Арабы в дубае гоняют на машинах
Дубай: чем арабы заманивают европейцев
Путевые заметки, день 2
Современный Дубай – возможно, один из самых противоречивых городов мира. Несколько лет назад шейхи поняли, что дальше развивать его исключительно как город для автомобилей невозможно. Вернее, можно, но тогда сюда просто перестанут ездить туристы и столь желанные экспаты. Пришлось придумывать общественные пространства – пляжи, набережные, пешеходные зоны с деревьями и уличной едой – и строить нормальное жильё вместо небоскрёбов. При этом власти Дубая по-прежнему обожают инфраструктурные мегапроекты и многополосные шоссе к ним, не особо задумываясь, что со всеми этими объектами будет через 5-10-20 лет.
Давайте посмотрим, как Дубай готовится к Экспо-2020 и где в городе живут богатые иностранцы!
01. Люди думают, что Дубай – это небоскрёбы. Но обычные дубайцы в небоскрёбах не живут. Там в основном офисы и квартиры под сдачу экспатам и туристам. Нормальный араб должен иметь свой дом.
02. Дом – это бетонный кубик, довольно безвкусный по архитектуре. Обычно почти всё пространство участка застраивается. Те, кто побогаче, делают сады.
03. Кстати, странно, что местные никак не используют крыши. Мне кажется, можно было бы разбить там хорошие общественные пространства, тем более когда нет двора, посидеть в тени на крыше с видом и покурить кальян – милое дело.
04. Про интерьеры вообще молчу. Найти дом или квартиру с приличным интерьером крайне сложно.
05. В октябре в Дубае стартует Экспо-2020, которая будет работать целых полгода. Это первая Всемирная выставка на Ближнем Востоке, чем арабы ужасно гордятся. Для Экспо-2020 выделили огромный кусок пустыни на юго-западе Дубая, там будет построено 192 павильона стран-участниц – фактически целый город.
У выставки три основных темы – «Возможности» (Opportunity), «Мобильность» (Mobility) и «Устойчивое развитие» (Sustainability). Что именно скрывается за этими словами, которые так красиво звучат по-английски, не очень понятно, но уже ясно, что арабы решили устроить гигантское шоу на 173 дня, да ещё и оставить после Экспо-2020 целый ряд архитектурных достопримечательностей.
Например, посередине Экспо-2020 будет огромная вращающаяся башня, с которой будет открываться панорамный вид на всю территорию. Ну и не стоит забывать про сами павильоны, многие из которых станут яркими образцами современной архитектуры. Другое дело – что с ними будет потом, когда все разъедутся.
06. К Экспо арабы строят какую-то просто фантастическую инфраструктуру. Огромные шоссе, новый аэропорт и ветки метро. Даже не представляю, сколько денег на всё это уйдет, а главное – как потом будет использоваться.
07. Вот дорога к выставке ) Так и называется «Экспо роуд», по 7 полос в каждую сторону. Интересно, если бы Екатеринбург выиграл право на Экспо, там тоже построили бы такие шоссе? Может, хорошо, что не выиграли? ))
Дубай (ОАЭ): здесь не принято прятать деньги, потому на дорогах всегда парад дорогих авто
В стране, где впервые в мире появились автоматы по продаже золотых слитков, пожалуй, и дороги должны быть вымощены драгметаллами, светофоры инкрустированы камнями, а на производстве фликеров используют алмазную крошку. В фантазиях можно рисовать любые картины местной автомобильной жизни, но по факту в 2015 году именно дороги ОАЭ были признаны лучшими в мире (по результатам Всемирного экономического форума). Экзотика нереального богатства нередко проскальзывала в новостях: то полиция закупит очередной суперкар, то курьер получит в подарок Lamborghini. А какова будничная жизнь местных водителей? О слухах насчет Эмиратов и реальности рассказывает минчанин Илья, недавно вернувшийся из азиатской страны, где провел не одну неделю.
— Первое, что меня поразило — это скоростные режимы в городе. Они варьируются от 60 до 140 км/ч. Организация движения позволяет иногда разгоняться до космической скорости. На таких магистралях нет ни переходов, ни даже перекрестков — направления разведены сложными многоуровневыми развязками. И хотя везде есть указатели, сориентироваться на такой бешеной по нашим меркам скорости — а именно столько и едет поток — сложно. Раз разрешают — значит, нужно пользоваться. Высокий верхний порог ограничения скорости диктует манеру езды водителей. Кратко ее можно описать как «педаль в пол». Качество дорог позволяет.
— Говорят, что водители в ОАЭ агрессивные, а подрезание — чуть ли не национальная черта вождения. Якобы внезапная смена полосы в последний момент — хобби автомобилистов. Потому нужно держать приличную дистанцию. Понятие «арабский дрифт» уже стало нарицательным, характеризуя местных водителей как беспредельщиков. Любовь гонять на джипах по дюнам и кататься на двух колесах по дорогам общего пользования легко отследить по видеороликам в сети.
— Лично я ничего подобного не заметил. Никто не наглеет, пропускают друг друга без проблем. Как и у нас, там благодарят «аварийкой», моргают светом, чтобы пропустили (но это только на скоростной левой полосе, на других нельзя). Могут просто повиснуть на хвосте, чтоб уступили, но так как авто дорогие, никто из вредности не притормаживает, никто никого учить не пытается, все спокойно пропускают.
— В стране больших денег наверняка должны быть платные дороги с заоблачными ценами. Информацию о местной системе Salik легко найти в сети. Только не совсем ясно, как крепится считывающее устройство — говорят, в лобовое стекло встраивают чип.
Спорткары соревнуются в скорости разгона после переключения светофоров. На улицах постоянно слышен рев моторов. У одного моего знакомого была машина (модель не запомнил, но скорее всего, Chevrolet Camaro) с шильдиком Super Sport (SS), он одну буквочку S оторвал специально, чтобы думали, что двигатель послабее. Но его автомобиль «делал» на старте всех.
Встречается и тюнинг, в основном фирменный, от ателье. Обладатели таких машин любят вставлять детали из золота. Иногда можно увидеть эдакую черную «капсулу»: спорткар с матовым покрытием кузова и большим процентом тонировки.
Такси выделяются из потока бежевым цветом крыши и кузова, надписью, а также униформой водителя. Есть специальные такси для женщин с розовой крышей (за рулем в них тоже женщины). Но дамам позволено ехать и на обычных при одном условии — она должна сидеть на заднем сиденье. Стоимость отображается обычно на панели у водителя, тарифы у всех такси примерно одинаковые. Со мной произошла неприятность: таксист попытался обмануть, но волшебное слово «полиция» сразу все расставило на свои места. Они очень боятся потерять работу, очень ею дорожат, поэтому ругаться не будут. В городе много такси, поймать труда не составляет, это обычный вид транспорта, некоторые пользуются им вообще постоянно — вместо личного авто. То есть на такси гоняют на работу или в магазин. Выходит дороже, чем на метро, но по меркам этого города дешево.
— У нас в жаркие летние дни люди как раз прячутся от палящего солнца в «подземку». В Эмиратах же летом температура поднимается вплоть до 50 градусов. При влажности в 90 процентов это должно быть невыносимо. Говорят, в вечерние часы из-за кондиционеров в зданиях окна запотевают снаружи. Как выдерживают водители?
— Во всех автомобилях установлены очень мощные кондиционеры, пригнанные машины переоборудуются. Обычно в такси, общественном транспорте, да и заведениях Дубая кондиционер выставлен на 16—19 градусов летом (из-за этого туристы часто болеют) и 23 градуса зимой. Некоторые ездят с открытыми окнами, но это спасает не всегда. Официально разрешена тонировка на 30%. Но все делают больше (и 40, и 50, и даже 70%, оставляя лишь маленькое пространство на уровне глаз). Ночью при парковке владельцам таких машин приходится открывать боковые окна. Полиция за тонировку не останавливает.
Остановки общественного транспорта с кондиционерами — можно сказать, национальная особенность. Это закрытые кабины, в которых можно посидеть, остудиться, посмотреть расписание движения. Ожидающий пассажир может махнуть водителю или нажать специальную кнопку, чтобы автобус остановился. Автобусами пользуются в основном рабочие и бедные жители, хотя общественный транспорт тут чистый, за водителем предусмотрены места для женщин (несколько рядов). В ночное время проезд стоит дороже.
Влияние солнца и песка хорошо заметно по брошенным у дороги машинам. Чаще всего водители оставляют авто на закрытых паркингах, на улице не паркуются. Пару дней — и машину будет не узнать. Сам видел очень дорогую модель, покрытую песчаной пылью, которая даже внутрь салона уже успела попасть. Нарушителей парковки, осознанно бросивших машину как попало, вряд ли найдешь, уж слишком хорошо работают законы, да и штрафы велики.
— По сети ходит «аварийная» байка из ОАЭ. Мужчина, избегая столкновения с перебегающим дорогу в неположенном месте индусом, выехал за ее пределы и врезался в пальму. Ему пришлось заплатить за нанесение ущерба природе примерно 10 тысяч долларов. Полицейские ему шепнули, что надо было давить пешехода — дешевле бы вышло. Поговаривают и про другую особенность, связанную с ДТП: ни в коем случае нельзя оставлять разбитую машину на дороге (как у нас), а наоборот — быстренько откатить ее в сторонку. Иначе штраф.
— Если случилось ДТП, не имеет значения, коренной ли ты житель, приехал ли работать из Индии или турист. Полиция одинаково ко всем относится, и, естественно, договориться на месте нельзя никак: у них за это очень жестко наказывают. Дорожные полицейские взяток не берут, и предлагать ни в коем случае нельзя. При ДТП всегда вызывают полицию, так как авто застрахованы, а чтобы получить выплаты, необходимо заключение. Стоимость страховки зависит от года выпуска авто, его стоимости и объема двигателя. В целом полицейские строгие, но дружелюбные. Однажды видел, как у девушки (тут немало водителей-женщин) случилась какая-то проблема с колесом на дороге — на обочине менять его помогали полицейские.
Пешеходы, как мне показалось, чувствуют себя хорошо. По крайней мере, пока не нарушают. Слышал, выход на проезжую часть дорог с лимитом более 80 км/ч в неположенном месте может закончиться штрафом в 500 дирхамов или даже тюремным заключением до одного месяца. Естественно, в таких условиях особо никто не лезет на дорогу там, где этого делать нельзя. Повсеместно можно встретить надземные переходы, зачастую совмещенные со входом в метро. Тротуары не сильно отличаются от наших, но только все идеально вылизаны. Власти не сильно пытаются развить пешеходную инфраструктуру: пешком там мало кто ходит, летом вообще можно встретить только отчаянных туристов.
Сто миллионов за номер и бриллиантовые шины: необычный автомир ОАЭ
Вы все еще подписываете петиции за легализацию продажи красивых автомобильных номеров, попутно выясняя, каков максимальный диаметр дисков для вашей машины, доступный без раскатки арок, и какие шины к ним подойдут? Кто-то сочтет ваши вкусы специфичными, но на свете немало людей, которые смогут их понять. Арабские шейхи, к примеру – уж кто-кто, а они в выборе красивых номеров, крутых колес и дорогих автомобилей толк знают…
Эксклюзивные номерные знаки
Б огатство и расточительность арабских шейхов давно стали именами нарицательными, и всем известно, что их желания, а главное – возможности столь же высоки, как те потрясающие небоскребы, что пронзают облака, проплывающие над Дубаем. Сам Дубай – практически столица ближневосточного суперкарного рая, где можно увидеть машины, которые существуют вне общей четырехколесной вселенной. Однако их владельцам мало этой уникальности – дополнительным украшением и подтверждением статуса служат номерные знаки. Эксклюзивные, нестандартные и баснословно дорогие, разумеется.
Удар аукционного молотка в отеле JW Marriot Marquis, что в Дубае, развязал настоящую войну, в которой, как водится, мог быть лишь один победитель. Из 16 претендентов на победу самым удачливым (читай: богатым и упорным) стал индийский бизнесмен Балвиндер Сахани, который пополнил свою коллекцию эксклюзивных номерных знаков табличкой с надписью «D5». Сколько он за нее отдал? Тридцать три миллиона дирхамов – на конец 2016 года, когда состоялась сделка, это было эквивалентно 9 миллионам долларов. Столь желанная табличка присоединилась к двум не менее ценным, которые одной цифрой на себе украшали два Rolls-Royce из шести, что приютил гараж Сахани.
Увлечение красивыми цифрами началось для него еще в 1995 году с приобретения эксклюзивного телефонного номера. Впрочем, от этого хобби выигрывает не только сам Сахани, но и благотворительные фонды, получающие часть выручки от продажи эксклюзивов: выходит, что за свою жизнь бизнесмен пожертвовал суммарно уже свыше 100 миллионов дирхамов. Причем уникальные регистрационные знаки у него есть не только в Дубае, но и в Кувейте, и в Индии.
«Приобретение уникальных номеров – это хорошее вложение денег», — уверен Валид Абдул Хадир, предприниматель из Эмиратов, сам потративший на номерной знак «O18» почти миллион долларов. «Инвестирование в номерные знаки – часть моего бизнеса, и я уверен в своей оценке их будущей стоимости. Я лично видел номера, стоимость которых за несколько лет выросла в разы», — добавил он.
Надо признать, он не лукавит: номерные знаки с одной-двумя цифрами остаются в арабском мире символом статуса. В 2008 году Саид Аль Хури установил рекорд, купив табличку с цифрой «1» за 14 миллионов долларов. Сама табличка была повешена на Pagani Zonda, которая стоила жалкие 1,4 миллиона – в десять раз дешевле своего номерного знака.
На фото: Pagani Zonda ‘1999–2017
И если 14 миллионов кажутся вам непомерной суммой за кусочек металла и запись в транспортном департаменте, то… вы не одиноки – многие тратят на знаки гораздо меньше. Давайте взглянем на хронологию развития этого развлечения.
Например, Роман Абрамович в 2006 году заплатил за номер VIP 1 всего 400 с небольшим тысяч долларов.
Майк МакКумб в том же году отдал 450 тысяч за номер с надписью M1.
Спустя пару лет, в 2008, Афзал Хан побил этот рекорд, повесив за 600 тысяч долларов табличку F1 на свой McLaren – но не на F1, как можно было бы предположить, а на SLR.
Первым, кто перешел на семизначный порядок сумм, стал Талал Али Мохаммед Хури, отсчитав почти 5 миллионов баксов за номер «5». Не удовлетворившись одной пятеркой, «на сдачу» он взял номер «55» за 1,1 миллиона. Можно было бы подумать, что цифра 5 является для него счастливой – однако сам он пояснил, что «цифры для него не значат абсолютно ничего».
Ну а с обладателем номера D5 мы уже заочно знакомы – это Балвиндер Сахани, выложивший за него 9 миллионов долларов.
Брошенные суперкары
Может показаться, что в стране, где золотые слитки продаются в автоматах, а иные автомобильные номера стоят дороже, чем машины, дела всегда шли так блестяще, как сегодня. Однако это не так – когда-то на месте Дубая была пустыня, и лишь разработка нефтяных месторождений помогла городу развиваться. Теперь же источники дохода диверсифицировались – это не только и не столько нефть, но и туризм, и продажа недвижимости, и многое другое. На видео можно наглядно увидеть, с чего начинался Дубай, и к чему он пришел.
Однако даже в нефтяные времена график развития не всегда шел строго вверх – к примеру, после мирового финансового кризиса 2008 года некоторые бизнесмены покинули страну, бросив свои дорогие автомобили в аэропорту и в городах. Фотографии брошенных эксклюзивов вроде Ferrari Enzo, покрытых слоем пыли под палящим солнцем, до сих пор населяют просторы Интернета, заставляя морщиться ценителей и любителей.
Не брошенные суперкары
Пожалуй, этот пункт выглядит как нечто очевидное, но и исключить его было бы несправедливо. Ведь суперкары и ОАЭ – это понятия столь же неразделимые, как «Валерий Леонтьев» и «вечный любовник и вечный злодей-сердцеед». Да что говорить – ведь все знают, что в Дубае даже полиция рассекает на таких экземплярах, что иным олигархам и не снились: в их гараже есть не только «затрапезные» Bentley Continental и Mercedes SLS, но и Lamborghini Aventador, Ferrari FF и Bugatti Veyron. Так что старта продаж Bugatti Chiron в полицейском управлении Дубая наверняка ждали не меньше бизнесменов из топа Forbes.
Самые потрясающие шоурумы в мире
И это тоже ожидаемо – ведь суперкары надо где-то продавать, а если вы продаете половину того, что выпускаете, в одном месте, то это место надо запомнить и отметить чем-то особенным. Например, нанять для разработки шоурума дизайнера, создавшего проект театра Opéra de la Bastille в Париже, и отгрохать помещение на три квадратных километра. Так и поступили в Lamborghini – но будьте спокойны, остальные точно не слишком-то от них отстают.
Шины с золотом и бриллиантами
Было бы странно полагать, что на суперкарах, золоте и номерных знаках фантазия богачей иссякнет, а траты закончатся. В 2016 году компания Z Tyre – кстати, базирующаяся там же, в Дубае – представила комплект шин с отделкой бриллиантами и 24-каратным золотом. Ценник на расходник составил 600 тысяч долларов за комплект. Ну а сделали его, очевидно, чтобы успокоить тех, кто жаловался, что 30 000 за комплект Michelin Super Sport для его Bugatti Veyron – это слишком дорого. Над шинами работали и итальянские ювелиры, и местные специалисты, участвовавшие в украшении дворца в Абу-Даби.
Купи дом – получи Lamborghini в подарок
Специально для тех, кто колеблется над выбором вложения денег в суперкар или недвижимость, дубайская компания Damac объявила акцию «купи дом – получи Ламбо в подарок». Приобретая у них недвижимость, вы становитесь обладателем Lamborghini Huracan – и это отличное предложение, ведь на сэкономленные деньги можно купить для машины приличные номера.
На фото: Lamborghini Huracan ‘2014–н.в.
Если же вы, живя в Эмиратах, до сих пор не можете позволить себе купить дом у Damac, то у вас есть другой выход: просто быть добросовестным и законопослушным водителем. Lamborghi вам, конечно, никто уже не обещает, но если вы откатаете целый год без нарушений, то можете принять участие в специальной лотерее, главный из 1 500 призов в которой – новый автомобиль. Такую хитрую схему придумало Управление дорожной полиции Дубая, чтобы снизить смертность на дорогах – ведь к 2020 году она, по планам, должна быть сведена к нулю.
Вместо заключения
Рашид ибн Саид Аль Мактум, шейх и первый эмир Дубая, в свое время сказал: «Мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я езжу на Мерседесе, мой сын ездит на Лэнд Ровере, его сын будет ездить на Лэнд Ровере, но его сын будет ездить на верблюде».
Арабские нравы могут кому-то нравиться, а кому-то быть не по вкусу. Но отрицать их вклад в мировую автомобильную историю было бы несправедливо. Ну а нам вдобавок довелось жить в тот сравнительно короткий промежуток между верблюдами и верблюдами.
Дубай: чем арабы заманивают европейцев
Путевые заметки, день 2
Современный Дубай – возможно, один из самых противоречивых городов мира. Несколько лет назад шейхи поняли, что дальше развивать его исключительно как город для автомобилей невозможно. Вернее, можно, но тогда сюда просто перестанут ездить туристы и столь желанные экспаты. Пришлось придумывать общественные пространства – пляжи, набережные, пешеходные зоны с деревьями и уличной едой – и строить нормальное жильё вместо небоскрёбов. При этом власти Дубая по-прежнему обожают инфраструктурные мегапроекты и многополосные шоссе к ним, не особо задумываясь, что со всеми этими объектами будет через 5-10-20 лет.
Давайте посмотрим, как Дубай готовится к Экспо-2020 и где в городе живут богатые иностранцы!
01. Люди думают, что Дубай – это небоскрёбы. Но обычные дубайцы в небоскрёбах не живут. Там в основном офисы и квартиры под сдачу экспатам и туристам. Нормальный араб должен иметь свой дом.
02. Дом – это бетонный кубик, довольно безвкусный по архитектуре. Обычно почти всё пространство участка застраивается. Те, кто побогаче, делают сады.
03. Кстати, странно, что местные никак не используют крыши. Мне кажется, можно было бы разбить там хорошие общественные пространства, тем более когда нет двора, посидеть в тени на крыше с видом и покурить кальян – милое дело.
04. Про интерьеры вообще молчу. Найти дом или квартиру с приличным интерьером крайне сложно.
05. В октябре в Дубае стартует Экспо-2020, которая будет работать целых полгода. Это первая Всемирная выставка на Ближнем Востоке, чем арабы ужасно гордятся. Для Экспо-2020 выделили огромный кусок пустыни на юго-западе Дубая, там будет построено 192 павильона стран-участниц – фактически целый город.
У выставки три основных темы – «Возможности» (Opportunity), «Мобильность» (Mobility) и «Устойчивое развитие» (Sustainability). Что именно скрывается за этими словами, которые так красиво звучат по-английски, не очень понятно, но уже ясно, что арабы решили устроить гигантское шоу на 173 дня, да ещё и оставить после Экспо-2020 целый ряд архитектурных достопримечательностей.
Например, посередине Экспо-2020 будет огромная вращающаяся башня, с которой будет открываться панорамный вид на всю территорию. Ну и не стоит забывать про сами павильоны, многие из которых станут яркими образцами современной архитектуры. Другое дело – что с ними будет потом, когда все разъедутся.
06. К Экспо арабы строят какую-то просто фантастическую инфраструктуру. Огромные шоссе, новый аэропорт и ветки метро. Даже не представляю, сколько денег на всё это уйдет, а главное – как потом будет использоваться.
07. Вот дорога к выставке ) Так и называется «Экспо роуд», по 7 полос в каждую сторону. Интересно, если бы Екатеринбург выиграл право на Экспо, там тоже построили бы такие шоссе? Может, хорошо, что не выиграли? ))