артоболевская методика обучения игре на фортепиано

Уникальный педагогический метод А.Д. Артоболевской

«УНИКАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

АННЫ ДАНИЛОВНЫ АРТОБОЛЕВСКОЙ»

Калашникова Ольга Владимировна, преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили» г. Смоленска

Анна Даниловна Артоболевская – блистательная пианистка, поэтесса, художница, все грани своей яркой натуры сосредоточила на главном – фортепианной педагогике. Не писала и не печатала научных статей, методических работ и трудов, не выступала с популяризацией своей школы в средствах массовой информации, как это делали многие методисты. Ее труд, внешне скромный, не был отмечен высокими званиями и наградами. Выпускница Петербургской консерватории, класса преподавателя М.В. Юдиной, 40 лет своей жизни отдала работе в ЦМШ при Московской консерватории, воспитав целую плеяду учеников, многие из которых стали гордостью российского исполнительского и педагогического искусства. Среди них: А. Наседкин, А. Любимов, Е. Королев, Т. Федькина, Л. Тимофеева, В. Овчинников, Ю. Розум, композитор С. Слонимский и многие другие. Своей творческой деятельностью Анна Даниловна не только продолжила традицию русской фортепианной школы, но и создала свою школу, как в исполнительстве, так и в педагогике.

Учить музыке надо всех, считала Артоболевская, потому что нет или почти нет неодарённых детей. Каждого ребёнка природа чем-то одарила, и трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности. Известно, что в музыкальных школах есть отсев, у Анны Даниловны отсева практически не было. « Слух поддаётся почти неограниченному развитию», – говорила она, и были свидетели того, как она «подбирала» «отбракованных» в ДМШ детей и через год они легко и поступали в ЦМШ.

Особенно любила Анна Даниловна «закрытых» детей – замкнутых, необщительных. «Они очень часто кажутся тупыми, – говорила она, – но я убедилась на своей большой практике: чем более одарён ребёнок, тем больше он «вещь в себе», тем более он закрыт для окружающих, тем труднее «поставить диагноз». Но это не тупость, а закрытость – часть большого дарования. Природа прячет свои дары от досужих глаз».

Анна Даниловна вела дневники, записи, собирала индивидуальные «досье» на каждого из учеников, изучала характер, склонности, этапы развития, трудности и достижения. В её архиве – целые картонные коробки этих дневников и «досье». Она мечтала написать о том, как развивался каждый из её учеников. Это был бы незаменимый учебник для современной фортепианной педагогики, но не успела, ей всегда не хватало времени, но хватало сердца – на всех, на каждого.

К Анне Даниловне приводили совсем крошек – трёх-четырёх лет. Она безошибочно определяла, чем одарила ребёнка природа, а что необходимо извлечь из тайников детского сознания и подсознания, как разбудить спящие возможности и ни в чём еще не проявившиеся таланты. Для этого надо было, прежде всего, заразить ребёнка своей страстью к музыке, вселить веру в своих воспитанников. Её «материнство» распространялось на каждого малыша, которого к ней приводили. Отличительной чертой музыкально педагогического общения А. Д. Артоболевской с детьми является интенсивное развитие способностей ученика ещё в донотный период обучения, где существенную роль играет развитие слуховых представлений, образно-эмоциональное восприятие одновременно с двигательно-моторными ощущениями и приёмами. И действительно, дети быстро загорались от того, что через несколько уроков могли играть двумя руками несложные пьесы в ансамбле с преподавателем. Это было, то мотивационное поле, которое определяло условия для продолжения творческого общения.

Анна Даниловна мечтала о «краткосрочных курсах для родителей» и воспитывала «своих» родителей, прививала им культуру общения, умение помочь ребёнку, быть в сотворчестве с ним. Присутствие родителей на уроке начинающих пианистов было обязательным требованием А.Д. Артоболевской, которая хотела получить максимум отдачи от своих уроков с малышами. Родители записывали указания педагога в тетради и дома могли помочь ребенку выполнить его задание. В сотрудничестве с родителями осуществлялся учебный процесс непосредственно на уроке и за его пределами, формировался образ жизни ребенка, организация его занятий и досуга. Лишь контролируя все стороны жизнедеятельности ребенка, Анна Даниловна могла четко прогнозировать его развитие, строить долгосрочное формирование личности музыканта-профессионала.

В своей каждодневной работе Анна Даниловна уделяла большое внимание техническому развитию своих учеников. Как правило, урок в классе Артоболевской начинался с упражнений, которые она нередко сама сочиняла. Упражнения были тем материалом, на котором формировался игровой аппарат, осваивались типовые фортепианные «формулы». Очень много внимания на начальном этапе обучения пианиста уделялось развитию самостоятельности пальцев, их независимости. Упражнения на трели игрались только пальцами при неподвижном плече и предплечье по звукам диатоники или по хроматической гамме во всех тональностях в восходящем и нисходящем движении, что воспитывало у юного пианиста выдержку. Упражнения игрались различными штрихами, в различных нюансах и темпах. Незаметно для ученика она передавала ему необходимые ощущения «донышка клавиш», опоры «купола», ладони на «обруч» (1 и 5 пальцы) «лепила» его руки.

Артоболевская больше всего боялась не «перегрузки», а топтания на месте, в результате которой ребёнок начинает уставать, отключается, теряет интерес и ритм занятий. Почти на каждом уроке ребенку задавалось новое произведение взамен того, которое «сдавалось». Анна Даниловна не требовала при прохождении репертуара безукоризненного исполнения. Многие произведения проходились «эскизно», как материал для овладения определенным типом фактуры, технической формулой, приемом, жанром, стилем. Дети пропускали через себя большое количество музыки, приобретали необходимые навыки. Анна Даниловна призывала педагогов осторожно применять этот метод, чтобы не приучить детей к поверхностному освоению музыкального произведения.

Дети, способные, как известно, к сосредоточению внимания не более чем на 40-45 минут, сидели у неё на уроках по нескольку часов и не уставали, не хотели уходить. Как ей это удавалось?

Первым учеником Анны Даниловны стал Алексей Наседкин. «Мой первый» – Алёша Наседкин – моя любовь и мучение, – писала она в дневнике. – Считаю его гениальным, и благодарю Бога за то, что он послал его на моём жизненном пути». В семь лет Алексей исполнил концерт Гайдна с оркестром под управлением Рахлина, а в восемь лет – концерт Бетховена. Все лучшие ученики Анны Даниловны прошли «школу» удивительно талантливого дирижера Натана Рахлина. Алексей Наседкин стал одним из талантливых пианистов современности, а позже одним из учредителей и президентом Фонда им. А.Д. Артоболевской. Вспоминая о своих занятиях в классе А.Д. Артоболевской, отмечает большой литературный дар Анны Даниловны, сочинявшей либретто к детским операм Алеши, способность на вдохновенные поэтические импровизации.

Её трепетная любовь к ученикам, уважение к их дарованию передавались и коллегам. «Дорогая Анна Даниловна! Ваша Танечка пречудесная! – писал Генрих Нейгауз Артоболевской в 1963 году. – Вы нисколько не преувеличили. Жду вас вместе с нею на днях. Хочу знать её быт и т.д. Так всё ясно. Девочка – чудо, но чудо самое естественное. Ох, если бы все девочки были такими! Ваш Г. Нейгауз».

И ещё один рецепт был у Артоболевской: чувствовать ребёнка равным себе, а иногда, и выше себя – талантливее, по-детски мудрее, крупнее! «Неизвестно, кто больше должен на этом пути считать себя учеником, а кто учителем, – записала она в дневнике. – Нет ничего ужаснее самовлюблённого педагога… Ни один педагог не смеет считать, что он нашёл свой метод, который должен, по его убеждению, воспринять как определённую истину каждый его ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика».

В классе А.Д. Артоболевской общими усилиями был создан «Альбом юного музыканта», в котором зафиксированы и слова, и красочные иллюстрации к музыкальным примерам. Он содержателен, прост по музыкальному языку, а пьесы любимы и сегодняшними школьниками.

Уже лёжа в постели, тяжелобольная Анна Даниловна Артоболевская работала – заканчивала сборник для второго года обучения малышей. Она не могла уйти, не завершив сборник.

Анны Артоболевской не стало, но остались ученики, книги, рукописи. Осталась в мире её доброта, добытая тяжким трудом потерь и обретений. Осталась методика, которая пришла к людям.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Источник

Школа А.Д. Артоболевской основные направления работы с учеником

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.docx

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Рышково

Курского района Курской области

основные направления работы с учеником

преподаватель по классу фортепиано

2. Жизнь и творческая деятельность А.Д.Артоболевской стр.5

3. Основные направления работы с учениками:

— ребенок для Анны Даниловны стр.5

— нельзя требовать от ребенка больше, чем он может стр.6

— педагогическая стратегия А.Д.Артоболевской стр.7

— программа технического развития стр.7

— работа с родителями стр.10

4. Список используемой литературы стр.11

Наряду со многими методиками обучения игре на фортепиано целесообразно выделить метод Анны Даниловны Артоболевской – «Педагогику дальних результатов».

А.Д.Артоболевская не писала и не печатала научных статей, методических работ и трудов, не выступала с популяризацией своей школы в средствах массовой информации, как это делали многие методисты, Но, в тоже время, ее работу и учеников, ее несравненное искусство музыкально – педагогического общения знали по всей стране и за рубежом.

А.Д.Артоболевская в своей педагогической деятельности неустанно искала новые приемы и методы работы с учениками. Во взаимодействии с ними постепенно выстраивалась ее система музыкального общения, в которой она стремилась воспитать молодого пианиста в соответствии с особенностями дарования каждого из учеников.

А.Д.Артоболевская писала: «…ни один педагог не смеет считать, что он нашел свой метод, который должен, по его убеждению воспринять как определенную истину каждый ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика».

Анна Даниловна Артоболевская была твердо убеждена, что самое большое достоинство педагога заключается в том, чтобы раскрыть личность ученика, а не диктовать свою волю или навязывать свою индивидуальность и тем более, не делать образец для подражания. Отсюда можно сделать вывод, что педагогическое общение Артоболевской можно считать «педагогикой дальних результатов», так как, эта педагогика формирует не только музыканта, но и личность ученика, тем самым, формируя общество в целом. Она часто задавалась вопросом: как будем учить ребенка? Будем ли мы только обучать ребенка, или через обучение, через развитие его способностей, будем его воспитывать? И конечно, Артоболевская отдавала предпочтение второму, поскольку, воспитав, можно, тем самым, непременно и обучить, и это получится на качественно ином, более высоком уровне.

А.Д.Артоболевская придавала большое значение научным разработкам и исследованиям в области методики обучения и воспитания и считала очень важным в своей работе пользоваться предлагаемыми методами. В своей педагогической деятельности она внимательно следила за находками и открытиями, относящимися к пониманию личности и поведения человека.

Педагогическое общение А.Д.Артоболевской было уникальным, к ней приводили детей и учащихся из самых отдаленных уголков страны. Она

была внимательна к каждому ребенку, потому считала, что неодаренных детей не бывает. Есть дети не раскрытые, и чем больше одарен ребенок, тем труднее определить его одаренность, так как задатки большого таланта скрыты глубоко внутри. Раскрытие индивидуальных особенностей в этом случае происходит через 2-3 года, пока педагог сумеет выявить специфику и особенность дарования воспитанника, указывающие по какому пути его направить. Но ни одного – ни яркого одаренного, ни того, кого с трудом осваивает азы, педагог на должен оттолкнуть, а наоборот постараться увлечь ученика независимо от его способностей, потому что главная миссия учителя – воспитать человека.

Жизнь и творческая деятельность А.Д.Артоболевской, ученицы М.В.Юдиной – выдающейся личности и пианистки ХХ столетия, у которой она окончила Петербургскую консерваторию, всецело принадлежит русскому искусству и Московской консерватории, в стенах которой она проработала 40 лет в ЦМШ. Анна Даниловна воспитала целую плеяду учеников, многие из которых стали гордостью исполнительского и педагогического искусства. Среди них А.Наседкин, А.Любимов, Е.Королев, А Головин, Л.Тимофеева, Т.Федькина, В.Овчинников, Ю.Розум, композитор С.Слонимский и другие. А.Д.Артоболевская своей творческой деятельностью не только продолжила традиции русской фортепианной школы, но и создала свою школу, как в исполнительстве, так и в педагогике. Эта педагогика формирования не только музыканта, не только личности, но и общества.

Жизненный и педагогический опыт А.Д.Артоболевской показал, что у нас в стране музыкально одаренных детей гораздо больше, чем мы знаем. Чаще они гаснут в неизвестности, так как не у каждого педагога есть талант достойно вырастить эти драгоценные семена.

Не секрет, что для многих людей музыка остается за глухой стеной полного к ней равнодушия. Это давало основание Анне Даниловне убеждать окружающих ее педагогов-музыкантов быть предельно терпеливыми к своим ученикам, чтобы не отпугнуть ребенка: «Самый великий труд – доброта, самый тяжкий, который нам только ниспослан… быть всегда добрым – труд гигантский, самый большой из известных человечеству».

Только ли музыка, сколько же бед от нашего «нетерпения», от нашего неумения увлечь, но умения оттолкнуть ребенка, неумения пробудить его, но умения погасить, закрыть раз и навсегда»- говорила Анна Даниловна.

Артоболевская в своей педагогической деятельности неустанно искала новые приемы и методы работы с учениками. Эта система была столь благотворна, что способствовала созреванию музыкальных личностей, отличающихся и не похожих друг на друга.

Изучение и исследование исполнительской, педагогической, методической и научной деятельности А.Д.Артоболевской, позволяют нам выделить основные направления работы с учениками:

1.Ребенок для Анны Даниловны был личностью со своим уникальным мировидением и мироощущением, а тем более, одаренный ребенок, с которым она преимущественно имела дело. Понимая, что художественные

образы, творимые ребенком или им воссоздаваемые в музыке, истоком своим

имеют реальную действительность, Анна Даниловна в своей работе опиралась на жизненный опыт ученика, мир его интересов, увлечений,

расширяя его кругозор, прививая высокие духовно-нравственные ценности, на которых зиждится подлинное искусство. Она осознавала, что музыкой жизнь ребенка не ограничивается, что детство есть «ковш душевной глубины». Это выражение Бориса Пастернака очень любила М.В.Юдина – педагог Анны Даниловны, передавший ей по наследству понимание того, что глубинные основы духовности закладываются в детстве.

Учить музыке надо всех, считала Артоболевская, потому что нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. Каждого ребенка природа чем – то одарила, учить надо всех и потому, что в развитии ребенка очень часто случается неожиданное, и трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности. А то, что они есть в каждом, несомненно.

Как же удавалось ей выявить этот нераскрытый потенциал и пробудить в маленьком ученике жажду к творчеству? Удивительное начиналось с первых минут знакомства с маленьким ребенком (к ней приводили детей в возрасте 2,5-4 лет). Воздействие ее на личность ребенка на редкость было притягательным, а диагностика способностей – безошибочно точной. Она старалась «заразить» ребенка страстью к музыке и тогда мир открывался по-новому, открывалась благодатная жажда- жажда творчества.

В этом смысле начальный этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта.

Она считала, что учить детально каждое произведение не целесообразно: надо выбирать лишь два, три из программы учебного плана и доводить их до законченности. Проходить все новые и новые пьесы, периодически возвращаясь к пройденному материалу, убеждая учеников помнить пьесы, которые составляют ядро репертуара. Поступая так, Анна Даниловна была уверена (и опыт доказал это), что исполнение со временем улучшается само по себе. Это было главное направление совершенствования и формирования профессиональных возможностей памяти юного музыканта как исполнителя.

В тоже время, детальная и трудоемкая работа над репертуарными произведениями давала ученику представление об огромном труде,

необходимом для технического совершенствования понравившегося произведения.

3.Педагогическая стратегия А.Д.Артоболевской в отношении освоения репертуара, опирающегося на принцип «количество переходит в качество». Почти на каждом уроке ребенку задавалось новое произведение, которое сносно исполнялось на память. Многие произведения проходились «эскизно» как материал для овладения типом фактуры, технической формулой, приемом, жанром и стилем, который откладывался в памяти, чувствах, эмоциональной сфере, аппарате ребенка как арсенал «заготовок», которые в какой-то момент могли соединиться в одном произведении.

Пропуская через себя большое количество музыки, дети не только знакомились с лучшими ее образами, но и приобретали необходимые навыки, которые с каждым новым произведением обретали новое качество, эмоциональную и стилевую окраску. Подобный метод работы над репертуаром разительно отличался от того, что преобладает в ДМШ и ДШИ, когда 4-5 произведений «мусолится» полгода, ради того, чтобы ученик получил хорошую оценку. При этом мало кого из педагогов волнует скудность репертуара, бедность его выразительных средств и технических возможностей. Главное, «вылизать» 2-3 произведения до блеска и сверкнуть ими на публике или на бесконечных конкурсах.

Подобный метод работы применялся не только с одаренными, но и с обычными детьми, обучающимися игре на любом музыкальном инструменте. но и первом, и во втором случае, предупреждала Анна Даниловна, надо соблюдать меру и понимать, что подобный метод работы следует применять осторожно, чтобы не приучить детей к поверхностному освоению музыкального произведения. Надо в потоке осваиваемой музыки увидеть произведения, в которых ученик раскрывается наиболее ярко, и довести до требуемого уровня.

4.Программа технического развития. Последняя особенно наглядно была представлена упражнениями, которые давала ученикам Анна Даниловна и которые нередко сама для них сочиняла. Как правило, урок в

классе начинался с упражнений. Упражнения были тем нейтральным звуковым материалом, на котором формировался игровой аппарат пианиста,

осваивались типовые фортепианные «формулы». Это были трели в прямом и зеркальном движении, «змейки», упражнения на ломанные терции, двойные ноты и др.

Очень много внимания на начальном этапе обучения пианиста Анна Даниловна уделяла развитию самостоятельности пальцев, их независимости. Так, упражнения на трели игрались только пальцами при неподвижном плече и предплечье, которые были свободны и не «вмешивались» в работу пальцев. Все упражнения игрались либо по звукам диатоники, либо по хроматической гамме во всех тональностях в восходящем и нисходящем движении, что воспитывало у юного пианиста выдержку, способность сосредотачиваться на том или ином упражнении в течение длительного промежутка времени. Работа над упражнениями подготавливала начинающих музыкантов к преодолению будующих пианистических трудностей.

Анна Даниловна на уроках незаметно для ученика «лепила» его руки, передавая ему необходимые ощущения: «донышка» клавиши, опору «купола» ладони на «обруч» (1 и 5 пальцы), избегая «сапога» (продавленных фаланг) и многое другое.

Наряду с произведениями художественно- ценными в классе в обязательном порядке проходились инструктивные этюды. Произведения инструктивного направления, нужные для отработки того или иного штриха, приема, различных элементов движения, необходимых навыков, становились со временем ненужными. Но все, что проходили в классе, естественным образом переходило в копилку опыта, а недоработанные умения помогали преодолевать технические трудности в произведениях мировой классики. Так закладывались основы того, что Г.Г.Нейгауз называл «рукой, повинующейся интеллекту», то есть пианистической технике. «Я стараюсь давать этюды легкие (речь в данном случае идет о младших учениках), даже наивные, понятнее, простые, легко запоминающиеся, но чтобы каждый нес в себе элемент той трудности, которая, будучи освоена в малом, поможет в дальнейшем преодолеть техническую трудность в большом».

педагогом, или, как часто в наше время говорят, декламационный метод, оказывали неоценимую помощь в освоении, а тем самым и в приобретении

пианистических навыков и умений. На самом простом материале – этюде Анна Даниловна учила своих маленьких учеников простой, живой, как бы разговорной речи, учила осмысленному общению с музыкальным произведением. Этот прием Артоболевской говорит о том, что знание законов психики помогало ей делать практическое заключение: пальцевые двигательно – моторные реакции, движения и действия в наилучшей степени поддаются развитию, если идентифицируются, а точнее подражают, двигательно – моторным вербальным(речевым) реакциям и проявлениям.

Пальцы в этом случае, рефлекторно участвуют в подчинении речевому процессу. А в постижении смысла музыки активным образом участвует основной элемент творческого мышления – воображение. Процесс освоения, тем самым, становится для маленького ученика интересным, увлекательным, одухотворенным, творческим состоянием. Создается, еще одно основание для мотивации процесса обучения, ученик становится как бы автором того, что он играет. Вместе с этим незаметно происходит формирование важнейшего элемента в становлении фундамента юного пианиста – музыкальной ритма.

Словесно – поэтические подтекстовки кроме образного и двигательного – моторного назначения способствовали еще и организации ритмического начала, «заражали» ритмом.

Артоболевская часто повторяла, что маленького воспитанника ритму надо не учить, а «заражать». Именно Г. Г. Нейгауз, в книге «Искусство фортепианной игры», говорит об этой же проблеме – полезности словесной подтекстовки некоторых ритмических элементов в нотном тексте. В этом смысле мнение двух выдающихся педагогов совпадают, несмотря на то, что использовался этот прием названными педагогами на различных уровнях обучения с различными возрастными категориями учеников.

Под пристальным вниманием педагога в классе находилась проблема развития музыкальной памяти. Память и исполнительская воля связаны теснейшим образом, считала она; произвольная память при наличии исполнительской воли имеет неограниченные возможности для развития, совершенствуясь с раннего детства. Для этого существовало обязательное условие – ежедневно запоминать несколько строчек незнакомого текста на память.

Развитие памяти, накопление репертуара тесным образом связаны с воспитанием и укреплением исполнительской воли ученика. Выступление на эстраде перед публикой – специфический элемент общения со слушателем.

Поэтому самое серьезное внимание уделялось созданию условий для

развития исполнительской воли, как необходимого профессионального

качества юного музыканта.

Первая апробация репертуара, а вместе с ним и музыкальной памяти и исполнительской воли, начинались на многочисленных концертах у Артоболевской дома. Позднее выступления переносились на разнообразные концертные площадки города: музыкальные школы и детские сады. Таким образом, педагог способствовал формированию у учащихся своего класса потребности в общении с публикой посредством музыкально – исполнительского искусства. Очень часто Анна Даниловна со своими воспитанниками выезжала в разные города, где делилась педагогическим опытом и показывала своих учеников. Это являлось одной из обязательных и необходимых форм ее музыкально – педагогического общения.

5.Работа с родителями. Присутствие родителей на уроках у начинающих пианистов было обязательным требованием А.Д.Артоболевской, которая хотела получить максимум отдачи от своих уроков с малышами. Родители записывали указания педагога в тетради и дома могли помочь ребенку выполнить задание. В сотрудничестве с родителями осуществлялся учебный процесс непосредственно на уроках и за его пределами, формировался образ жизни ребенка, организация его занятости и другое. Лишь контролируя все стороны жизнедеятельности ребенка, Анна Даниловна могла четко прогнозировать его развитие, строить долгосрочную программу формирования личности музыканта-профессионала. Она говорила: «Зная, что имею «на входе», при соблюдении необходимых условиях я могу прогнозировать, что будет с учеником «на выходе» через два, три, четыре года».

ставшей национальным достоянием русской музыкальной культуры.

3. Нейгауз Г.Г. Письмо к Артоболевской. – М.: Музыка, 1963 – 97 с.

5. Т. Юдовина – Гальперина. За роялем без слез, или я – детский педагог. Союз художников, СПб.: 2002 – 240 с.

6. А.В.Моздыков Современные гуманитарные исследования, статья «Педагогическое мастерство А.Д.Артоболевской в воспитании юного музыканта» 2001 г.

7. А.А.Никитин Научная статья «Метод А.Д.Артоболевской» 2011 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *