. Дьявол сделал свое дело: достаточно одному мерзостному сорняку прорасти в человеческой душе, чтобы утянуть его на духовное дно.
Блуд не проходит бесследно
Итак, мы говорим о блуде. Мы не обладаем статистикой, но с грустью можем делать некоторые выводы по той реальности, в которой прошли годы нашей жизни. Видим, что происходит сейчас. Бастион брака все еще цел. Но его гарнизоны могут состоять и из израненных блудной страстью бойцов, и из предателей, и даже из дезертиров. Блуд не проходит бесследно.
Все начинается в юности и молодости. Гормоны играют, противоположный пол вызывает повышенный интерес.
Естественное влечение становится палкой о двух концах, ведь из цепочки заинтересованности почти всегда исключено понятие о браке.
Это запретный плод, который двое срывают раньше, чем требуется, не позволяя ему созреть. Созреть – значит, вступить в брак. Блуд накрывает душу тяжелым камнем, под которым даже легкие не способны раскрываться также свободно, как раньше.
А дальше все может складываться очень по-разному. Знания преумножают скорбь, как говорит Екклесиаст. Соитие с другим человеком – это тоже познание. То, которое останется на всю жизнь, будет невольно вспоминаться. Возможно, даже в очень счастливом браке.
Логика традиционного общества предполагала не препятствовать ранним бракам молодых людей. Сегодня само общество другое. Все пространство жизни, циклы взросления устроены так, что средним возрастом вступления в брак становятся 22-25 лет. Но нередко это происходит и позже. И не в последнюю очередь от того, что люди впадают в блуд. Теряют внутреннюю целостность. От того само восприятие жизни дробится, наполняется сомнениями. Важные решения откладываются. Внутренний стержень гнется. Душу охватывает глубокое отчаяние. Клин вышибается клином – продолжением блуда. Но это тупик.
Тело – храм Святого Духа
Апостол Павел называет блуд грехом против тела. Что есть тело человека? Храм живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19).
Однажды мы крестились, чаще крестили нас – скорее по инерции и традиции, но, тем не менее, мы уже тогда стали членами Церкви. Светлую материю души нельзя топтать грязными сапогами блуда.
Блуд трудно победим. Он очерствляет душу, и человек просто не может воспринимать аргументацию о том, что его желание владеть лицами противоположного пола (чем больше – тем лучше) – греховно. Ведь от блуда получается телесное удовольствие, дурман сладострастия затмевает собой здравый смысл.
Не каждый человек чувствует камень, буквально придавливающий душу и закрывающий голос совести. Блуд заставляет человека развернуть свое делание вовне, нарочито закрывая глаза на то, что происходит внутри. Ведь внутри – страшная боль, стоит только покопаться.
Иди и впредь не греши
Икона преподобной Марии Египетской
Церковь знает много историй блудников и блудниц, от своей жизни развернувшихся к Богу и раскаявшихся. Они как никто знали, что такое падение. Христос говорил священникам и старейшинам, что «блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). 5-я Неделя Великого поста посвящена Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, каких и в наше время стоит поискать. Но она раскаялась. Изменила свой образ жизни. И стала одной самых почитаемых христианских святых.
Мученик Вонифатий, римский мажор и приколист, сожительствовавший с хозяйкой, принял мучения за Христа.
Равноапостольный князь Владимир отсек языческое прошлое, в котором его сопровождали сотни наложниц и стал крестителем величайшего в истории человечества государства.
Давид переспал с женой воина Урии, но принес покаяние, стал автором слезных псалмов, вошедших в mustread верующих людей. Блудницу, взятую в прелюбодеянии, Христос защитил от мучительной казни через побивание камнями.
«Иди и впредь не греши»
(Ин. 8:11)
Надежда есть всегда. Бог есть Надежда на возможность нашего изменения. Порой мы не верим в себя, ставим крест на судьбе и шансе стать лучше. Это не делает Бог. Он верит в нас до последнего. Он любит нас.
За покаянием наступает великое счастье. Преображается человек, преображается мир вокруг. Все светится, появляются силы, находятся решения, меняются отношения, просыпается любовь ко всему сущему. Ради этого стоит сделать себе больно, раскаяться, решиться на изменение внутреннего образа жизни. Это усилие стоит того. За ним стоит счастье. То самое, которого мы так самонадеянно и тщетно искали в блуде.