архивы впервые появляются в монастырях и храмах
1.3. Первые хранилища Киевской Руси, древние архивы, музеи, библиотеки
Первыми хранилищами Киевской Руси были:
·местные архивы (хранили посадники);
·архивы храмов и монастырей (хранились особо важные документы)
В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор. В результате его деятельности и таких должностных лиц, как печатник (хранитель княжеской печати), металник (исполнил обязанности секретаря в суде) и писец, возникали документы, отлагавшиеся в Казне (черная книга). Именно там собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей, договора с Византией, княжеские грамоты, судебные решения и так далее.
Наиболее известными центрами хранения документов, кроме Казны Княжьего двора, являлись:
·Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве;
·Софийский собор в Новгороде;
·соборы и монастыри в городах Киевской Руси.
Архивные документы использовались в юридической, хозяйственной, идеологической жизни, во внешних сношениях Киевской Руси с соседними странами, прежде всего с Византией. Документы являлись основой летописей, благодаря чему многие из них дошли до нас в списках.
По мере развития феодальной раздробленности русских земель происходило обособление и их архивов. При сохранении прежнего набора особо значимых документов, мест их хранения, их использования появляется определенная специфика архивного дела периода раздробленности.
Большими комплексами документов складывались в церковных учреждениях и монастырях: грамоты князей на пожалование угодий и привилегий, записи разных вкладов, рукописные книги и так далее.
В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее (с ростом документооборота и с возрастанием роли документации) стали называться книгохранилищами.
Также возникали личные библиотеки и архивы. Сын Ярослава Мудрого, Святослав, собрал большое количество рукописей. Богатая коллекция имелась у курского посадника. Собирали письменные источники также бояре, дружинники и монахи.
В этот период, так же, как и в предыдущий, письменные ценности еще не были обособлены ни от текущего канцелярского делопроизводства, ни от книжных собраний, ни от материальных ценностей и сокровищ. Все они по-прежнему хранились в скотнице, в казне.
Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными грамотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отлагались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон. 18
Расширялись связи с другими государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические соглашения, особенно после отражения немецко-шведской агрессии в XIIIв. Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов.
Диаков стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак», «дьяк» с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.
Первые архивы в Киевской Руси возникли при княжеских дворах, в монастырях и церквах. После образования Русского централизованного государства в Москве в 16 в. возник Царский архив, куда вошли документы тверских, рязанских, смоленских, черниговских, ярославских и др. князей и значит, количество материалов о внутреннем управлении и внешних сношениях Русского государства со странами Западной Европы и Востока. В начале 17 в. во время польско-шведской интервенции Царский архив был частично вывезен в Польшу, а оставшиеся материалы поступили в Посольский приказ. В начале 18 в., в результате реформ Петра I, по Генеральному регламенту коллегий (1720 г.), архивы учреждений (Сенат, коллегии, Синод) отделены от текущего делопроизводства и переданы в ведение особых лиц – архивариусов. 19
Древняя библиотека состояла из хранилища рукописных текстов, открытых для пользования разным категориям лиц в зависимости от того, кому принадлежала библиотека и от того, кто и когда ею пользовался. При таких библиотеках обычно существовали и скриптории, ведавшие хранением и перепиской рукописных книг.
библиотеки заключают в себе письменные материалы, служащие проводниками различных отраслей знания и потому размноженные механическим (машинным) способом.
Древних библиотек было много. О большинстве из них мы можем только догадываться. О другой части древних библиотек наши сведения кратки и отрывочны. Но всё же до нас дошли свидетельства и рассказы о достаточном числе личных и общественных библиотек. Разделения библиотек и архивов тогда не было. Правильнее бы просто говорить о хранилищах письменных документов в древние времена. Однако, получилось так, что такие неразделённые хранилища также называют библиотеками.
В музеях могут находиться также оригиналы и копии письменных памятников, которые не только по содержанию (а иногда и независимо от него), но и со своей внешней вещественной стороны отличаются показательностью, характеризующей черты быта и формы творческой работы человека в ту или иную эпоху. 20
Следовательно, музей является и исследовательским, и образовательным органом, и лабораторией знаний, и их популяризатором.
Кто уничтожил русские рукописи? Куда делись архивы церкви
В святых для Рюриков стенах играли свадьбы и ставили спектакли. В Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля Романовы в XVII веке полностью сбили (!) все фрески-штукатурку со стен и заново зарисовали стены новыми фресками.
В Крыму был православный Успенский монастырь, который имел свой архив и тесные связи с Русью ДО прихода к власти Романовых. Монастырь часто упоминается в источниках XVI-XVII веков.
В 1778 году, как только русские войска заняли Крым, «по приказу Екатерины II, командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всеми христианами переселиться в Россию на берега Азовского моря. Организацией переселения руководил А.В. Суворов. Эскортируемые войсками А.В. Суворова 31.386 человек двинулись в путь. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей».
Это было за пять лет до того, как в 1783 году Крым становится частью Российской романовской империи! Успенский монастырь был закрыт (!) и оставался закрытым до 1850 года.
Т.е. в течение ни много ни мало 80 лет. Как раз такой срок, за которой любой человек, который мог что-то помнить об истории спрятанных архивов, уйдет из жизни.
Книги по истории.
Но размеры фальсификаций и исправления старых книг в середине XVII века еще были скромными. Например: в «Кормчей» (церковный тематический сборник) 1649-1650 годов 51-я глава заменена на текст западного происхождения из требника Могилы; создали литературное произведение «переписка Грозного с князем Курбским» (написано С. Шаховским) и фальшивую речь И. Грозного 1550 года на Лобном месте (архивист В.Н. Автократов доказал ее сфабрикованность).
Но. малый объем фальсификаций истории не удовлетворял царский двор. С приходом на престол Романовых отдаются приказы в монастыри для сбора документов и книг с целью их исправления и уничтожения. Идет активная работа по ревизии библиотек, книгохранилищ, архивов.
Даже на Афоне в это время жгут старые русские книги (см. книгу Бочаров Л.И. «Заговор против русской истории», 1998г.). Волна «переписчиков истории» нарастала. И основоположниками новой версии русской истории (современной) становятся немцы.
Одновременно немец Г.З. Байер придумал норманнскую теорию: прибывшая на Русь кучка норманнов за несколько лет превратила «дикую страну» в могучее государство. Г.Ф. Миллер не только уничтожал русские летописи, но защитил диссертацию «О происхождении имени и народа российского». И пошло.
По истории России до ХХ века были книги В. Татищева, И. Гизеля, М. Ломоносова, М. Щербатова, западника Н. Карамзина (см. «Справка: люди»), либералов С.М. Соловьёва (1820-1879 гж) и В.О. Ключевского (1841-1911 гж).
Русский историк Василий Татищев (1686-1750 гж) написал книгу «История российская с самых древнейших времен», но издать не успел (только рукопись). Немцы Август Людвиг Шлецер и Герард Фридрих Миллер (XVIII век) издавали труды Татищева и так их «отредактировали», что после этого в его работах ничего не осталось от оригинала.
Сам В. Татищев писал про огромные искажения истории Романовыми, его ученики применяли термин «романо-германское иго.». Оригинал рукописи татищевской «Истории российской» после Миллера бесследно исчез, а некие «черновики» (Миллер ими пользовался по официальной версии) ныне также неизвестны.
Великий М. Ломоносов (1711-1765 гж) в своих письмах страшно ругался с Г. Миллером насчет его лже-истории (особенно ложь немцев о «великой тьме невежества», якобы царившей в Древней Руси) и подчеркивал древность империй славян и их постоянное передвижение с востока к западу.
Михаил Васильевич написал свою «Древнюю Российскую историю», но стараниями немцев рукопись издана так и не была. Более того, за борьбу с немцами и их фальсификацией истории, решением Сенатской комиссии М. Ломоносов «за неоднократные неучтивые, бесчестные и противные поступки. по отношению к немецкой земле подлежит смертной казни, или. наказанию плетьми и лишению прав и состояний».
Почти семь месяцев Ломоносов просидел под арестом в ожидании утверждения приговора! Указом Елизаветы он был признан виновным, однако от наказания «освобожден». Ему вдвое уменьшили жалованье, и он должен был «за учиненные им предерзости» просить прощения у немцев-профессоров. Подонок Г. Миллер составил издевательское «покаяние», которое Ломоносов был вынужден публично произнести и подписать.
После смерти М.В. Ломоносова, на следующий же день(!), библиотека и все бумаги Михаила Васильевича (включая историческое сочинение) были по приказу Екатерины опечатаны графом Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно.
А потом. был напечатан лишь первый том монументальной работы М.В. Ломоносова, подготовленный к изданию к изданию тем же немцем Г. Миллером. И содержимое тома почему-то странно полностью совпало с историей от самого Миллера.
«Автор не заметил одного: русского народа«.
Л.Н. Толстой говорил о макулатуре Соловьева: «Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: ЧТО грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли?«.
Помимо В. Татищева и М.В. Ломоносова прозападной лжи в разные годы противостояли такие русские люди, как историк и переводчик А.И. Лызлов (
1655-1697 гж, автор «Скифская история»), историк И.Н. Болтин (1735-1792 гж), историк и поэт Н.С. Арцыбашев (1773-1841 гж), польский археолог Ф. Воланский (Фадей/Тадеуш, 1785-1865 гж, автор «Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю»), археолог и историк А.Д. Чертков (1789-1858 гж, автор «О переселении Фракийских племён за Дунай и далее на север, к Балтийскому морю, и к нам на Русь»), статский советник Е.И. Классен (1795-1862 гж, автор «Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени»), философ А.С. Хомяков (1804-1860 гж), дипломат и историк А.И. Манкиев (х-1723 гж, посол в Швеции, автор семи книг «Ядро российской истории»), имена и работы которых сегодня незаслуженно забыты.
Но если «прозападной», официальной историографии, всегда давался «зеленый свет», то настоящие факты от патриотов считались инакомыслием и в лучшем случае замалчивалось.
Старые летописи не только существовали во множестве, но и постоянно использовались вплоть до XVII века. Так, православная церковь еще в XVI веке использовала ханские ярлыки Золотой Орды для защиты своего землевладения.
Но захват власти Романовыми и тотальное истребление наследников Рюриков, истории Тартарии, деяний цесарей, их влияния на Европу и Азию, требовал новых страниц истории, и такие страницы были написаны немцами после тотального уничтожения летописей времён Рюриков (включая церковные).
Увы, только М. Булгаков сказал, что «рукописи не горят». Горят, и еще как! Особенно если целенаправленно их уничтожать, что и было, безусловно, предпринято церковью в отношении древних письменных актов в XVII веке.
Архивы впервые появляются в монастырях и храмах
ъБТПЦДЕОЙА БТИЙЧОПЗП ДЕМБ ОБ тХУЙ УРПУПВУФЧПЧБМП РПСЧМЕОЙЕ РЙУШНЕООПУФЙ. рЙУШНЕООПУФШ Х ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО ЧПЪОЙЛМБ ЪБДПМЗП ДП РТЙОСФЙС ИТЙУФЙБОУФЧБ ОБ тХУЙ. ьФП РПДФЧЕТЦДБАФ ДПЗПЧПТЩ ЛЙЕЧУЛЙИ ЛОСЪЕК У чЙЪБОФЙЕК (911, 944, 971 ЗПДЩ), Б ФБЛЦЕ ОБКДЕООЩЕ РТЙ БТИЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ТБУЛПРЛБИ РТЕДНЕФЩ ВЩФБ, ОБ ЛПФПТЩИ ЙНЕАФУС ОБДРЙУЙ ЛЙТЙММЙГЕК.
йЪХЮЕОЙЕ ЙУФПТЙЙ БТИЙЧОПЗП ДЕМБ РПЪЧПМСЕФ РТПУМЕДЙФШ РТПГЕУУ ОБЛПРМЕОЙС ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ (ДПЛХНЕОФПЧ) РП ЙУФПТЙЙ ОБТПДПЧ Й ЗПУХДБТУФЧ; РПОСФШ РТЙЮЙОЩ РЕТЕНЕЭЕОЙК Й ХФТБФ НБФЕТЙБМПЧ, Ф.Е. ЖПТНЙТПЧБОЙЕ «БТИЙЧОПЗП ОБУМЕДЙС», ЕЗП УПУФБЧ, ТБЪНЕЭЕОЙЕ, ПТЗБОЙЪБГЙА.
рПУЛПМШЛХ ЙУФПТЙС УФБОПЧМЕОЙС БТИЙЧПЧ ФЕУОП УЧСЪБОБ У ЙУФПТЙЮЕУЛПК ОБХЛПК, РЕТЙПДЙЪБГЙС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС БТИЙЧПИТБОЙМЙЭ РЕТЕУЕЛБЕФУС У ЬФБРБНЙ УФБОПЧМЕОЙС Й ТБЪЧЙФЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПУФЙ. пУПВП ФЕУОП РЕТЕРМЕФБАФУС ЙУФПТЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП БРРБТБФБ ХРТБЧМЕОЙС Й ЙУФПТЙС УФБОПЧМЕОЙС БТИЙЧОПЗП ДЕМБ.
чПКОЩ Й ОБЫЕУФЧЙС, УПГЙБМШОЩЕ ЛБФБЛМЙЪНЩ, ОБТПДОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, ЧПУУФБОЙС, ТЕЧПМАГЙЙ, ЗТБЦДБОУЛЙЕ ЧПКОЩ, РПЦБТЩ, ЪМПК ХНЩУЕМ Й ПВЩЛОПЧЕООПЕ ЧБТЧБТУФЧП ЪБ НОПЗПЧЕЛПЧХА ЙУФПТЙА ОБЫЕЗП ПФЕЮЕУФЧБ РТЙЧЕМЙ Л ЗЙВЕМЙ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЛПНРМЕЛУПЧ ДПЛХНЕОФПЧ. чПЪНПЦОП, ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ВЕМЩЕ РСФОБ ЙУФПТЙЙ ОБЧУЕЗДБ ПУФБОХФУС ОЕЪБРПМОЕООЩНЙ ОБЫЙН ЪОБОЙЕН П РТПЫМПН ЙЪ-ЪБ ОЕРПОЙНБОЙС Й ОЕХНЕОЙС УПИТБОЙФШ «ДПЛХНЕОФБМШОХА РБНСФШ».
оБ УМПЦОПН, НОПЗПРМБОПЧПН ЖПОЕ ТБЪЧЙФЙС ПФЕЮЕУФЧЕООПК ЙУФПТЙЙ РПУФБТБЕНУС РТПУМЕДЙФШ ЪБТПЦДЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ БТИЙЧОПЗП ДЕМБ Ч ОБЫЕК УФТБОЕ.
ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЧУЕ ЬФЙ ЗПУХДБТУФЧБ НПЦОП ХУМПЧОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ФТЙ ФЙРБ: ТБООЕЖЕПДБМШОБС НПОБТИЙС, ЖЕПДБМШОБС ТЕУРХВМЙЛБ, ДЕУРПФЙЮЕУЛБС НПОБТИЙС.
ч АЗП-ЪБРБДОПК тХУЙ ЧМБУФШ ЛОСЪС ПРЙТБМБУШ ОБ УЙМХ ДТХЦЙОЩ Й ЛПОФТПМЙТПЧБМБУШ ЗПТПДУЛЙН ЧЕЮЕН. фБЛПЕ РТБЧМЕОЙЕ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЛБЛ ТБООЕЖЕПДБМШОБС НПОБТИЙС.
дТЕЧОЕКЫЙН УПИТБОЙЧЫЙНУС ДП ОБЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ ПВТБЪГПН ЦБМПЧБООЩИ ЗТБНПФ СЧМСЕФУС ЗТБНПФБ ЧЕМЙЛПЗП ЛЙЕЧУЛПЗП ЛОСЪС нУФЙУМБЧБ чМБДЙНЙТПЧЙЮБ ОПЧЗПТПДУЛПНХ аТШЕЧХ НПОБУФЩТА (ДБФЙТХЕФУС ПОБ ОБЮБМПН XII Ч.).
ч НПОБУФЩТСИ РЕТЕРЙУЩЧБМЙУШ ЛОЙЗЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЫЙ РТЕДЛЙ ОБЪЩЧБМЙ «ЙУФПЮОЙЛБНЙ НХДТПУФЙ». лОЙЗЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ГЕОЙМЙУШ, УФПЙМЙ ПЮЕОШ ДПТПЗП, ФБЛ ЛБЛ ЙЪЗПФПЧМСМЙУШ ЙЪ РЕТЗБНЕОФБ Й ХЛТБЫБМЙУШ ГЧЕФОЩНЙ НЙОЙБФАТБНЙ. оБ тХУЙ ВЩМБ ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОЕОБ ТЕМЙЗЙПЪОБС МЙФЕТБФХТБ, ПУПВЕООП «ЦЙФЙС УЧСФЩИ», ЛПФПТЩЕ ПРЙУЩЧБМЙ ЦЙЪОШ, УФТБДБОЙС, РПДЧЙЗЙ МАДЕК, ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩИ ГЕТЛПЧША, Ф.Е. РТЙЪОБООЩИ УЧСФЩНЙ.
мЕФПРЙУГЩ Ч РТПГЕУУЕ ТБВПФЩ РТЙЧМЕЛБМЙ ОБТПДОЩЕ РТЕДБОЙС, ЧПУРПНЙОБОЙС ПЮЕЧЙДГЕЧ, ДПЛХНЕОФЩ ЧЕМЙЛПЛОСЦЕУЛПЗП БТИЙЧБ, ГЕТЛЧЕК, НПОБУФЩТЕК.
Архивы Русской православной церкви в период становления и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)
Автор: Е.В. Старостин
Архивы Русской православной церкви в период становления и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)
Е.В. Старостин, д.и.н., проф. РГГУ
Более 500 лет Русь пребывала в состоянии политической раздробленности, и только церковь, объединенная общей идеологией, в определенной степени выполняла роль связующего звена, что, несомненно, способствовало усилению центростремительных тенденции. К началу XV века земли, которые в настоящее время относятся к Белоруссии и Украине, были включены в состав Великого княжества Литовского. И сохранившаяся еще от Киевской Руси церковная организация подверглась сильнейшему влиянию католицизма. На съезде польско-литовских феодалов в 1385 г., заключивших т.н. кревскую (династическую) унию, католичество было объявлено государственной религией Литвы. Позднее в XV в. Витовт, пытаясь усилить независимость русских земель, вошедших в состав его княжества от Москвы, получил у Константинопольского патриарха согласие на учреждение самостоятельной Киевской митрополии. Где можно найти документальные следы деятельности православных церковных учреждений? Прежде всего, в светских хранилищах, например, в материалах Литовской метрики, в актохранилищах крупных польских магнатов, в украинских, белорусских, польских, чешских, словацких и т.п. архивах, несомненно, и в Ватиканском тайном архиве.
За исключением отдельных разрозненных документов, удельные архивы (как, впрочем, и епархиальные) от этого периода до нас не дошли. Трагична была судьба великокняжеского архива, т.н. «хранил царских» (Царского архива), содержащих богатые собрания славянских, греческих, восточных рукописей… Наибольший вклад в изучение Царского архива внес С.О. Шмидт, опубликовавший серию статей и книг, в которых детально исследовал историю, состав, формы классификации, описания и использования документов главного хранилища Московского царства. Предполагаем, что восточные и греческие рукописи, скорее всего, лежали мертвым грузом, что заставило Василия III отправить посланцев на далекий Афон, чтобы подыскать сведующего монаха для их перевода и описания. Посланникам великого князя удалось в Вартопедском монастыре найти и уговорить отправиться в Московию Максима Грека. Просвещенный старец с помощью выделенных ему толмачей Димитрия Герасимова и Власия, писцов Михаила Медоварцева и троицкого монаха Силуана не только описал рукописные книги, но и перевел на русский язык Толковую псалтырь. Занимался Максим Грек также исправлением литургических книг, в которых были обнаружены ошибки. Впоследствии Максима Грека за внесенные им якобы неканонические изменения обвинили в ереси.
Гибель династии Рюриковичей, польско-шведская интервенция, бурные события Смутного времени, городские пожары в Москве 1547 и 1560 гг. оставили незаживающий след в историко-документальном наследии России: часть великокняжеского архива была увезена поляками, другая передана в архив посольского приказа.
Усиливаются культурные связи с Константинополем и Афоном. Около 685 русских рукописей и их фрагментов дошло до наших дней с XIV в. Следующее столетие увеличит эту цифру до 3500 церковно-славянских книг. Наиболее ранний «отписной список» («отписная»), как тогда называли описи, относящийся к концу XV в., фиксировал книги и рукописи культового характера, что свидетельствовало об общем хранении книжных и архивных материалов. Новгород и поднимающаяся Москва были и остаются центрами богословского просвещения в XV в. Переезд архиепископа Макария на Московскую митрополию в 1542 г. значительно способствовал становлению Москвы как центра русской книжности. Глава иосифлян и кружка книжников во время московского пожара спасал лично от огня «Книгу Божественная правила, юже Киприян митрополит из Царяграда принесл».
Период складывания Русского централизованного государства, начавшегося при Иване Калите и завершившегося в XVI в. при Василии III (1505-1533) и Иване Грозном (1534-1584), сопровождался стягиванием в Москву документов покоренных княжеств, побежденные князья отдавали на хранение важнейшую документацию в церковные учреждения. Изъятия коснулись как светских, так и духовных хранилищ. Иоанн IV Васильевич Грозный в 1550 г. настоял на включении в Судебник требования — «старые тарханные грамоты поимати у всех». В этом же году, Иоанн IV приказал изъять жалованные грамоты у всех монастырей, подготавливая тем самым запрещение им «покупать и принимать в дар или заклад вотчины». Во время карательных экспедиций в Новгород и Псков царь в поисках крамолы приказал конфисковать «ризную казну» Святой Софии и документы монастырей и церквей Северной республики. По не вполне понятным причинам царь запретил опричникам разорять дома псковских священников и монахов.
Накопление документов обязывало церковное руководство выделять специальное лицо, которому поручалось ведение делопроизводства и хранение документов. Дьяки и подьячие, продолжая выполнять свои обязанности священнослужителей, стали часто возглавлять церковные и светские канцелярии. Укрепление системы церковных хранилищ, шло параллельно с образованием архивов приказов. В московском княжестве продолжался процесс перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Центральное место в складывающейся сети церковных архивов занимала т.н. «митрополичья казна», в котоpoй хранились материалы, связанные с церковно-административной и хозяйственной деятельностью: послания константинопольских патриархов, решения поместных соборов русской церкви, земельные акты, тексты митрополичьих посланий, благословенные грамоты, наказы по управлению епархиями, монастырями, договорные княжеские грамоты, богослужебные книги и т.п. Здесь мы также встречаем «крепостные акты на имения, жалованные, несудимые, тарханные, меновые, отступные грамоты. По приказу митрополита Даниила был составлен сборник этих документов, находящийся сегодня в собрании Синодальной библиотеки ГИМ.(№ 276, 173). Там же находится и вторая книга, включавшая наиболее важные документы из митрополичьего архива, что позволяет нам реконструировать его состав. С этим изумительным историческим источником можно познакомиться в ГИМ.(№ 662). Несомненно, сохранившиеся грамоты митрополитов Киприана и Фотия (XIV, XV вв.), отправленные в связи с развившейся в Пскове ереси «стригольников», имели то же происхождение. Подлинные грамоты митрополичьего архива XIV-XV вв. погибли, то, что сохранилось в виде списков в копийных книгах при митрополичьей кафедре впоследствии нашло себе место в Патриаршей библиотеке Московской синодальной конторы.
Сохранившиеся описи отдаленной пустыни на реке Соре позволяют поименно назвать фамилии крупных вкладчиков в монастырскую казну церковных книг: князей Кубенских-Заозерских, ученика Максима Грека В.М. Тучкова, архиепископа Арсения, патриарха Филарета, воеводу М.М. Салтыкова, главу комиссии по составлению Уложения 1649 г. Н.И. Одоевского, «западника» Б.И. Морозова, князя И.А. Воротынского, князей Шаховских и др.
Восстановление монастырских актохранилищ после опустошений 1570 г. при Иоанне Грозном и, особенно, в Смутном времени, шло медленно. Многие документы находились «в розни», т. е. хаотическом состоянии. Начиная с I-й трети XVII в., документы приводятся в порядок, систематизируются и описываются. Остро вставший земельный вопрос вынудил монастырское руководство привести в порядок свои хранилища. Этому способствовала реформа по централизации церковного управления, проводимая Патриархом Филаретом. Копируя светскую государственную структуру, Филарет, объявивший себя Великим государем, учредил при своем дворе ряд приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный, в результате деятельности которых образовывалась документация. Патриарху были подведомственны митрополиты в четырех епархиях (Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой), епископы, архиепископы, управлявшие 13 епархиями. Патриарх, чьи амбиции выходили далеко за рамки традиционных представлений о роли церкви, в 1627 г. отдал распоряжение о том, чтобы все богослужебные книги «литовской печати» были заменены изданиями, опубликованными в Москве.
Поскольку некоторые церковные учреждения и монастыри были подсудны Приказу Большого дворца, на него была возложена забота о церковном имуществе, документах и т. п. В это же хранилище были переданы бумаги Монастырского приказа, закрытого по настоянию церковной оппозиции в 1677 г.
В связи с намерением провести исправление культовых текстов, Патриарх Никон в 1653 г. распорядился составить опись книг и рукописей 39 крупнейших монастырей. На следующий год он послал на далекий Афон старца Арсения (Суханова), который доставил из монашеской республики 498 рукописей. (Эти рукописные памятники, в т.ч. уникальные списки IX-XIII вв., частично были опубликованы в 1873 г. в Киеве.). Чтобы прекратить повсеместно проводить службу по-старому, Никон приказал из городских и сельских приходов изъять старые книги. Встречались случаи сожжения старых книг московской печати. По вполне понятным причинам «двуперстники» не только не отдавали священные книги, но и продолжали служить по ним. В том случае, когда власти прибегали к насилию, книги и архивы уносили в леса, в пустыни.
Монастырские описи XVII в. — явление достаточно распространенное. В «отписных списах», т.е. описях монастырских ценностей, перечислялись не только культовые предметы, но и грамоты, дела и старые книги. Описи составлялись и при передаче монастыря в казну. Так, по указу 1670 г., подписанного царем Алексеем Михайловичем, о передаче Самарского мужского Спасо-Преображенского монастыря в казну, т.е. «быть особо от Патриаршего дома», воеводой Василием Яверлаковым в 1672 г. были описаны монастырские переписные книги и архивные материалы.
Создают свои архивы и некоторые духовные учебные заведения (Киевско-духовная академия (с 1615), Славяно–греко-латинская академия в Москве (с 1685) и др.), основанные с целью подготовки кадров ученых богословов.
В отличие от Западной Европы русское боярство и дворянство не создали более или менее стройную систему частных дворянских архивов, в которых могли бы сохраниться источники по истории Русской православной церкви. Особенно они потеряли интерес к сохранности своих архивов после отмены местничества в конце XVII в. Многие документы, в отличие от библиотек, оказались на чердаках. Переведя столицу государства в Петербург, Петр тем самым выключил старое родовитое московское боярство из активной государственной деятельности. Практическая ценность фамильных документов была сведена к нулю, а историческая еще не народилась. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: