архивы впервые появляются в монастырях и храмах

1.3. Первые хранилища Киевской Руси, древние архивы, музеи, библиотеки

Первыми хранилищами Киевской Руси были:

·местные архивы (хранили посадники);

·архивы храмов и монастырей (хранились особо важные документы)

В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор. В результате его деятельности и таких должностных лиц, как печатник (хранитель княжеской печати), металник (исполнил обязанности секретаря в суде) и писец, возникали документы, отлагавшиеся в Казне (черная книга). Именно там собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей, договора с Византией, княжеские грамоты, судебные решения и так далее.

Наиболее известными центрами хранения документов, кроме Казны Княжьего двора, являлись:

·Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве;

·Софийский собор в Новгороде;

·соборы и монастыри в городах Киевской Руси.

Архивные документы использовались в юридической, хозяйственной, идеологической жизни, во внешних сношениях Киевской Руси с соседними странами, прежде всего с Византией. Документы являлись основой летописей, благодаря чему многие из них дошли до нас в списках.

По мере развития феодальной раздробленности русских земель происходило обособление и их архивов. При сохранении прежнего набора особо значимых документов, мест их хранения, их использования появляется определенная специфика архивного дела периода раздробленности.

Большими комплексами документов складывались в церковных учреждениях и монастырях: грамоты князей на пожалование угодий и привилегий, записи разных вкладов, рукописные книги и так далее.

В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее (с ростом документооборота и с возрастанием роли документации) стали называться книгохранилищами.

Также возникали личные библиотеки и архивы. Сын Ярослава Мудрого, Святослав, собрал большое количество рукописей. Богатая коллекция имелась у курского посадника. Собирали письменные источники также бояре, дружинники и монахи.

В этот период, так же, как и в предыдущий, письменные ценности еще не были обособлены ни от текущего канцелярского делопроизводства, ни от книжных собраний, ни от материальных ценностей и сокровищ. Все они по-прежнему хранились в скотнице, в казне.

Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными грамотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отлагались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон. 18

Расширялись связи с другими государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические соглашения, особенно после отражения немецко-шведской агрессии в XIIIв. Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов.

Диаков стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак», «дьяк» с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Первые архивы в Киевской Руси возникли при княжеских дворах, в монастырях и церквах. После образования Русского централизованного государства в Москве в 16 в. возник Царский архив, куда вошли документы тверских, рязанских, смоленских, черниговских, ярославских и др. князей и значит, количество материалов о внутреннем управлении и внешних сношениях Русского государства со странами Западной Европы и Востока. В начале 17 в. во время польско-шведской интервенции Царский архив был частично вывезен в Польшу, а оставшиеся материалы поступили в Посольский приказ. В начале 18 в., в результате реформ Петра I, по Генеральному регламенту коллегий (1720 г.), архивы учреждений (Сенат, коллегии, Синод) отделены от текущего делопроизводства и переданы в ведение особых лиц – архивариусов. 19

Древняя библиотека состояла из хранилища рукописных текстов, открытых для пользования разным категориям лиц в зависимости от того, кому принадлежала библиотека и от того, кто и когда ею пользовался. При таких библиотеках обычно существовали и скриптории, ведавшие хранением и перепиской рукописных книг.

библиотеки заключают в себе письменные материалы, служащие проводниками различных отраслей знания и потому размноженные механическим (машинным) способом.

Древних библиотек было много. О большинстве из них мы можем только догадываться. О другой части древних библиотек наши сведения кратки и отрывочны. Но всё же до нас дошли свидетельства и рассказы о достаточном числе личных и общественных библиотек. Разделения библиотек и архивов тогда не было. Правильнее бы просто говорить о хранилищах письменных документов в древние времена. Однако, получилось так, что такие неразделённые хранилища также называют библиотеками.

В музеях могут находиться также оригиналы и копии письменных памятников, которые не только по содержанию (а иногда и независимо от него), но и со своей внешней вещественной стороны отличаются показательностью, характеризующей черты быта и формы творческой работы человека в ту или иную эпоху. 20

Следовательно, музей является и исследовательским, и образовательным органом, и лабораторией знаний, и их популяризатором.

Источник

Кто уничтожил русские рукописи? Куда делись архивы церкви

архивы впервые появляются в монастырях и храмах

В святых для Рюриков стенах играли свадьбы и ставили спектакли. В Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля Романовы в XVII веке полностью сбили (!) все фрески-штукатурку со стен и заново зарисовали стены новыми фресками.

В Крыму был православный Успенский монастырь, который имел свой архив и тесные связи с Русью ДО прихода к власти Романовых. Монастырь часто упоминается в источниках XVI-XVII веков.

В 1778 году, как только русские войска заняли Крым, «по приказу Екатерины II, командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всеми христианами переселиться в Россию на берега Азовского моря. Организацией переселения руководил А.В. Суворов. Эскортируемые войсками А.В. Суворова 31.386 человек двинулись в путь. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей».

Это было за пять лет до того, как в 1783 году Крым становится частью Российской романовской империи! Успенский монастырь был закрыт (!) и оставался закрытым до 1850 года.

Т.е. в течение ни много ни мало 80 лет. Как раз такой срок, за которой любой человек, который мог что-то помнить об истории спрятанных архивов, уйдет из жизни.

Книги по истории.

Но размеры фальсификаций и исправления старых книг в середине XVII века еще были скромными. Например: в «Кормчей» (церковный тематический сборник) 1649-1650 годов 51-я глава заменена на текст западного происхождения из требника Могилы; создали литературное произведение «переписка Грозного с князем Курбским» (написано С. Шаховским) и фальшивую речь И. Грозного 1550 года на Лобном месте (архивист В.Н. Автократов доказал ее сфабрикованность).

Но. малый объем фальсификаций истории не удовлетворял царский двор. С приходом на престол Романовых отдаются приказы в монастыри для сбора документов и книг с целью их исправления и уничтожения. Идет активная работа по ревизии библиотек, книгохранилищ, архивов.

Даже на Афоне в это время жгут старые русские книги (см. книгу Бочаров Л.И. «Заговор против русской истории», 1998г.). Волна «переписчиков истории» нарастала. И основоположниками новой версии русской истории (современной) становятся немцы.

Одновременно немец Г.З. Байер придумал норманнскую теорию: прибывшая на Русь кучка норманнов за несколько лет превратила «дикую страну» в могучее государство. Г.Ф. Миллер не только уничтожал русские летописи, но защитил диссертацию «О происхождении имени и народа российского». И пошло.

По истории России до ХХ века были книги В. Татищева, И. Гизеля, М. Ломоносова, М. Щербатова, западника Н. Карамзина (см. «Справка: люди»), либералов С.М. Соловьёва (1820-1879 гж) и В.О. Ключевского (1841-1911 гж).

Русский историк Василий Татищев (1686-1750 гж) написал книгу «История российская с самых древнейших времен», но издать не успел (только рукопись). Немцы Август Людвиг Шлецер и Герард Фридрих Миллер (XVIII век) издавали труды Татищева и так их «отредактировали», что после этого в его работах ничего не осталось от оригинала.

Сам В. Татищев писал про огромные искажения истории Романовыми, его ученики применяли термин «романо-германское иго.». Оригинал рукописи татищевской «Истории российской» после Миллера бесследно исчез, а некие «черновики» (Миллер ими пользовался по официальной версии) ныне также неизвестны.

Великий М. Ломоносов (1711-1765 гж) в своих письмах страшно ругался с Г. Миллером насчет его лже-истории (особенно ложь немцев о «великой тьме невежества», якобы царившей в Древней Руси) и подчеркивал древность империй славян и их постоянное передвижение с востока к западу.

Михаил Васильевич написал свою «Древнюю Российскую историю», но стараниями немцев рукопись издана так и не была. Более того, за борьбу с немцами и их фальсификацией истории, решением Сенатской комиссии М. Ломоносов «за неоднократные неучтивые, бесчестные и противные поступки. по отношению к немецкой земле подлежит смертной казни, или. наказанию плетьми и лишению прав и состояний».

Почти семь месяцев Ломоносов просидел под арестом в ожидании утверждения приговора! Указом Елизаветы он был признан виновным, однако от наказания «освобожден». Ему вдвое уменьшили жалованье, и он должен был «за учиненные им предерзости» просить прощения у немцев-профессоров. Подонок Г. Миллер составил издевательское «покаяние», которое Ломоносов был вынужден публично произнести и подписать.

После смерти М.В. Ломоносова, на следующий же день(!), библиотека и все бумаги Михаила Васильевича (включая историческое сочинение) были по приказу Екатерины опечатаны графом Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно.

А потом. был напечатан лишь первый том монументальной работы М.В. Ломоносова, подготовленный к изданию к изданию тем же немцем Г. Миллером. И содержимое тома почему-то странно полностью совпало с историей от самого Миллера.

«Автор не заметил одного: русского народа«.

Л.Н. Толстой говорил о макулатуре Соловьева: «Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: ЧТО грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли?«.

Помимо В. Татищева и М.В. Ломоносова прозападной лжи в разные годы противостояли такие русские люди, как историк и переводчик А.И. Лызлов (

1655-1697 гж, автор «Скифская история»), историк И.Н. Болтин (1735-1792 гж), историк и поэт Н.С. Арцыбашев (1773-1841 гж), польский археолог Ф. Воланский (Фадей/Тадеуш, 1785-1865 гж, автор «Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю»), археолог и историк А.Д. Чертков (1789-1858 гж, автор «О переселении Фракийских племён за Дунай и далее на север, к Балтийскому морю, и к нам на Русь»), статский советник Е.И. Классен (1795-1862 гж, автор «Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени»), философ А.С. Хомяков (1804-1860 гж), дипломат и историк А.И. Манкиев (х-1723 гж, посол в Швеции, автор семи книг «Ядро российской истории»), имена и работы которых сегодня незаслуженно забыты.

Но если «прозападной», официальной историографии, всегда давался «зеленый свет», то настоящие факты от патриотов считались инакомыслием и в лучшем случае замалчивалось.

Старые летописи не только существовали во множестве, но и постоянно использовались вплоть до XVII века. Так, православная церковь еще в XVI веке использовала ханские ярлыки Золотой Орды для защиты своего землевладения.

Но захват власти Романовыми и тотальное истребление наследников Рюриков, истории Тартарии, деяний цесарей, их влияния на Европу и Азию, требовал новых страниц истории, и такие страницы были написаны немцами после тотального уничтожения летописей времён Рюриков (включая церковные).

Увы, только М. Булгаков сказал, что «рукописи не горят». Горят, и еще как! Особенно если целенаправленно их уничтожать, что и было, безусловно, предпринято церковью в отношении древних письменных актов в XVII веке.

Источник

Архивы впервые появляются в монастырях и храмах

архивы впервые появляются в монастырях и храмахъБТПЦДЕОЙА БТИЙЧОПЗП ДЕМБ ОБ тХУЙ УРПУПВУФЧПЧБМП РПСЧМЕОЙЕ РЙУШНЕООПУФЙ. рЙУШНЕООПУФШ Х ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО ЧПЪОЙЛМБ ЪБДПМЗП ДП РТЙОСФЙС ИТЙУФЙБОУФЧБ ОБ тХУЙ. ьФП РПДФЧЕТЦДБАФ ДПЗПЧПТЩ ЛЙЕЧУЛЙИ ЛОСЪЕК У чЙЪБОФЙЕК (911, 944, 971 ЗПДЩ), Б ФБЛЦЕ ОБКДЕООЩЕ РТЙ БТИЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ТБУЛПРЛБИ РТЕДНЕФЩ ВЩФБ, ОБ ЛПФПТЩИ ЙНЕАФУС ОБДРЙУЙ ЛЙТЙММЙГЕК.

йЪХЮЕОЙЕ ЙУФПТЙЙ БТИЙЧОПЗП ДЕМБ РПЪЧПМСЕФ РТПУМЕДЙФШ РТПГЕУУ ОБЛПРМЕОЙС ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ (ДПЛХНЕОФПЧ) РП ЙУФПТЙЙ ОБТПДПЧ Й ЗПУХДБТУФЧ; РПОСФШ РТЙЮЙОЩ РЕТЕНЕЭЕОЙК Й ХФТБФ НБФЕТЙБМПЧ, Ф.Е. ЖПТНЙТПЧБОЙЕ «БТИЙЧОПЗП ОБУМЕДЙС», ЕЗП УПУФБЧ, ТБЪНЕЭЕОЙЕ, ПТЗБОЙЪБГЙА.

рПУЛПМШЛХ ЙУФПТЙС УФБОПЧМЕОЙС БТИЙЧПЧ ФЕУОП УЧСЪБОБ У ЙУФПТЙЮЕУЛПК ОБХЛПК, РЕТЙПДЙЪБГЙС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС БТИЙЧПИТБОЙМЙЭ РЕТЕУЕЛБЕФУС У ЬФБРБНЙ УФБОПЧМЕОЙС Й ТБЪЧЙФЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПУФЙ. пУПВП ФЕУОП РЕТЕРМЕФБАФУС ЙУФПТЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП БРРБТБФБ ХРТБЧМЕОЙС Й ЙУФПТЙС УФБОПЧМЕОЙС БТИЙЧОПЗП ДЕМБ.

чПКОЩ Й ОБЫЕУФЧЙС, УПГЙБМШОЩЕ ЛБФБЛМЙЪНЩ, ОБТПДОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, ЧПУУФБОЙС, ТЕЧПМАГЙЙ, ЗТБЦДБОУЛЙЕ ЧПКОЩ, РПЦБТЩ, ЪМПК ХНЩУЕМ Й ПВЩЛОПЧЕООПЕ ЧБТЧБТУФЧП ЪБ НОПЗПЧЕЛПЧХА ЙУФПТЙА ОБЫЕЗП ПФЕЮЕУФЧБ РТЙЧЕМЙ Л ЗЙВЕМЙ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЛПНРМЕЛУПЧ ДПЛХНЕОФПЧ. чПЪНПЦОП, ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ВЕМЩЕ РСФОБ ЙУФПТЙЙ ОБЧУЕЗДБ ПУФБОХФУС ОЕЪБРПМОЕООЩНЙ ОБЫЙН ЪОБОЙЕН П РТПЫМПН ЙЪ-ЪБ ОЕРПОЙНБОЙС Й ОЕХНЕОЙС УПИТБОЙФШ «ДПЛХНЕОФБМШОХА РБНСФШ».

архивы впервые появляются в монастырях и храмахоБ УМПЦОПН, НОПЗПРМБОПЧПН ЖПОЕ ТБЪЧЙФЙС ПФЕЮЕУФЧЕООПК ЙУФПТЙЙ РПУФБТБЕНУС РТПУМЕДЙФШ ЪБТПЦДЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ БТИЙЧОПЗП ДЕМБ Ч ОБЫЕК УФТБОЕ.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЧУЕ ЬФЙ ЗПУХДБТУФЧБ НПЦОП ХУМПЧОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ФТЙ ФЙРБ: ТБООЕЖЕПДБМШОБС НПОБТИЙС, ЖЕПДБМШОБС ТЕУРХВМЙЛБ, ДЕУРПФЙЮЕУЛБС НПОБТИЙС.

ч АЗП-ЪБРБДОПК тХУЙ ЧМБУФШ ЛОСЪС ПРЙТБМБУШ ОБ УЙМХ ДТХЦЙОЩ Й ЛПОФТПМЙТПЧБМБУШ ЗПТПДУЛЙН ЧЕЮЕН. фБЛПЕ РТБЧМЕОЙЕ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЛБЛ ТБООЕЖЕПДБМШОБС НПОБТИЙС.

архивы впервые появляются в монастырях и храмахдТЕЧОЕКЫЙН УПИТБОЙЧЫЙНУС ДП ОБЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ ПВТБЪГПН ЦБМПЧБООЩИ ЗТБНПФ СЧМСЕФУС ЗТБНПФБ ЧЕМЙЛПЗП ЛЙЕЧУЛПЗП ЛОСЪС нУФЙУМБЧБ чМБДЙНЙТПЧЙЮБ ОПЧЗПТПДУЛПНХ аТШЕЧХ НПОБУФЩТА (ДБФЙТХЕФУС ПОБ ОБЮБМПН XII Ч.).

ч НПОБУФЩТСИ РЕТЕРЙУЩЧБМЙУШ ЛОЙЗЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЫЙ РТЕДЛЙ ОБЪЩЧБМЙ «ЙУФПЮОЙЛБНЙ НХДТПУФЙ». лОЙЗЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ГЕОЙМЙУШ, УФПЙМЙ ПЮЕОШ ДПТПЗП, ФБЛ ЛБЛ ЙЪЗПФПЧМСМЙУШ ЙЪ РЕТЗБНЕОФБ Й ХЛТБЫБМЙУШ ГЧЕФОЩНЙ НЙОЙБФАТБНЙ. оБ тХУЙ ВЩМБ ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОЕОБ ТЕМЙЗЙПЪОБС МЙФЕТБФХТБ, ПУПВЕООП «ЦЙФЙС УЧСФЩИ», ЛПФПТЩЕ ПРЙУЩЧБМЙ ЦЙЪОШ, УФТБДБОЙС, РПДЧЙЗЙ МАДЕК, ЛБОПОЙЪЙТПЧБООЩИ ГЕТЛПЧША, Ф.Е. РТЙЪОБООЩИ УЧСФЩНЙ.

мЕФПРЙУГЩ Ч РТПГЕУУЕ ТБВПФЩ РТЙЧМЕЛБМЙ ОБТПДОЩЕ РТЕДБОЙС, ЧПУРПНЙОБОЙС ПЮЕЧЙДГЕЧ, ДПЛХНЕОФЩ ЧЕМЙЛПЛОСЦЕУЛПЗП БТИЙЧБ, ГЕТЛЧЕК, НПОБУФЩТЕК.

Источник

Архивы Русской православной церкви в период становления и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)

Автор: Е.В. Старостин

Архивы Русской православной церкви в период становления и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)


Е.В. Старостин, д.и.н., проф. РГГУ

Более 500 лет Русь пребывала в состоянии политической раздробленности, и только церковь, объединенная общей идеологией, в определенной степени выполняла роль связующего звена, что, несомненно, способствовало усилению центростремительных тенденции. К началу XV века земли, которые в настоящее время относятся к Белоруссии и Украине, были включены в состав Великого княжества Литовского. И сохранившаяся еще от Киевской Руси церковная организация подверглась сильнейшему влиянию католицизма. На съезде польско-литовских феодалов в 1385 г., заключивших т.н. кревскую (династическую) унию, католичество было объявлено государственной религией Литвы. Позднее в XV в. Витовт, пытаясь усилить независимость русских земель, вошедших в состав его княжества от Москвы, получил у Константинопольского патриарха согласие на учреждение самостоятельной Киевской митрополии. Где можно найти документальные следы деятельности православных церковных учреждений? Прежде всего, в светских хранилищах, например, в материалах Литовской метрики, в актохранилищах крупных польских магнатов, в украинских, белорусских, польских, чешских, словацких и т.п. архивах, несомненно, и в Ватиканском тайном архиве.

За исключением отдельных разрозненных документов, удельные архивы (как, впрочем, и епархиальные) от этого периода до нас не дошли. Трагична была судьба великокняжеского архива, т.н. «хранил царских» (Царского архива), содержащих богатые собрания славянских, греческих, восточных рукописей… Наибольший вклад в изучение Царского архива внес С.О. Шмидт, опубликовавший серию статей и книг, в которых детально исследовал историю, состав, формы классификации, описания и использования документов главного хранилища Московского царства. Предполагаем, что восточные и греческие рукописи, скорее всего, лежали мертвым грузом, что заставило Василия III отправить посланцев на далекий Афон, чтобы подыскать сведующего монаха для их перевода и описания. Посланникам великого князя удалось в Вартопедском монастыре найти и уговорить отправиться в Московию Максима Грека. Просвещенный старец с помощью выделенных ему толмачей Димитрия Герасимова и Власия, писцов Михаила Медоварцева и троицкого монаха Силуана не только описал рукописные книги, но и перевел на русский язык Толковую псалтырь. Занимался Максим Грек также исправлением литургических книг, в которых были обнаружены ошибки. Впоследствии Максима Грека за внесенные им якобы неканонические изменения обвинили в ереси.

Гибель династии Рюриковичей, польско-шведская интервенция, бурные события Смутного времени, городские пожары в Москве 1547 и 1560 гг. оставили незаживающий след в историко-документальном наследии России: часть великокняжеского архива была увезена поляками, другая передана в архив посольского приказа.

Усиливаются культурные связи с Константинополем и Афоном. Около 685 русских рукописей и их фрагментов дошло до наших дней с XIV в. Следующее столетие увеличит эту цифру до 3500 церковно-славянских книг. Наиболее ранний «отписной список» («отписная»), как тогда называли описи, относящийся к концу XV в., фиксировал книги и рукописи культового характера, что свидетельствовало об общем хранении книжных и архивных материалов. Новгород и поднимающаяся Москва были и остаются центрами богословского просвещения в XV в. Переезд архиепископа Макария на Московскую митрополию в 1542 г. значительно способствовал становлению Москвы как центра русской книжности. Глава иосифлян и кружка книжников во время московского пожара спасал лично от огня «Книгу Божественная правила, юже Киприян митрополит из Царяграда принесл».

Период складывания Русского централизованного государства, начавшегося при Иване Калите и завершившегося в XVI в. при Василии III (1505-1533) и Иване Грозном (1534-1584), сопровождался стягиванием в Москву документов покоренных княжеств, побежденные князья отдавали на хранение важнейшую документацию в церковные учреждения. Изъятия коснулись как светских, так и духовных хранилищ. Иоанн IV Васильевич Грозный в 1550 г. настоял на включении в Судебник требования — «старые тарханные грамоты поимати у всех». В этом же году, Иоанн IV приказал изъять жалованные грамоты у всех монастырей, подготавливая тем самым запрещение им «покупать и принимать в дар или заклад вотчины». Во время карательных экспедиций в Новгород и Псков царь в поисках крамолы приказал конфисковать «ризную казну» Святой Софии и документы монастырей и церквей Северной республики. По не вполне понятным причинам царь запретил опричникам разорять дома псковских священников и монахов.

Накопление документов обязывало церковное руководство выделять специальное лицо, которому поручалось ведение делопроизводства и хранение документов. Дьяки и подьячие, продолжая выполнять свои обязанности священнослужителей, стали часто возглавлять церковные и светские канцелярии. Укрепление системы церковных хранилищ, шло параллельно с образованием архивов приказов. В московском княжестве продолжался процесс перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Центральное место в складывающейся сети церковных архивов занимала т.н. «митрополичья казна», в котоpoй хранились материалы, связанные с церковно-административной и хозяйственной деятельностью: послания константинопольских патриархов, решения поместных соборов русской церкви, земельные акты, тексты митрополичьих посланий, благословенные грамоты, наказы по управлению епархиями, монастырями, договорные княжеские грамоты, богослужебные книги и т.п. Здесь мы также встречаем «крепостные акты на имения, жалованные, несудимые, тарханные, меновые, отступные грамоты. По приказу митрополита Даниила был составлен сборник этих документов, находящийся сегодня в собрании Синодальной библиотеки ГИМ.(№ 276, 173). Там же находится и вторая книга, включавшая наиболее важные документы из митрополичьего архива, что позволяет нам реконструировать его состав. С этим изумительным историческим источником можно познакомиться в ГИМ.(№ 662). Несомненно, сохранившиеся грамоты митрополитов Киприана и Фотия (XIV, XV вв.), отправленные в связи с развившейся в Пскове ереси «стригольников», имели то же происхождение. Подлинные грамоты митрополичьего архива XIV-XV вв. погибли, то, что сохранилось в виде списков в копийных книгах при митрополичьей кафедре впоследствии нашло себе место в Патриаршей библиотеке Московской синодальной конторы.

Сохранившиеся описи отдаленной пустыни на реке Соре позволяют поименно назвать фамилии крупных вкладчиков в монастырскую казну церковных книг: князей Кубенских-Заозерских, ученика Максима Грека В.М. Тучкова, архиепископа Арсения, патриарха Филарета, воеводу М.М. Салтыкова, главу комиссии по составлению Уложения 1649 г. Н.И. Одоевского, «западника» Б.И. Морозова, князя И.А. Воротынского, князей Шаховских и др.

Восстановление монастырских актохранилищ после опустошений 1570 г. при Иоанне Грозном и, особенно, в Смутном времени, шло медленно. Многие документы находились «в розни», т. е. хаотическом состоянии. Начиная с I-й трети XVII в., документы приводятся в порядок, систематизируются и описываются. Остро вставший земельный вопрос вынудил монастырское руководство привести в порядок свои хранилища. Этому способствовала реформа по централизации церковного управления, проводимая Патриархом Филаретом. Копируя светскую государственную структуру, Филарет, объявивший себя Великим государем, учредил при своем дворе ряд приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный, в результате деятельности которых образовывалась документация. Патриарху были подведомственны митрополиты в четырех епархиях (Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой), епископы, архиепископы, управлявшие 13 епархиями. Патриарх, чьи амбиции выходили далеко за рамки традиционных представлений о роли церкви, в 1627 г. отдал распоряжение о том, чтобы все богослужебные книги «литовской печати» были заменены изданиями, опубликованными в Москве.

Поскольку некоторые церковные учреждения и монастыри были подсудны Приказу Большого дворца, на него была возложена забота о церковном имуществе, документах и т. п. В это же хранилище были переданы бумаги Монастырского приказа, закрытого по настоянию церковной оппозиции в 1677 г.

В связи с намерением провести исправление культовых текстов, Патриарх Никон в 1653 г. распорядился составить опись книг и рукописей 39 крупнейших монастырей. На следующий год он послал на далекий Афон старца Арсения (Суханова), который доставил из монашеской республики 498 рукописей. (Эти рукописные памятники, в т.ч. уникальные списки IX-XIII вв., частично были опубликованы в 1873 г. в Киеве.). Чтобы прекратить повсеместно проводить службу по-старому, Никон приказал из городских и сельских приходов изъять старые книги. Встречались случаи сожжения старых книг московской печати. По вполне понятным причинам «двуперстники» не только не отдавали священные книги, но и продолжали служить по ним. В том случае, когда власти прибегали к насилию, книги и архивы уносили в леса, в пустыни.

Монастырские описи XVII в. — явление достаточно распространенное. В «отписных списах», т.е. описях монастырских ценностей, перечислялись не только культовые предметы, но и грамоты, дела и старые книги. Описи составлялись и при передаче монастыря в казну. Так, по указу 1670 г., подписанного царем Алексеем Михайловичем, о передаче Самарского мужского Спасо-Преображенского монастыря в казну, т.е. «быть особо от Патриаршего дома», воеводой Василием Яверлаковым в 1672 г. были описаны монастырские переписные книги и архивные материалы.

Создают свои архивы и некоторые духовные учебные заведения (Киевско-духовная академия (с 1615), Славяно–греко-латинская академия в Москве (с 1685) и др.), основанные с целью подготовки кадров ученых богословов.

В отличие от Западной Европы русское боярство и дворянство не создали более или менее стройную систему частных дворянских архивов, в которых могли бы сохраниться источники по истории Русской православной церкви. Особенно они потеряли интерес к сохранности своих архивов после отмены местничества в конце XVII в. Многие документы, в отличие от библиотек, оказались на чердаках. Переведя столицу государства в Петербург, Петр тем самым выключил старое родовитое московское боярство из активной государственной деятельности. Практическая ценность фамильных документов была сведена к нулю, а историческая еще не народилась. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал:

«Что русский ветреный боярин Считает грамоты царей За пыльный сбор календарей…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *