апостол павел о будущем

Новый Завет


Второе послание к Тимофею святого апостола Павла


Глава 3.

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Источник

ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПО ПРЕДСКАЗАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА

Основную массу пророчеств Св. Писания можно разделить, как и историю человечества, на два периода: ветхозаветный и новозаветный. Ветхозаветное Откровение большей своей частью было направлено на подготовку человечества к принятию должного воплотиться Сына Божия, раскрывая особыми, присущими Св. Писанию образами и словами, сущность и смысл Его явления, Его образ рождения и основные моменты Его земной жизни, определяющие дело искупления рода человеческого. Частично св. Пророками уделялось внимание и окончанию искупления – конечным судьбам человечества. Но эти предсказания являются можно сказать, вспомогательными к новозаветным, т. к. восполняются последними.

Целью новозаветных пророчеств тоже является подготовка ищущих спасения к принятию Христа Спасителя, но теперь уже во втором Его пришествии. В данный период откровенное учение преподается уже не пророками, которые возвещали по наитию Св. Духа, но Самим воплотившимся Богом и Его учениками – Апостолами. Спаситель в последний момент перед своим искупительным подвигом на суде у Пилата приоткрыл цели Своего воплощения: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). В полноте истину о Боге, о Его мире небесном и земном и о цели творения Его знать может только Сам Он. Об этом Спаситель говорит: «Как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 12-13). «Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует» (Ин. 3,31-32). И еще: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).

В наши дни внедренное врагами Христовыми расхожее мнение о том, что все религии признают одного и того же Бога, что в каждой из них содержится доля истины, полностью опровергается этими словами св. Писания. К тому же нужно добавить, что лучшим доказательством истинности Христова учения есть точное исполнение пророчеств, преподанных Им и Его угодниками. Этого нет и не может быть ни в талмудическом иудаизме, ни в магометанстве, ни в какой-либо языческой религии типа буддизма, кришнаизма и т. д. Как ветхозаветные пророчества в точности исполнились на пришествии Христовом, так в точности неукоснительно исполняются и пророчества новозаветные о конце мира и втором Его пришествии.

Пророчества о последних днях мира имеются во многих местах св. Писания. Они преподаны Самим Христом, особенно в главах Евангелий: от Матфея 24-я глава, 13-я глава от Марка и 21-я от Луки. Имеются они и в посланиях апостольских. Из них наиболее подробное во 2-ом Послании Ап. Павла к Фессалоникийцам во 2-ой главе. Также и Ап. Петр приводит в своих посланиях слова о кончине мира и о состоянии веры и нравственности в предшествующее время.

Но основным пророчеством о последнем времени безусловно является Откровение Ап. Иоанна Богослова, где таинственными образами обстоятельно раскрыты будущие основные события в мире, сущность царствующих в последние дни темных сил, их искушения и главное: будущие судьбы Церкви Христовой. Эта пророческая книга является также продолжением раскрытия тайн бытия, начатом в описании дней творения. Но она говорит языком настолько таинственных образов, что по сей день фактически остается еще неистолкованным. Своей таинственностью и грозностью предсказаний оно многих привлекало к истолкованию, как святых первых веков: блаж. Ипполита, преп. Андрея Кессарийского, свят. Иринея Лионского, преп. Ефрема Сирина, так и последних богословов, перечислять имена которых здесь нет надобности. Но во всех этих истолкованиях наблюдается одно: им не дано было полностью знать то, что не касается их, что написано не для их времен. Об истолковании образов, раскрывающих суть будущих искушений, к примеру св. Андрей Кесарийский пишет: «Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нём написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения» (Апокалипсис.Толкование Св. Андрея, арх. Кесар. Гл.38). И свят Ипполит Римский, говоря об имени зверя, утверждает, что, когда «антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь».

Основной ошибкой, допускаемой всеми истолкователями, является то, что они признают последними временами только момент царствования антихриста, когда в действительности согласно всем подробным пророчествам они распадаются на 3 периода:

1. первое воцарение темных сил и царствование семи предшественников антихриста на какой-то части земли,
2. потом исчезновение, отсутствие этого богоборческого режима и
3. опять воцарение уже собственно антихриста.

Ошибочное мнение об этом делало истолкование полностью неверным, потому что основной материал пророчеств, можно сказать, относится к предшествующим антихристу временам, а все истолкователи относили его только к одному антихристову периоду.

Другой такой же ошибкой является взгляд на «блудницу», «жену, сидящую на звере багряном», как на какой-то город с его дворцами, культурой и политическим устройством, когда это (теперь уже общепризнано) является неверная Богу церковь, призванная быть «невестой» Божией, а ставшая сожительницей зверю багряному богоборческому режиму, врагам Христовым. И это заблуждение приводило к бесполезному, даже вредному истолкованию основного содержания Пророчества-Апокалипсиса.

Не менее вредным для понимания смысла Откровения Ап. Иоанна, а через это и других пророчеств, является искаженное толкование первых трех глав, где помещены обращения Божии к семи ангелам Асийских церквей. Л.А. Тихомиров в своем истолковании Апокалипсиса дает во многом более правильные объяснения сравнительно с другими истолкованиями, однако в этих обращениях к церквам находит искаженный, можно сказать, противоположный смысл и на этой ошибке строит свои рассуждения. Говоря об обращениях к ангелам семи церквей он разделяет христианскую историю со времен воскресения Христова на семь периодов, давая им соответствующие этим церквам названия. Но в действительности, как это будет далее объяснено в 6-ой главе, эти обращения направлены не к тем именно церквам, по имени которых называются, и не ко всем периодам Церкви, а относится именно к истории Церкви последнего времени, Это очень хорошо видно при рассмотрении ступеней нисхождения неверной церкви – блудницы.

Эти основные три ошибки, положенные в основание истолкований, делали их неверными, и даже приносящими только вред.

Деление последних времен на три периода хорошо раскрыто в более обширных пророчествах: в речи Христа Спасителя своим ученикам на Елеонской горе о Его Втором Пришествии, помещенной у троих евангелистов: Матфея, Марка и Луки, и в Откровении Ап. Иоанна. У Ап. Павла во 2-ом послании к Фессалоникийцам указывается только два периода, а средний за малой значимостью опущен, т. к. предсказание это направлено в основном для предупреждения о самом последнем и самом страшном засилии зла – царствования антихриста.

Ввиду того, что это послание Ап. Павла более краткое, вначале уделим внимание ему.

Разубеждая Фессалоникийцев, в их ошибочном ожидании скорого пришествия Иисуса Христа Ап. Павел пишет: «Да не обольщает вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет отступление прежде и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 фес. 2, 3-4) Проф. МДА А. Беляев еще до революции в своем труде (А. Д. Беляев. «О безбожии и антихристе», 1898 г.), посвященном истолкованию приведенного текста, доказывает, что «отступление» является не плодом деятельности антихриста – «человека греха», а есть плод продолжительного засилия богоборческих сил, который и должен родить отступление от веры – апостасию, на почве которой и народится поганейший корень зла антихрист. А. Беляев на протяжении всего труда старается доказать, что как написано Ап. Павлом, в порядке очередности придет «отступление прежде», а потом «откроется человек греха». Он делает предположение, что это отступление может произвести приход к власти в России уже распространяющегося в мире марксизма.

Иное мнение высказывает Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его» (О кончине мира, С.-Петербург, 1992 г.). Еп. Игнатий в данном случае имеет ввиду отступление, какое будет наличествовать во дни царствования антихриста, т. к. бороться с отступлением в то время действительно будет уже бесполезно. Но тут опять-таки допущена ошибка: в одно антихристово время объединены два периода: период отступления и период царствования антихриста. Это мнение было всеобщим до ХХ века. Высказывал его и преп. Ефрем Сирин, на мнение которого опирался Игнатий Брянчанинов. Причиной этого была необходимость скрыть под видом таинственных образов вещание о будущих временах до момента их наступления.

«Сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 3-5)

Ап. Павел обрисовывает антихриста как человека, восхитившего славу и честь Самого Бога. Это не есть нечто исключительное: в малой мере такие люди бывали во все времена. Но здесь говорится, что антихрист в храме Божием сядет как Бог. Многие склонны были считать, что он сядет в храме, построенном евреями, где и будет помазан царем всего мира. По слову Спасителя: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Ин. 5:43), так именно и получается, что первыми его примут евреи. Однако об их ли храме говорит Ап. Павел? Его слова созвучны словам Спасителя о «мерзости запустения» стоящей на святом месте, а это уже указывает на Православный храм, а не на еврейский, который святым местом или «храмом Божиим » уже нельзя назвать с момента произнесения слов Спасителя; «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). И слова эти исполнились видимым образом, когда завеса в этом храме в момент распятия Иисуса Христа раздралась сверху донизу. Поэтому вернее считать, что политическую власть сей сосуд дьявола получит с помощью евреев, но своим мерзостным присутствием, безусловно, поспешит осквернить святую православную Церковь.

Относительно иудейского будущего храма, нужно сказать: для объединения евреев и достижения ими политического могущества построение его является для евреев крайней необходимостью, т.к. со времен разрушения их храма они не имеют религии – служения Богу и не являются верными исполнителями закона Моисея: они более уже никогда не приносили жертвы «Богу», что является неотъемлемой частью их богослужения и исполнения закона. Они не имеют того, вокруг чего должны все объединяться. Построение ими храма может являться признаком того, что пришло время воцарения мошиаха-антихриста. Но все же он сядет не только в этом храме, как Бог, но во всех религиях, и в первую очередь в православной, которой должно быть святым местом: «Мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте» (Мф. 24:15).

Ап. Павел в данном месте своего послания очень красочно обрисовывает личность антихриста, называя его беззаконником, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего опасения» (2 Фес. 2, 9-10). Его «знамения» и «чудеса» отличить от истинных, по-видимому, будет нелегко. Об этом же времени говорит Спаситель: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Предсказания эти даны явно для того, чтоб верные чада Божии, не находя иных средств опровержения ложных чудес, руководствовались этим предупреждением. Слова Ап. Павла о приходе его «со всякою силой» созвучны словам Откровения о звере с семью головами: «И дал ему дракон силу свою, и престол свой и великую власть» (Отк. 13:2), так что скажут: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?» (4). 3десь ясно говорится не о политическом могуществе, названном словом «сила», но именно о личной дьявольской силе творить чудеса, и о силе влияния на души человеческие. Если разного рода «экстрасенсы» и лечащие «молитвой» во славу свою, каковым несть числа, могут производить такие сильные воздействия на психику и организм человека, то духовное могущество последнего «экстрасенса», видимо, будет во сто крат сильнее. Преп Нил Мироточивый также говорит об этом: «Тогда он захватит власть над миром, начнет властвовать и над чувствами».

Глубокая тайна сокрыта также и в следующих словах Ап. Павла. «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (7).

«Тайна беззакония». Воцарение дьявольского беззакония Апостол назвал тайной, а подготовку к нему словами «уже в действии». Действительно в этом очень много непостижимого для нас: тайной остается попущение Божие прийти ему к власти, непостижима для нас сущность отца лжи и сплетение его с человеком греха, а также попущение этой голгофы человечества разгулу лжи и зла и как следствие невыносимой скорби, которую можно назвать предсмертной агонией. Спаситель незадолго до своих крестных страданий говорил при исцелении слепорожденного: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). Как Спаситель на Голгофе более не являл чудес, так и в последние дни человечества, по предсказанию святых, от Божиих людей чудотворений не будет; в то время, как слугам дьявола будет попущено совершать лжечудеса. И это для человека остается тайной.

И таким образом «тайной беззакония» Ап. Павел назвал не духовное состояние мира или народа, а силу «в действии», т.е. отошедшую от Бога часть богоизбранного народа с беззаконными замыслами и делами.

«Удерживающий» воцарение антихриста понимался по разному. Древние святые считали «удерживающим» власть Римских императоров, иные разумели Благодать Святого Духа, которая должна была отходить от мира из-за впадение человечества в бездну беззаконий. В последнее время стали считать Удерживающими Российских императоров, как главных защитников Православия. У преп. Нила Мироточивого есть такие слова об этом: «Ей, оживится (антихрист) при обнищании мира, но что за обнищание такое постигнет мир? Много видов этой нищеты, которая будет окружать и как бы охватывать постепенно мир. Во-первых, обнищает мир любовью, единодушием, целомудрием; во-вторых, обнищает каждое селение и град от подвластности своей, главенствующие лица удалятся от града, села и округа, так что не окажется никакого главенствующего лица ни в граде, ни в селе, ни в округе. Также и Церковь почти обнищает от главенства духовных властей. После сего обнищания «иссякнет любы многих» «Удержай от среды ят будет» и родится нечистый от чрева нечистоты». (Посмертн. вещ. пр. Нила Мvрот. 1912 г.)

Итак, по слову Преподобного «удерживающий» есть законные гражданские власти и в то же время благодатное нравственное, а не богоборческое состояние мира, Благодать Святого Духа.

Далее Ап. Павел пишет, указывая причину попущения этого великого зла: «Они не приняли любви истины, для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2 Фес. 2: 10-12).

Насколько мир возлюбил неправду, теперь видно каждому. И что может ожидать для себя тварь, восставшая против своего Творца и Источника жизни? О верховодителях этого восстания Ап. Павел пишет: «Беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст своих и истребит явлением пришествия Своего» (2,8).

В этом кратком пророчестве Апостол вместил фактически все характерные черты последнего времени. У него только ввиду краткости изложения упущен менее значимый для Апостола средний период последних времен. Первый период отмечен словом «отступление» и более подробно обрисовано явление антихриста – человека греха.

Источник

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) рассказал об истинных причинах церковного раскола, судьбе Церкви и Ее будущем.

апостол павел о будущем

Главная тема всех книг Священного Писания – спасение человека.

Ветхий Завет приоткрывает нам Истину и обещает спасение, Новый Завет уже показывает воплощенную Истину и осуществление спасения.

Четвероевангелие, входящее в состав Нового Завета, посвящено жизни и деяниям Христа, Спасителя всего человечества, а Деяния и Соборные Послания святого апостола Павла говорят об осуществлении спасения в Церкви, о Ее создании, границах, о том, какой Церковь должна быть.

Именно о Церкви Христовой больше всего заботился св. апостол Павел, переживал, болел и попечительствовал.

В некоторых его Посланиях, помимо пламенной веры, горячего сердца, радости от Божественного вдохновления, можно увидеть грусть, сокрушение и разочарование.

Слово «умоляю» звучит довольно часто из уст одного их величайших учителей Церкви.

Одно из подобных его обращений наполнено столь сильными эмоциями, переживаниями, что представляет собой по сути крик души по поводу разногласий, возникших среди христиан города Коринфа, содержит мольбу к крестившимся идти дальше путем спасения, не отступая от Истины:

«Умоляю вас, братия, – пишет он, – именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

Апостол Павел пробыл в Коринфе полтора года. Именно здесь его проповеднический талант раскрылся в полную силу.

Он много и самоотверженно трудился. Работа с жителями приморского, легкомысленного города, погрязшего в развлечениях, была чрезвычайно тяжелой, но, на удивление, тут откликнулось на проповедь большее количество сердец, нежели в других городах, где проповедовал апостол.

Число христиан быстро увеличивалось, однако они нуждались в постоянном попечении и углублении веры, ибо многие были, подобно каменистой почве из притчи о сеятеле, поверхностны и неглубоки: «…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мф. 13:5–6).

Данные слова притчи относятся к людям, слушающим Слово Божье и сразу же с радостью принимающим его, однако ненадолго. В этих людях нет корня, они слабы и непостоянны. И при первых же скорбях и испытаниях так же быстро гаснут, как и загораются.

Основным поводом для написания письма жителям Коринфа были дошедшие до апостола слухи о спорах и серьезных разногласиях внутри созданной им общины:

«Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры».

Такие серьезные испытания впервые случились в деятельности апостола Павла. Противодействие и разлад шел не извне – от гонителей христиан, а из самой Церкви, людей, знавших об Истине, но не познавших ее и в результате отвергающих Христа, противящихся Истине и подрывающих единство изнутри.

В своем Послании апостол прямо осуждает лукавые стремления некоторых братьев, постоянно спорящих и прикрывающихся богословской любознательностью, но имеющих целью не познание истины, а превозношения над другими христианами, ищущих суетной славы:

«Я разумею то, что у вас говорят: ‟я Павлов”; ‟я Аполлосов”; ‟я Кифин”; ‟а я Христов”. Разве разделился Христос?»

Разнообразие мнений среди христиан неизбежно. Человек, по слову свт. Василия Великого, предназначен к непрерывному совершенствованию, его настоящее и будущее всегда должны быть лучше прошедшего.

Так в чем же различие между неизбежными и естественными для христиан разногласиями, разномыслиями и ересью и расколом? О чем предупреждал апостол Павел, о каком грехе был его крик?

Этот грех – гордость, который и один делает нас врагами Богу, писал свт. Василий Великий.

Этот грех – превозношение над другими христианами.

Гордость извращает сознание человека, мудрое в его глазах выглядит неразумным, доброе – злым и наоборот. Вся мудрость мира сего построена на человеческой гордости. Мудрецы и философы, не познавшие Христа, превращают одну из наивысших христианских добродетелей – исповедование истины – в величайший грех сопротивления истине. Христиане, ставящие себя выше других, исполнены пагубного греха гордости, который делает человека безумным:

«Ибо написано: ‟погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”… Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Человек обладает единственной земной добродетелью – верное использование Божьих благ и даров. Все прекрасное и положительное, разумное и доброе, что есть в мире, в нашей жизни, принадлежит Богу и происходит от Него. И держится человек на земле только милостью Божьей.

Христианство открывает человеку путь к познанию премудрости Божьей. Она непознаваема в силу ограниченности человеческого естества, но приближение к ней возможно. Приближение состоит в нашем самоотречении, вольном самоуничижении и вмещении в меру своих сил вольного уничижения Сына Божия, которым мир был искуплен от греха:

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».

Таким образом, настоящий христианин никогда не превозносится и не считает себя лучше и достойнее других, в его глубочайшем смирении соединены преданность воле Божией, верность Богооткровенной истине до конца, любовь к ближним, которая является как прямым выполнением воли Божией, так и ответом на те благодеяния или обиды, которые мы от других получили промыслительно с целью нашего совершенствования и становимся благодаря личному уничижению, самоотречению и добровольной любви вольными участниками уничижения Сына Божия.

И тогда самая острая обида делается самым великим благодеянием:

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было как написано: ‟хвалящийся хвались Господом”».

Сегодня, как и тысячи лет назад, каждый сам делает свой выбор: заблуждаться или защищать истину. Где превозношение, алчность и гордыня, там нет истины, ее следует искать в смирении и любви.

Церковь с самого своего основания является хранительницей и защитницей Богооткровения, стоит на страже чистоты веры.

Церковь – это искреннее единство в вере на всю жизнь, а не ситуативное объединение под интересы, моду или настроение.

Церковь – это врата в вечность, только в Ней возможно чистосердечное искание истины, которое является одним их высших способов прославления Бога и неизменной обязанностью каждого христианина.

Записала Наталья Горошкова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *