апостольское правило обливательное крещение
Действительно ли крещение без погружения?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
В нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены обливательным, а не погружательным крещением. Многие христиане пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Конечно, можно сказать, что условий для погружательного крещения в большинстве приходов (особенно городских) не создано, ведь, действительно, желающих много, а условий нет. Надо как-то выходить из положения.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание. 50-е Апостольское правило очень строго подходит к этому Таинству».
Исходя из этого можно сделать вывод, что обливательное крещение крещением не является или является неполным. И человек, согласно каноническим правилам, также не может принять священный сан, будучи крещен обливательно.
Помогите разобраться! Ведь это вопрос жизни и смерти. Если я крещен обливательно, то могу оказаться без благодати и спасения?
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Из древних монашеских патериков мы знаем, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан «перекрещиваться полным погружением» в воде. Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т. е. формально вообще не проходили Таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Lynda Giddens
О соблазне «перекрещивания» полным погружением
Во-первых, следует отметить, что никакого «перекрещивания» в принципе не существует, ибо «Верую во едино Крещение». «Второй раз» совершается едино Крещение над теми, кто в прошлом прошел через некий обряд, называемый «крещением» в тех религиозных общинах, которые, хотя и именуют себя христианскими, однако таковыми не являются. В дореволюционной практике «заново крестили» баптистов, адвентистов, пятидесятников, мормонов и прочих сектантов того времени. Однако, по аналогии с правилами свт. Василия Великого, римо-католиков (а также представителей т. н. древневосточных дохалкидонских расколов и старообрядцев-поповцев), желавших перейти в Православную веру принимали через Таинство Покаяния (исповедь). Традиционных протестантов (лютеран, кальвинистов и англикан), а также старообрядцев-безпоповцев принимали через Таинство Миропомазания. За первыми признавали апостольскую преемственность, легитимность священства и, соответственно, действительность совершаемых Таинств, что же касается традиционных протестантов, то здесь действовал принцип допустимости совершения Таинства Крещения мирянином (в особых случаях, когда желающему принять Крещение угрожает смерть). Однако, поскольку Таинство Миропомазания мог совершить исключительно пресвитер или епископ (а священство в нашем традиционном понимании у протестантов отсутствует), то над ними производилось Таинство Миропомазания. Так в 1891 г. через Миропомазание приняла Православную веру лютеранка Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, более известная всем нам, как святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. И это далеко не единичный случай.
В связи с этим возникает вопрос: если в традиции нашей Церкви допустимо признавать действительность Крещения (а в ином случае и других Таинств) даже у других конфессий (чье священство имеет апостольское преемство), то неужели Крещение, совершенное православным батюшкой (пусть и не полным погружением), в православном храме мы должны признавать «некрещением»? Конечно, существуют различные мнения по этому вопросу. Так, скажем, православные греки на сегодняшний день не признают латинского крещения и, соответственно, заново крестят обращающихся из римо-католицизма. Да и в Русской Церкви многие полагают, что тот образ принятия инославных, который имел место в Российской Империи, является излишне либеральным. Кстати, Константинопольская церковь на уровне официальных постановлений признает и возможность «перекрещивания» тех, кого крестили «обливанием».
Но перейдем к самой сути вопроса. Сердцевиной и обязательным действием самого тайносовершения является крещальная формула «Крещается раб Божий (имя) во Имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь» с троекратным погружением в специально освященную воду. При этом нам неизвестны канонические церковные определения, которые признавали бы Крещение через окропление или обливание Святой водой недействительным (выше мы показали, что апелляция «второкрещенцев» к канонике Апостольских правил и Вселенских Соборов, мягко говоря, несостоятельна). Более того, само тайносовершение (за исключением крещальной формулы) в разные эпохи и в разных Поместных Церквях имело различное последование и различные особенности, которые могли меняться. Из древних монашеских патериков мы знаем, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан «перекрещиваться полным погружением» в воде.
Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т. е. формально вообще не проходили Таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай. «Ревнители» потребуют переписать Евангелие? Не только Крещение, но и другие Таинства Православной Церкви в тех или иных ситуациях могли совершаться по-разному. Скажем, Русская Православная Церковь и Иерусалимская служат Литургию исключительно на красном вине, а представители Константинопольской и Румынской церквей вполне могут использовать для Евхаристии и белое вино (кстати, господа «ревнители», мотивируя возможность «второго крещения» таковыми прецедентами в Константинопольской Церкви, вряд ли одобрят совершение Евхаристии на белом вине). И Московский Патриархат в связи с этим не разрывает с ними евхаристического общения, не объявляет их Причастие недействительным.
Таинство Крещение, совершенное пресвитером, является действительным, несмотря на некоторые изменения во внешних формах его совершения. «Второкрещенцы» в качестве аргумента в пользу своей позиции приводят слова свт. Василия Великого, который, в частности, говорил: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении Крещения». Но разве те священники, которые крестили миллионы наших сограждан «обливанием» опускали саму правильную крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имя) во Имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь», разве вода не была участником Таинства? Разве можем мы здесь говорить о преднамеренном грубом нарушении совершения Таинства?
Позиция «второкрещенцев» полностью противоречит святоотеческому преданию. Свт. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» пишет: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить». И это он пишет, наверняка зная о тех, кого крестили песком, и кто крестился кровью. Главным же препятствием к восприятию человеком Духа Святого свт. Кирилл считает лицемерие, а вовсе не коэффициент соприкосновения крещаемого с водой. «Второкрещенцы» в процессе защиты своей позиции постоянно к месту и не к месту приводят слова святых отцов, которые в той или иной форме уподобляли полное погружение в воду (во время Таинства Крещения) смерти ветхого человека. Но, во-первых, эти святые отцы ни слова не говорили о некоем перекрещивании тех, кто, в силу различных обстоятельств, был крещен «обливанием» в канонической церкви, во-вторых, нужно различать образ и саму суть совершаемого. Крестит Сам Господь, а не вода, и, если нужно, то Господь способен тайным образом омыть трижды всего человека, хотя и для глаз человеческих на крещаемого попало несколько капель. Откройте Святое Евангелие и посмотрите сколько раз Господь в силу веры несчастных, но верующих в Него людей, в силу непреодолимых обстоятельств исцелял больных, нарушая при этом Им же установленный Закон (установление субботнего покоя). Помните, как именовались те, кто негодовал от Его подобных действий?
Учение Восточной Православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве
В 2000-м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения. Что же побудило нашего патриарха поднять этот давно наболевший вопрос и почему обливание малым количеством воды при крещении является недопустимым?! Обратимся к истории Церкви и ознакомимся с её правилами и канонами для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Итак, что нам говорят св. отцы по поводу обливательного крещения и так ли уж оно безобидно, как это может показаться на первый взгляд?
Правильное Крещение через полное троекратное погружение
Патриарх Алексия II (Ридигер) «Cейчас крестится много взрослых и им необходимо создать все условия, чтобы это таинство совершалось в соответствии с апостольскими правилами, через полное погружение.
Григорий Богослов: «Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться. – Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром, или одно краткое плавание – мореходцем» (39 Слово)
Смерть Иисуса Христа, – объясняется в греческой Кормчей, – была единственным необходимым средством спасения рода человеческого: это непререкаемый догмат православной веры. Без неё не было возможности примириться человеку с Богом, почему и апостол говорит: «Врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его». Образ смерти Христа выражается в каждом церковном священнодействии, но по преимуществу он действуется в таинстве крещения чрез совершаемые в нём три погружения, потому что во всех других образ Господней смерти бывает вне человека, а в крещении сам человек на себе изображает её, то есть сам крещающийся образно умирает и спогребается Христу в водах крещения.
Приступи к крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов: так напротив простая вода, получив силу от призывания Святаго Духа и Христа и Отца, делается святою. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: безтелесное для безтелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себе, но от действия Святаго Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Исус Христос, имеющий в сем деле власть; Он говорит: аще кто не родится свыше и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин.3:3-5).
Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Исус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельскаго; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем, Писание говорит, что и после сей духовной благодати Петр повелел им креститься во имя Исуса Христа, дабы по возрождении души верою, посредством воды прияло благодать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию дает благодать: тот найдет разрешение сего в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды. Земля есть обиталище человеков, но земля из воды. И прежде всего шестидневнаго устроения тварей, Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода; и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской; но и он заключен при посредстве воды, червленной волны и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сперва проходит чрез Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом сделан был Первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водою? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии… Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь еще не время тебе слышать сие».
Вот какие богословские глубины открывает нам святой отец и учитель Церкви IV-го века в вопросе о таинстве крещения. Причина, по которой многие сегодня недооценивают важность троекратного погружения в воду при крещении, понятна. Прежде всего, это поверхностное знание своей веры и преждевременное желание рассуждать и богословствовать от ума своего, находящегося в плену у страстей. Свт. Игнатий Брянчанинов писал в своих трудах об оскудении веры на земле и в Церкви. Он предупреждал нас, что на престолах святительских не будет достойных пастырей, и что мы по этой причине вынуждены будем искать ответы на волнующие нас вопросы в творениях св. отцов восточной православной Церкви. Последуем же совету духоносного старца и посмотрим, что же ещё говорят нам святые отцы по поводу таинства крещения.
Раннехристианский баптистерий в Карфагене (территория современного Туниса).
В известном «Исследовании о греческом православии» инока Варнавы изложена его беседа с Александрийским патриархом Никанором и с Пилуссийским митрополитом Амфилохием о различии греков и латин. Варнава спросил патриарха: «Какая разница между нами и западными, т.е. римлянами?» Патриарх отвечал: «Как же, большая разница: они – еретики». И начал перечислять их ереси и погрешности. Вот они в крещении не погружают, а обливают (далее продолжал говорить об опресноках, об изменении календаря, об исхождении Духа Святаго от Отца и Сына и нелепой власти папской и т.д.). Далее инок Варнава спрашивает у патриарха: «А вы разве не поливаете» (в крещении)? Патриарх: «Как можно поливать, у нас первый довод на римлян, что они обливают, а не погружают». «Вода, – говорит свт. Василий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб». Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, следовательно, крещение таинственно изображает отложение плотских тел, по слову апостола: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении (Кол.2:11-12). В своём послании архиепископ Словенский и Херсонский пишет: «Церковь православная везде крещает чрез троекратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, григорианская, арабская, болгарская, сербская, волошская, далматская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в который трижды погружают крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы, так указано в 49-м Апостольском правиле: «Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению (в три погружения), во имя Отца и Сына и Святаго Духа … да будет извержен». А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения. Св. Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде, и теперь крещают чрез погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение.
Впрочем, думаю, не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и во всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевской митрополией. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Свт. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения». Для чего же мы делаем упрощения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь?».
Итак, дорогие братья и сестры, изменение способа крещения произошло сначала у католиков, а затем уже в Малороссии, после захвата Киевской митрополии униатами. К нам же это латинское новшество пришло с реформами патр. Никона. Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа … О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением.
Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо таинство над ними не совершено. Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему таинству Крещения».
Константинопольский собор 1756 года повелевает перекрещивать крещенных обливанием. В 1895 году греческая Церковь в своем послании подтвердила постановления Константинопольского Собора о том, что она отвергает обливанство, как латинское нововведение, грубо противоречащее церковному преданию, идущему от Самого Господа и св. Апостолов. Как же так, могут возмутиться верующие люди, ведь перекрещивание – это второкрещенство, которое осуждается Церковью, да и в Символе веры мы читаем: «… исповедую едино крещение во оставление грехов…»? Почему же всё-таки церковными канонами не признаётся обливательное крещение и крещенных таким способом нужно заново крестить? Кроме вышеуказанных причин, ответ на этот вопрос заключается в самом слове «крещение». Дело в том, что на греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание», следовательно, тот, кто не погружался при крещении, тот по смыслу самого слова и не крестился. Поэтому тех людей, которые не были крещены погружением, погружали впервые, а не вторично, и это не считается второкрещенством, но истинным крещением. Для обязательного перекрещивания крещенных не по правилам православной Церкви существуют самые серьёзные основания, которые находятся в постановлениях Вселенских Соборов. 7-м правилом Второго Вселенского Собора и 95-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено не перекрещивать только тех, которые крещены в три погружения. Стало быть, по смыслу этих правил тех, кто крещен не в три погружения, а как-то иначе, должно перекрещивать, а если выразиться точнее, их нужно не перекрещивать, а просто крестить. 50-е Апостольское правило повелевает даже извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения, но сегодня и это правило предано забвению.
Читайте также по теме:
Если все вышеприведённые примеры кому-то покажутся недостаточными, можно привести такое сравнение. Представим себе на минуту, что некие реформаторы-обновленцы решили изменить форму в таинстве причащения и вместо того, чтобы давать нам принимать причастие внутрь, они бы стали мазать нам, к примеру, лоб, и при этом говорили бы, что разницы нет никакой, внутрь принимать причастие или просто лоб мазать, ведь через кожу тоже проходит вещество, и вы точно также причащаетесь. Мы бы со своей стороны стали возражать и говорить, что это грубейшее нарушение церковного предания, а нам бы сказали, что всё это обрядовые мелочи, за которые не следует цепляться. Это конечно грубый пример, но зато понятный. Поскольку человек состоит из души и тела, постольку и таинства церковные двусоставны и помимо внутренней, имеют и внешнюю форму, которая для совершения таинства обязательна. Мы не безплотные ангелы, а грешные люди, которые нуждаются в тех или иных осязательных формах и образах. Каждое церковное таинство облечено в присущие данному таинству формы, и если в самой существенной части происходит грубое нарушение, то таинство считается несостоявшимся. Как бы кто ни пытался нас убедить, что всё это обрядовые мелочи, на самом деле это очень важно. Если бы это было неважно, тогда бы отцы Второго и Шестого Вселенских Соборов не приняли решение о перекрещивании крещенных не в три погружения. В Православной Церкви существуют вербальные и невербальные способы выражения тех или иных Божественных истин. Невербальные, по значимости, равны вербальным, т.к. мысль точно также выражается символом или жестом, как и словом. Искажая те или иные невербальные формы, мы искажаем и смысл, неразрывно связанный с ними, сами того не замечая. У католиков эти изменения коснулись практически всего. Казалось бы, что может быть проще, возьми Евангелие и почитай, как Господь причащал учеников Своих, однако латиняне даже здесь ввели изменение, и стали причащать только хлебом, а не хлебом и вином – Телом и Кровию Господа. Вряд ли кому-то в голову придёт мысль, что причащение Телом и Кровию, а не только Телом, – это обрядовая мелочь, но почему-то когда дело касается крещения не погружением, а обливанием – это становится мелочью, а ведь обливанство также родилось в недрах латинской ереси, как и многое другое. Если мы в данном вопросе придерживаемся двойных стандартов, то совершенно очевидно, что мы чего-то недопонимаем, но св. отцы, в отличие от нас, понимали этот вопрос, поэтому и написали строжайшие правила и каноны, запрещающие крестить не по Господню учреждению. Снова может кто-то возразить: «Так неужели наша Церковь этого не знает, ведь такого же быть не может?!». Что тут можно сказать? К сожалению, от ошибок не застрахованы не только отдельные личности, но и целые церковные сообщества, и даже поместные церкви. Римская Церковь тоже когда-то была вполне православной, а потом пошла по пути обновленчества и изменила не только древние церковные предания, но даже Символ веры. Византия, после падения Первого Рима, стала Вторым Римом, но и Второй Рим также пал в 1453 году после принятия греками Флорентийской унии с католиками и Третьим Римом стала Русь Святая, но и Третий Рим пал в 1917 году, а четвертому, как сказано, – не бывать. Не удивляйтесь, дорогие братья и сестры, ведь Сам Господь Исус Христос говорил, что к Его Славному и Второму Пришествию веры на земле практически не останется. То, что происходит сегодня с нашей Церковью, называется апостасией, – отступлением. После церк. реформы патриарха Никона, процесс разложения в Церкви принял грандиозные масштабы. Латинизации было подвергнуто не только таинство крещения, но и таинство брака, исповеди. Западный дух проник в церковное пение, иконопись, богословие и многое другое. Для того, чтобы народ не возмущался, ему внушили, что перекрещивание обливанцев есть второкрещенство и обрядоверие, и что всё внешнее неважно, главное – быть добрым и хорошим. То, что нужно быть добрым и хорошим, понятно даже ребёнку, но какое это отношение имеет к Божественным установлениям?! Если человек становится добрым и хорошим, то это означает, что он должен хорошо исполнять то, что заповедано Господом, а не нарушать, так давайте же будем добрыми и хорошими в исполнении того, что нам заповедано, а не в изобретении новшевств, которых уже и так предостаточно.
Читайте также по теме: