апсиды в архитектуре храма
Апсида
Апсида – в переводе с латинского, «арка», или «свод». Это полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в здании, увеличивающий его пространство.
В православных храмах апсиды, как правило, располагаются с восточной стороны и образуют собой алтарь – важнейшую часть церковного здания,где происходит главное церковное Таинство, Евхаристия – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Иногда апсиды могут иметь исключительно декоративную функцию. Так, главный храм московского Высоко-Петровского монастыря, собор святителя Петра, обрамляют со всех сторон восемь апсид. Алтарь при этом размешен в одной из них – а именно, в восточной.
Сергей Аверинцев. Отрывок из книги «Многоценная жемчужина»
Итак, пещера предстает как ниша – или, в христианском образном ряду, алтарная апсида.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Понятие апсиды в архитектуре христианского или католического храма
Что такое апсида в архитектуре
Апсида (лат.absis) — примыкающий к основному зданию выступ, по высоте ниже основной части. По форме он бывает полукруглый, граненый, прямоугольный. Верх перекрывается полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.
Чаще всего этот термин используется для обозначения специального помещения в церковной архитектуре. В светской архитектуре назначение этого выступа декоративное.
Существуют две формы: полукруглая, выступающая наружу и полукруглая изнутри.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Применение элемента в храмовой архитектуре
Архитектуру храмов отличает разнообразие. Но обязательные элементы присутствуют во всех постройках. К таким элементам относится апсида.
Она входит в состав алтарного пространства. Это ее основная функция. В архитектуре разных соборов количество выступов обычно нечетное: одна, три, пять. В константинопольских в период IX-XI веков было, как правило, три апсиды. Через два века они объединились в один алтарь.
В русской церкви выступ всегда находится с восточной стороны и выполняет роль части алтаря. Однако можно встретить постройки, где выступ есть и с восточной стороны, и с западной.
Она в основном имеет круглую форму. На внутренней части свода (конхе) располагаются фрески или мозаичные рисунки.
В русских соборах количество выступов разное. Например, Успенский собор г. Владимира имеет три апсиды, в которых расположены алтари.
Церковь Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре окружена выступами со всех сторон. Внешне она представляет собой восьмигранную башню. Алтарь находится в одной их них.
Примером классической постройки считаются три апсиды храма Трех Святителей в поселке Воскресенское г. Москвы.
Успенский собор московского Кремля украшают пять архитектурных выступов.Один большой центральный и два маленьких по бокам.
Особенности использования в христианских или католических храмах
В христианских храмах апсида всегда строилась с восточной стороны. В ней располагается алтарь – важная часть церковного храма, где происходит главное таинство. Используется она только священнослужителями. Перед ней всегда размещается хор. Если храм имел три выступа, алтарь размещался в центральном, а в боковых — дьяконник для хранения богослужебных книг и литургических облачений и жертвенник.
В католических храмах в апсидных выступах размещались капеллы.
Эволюция апсиды
Впервые апсиды появились в древнеримских общественных зданиях, которые строились в форме прямоугольника. Одна из коротких стен закруглялась, сверху возводился полукупол.
В Древней Греции, Афинах, правитель обычно заседал в галерее, которая была разделена на три части рядами колонн, объединенных полукругом. Такая форма галереи стала прототипом апсид. Позже римляне стали строить здания, которые заканчивались галереями с колоннами — базиликами.
Так выглядела в Древнем мире базилика Масенция-Константина:
Сооружения напоминали триумфальные арки. Выглядели они красиво. Поэтому их стали все чаще использовать в архитектуре. Но особое распространение они получили при строительстве храмов и стали обязательным специфическим элементом культовых сооружений.
В строительстве первых апсид использовались сложные приемы: аркады, проемы, выложенные кирпичной кладкой. Позже кладка была упрощена. И сооружения стали более устойчивыми.
В готических храмовых сооружениях стена выступа была вначале закругленной формы. Позже при постройках стали использоваться пятигранники. Они применялись в различных культовых сооружениях Европы. Но чаще встречаются в готике. Есть пятигранники и в христианских постройках. Например, храм Иоанна Предтечи (XI век) в Восточном Крыму. Боковые его выступы вытянуты, центральная имеет вид пятигранника.
Апсида в храмовых сооружениях имеет практическое назначение. Но в целом она является украшением всего комплекса зданий.
Что такое «апсида»?
«An apsis (Greek ἁψίς, gen. ἁψίδος), plural apsides (/ˈæpsɨdiːz/; Greek: ἁψίδες), is the point of greatest or least distance of a body from one of the foci of its elliptical orbit.»
В русско-язычной википедии читаем:
«Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.
В христианских храмах апсида как правило представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы.
Пять апсид Успенского собора Московского Кремля
Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.»
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Апсида храмов Руси и готических соборов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность апсиды
Апсидой называют примыкающий к основному объему здания пониженный выступ. Он может быть полукруглым, граненым, прямоугольным или усложненным в плане.
Апсиды нередко перекрываются куполом или сомкнутым полусводом. Как правило, под термином «апсида» понимается алтарные объемы в религиозных сооружениях. Апсидиолой называют пониженный выступ небольшого размера, примыкающий к конструкции основного здания и не имеющий внутри себя алтаря. Считается, что первые апсиды появились в древнеримских базиликах.
Апсида храмов Руси
Как правило в христианских религиозных сооружениях апсида представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Надо сказать, что назначение апсид в христианских храмах может быть и иным (например, декоративным или утилитарным). Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря имеет несколько апсид с каждой стороны. В католических храмах внутри апсиды могли размещаться капеллы.
Православные храмы Руси имели нечетное число апсид, как правило – одну или три. Константинопольские храмы, которые в некоторой степени являлись прообразом для древнерусских, часто могли иметь три апсиды, изначально использовавшиеся как три независимых друг от друга алтаря.
В XIV веке апсиды трехапсидных религиозных сооружений превращаются в алтарь, располагающийся в средней апсиде. Алтарь средней апсиды назывался протезисом или жертвенником, если располагался в северной части, и диаконником (ризницей), если располагался в южной апсиде. Ризница служила для хранения богослужебных книг, а также облачений, использовавшихся в литургии.
Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
В однотипных готических соборах можно увидеть вытянутую базилику с трехчастным делением и с вытянутыми апсидами. Классический православный храм выглядит идентично, он имеет однокупольное четырехстолпное перекрытие. Этот по истине уникальный вариант религиозного сооружения в России можно наблюдать на примере церквей Владимира и Новгорода.
Успенский собор во Владимире может показаться многокупольным, однако в действительности он является однокупольным, поскольку остальные купольные конструкции не функционируют. Нагрузку от данного купола воспринимают четыре столпа, купол при этом имеет три апсиды, в которых располагается алтари. В данном случае перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Такая идея демонстрируют иллюзорную хрупкость. Аналогичный принцип символического концептуализма применяется в готических соборах.
Единственным сходным по идейным и экстерьерным параметрам православным храмом в России является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Сходство наблюдается во внутреннем и внешнем убранстве сооружения:
Архитектором данного храма считают В.И. Баженова, поскольку он является первым зачинателем русской псевдоготической архитектуры, однако, доказательств этому нет.
Готический собор и православных храм
Строительная отрасль всегда иллюстрирует представление времени о модели мира. «Миром» готического собора было средневековье, время рыцарской культуры и розенкрейцеров.
Надо сказать, что готическая архитектура не имеет конкретных авторов. Иногда в источниках указываются псевдонимы (например, Аббат Сугерий, который занимался реконструкцией церкви Сен-Дени в XII веке). В этой связи можно утверждать, что готика является безымянным архитектурным стилем.
В XI веке существовало множество мастеров-каменщиков, а также художников-архитекторов, которые предпочитали остаться в тени. В то время стать Мастером было непросто – необходимо было сдать экзамен. Для того, чтобы его сдать, требовался высочайший уровень подготовки. В некоторой степени Мастер сдавал экзамен на сооружение-шедевр.
Рисунок 2. Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все готические соборы имеют похожий план сооружения в виде вытянутого прямоугольника. Обычно такой собор имеет трехчастное деление. Собор Парижской Богоматери и Реймский Собор наглядно иллюстрирует это. Нижняя часть готического собора называется «корабль», средняя – «трансепт», верхняя – «алтарная часть». Ключевой особенностью готического собора является способ соединения стрельчатого свода с системой подпорок. Такая конструктивная схема ведет к тому, что нагрузку от сводчатого покрытия воспринимают лишь столбы, а стеновые конструкции не участвуют в передаче усилий, поскольку боковое давление «корабля» передается на контрфорсы.
Центральная часть собора в плане имеет вид креста. Каждый готический собор имел глубочайший смысл. В непосредственном удалении от каждого из них обычно располагался университет (но не в современном, классическом понимании). По этому принципу была построена Сорбонна. Данный университет являлся в то время источником тайных знаний. У цеха мастеров каменных работ также существовала своя архитектурная наука.
Внешний фасад готического собора создает впечатление незаконченности сооружения. Данный эффект производят колокольные башни. Считается, что это является задумкой архитекторов, поскольку в то время символом башни являлось познание, а познание всегда бесконечно.
Замысел готической архитектуры содержит и православный храм. У него также есть подкупольное пространство, трансепт, называемый иконостасом и алтарь. Здесь также наблюдается эволюция готического пространства (трансепта) в православный иконостас, т.е. трансепт трансформируется в вертикаль.
Трехчастность православного храма и готического собора имеет общую идею Святой Троицы. «Корабль» здания отдается телу, трансепт отображает душу, а алтарь – дух. Поскольку тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет, апсида храмов и имеет несколько обособленный характер.