архыз храм пророка илии
Архыз храм пророка илии
Где: поселок Нижний Архыз
Расстояние от курорта Архыз: 36 км
Режим работы: комплекс открыт в светлое время суток.
Древние аланы были в дружбе с Византией, поэтому переняли ее религию — христианство. Считается, что в начале X века появились первые крещеные и были построены первые храмы.
На территории Нижне-Архызского городища, бывшего аланского города, найдены останки нескольких церквей. Полностью сохранились три: все они построены, как бы сейчас сказали, «по типовому проекту», но все различаются.
Первым туристов встречает Южный храм. Он, единственный из всех, действует до сих пор. Церковь столь небольшая, что принадлежала, скорее всего, какой-нибудь богатой знатной семье. Точно узнать его историю сложно: спустя тысячу лет он был перестроен русскими монахами с греческой горы Афон, центра православного монашества. Они пришли сюда в 1886 году: к тому моменту аланы давно были разбиты татаро-монголами, все жители покинули эти места, разрушенные до фундамента, бывший город ветшал уже несколько веков.
Монахи основали здесь Александро-Невскую Зеленчукскую Пустынь. Южный храм они не только восстановили, но и перестроили, изменив его облик. Сегодня он сильно отличается от остальных: оштукатуренная побеленная основа с деревянным крыльцом, приплюснутый зеленый купол на барабане. Один придел освящен в честь Александра Невского, второй — в честь пророка Илии.
Второй храм, Средний, тоже принадлежал монастырю и был восстановлен в XIX веке. Его освятили как Спасо-Преображенский (сегодня Троицкий). Вокруг были построены братские корпуса, хотя многие монахи предпочитали жить в горных кельях: в округе их около 60.
Троицкий храм сегодня пустует, хотя сохранился хорошо. Он наверняка был городским, для обычных жителей. Большой, вместительный, сложен из аккуратных плит и скреплен известковым раствором. Храм крестообразный, построен по византийскому образцу в первой трети X века. Вокруг него сохранился некрополь: обычно в нем хоронили священнослужителей и знатных особ.
Древнейший из всех, скорее всего, — Северный храм. Он построен около 920 г. с соблюдением того византийского принципа соразмерности, при котором ширина здания равняется ровно половине длины. Это самый большой храм, который определенно был кафедральным собором аланской епархии. Здесь совершался обряд крещения: сохранилась крестильня.
Рядом с ним тоже найден некрополь: там могли быть захоронены только самые знатные люди. Под полом в самом соборе археологи обнаружили гробницу девушки. Она была одета в богатейшие одежды: на них сохранилось 200 золотых деталей. На пальце — золотой перстень с именем армянского царя Ашота II Железного. Благодаря ему стало ясно, что это одна из армянских принцесс, вышедшая замуж за аланского правителя. Украшения хранятся в Историческом музее на Красной площади в Москве.
Христианские лики Архыза
Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.
Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.
Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.
Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.
Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.
Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).
Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз – городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.
Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа |
Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.
Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.
Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.
Никольский (Преображенский) храм в Архызе
Храмы Архыза. Собор Николы Чудотворца
Храм Георгия Победоносца в Архызе
В Архызском ущелье у горы Церковная расположен Георгиевский храм X века, в котором проводились древние захоронения. По словам ученых, храм возводился уже НАД захоронениями, чтобы служить им защитой. В день Георгия Победоносца в храме проводятся богослужения.
Георгиевский храм в Архызе
Георгиевский храм
Храм Ильи Пророка в горах Карачаево-Черкесии
Ныне Ильинский храм венчает крест, ранее стоявший на Среднем храме. В период разорения монастыря крест был пробит пулями, поэтому его пришлось реставрировать.
Наскальная икона Спас Нерукотворный Образ
В канун 2000-летия христианства в Архызе произошло событие, всколыхнувшее весь православный мир. На скальной террасе напротив Нижне-Архызского городища было найдено изображение в последствии названное «Архызский лик-наскальная икона». Образ сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества христиан.
Изображение обнаружено случайно в мае 1999 г. жителями ст.Зеленчукской — братьями Сергеем и Анатолием Варченко. Икона находится на крутом левом берегу реки Большой Зеленчук на высоте около 150 м выше уровня реки на плоской поверхности песчаниковой скалы светло-охристого цвета. Размеры ее примерно 140х80 см, что позволяет считать его образцом монументальной живописи.
Высказывались различные точки зрения о времени создания и характере Образа. В одной из последних работ В.А.Кузнецов дал следующее описание изображения: «Написан в скупой цветовой гамме – контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены белилами, живопись подчинена канону, характеризующему иконографическое искусство Византии IX – XI вв.: строго фронтальное расположение головы, огромные с пронизывающим взглядом глаза, линеарно-графический стиль рисунка, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика».
Нельзя не отметить важную особенность – скала, где нарисован Образ, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мысленно продолжить вектор направления глаз образа, то он укажет на Средний Зеленчукский храм – второй по величине храм городища. Можно утверждать, что прямая зрительная связь между иконой и древнейшим храмом на территории Нижнего Архыза не случайна, а указывает на духовно-литургическую и историческую связь между ними.
Ученые склоняются к точке зрения о хронологической близости создания Образа ко времени строительства храмов и создания Аланской епархии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Архыз
32 материалa по 7 объектам, 537 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Архызе.
церковь Илии пророка
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Южный храм
В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением кладки » тычком и ложком » в углах здания. Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени — в пределах X века.
Известно, что Христианство на Русь пришло с юга, из Византии. Вначале были крещены Армения, Грузия, Абхазия. Затем византийские миссионеры проникли через Кавказский хребет, и уже в VII веке начался процесс постепенной христианизации Алании. Его завершением можно считать 916 год, когда при константинопольском патриархе Николае Мистике в крупнейшем религиозном центре Алании — Нижне-Архызском городище, произошло массовое крещение основной части населения Западной Алании.
В XIX веке, во время основания Александро-Невского Зеленчукского монастыря, Южный храм был восстановлен и освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского. Он являлся зимним монастырским храмом и отапливался подземными печами, горячий воздух из которых поступал по специальному воздуховоду. Церковь была соединена крытой пристройкой с трапезной, размещавшейся на первом этаже братского корпуса, в результате чего она могла вмещать значительное количество монахов и паломников. Рядом с ней была построена небольшая часовня и звонница монастыря. Сохранилась монастырская живопись в алтарной части храма: голубь — символ Святого Духа, херувимы и серафимы, восьмиконечные кресты. После революции монастырь постигла участь почти всех российских монастырей. Он был закрыт, а монахи репрессированы. Часть их еще долгое время скрывалась в близлежащих горах, в многочисленных каменных кельях.
Ныне Ильинский храм венчает крест, ранее стоявший на Среднем храме. В период разорения монастыря крест был пробит пулями, поэтому его пришлось реставрировать. Расстреливали не только людей.
В настоящее время церковь пророка Божия Илии, в которой совершались богослужения еще до крещения Руси, является древнейшим действующим христианским храмом на территории России
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Древние храмы Архыза
Нижне-Архызский историко-архитектурный центр – это большой музей под открытым небом, который включает в себя несколько древних христианских храмов и других памятников аланской цивилизации. Музейный комплекс находится на берегу реки Большой Зеленчук в поселке Нижний Архыз или, как его еще называют, Буково.
В X веке нашей эры на месте Нижне-Архызского городища располагалась столица Аланского государства – город Маас. Сейчас от города практически ничего не осталось кроме нескольких камней, остатков стен. Зато христианские храмы до сих пор стоят.
Нижне-Архызское городище на карте:
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Экскурсия по комплексу
Пешеходная часть маршрута не превышает 3 км. Это расстояние можно также проехать и на машине – на территории комплекса это не запрещено.
Церковь Илии пророка. Южный храм
Это древнейшая из действующих православных церквей России. Она была построена еще в те времена, когда Русь была языческой. Вновь освятили эту церковь в 1991 году. Раньше она находилась на территории усадьбы, то есть была домовой. Сохранилась роспись алтарной части.
Средний храм
Это первый храм, который видели купцы “шелковых” караванов, возивших товары из Китая в Византию. Северный храм – это самая крупная христианская церковь Алании. Этот величественный храм был центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. нашей эры. В настоящее время в храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых – Георгия Победоносца. Длина храма – 21 м, ширина – 10,5 м. В 1940 году под полом храма было обнаружено элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Северный храм
По масштабам уступает Северному храму. Длина храма – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м. Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола и синтрон. На стенах пилястры, в сводах были устроены голосники.
Круг
Культовое сооружение с элементами календаря. Диаметр его составляет 88 метров. Круг находится под метровым слоем земляного вала, визуальную ценность для туриста этот объект представляет слабую. По версии археологов, это древнее календарно-астрономическое сооружение алан 10-12 века. Внутри круга имеются фрагменты, названные секторами.
Воин-тюрок
Каменная статуя, памятник 8-12 века.
Входной билет
Стоимость прохода на территорию городища – 100 рублей с человека. Причем не важно, пешком вы идете или едете на машине. Комплекс работает до 18.00.
Как добраться?
Если ехать из станицы Зеленчукской, после базара, развернутого возле храма у дороги, будет поворот на Нижний Архыз. Сразу после него вы упретесь в шлагбаум. Скажите сотруднику КПП, что едете в музей, и он пропустит.