апостол павел в коринфе

Пребывание в Коринфе и Никополе

Во время этих переходов ап. Павла встретил нарочито искавший его Ераст из Коринфа. Он упросил св. апостола посетить и его родной город, в котором также чувствовалась нужда в его личном присутствии. Так ап. Павел в начале осени 64-го года прибыл в Коринф, – большой торговый город, где сталкивались по различным побуждениям жители всех тогда известных стран. Он представлял собой довольно обширное поле для деятельности христианского проповедника. Но вместе с тем в нем было много и элементов, вредных для успешного насаждения среди его жителей христианской веры и благочестия. Об этом дают нам ясное понятие первое и второе послание ап. Павла к коринфянам, а равно и повествование «Деяний» о двукратном пребывании его в этом городе. И в это последнее свое пребывание ап. Павлу пришлось много потрудиться при водворении мира и христианского единодушия между членами коринфского христианского общества. Теперь прежние партийные споры усилились еще более после того, как увеличилось число членов, среди которых стали появляться люди, искавшие в христианстве удовлетворения то своим философским стремлением, то низшим инстинктам своей природы. Эта шаткость и неустойчивость коринфского общества в христианских истинах осталась и после посещения его ап. Павлом. Оно заявило себя с плохой стороны в истории церкви и еще раз уже после ап. Павла. Так Климент, ученик апостола, писал к коринфянам нарочитое послание из Рима в котором и увещевал их твердо держаться преданного им от апостолов христианского учения.

Несомненно однако, что ап. Павел, замечая ненадежное состояние коринфского общества, пробыл среди него довольно продолжительное время. По крайней мере, временем его отбытия отсюда нельзя указать более раннее, чем конец осени или начало зимы 64-го года. В послании к Титу на о. Крит, он пишет, что собирается провести зиму в городе Никополь, и туда зовет к себе этого своего ученика.

Но что побудило ап. Павла написать Титу это послание и провести зиму в незначительном городке? – Это побуждение заключалось в решении апостола отправиться в Рим лишь только откроется морская весенняя навигация. Это решение созрело у апостола не вдруг, но по мере того, как приходили известия из Рима. Если прежде он не счел возможным и нужным отправиться на место гонения, то теперь его соображения изменились. Он узнал, что гонение в Риме постепенно стихло, что народные страсти успокоились и кровожадные инстинкты пресыщены и удовлетворены: в римском обществе появилось даже некоторое сожаление к несчастными, погибшим христианам. С другой стороны оставшиеся немногочисленные христиане были в неутешном горе. Многие из них лишились своих родственников и знакомых, много осталось вдов и сирот, и все вообще были без руководителей в своей духовной жизни, так как необходимо допустить, что представители христиан: епископы, пресвитеры и диаконы ранее других верующих подверглись во время гонения преследованию разъяренной толпы. Поэтому если когда и где нужен был ап. Павел, то именно в Риме и теперь. Он был нужен здесь как восстановитель христианской общины, нужен был как утешитель и как проповедник вообще. Апостолу нельзя было не знать этого; как невозможно было для него при его ревности не быть в Риме, где он был так нужен. И он решил при первой возможности отправиться туда. А так как он уже пропустил время удобное для мореплавания, и так как надеялся принести и здесь некоторую пользу своей проповедью, то он определил, провести зиму в приморском городке Никополе, где христианство, по всей вероятности еще не было проповедано.

Остановившись на этом решении ап. Павел и пишет из Коринфа Титу: ты знаешь, что я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил там, что осталось недоконченными за поспешностью моего отбытия оттуда. Но с того времени прошло уже более года, и ты, вероятно успел сделать то, что сделать было необходимо. Ты за это время успел, конечно, не только поставить по всем, городам Крита пресвитеров, но и избрать себе достойного преемника, который бы мог управлять критской церковью самостоятельно. Зная сам, ты и другим показал, как должно обращаться с заблуждающимися. Но кроме этого прими во внимание и передай кому следует, и наставления этого моего послания. Пусть критяне будут в состоянии самостоятельно руководствоваться в своей духовной и церковно-общественной жизни. Сам же ты нужен мне, а потому я прошу тебя, как просил ранее остаться на Крите, прошу поспешить прийти ко мне в Никополь. Всю эту зиму я проведу в этом городе; только ты постарайся застать меня здесь. А до этого времени ты займись критским обществом, чтобы оставить его в надежном состоянии. Впрочем об этом особенно не беспокойся; я пришлю к тебе Артема или Тихика, который и займет твое место и примет на себя твои обязанности; – так можно передать своими словами послание ап. Павла к Титу.

Написав послание к Титу и отправив его вероятно с Зиной и Аполлосом, находившимися при нем в Коринфе, сам апостол решил наконец, выбыть из этого города. Он, как убедился сам из предыдущего своего опыта, полагал, что личное присутствие для исправления заблуждающихся и для руководства несовершенными, не всегда бывает самым лучшим средством. Иногда и издали можно руководить также хорошо, как и вблизи; это, по крайней мере, он испытал на себе, когда ранее, медля идти в Коринф, воздействовал на его христианское общество через свое первое и второе послания. Так, может быть, и теперь он уходит из Коринфа, не доведя его общества до желанного совершенства; уходит в Никополь, чтобы и здесь начать христианскую проповедь. За коринфян же он мог и не опасаться особенно. Кроме того, что Никополь был недалеко от Коринфа, апостол оставлял здесь одного из своих верных и опытных учеников. В Коринфе оставался Ераст ( 2Тим.4:20 ). Этот Ераст, будучи до своего обращения в христианство казначеем в Коринфе ( Рим.16:23 ), после обращения сделался постоянным спутником ап. Павла ( Деян.19:22 ) и разделял его труды во время последнего пребывания в родном Коринфе. А когда апостол счел за лучшее и необходимое выйти из Коринфа, то Ераст не без апостольского согласия остался здесь. Он, по плану апостола, как опытный христианский наставник и проповедник, и как уважаемое лицо среди коринфских жителей, должен быль быть достойным апостольским заместителем. Кроме того ап. Павел снабдив Ераста особыми наставлениями и советами, как он делал это, оставляя Тита на о. Крите и посылая Тимофея в Ефес.

Город Никополь, куда прибыл ап. Павел, находился на Берегу глубокого залива и отличался обширной торговлей. Благодаря этой обширной торговле и многочисленности народонаселения, Никополь быль как бы центром окружного язычества, которое и было в нем особенно твердым. Начинать здесь проповедь христианства приходилось с особенной осторожностью; а ожидать осязательных плодов ее можно было только спустя значительное время и притом только после многих трудов и усилий. Конечно и здесь были иудеи, как были иудейские прозелиты и пришельцы врат; через них было всего удобнее для ап. Павла начать свою проповедническую деятельность. Но даже и эта ступень была небезопасна для христианского проповедника теперь, когда еще из памяти жителей не изгладились впечатления римского гонения по поводу тамошнего пожара. Так что ап. Павел, прибыв сюда, не сразу выступил проповедником христианства со всей свойственной ему ревностно. Не мало времени потратил он. на предварительное ознакомление с самым городом и еще более с его жителями. И только убедившись, что нашел в их сердцах достаточно удобную почву для христианской религии, он приступил к самой проповеди. Но едва-ли он имел значительный успех. Слишком крепка была здесь. языческая религия; здешние жители были слишком заняты посторонними интересами, особенно торговыми и слишком были далеки от сознания своей греховности, от жажды искупления, от сознания необходимости благодатного возрождения из своей прежней греховной языческой жизни. Да и сам апостол употреблял не особенно большие усилия на свою проповедническую деятельность. Его душа более стремилась в будущее или покоилась на прошедшем. В прошедшем. она, видела основанный им по всем странам христианские общины, а в будущем – Рим, римское незначительное теперь христианское общество, продолжавшее скорбеть о своих сочленах, мученнически окончивших свою жизнь и с победными венками перешедшими в царство Господа И. Христа. И сам апостол нередко воображал себя на месте этих последних и желал поскорее умереть и быть со Христом. Поэтому он с нетерпением ожидал окончания зимы и начала мореплавания. Он послал уже, как и предполагал, Тихика пли Артема к Титу, и со дня на день ожидал к себе этого последнего. Но едва-ли дождался. Вернее всего предполагать, что Тит так и остался на Крите, думая только впоследствии придти к апостолу уже прямо в Рим. В Никополь он не мог поспеть до окончания зимы; – когда было возможно плавание по морю, тогда к нему еще не приходили посланные от ап. Павла, тогда он еще не успел укрепить и устроить христианское общество среди критян, среди этих «жрецов, злых зверей и ленивых утроб»; а когда прибыли посланные, когда он мог поручить им заботу о критской церкви, тогда уже окончилась морская навигация по случаю зимнего времени. С открытием же навигации можно было наверное рассчитывать, что уже нельзя застать апостола в Никополе.

Таким образом ап. Павел, не дождавшись Тита, выбыл из Никополя, лишь только отсюда отправился первый корабль в Рим при наступлении весны. В новооснованном христианском обществе он оставил кого-нибудь из своих спутников, или просто поручил его заботам и вниманию соседней ближайшей коринфской церкви. Что сталось по отбытии апостола с церковью Никополя, как она росла и усовершенствовалась, судить об этом нет никаких исторических данных. Теперь на месте прежнего богатого славного Никополя стоит незначительная деревенька Палеопревез, – жалкие развалины прежнего величия.

Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Источник

Тайны Библии: Апостол Павел в Коринфе.

апостол павел в коринфеапостол павел в коринфеапостол павел в коринфеапостол павел в коринфеапостол павел в коринфеапостол павел в коринфе

апостол павел в коринфеВ тысяча восемьсот девяносто пятом году при раскопках в греческом городе Коринф группой американских археологов были найдены фрагменты надписи, первоначально располагавшейся над дверным проемом одного из домов города. Обнаруженные фрагменты наддверной надписи были сложены вместе и выяснилось, что надпись на них составляет два слова: «Синагога Евреев». Возраст находки позволял предположить, что это была вывеска той самой коринфской синагоги, упоминаемой в Библии где долгое время проповедовал апостол Павел.

Комментарий эксперта:

Во время своего второго миссионерского путешествия Павел прибыл в Коринф, где он трудился полтора года Свою проповедь в городе Апостол Павел решил начать с еврейской синагоги. В течение нескольких недель он выступал там с пламенными речами. Об этом свидетельствует книга Деяний святых апостолов. В её восемнадцатой главе мы читаем: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов».

Археологические исследования продолжались и 1929 году Археолог Американской школы археологии, профессор Шир, руководивший очередной экспедицией в Коринфе, обнаружил фрагмент каменного тротуара с выбитой на нём надписью, которая гласила: «Этот тротуар за свой счёт положил Ераст, хранитель общественного имущества». Возраст находки датируется первым веком нашей эры. Перед учёными встал вопрос: Чьё имя было увековечено таким необычным способом? Ответ был получен из Библии.

Комментарий эксперта:

Оставив Афины, Павел пришел в Коринф, где ему необходимо было как то обеспечивать себе возможность существования. Он поселился у некоего Акилы и его жены Прискиллы, которые, как и Павел, ремесленничали изготавливая палатки и паруса. Довольно скоро два эти имени в станут в ряд ближайших сподвижников Апостола. Вскоре и в городе образовалась христианская община – Коринфская Церковь Из Коринфа, Апостол писал своим братьям и ученикам в другие города. Нередко в этих посланиях встречаются имена людей или названия мест. В письмах он передаёт приветствия и поздравления от членов коринфской общины. Так, в шестнадцатой главе послания к Римлянам Павел пишет: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель».

Сопоставив факты учёные получили возможность с высокой долей вероятности утверждать, что на каменном фрагменте тротуара было выбито имя именно того Ераста, о котором писал апостол Павел. Научное доказательство пребывания Апостола в Коринфе не ограничиваются двумя этими находками. В восемнадцатой главе книги Посланий Апостолов рассказывается о том, как иудеи, разозлённые успешной проповедью Павла, напали на него и силой отвели на суд к проконсулу Галлиону – губернатору Ахайи, к которой административно принадлежал и Коринф: «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище».

Комментарий эксперта:

Знаменитые Евангельские строки апостола Павла о любви вот уже больше двух тысяч лет трогают нас своей простотой и необыкновенной глубиной : «Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит…» Эти слова ученик Христа адресовал христианам города Коринфа. В корпус Нового Завета обращения апостола Павла к коринфским братьям по вере вошли как Первое так и Второе послания к Коринфянам.
Уходя из Коринфа, где он провёл около двух лет, апостол Павел уносил в своём сердце любовь к юной Коринфской Церкви. Помня о тех, кого оставил ради дальнейшей проповеди Христа, он будет поддерживать их издалека, и отправлять свои послания любви, которая «долготерпит и милосердствует».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Первое послание к Коринфянам

Основание церкви Коринфской

Повод к написанию послания и обстоятельства, при которых оно написано

Время и место написания Послания

Из обозрения обстоятельств, в которых написано послание, видно, что оно написано в Ефесе. Впрочем, об этом говорит весьма определенно и само послание. «Не хочу видеться с вами теперь мимоходом, – пишет Апостол в Коринф, – а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь повелит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» ( 1Кор. 16:7, 8 ). Итак, он пишет свое послание к Коринфянам из Ефеса. 42 Самое написание послания относят обыкновенно к концу пребывания Павлова в Ефесе, именно к 57-му или к 58-му христианской эры. 43

В апостольское время город Коринф был столицей южной Греции, сделавшейся при Юлии Цезаре римской провинцией под именем Ахайи, и отличался столько же своим богатством, обширной торговлей, а также науками и искусствами, сколько и грубой безнравственностью, которую брала под свое покровительство сама религия. В храме Афродиты Пандемосской открыто творились всякие мерзости, а частная жизнь разноплеменных обитателей Коринфа, стекавшихся сюда ради торговых и всяких других целей, столь была распущена, и эта распущенность столь была общеизвестна и обычна, что «жить по-коринфски» на тогдашнем языке означало «жить распутно».

Сия благочестивая и гостеприимная чета первоначально жила в Риме, но принуждена была оттуда удалиться со всеми прочими иудеями вследствие обнародованного повеления императора Клавдия.

Некоторых поименно называет сам Апостол в своих посланиях, напр., Стефана, семейство которого было начатком Ахайи, Фортуната и Ахаика ( 1Кор. 16:15, 17 ), также Терция, бывшего переписчика послания к Римлянам, Гайя странноприимца, Кварта и других ( Рим. 16:22, 23 ).

Но конец пребывания апостольского в Коринфе ознаменовался некоторым прискорбным событием, которое, собственно, и заставило Св. Павла удалиться из этого города, чтобы идти на проповедь в другие города и страны. Раздраженные успехами проповеди апостольской иудеи «напали единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты сверх дозволенных законами римской империи вероисповеданий. Это было в проконсульство известного своим благородством и образованностью Галлиона, брата Сенеки и дяди поэта Лукана. Когда Павел хотел открыть уста для защищенной речи, Галлион сказал иудеям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идет спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьей в этом. И прогнал их от судилища». Дело этим, однако же, не кончилось. Услыхавши решение проконсула, презиравшие евреев эллины устремились на них в той же судебной палате: схватив главного вожака возмущения Сосфена, начальника синагоги, «они били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился этим». После такого возбуждения страстей и озлобления иудеев Павел, хотя и пробыл еще довольно дней в Коринфе, но простился все-таки с братьями и отплыл в Сирию (с ним и Акила и Прискилла). Вышеозначенного Сосфена отнюдь не нужно смешивать с тем, о котором говорил Апостол в послании своем к Коринфянам ( 1Кор. 1:1 ). Имя Сосфена было в большом употреблении, и потому многие лица могли носить его.

В первый раз, по рассказу Деяния Апостольских, он является в городе Ефесе после того, как выбыл отсюда Св. Павел по прибытии своем из Коринфа. Встрече их помешало то обстоятельство, что тогда нужно было Св. Павлу спешить в Иерусалим на праздник Пасхи, хотя Ефесяне и просили его побыть у них долее. Обещавши опять к ним возвратиться, если будет угодно Богу, Св. Павел отправился все-таки из Ефеса, остались же вместо него Акила и Прискилла ( Деян. 18:19–22, 24 ). Когда Апостол в отсутствие Павла пришел в Ефес, то «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоне. Услышав его Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахайю, столицей которой был Коринф, то братья ефесские послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. Ибо они сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая писанием, что Иисус есть Христос». Так говорит книга Деяний об апостольской ревности знаменитого сотрудника Павлова Аполлоса на утверждение церкви Христовой в Коринфе, насажденной трудами великого Апостола языков! ( Деян. 18:24–28 ).

План был такой, чтобы отплыть на корабле прямо из Ефеса в Коринф, обойти потом сухим путем церкви Македонские, переправиться морем опять в Коринф, и оттуда морем же в Иудею до Иерусалим ( 2Кор. 1:15, 16 ).

Тимофей отправился туда в сопровождении Ераста, городского казнохранителя в Коринфе. Сам же Павел остался на время в Асии ( 1Кор. 4:17 ; Деян. 19:22 ).

По всей вероятности, остановило его благородное опасение, как бы своим возвращением не послужить еще к большему раздору Коринфян, ибо одни из спорщиков и состязателей стали уже открыто прикрываться в своих мнениях именем ученого и красноречивого Аполлоса ( 1Кор. 1:12 ).

Нельзя было тотчас же идти самому Апостолу Павлу на место коринфских нестроений, хотя, по его же сознанию, не грядущу ему там разгордешася нецыи ( 1Кор. 4:18 ). Ибо, с одной стороны, в Ефесе продолжала быть для него отверстой великая и высокая дверь благовестия, и противников было много, так что церковь тамошнюю оставить было нельзя; наскоро же и мимоходом побывать в Коринфе Апостолу совсем не хотелось, по малополезности такого путешествия ( 1Кор. 16:9, 7 ). С другой же стороны, и свидание его с Коринфянами при текущих обстоятельствах могло быть только крайне тягостным – как для него, так и для них самих. «Я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу… Чего вы хотите? с жезлом ли прийти к вам» ( 1Кор. 4:19, 21 ). Вот каково было настроение Апостола.

На помощь Тимофея, предварительно посланного в Коринф, Св. Апостол Павел также много надеялся и даже счел нужным написать об этом Коринфянам ( 1Кор. 16:10, 11 ). Дальнейшие обстоятельства так, однако же, потекли, что Апостолу пришлось, вопреки своим планам, гораздо раньше удалится из Ефеса. Тогда он, по заранее начерченному плану, направившись к Коринфянам чрез Македонию ( 1Кор. 16:5, 6 ) и встретя здесь Тимофея, еще не достигшего Коринфа, написал с дороги из Македонии второе послание к Коринфянам, пока наконец сам не прибыл в Коринф.

Что не в первое кратковременное свое пребывание в Ефесе, на возвратном пути из второго путешествия ( Деян. 18:19–21 ), написал Апостол свое послание, видно из того, что тогда не было еще в Ефесе Аполлоса, при написании же послания он там уже был и докладывал Апостолу о Коринфянах ( 1Кор. 16:12 ). Значит, писал он им тогда уже, когда пришел в Ефес во второй раз, т. е. во время третьего своего путешествия. А что довольно побыл он в сем городе еще до написания послания, видно из того, тчо «с силой уже возрастало там и возмогало слово Господне», и лишь только после сего он стал, по рассказу Деяний Апостольских, собираться чрез Македонию в Ахайю до Коринфа вследствие разных, как мы знаем, недобрых слухов о Коринфянах; но потом рассудил послать туда предварительно Тимофея с Ерастом ( Деян. 19:20, 21 ).

Есть возможность определить даже время года, когда написано послание. По некоторым признакам видно, что Апостол рассчитывал, что послание его в Коринф будет доставлено к Пасхальному времени ( 1Кор. 5:7, 8 ); к Пятидесятнице же он ждал возвращения к себе Тимофея ( 1Кор. 16:8–12 ). Таким образом, с посланием отправились из Ефеса приблизительно в начале марта. Около того же весеннего времени оно, конечно, и было написано Апостолом.

Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Источник

Труды св. ап. Павла в Коринфе и Первое послание его к тамошним христианам

Община христиан в Коринфе, во дни Апостольские, была видным центром вновь нарождавшейся тогда Церкви Христовой. Этим значением своим, в ряду прочих общин христианских, больших и малых, составлявших в совокупности своей единое тело церкви, община Коринфская, обязана была всецело великому Апостолу языков, Павлу, который и личным трудом и писаниями служил ей, созиданию. Прекрасным памятником этой созидательной работы, остались два его послания к Коринфским христианам, из которых первое особенно замечательно. При чтении его, ярко выступает светлый облик неутомимого в труде Апостола Христова, припоминаются ясно его болезни и труды подъяты во благовестии Христове.

С именем Коринфа, в истории древнего мира известны два города, существовавшие на одном и том же месте один после другого. Первый Коринф служил центром дорической республики. Он занимал место Спарты и Афин, когда эти последние, один за другим, утратили свою гегемонию и, стоя во главе знаменитого Ахейского союза, был гордостью и славой Эллады. Он известен нам именами героев Периандера, Фукидида и Тимолеона и своим замечательным архитектурным стилем, известным и теперь под именем Коринфского, своими украшениями на колоннах, называемых в нашей архитектуре колоннами коринфского ордена (стиля). За полтора почти столетия до Р. Хр., Коринф был разрушен с поразительной, даже для того, не отличавшегося вообще гуманностью, времени, жестокостью, Римскими полководцем Муммием (146 г. до Р. Хр.). Это случилось спустя полстолетия после того, как Фламиник объявил в 196 г. до Р. Хр. в Коринфе независимость Эллады, вслед за поражением Филиппа в Кинокефалах. Рим, порабощая Грецию, обратили в развалины этот памятник греческой народности и культуры.

Сто лет Коринф лежали в развалинах, пока его чрезвычайно удобною местностью не воспользовались Римские колонизаторы. Юлий Цезарь заметили важность позиции, занимаемой Коринфом, и на развалинах его построил новый город, который кроме древнего названия стал именоваться еще и колошей Юлия Цезаря (Colonia Julii Caesaris).

Благодаря самому разнообразному населению, Коринф представлял смесь культуры и нравов почти всех народов Mиpa. Он не имел того единства, в культурном и нравственном отношении, каким обладали другие соседние с ним города, например, Афины.

И вот на этом рынке Mиpa раздался голос Евангельского учения в самом разгаре житейской сутолоки. Он и должен был зазвучать здесь в особенности, дабы через народы посещавшие город огласить все концы Mиpa от «Иудеи и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1: 8 ).

Сюда, в эту разношерстную толпу, направился апостол Павел во второе свое благовестническое путешествие. И шумный город оглашен был Евангельскою проповедью, тихой но всепокоряющей, пред которой везде мало по малу смолкал шум роскошной безнравственной жизни.

Прежде чем посетить Коринф, ап. Павел побывал в Галатии и Македонии. Устроив христианские общины в Филиппинах, Фесалонике и Верии он пришел в Axaю и в Коринф очутился после Афин. Гордые, своею ученостью и неспособные к восприятию истины, Афины не привлекли к себе апостола и он счел напрасным для себя трудиться в Афинах, зная, что еще много предстоит ему труда в Mире, а времени для этого труда было слишком мало. Он устремился в Коринф. Здесь ждал его тоже тяжелый труд, но с более богатым результатом чем в Афинах.

Здесь ему пришлось провести почти два года.

Исторически точно установить это время трудно, имея множество разноречивых указаний многих историков. 2 Но дело не в хронологии событий, т.к. мы не пишем исторического исследования. Для нас важно не то, когда именно Апостол прибыль в Коринф, но что он делал там.

Измученный телесными немощами, но кроткий духом, Павел не потерялся среди городского шума и с мудростью настоящего философа составил безошибочный план действий. Не желая есть хлеб даром ( 2Фес. 3:8 ), грозно обличая тунеядство (—10—11), Апостол позаботился о приобретении себе пропитания. Зная ремесло строения палаток, он стал заниматься им, по его собственному выражению, «ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого ( 1Фес. 2:9 )». Ища себе пристанища и постоянной работы, Павел нашел одну добродетельную чету евреев Акилу и Прискиллу и поселился в их доме. Акила занимался тем же трудом, что и Павел и имел мастерскую палаток. Он был родом из Понта (Черноморского побережья), жил в Риме, но оттуда изгнан был по декрету Клавдия (52 г. до Р. Хр. приблиз.), коим изгонялись из столицы евреи. По вере эта чета была христианской, т. к. Деяния Апостольские не говорят нам ничего об обращении этой семьи. Вероятно потому так скоро и сблизился с нею Павел и не расставался потом во время дальнейших путешествий и духовно и телесно. Во время пребывания Павла в Ефесе там был и Акила и в его мастерской Павел трудился как и в Коринфе.

Работа доставляла скудный доход, но Павел трудился усердно не желая принимать поддержки от христиан, не смотря на их готовность помогать ему и право свое как апостола и как ревностного работника, несмотря даже на то, что приходилось жить буквально впроголодь. Кое как склонившись на предложение и мольбу любивших его церквей, принял от них помощь, Апостол и на будущее время воздержался от принятия помощи от коринфской общины, опасаясь, чтобы кто не упрекнул его, как и других проповедников, что он ищет собственных выгод. (См. Деян. 20:34 ; 1Кор. 4: 11, 12; 9:12 ; 2Кор. 7:2; 11:9 ; 1Фесал. 2:9; 2Фесал. 3:8; Филип. 4:15 ).

Акила, приняв Павла в соучастники ручного труда, сделался сам соучастником его благовести Евангельского. Но в этом деле, еще большею ревностью отличалась жена Акилы Прискилла. И в этом нет ничего удивительного, что жена трудилась в благовести, более мужа. Женщины принимали самое видное участие в трудах благовести. Они сопровождали Христа, первыми возвестили Mиpy весть о Его воскресении, сообщив ее апостолам, и были неутомимыми Апостольскими спутницами, деятельными участницами их трудов. И ценя высоко заслуги Прискиллы, Павел в своих посланиях упоминает о ней прежде её мужа ( Римл. 14:3 ; 2Тим. 4:19 ; Деян. 18:18 ). Она всеми силами облегчала великий труд Павлов.

Начался этот труд с иудейской синагоги, т. к. Евангелие надлежало быть проповедано прежде «народу избранному». Так делал Христос. Проповедуя иудеям Евангелие Царствия Божия, Он и Апостолов посылал прежде всего туда: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израиля». (Ев. Матф. 10:6 ). Беседуя с женой Хананеянкой (Ев. Матф. 15:24–26 ; Марк. 7:27 ), Он уклоняется от миссии у язычников и говорить о посланничестве Своем к детям –сынам Царствия–иудеям. Но когда эти сыны Царствия оказались недостойны, Христос отвергает их. Притчами о непослушных сыновьях и неблагодарных виноградарях (Ев. Матф. 21:28–44 ), Он, наглядно показывая пренебрежение иудеев проповедью Евангелия, высказывает справедливый суд: «отнимется от вас царствие Божие, и дано будет народу приносящему плоды его» (–21, 43). Вспомним еще притчу о званных на вечерю и не восхотевших прийти (Ев. Матф. 22:1–14 ; Лук. 14:16–24 ). Ожесточение сердца иудеев вынудило Христа перенести благословение Божие на язычников.

Так же точно и апостолы начинали проповедь Евангелия с иудеев, а когда те не принимали ее, обращались к язычникам. «Вам первым надлежало быть проповедано Слово Божие», говорили Павел и Варнава иудеям, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам ( Деян. 13:46 ).

Так и Павел, хотя и просвещал светом Евангелия преимущественно языческие страны, однако начинал в них проповедь с иудеев. И проповедуя Евангелие в Коринфе, он начал с иудейской синагоги. Хотя проповедь его вначале и увенчалась успехом, обращением ко Христу начальника синагоги Криспа, но ожесточение иудеев против Христа было так велико, что Павел принужден был покинуть синагогу.

Он перенес свою аудиторию в соседний с синагогою дом Иуста, христианина обращенного из язычников. Сюда стал сходиться большими толпами коринфский народ, среди которого как электрический ток пробежала весть о новом проповеднике и необычном характере его дивной проповеди. Дом Иуста всегда был полон народа и Павел неутомимо проповедовал, имея многих помощников. Кроме Прискиллы и Акилы, и других сильных верою христиан, с Павлом были Апостолы: Сила, пришедший в Коринф из Beрии и Тимофей–из Фесалоник. Эти спутники Павла помогли ему в устройстве новонасажденных христианских общин. Когда вследствие ненависти иудеев, Павел принужден был покинуть города Македонии ( Деян. 17:13, 14 ), Сила и Тимофей остались там и вызванные теперь Павлом в Коринфе, они принесли ему добрые вести и дары от Филиппийской общины, посланные от чистого сердца, за что потом Павел, в послании к этой общине, благодарил: «Вы знаете Филиппийцы, писал он, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних (Филипп. 4: 15)».

Эти дары несколько облегчили трудность существования Павла, освободили его от материальной нужды, которая мешала ему всецело отдаться проповедничеству. Он развертывал все шире и шире свою благовестническую деятельность.

Проповедуя по субботам в синагоге, он и тогда, как говор. книга Деяний, «убеждал иудеев и эллинов» ( Деян. 18: 4 ) и первым обратившимся в то время из язычников, было семейство Стефана ( 1Кор. 16: 15 ). Теперь же, оставив синагогу, Павел обратился преимущественно к язычникам. Уходя оттуда, он заявил: «Я чист, отныне иду к язычникам» ( Деян. 18: 6 ).

Ненависть иудеев, от которой Павел и раньше много претерпел, и те злословия, которым они подвергли его ( Деян. 18: 6 ), смутили его дух. Но вскоре он получил ободрение и воспрянул духом к ревностному труду. Во сне он увидел Христа, который, утешая его, говорил: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (–18: 8).

Благовестие среди язычников имело большой успех. С каждым днем все росла и росла в Коринфе церковь Христова. Проповедуя, Павел забывал, как то и всегда было, о себе, стараясь единственно о том, чтобы слово его проповеди не пропадало даром.

«И многие из Коринфян, говор. книга Деяний, слушая уверовали и крестились (–18: 8).

Но успех проповеди Павла обусловливался тяжким трудом. Чтобы хоть отчасти уяснить его себе, заметим, что в Коринфе был полнейший упадок нравов. Грубая распущенность Коринфян вошла даже в поговорку. Образованный класс населения придерживался учения Эпикура и высшею целью жизни ставил роскошь и чувственные удовольствия. И богачи и бедняки рабы одинаково тонули в разврате, который поощрялся религиозным культом. На вершине высокой (2000 футов.) горы Акрокоринфа, где находилась и городская крепость, стоял храм Афродиты (Акрокоринф) имевший более 1000 иеродул (жриц), предававшихся разврату в честь своей богини. Царство необузданного разгула и разврата в Коринфе было полное. Будучи средоточением народностей всех стран востока и запада, Коринф служил в то же время и сборным пунктом пороков каждой страны, при чем эти пороки, приобретали здесь чудовищные формы, выделяя заметно Коринф из среды самых распущенных языческих городов. Словом, даже для того времени, не отличавшегося (говорю в отношении к язычникам) нравственностью, Коринф был слишком развращен.

Бороться с испорченной натурой Коринфян было нелегко и полтора года непрестанного, усиленного труда Апостола было недостаточно. Коринфяне, уже и обращенные, часто возвращались к прежним порокам, и Павлу пришлось продолжать бороться со злом посланиями.

Проповедь Павла была исполнена простоты, безыскусственностью и действовала на сердца слушателей своею ясностью и убедительностью. Как сам он свидетельствовал, проповедь Коринфянам надо было вести весьма осторожно. Разнузданные нравом, они были сильно склонны к насмешкам. Вот почему он проповедовал им «в страхе и великом трепете» ( 1Кор. 2: 3 ), зная и то, что он не обладал красивою внешностью и здоровьем ( 2Кор. 10: 10 ), а потому мог не понравиться капризным слушателям.

Сообразно с сим, Павел избрал путь не красноречия человеческой мудрости, но силы Божией ( 1Кор. 2: 5 ).

Этот, по человеческим соображениям – слабый огонек Христова света, засиял из Коринфа на всю Axaию. Из тьмы язычества выведены были люди, оказавшие великие услуги благовестническому делу. Их имена увековечены Апостолом в посланиях к Коринфянам (1-е) и Римлянам (глава 16). И недаром первообращенный из язычества Стефан, назван Апостолом «начатком Axaии ( 1Кор. 16: 15 ), т. к. проповедь его не замкнулась в пределах одного Коринфа. Она перенесена была и за пределы Axaи, старанием этих сильных верою и духом людей.

Успех проповеди Павла не мало беспокоил иудеев особенно и потому еще, что проповеднический пункт был в соседстве с синагогой. Их ненависть изощрялась всячески в кознях против Апостола. Воспользовавшись назначением нового проконсула в Axaию, они руководимые Сосфеном, начальником Коринфской синагоги, заместителем обращенного ко Христу Криспа, большою шумною толпою бросились на Павла «и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону» ( Деян.18:12–13 ). Прокопсулом был Галлион, человек мягкого нрава, но справедливой рассудительности. – Иудеям не в чем было обвинить Павла: гражданских проступков они не могли подметить, но старались однако религиозную распрю окрасить цветом гражданского преступления. Они имели ввиду, что религия их была дозволена государством, несмотря на то, что сами они были изгнаны из Рима. Религия же проповедуемая Павлом, хотя и считалась иудейского происхождения, но была противоположна иудейству, а потому, как неимеющая с ним ничего общего, не может считаться дозволенной, по тому дозволению, какое дано иудейству. «Отсюда, делает вывод Ф. В. Фаррар, хотя, «не по закону» ст. 13, значить «вопреки иудейскому закону», дело таким путем могло быть подсудно римскому закону. 3

Подтасовав так дело, евреи рассчитывали, что проконсул приметь в нем участие, но тот, питая отвращение к иудейскому народу, что было в характере у многих римлян и чем особенно отличался его родной брат, известный философ Сенека, не захотели слушать доносчиков. Павел, не предвидя, как отнесется к «делу» Галлион, приготовился было к самозащите, но проконсул не захотел слушать ни его, ни иудеев. Предоставив им самими разбираться в религиозных спорах, он, по словам книги Деяний, «прогнал их от «судилища» ( Деян.18: 16 ). Тем и кончился суд. Но предводитель иудейской шайки жестоко поплатился за донос от Коринфян, которые не меньше чем Римляне презирали иудеев. Коринфяне ясно видели, что Павел не принадлежит к иудеям. Пусть им было не известно, что он имел титул римского гражданина, но факт его отделения от синагоги свидетельствовал, что с иудеями он не имел ничего общего. Воспользовавшись скандальным для иудеев окончанием их «дела», Коринфяне выместили свою злобу к ним, схватив Сосфена избили его на глазах проконсула, который на это не обратил никакого внимания ( Деян. 18: 16 ).

Однако как ни легко и благополучно окончился этот инцидент, но он усилил тот осадок горечи в душе Павла, который вызван был постоянным враждебным отношением к нему иудеев, не останавливавшихся, по – видимому, ни перед каким бессовестным поступком. Что это огорчение на такое отношение к нему соотечественников было сильно в душе его, мы видим из его сетований в послании к Фесалоникийцам, писанном в Коринфе ( 1Фес. 2:14–16 ).

Еще несколько времени после неудачной клеветы на него иудеев проконсулу (сколько – неизвестно, но по словам книги Деяний «довольно дней» Деяний 18:18), Павел пробыл в Коринфе проповедуя.

Но забота о новонасаждаемой церкви была не единственной для Апостола. Он не оставлял своим попечением и другие христианские общины, которые несмотря на то, что во главе их стояли ближайшие сподвижники Павла, все таки нуждались в нем самом, в его руководственном наставлении. И он ревниво оберегая целость юных христианских общин, зорко наблюдал за ними издалека. Личные, частые посещения их были неудобны главными образом потому, что отнимали много времени, прерывая благовестнический труд. И Павел нашел способ тесного общения со своими духовными чадами помимо личных посещений их. Это было духовное общение путем посланий- писем, которые будучи написаны однажды, могли служить руководственным назиданием на будущее время и для многих поколений. В них, он свободно мог выразить, мысли и чувства, волновавшие его, как проповедника, выразить так, как бы он стоял лицом к лицу с слушающей толпой, не стесняясь какой либо строгой системой и не замыкая живую речь в более или менее сухие книжные рамки.

Считаю нужным по этому поводу процитировать одну страницу из Фаррара, которая устанавливает ясный взгляд на происхождение, характер и значение Ап. Павла. «Ни в какой иной форме, читаем в книге «Жизнь и труды Ап. Павла» (стр. 461–462), он не мог так сильно выразить своих чувств. Один христианский ученый сказал про него, что он один из писателей, по – видимому, писавшей не пальцами, не пером и не чернилами, но самим своим сердцем, самими своими чувствами. В его посланиях отражалось все его внутреннее бытие (Casaubon Adver Saria ар. Wolt стр. 135) и это заставило блаж. Иеронима сказать, что в посланиях Павла слова походят на удары грома (Ier. ad. Pamnach. Ер. 48), а Лютера, что выражения Апостола подобны живым существами с руками и ногами. Богословское значение этого факта огромно и, к глубокому ущербу церкви, слишком много оставлялось без внимания. Богословы на речи Ап. Павла смотрели так, как будто он выводил каждое слово с логической аккуратностью, с точностью ученого человека и с соблюдением строгой формы, свойственной философу и догматисту. Но вообще его послания противоречат такому невозможному и неправильному взгляду на них. Эпистолярная форма отличается чрезвычайной свободой, отражает на себе характер личности, бывает гибка и пригодна для выражения чувств. Продиктованное послание походит на разговор, переданный вкратце. Одним словом, эта форма давала Павлу наилучшую возможность остаться самим собою и с наибольшей живостью напомнить его духовными чадам, о полном любви, страдающем, вдохновенном, тоскующем, грозном, страстном, смиренном, несклонном к уступкам учителе, трудившемся среди них, чтобы они были подражателями ему и Господу и чтобы отвратились от пустой обрядности или мертвых идолов к служению истинному Богу, к ожиданию с неба Его Сына, воскресшего из мертвых,–Иисуса Христа, отвратившего от нас грядущий гнев».

Таков смысл посланий. До нас дошло четырнадцать посланий к юным в вере христианским общинам и сподвижникам. Исследователи жизни Ап. Павла (как наприм., часто упоминаемый нами Фаррар) приходят к выводу, что их было больше, но некоторые из них были утрачены. Из числа известных нам 14 посланий, первыми по времени писательской деятельности Апостола, являются два послания к Фесалоникийской общине христиан Македонии. Оба эти послания писаны из Коринфа, в период около двухлетнего пребывания там Павла, но когда именно, неизвестно. Вызваны они были нестроениями в вере христиан, их уклонениями с пути благочестия, что, впрочем, служит поводом к написанию и всех посланий и что побудило Апостола в недалеком времени по отбытию из Коринфа, обратиться с письменным словом, к его новопосвященным христианам, с которыми там недавно еще он был лично. Но в данном случае характерным является то обстоятельство, что апостол, подъемля тяжелые труды благовествования в Коринфе, перенося возмутительные нападки иудеев, в тоже время энергично следил и за другими общинами, недавними плодами его трудов. Этим еще более увеличивался, осложнялся eго труд благосеяния.

Между тем задачи апостольства влекли Павла далее. В Коринфе он оставался столько, сколько было по eго соображениям надобно для того, чтобы можно сдать Коринфскую церковь на руки своих сподвижников. И когда это сделалось возможным, Павел оставил Коринф, вручив тамошних христиан попечению надежных сподвижников. Скоро во главе стал Аполлос ученый еврей Александрийской школы, обращенный ко Христу Акилою. ( Деян.18: 24–28 ).

Книга Деяний, повествуя об отбытии Павла из Коринфа, сообщаешь нам об исполнении им одного иудейского обряда–обета назорейства. Этот обет, состоявший в воздержании от вина и рощении длинных волос, был принят Павлом временно в благодарность за избавление от какой то беды (какой – неизвестно, может быть от ненависти иудейского бунта и т. п. или болезни, к которой расположен был организм Павла).

Он говорит нам не о симпатиях его к еврейским установлениям, а о примирительном духе его располагающем иудеев к переходу в христианство.

С выходом Павла из Коринфа кончался срок положенного обета. Разрешить его надобно было в Иерусалиме, но так как в точно определенное время почему либо нельзя было обещавшемуся попасть в Иерусалим, то дозволялось остричь волосы раньше, сохранив их для сожжения на жертвеннике в храме, и Павел остриг свои волосы в Кенхреях. Там находился храм, диакониссой в котором была известная Фива ( Рим16:1 ), ревностная проповедница Христова учения и спутница Павла.

Его сопровождали теперь Прискилла и Акила. Оставив их в Ефесе, Павел отправился в Иерусалим, где между прочим предстояло ему завершить обет назорейства. Но, главным образом, ему надобно было посетить апостольский центр, ту первую общину, которая положила начало всем остальным. Посещение это совпадало с праздником Пятидесятницы, так что отправляясь туда, Павел заявил своим спутникам, что идет провести там приближающийся праздник.

Из Иерусалима, Павел возвратился не прямо в Ефес, что он и предвидел сказав своим спутникам: «к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу» ( Деян. 18:19 ). Посетив по дороге в Иерусалиме Кесарию, он на обратном пути пошел чрез Антиохию, где пробыл несколько времени, в Галатии и Фринии и посетил все верхние страны «от Ефеса утверждая в вере тамошние общины. Наконец Павел прибыль в Ефес к оставленным там спутникам.

В Ефесе Павел провел около трех лет. Это был город пользовавшийся известностью в языческой мифологии и более упорядоченный, чйм Коринф, но в нем также процветал упадок нравов, покровительствуемый, как и в Коринфе, языческой религией. Будучи важным пунктом Азии, он для миссионерства имел большое значение и трудами Павла сделался таким же для Азии, как был Коринф для Ахаи. Этими и обусловливается столь продолжительное пребывание в нем Апостола.

Подобно тому как в Коринфе, Павел и здесь не оставлял заботы о церквах. Будучи в Коринфе, он руководит письменно Фесалоникийцами, теперь, из Ефеса, ему пришлось писать к Коринфенам. До нас дошло два послания его к Коринфской общине; из них первое, на котором сосредоточено паше внимание, как то достоверно известно, писано было именно в Ефесе.

Оно вызвано было важными осложнениями. Шел уже третий год пребывания Павла в Ефесе и он решал идти в Македонию и Axaию, оттуда в Иерусалим, а затем, как говорил он, «побывав там, я должен видеть и Рим» ( Деян. 19:21 ). Предположив так, он послал вперед в Македонию спутников своих Тимофея и Ераста, из обращенных Коринфян, чтобы там они соединились с ним. В расчеты апостола входило личное посещение Коринфа. Положение тамошней юной церкви осложнилось так, что необходимо было со стороны апостола энергичное воздействие на слабых в вере новообращенных христиан, которые в его отсутствие вступили на путь соблазна и беззаконий. Тимофей должен был предварить посещение Павла и напомнить заблудшим забытое ими учение Христа.

Отправив Тимофея и Ераста, Павел вынужден был написать Коринфянам послание безотлагательно, не откладывая упорядочения дел до личного посещения. Это было пред Пасхою. После Пятидесятницы, он предполагал посетить Коринф и об этом извещает в послании тамошнюю общину. Но ему пришлось уйти раньше из Ефеса и изменить свой прежний план, может быть, в силу случившихся событий. В городе вспыхнули мятежи против Павла со стороны язычников, но в нем принимали участие и иудеи, всегдашние и неизменные враги апостола. Толпа привлекала Павла и его сотрудников к судилищу и громко кричала как будто бы дело касалось какого либо важного преступления. Власти отнеслись не с особенным участием к толпе и блюститель порядка, дав ей вдоволь накричаться, немногими разумными словами усмирил мятеж ( Деян.19:34–40 ). Волнение утихло, но Павел, судя по преданиям, некоторое время содержался, в тюрьме. Исполненная скорби душа его не могла далее оставаться в Ефесе, где под конец тяжелого миссионерского труда ему пришлось перенести огорчение большее, чем в Коринфе. Он отменил свое решение ждать Пятидесятницы и, простившись с верующими, покинул Ефес навсегда.

Вместе с тем он изменил и сам план своего путешествия и хотя отправился в Македонию, но до Коринфа не дошел. Об этом третьем миссионерском путешествии его, книга Деяний не дает нам много сведений. Оно было последним в жизни апостола. Приближалось время конца его трудам – узы в Риме и мученическая кончина. Бросим беглый взгляд на этот последний период благовестия ап. Павла. Посетив Македонию, он возвратился туда обратно из Эллады чрез Троаду и еще раз обозрел и приветствовал христианские общины. Затем морским путем Павел спешил в Иерусалим и на пути обозревал острова. Избирая морской путь как, быть может, более удобный и краткий, в тоже время он избегал возвращения в Ефес. Но будучи на острове Милите, он собрал туда пресвитеров Ефесской церкви и преподал им трогательное последнее наставление. Далее, чрез острова и Kecарию Павел достиг Иерусалима. Там ждали его беды от иудеев. Павел предчувствовал это, и многие верующие предупреждали его, но их предупреждения не отклонили его намерения. И наконец Павел под стражей был отправлен в Рим.

Этот период жизни Апостола, собственно от оставления Ефеса до прибытия в Иерусалим, так кратко очерчен в Книге Деяний, что оставляет широкое поле догадкам и таких догадок о нем сложилось не мало. Есть предположение, на основании некоторых мест посланий (напр. 2Тим. 4:20 ), что Павел был вторично в Коринфе, но прямых указаний на это нет. Во всяком случае посещение Коринфа, по предначертанному в первом послании к тамошней общине плану, не состоялось.

За то в посланиях с достаточной ясностью говорится о том, что Павел вел деятельно сношения с Коринфом, посылая туда своих сподвижников. Кроме Тимофея туда отправлен был Тит. Он «имел полномочие сообщить о том впечатлении, какое произвело на Коринфян послание Павла» ( Тит.3:12 ). Как Тимофей, так и Тит посылаемы были собирать пожертвования для бедных иерусалимских христиан, которых представлять должен был Павел. Он неоднократно это делал, время от времени посещая Иepyсалим. Выходя из Ефеса, он предпринял пятое по счету путешествие туда. На дороге он должен был встретиться с Тимофеем и Титом, получить от них сборы и узнать вести о Коринфе, нестроение которого заставляло апостола сильно болеть душой. По отбытии из Ефеса, Павел встретился с Тимофеем в Македонии вскорости, но где именно, об этом книга Дияний умалчивает, по крайней мере, мы видим его в числе учеников, собравшихся в Троаде. Но продолжая путь по Македонии, Павел ожидал встретить Тита. Беспокойство за Коринф было сильно. Сильные выражения послания внушали ему беспокойство за возможность разлада, особенно в виду особенного характера Коринфян, а это весьма печалило Апостола, в духе которого был мир, которым обусловливалось его страстное желание приобретать верующих. Наконец, он встретился с Титом, где именно, неизвестно, и утешился отрадною вестью, что слово его нашло отклик в сердцах Коринфян. Но вместе с тем, Коринфяне выражали недовольство на то, что Павел изменил свое намерение быть у них лично. Сообразно с полученными известиями, Павел продиктовал Тимофею второе послаще к Коринфянам и вновь послал туда Тита в сопутствии другого ученика (какого–неизвестно, см. 2Кор.7:16–19 ). также с полномочием собирать пожертвования.

Вот круг тех данных, – отношений Павла к Коринфу, деятельности его и обстоятельств времени,–в котором заключается история первого послания к церкви Коринфской.

Переходим к изображению обстоятельств, побудивших к писанию послания и краткому обзору содержания его.

Нет, конечно, основания понимать слова Фаррара так, что будто бы некому было поучать благочестию Коринфян. У них были руководители, поставленные Павлом, но самого Павла не было с ними, а в этом была вся суть: никто не мог заменить апостола с его живою проповедью Царствия Божия.

Религиозные верования их, по мере уклонения их на путь порока, затемнились и во многом они не могли совершенно разбираться. А то, что осталось в их представлении о христианском учении, они не представляли себе ясно, самодовольно считая для себя понятным.

За разъяснением непонятного им в христианском учении, они обратились к Павлу. Послание свое они отправили с Стефаном, Фортунатом и Ахаиком. Оно не дошло до нас, но о том, что оно послано было, мы достоверно можем заключать из содержания первого послания к Коринфянам, где Павел, повторяя предложенные ему вопросы, разбирает их, делая, смотря по обстоятельствам, то разъяснения, то внушения за высокомерие тона вопросов. По-видимому, они весьма недобросовестно желали скрыть свои действительные ошибки в забвении истины, маскируя самодовольным заявлением, что она им известна (напр. 1Кор.8:1, 11:2 ).

Но то, что писано было в этом послании, далеко не отражало действительного состояния Коринфской общины. Домашние Хлои (прибывшие вероятно в Ефес по своим делам, т. к. о специальном их прибытии туда мы ничего не знаем), и другие частные, но достоверные слухи и наконец Аполлос объяснили Павлу, что и как было на самом деле. Первым, что бросилось в глаза Апостолу и более всего было прискорбно для него, это – разделение Коринфян на партии и ярый антагонизм между ними.– После пребывания в Коринфе Павла, туда пришло много учителей –«тысячи наставников» по буквальному выражению его, которые проповедуя, по-видимому, одно с ним учение, были враждебны ему и внесли страшную путаницу в религиозных понятиях. И когда эта путаница широко развилась, то и последователи Павла стали к ней невольно причастны. Аполлос был хорошо осведомлен в истинах Евангельских, он продолжал, так сказать, дело Павла, но будучи ученым, говорил о Христе более с ученой кафедры, чем Павел, который, по его собственному отзыву, «приходил возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости», ибо рассудил среди Коринфян дать свидетельство «незнающим ничего кроме Иисуса Христа, и иритом распятого» ( 1Кор.2:1,2 ). Аполлос был «муж красноречивый и сведущий в писаниях», (Диян.18:24) и говорил о Христе с точки зрения учености. При других обстоятельствах, это послужило бы подспорьем к простой, безыскусственной проповеди Павла, но теперь, при наличности в Коринфе многих учителей, слушатели его сгруппировались в особую парию, называясь его именем. Получился невольный соблазн. Что же касается других парий, то вожаки их имели предвзятую цель повредить авторитету Павла, причем сильно вредили проповеди Христовой. Но будучи не учителями подвижниками в истинном смысле, а самозванцами, они, конечно, не обращали на это внимания. Это были иудео – христиане, т. е. христиане, обращенные из иудеев и державшиеся иудейских обычаев, резких до крайней щепетильности в обращении с язычниками. Павел ревностный обличитель иудейства, враг наружно святых фарисеев, простой в обращении с язычниками, вызывал у них к себе ненависть. Кроме того, он был не похож во многом на других апостолов и в особенности на Ап. Петра, называвшегося среди иудеев Кифою. Так напр., жизнь его была до крайности проста и ему не сопутствовали женщины, сопровождавшие Кифу и других. Выставляя это на вид нетвердым в вере Коринфянам, новые учители породили среди них партию с именем Кифы. Была еще партия Христовых, отвергавшая авторитет всех апостолов.

Вопрос о партиях и их составе рассматривается всесторонне в нашей и западной богословской науке. По поводу его имеется немало суждений, дающих притом подробную характеристику состояния церкви Коринфской. Но мы не имеем её ввиду. Это предмет тщательного анализа послания, который не входить в круг наших задач. Наша цель, определяемая характером всей работы, не детальный разбор послания, но только обзор его.

По своему содержанию, послание состоит из двух частей, хотя и неравных между собою. Первые шесть глав написаны на основании сообщений домашних Хлои и других лиц о состоянии Коринфской церкви, остальные 10– имеют ввиду послание Коринфской общины. С 7-й главы, Апостол прямо начинает ответы на вопросы, словами «а о чем вы писали ко мне» (–7:1) и затем ведет речь, по-видимому, сообразно с вопросами послания, местами повторяя то, о чем говорил выше (10:23,6:12). 5

Приветствовав Коринфян от себя и от имени Сосфена (как видно писца послания, иначе зачем упомянут именно он, а не кто другой, Тимофей напр.), Павел «умоляет» Коринфян быть в единодушии и упрекает за разделения. Обличая партии, (не их сущность и различия, а дух их позорящий единство Церкви), он разъясняет значение учителей веры, которые должны быть лишь служителями Христа и строителями тайн Божьих, а не проповедовать в свое имя. «И насадил, говорит он между прочим, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (3:6). Затем он говорит о простоте своей проповеди и необходимости проповедовать просто, доказывает ничтожество человеческой мудрости и укоряет Коринфян в гордости и самомнении. Посылая к ним Тимофея для назидания в вере, Павел обещает при личном посещении испытать «Не слова возгордившихся», а силу веры их. И если не обретет её, то грозно обличит. Чего же ждут самодовольные Коринфяне–слова ли обличения или кротости и любви (1–4 главы)? Развратность их достигла такой степени, что некто из их среды имеете женою жену своего отца. Узнав это из частного достоверного источника, Апостол предлагает этого беззаконника единодушно извергнуть из своей среды и поучает воздерживаться от разврата (гл. 5). Сделав наставление, не обращаться за разрешением споров и тяжб к язычникам, Павел снова возвращается к тому же вопросу о греховности разврата, заповедуя блюсти чистоту тела (гл. 6).

Во второй части, отвечая на вопросы, Апостол учить о браке и безбрачии (гл.7), об идоложертвенном (–8), о власти своей как Апостола и содержании служащих алтарю (гл.9), об удалении от идольских жертв (гл.10). о благочинии во время богослужений (гл. 11), о духовных дарованиях (гл.12), о любви–сущности всего доброго (гл.13), о дарах пророчества и языков (гл.14), о воскресении мертвых и побеждении ада и смерти Господом (гл.15), о сборах в пользу церкви, скором прибытии своем в Коринфе и дает заключительные наставления (гл. 16).

Таково содержите послания. 6

Все оно от вступительных слов до заключительного приветствия проникнуто духом любви, высоким похвалам которой отведено даже особое специальное место послания (13 глава). Проповедь любви слышится в каждой строчке послания, даже и там, где апостол грозит и обличает. Самые сильные его обличения продиктованы любовью, ибо чем иным как не любовью объясняется его отеческая забота о юной общине? Неудивительно, что послание возымело спасительное действие на Коринфян, хотя Апостол и опасался неудовольствия. Кого не могла тронуть эта возвышенная проповедь – великий гимн любви всепобеждающей, который проскальзывая между слов всего послания в некоторых местах звучит с особенною силою! Эта речь о любви, по превосходному выражению Фаррара, должна быть записана золотыми буквами в сердце всякого христианина.

Ф.В.Фаррар. «Жизнь и труды Апостола Павла». Изд. 1905 г. стр. 446.–С восточной стороны город омывало Эгейское море, с запада – Ионическое. В Кенхрейской (восточной) пристани останавливались корабли из Египта, Сирии, Финикии, Малой Азии, в Лехейской (западной)–корабли Италии, Сицилии и Испании.

Ф. В. Фаррор сообщает большую таблицу хронологических свидетельств историков о жизни ап. Павла («Жизнь и труды св. ап. Павла» Спб. изд. 1905 р. «Приложения» стр. 1030–1031). Так время пришествия Павла в Коринф, (по этой таблице), указыв. след. историки: Мейер–53 год по Р.Хр., тоже Евсевий, Иероним и пасхальн. таблица, Бароний и Петавий – 50, Ушек и Шпангейм–54, Парсон и Тильмон–52, Баснаж–51, Бенгель–48, Михаэлис и Эйхгорн–54 и около 54-го года, Кнноель и Винер–52, Де Ветте–около 53, Шродер–49, Ольегаузен–53, Ангер и Визефгер–52, Эвалод, Вордеворт и Альфонд–53.

«Жизнь и труды Св.Ап.Павла» стр.455, примеч.1-е

Вполне основательно разделяет первое послание к Коринфянам на две части проф.Богдашевский («Первое послание св.Апост. Павла к Коринфянам»(«Труды Киев.Дух.Акад.» 1907 г.№3). Другие (напр.Сабатье Le Apotre Paul р. 157) делает это послание на 3 части (1–6 гл.вопросы общие, 7–10 – частые вопросы Коринфян,11–14 – вопросы внутренней жизни). Но это неправильно и неправильность очевидна из одного только чтения послания без комментариев. Также неосновательно и еще более чем в указанном случае, делится послание на 4 части Ивановым, автором учебника „Обозрение посланий Апостольских» (1 порицание распрей и защита проповеди Ап. Павла 1–5 гл., 2 обличено в нарушении чистоты и доброй нравствен. 5–11, 3 христ. богослуж. и дух. доров. 11–14 гл. 4– Учение о воскрес, мерт. и закон, наставл. 15–16 гл.). Это– делениe произвольное. Таким образом можно делить послание насколько угодно частей, по числу трактуемых в нем вопросов.

Есть гипотеза, существующая только в западной науке, которой придерживается и Фаррар (цитов. сочин. 537), что первому посланию к Коринфянам, предшествовало одно послание Апостола Павла ныне потерянное, но построена эта гипотеза на таком шатком выводе из слов первого послания, что нет ныне никакого основания допускать ее. Первое послание к Коринфянам есть именно первое, раньше которого не существовало иных. Правда, на армянском языке есть послание Павла, предварившее якобы первое, но его подложность свидетельствует даже сам Фаррар, сторонник вышеприведенной гипотезы.

Источник: Вера и разум, 1910, 17.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *